Книга «Практическая катехизация»





Скачать 356.35 Kb.
НазваниеКнига «Практическая катехизация»
страница1/2
Дата публикации03.09.2013
Размер356.35 Kb.
ТипКнига
100-bal.ru > История > Книга
  1   2
прот. АНАТОЛИЙ Гармаев

XIII Августовский педсовет

книга «Практическая катехизация»



Глава 1. Богом положенные основания в воцерковлении человека

Мне бы хотелось предложить сегодня взглянуть на катехизацию, как на часть воцерковления человека, как на один из этапов его вхождения в жизнь Церкви со стороны, прежде всего, Божией – как Господь это благословил в Евангелии, как апостолы это раскрыли в апостольских посланиях и затем как это происходит в жизни в действиях Промысла Божия к человеку.

К сожалению сегодня катехизацию церковные люди чаще воспринимают как свое, т.е. от себя, служение в Церкви, а не как сообразование своих действий действиям Бога. В результате катехизация идет больше со стороны человека и в том порядке и содержании, какие он может предложить. Собственная церковная жизнь катехизатора, естественное при этом желание, чтобы воцерковлялись близкие и все окружающие и потребность распространить это воцерковление на большие массы людей – всё это рождает самостоятельную деятельность катехизатора, не обязательно, а то и вовсе не согласованную с действиями Бога. Больше того, сам катехизатор, имея стаж церковной жизни меньше десяти-пятнадцати лет, не всегда сознает свой путь воцерковления, не отдает отчета, что с ним происходило и происходит. Катехизацию ведет так, как сам от себя ее чувствует, от себя знает, и от себя может предложить. В таком случае и воцерковляемые им люди не сознают, что с ними происходит, мало ведают свой церковный путь и тем более участие Бога в них.

В таком положении дела меня не раз убеждали встречи на Августовском педсовете с теми, кто занимается катехизацией, доклады и сообщения на Международных образовательных Рождественских чтениях, проводимых в Москве, которые мне приходилось много слышать.

В нашем училище все эти годы мы ставим вопрос: А Божье благословение, Господень Промысел, каков по отношению к человеку, ищущему спасения? В попытках ответить на него и далее попробовать сообразовать наше воцерковление с благословениями Божьими и сообразоваться с волей Божьей мы встречались со множеством самых различных неожиданностей. Прежде всего, в самом человеке, который, порою, вовсе не собирается знать, чего хочет от него Господь? Он знает, что сам хочет, живет тем, что в нем ожило по действию Божьего призывания, прилагает свою призванность к своим земным желаниям, и всё. Увидеть свой период, свой этап церковного развития не всякий человек готов, а когда он желает его увидеть, оказывается, не всякий человек способен и может.

Более того, оказалось, что для этого требуется дополнительная помощь со стороны сопровождающих воцерковление человека. В разработке этой помощи, собственно, и заключались труды нашего училища все семнадцать лет. И это при том, что наши учащиеся – это люди, желающие подготовиться к активному служению в Церкви. Среди братьев половина – желающие служить в священническом сане, что и осуществилось. Половина из окончивших училище сегодня священники. Они трудятся в разных местах, как нашей Волгоградской епархии, так и по всей России и Украине.

Сестры поступают в училище как ради собственного воцерковления, так и для того, чтобы помогать воцерковлению других. Не смотря на то, что с самого поступления в училище уже обезпечена от каждого эта личная потребность и личное его желание активного труда, однако, когда дело касалось необходимости разумения себя, разумения своего места в воцерковлении, и этапа в нем, мы встречались со множеством трудностей. Например, с сильной интеллектуализацией сознания человека, которая мешает увидеть себя, мешает прийти к простым отношениям с Богом, тем более мешает встрече с подлинным собою.

Книга, которую мне хочется сегодня представить – это результат наших семнадцатилетних, совместных с учащимися и сотрудниками, трудов по училищу. Думаю, что результат промежуточный, далеко не завершенный, тем не менее, для тех, кто тоже занимается воцерковлением и желает увидеть свои труды со стороны другого опыта, она может сослужить какую-то пользу.
Часть первая – о чем Иисус Христос просил Отца Своего Небесного

Мне бы хотелось начать с той, если говорить по-человечески, той цели и задачи, которую Господь Сам видел в Своем пришествии на землю и в Своем подвиге жертвенной любви к человеку. Об этом он Сам лично просит Отца Небесного в Своей священнической молитве. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого, истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа. Я открыл Имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и Они сохранили слово Твое. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино. Я в них и Ты во Мне» (Ин. 17, 3,6, 20-21,23).

Здесь мы слышим высочайшую задачу и конечную последнюю цель всего подвига любви, который совершил Господь на земле. Но и по Своему восхождению на небо и во Святом Духе, совершаемом домостроительстве Церкви, осуществляет и сегодня и сейчас. Одна и та же цель совершается на земле со стороны Бога как в первые века православия, так и сегодня. В продолжении этой просьбы далее Господь просит, чтобы те, кто будут в нас едино, чтобы они были со Мною там, где Я буду. Т.е. в Царстве Небесном у Престола Господнего. «Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Ин. 17, 23).

Таким образом, открывается суть воцерковления, которое совершается на земле: «Да будут в Нас едино: Я в них и Ты во Мне». А затем, чтобы это единопребывание продолжилось бы далее в Царстве Небесном в жизни вечной там, за гробом.

Вот, собственно, ради чего пришел Господь на землю, вот что Он и сейчас продолжает осуществлять, и делать, и совершать на земле. И ради этого Он просит благословение Отца Небесного, а, соответственно, и той благодатной помощи, которою возможно исполнить эту просьбу Христа.

Когда мы слышим неоднократно повторяющееся слово «едино», невольно человеку хочется найти какие-то аналоги этому слову, но по всему опыту Церкви и по толкованиям святых отцов, которые и сами пережили, и раскрывают содержание этих слов Господних, слово «едино» остается для нас областью непостижимой. Она может быть осуществляема в нас и с нами в меру усвоения нас Святому Духу, а во Святом Духе в меру усвоения нас Господу Иисусу Христу. Но никогда до конца человек не сможет открыть для себя или же даже выразить и сказать, что это значит слово «едино»?

Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Как по отношению к Богу мы изумляемся, что в естестве Его нет ни несогласия, ни борьбы, и это – величайшая слава, так и они прославятся тем же. Каким образом Он дал славу? Тем, что Он пребывал в них Сам, имея с Собой и Отца, чтобы теснее соединить их»1.

Тем не менее, невозможно идти в сообразование Христу и этим словам, т.е. действиям Божьим, не зная и не имея чем откликнуться. Когда человек откликается и идет навстречу, он откликается чем-то, что ему ведомо, что он имеет в опыте. Внецерковный опыт пребывания «едино» мы с вами знаем в таком явлении, как делать что-либо сообща: жить сообща, быть сообща. Из разового, либо долговременного пребывания сообща в конечном итоге могут вырасти более глубокие отношения, которые уже будут рождать содружество людей между собою. В содружестве присутствует сообща, но содружество имеет в себе и нечто большее. Оно обращает одного человека к другому, как друзей, где есть сердечные отношения, нравственные верность и преданность другому, где соединение между собою имеет уже более глубокий и нравственный характер, и значительно более продолжительный.

Содружество или дружба двоих – мы знаем на опыте, особенно пятидесятых-шестидесятых годов может продолжаться на всю жизнь. К сожалению, мы сегодня почти уже не имеем вокруг себя этого удивительного примера друзей и подруг, которые мне например, доводилось видеть среди людей, поколения старшего, чем я сам. Меня всегда удивляла их дружба, их верность и преданность друг другу, продолжительность этой дружбы на десятки лет. Удивляла особенно, от сознания и чувства, что ты так не можешь, в тебе нет того, чем в это единение между собой можно прийти. Когда такое содружество начинает входить в церковную жизнь, тогда появляется уже третья глубина отношений, которые исходят от участия Духа Святаго. Известно из опыта, что пребывание сообща и дела сообща могут быть прекращены. Люди могут болезненно зацепиться друг за друга, задеть за живое, поссориться и, в конечном итоге, разойтись.

Содружество тоже может быть недолгим или не вечным, и оно, в конечном итоге, может привести к распаду, к взаимным обидам, к взаимной распре. И только вступая в церковную жизнь, человек, освобождающийся от причины разделения, страстного начала в себе, только в этом случае он начинает и в своем содружестве, в своей дружбе, в своем пребывании «едино» друг с другом становиться надежным для других. И эта надежность тем больше, чем глубже Дух Святый проникает в жизнь пребывающих в содружестве людей. На это и дана человеку вся протяженность его земной жизни. У каждого личная протяженность. В ходе ее должно произойти много событий и много нужно будет потерпеть в них.

Недаром мы говорим, что там дружба сильна, где пуд соли вместе съели, где прошли через множество различных испытаний и особенно взаимных размолвок. Но, преодолевая их, сохранились, остались верными друг с другом. Каждое преодоление размолвки, каждое преодоление внутренних разделений – это есть преодоление падшего начала в человеке, тленных разделяющих движений души и духа и через то, конечно же, обретение дружбы всё более глубокой, крепкой, надежной. Тогда слова Господа «Да будут в Нас едино» можно разуметь и как пребывание «едино», и как протяженное движение, ради обретения «едино». И этот труд только в Церкви и возможен.

Только в участии Святаго Духа в человеке и благодатном очищении от разделяющих начал в человеке и возможно действительно обретение того единения, которое ничем нельзя разложить. И мы действительно в Евангелии и в наставлениях апостольских слышим, что тот, кто Христов внутренне, для того никакие внешние скорби, никакие внешние искушения не могут быть повредительными для единения между собой. Собранные во Христе, собранные во Святом Духе, остаются верными друг другу, потому что пребывают верными Самому Христу. И ничего разделяющего ни с Ним, ни между собою нет в них.

Блаженный Феофилакт на слова «соблюди их во Имя Твое», говорит: «Господь объявляет им (ученикам), что Он вручает их Отцу и Его дает им в хранители, и затем говорит Отцу: так как ТЫ призываешь Меня к Себе, то храни их Сам «во Имя Твое», т.е. Твоею помощью и силою, которую Ты дал Мне. В чем же хранить? «Чтобы они были едино». Ибо если они будут иметь любовь друг к другу, и не будет между ними разделений, то они будут непобедимы, и ничто не одолеет их. Чтобы были едино так, как Я и Ты, имели одно мудрование и одно желание. Ибо единодушие – вот их охрана»2. Вся история Церкви показывает, что верность Христу, исполненность благодати Святаго Духа и благости Христовой позволяют человеку проходить ужасные испытания на земле и оставаться при этом членами единого организма Церкви. Не только в единстве со Христом человек может идти на мученическую гибель, но и при этом оставаясь верным всем, кто так же исповедует Христа и так же идет вместе с ним или же рядом с ним.

Значит, это «едино» – оно есть результат личных отношений человека с Богом и отсюда уже личных отношений человека с человеком. Так нравственное начало человека в ходе воцерковления становится духовно-нравственным и далее восходит в чистые духовные отношения к Богу и между собою. Об этом Господь говорит: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, какую любовь имеете между собою». Т.е. в конечном итоге, конечный критерий христианской верности Богу и конечною целью земной жизни человека является любовь между собою, т.е. та любовь, данная от Бога, которую невозможно ничем разделить.

Здесь мы встречаемся с трагической стороной христианской любви. Надо отдавать себе отчет в том, что это не Та любовь, которую всякий примет. «За слово Твое, – говорит далее в толковании блаж. Феофилакт, – которое Я предал им, возненавидели их. Посему они достойны получить помощь от Тебя (Отца Небесного), так как мудрствующие мирское возненавидели их за Тебя. Порочные люди ненавидят их потому, что они «не от мира сего», т.е. умом своим не привязаны к миру и не истощают своей деятельности для него. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы во время нахождения их в мире соблюл их от зла. Опять повторяет: «они не от мира». Они, говорит, нуждаются в сильной поддержке, ибо у них, ставших гражданами небесными, ничего нет общего с землею. И так как весь мир будет обращаться с ними, как с чужими, то Ты, Небесный, уже помоги им, как гражданам небесным». «Я сохранил их, – говорит далее Господь, – и никого не погубил. Как же, Господи, никого не погубил Ты, когда Иуда погиб и многие отошли обратно? Со своей стороны, говорит, Я никого не погубил. Что только зависело от Меня, Я ничего не оставил без исполнения, но соблюдал их, то есть всячески старался сохранить их. Если же они сами собою отпадают, это нисколько не относится к Моей вине»3.

Часть вторая Призвания любви

В делах Божиих по отношению к человеку и в замыслах Его мы знаем, что ничего Господь никогда не благословлял, чему прежде не положил бы возможность в самом человеке. Это мы, люди, можем требовать от кого-нибудь из близких делать нечто, чего сам человек еще не умеет, не знает и не ведает, а мы уже требуем от него. Господь же, если что-то благословляет исполнить человеку, то прежде этого благословения влагает то, чем возможно исполнить благословение. Чем же возможно исполнить благословение быть «едино»? Призваниями любви, каковые при творении человека, как образ Самого Бога, уже вложены в нас и которые пробуждаются в ходе нашей жизни.

Это деяние Господне, в котором Он и сотворил однажды человека и теперь приуготавливает каждого из нас, чтобы повести в воцерковлении, т.е. в пробуждении призваний любви и божьему исполнению их. «Бог, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – во всяком случае предваряет нас Своими благодеяниями. (К тому) и немедленное после рождения научение тому, что должно делать и чего не делать, вложение закона этого в саму природу нашу – всё это есть дело величайшей благодати и неизреченного человеколюбия. Дело благодати также – после повреждения этого закона возобновление его»4.

Теперь мы можем выделить три вида призваний любви. Прежде всего – это духовное призвание – призвание, в котором созидается, собирается Церковь – любви к Самому Богу. Оно изначально присутствует в человеке и человек сотворен любящим Бога, ищущим пребывания с Ним «едино». И таковым был Адам, таковыми были Адам и Ева – первая семья в раю. Ни в чем Адам не слышал себя вне Бога и ничто не делал мимо Бога. Более того, всё, что ни делал – всё делал «едино» с Ним, вместе с Ним. Вот это «едино» пребывание с Богом и в Боге и составляло собственно жизнь первочеловека, давало ему внутреннюю уверенность, а в жизни укрепленность. Точно так же, как каждый ребенок ищет быть маминым и папиным. Принадлежность маме и папе, матери и отцу составляет его внутреннее самое глубокое основание, надежную уверенность в жизни. Когда же принадлежность эта колеблется, когда он вдруг почувствует, что не вполне принят мамой, не вполне принят папой, или, совершив какой-нибудь проступок, пришел в разлад с родителями: мама не принимает его, с папой произошла ссора, кто более всего переживает эту ссору и эту потерю единения? Ребенок. Порою, взрослый не готов к примирению и не способен пойти и просить прощения у ребенка – ребенок будет просить, потому что ему больнее, болезненнее оставаться в разделении со своими родителями.

Эта потребность быть «едино», быть принадлежащим родителям, быть в их любви – ведет ребенка обратно к родителям. Даже после сильных ссор, даже после ужасных побоев со стороны родителей – ребенок всё равно возвращается к ним, потому что потребность быть в любви родительской больше, чем весь печальный опыт сложных взаимоотношений с ними.

Когда же мы говорим об отношениях человека с Богом, мы вспоминаем слова Господни, когда Он говорит: «И всякий, кто исполняет заповеди Мои, пребывает в Моей любви». Это-то пребывание в любви Отчей и пребывание в любви Христовой и составляет, собственно, сокровенную жизненную потребность человека, сокровенное чувство быть оправданным, благословленным и через то – исполненным правды жизни и деятельности.

Без этого чувства благословения, без этого чувства принадлежности Богу и пребывания в Его любви – человек не может с надеждою проходить те или иные искушения жизни. Он окажется в них слабым. Только вложенность в эту любовь Божью и постоянное внутреннее чувство присутствия этой любви Бога к ним позволяет ему проходить даже мученические испытания.

В результате, собственно воцерковление человека – это и есть восстановление этого пребывания в любви Божией, потому что оно именно пресеклось первым грехом Адама. Первый грех внес в челове-ческую природу самостное начало – самолюбие и все проявления его, начиная с такого ужасного явления, как гордость, в которой как раз принадлежность Богу, пребывание в Его любви прекратилось и человек своею отделенностью от Бога начал жить сам, предаваясь себе, как данности. И родилось довольство самим собою. Оно удалило человека от Бога. В таком случае воцерковление – это есть преодоление этого довольства и самодовольства. Преодоление самодовольства в гордости, самодо-вольства в самолюбии, самодовольства в самоугодии и восстановление пребывания в любви Отчей.

Блаженный Феофилакт слова «о тех, которых Ты дал Мне», толкует: «чтобы они познали, что Он любит их, и печется о них. Я молю и прошу о них, а не о мире. Я люблю их, когда не только то, что у Меня Самого, даю, но и Тебя прошу хранить их. Не о людях порочных и мудрствующих мирское Я молю Тебя, но и тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои»5.

Второе призвание появилось с творением Адама и Евы – это жизненные призвания – супружество, родительство, сыновство, гражданство. В них и ими Господь благословляет с этого времени Адаму быть мужем, Еве быть женою, а вместе идти и множиться, т.е. рождать детей, чад. И тогда появляется третье призвание – сыновство. Поэтому муж, жена потом становятся отцом и матерью, и в детях их является призвание дочери и сына. В итоге эти три призвания – тоже призвания любви, которые даны Богом в акте творения мужчины и женщины. Ими собирается семья. И чем глубже, чем чище эти призвания присутствует в человеке, тем менее в них разделительного. Но тогда тем и увереннее, тем крепче и тем богаче и полнее живет семья. «Начат же и помощница его Ева, мати всех живущих, в болезни родити чада, к смерти паче, неже к животу: прежде рождения бо умертви я, наведши грехом своим всему человеческому роду смерть сугубу, душевную и телесную. И не первее начинаху родящиися житии, неже умирати, душею бо абие мертвы бываху, телом же к смерти течаху, происходящее от утробы матерни в жизнь сию купно с мертвым тлением. И нам всем таков рождения образ оставиша. Знаета бо, яко создана беста в возрасте совершенном, к супружеств удобном и учинена еста от Бога на то, дабы родили и умножали род человеческий, и желаста скоро видети подоб-ный себе плод и умножение человеческое: того роди вскоре познаста плотски: и родити начаста»6.

Четвертое призвание из числа жизненных – это гражданское призвание, которым Адам прежде всего, но и Ева тоже не просто образуют семью, но вступают еще и в отношения семей между собою и, в конечном итоге, образуют человеческое собрание, человеческое общество. Так появляются гражданские отношения, гражданское служение, которые есть отношения за пределами семьи и которые происходят по сути из любви к соплеменникам, соотечественникам, а в итоге, из любви к Отечеству.

Все вместе четыре призвания любви составляют на наш взгляд жизненные призвания, второй вид призваний любви, которыми образуются семья и Отечество.

После грехопадения все четыре жизненных призвания уже не могут быть чисты, если не влагаются в призвания любви к Богу. Видимое возрождение этого призвания начинается с крещения. «Вси бо во едино тело крестихомся» (1Кор. 12, 13). Для чего»во едино тело»? Для того, чтобы не разделяться, но взаимным согласием и дружеством сохранять связь всего тела», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Никто пусть не ищет своего. А пусть, ища своего, всякий имеет в виду ближних; что – наше, то – и их. Мы одно тело и члены и части друг друга. Не будем же в отношении друг к другу, как разделенные. А если другой содержит с тобою еще и одну веру, то вот он и член твой. Какая дружба может произвести такое единение, как средство веры? Мы… не как друзья с друзьями, а как члены с членами. Другого высшего дружества и общения, чем это, не найдет никто никогда. Да будет единение во всех нас благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа»7. Здесь святитель говорит о том единении, в котором, «что – наше, то – и их», а вместе с тем «единение это будет во всех нас благодатью и человеколюбием Господа, так, что не только «как друзья с друзьями, а как члены с членами», «в высшем дружестве и общении», «в сродстве веры».

Митрополит Антоний Сурожский вспоминает: «Есть место в одной рукописи Евангелия, не вошедшего в состав канонических книг, где говорится, что спросили Христа: когда придет Царство Божие? И Он ответил: Царство Божие уже пришло тогда, когда двое перестали быть двумя и стали едины»8. «Едины, – добавляет он, – не в смысле одно, а в смысле «неисчерпаемы друг для друга». Здесь же митрополит Антоний вспоминает о своей матери, которая незадолго до смерти сказала ему, сыну: «Мы всю жизнь прожили с тобой вместе, я теперь тебя так глубоко знаю, что ничего о тебе сказать не могла бы: что бы я ни попробовала сказать, мне пришлось бы дополнить, исправить, изменить всем остальным (что есть в тебе)»9.

Наконец, третий вид призваний – он обращен у человека непосредственно к окружающему предметному миру. Это прикладные призвания. Любовь к делу, к искусствам, к науке. Способность созидать окружающий мир творческим образом. С одной, больше внешней стороны, эти призвания держатся на различных дарованиях, способностях человека, таких как музыкальная, ремесленная, организаторская, врачевательная, педагогическая, интеллектуальная и т.д. Из этих призваний формируются в конечном итоге, профессии в современном мире. Мы говорим: «По прикладному призванию ты кто? Я токарь, а ты?» «А я врач». «Я повар». «Я учитель». «Я юрист». «Я предприниматель». «Я финансист, экономист» и т.д.

С другой, внутренней стороны, они есть в нас действительно как призвание, т.е. призванность Богом, благодаря которому возможно исполнить данный человеку завет Божий: «И благословил Бог (Адама и Еву), и сказал им Бог: …и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте… И поселил (Адама) а саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 1, 28; 2, 15). Как и чем возможно исполнить этот завет Божий?

Митрополит Антоний Сурожский, говоря о двух путях возрастания человека (в нашем случае исполнения завета), первым зазывает прямой – «это приобщение к Богу Самому, приобщение к Его премудрости, такое глубокое приобщение, что человек мог познавать всё, что создал Бог, не просто своими догадками, а приобщенностью к Божественной премудрости, принятой им в любви и поклонении Самому Богу, чтобы… она, премудрость, открывала ему все тайны бытия. И другой путь – это путь познания тварного мира на уровне этого мира и его тварного состояния, путь как бы естественного познания, который сродни человеку, потому что человек своей телесностью, своей материальностью, даже своей душевностью приобщен к созданному миру»10. Этот путь познания тварного мира ведет, с одной стороны, к возделыванию мира, т.е. земли, с другой – к познанию через вещественный мир Божественной премудрости.

«Св. Ириней Лионский говорит в переложении его слов митрополитом Антонием, что, вглядываясь, вдумываясь, вживаясь в тот мир, которому мы принадлежим – потому что он Божий, потому что в нем сияет Божий свет, потому что на нем запечатлена Божественная премудрость – человек может постепенно раскрывать эту премудрость, понимать Бога через Его творение до того момента, когда, дойдя до предела возможного естественного познания, он открывается к познанию Божественному. Тогда он оставляет свои попытки познать естественным умом то, что сотворил Бог, и останавливается в молитве, в поклонении, молчании, в созерцании Бога»11.

Такое возможно, если призванием любви к Богу, церковным, духовным призванием человек присут-ствует в прикладных призваниях. Даже оставаясь в житейских или профессиональных делах и заняти-ях, но пребывая в них духовно, т.е. церковно, он будет развиваться в сторону, описанную св. Иринеем.

К сожалению, в наше время прикладные призвания служат больше достатку, известности, достижению положения в обществе, достижению власти и известности, иными словами, личному успеху или, хуже того, обороту денег.

Сегодня прикладные призвания заняли ведущее место в мире. Отодвинув даже призвания жизненные, хотя совсем их отодвинуть невозможно. Так или иначе, но человек хочет жениться или выйти замуж, хочет иметь детей, воспитать их. Для многих это совершается уже почти на уровне биологической потребности или только душевной. Во всяком случае, по значению своему уже после прикладных призваний. Свое достоинство, свое сознательное осуществление сегодняшний человек видит в общественном служении, в своем положении в обществе через прикладные призвания. В том числе и церковный человек.

На деле прикладные призвания – они именно прилагаемые к первым двум, они имеют третье значение в трех видах призваний. Так как это призвания, вложенные в человека Самим Богом, то естественно, что человек, благодаря этим призваниям может созидать окружающий материальный мир, «возделывать его», созидать красоту в материальном мире. Следуя откровениям Божиим и границам, поставляемым Им. Мы сегодня видим немало произведений человеческой культуры, в которой проявляются именно прикладные призвания.

Среди них можно выделить четыре рода произведений или дел человеческих – одни выполнены из любви к самому делу или произведению, другие – из любви к людям, родным, близким, к соотечественникам, из любви к Отечеству, третьи – из любви к Богу, к Церкви, четвертые – из любви к себе, ради зарплаты, славы, общественного положения, т.е. ради гордости, тщеславия, богатства, власти. Последние нельзя назвать призванием, т.к. Бог к корысти не призывал человека. Но и первый род дел и произведений не всегда могут быть призванием, хотя и выполняются не из корысти. Людей, так работающих, называют безсребренниками. Среди них было немало и выдающихся людей – ученых, художников, музыкантов, ремесленников, тех, про которых говорят: у него золотые руки, светлая голова. Немало из них, совершив удивительные дела на земле, закончили свою жизнь в безвестности и нищете. Естеством своей одаренности одни являли миру естественную глубину материального тварного мира, другие же являли творческие возможности человека в созидании культуры, тоже в границах человеческого естества.

Но естество человека, живущего на земле, изгнанного из рая, повреждено. Отсюда Священное Писание и все отцы и учителя Церкви говорят о двойственном положении прикладных призваний к делу спасения, т.е. примирения его с Богом и возстановления человека в раю. Так, из всех призваний, т.е. художеств, свт. Димитрий Ростовский, опираясь на слова свт. Иоанна Златоуста, выделяет и оправдывает вначале только одно – земледелие: «Великий Святитель земледельство сказует бытии и первейшее и нужднейшее паче всех художеств. Первейшее, ибо Адаму повелено бысть: в поте лица твоего снеси хлеб твой»; нужднейшее, потому что всякому человеку, князьям и царям хлеб к препитанию требователен равнее, якоже и нищим. Сего ради земледельство хваления достойно, яко праведно, прочие же художества не без греха бывают».12

Как и когда возникает в истории человечества деятельность «прочих художеств»? Вначале от племени Каина. «Изобрете же Каиново племя и художества различные, и мерила, вдался же он в них по излишнему сладострастию плотскому. Ламех, праправнук его, не довлеяся единою женою, поят две, Аду и Селлу: и быть он первый в мире двоеженец. Роди же ему Ада Иовила: той изобрете делание шатров от кож. Роди и другого сына Иувала: той изобрете мусикию (музыку), певницу и гусли. Селла же, другая жена Ламехова, роди Тувалкаина: той бяше млатобиец, ковач меди и железа. Сестра же его Ноема изобрете творити от скотиячо млека масло и сыр, и прочим женским рукоделиям она бысть изобретательница.

Научися же племя Каиново и волхвованиям, чародеяниям же и обаяниям, и обществования с бесы. И быше богопротивно и богомерзко, чесо ради послежде потопом бысть истреблено».13

Но иное происхождение художеств в истории человечества следует дальше, после потопа. Праведный Ламех, не тот, что из Каинова племени, двоеженец, но другой, из племени Сифа, когда родил сына, Ноя, пророчествовал о нем: «Сей упокоит нас от дел наших. Аки глаголя: Сей по потопе отец и обновитель будет рода человеческого, и изыдет от племени его Спаситель. Поистине бо Христос наш, покой и радость есть во всем праведным. И сбыстся то отчее о сыне (о Ное) пророчество во свое время, егда Ное изобрете удобнейшее земледелательство к препитанию, еже скотами орати (пахати) землю: прежде бо не знаяху людие орание, но сами копающее землю, сеяху жита. Ное же первый изобрете рало, лемеш, плуг и супруги (упряж) волов: и начат землю орати, и тако сотвори ослабу делу рук человеческих. Еще же своею благоприятною жертвою и богоугодными молитвами исходатаи от Бога благословение на гобзование (плодородие, изобилие) плодов и изобрете вино от гроздия в веселие сердцу человеческому».14

О людях, хранящих границы Господни в прикладных призваниях есть такое свидетельство: «Добре преподобный Симеон, Христа ради юродивый, другу своему Иоанну диакону пред кончиною своею сказа, глаголя: «Между простыми людьми, в весех жительствующими и делающими землю, иже в незлобии и правоте сердца своего жительствующее, никого не хулят, ни обидят, но от трудов рук своих в поте лица ядят хлеб свой, между таковыми мнози суть ввелиции свтяии: видех бо я приходящия во град и причащающиеся тела и крови Христовы, и бывающие яко злато чисто».15

Ибо среди всех праведных людей было в обычае не прежде о художествах, т.е. о прикладных призваниях, иметь попечение, но, прежде всего, о благочестии. И это с самих времен праведного Сифа, который как третий сын родился в утешение Адаму и Еве. «Сице Сиф праведный своему племени к доброжелательному житию предводитель, учитель и наставник бяше. Научи бо чада своя и чада чад своих еже знати Бога и веровати в Него, и в страсе Того жительствовати: любити и почитати Создателя своего жертвами, и молитися Ему прилежно, такожде и ближнего своего почитати и любити, якоже себе самого, и никого же обидети. И пишется о племени Сифовом, якоже подобятся Ангелом житием своим праведным, целомудренным, воздержным, кротким и честным долгое время, даже до тысящи лет».16

Свт. Иоанн Златоуст о таком праведном жительстве говорит, как о хождении узкими вратами. В новозаветное время после искупительного подвига Христа и воскресения Его даруется человеку возможность стяжания христианских добродетелей, т.е. дел, совершаемых по Его благодати. «Внидите узкими враты», – говорит Сам Господь, называя так врата добродетели. А узкими назвал Он врата не потому, что они на деле узки, а потому, что наша воля считает их такими. Назвал их тесными, чтобы мы, уклонившись от других широких врат и узнав те и другие по их концу (погибель в вечности у первых и спасение у вторых), скорее избрали для себя тесные врата».17 Один из тех, кто избрал широкие врата, богач «шел по широкому пути веселья, роскоши, смеха, утех, объядения, пьянства, изобилия в деньгах, щегольства в платье. Такого успеха во всех житейских делах» достигал он эксплуатацией дарований своих слуг и собственных дарований, т.е. прикладных призваний. И не в том дело, что призвания любви к делу плохи сами по себе, но в том, что «Каиново племя изобрете художества сверх меры потребного, по излишнему своему сладострастию плотскому». Филон Александрийский (1-й век по Р.Х.) искусительную связь прикладных призваний с гибельными широкими вратами изображает особенно ярко. «У каждого из нас в душе есть две жены, которые смертельно ненавидят друг друга и наполняют обитель нашей души ревнивым соперничеством за обладание внимания и любви со стороны Ума нашего (читай – разумного духа). Одну мы любим, считая ее послушной, кроткой, близкой, родной – она зовется Усладкой. Другую мы ненавидим, думая, что она своенравна, строптива, дика и вредоносна, имя же ей – Добродетель. Вот приближается одна развинченной походкой роскошной шлюхи, стреляя глазами и поражая юные души, всем видом своим являя дерзость и безстыдство: голову держит гордо, стан – вопреки природе – прямо, скалится и хихикает; прическа через чур прихотлива, глаза и брови подведены, кожа изнежена теплыми ваннами, богатые одежды усыпаны цветами; на ней ожерелья, запястья, украшения из золота и драгоценных камней, и вся дышит сладчайшими ароматами,.. но нет у нее красоты подлинной потому и гонится она за поддельной. (Так и прикладные призвания без призваний жизненных и духовных, церковных, есть пустая подделка под человека – А.Г.) И следует за ней свита приближенных: тут хитрость и безрассудство, лесть и вероломство, обман и мошенничество, ложь и клятвопреступление, безбожие, беззаконие, безнаказанность. (И это всё от выдающихся талантов этой жены – певческих, ораторских, деловых, спортивных, врачевательных, организаторских, даже педагогических, журналистских, писательских, иконописных, регентских и т.д.) Окруженная ими, она обращается к Уму: «Мой милый, я очень богата! Божественные блага –они на небе, а земные – все в моих ларцах, и если будешь моим, то вечно будешь вкушать их и наслаждаться вволю. Смотри, сколь многочисленны мои богатства. (Т.е. предайся только одним дарованиям и своим талантам, развивай их, учись им и ими достигай успеха в жизни и ты будешь иметь всё следующее). Тут вседозволенность, безделье и праздность, обилие яств и вин, тут распущенные речи и безответственные поступки (тебе всё и вся простят за одни только дарования и мастерство), тут жизнь беззаботна, насыщение недостижимо. И ни одного неисполненного желания не останется у тебя – ты найдешь даже больше, чем ищешь. (И дети твои будут пристроены, сам будешь у власти, при богатстве и известности).

Во время всей этой речи другая, именем Добродетель, стояла в укромном уголку, внимая каждому слову. Испугалась она, как бы Ум (сознание) незаметно для себя не пленился всеми посулами, равно как и обликом и повадками этой особы, опытной обманщицы и лгуньи. И тогда вышла она из своего укрытия, вся изящество и благородство: твердая поступь, ясный взор, цвет скромности на лице, прямой характер, безупречная жизнь, здравые суждения, искренние слова – точное отражение здравых мыслей, повадка естественная, движения спокойные, одежды скромные, а украшения драгоценнее золота – разум и добродетель. Ее сопровождали набожность и благочестие, правдивость и законопослушание, верность священным обрядам и верность клятвам, преданность семье, любовь к Отечеству, преданность Церкви и благочестию, участие, выдержка и целомудрие, скромность и самообладание, мягкость и непритязательность, умеренность и стыдливость, спокойствие и мужество, благородство и разсудительность, предусмотрительность и здравомыслие, внимание и самосовершенствование, веселость и доброта, кротость и ласковость, человечность и великодушие, блаженство и благость.

И встали они справа и слева от нее, как верная стража, она же заговорила: «Я видела, как вцепилась в тебя эта негодница, как ломалась она перед тобой, будто в театре. Расписывая свои богатства, она поведала о том, что услышать приятно, а всё прочее, способное растревожить и смутить, злостно утаила. Она не открыла, какие болезни и беды неизбежно постигнут тебя, если сойдешься с нею так знай, если полюбишь Усладу и чем достигается она – свои таланты и дарования – которые поставишь выше любви к Богу, к Церкви, к близким и ближним своим, то будешь при всех своих талантах хитрым, дерзким, распущенным, раздражительным, ропотливым, грубым, скользким, неуступчивым, жадным, одиноким, бездомным, изгнанником, не знающим порядка, безбожным, шатким, отлученным от таинств, шутом, злодеем, звероподобным, трусливым, непристойным, развратным, неумеренным, хвастуном, самодовольным, пошляком, злопыхателем, обидчиком, склочником, клеветником, повесой, тупицей, упрямцем, недоверчивым и не внушающим доверия, непослушным, ехидным, подозрительным, мнительным, пропащим, докучливым, болтливым, пустозвоном, лентяем, замкнутым, непредсказуемым, нерадивым, незрелым, неустроенным, никчёмным, внушаемым, безвольным, двуличным, неисправимым, ненадежным, запуганным, бешеным, угрюмым, унылым, волынщиком, плаксивым, злорадным, бесноватым, чокнутым, безликим, себялюбивым, рабом по доброй воле, склочным, слугой толпы, потертым, разболтанным, язвой, дураком.

Вот они, великие таинства прекрасной и вожделенной Услады. Она сокрыла их из опасения, что ты, узнав о них, отвергнешь ее. А вот о том, сколь обильны и велики блага моей сокровищницы и рассказать невозможно. Но я расскажу об одном сокровище, на первый взгляд докучливом и тягостном, но опыт каждодневного общения с ним доказывает, что оно особенно полезно. Это – труд, высшее и величайшее благо, противник праздности, отчаянный враг Услады. Скажу тебе больше: Бог указал нам на труд как на источник всякого блага и всякой добродетели, и без него роду человеческому не обрести Прекрасного. Все блага произрастают из одного корня – из труда, и потому не пренебрегай им, иначе, сам того не заметив, лишишься всех благ разом. Пойми, Владыка неба и земли владеет благом с легкостью, и с той же легкостью Он наделяет благами любого, только нам дано обретать благо через труд, чтобы и здесь единственно блаженной сущностью почитался Бог.

Выслушав эту речь, Ум отвращается от Услады и прилепляется к Добродетели. Тут и становится он пастырем овец, возничим и кормчим неразумных сил души, ибо не дает им нестись без строя и порядка, без наставника и вождя, чтобы не погибли они в своих безудержных порывах без отеческого покровительства и наставничества.

Так скажем «нет» сомнениям и обретем навечность способность благодарить и почитать Вседержителя. Ведь Пасху, т.е. переход от страстей к упражнению в добродетели, предписано совершать «препоясав чресла», т.е. с готовностью к служению, укрепив плоть («обувь») тем, что стоим незыблемо и прочно («ногами»), и держа («в руках») учение («посох»), дабы не оступиться ни в одном из жизненных поприщ.

И первая добродетель новичка – это страстное желание преодолеть собственное несовершенство и уподобиться, насколько возможно, своему совершенному Учителю».18
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга «Практическая катехизация» iconУчебник для высшей школы Г. С. Абрамова практическая психология издательство...
Ii практическая зтика и практическая психология как профессиональная деятельность 19
Книга «Практическая катехизация» iconКнига подготовлена издательством «Книга-Сефер»
Книга подготовлена издательством «Книга-Сефер», Москва – Тель-Авив, +972 545 318 933
Книга «Практическая катехизация» iconАппиана Александрийского «Сирийские войны»
Аппиана Александрийского «Сирийские войны» (ближе к концу), книга Юстина «Книга Маккавейская» (11, 13, 14, 15 главы) и книга Иосифа...
Книга «Практическая катехизация» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Речь и культура общения / Практическая риторика: 5-9- классы. Книга для учителя. Часть...
Книга «Практическая катехизация» iconПравославная книга первая книга на Руси. Час православной книги (сценарий)
Православная книга – первая книга на Руси. Час православной книги (сценарий)/ Сост. Т. Л. Теплякова/ Пушкинская библиотека-филиал...
Книга «Практическая катехизация» iconКнига не просто «позволяет задуматься»
Эта книга о жизни самого обычного человека. Самого обычного российского парня. Среднестатистического. Выросшего в обычной семье....
Книга «Практическая катехизация» iconПрограмма курсов переподготовки кадров по специальности: «Практическая психология»
«Практическая психология» составлены на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника...
Книга «Практическая катехизация» iconКрайон (Ли Кэрролл) –“Новое божественное время” Книга 10 (перевод...
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...
Книга «Практическая катехизация» iconТема: Красная книга России. Правила поведения в природе красная книга Кубани
Оборудование: рисунки для лесной полянки, запись мелодии леса, слайды редких растений Росси и Кубани, Красная книга России и тетрадь...
Книга «Практическая катехизация» iconКлассный час «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь»
Буратино, Айболит, Незнайка, подборка книг для выставки, выставка детских рисунков, костюмы книжек (имитированные обложки книг),...
Книга «Практическая катехизация» iconУрок для учащихся 2-го класса «знакомство с библиотекой. Строение...
«знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга. Из чего сделана книга»
Книга «Практическая катехизация» iconУрока: практическая работа
Практическая работа №6 – обучение построению табличных информационных моделей и графов систем в среде ms word 2007
Книга «Практическая катехизация» iconЕлена Шубина Смотрю и все удается. Уникальная методика приманивания...
Эта книга – тренинг. В ней содержатся тексты – познавательная часть. Упражнения и медитации – практическая часть. Вопросы, над которыми...
Книга «Практическая катехизация» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение. Книга в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому
Книга «Практическая катехизация» iconТема урока: красная книга
...
Книга «Практическая катехизация» iconКонтрольный тест
Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный)....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск