Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина»





НазваниеАвтор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина»
Дата публикации06.09.2013
Размер90.1 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > История > Презентация
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им.А.С.Пушкина г. Йошкар-Олы («Гимназия №4 им.А.С.Пушкина»), Йошкар-Ола

Предметная область: История

Возрастная группа: 6 класс.

Тема: Возникновение ислама.

Количество слайдов: 21 слайд

Среда: Microsoft PowerPoint(pptx)

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок с применением ИКТ.

Цели урока: Сформировать представление о возникновении ислама и его создателе Мухаммеде, заложить основы представлений об исламской цивилизации, как части современного мира.

Задачи урока:

  • Обучающие: Познакомить учеников с эпохой формирования ислама и арабских завоеваний.

  • Развивающие: Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, навыков работы с исторической картой

  • Воспитывающие: способствовать развитию представлений исламе как мировой религии, развитию.

Вводимые понятия: Мухаммед, Коран, ислам, мусульманство, бедуины, халифат, эмир, шариат.

Оборудование урока:

  • Презентация «Арабские завоевания»

  • Интерактивная словарная работа

  • Мультимедиа (проектор, экран, колонки)

  • Интерактивная доска (желательно, но необязательно)

Структура урока:

  • Организационный этап

  • Получение нового знания

    1. Аравия

а. Природа

б. Население

    1. Начало ислама

а. Мухаммед

б. Нормы ислама

    1. Арабские завоевания

    2. Арабский халифат

    3. Распад халифата

  • Рефлексия

  • Домашнее задание



В конспекте приводится примерный порядок действий учеников, и учителя. Реальные ответы и порядок действий могут не совпадать с приведенными в конспекте ожидаемыми действиями обучающихся и учителя.

На одном из предыдущих занятий можно дать ученикам задание подготовить сообщение о Мухаммеде и нормах ислама. В этом случае, работу ученика можно включить в презентацию.

Если в школе преподавался курс «Основы религиозных культур и светской этики», блок «Основы исламской культуры», при проведении занятия необходимо опираться на знания учащихся.

На все иллюстрации поставлены гиперссылки с указанием источника и названием.








Действия на слайде

Действия учителя

Действия учеников

Слайд1. Данные об авторе. Тема урока.




I. Получение нового знания.

Слайд 2.

Анимация отсутствует по щелчку переход на слайд 4

На прошлых занятиях мы вели разговор о цивилизациях созданных варварами в Европе и о цивилизации ставшей наследницей античности. Но в эпоху раннего средневековья на востоке началось формирование еще одной цивилизации, которая оказывает сегодня огромное влияние на все человечество

Слайд 2.

Анимация отсутствует по щелчку переход на слайд 4

Запишите, пожалуйста, тему урока

Ученики должны записать тему

Слайд 3.

Анимация на слайде отсутствует

Запишите, пожалуйста, план

Ученики должны записать план

Слайд 4.

Анимация поставлена на щелчок. На слайде перечень вопросов для характеристики территории Аравии. По щелчку появляется космический снимок аравийского полуострова. Переход на слайд 6 по щелчку.

Посмотрите на слайд. Вы видите вопросы, на которые вы должны ответить, используя текст вашего учебника и снимка из космоса. (№§ и пункт зависит от используемого учебника)

Ученики должны дать характеристику Аравийского полуострова.

Как вы думаете, Аравия – территория удобная для жизни человека?

Учителю необходимо указать на то, что Аравия располагалась в центре формирования древних цивилизаций, лежала на перекрестке торговых путей.

Любое высказанное мнение должно быть аргументировано.

Слайд 5.

Анимация поставлена на щелчок. На слайде фотография аравийского полуострова. По щелчку происходит появление самоназвания арабских племен (в т.ч. надпись на арабском), изображения арабов IV – VI в.в. и список занятий.

Пожалуйста, прочитайте текст вашего учебника (№§ и пункт зависит от используемого учебника). Работа со слайдом происходит при опоре на текст учебника. На территории Аравии проживали племена, которые называли себя аль-араби. На слайде вы видите, как выглядит это название на арабском языке.

А вот так выглядели арабы по-мнению ученых.

Какое название еще существовало для этих племен?

Запишите это понятие в тетрадь.

Какие занятия существовали у этих людей? (каждое занятие появляется по щелчку) Можно добавить, что некоторые племена жили за счет грабежа караванов

Ученики должны назвать слово «бедуины» и указать его значение.

Ученики, используя текст учебника должны перечислить занятия населения.

Слайд 5.

Переход на слайд 6 по щелчку.

Как вы думаете, у этих племен была цивилизация?

Если ученики не помнят признаков цивилизации необходимо напомнить, или задать вопрос о признаках цивилизации (города, государство, неравенство, письменность)

Ответы могут быть различны, но любая точка зрения должна быть аргументирована.

1. Не было, потому что…

2. Была, потому что…

Слайд 6.

Анимация с использованием триггеров. Характеристика образа жизни групп появляется при щелчке по названию группы Переход на слайд 8 по кнопке.

Население Аравии делилось на 2 группы: жители пустыни – бедуины и городские арабы. Жизнь бедуинов подчинялась обычаям, Используя текст учебника, назовите эти обычаи.

Какой вывод можно сделать о жизни арабских племен в эту эпоху? Можно подсказать, что жители Аравии находились на ступени формирования цивилизации. Желательно записать эти слова в тетрадь

Слайд 7.

Анимация отсутствует.

На слайде изображение имени пророка Мухаммеда в каллиграфическом варианте.

Переход на слайд 8 по щелчку.



В конце VI – VII века ситуация изменилась. Эти изменения связаны с конкретным человеком, имя которого Мухаммед. Запишите это имя в тетрадь

На слайде вы видите основные даты, связанные с жизнью этого человека. Запишите, пожалуйста, в тетрадь даты 610 г. н.э., 622 г. н.э., 630 г. н.э.

У вас в учебнике упоминаются места, с которыми была связана жизнь Мухаммеда, назовите эти места, запишите их названия в тетрадь и найдите на карте.

Рассказывать о жизни Мухаммеда можно долго и интересно, но сегодня мы говорим не только о нем, но и о том, что сделали его последователи

При наличии времени можно подчеркнуть, что 622 год имеет особое значение для мусульман. Это начало их летоисчисления. И можно также попросить учеников посчитать год по мусульманскому календарю.

Слайд 8.

Анимация отсутствует. Переход на слад 10 по щелчку.

В 610 году Мухаммед стал получать откровения, которые стали основой новой религии – ислама. Запишите понятие в тетрадь. Вы видите, как выглядит это слово на арабском языке. Само слово переводится как «покорность», «принятие»

Слайд 9.

Анимация построена на триггерах. Щелчок по цифре открывает название положения ислама на арабском языке. При щелчке по арабскому названию открывается изображение: Корана, 1.символа веры, 2.намаза, 4.завершения поста в мечети, 5. Паломников рядом с Каабой. Повторный щелчок на арабском тексте убирает рисунок

Слайд 9.

Анимация построена на триггерах. Переход на слайд 10 по кнопке в правом нижнем углу слайда.

Используя текст учебника, назовите, чему учил Мухаммед, какие требования он выдвигал своим приверженцам.

Ученики должны назвать следующее:

1. вера в Аллаха

2. пятикратная молитва

3. пожертвования в пользу бедных

4. пост

5. паломничество

Слайд 9.

Переход на слайд 11 по щелчку

Скажите, пожалуйста, вы сталкивались с похожими требованиями? Какими и где?

Укажите, чем исламские правила отличались от христианских норм.

Ученики могут указать, что в христианстве есть похожие требования, но в то же время есть и отличия.

Слайд 10.

Анимация отсутствует. На слайде надписи на русском и арабском языке. Коран и шариат. Переход на слайд 11 при щелчке по тексту задания

Главные нормы ислама содержатся в Коране. На основе Корана были разработаны правила поведения, которые получили название «шариат»

Используя текст учебника, пожалуйста, назовите правила, которым должен был подчиняться мусульманин.

Слайд 11.

Скрытый слайд. Анимация отсутствует. Работа со слайдом на усмотрение учителя

На слайде указаны нормы шариата. Можно попросить дать оценку этим нормам.

Слайд 12.

Анимация отсутствует. На слайде рисунок арабских воинов VII века. Переход на слайд 13 по щелчку

Учитель должен отметить, что завоевания были начаты еще при жизни Мухаммеда и продолжались более 100 лет после его смерти

Слайд 13.

Анимированные карты. Анимация поставлена на щелчок. На слайде расположены последовательно 4 карты. ИЗМЕНЕНИЕ ИХ РАСПОЛОЖЕНИЯ КРАЙНЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНО.

При работе с данным слайдом необходимо постоянно акцентировать внимание учащихся на следующих моментах:

1. Какие территории были завоеваны. Ученики должны назвать эти территории по карте и найти их в атласах.

2. Как местное население относилось к завоевателям

3. Почему сильные государства не смогли оказать сопротивление арабам.

4. Каковы были итоги завоеваний?

Итогом работы должен стать вывод о возникновении государства «Арабский халифат».

Слайд 14.

Карта дублирует последнюю карту слайда 13. Переход на слайд 15 по кнопке

В результате завоеваний возникло государство Арабский халифат. Пожалуйста, запишите название государства в тетрадь.

Слайд 15.

Анимация на триггерах. По щелчку по определению исчезает определение халифата. Щелчок по названию слайда выведет первый элемент схемы, затем щелчки по отдельным элементам продолжат выводить части схемы

Во главе государства стоял халиф, ему подчинялись эмиры (найдите значение этого слова в учебнике) Халиф и эмиры приказывали чиновникам, командовали войском. Все мусульмане и немусульманское население подчинялись халифу.

Слайд 16.

Анимация по щелчку. После ответа учеников щелчком выводятся приблизительные границы распада халифата.

Переход на слайд 17 по щелчку

Как вы думаете, такое огромное государство было прочным?

Пожалуйста, используя карту атласа и учебник, назовите самые крупные государства, возникшие после распада халифата

Любое мнение высказанное учениками должно быть аргументировано

Слайд 17.

Выводы. Анимация поставлена на щелчок. Переход на слайд 18 по щелчку

Давайте подведем итоги

  • На аравийском полуострове в V-VI вв. н.э. возникают условия для развития цивилизации

  • В VIIв. н.э. появляется новая религия – ислам, которая объединила арабов

  • В результате завоеваний было создано огромное государство- Арабский халифат

  • Ислам распространился на территории Северной Африки и части Азии и Европы

  • После прекращения завоеваний начинается постепенное ослабление и распад Арабского халифата

Слайд 18.

Домашнее задание

Домашним заданием является текст §. Вопросы на слайде можно дать по желанию.

Слайд 19. Рефлексия







Источники и литература

  1. Военно-исторический альманах Новый солдат №38.

  2. Военно-исторический альманах Новый солдат №103.

  3. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Давыдова С,М., Всеобщая история. Средние века: учебник для 6 класса основной школы. – М.: Баласс, 2006

  4. История Средних веков: учеб для 6 кл. общеобразоват . Учреждений/Е.В.Агибалова, Г.М.Донской, М.:Просвещение,2006

  5. Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. : Учебник для общеобразовательных учреждений - М. : Дрофа, 2008

  6. Программа «Российская и всеобщая история для 5 – 9 классов»

  7. Смирнов С.Г. Задачник по истории Средних веков: Для средних учебных заведений. М.:МИРОС 1995

Электронные ресурсы

  • Всеобщая история. Учебное электронное издание. История Средних веков. Кордис&Медиа 2004

Интернет-ресурсы

Википедия

Информация для учителя

1. Под властью мусульман в разное время были: Испания, Португалия, Южная Франция, Сицилия, Южная Италия, Греция, Сербия, Болгария, Румыния, Венгрия.

2.На востоке – р. Талас(751 г. н.э. остановили китайцы и степняки)

На севере – Средняя Волга (737 г. н.э. остановили хазары)

На северо- западе – битва при Пуатье (732 г. н.э. остановили франки)

На западе – достигли Атлантики

На юге и юго-востоке – в Египте и Индии – непривычный климат

3.Халифат объединил несколько разных народов, которые последовательно становились лидерами в разные эпохи и переносили столицу

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconПрограмма элективного курса по литературе «Драма как род литературы....
Моу «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» г. Йошкар-Олы, отличник народного просвещения, Заслуженный учитель рмэ
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconНазвание реферата
Класс, образовательное учреждение: 7 «А» класс, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» (мбоу «Гимназия»),...
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconОтчет по результатам самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наименование оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Йошкар-Олы»
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconА уроках и за пределами урока
Автор: Евменова Наталья Владимировна, учитель биологии и химии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирикчульская...
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconАвтор: Александра Викторовна Сошина, старшая вожатая Образовательное учреждение
Образовательное учреждение: Республика Марий Эл, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №10 г. Йошкар-Олы»
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconПубличный отчет о деятельности муниципального автономного общеобразовательного...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №47 имени А. П. Гайдара – многопрофильное образовательное учреждение,...
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconА. С. Пушкина Наталья Александровна Кузьмина Учитель русского языка...
«система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений»
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconКомпьютер в жизни учителя
...
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconГ. Йошкар-Олы реферат Архитектурный облик Йошкар-Олы Вчера, сегодня, завтра
Цель данной исследовательской работы – проследить развитие архитектурных тенденций в облике города Йошкар-Олы начиная с момента его...
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №41 муниципального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №41 муниципального образования
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconУроке математики, разработанной на основе информационных технологий
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №10 г. Шахты Ростовской области (моу гимназия №10)
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия 7 (мбоу гимназия 7) г. Красноярск
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconАвтор: Кузина Елена Викторовна, учитель математики, тел. 8-903-587-70-84,...
Образовательное учреждение: мбоу гимназия №11 г о. Железнодорожного Московская область
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconИнновационных образовательных проектов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение гимназия №11 имени А. Н. Кулакова»
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconПубличный отчет мбоу мо г. Нягань «Гимназия»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город нягань «гимназия»
Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» iconГ. Шахуньи Нижегородской области
Муниципальное образовательное учреждение «Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина» создано распоряжением администрации Шахунского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск