Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1»
городского округа город Волгореченск.
Реферат «Модель ученического самоуправления в «Лицее № 1».
Автор: Керимов А. –ученик 11-б педагогического класса.
Научный руководитель: Могунова Е.В. –учитель основ
методики воспитательной работы.
2007 год.
План.
Введение. Актуальность темы.
Из истории школьного самоуправления.
Самоуправление ученического коллектива.
Модель самоуправления в «Лицее № 1».
Литература.
Введение.
Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства». Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. . В этих условиях принципиально изменяется роль школьного самоуправления.
Исходя из этого, самоуправлению современной общеобразовательной школы остро необходимы отвечающие требованиям времени новые цели, задачи, функции, обновленные принципы, содержание, организационная структура, формы и методы.
Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать массовую практику школьного самоуправления, выявить причины и обстоятельства, затрудняющие его организацию и функционирование в отечественной школе. 2. Проанализировать развитие идей школьного самоуправления в истории отечественной и зарубежной педагогики. 3.Разработать, апробировать и раскрыть цель, задачи, основные принципы, функции, содержание, структуру, формы и методы деятельности органов школьного самоуправления в современных условиях. 4. Построить базовую модель школьного самоуправления, выявить и раскрыть роль и место в ней совместных и раздельных органов самоуправления педагогов, учащихся и родителей. 5. Выявить социально-педагогические условия эффективного функционирования органов самоуправления школы.
6. Исследовать влияние школьного и ученического самоуправления на воспитание и развитие учащихся, их самоактуализацию.
Из истории школьного самоуправления.
Первое упоминание о школьном самоуправлении и его организации относятся к ХVI столетию. В 1531-1556 гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был первым педагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей. Выдвинул демократический принцип единой школы славянский педагог Я.А. Каменский. В своем сочинении “Законы хорошо организованной школы” он сформулировал краткие правила организации школьного режима и управления школой. Элементы самоуправления детей были заложены М.В. Ломоносовым в подготовленный им в 1758 г. “Регламент московских гимназий”, согласно которому прядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами.
Огромное влияние на общественность оказали труды К. Ушинского по проблемам воспитания и обучения. Подходы К. Ушинского были очень популярны и всерьез поставили педагогов перед необходимостью критической переоценки устоявшейся в России системы воспитания.
Актуально для современной школы звучат слова Н.К. Крупской о том, что школьное самоуправление должно охватить всех школьников и, таким образом, не сводится только к работе одних выборных комиссий. Необходимо чтобы на общих собраниях обсуждались все важные, интересующие школьника вопросы.
Неоценимый вклад в становление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А.С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20-30-е годы можно считать созданную А.С. Макаренко коммуну имени Ф.Э. Дзержинского. Как известно, все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами.
Школьный совет стал совещательным органом. В основе коммунарского движения лежала идея коллективных творческих дел И. Иванова, которая привела к возникновению неформальных коллективов.
В 1992 году был принят Закон Российской Федерации “Об образовании”, в котором нашла определенное воплощение идея демократизации школы. Отныне каждая школа разрабатывает свой устав, в котором имеет право устанавливать конкретную форму демократического самоуправления. С 1996 г. образовательные учреждения руководствуются законом “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об образовании”. В соответствии с ними управление образовательными учреждениями должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления должен определиться уставом учреждения. Немаловажная роль в самоуправлении учреждения отводится ученикам.
В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как – формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся. Перед организаторами воспитательного процесса современного образовательного учреждения встает вопрос – какая модель школьного самоуправления наиболее приемлема, какие классические принципы необходимо пересмотреть, что взять за основу.
Самоуправление ученического коллектива. Самоуправление – это принцип организации жизнедеятельности школьного коллектива, означающий права и обязанности его членов анализировать состояние дел в школе, вырабатывать и принимать решения, касающиеся разных сторон жизни школы, активно участвовать в их реализации. Основная Цель - Обеспечение управления школьным коллективом, преподавателями и учащимися на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества. Мы хотим сформировать постоянно действующие органы самоуправления, повысить статус актива в жизни школы, хотим, чтобы в школе появились твердо установившиеся традиции. Хотим воспитать у учащихся уважения к самому себе, добиться уважительного отношения к членам коллектива, стремления к активной социальной деятельности и обеспечить взаимодействие учеников и учителей. Самоуправление, на наш взгляд, должно базироваться на следующих принципиальных позициях:
- Равноправие. Все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения - Выборность. Полномочия приобретаются в результате выборов. - Откровенность и гласность. Работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся. - Законность. Неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов. - Целесообразность. Деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. (И педагогов.) - Гуманность. Действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах. - Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся. - Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.
Чего хотим добиться:
-упорядоченности жизнедеятельности школьного коллектива; -творческого содружества взрослых и детей; -возвышения нравственных начал в коллективе; -самостоятельности учащихся в реализации программ деятельности школьного коллектива; -активизации деятельности учащихся; -развития организаторских навыков подростков, развитие творчества, инициативы. Ученическое самоуправление в лицее - это организация школьников, которая не зависит от администрации. Ученики лицея сами решают, чем заниматься самоуправлению. Поле его деятельности не ограничено - от учебной организации досуга до связи с учащимися различных городов. Самоуправление в лицее влияет на жизнь учебного заведения, принимает законы лицейской жизни, поддерживает инициативу учителей и администрации лицея.
Заповедями лицейского самоуправления являются содружество, сотрудничество, соавторство, сотворчество, созидание, соуправление и самоуправление.
Система ученического самоуправления
Совет старшеклассников - Главной формой самоуправления в «Лицее № 1» является Совет старшеклассников, представленный учениками 8 -11 классов. Члены Совета избираются в начале учебного года от каждого класса по 1-2 человека. Участие могут принимать и просто желающие на правах совещательного голоса.
Члены Совета распределяются по комитетам:
Комитет по содействию учебной деятельности;
Комитет по организации досуга;
Комитет по организации шефской работы;
Комитет по организации спортивных мероприятий.
Прессцентр
Совет старшеклассников разрабатывает и утверждает положения обо всех внеурочных делах, проводимых в лицее, создает временные органы управления при проведении коллективных творческих дел.
По инициативе членов Совета старшеклассников создана в лицее команда эрудитов, которая принимает активное участие в городских интеллектуальных играх.
Члены школьной редколлегии издают лицейскую газету «Лицеист», занимаются оформлением школы к праздникам, оформляют актовый зал. Ребята сами собирают информацию о лицее, событиях в нем.
Большую работу проводит комитет по организации досуга учащихся. Работа этого комитета связана с организацией коллективных творческих дел. Ни одно мероприятие не проходит без их активного участия. Благодаря этим ребятам в этом году в лицее прошли мероприятия: «День учителя», посвящение в лицеисты, новогодние утренники, «День святого Валентина». Проходит месячник по гражданско-патриотическому воспитанию. Лицеисты принимают активное участие в работе городского молодежного парламента.
Система самоуправления в лицее переживает период становления. Но начало положено. Появились энтузиасты. Есть планы на будущее.
Цели и задачи Совета учащихся
1.Увеличение числа обучающихся, принимающих активное участие в организации жизни школы, до охвата всех членов коллектива.
2.Выработать привычку активно заниматься общественными делами.
3.Выработать активную самостоятельность, личную и коллективную ответственность за общее дело.
4.Укрепить связь со школьными коллективами, коллективами педагогов и другими коллективами.
5.Привлекать учащихся к организаторской деятельности.
6.Обеспечивать нормальную работу всех коллективов в школе, оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов учащихся.
7. Приобретение учащимися знаний и умений управленческой деятельности.
8.Развитие творчества, учет всех интересов и всевозможных факторов, влияющих на формирование личности.
9.Объединение талантливых, пытливых, увлеченных ребят в сфере Совета учащихся.
10.Воспитание потребности в поиске, самостоятельности.
11.Оказание помощи школе во внеклассной работе.
12.Воспитание товарищеской взаимопомощи и трудовой активности. Принцип: «каждое дело сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем».
Структура школьного самоуправления | Совет старшеклассников:
-председатель
-руководители комиссий
|
| Учебная
| Трудовая
|
Спортивная
|
Информационная
| Досуговая
| |