Действия на слайде
| Действия учителя
| Действия учеников
|
Слайд1. Данные об авторе. Тема урока.
|
|
I. Получение нового знания.
|
Слайд 2.
Анимация отсутствует по щелчку переход на слайд 4
| На прошлых занятиях мы вели разговор о цивилизациях созданных варварами в Европе и о цивилизации ставшей наследницей античности. Но в эпоху раннего средневековья на востоке началось формирование еще одной цивилизации, которая оказывает сегодня огромное влияние на все человечество
|
Слайд 2.
Анимация отсутствует по щелчку переход на слайд 4
| Запишите, пожалуйста, тему урока
| Ученики должны записать тему
|
Слайд 3.
Анимация на слайде отсутствует
| Запишите, пожалуйста, план
| Ученики должны записать план
|
Слайд 4.
Анимация поставлена на щелчок. На слайде перечень вопросов для характеристики территории Аравии. По щелчку появляется космический снимок аравийского полуострова. Переход на слайд 6 по щелчку.
| Посмотрите на слайд. Вы видите вопросы, на которые вы должны ответить, используя текст вашего учебника и снимка из космоса. (№§ и пункт зависит от используемого учебника)
| Ученики должны дать характеристику Аравийского полуострова.
|
Как вы думаете, Аравия – территория удобная для жизни человека?
Учителю необходимо указать на то, что Аравия располагалась в центре формирования древних цивилизаций, лежала на перекрестке торговых путей.
| Любое высказанное мнение должно быть аргументировано.
|
Слайд 5.
Анимация поставлена на щелчок. На слайде фотография аравийского полуострова. По щелчку происходит появление самоназвания арабских племен (в т.ч. надпись на арабском), изображения арабов IV – VI в.в. и список занятий.
| Пожалуйста, прочитайте текст вашего учебника (№§ и пункт зависит от используемого учебника). Работа со слайдом происходит при опоре на текст учебника. На территории Аравии проживали племена, которые называли себя аль-араби. На слайде вы видите, как выглядит это название на арабском языке.
А вот так выглядели арабы по-мнению ученых.
|
Какое название еще существовало для этих племен?
Запишите это понятие в тетрадь.
Какие занятия существовали у этих людей? (каждое занятие появляется по щелчку) Можно добавить, что некоторые племена жили за счет грабежа караванов
| Ученики должны назвать слово «бедуины» и указать его значение.
Ученики, используя текст учебника должны перечислить занятия населения.
|
Слайд 5.
Переход на слайд 6 по щелчку.
| Как вы думаете, у этих племен была цивилизация?
Если ученики не помнят признаков цивилизации необходимо напомнить, или задать вопрос о признаках цивилизации (города, государство, неравенство, письменность)
| Ответы могут быть различны, но любая точка зрения должна быть аргументирована.
1. Не было, потому что…
2. Была, потому что…
|
Слайд 6.
Анимация с использованием триггеров. Характеристика образа жизни групп появляется при щелчке по названию группы Переход на слайд 8 по кнопке.
| Население Аравии делилось на 2 группы: жители пустыни – бедуины и городские арабы. Жизнь бедуинов подчинялась обычаям, Используя текст учебника, назовите эти обычаи.
Какой вывод можно сделать о жизни арабских племен в эту эпоху? Можно подсказать, что жители Аравии находились на ступени формирования цивилизации. Желательно записать эти слова в тетрадь
|
Слайд 7.
Анимация отсутствует.
На слайде изображение имени пророка Мухаммеда в каллиграфическом варианте.
Переход на слайд 8 по щелчку.
| В конце VI – VII века ситуация изменилась. Эти изменения связаны с конкретным человеком, имя которого Мухаммед. Запишите это имя в тетрадь
На слайде вы видите основные даты, связанные с жизнью этого человека. Запишите, пожалуйста, в тетрадь даты 610 г. н.э., 622 г. н.э., 630 г. н.э.
У вас в учебнике упоминаются места, с которыми была связана жизнь Мухаммеда, назовите эти места, запишите их названия в тетрадь и найдите на карте.
Рассказывать о жизни Мухаммеда можно долго и интересно, но сегодня мы говорим не только о нем, но и о том, что сделали его последователи
|
При наличии времени можно подчеркнуть, что 622 год имеет особое значение для мусульман. Это начало их летоисчисления. И можно также попросить учеников посчитать год по мусульманскому календарю.
|
Слайд 8.
Анимация отсутствует. Переход на слад 10 по щелчку.
| В 610 году Мухаммед стал получать откровения, которые стали основой новой религии – ислама. Запишите понятие в тетрадь. Вы видите, как выглядит это слово на арабском языке. Само слово переводится как «покорность», «принятие»
|
Слайд 9.
Анимация построена на триггерах. Щелчок по цифре открывает название положения ислама на арабском языке. При щелчке по арабскому названию открывается изображение: Корана, 1.символа веры, 2.намаза, 4.завершения поста в мечети, 5. Паломников рядом с Каабой. Повторный щелчок на арабском тексте убирает рисунок
|
Слайд 9.
Анимация построена на триггерах. Переход на слайд 10 по кнопке в правом нижнем углу слайда.
| Используя текст учебника, назовите, чему учил Мухаммед, какие требования он выдвигал своим приверженцам.
| Ученики должны назвать следующее:
1. вера в Аллаха
2. пятикратная молитва
3. пожертвования в пользу бедных
4. пост
5. паломничество
|
Слайд 9.
Переход на слайд 11 по щелчку
| Скажите, пожалуйста, вы сталкивались с похожими требованиями? Какими и где?
Укажите, чем исламские правила отличались от христианских норм.
| Ученики могут указать, что в христианстве есть похожие требования, но в то же время есть и отличия.
|
Слайд 10.
Анимация отсутствует. На слайде надписи на русском и арабском языке. Коран и шариат. Переход на слайд 11 при щелчке по тексту задания
| Главные нормы ислама содержатся в Коране. На основе Корана были разработаны правила поведения, которые получили название «шариат»
Используя текст учебника, пожалуйста, назовите правила, которым должен был подчиняться мусульманин.
|
Слайд 11.
Скрытый слайд. Анимация отсутствует. Работа со слайдом на усмотрение учителя
| На слайде указаны нормы шариата. Можно попросить дать оценку этим нормам.
|
Слайд 12.
Анимация отсутствует. На слайде рисунок арабских воинов VII века. Переход на слайд 13 по щелчку
| Учитель должен отметить, что завоевания были начаты еще при жизни Мухаммеда и продолжались более 100 лет после его смерти
|
Слайд 13.
Анимированные карты. Анимация поставлена на щелчок. На слайде расположены последовательно 4 карты. ИЗМЕНЕНИЕ ИХ РАСПОЛОЖЕНИЯ КРАЙНЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНО.
| При работе с данным слайдом необходимо постоянно акцентировать внимание учащихся на следующих моментах:
1. Какие территории были завоеваны. Ученики должны назвать эти территории по карте и найти их в атласах.
2. Как местное население относилось к завоевателям
3. Почему сильные государства не смогли оказать сопротивление арабам.
4. Каковы были итоги завоеваний?
Итогом работы должен стать вывод о возникновении государства «Арабский халифат».
|
Слайд 14.
Карта дублирует последнюю карту слайда 13. Переход на слайд 15 по кнопке
| В результате завоеваний возникло государство Арабский халифат. Пожалуйста, запишите название государства в тетрадь.
|
Слайд 15.
Анимация на триггерах. По щелчку по определению исчезает определение халифата. Щелчок по названию слайда выведет первый элемент схемы, затем щелчки по отдельным элементам продолжат выводить части схемы
| Во главе государства стоял халиф, ему подчинялись эмиры (найдите значение этого слова в учебнике) Халиф и эмиры приказывали чиновникам, командовали войском. Все мусульмане и немусульманское население подчинялись халифу.
|
Слайд 16.
Анимация по щелчку. После ответа учеников щелчком выводятся приблизительные границы распада халифата.
Переход на слайд 17 по щелчку
| Как вы думаете, такое огромное государство было прочным?
Пожалуйста, используя карту атласа и учебник, назовите самые крупные государства, возникшие после распада халифата
| Любое мнение высказанное учениками должно быть аргументировано
|
Слайд 17.
Выводы. Анимация поставлена на щелчок. Переход на слайд 18 по щелчку
| Давайте подведем итоги
На аравийском полуострове в V-VI вв. н.э. возникают условия для развития цивилизации
В VIIв. н.э. появляется новая религия – ислам, которая объединила арабов
В результате завоеваний было создано огромное государство- Арабский халифат
Ислам распространился на территории Северной Африки и части Азии и Европы
После прекращения завоеваний начинается постепенное ослабление и распад Арабского халифата
|
Слайд 18.
Домашнее задание
| Домашним заданием является текст §. Вопросы на слайде можно дать по желанию.
|
Слайд 19. Рефлексия
|
|
|
Источники и литература
| Военно-исторический альманах Новый солдат №38.
Военно-исторический альманах Новый солдат №103.
Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Давыдова С,М., Всеобщая история. Средние века: учебник для 6 класса основной школы. – М.: Баласс, 2006
История Средних веков: учеб для 6 кл. общеобразоват . Учреждений/Е.В.Агибалова, Г.М.Донской, М.:Просвещение,2006
Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. : Учебник для общеобразовательных учреждений - М. : Дрофа, 2008
Программа «Российская и всеобщая история для 5 – 9 классов»
Смирнов С.Г. Задачник по истории Средних веков: Для средних учебных заведений. М.:МИРОС 1995
|
Электронные ресурсы
| Всеобщая история. Учебное электронное издание. История Средних веков. Кордис&Медиа 2004
|
Интернет-ресурсы
| Википедия |
Информация для учителя
| 1. Под властью мусульман в разное время были: Испания, Португалия, Южная Франция, Сицилия, Южная Италия, Греция, Сербия, Болгария, Румыния, Венгрия.
2.На востоке – р. Талас(751 г. н.э. остановили китайцы и степняки)
На севере – Средняя Волга (737 г. н.э. остановили хазары)
На северо- западе – битва при Пуатье (732 г. н.э. остановили франки)
На западе – достигли Атлантики
На юге и юго-востоке – в Египте и Индии – непривычный климат
3.Халифат объединил несколько разных народов, которые последовательно становились лидерами в разные эпохи и переносили столицу
|