| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины "Европа в V – XVII вв. " для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра
| Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет истории
Программа дисциплины «Европа в V – XVII вв.»
для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра Авторы программы:
д.и.н., профессор Бойцов М.А.,
чл.-корр. РАН, профессор Уваров П.Ю.
проф. Селин А. А.
ст. преп. Успенский В.С.
Одобрена на заседании Факультета истории
«28»___августа____2013 г.
Председатель совета факультета истории А.М. Семенов.
Санкт-Петербург, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента бакалавриата и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Европа в V – XVII вв».
Программа разработана в соответствии с образовательной программой
с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62«История», обучающихся по программе бакалавриата
Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Европа в V – XVII вв» являются:
Сформировать у студентов представления о медиевистике как составляющей части исторического знания, обладающей специфическим предметом и объектом и комплексом специальных методов изучения и исследования;
Выработать у студентов понимание эпохи Средневековья и раннего Нового времени как одного из ключевых элементов самоидентификации европейской цивилизации и одного из важнейших объектов ее рефлексии;
Сформировать у студентов комплекс знаний о европейском Средневековье и раннем Новом времени, об этапах и конкретных формах развития латинской Европы и (частично) византийского «сообщества» как в их цивилизационном единстве, так и в многообразии конкретных проявлений;
Ознакомить студентов с важнейшими этапами возникновения и развития общественного интереса к истории Средневековья и раннего Нового времени, в частности, со становлением и развитием медиевистики как академического проявления этого интереса, а также с основными направлениями в современной медиевистике;
Сформировать у студентов базовые умения анализировать средневековые исторические источники и работать с академической литературой по истории Средних веков и раннего Нового времени, а также навыки междисциплинарного анализа;
Выработать у студентов гуманистические ценности на основе культурно-антропологического изучения Средневековья и раннего Нового времени.
Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Европа в V – XVII вв.» студент должен
Знать базовый фактологический, источниковедческий и историографический материал, относящийся к истории Европы V – XVII вв.
Освоить основы методологии обращения с указанным материалом для анализирования ретроспективной информации.
Иметь навыки применения как знаний, так и методов для суммирования имеющегося и выявления нового знания о прошлом.
Уметь применять приобретенные базовые знания в образовательной и научно-исследовательской
деятельности.
Студент бакалавриата в ходе изучения дисциплины «Европа в V – XVII вв» осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен выявлять научную сущность проблем в области истории Средних веков и раненнго Нового времени.
Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
| СК-Б3, СК-Б6
| Демонстрирует способность ориентироваться в смысле изучаемого источника или разбираемого научного исследования.
| Лекции и семинары, устный анализ источника, реферат, устный зачет, устный экзамен, подготовка доклада и куросовой работы
| Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение предмета исследований, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества.
| СК-Б7,
СК-Б9
| Демонстрирует способность проводить исторические сопоставления на материалах эпохи Средневековья и раннего Нового времени, а также выступать с представлением результатов своей работы на семинарах и участвовать в дискуссиях.
| Лекции и семинары, доклад на семинаре, подготовка доклада и курсовой работы
| Способен применять философские и науковедческие знания в профессиональной деятельности;
владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
| ОНК-3, ОНК-4
| Демонстрирует способность осмыслять историяеские явления и процессы в широком историческом и мировоззренческом контексте, анализировать историографию в плане отражения общих философских и научных установок авторов исторических исследований
| Семинары, доклад на семинаре, подготовка доклада и курсовой работы
| Способен работать с информацией из различных типов и видов источников
| ПК-7
| Демонстрирует способность сопоставлять информацию, полученную из различных типов и ивдов источников, обсоновывать способы определения более и менее достоверных свидетельств, а также дополнения или опровержения одних свидетельств другими.
| Семинары, доклад на семинаре, подготовка доклада и курсовой работы
| Способность придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности
| СЛК– Б1
| Демонстрирует способность к самостоятельной инновационной работе при соблюдении всех норм корректного цитирования, а также уважительной и принципиальной оценки трудов предшественников.
| Семинары, доклад на семинаре, подготовка доклада и курсовой работы
| Способность к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию
| СЛК– Б3
| Демонстрирует способность к постановке исследовательской цели и формулированию задач, решение которых необходимо для ее достижения
| Лекции и семинары, доклад на семинаре, подготовка доклада и курсовой работы
| Способность гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных
| СЛК – Б8
| Демонстрирует способность модифицировать исследовательскую задачу по мере углубления знакомства с источником и литературой, а также корректно и принципиально вести дискуссию в семинаре.
| Лекции и семинары, доклад на семинаре, подготовка доклада и курсовой работы
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин базовой части 2 года обучения и тесно связана с дисциплинами как базовой части («Источниковедение и информационные ресурсы истории», «История правовых и политических учений», «История искусства и литературы»), так и вариативной части образовательной программы («История Византии», «История исламской цивилизации», «Латинский язык», «Древнегреческий язык», «Церковнославянский язык», «Зарубежная археология»).
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Введение в историю человечества», «Антиковедение», «Общая и историческая география», «Специальные исторические дисциплины», «Латинский язык» (1 год обучения), «Древнегреческий язык» (1 год обучения), «История правовых и политических учений» (1 год обучения), «История искусства и литературы» (1 год обучения). Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть знаниями и компетенциями, относящимися к курсам 1 года обучения на факультете истории по программе бакалавра: «Антиковедение», «Общая и историческая география», «Специальные исторические дисциплины», «Латинский язык» (1 год обучения), «Древнегреческий язык» (1 год обучения), «История правовых и политических учений» (1 год обучения), «История искусства и литературы» (1 год обучения).
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
«Сравнительная история империй Нового и Новейшего времени»,
«Нации и национализм»,
«Экономическая история Нового и Новейшего времени»,
Социальная история Нового и Новейшего времени
Тематический план учебной дисциплины «Европа в V – XVII вв.» (62 часа — лекции, 54 часа — семинары, 172 часа — самостоятельная работа; второй год обучения в бакалавриате, 1 — 4 модули)
№
| Название раздела
| Кафедра, за которой закреплен раздел
| Всего часов
| Лекции, семинары, практикум
| Самостоя-тельная работа
| 1
| «Изобретение» Средневековья. Смысловые наполнения понятия «Средние века»
| Кафедра политической истории
| 4
| 2
| 2
| 2
| Академическая медиевистика: ее возникновение и развитие, цели и методы
| Кафедра политической истории
| 5
| 2
| 3
| 3.
| Трансформация Римской империи в IV – V вв.
| Кафедра политической истории
| 5
| 2
| 3
| 4
| Большое Средиземноморье: центр и периферии в V – VII вв.
| Кафедра политической истории
| 5
| 2
| 3
| 5
| Обособление западной периферии в VII – IX вв.: Рим, лангобарды и Франкская держава.
| Кафедра политической истории
| 5
| 2
| 3
| 6
| Стабилизация православного Востока и распад франкского Запада на рубеже тысячелетий.
| Кафедра политической истории
| 5
| 2
| 3
| 7.
| Северная Европа: от Ирландии до Биармии.
| Кафедра политической истории
| 5
| 2
| 3
| 8.
| Становление новых политических сообществ.
| Кафедра политической истории
| 5
| 2
| 3
| 9.
| Отделение церкви от светской власти на Западе Европы в XI в.
| Кафедра политической истории
| 5
| 2
| 3
| 10.
| «Расширение Европы» в XI – XIII вв.
| Кафедра политической истории
| 5
| 2
| 3
| 11.
| Основные варианты хозяйства до XIV в.
| Кафедра политической истории
| 5
| 2
| 3
| 12.
| Разнообразие городской жизни.
| Кафедра политической истории
| 5
| 2
| 3
| 13.
| Политические силы и структуры XIII века.
| Кафедра политической истории
| 10
| 4
| 6
| 14.
| Интеллектуальная жизнь в XII – XIII вв.
| Кафедра политической истории
| 10
| 4
| 6
| 15.
| Кризис XIV в.
| Кафедра политической истории
| 10
| 4
| 6
| 16.
| Политические силы и структуры XIV – XV вв.: «сгущение» Запада.
| Кафедра политической истории
| 10
| 4
| 6
| 17.
| Политические силы и структуры XIV – XV вв.: перелицовка Востока.
| Кафедра политической истории
| 10
| 4
| 6
| 18.
| Трудности церкви в XIV – XV вв.
| Кафедра политической истории
| 10
| 4
| 6
| 19.
| Парадоксы Итальянского Возрождения
| Кафедра политической истории
| 10
| 4
| 6
| 20.
| Великие географические открытия и экономические сдвиги позднего Средневековья
| Кафедра социальной истории
| 10
| 4
| 6
| 21.
| «Ренессансные монархии»
| Кафедра социальной истории
| 10
| 4
| 6
| 22.
| Реформации и реформы XVI века.
| Кафедра социальной истории
| 10
| 4
| 6
| 23.
| «Другая Европа».
| Кафедра социальной истории
| 10
| 4
| 6
| 24.
| Религиозные конфликты и вынужденная толерантность.
| Кафедра социальной истории
| 10
| 4
| 6
| 25.
| Старое и новое в «эпоху конфессионализации».
| Кафедра социальной истории
| 10
| 4
| 6
| 26.
| Европа на пути к экономической модернизации.
| Кафедра социальной истории
| 10
| 4
| 6
| 27.
| Новый облик власти. Политические структуры Европы XVII в.
| Кафедра социальной истории
| 10
| 4
| 6
| 28.
| От войны за веру к «европейскому концерту».
| Кафедра социальной истории
| 10
| 4
| 6
| 29.
| Человек и общество в эпоху барокко и классицизма.
| Кафедра социальной истории
| 10
| 4
| 6
| 30
| Сложение миров раннего средневековья
| Факультет истории
| 5
| 2
| 3
| 31
| Древняя Русь как феномен средневековой Европы
| Факультет истории
| 5
| 2
| 3
| 32
| Христианизация Центральной и Северной Европы. X-XI вв.
| Факультет истории
| 5
| 2
| 3
| 33
| Древняя Русь в XI-XII вв. в перспективе взаимоотношений с Византией, Центральной Европой, Степью
| Факультет истории
| 5
| 2
| 3
| 34
| Древнерусские земли в XII-XIII вв.
| Факультет истории
| 5
| 2
| 3
| 35
| Древнерусские земли в XIV в.
| Факультет истории
| 5
| 2
| 3
| 36
| Московская Русь второй половины XIV–XV вв.
| Факультет истории
| 5
| 2
| 3
| 37
| Московская Русь во второй половине XV в.
| Факультет истории
| 5
| 2
| 3
| 38
| Москва первой половины XVI в.
| Факультет истории
| 5
| 2
| 3
| 39
| Россия Ивана Грозного
| Факультет истории
| 5
| 2
| 3
| 40
| Политическая борьба рубежа XVI-XVII вв. (1584-1604 гг.).
| Факультет истории
| 5
| 2
| 3
| 41
| Смута
| Факультет истории
| 5
| 2
| 3
| 42
| Преодоление Смуты и выход из нее. Становление царства Романовых.
| Факультет истории
| 5
| 2
| 3
|
|
Итого:
|
|
288
|
116
|
172
|
Формы контроля знаний студентов.
Тип контроля
| Форма контроля
| 2 год
| Кафедра
| Параметры
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
|
|
| Текущий
(неделя)
| Домашнее задание
| Х
| Х
|
|
| Кафедра политической истории, кафедра социальной истории
| Подготовка ответов на вопросы, обсуждаемые на семинарских занятиях: еженедельно в течение всех модулей.
|
| Коллоквиум
|
|
|
| X
| Кафедра политической истории, кафедра социальной истории
| См. определение коллоквиума ниже
| Промежуточный
| Зачет
|
| Х
|
|
| Факультет истории
| Устное собеседование по контрольным вопросам, время на внеудиторную подготовку 25 час.; аудиторная подготовка 45 мин.
| Итоговый
| Экзамен
|
|
|
| Х
| Кафедра социальной истории, кафедра политической истории
| Устное собеседование по контрольным вопросам, время на внеудиторную подготовку 35 час.; аудиторная подготовка 45 мин.
|
|