Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой





Скачать 187.95 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой
Дата публикации24.06.2013
Размер187.95 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»

Методические рекомендации

по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э.П. Козлов), (2-9 классы)

Бартенева И.Ю.,

и.о. зав. кафедрой

теории и методики воспитания

2012

Методические рекомендации

по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (2-9 классы)

По словам автора курса «Основы морали» Э.П. Козлова: « Познание морали включает в себя две сферы или стороны: (1) теоретико-познавательную, в основе чего лежит усвоение и осмысление нравственных понятий (т. е. знаний), и (2) сугубо практическую, которая проявляется в нравственной деятельности человека и его нравственных отношениях. Иначе говоря, познание морали практично, хотя это не означает, что знание морали автоматически делает человека моральным существом» ( Э.П. Козлов. Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы). Включение в программу «Основы морали» материалов истории, литературы, искусства Костромского края обусловлено необходимостью структурирования учащимися морального опыта человечества через в нравственный опыт жизни людей родного края. В данных рекомендациях представлен список литературы по истории края, к фактам которой возможно обращение в ходе изучения нравственных норм, список литературных произведений Костромских писателей и поэтов, фильмов уроженца Костромского края Андрея Тарковского, а также подборка произведений живописи художников-костромичей (Все полотна представлены в коллекции Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. http://www.kostromamuseum.ru/).


Примерный поурочно-тематический план курса «Азбука нравственности» для 2 класса (34 часа)

Повторение (1ч.)

Поведение в школе (2 ч.)

Правила школьной дисциплины. Как заботиться о своем классе и школе.

Как быть аккуратным (4ч.) Соблюдай правила гигиены. Опрятность и аккуратность в одежде. Как быть бережливым.

Правила вежливости (5-7 ч.)

Уважай свое время и время других. Как быть предупредительным. Когда говорят «извините».

Краеведческий компонент:

Как быть трудолюбивым (3 ч.).

Культура и дисциплина труда. Учусь правилу «Все делаю сам».

Краеведческий компонент:

Базовые моральные представления (3 ч,)

Честность и правдивость. Доброжелательность – что это значит.

Общение с окружающими (3 ч.)

Как оценит поступки других, Ты и твои друзья, Всегда держи слово.

Общение с окружающими(3ч.) Как оценить поступки других. Ты и твои друзья. Всегда держи свое слово.

Школьный этикет. (7ч.) Обращение с просьбой и извещение о новостях. Правила поведения в театре и кино. Обращение к другу.

Культура поведения (5-6ч.) Правила поведения на природе. Отношение к окружающей среде. Прозвища давать нельзя.

Резервные уроки,

Краеведческий компонент: правила поведения в григоровской и мужской костромских гимназиях; тема времени в произведениях костромских писталей; тема труда в произведениях костромских писателей и художников; тема дружбы в произведениях костромских писателей и художников; история костромского театра им. Островского; из истории костромских кинотеатров; тема природы в произведениях костромских писателей и художников.

Костромская Григоровская женская гимназия; Костромская мужская классическая гимназия. Из истории учебного заведения. Правила поведения в школе.

Литература:

  1. Григоров А.И. Григоровы. - М.: ЗАО "Московский издательский дом", 1999. - 406 с.

  2. Григоров А.А. Из истории костромского дворянства. /Сост., вступ. ст. и примеч. Н.А. Зонтикова - Кострома, 1993. - С. 72 – 78.

  3. Государственный архив Костромской области (ГАКО), Ф. 426, оп. 1, д. 178, д.106.

  4. Энциклопедия изд. Т-ва "Просвещение" / под ред С.Н. Южакова. - 1896 г., т. IX, Статья "Женский вопрос". - с. 329.

  5. ГАКО, Ф. 121, оп.1, дела о дворянстве Григоровых.

  6. Красовский П. // Поволжский вестник". - 1913. - 1 декабря.

  7. ГАКО, Ф. 429, оп.1, д. 356.

  8. Историческая записка о 50-летии Костромской Григоровской женской гимназии 1857 - 1907. Составитель К. Аржеников.

  9. Сапрыкина Е. Прадед краеведа // Северная правда. - 1990. - 7 сент., № 204.

  10. Бочков В.Н. Первая в России // Северная правда. - 1970. - 8 сент., № 210.

  11. Бочков В., Григоров А. Вокруг Щелыкова. - Ярославль: Верхне-Волжское книжн. изд-во, 1972. - 96 с.

  12. Бердова О.В. Культурная жизнь Костромской губернии в зеркале периодической печати конца XIX – начала XX века / Отв. ред. В.В. Чекмарев. - Кострома: Изд-во КГУ, 2002. - 360 с.

  13. Столяров Ю.Н. Итоги развития отечественных библиотек к концу второго тысячелетия // Библиотековедение. Избранное. 1960 – 2000 годы / Рос. гос. б-ка. - М: Пашков дом, 2001. -555 с.

  14. Из жизни гимназии // Костромская старина. - 1991. - № 2. - С.19.

  15. Шептунова А. Григоровская женская гимназия // Северная правда. - 1992, 11 апр.

  16. Шпанченко В. Встретился я с гимназисткой... // Северная правда. - 1991, 26 июл.

  17. Войтюк Т. Голубые дороги // Губернский дом. - 1997. - N 2 (22). - С. 69 – 71.

  18. Корнилов В.Г. Пропущенная заря (отрывок).

  19. П.А. Малинина – детские годы. (П.А. Малинина. Эпоха и личность).

  20. Труд в жизни костромских крестьян (С.В.Максимов «куль хлеба»).

  21. «Про купца, который нищих не принимал» (христианские легенды записаны костромским фольклористом А.А.Ширским в начале XX века).

  22. стихотворение Олега Молчанова «Белым снегом заневестил..»

  23. репродукции картин художника Олега Молчанова.

  24. П.Р. Румянцев. Репка

  25. Костромской драматический театр им. А.Н. Островского. Вып. 2 (1979-2006 гг.):

  26. библиогр.указ. / КОУНБ им. Н.К. Крупской, Отд. лит. по искусству; сост. Л.С. Зубарева. –




  1. Степаненко, Е.Т. Наш театр провинциальный/ Е.Т. Степаненко. – Кострома:

  2. Костромаиздат, 2008. – 256с.: ил.

  3. Надежда Залесова: «Меня никогда не узнают на улице» / бесед. Е.Филатова //

  4. Голос народа. – 2007. – 10 окт. – С.7.

  5. Надежда Залесова: «Мне было страшно становиться актрисой» / бесед.

  6. А.Шихалеева // ВЕК. – 2008. – 26 марта. – С.14.

  7. Степаненко. Е. Ее судьба – театр // Сев. правда. – 2009. – 13 мая. – С.24.

Изобразительное искусство:

  • Троицкий. В сельской школе

  • Шлеин. Утренняя зарядка

  • Шувалов Н.В. Портрет Вятковской.

  • Куликов. Портрет Зайцева

  • Троицкий. Мальчики

  • Коргажинский. Портрет Ф. Волкова

  • Головина. Обновка.

  • Эскиз триптиха Кустодиева Б.М. «Радость труда и отдыха».




Примерный поурочно-тематический план курса «Азбука нравственности» для 3 класса (34 часа)
Поведение в школе. Общее дело – забота каждого. «Как понимать взаимопомощь»? Что это значит? Что такое взаимопомощь?

Как быть аккуратным (6ч.) Как беречь свои книги, вещи, школьное имущество? Правила точности и обязательности – в чем их суть? Правила точности и обязательности (текст).

Правила вежливости(3ч.). Вежливые поступки – что это такое? Против лжи и нечестности.

Как быть трудолюбивым (2ч.). Как надо помогать людям. Почему труд кормит, а лень портит?

Базовые моральные представления(2ч.). Что такое справедливость?

Общение с окружающими(6ч.). Правила для всех. Надо быть бескорыстным. Уважение к людям – что это значит? Будь внимательным и предупредительным.

Этикет школьника (4ч.)(. Правила поведения в гостях. Разговор по телефону, его этикет.

Культура поведения(3ч.). Слово лечит, слово и ранит. Что такое правило «нельзя»? Визит к малознакомым и чужим людям

Заключительные и резервные уроки(2ч.).

Краеведческий компонент: музеи Костромской области, тема вежливости, бескорыстия, помощи людям в произведениях костромских писателей и художников, тема правил поведения в гостях в произведениях костромских художников. Костромичи – герои труда.

Литература:

  1. Зябликов А. Веселые прописи – Кострома, 2008.

  2. Пашин В.В. Портсигар.

  3. Азбука юного костромича. – Костромаиздат-850. -2002.

  4. Владимир Старателев. Родственная душа. – Кострома – 1998г.

  5. М.В. Музалевский, А.Л. Демин «Герои Социалистического Труда». — М.: «Кавалеръ», 2007. — Т. 1. — 230 с. — (Историческая библиотека «Кавалеръ»).

  6. В.В. Травкин. Пастушок Ваня, или Там, где стояла ракета – Кострома. – 1996г.

  7. http://kostroma.ru/whatsee/museum/kostroma/kostromskoj-muzej-zapovednik/index.aspx

  8. В.Н.Бочков. Старая Кострома. – Кострома. -1997г.

  9. Беляев А.В. Старые вещи.

Изобразительное искусство:

  • Крылов. Сельский почтальон.

  • Дубов. В рабочей каморке.

  • Головина. Будущие животноводы.

  • Гусев. Старинные книги.

  • Гусев. Мир старых вещей. Уголок мастерской.

  • Гусев. Непрошенные гости.




Примерный поурочно-тематический план курса «Азбука нравственности» для 4 класса (34 часа)
Поведение в школе(7ч.). Чему мы научились в прошлые годы. Нравственные правила на уроке. Как контролировать свои поступки.. Забота о младших – наш долг.

Как быть аккуратным(2ч). Культура внешнего вида. Будничная и праздничная одежда.

Правила вежливости(5ч.). Основные правила вежливости. Как быть заботливым. Игра «Путешествие по стране Вежливости»

Как быть трудолюбивым (1ч). Почему человек становится лучше, когда трудится?

Базовые моральные представления(1ч.). Ответственность – это главное?

Общение с окружающими(5ч.). Верность слову и обещанию. Что значит быть хорошим товарищем? Как и когда помогать окружающим.

Школьный этикет (4ч.). Как встретить и отметить праздник? Подарки к торжествам и праздникам, Приглашение на праздник.

Культура поведения(4ч.). Тон и стиль нашей речи в общении, Всегда ли мы согласны с поведением других. Чувства в общении, как они должны проявляться?

Заключительные и резервные уроки (2ч.).

Краеведческий компонент: забота о младших, тема вежливости, верности слову, тема праздника в произведениях костромских писателей и художников. Костромской народный костюм: назначение и символика. Костромской фольклор. Праздничные традиции Костромской области.
Литература:

  1. Зябликов А. Веселые прописи – Кострома, 2008.

  2. Азбука юного костромича. – Костромаиздат-850. -2002.

  3. Владимир Старателев. Родственная душа. – Кострома – 1998г.

  4. В.В. Травкин. Пастушок Ваня, или Там, где стояла ракета – Кострома. – 1996г.

  5. О.Н.Гуссаковская. Персиковая коробка , - Кострома - 1997 год.

  6. Бочкарев Б.И. Огневица: Рассказы для детей. - Судиславль: Б.и., - 1996. - 88с.

  7. Ресурс "Летний костюм Костромской губернии // Куклы в народных костюмах. – 2012. - № 2."

  8. Снегурочка в изобразительном искусстве: Каталог, сост. Е.Н. Сухарева, - Авантитул, 2010.

  9. Волга- матушка. Фольклор Костромской области. Составил В. Хрящев.- Костромское областное государственное издательство, 1952.- 48с.

  10. Ганцовская Н.С. Костромское народное слово. Очерки, исследования, эссе, народные рассказы. - Кострома, 2003,-216.

  11. Ганцовская Н.С. Особенности говоров Костромской области. Учебное пособие. - Кострома: КГПИ, 1992,-96с.

  12. Костромские песни и наигрыши. Вып.1. Календарные обрядовые песни.- Кострома, 1993.-56с.

  13. Нерехтские частушки. Вступительная статья, составление, подготовка текстов и комментарии А.В.Кулагиной.- НХЖО, «Издатель», Нерехта, 1993.- 200с.

  14. Пословицы и поговорки, бытующие в Костромской области. Записал К.М.Кудрявцев.- Костромское книжное издательство, 1958.-40с.

  15. Частушки Вохомского края. Сост. Попов Л.Н.- Кострома, 2004-268с.

  16. Кравцов Н.И., Лазутин С.г. Русское устное народное творчество.- М.: Высшая школа, 1983.- 448с.

  17. Ганцовская Н., Горланова И. «Костромизмы» и топонимы гоодской речи./ Нина Ганцовская, Ирина Горланова. // Губернский дом.-2002.-№1-2 –С.54-56.

  18. Ганцовская Н. «Язык этот силен, свеж, богат…» /Нина Ганцовская. //Губернский дом.- 1996.- №4.-С. 62-65.

  19. Масленицы бойкой закипел широкий пир…/ Записала методист центра нестационарных форм работы Буйского райотдела культуры Лилия Ковалева. //Губернский дом.- № 1.- С.53-55.

  20. Науменко Г.М. Ласковое слово, что солнышко в ненастье…/ Георгий Маркович Науменко. // Читаем, учимся, играем.-2002. Вып.2.- С.93-100.

  21. Науменко Г.М. Мы играем и поем./ Георгий Маркович Науменко. //Читаем, учимся, играем.- 2002.- Вып. 2.- С.110-119.

  22. Нефедов Ф. Глухая сторона / Филипп Нефедов. // Губернский дом.- 1997.- №3.- С.61-64.

  23. От рождения до смерного часа / Народное краснословие. // Губернский дом.- 1997.- №3 .С. 67-71. (по материалам библиографа библиотеки №17 Херумовой Елены Валерьевны).

  24. Костромская старина. № 1. "От масленицы до Пасхи»... 1991 г. - №1.



  1. Обычаи и обряды. Костромская свадьба [публ. С.Гусевой] // Костромская старина, Кострома, 1993, № 5, с. 22-27;




  1. Святки // Костромская старина, Кострома, 1993, № 5, с. 28-30;




  1. Егорьев день // Костромская старина, Кострома, 1993, № 5, с. 30-31;




  1. Забытые песни // Костромская старина, Кострома, 1993, № 5, с. 31-33;




  1. Рецепты старой русской кухни // Костромская старина, Кострома, 1993, № 5, с. 34;




  1. Свадебная одежда // Костромская старина, Кострома, 1993, № 5, с. 27.




  1. В пост и в праздник // Губернский дом, Кострома, 1994, № 4, с. 66;




  1. Крестины и другие праздники. Девичья краса – русая коса. Последняя дороженька // Губернский дом, Кострома, 1995, № 1, с. 24-25, илл.;




  1. Как в старину на Совеге свадьбу играли [запись С.И.Морозовой] // Губернский дом, Кострома, 1995, № 4, с. 77-79


Изобразительное искусство:

  • Пименова Е. Гостиная в усадьбе Щелыково.

  • Кутилин В.А. Новоселье в Калинках.

  • Головина. Дети.

  • Девочка Тамара.

  • Грошев. Гладильщица.

  • Колесов. Девочка в голубом.

  • Девочка в желтом платье.

  • Девочка в красном платье.

  • Мочальский. Новоселы.


Примерный поурочно-тематический план курса «Нравственная грамматика» для 5 класса (34 часа)


  1. Как быть хорошим человеком?(8 ч.) Хороший человек – кто он? Что мы знаем о себе? Наши чувства и поступки. Каким человеком быть нельзя? Главное – не кем быть, а каким быть.

  2. Личные качества человека(6ч.) Что такое личные качества человека? Вежливость и уважение. Как быть сдержанным и тактичным. Индивидуальная характеристика личностных качеств школьника.

  3. Я и мои близкие(10ч.) Кто они, близкие мне люди. Что от меня ждут близкие люди. Моя семья: за что ее люблю? Как я выбираю друзей? Почему я ссорюсь с друзьями,

  4. Правила поведения(6ч.) Поведение – основа общения. Нормы и правила, обязательные для всех. Чего в другом не любишь – того и сам не делай! Чтобы все были честные.

  5. Итоговые и резервные уроки (4ч).

Краеведческий компонент: из истории костромских сословий, тема семьи, дружбы в произведениях костромских писателей и художников, семейные обрядовые традиции костромской области, трудовые династии Костромской области.

Литература:


  1. Костромские песни и наигрыши. Вып.1. Календарные обрядовые песни.- Кострома, 1993.-56с.

  2. Нерехотские частушки. Вступительная статья, составление, подготовка текстов и комментарии А.В.Кулагиной.- НХЖО, «Издатель», Нерехта, 1993.- 200с.

  3. Пословицы и поговорки, бытующие в Костромской области. Записал К.М.Кудрявцев.- Костромское книжное издательство, 1958.-40с.

  4. Частушки Вохомского края. Сост. Попов Л.Н.- Кострома, 2004-268с.

  5. Кравцов Н.И., Лазутин С.г. Русское устное народное творчество.- М.: Высшая школа, 1983.- 448с.




  1. Нефедов Ф. Глухая сторона / Филипп Нефедов. // Губернский дом.- 1997.- №3.- С.61-64.




  1. Максимов С. В.Куль хлеба и его похождения. - М.: Молодая гвардия, 1982.




  1. А.А. Григоров, Из истории Костромского дворянства. - Кострома, 2003.




  1. Румянцев С. ...На свидание с отцом // Губернский дом, Кострома, 1995, № 2, с. 19-20, илл.




  1. Соловьева А.В. Жизнь есть труд. О Юрии Владимировиче Лебедеве // Костромская земля. Вып. 5. Кострома, 2002, с. 271-281.




  1. Соснина И. «Вот моя мама...» [о семье Андреевых] // Губернский дом, Кострома, 1995, № 5, с. 22-26, илл.




  1. Чугунов Е.А. Модернизация России конца XIX – начала ХХ вв. и особенности формирования промышленных рабочих Верхнего Поволжья (по материалам Владимирской, Костромской и Ярославской губерний) // Краеведческие записки. Вып. VI. Кострома, 2003, с. 101-112.




  1. Владимир Старателев. Родственная душа.- Кострома- 1998 г.




  1. От рождения до смерного часа / Народное краснословие. // Губернский дом.- 1997.- №3 .С. 67-71.




  1. Обычаи и обряды. Костромская свадьба [публ. С.Гусевой] // Костромская старина, Кострома, 1993, № 5, с. 22-27;




  1. Рецепты старой русской кухни // Костромская старина, Кострома, 1993, № 5, с. 34;




  1. Свадебная одежда // Костромская старина, Кострома, 1993, № 5, с. 27.




  1. Крестины и другие праздники. Девичья краса – русая коса. Последняя дороженька // Губернский дом, Кострома, 1995, № 1, с. 24-25, илл.;




  1. Пашин В. Перпетуум-мобиле: Рассказы // Детская литература. – 1983. - №4. – С.60-61




  1. Старателев В. Родственная душа. – Кострома -1998.




  1. Бочков В. Новогодняя елка. Рассказ // Губернский дом, Кострома, 1995, № 2, с. 66-69.

Изобразительное искусство:

  • Белых Н.А. Маленькая хозяйка.

  • Соболев Н. За чаем.

  • Белых. Волгарь родился.

  • Солмов. Друзья.

  • Важнов. Дети, играющие в прятки.


Примерный поурочно-тематический план курса «Нравственная грамматика» для 6 класса (34 часа)


  1. Нравственные обязанности (15 часов). Что такое «нравственные обязанности»? От чего зависит поведение. Поступки – это поведение. Требовательность к себе. Ответственность за поведение, дела и поступки. Верность слову и обещанию. Точность и обязательность. Правовые правила поведения человека.

  2. Основные понятия морали (9ч.) Что такое совесть. Честь и достоинство. Честность и справедливость. Справедливость: равенство или равноправие? Что такое нравственный долг?

  3. Нравственные дела и поступки человека (10 часов). Доброе сердце – как это понимать? Нет больше позора, как не выполнить договора. Как быть заботливым и чутким? Что посеешь, то и пожнешь.

  4. Заключительные и резервные уроки (4 ч.)

Краеведческий компонент: тема «поступок», «честь», «забота», «доброта» в истории, литературе и искусстве Костромского края.

Литература:

  1. Костромская старина. № 7. "Костромичи на защите отечества»... 1995 г.

  2. Костромская старина. № 13. "385 лет подвигу Ивана Сусанина»... 1999 г.

  3. Белов Л. «Я же современник важнейших событий, из которых многие не найдут отражения в документах». Страницы из дневника военных лет // Губернский дом, Кострома, 1995, № 2, с. 23-31, илл.

  4. Белозерова А. По следам скарабея [о школьном биологе Ю.П.Карвацком] // Губернский дом, Кострома, 1992, № 1, с. 13-14.

  5. Гусев Б. Старые портреты [о земляках] // Губернский дом, Кострома, 1996, № 2, с. 14-17, илл.

  6. Виталий Пашин . Прощание с детством. – Кострома, 2000г.

  7. Николай Муренин .Земная дорога. – Кострома, 1996.

  8. Воробьев Л.И. Деревянные винтовки.// Наш современник. – 1974. - № 2. - С. 55-58.

  9. Иноземцева Татьяна. Эта тяга к земле, К рукам прилипающей.

  10. Иноземцева Татьяна. Нет ничего дешевле хлеба. Буханка - за три пятака.

  11. Бердова О. В. Культурная жизнь Костромской губернии в зеркале периодической печати в XIX - нач. XX вв. Кострома, 2002. С. 127.

Фильмы: Каток и скрипка (реж Андрей Тарковский. Сценарий: Андрей Кончаловский).

Изобразительное искусство:

  • Мальцев. Удильщики.

  • Рябиков. Друзья птиц.

  • Шлеин. Учительница.

  • Козлов И.А. Стелют лен.

  • Головина. Доярка.

  • Маковский. Мальчики в школе.

  • Шувалов. Хлеб.

Примерный поурочно-тематический план курса «Нравственная грамматика» для 7 класса (34 часа)


  1. Мы живем среди людей (9ч.) Человек среди людей. Может ли человек прожить один? Правила культуры общения. Правила этикета. Что такое «нравственная оценка»?

  2. Что значит «уважать людей» (12ч.) Как быть уважаемым? Уважение старших – закон жизни людей, Как уважать родителей, Правила взаимоотношений с родителями. Не быть равнодушным.

  3. Другие и я (10 ч.) Как вести себя с другими людьми. Другие и я. Как быть предупредительным. Не давши слова – крепись, а, давши, - держись. Дружба – всего дороже. Правила дружбы. Почитание, почтение, уважение - в чем отличие? Почему говорят: «Слово – серебро, а молчание – золото». Принципиальность и беспринципность, что это?

  4. Заключительные и резервные уроки (3 ч.)

Краеведческий компонент: Кострома многонациональная. Тема уважения к старшим и родителям, дружбы, принципиальности в костромской литературе и живописи.
Литература:

    1. Марков С. Слово парфянина // Стихотворения. — М.: Худ. лит., 1971. — С. 5—19.

    2. Осетров Е.И. Родословное древо.//Живая древняя Русь. - Москва: Просвещение, 1976 - с.255

    3. Базанков М.Ф. Вот поэтому я печален. Документальный триптих._

    4. Потехин В. Скворцы на березе.

    5. О звании «Почетный гражданин Костромской области».

    6. Эдельштейн А. Творить добро может каждый // Губернский дом, Кострома, 1995, № 5, с. 16-18, илл.

    7. Наталья Мусинова. Гениальный дворник.

    8. Щиц М.М. Павел Третьяков и Костромской край // Костромская земля. Вып. 3, 1995, с. 77-89.

    9. Колова О.В. Люди села// ело Матвеево. История и люди села – в очерках. – Кострома, 2010. – 196 с.

    10. ТВОИ ВЕКА, КОСТРОМА – III// http://www.kstu.edu.ru/tehno_art.php?id=1&id_k=2246

    11. http://web-archiv.ru/index.php?sect=virtual_show&act=view_show&id=198

    12. http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97_uezd.php?reg=594

Искусство:

  • Шувалов. Материнство.

  • Шувалов. Портрет матери.

  • Забагрин. Изба Марии Федоровны.

  • Кутилин. У своего порога.

  • Дарьин. Дед и внук.

  • Кутилин. Внуки.

  • Назаров. Последний сын.

  • Белых Л. Материнство.

  • Козлов. Некрасов среди детей.


Примерный поурочно-тематический план курса «Нравственная грамматика» для 8 класса (34 часа)


  1. Что такое нравственные ценности?(16) Человек –высшая ценность. Главные ценности человека. Ценности и моральный долг. Нормы жизни как ценность. Золотое правило нравственности и его виды. Что такое добродетели? Смысл и счастье в жизни. Жизнь дана на добрые дела.

  2. Главные понятия морали(14ч.). Добро и зло в жизни людей. Что считать добром и злом в истории человечества? Добро и зло в сказках народов мира. Добро и зло в жизни древних греков и в средние века. Что такое благо и стоит ли его творить? Всепрощение и равнодушие – это добро или зло? Кому тяжелее жить: доброму или злому?

  3. Заключительные и резервные уроки (4 ч.)

Краеведческий компонент: отражение темы «Человек – высшая ценность», «Смысл и счастье жизни», «Добро и зло» в литературе и искусстве Костромского края. Костромские благотворители и меценаты
Литература:

  1. Протоиерей Андрей Логвинов. Седьмая печать. Стихи. – М.: Русское слово. – 2008 г.

  2. В.В. Розанов. Кострома и костромичи.

  3. В. Леонович. Железными гвоздями в меня вбивали страх.

  4. Костромская старина. № 6. "Кострома купеческая. Кострома торговая. Кострома промышленная.»... 1994 г.

  5. Костромские благотворители и меценаты // Губернский дом, Кострома, 1995, № 5, с. 40-41, илл.

  6. Балашова Е.Л. Высокий свет. Сб. стихотворений. – Кострома – 2007 г.

  7. Мусинова Н. Забытое лето//Аллегория счастья. – Кострома. – 2005г.

  8. Беляев А.П. Баллада об отпуске.

Фильмы: «Иваново детство» (реж. Андрей Тарковский).

Изобразительное искусство:

  • Шлеин. Птицеловы

  • Белых. На сплавном рейде.

  • Белых Л. Девочка с цветком.

  • Белых. Лесорубы.

  • Шлеин. Веровечное производство.

  • Колесов. Немцы прошли.

  • Степанова. Светлые.

  • Степанова. Шабаш.




Примерный поурочно-тематический план курса «Нравственная грамматика» для 9 класса (34 часа)

  1. Человек как личность (12 ч.). Личностью не рождаются – личностью становятся. Нравственные характеристики личности. Что такое нравственные качества личности. Виды (группы нравственных качеств личности). Основы формирования нравственных качеств личности. Что такое нравственная культура. Что такое культура нравственного произведения .

  2. Выбор позиции. Что я хочу от общества? Общество и окружающая среда. Что важнее: я или другие. Личные или общественные интересы – что главное, Что такое «целеустремленность»? Что такое «гуманность»? Гуманность – принцип жизни.

  3. Нравственное совершенствование. Что значит иметь идеал? Нравственная оценка – что это такое? Надо ли нравственно совершенствоваться? Есть ли идеальные люди? Как жить: для себя или для людей? Делай хорошее для других – сам станешь лучше. Нравственное самовоспитание – каковы его приемы?


Краеведческий компонент: Тема личности и общества в литературе, искусстве и истории Костромского края.

Литература:

1. Зябликов Алексей. Провинциальная столица. – Кострома. – 2008г.

2. Во все концы дорога далека : Лит.-критич. очерки и статьи / И. Дедков, 199 с. 20 см., Ярославль Верх.- Волж. кн. изд-во 1981

3. Мусинова. Н.Е. Футуристические настурции (стихи в прозе). – Кострома. – 2008 г.

4. Жадовская. Ю.В. Стихотворения. –Кострома. – 2004 г.

5. Разумов Е.А. Глаза небес. Кострома – 1993.

6. Гусев. Б.В. Панко Мухин, солдатский сын.

7. Корнилов В.Г. Искра: Романтическая повесть о любви, смерти и бессмертии.- Кострома: Б.и., 1995.-83 с.

8. Идеалист. Роман. – Кострома, 1997, 352 с.,

9. Костромской район: вехи истории. Кострома – 2009г.

10. История Костромского края. Учебное пособие. – Кострома. – 1997г.

11. http://kostromka.ru/ - история и культура Костромского края.

12. Подвижники костромского краеведения (Василий Смирнов. Леонид Казаринов. Дмитрий Дементьев) // Второе свидание: Глазами краеведов. – Ярославль, 1974.

13. Андрей Тарковский. ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТИ ВЫСОКИХ. http://www.tarkovskiy.su/texty/Tarkovskiy/Tzeli.html
Фильмы: Сегодня увольнения не будет ( Режисер: Андрей Тарковский

Сценарий: Андрей Тарковский, Александр Гордон)
Изобразительное искусство:

  • Белых А.П. В апреле.

  • Карпов. Защитники Сталинграда.

  • Алехин. Во дворе.

  • Нефедова. Дети погибших командиров.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconПротокол от № Зав кафедрой Клочков В. В. (Фио зав каф., подпись)
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 36
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социального...
В. Р. Рыбкин, к ф н., доцент, зав кафедрой социальной работы и организации работы с молодежью мггу
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconМетодические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н
Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
Петренко И. М., зав кафедрой экономической теории, д-р экон наук профессор Дулин М. П., зав кафедрой педагогики и психологии, д-р...
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология
Синкевич И. А., зав кафедрой психологии мггу, кандидат педагогических наук, доцент
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconМетодические рекомендации по дисциплине «Психология и педагогика» Учебно-методическое пособие
Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ дисциплине
Рецензент: к с н., доцент, зав кафедрой «Экономики и управления на предприятии и маркетинга» Пятигорского государственного гуманитарно-технологического...
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconПротокол №5 От 12 января 2012 г Заседания кафедры электроники и вычислительной...
Зав кафедрой Хакимова Г. Г. сообщила, что кафедра проводит 2-й Чемпионат по цифровой схемотехнике
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6
Синкевич И. А., кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии, доцент кафедры психологии Мурманского государственного гуманитарного...
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconКафедра Психологии «Утверждаю: зав кафедрой (подпись, Ф. И. О. зав кафедрой)
Если вы хотите узнать тип темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) своего ребенка, понаблюдайте за его поведением...
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconПроблемы коммуникации
М. Е. Евсевьева (зав кафедрой, доцент А. А. Ветошкин); С. А. Борисова, директор Института международных отношений Ульяновского государственного...
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconПротокол от № Зав кафедрой Клочков В. В. (Фио зав каф., подпись)
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconМетодические рекомендации по подготовке и защите дипломных проектов...
Рецензенты: зав кафедрой рэнгм д т н., профессор В. И. Кудинов, д э н., профессор Л. П. Гужновский, гл технолог ОАО «Белкамнефть»,...
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconРабочая программа вариативной части учебного плана разработана в...
Примерной программой изучения биохимии по специальности 060103 «педиатрия», разработанной кафедрой биохимии гоу впо мгсму (зав кафедрой...
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в курс «Основы морали» (Э. П. Козлов), (2-9 классы) Бартенева И. Ю., и о. зав кафедрой iconМетодические рекомендации по подготовке рефератОВ, эссе, курсовых...
Мгппу зав кафедрой О. Б. Крушельницкой и доцентом кафедры В. А. Орловым. Рекомендации адресованы студентам психологических факультетов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск