Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт





Скачать 358.4 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт
страница1/3
Дата публикации26.06.2013
Размер358.4 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Министерство культуры РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИСТОРИЯ НАУКИ

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 031401 «Культурология»


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

ЕН. Ф. 03. ИСТОРИЯ НАУКИ

Предпосылки возникновения науки; наука и магия; система знаний в древних обществах; натурфилософия и логика в античном мире; значение арабской системы знаний в истории науки; генезис и основания науки Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности; наука как социальный институт; социализация научного знания и проблемы его синтеза; научно-техническая революция и современные глобальные проблемы науки.

МОСКВА

2003

Пояснительная записка

Программа курса «История науки» включает в себя как общетеоретические положения, освещающие понятие науки, ее предмет, признаки, функции, так и эмпирический материал. Причем конкретные факты, гипотезы, теории, картины мира описаны как проявление историко-научных закономерностей. Акцент сделан на материале, имеющем культурологическое значение. При изучении любого предмета оптимальным является сочетание исторического и логического методов, и студентам специальности «Культурология» необходимо знать возникновение и становление культуры, и науки как ее части.

Наука рассмотрена как система знаний, как форма общения, как деятельность и как социальный институт. Данный курс предполагает изучение различных моделей развития науки.

Теоретической и методологической основой настоящего учебно-методического комплекса являются методические разработки Российского государственного гуманитарного университета и Института философии Российской академии наук.

Цель курса – сформировать у студентов знание закономерностей истории науки.

Задачи изучения дисциплины:

- сформировать знание предпосылок возникновения науки;

- сформировать знание этапов развития науки;

- сориентировать в проблеме исторических типов научной рациональности;

- сориентировать в проблеме науки как социального института.

- помочь овладеть терминологией истории науки.

Учебно-методический комплекс предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий. В рамках самостоятельной работы студентов предполагается выполнение рефератов, подготовка докладов и диспутов.

К учебно-методическому комплексу прилагаются тематический план курса, список литературы, тематика семинарских занятий, тематика контрольных работ.

«История науки» читается у студентов очной и заочной форм обучения специальности «Культурология»; форма отчетности – экзамен.

Тематический план курса “История науки” (ОДО/ОЗО)

Наименование тем курса

Количество часов




Всего

Лекции

Семинары

СРС

1. Предпосылки возникновения науки

6/4

2

2

2/4

2. Наука и магия

4/4

2




2/4

3. Система знаний в древних обществах

6/4

2

2

2/4

4. Натурфилософия и логика в античном мире. Наука Древней Греции

6/8

2/2




4/6

5. Римско-эллинистическая наука

8/8

2

2/2

4/6

6. Значение арабской системы знаний в истории науки

4/4

2




2/4

7. Европейская наука раннего и развитого средневековья

8/6

2

2/2

4/4

8. Наука эпохи Возрождения

6/6

2




4/6

9. Генезис и основания науки Нового времени. Возникновение классической науки

8/8

2/2

2

4/6

10. Наука эпохи Просвещения

4/4

2




2/4

11. Наука XIX века

8/6

2

2

4/6

12. Наука в ХХ веке

6/8

2/2




4/6

13. Структура, формы, функции и динамика науки в истории

6/6

2

2

2/6

14. Исторические типы научной рациональности

6/6

2




4/6

15. Наука как социальный институт

6/6

2

2

2/6

16. Социализация научного знания и проблемы его синтеза

4/6

2




2/6

17. Научно-техническая революция и современные глобальные проблемы науки

4/6

2




2/6

ВСЕГО:

100/100

34/6

16/4

50/90

Содержание программы курса
Тема 1. Предпосылки возникновения науки

Социальные предпосылки. Классовое расслоение.

Гносеологические предпосылки. Накопление эмпирических знаний. Понятийное мышление. Выход математики на уровень теоретического исследования.

Психологические предпосылки. Удивление.
Тема 2. Наука и магия

Понятия о магии и науке.

Первобытные религии.

Иррационализм магии. Рационализм науки.

Оккультность магии. Открытость науки.

Зарождение магии из идеи сверхъестественной безличной силы. Основанность науки на концепции естественных сил.
Тема 3. Система знаний в древних обществах

Протонаучное знание цивилизаций Египта, Вавилона, Индии, Китая, Греции и Центральной Америки.

Особенности знания и технологии древних цивилизаций. Фрагментарность знания. Рецептурность знания. Сакральность и догматичность знания. Мифологичность знания. Утилитарность знания. Эмпирический характер знания. Концептуальные модели мира древних цивилизаций. Механизмы передачи знания. Появление письменности. Клинопись. Библиотека Ашшурбанипала. Математика. Астрономия и календарь. Естественнонаучные знания. Технические достижения. Египетские пирамиды. Мумификация. Медицина Египта и Месопотамии.
Тема 4. Натурфилософия и логика в античном мире. Наука Древней Греции

Основные этапы развития античной науки. Крито-микенская культура. “Греческое чудо”. Классическая Греция. Образ древнегреческой науки. Связь античной науки с другими аспектами культуры (мифология, религия, философия, искусство). Характер связи научного и технического знания. Научные и технические достижения античного мира.

Первые космологии. Обыденное знание. “Теогония”, “Труды и дни” Гесиода. Предпосылки возникновения греческой науки. Влияние полисной демократии на развитие науки. Взаимосвязь греческой науки и знаний Востока. Особенности науки древней Греции.

Первые научные программы. Космоцентризм древнегреческой философии. Поиски первосубстанции. Понятия архэ (первоначала) и фюсиса (природы).

Милетская школа. Первый натурфилософ Фалес. Теория изменения и преобразования первосубстанции Анаксимена.

Пифагор и пифагорейский союз. Синтез науки и мифологии. Число как сущность всех вещей. Изучение связи музыки и математики.

Идея всеобщей изменчивости и логос Гераклита. Учение о бытии Парменида. Апории Зенона. Концепция четырех элементов Эмпедокла. Атомизм Демокрита. Софисты. Софизмы. Открытие языка. Субъективизм Протагора. Диалектический метод поиска истины Сократа.

Возникновение истории как науки. Геродот. Фукидид.

Медицина. Анатомические исследования Алкмеона. Естественная медицина Гиппократа.

Теория бытия Платона. Теория познания Платона. Учение Платона о душе. Платоновская Академия. Теория планетарного движения Евдокса. Идея вращения Земли и геогелиоцентрическая модель космоса Гераклита Понтийского.

Философия Аристотеля. Ликей. Критика платоновского учения об идеях. Учение Аристотеля о четырех причинах. Аристотелевское учение о материи и форме. Создание логики. Классификация животных. Учение Аристотеля о душе.
Тема 5. Римско-эллинистическая наука

Эволюция образа мира. Особенности эллинистической науки.

Стоицизм. Зенон из Китиона. Хрисипп. Подразделение стоиками философии на этику, физику и логику. Учение о пневме. Судьба. Долг. Апатия.

Скептицизм Пиррона. Атомизм Эпикура.

Александрийская научная школа. Мусейон. Дедуктивная геометрия Эвклида. География Страбона. Анатомические исследования Герофила и Эрасистрата.

Гелиоцентризм Аристарха Самосского. Теория эпициклов Апполония Пергского.

Гидростатика, механика и математика Архимеда. Изобретения Архимеда.

Научное знание Римской империи. Энциклопедизм. Эллинизм. Космополитизм. Эклектицизм.

Естественная история Плиния Старшего. Медицина Корнелия Цельса. Анатомические исследования Галена. Арифметика Никомаха. Начала алгебры у Диофанта.

Геоцентризм Клавдия Птолемея. Теория эквантов.

Механика Герона Александрийского. Машины Герона: ворот, клин, рычаг, винт и блок.

Скептицизм Секста Эмпирика. Неоплатонизм. “Эннеады” Плотина. Неопифагореизм.

Александрийская наука. “Корпус герметикум”. Алхимия.

Крушение Западной Римской империи. “Утешение философией” Боэция.
Тема 6. Значение арабской системы знаний в истории науки

Возникновение ислама. Создание халифата. Усиление культурно-экономических связей между различными регионами халифата. Мусульманский Ренессанс. Расцвет арабо-мусульманской науки и ее влияние на развитие науки в Европе. Ассимиляция греческих знаний арабо-мусульманской культурой. Подразделение наук на “арабские” и “иноземные”. “О классификации наук” аль-Фараби. “Ключ к наукам” аль-Хорезми. “Дома мудрости”. “Общества просвещенных”. Переводческая деятельность. Энциклопедическое движение. “Послания братьев частоты”.

Математические исследования аль-Хорезми. Применение индийских цифр. Алгебра как самостоятельная наука. Арабо-мусульманская алхимия. Медицинские взгляды Ибн Сины (Авиценна), отраженные в его “Каноне медицины”. Появление астрономической школы в Багдаде. Обсерватория Тимура Улугбека.
Тема 7. Европейская наука раннего и развитого средневековья

Средневековый теоцентризм.

Средневековое образование: “семь свободных искусств”. Разделение христианской церкви на Западную и Восточную. Первые крестовые походы.

Средневековое ремесленное производство. Технические достижения.

Перевод на латинский язык в XIII веке и распространение в Европе сочинений Аристотеля. Схоластика. Отделение теологии от науки и философии Альбертом Великим. Схоластическая философия Фомы Аквинского. Синтез учения Аристотеля с учением католической церкви. Господство птолемеевского геоцентризма. Возникновение университетов.

Опытное знание Роджера Бэкона. Алхимия и астрология в системе миропонимания средневековья. Герметизм. “Великое искусство” Раймунда Луллия. «Бритва Оккама».
Тема 8. Науки эпохи Возрождения
Роль городов в эпоху Возрождения. Технические изобретения. Печатный станок Иоганна Гутенберга. Распространение книгопечатания.

Великие географические открытия Христофора Колумба, Америго Веспуччи, Васко да Гама.

Гуманизм. Антропоцентризм. Человек как творец самого себя. Призыв к восстановлению античного наследия. Секуляризация науки. Синкретизм рационального и мистического.

Перевод Марсилио Фичино “Диалогов” Платона. Неоплатонизм Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолы, Николая Кузанского.

Художественные мастерские как центры развития науки. Развитие живописи, скульптуры и архитектуры в тесной связи с механикой, анатомией, химией. Научная и инженерная деятельность Леонардо да Винчи.

Утверждение о теоретической возможности движения Земли в “Книге о небесах и о мире” Орема. Идея бесконечности мира у Николая Кузанского. “Об ученом невежестве” Николая Кузанского. Первый очерк гелиоцентрической теории Коперника.

Религиозная реформация. Учение Мартина Лютера. Учение Жана Кальвина. Появлене ордена иезутов и римской инквизиции.

Политическая философия Никколо Макиавелли. «Государь». Философия социалисов-утопистов. «Утопия» Томаса Мора. «Город солнца» Томмазо Кампанелла.

Дидактика Яна Коменского.

Натурфилософия эпохи Возрождения. Гелиоцентрическая система мира Николая Коперника. “Об обращениях небесных сфер”.

Пантеизм, идея относительности понятия центра Вселенной и концепция множественности миров Джордано Бруно.

Модель космоса Тихо Браге. Три закона движения планет Иоганна Кеплера.

Изобретение телескопа. Открытия Галилео Галилея, сделанные в результате астрономических наблюдений. Гелиоцентризм. Основание современного естествознания Галилео Галилеем. Эксперименты Галилея. Принцип относительности Галилея.

Научная анатомия Андреаса Везалия. “О строении человеческого тела” Андреаса Везалия. Открытие кровообращения Уильямом Гарвеем.

Ятрохимия Парацельса.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»,...
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности
Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»
Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080104 «Налоги и налогообложение»
Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»
Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080107 Налоги и налогообложение
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080107 «Налоги и налогообложение»
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенным в государственный образовательный...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 030301 Таможенное дело
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconИностранный язык (немецкий) Учебно-методический комплекс для студентов специальности
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенным в государственный образовательный...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080115 Таможенное дело
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080107 Налоги и налогообложение
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное...
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» государственный образовательный стандарт iconГончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический...
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенным в государственный образовательный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск