Тема урока
| Кол-во час.
| Содержание темы
| Виды деятельности учащихся
| Дидактическое обеспечение ТСО
| Формы контроля
| Примечание
д/з
|
1.Введение в историю Урала
| 1
| Географическое положение Уральского региона и его природные зоны. Полезные ископаемые, природные ресурсы. Понятие общности исторической судьбы
| Работа с картой Урала. Усвоение понятий: Урал, Предуралье, Прикамье, Зауралье, коренные народы, общность исторической судьбы
| Презентация, карта
| Фактологический и понятийный диктант. Конспект урока
| Индивидуальные задания: сообщения о топонимике Урала. Происхождение названий рек, озер Урала
|
Раздел 1.Происхождение народов Урала (3 часа)
|
2. Древнейшие жители нашего края
| 1
| Древнейшие жители нашего края. Палеолит на Урале. Открытия и достижение первобытных мастеров: нуклеус, ретушь, сверло, орудия с составными лезвиями. Игнатьевская и Капова пещеры Южного Урала как древнейшие святилища.
Охотники и рыболовы эпохи камня. Мезолит. Находки Шигирского торфяника. Зарождение животноводства и гончарства на Урале.
| Экскурсия в краеведческий музей на выставку «Урал в древности» и «Шигирский идол
| Музейные экспонаты
| Проверка письменных заданий по экскурсии
| Подготовка письменных ответов в тетради
П. в учеб. 1
|
3. Первые уральские металлурги
| 1
| Первые уральские металлурги Синташтинские городища. Аркаим. Энеолит и бронзовый век на Урале. Возникновение уральского земледелия.
| Экскурсия в краеведческий музей на выставку «Урал в древности» и «Шигирский идол
| Музейные экспонаты
| Проверка письменных заданий по экскурсии
| Подготовка письменных ответов в тетради
П.2
|
4. Кочевники и лесные народы. От великого переселения народов до монгольского нашествия
| 1
| Античные авторы об обитателях Урала. Ранний железный век на Урале. Иткульская культура. Ананьинцы. Хозяйственная деятельность саков, сарматов. Гунны на Южном Урале. Волжская Булгария, половцы в южноуральских степях. Нашествие монголов. Золотая Орда.
| Работа с источниками, учебной литературой
| Презентация, раздаточный материал, учебник
| Анализ источников. опрос
| П.3-6, читать
|
Раздел 2 Вхождение Урала в состав России. Освоение края XI-XVII века (5 часов)
|
5 Урал и Русь в XI-XV вв. Пермь Великая
| 1
| Первые сведения об Урале в «Повести Временных лет». Походы новгородских ушкуйников в Югорскую землю. Формирование связей народов Урала с русскими. понятия Пермь и Урал. Пермь Великая. Вхождение Прикамья в состав русского государства. Чердынь – столица Перми Великой. Христианизация населения Прикамья. Русская колонизация Урала
| Экскурсия в краеведческий музей на выставку «Урал в средние века».
| Презентации. Музейные экспонаты
| Фактологический и понятийный диктант. Проверка заданий по экскурсии.
| П.7-8, 9
|
6. Освоение Урала и завоевание Сибири.
| 1
| Строгановы и их владения. Поход дружины Ермака в Сибирь. Разгром Сибирского ханства.
| Экскурсия в краеведческий музей на выставку «Урал в средние века».
| Презентации. Музейные экспонаты
| Проверка заданий по экскурсии.
| П.10, 11.
|
7-8. Бабиновская дорога. Урал в XVII в.
| 2
| Бабиновская дорога. Основание Верхотурья. Солеваренная промышленность на Урале Причины и особенности массовой русской колонизации Урала. Уральский край в составе русского государства. Хозяйство, социальный состав населения.
| Работа с картой, учебником, дополнительными материалами
| Презентация
| Составление плана в тетради
| П.12, 13-16
Подготовка сообщений
|
9. Культура Урала XV-XVII вв.
| 1
| Пермская деревянная скульптура. Деревянная архитектура. Развитие каменного зодчества на Урале. Строгановская школа иконописи и лицевого шитья. Книжная культура края
| Выступление учащихся с сообщениями по теме
| Презентации
| Оценивание выступлений учащихся
| П.17. Подготовка творческого задания по теме в виде кроссворда.
|
Раздел 3 Урал в XVIII веке (6 часов)
|
10-11. Создание крупной горнозаводской промышленности
| 2
| Превращение Урала в главный горнозаводской край Российской империи. Основание металлургических заводов. Династия Демидовых. Формирование системы государственного управления горнозаводской промышленностью Урала и Сибири. Основание Екатеринбурга. Роль Татищева и де Генина. Река Чусовая как основной путь транспортировки железа. Большой Сибирский тракт. Образование Пермской губернии. Восстание под предводительством Пугачева.
| Посещение экскурсий на выставки: «Урал в 18 веке». « Основание Екатеринбурга».(музей Екатеринбурга). Возможна учебная поездка в Нижний Тагил и Невьянск
| Музейные экспонаты
| Оценивание работы по материалам выставки
| П.18,19
|
12. Оренбургская экспедиция
| 1
| Активизация внешней политики России в XVIII в. Южный Урал –плацдарм для расширения российского влияния на среднеазиатские территории. Проблема умиротворения Башкирии. Строительство Оренбурга, Челябинска. Оренбургское казачье войско
| Лекционный материал. Работа с учебной литературой
| Презентация
учебник
| Составление развернутого плана по теме
| Опережающее задание – подготовка сообщений по теме: экономика Урала в 18 в.
|
13.Экономика Урала XVIII в.
| 1
| Первый век горнозаводской промышленности Урала. Экспорта уральских металлов в Европу и Америку. Рост промышленной империи Демидовых. Строительство заводов купеческим капиталом. Новые профессии промышленного Урала. Роль Чусовой. Большой Сибирский тракт. Пермская губерния
| Выступление учащихся с сообщениями по теме
| презентация
| Оценивание выступлений учащихся
| П.20
|
14.Социальные конфликты на Урале. Восстание под предводительством Е.Пугачева.
| 1
| Социальный протест уральского населения, движение старообрядцев. Пугачев на Урале. дубинщина
| Работа с учебным материалом.
| учебник
| Составление таблицы
| П.21
Подготовка сообщений по культуре – опережающее задание
|
15. Культура Урала XVIII в.
| 1
| Культура Урала – храмовая архитектура, невьянская живопись, подносный промысел в Нижнем Тагиле. Изучение Урала
| Посещение экскурсий на выставки: «Невьянская икона».
|
|
| П.22-23
|
Раздел 4.Урал в XIX веке. (8 часов)
|
16. Горнозаводской край
| 1
| Горнозаводской край. Преобразования Александра Первого на горнозаводском Урале. Генерал В.А.Глинка и военно-заводской режим. Горные инженеры и крепостные механики.
Черепановы. Уральские купцы и их роль в открытии и разработки золотых месторождений Сибири. Железнодорожное строительство..
| Посещение выставки в краеведческом музее: Екатеринбург в XIX веке.
Возможна поездка в Березовский в музей золота
| Экспонаты музея
| Оценивание работы учащихся во время экскурсии
| П.24,28.
Подготовка сообщений, работа с дополнительной литературой
|
17-18. Города, заводские поселки и села
| 2
| Уральская деревня и уральские поселки. Ирбитская ярмарка. «Золотой» век горного Екатеринбурга.
| Выступления учащихся с сообщениями.
| презентации
| Оценивание выступлений учащихся
| П.26,30
|
19. Общественно-политическое движение на Урале
| 1
| Последние волнения приписных крестьян, мастеровых Березовских золотых приисков Восстания кыштымских рабочих, ревдинских углежогов. Тайные общества заводских служителей на Верх-Исетском заводе. Ссыльные декабристы на Урале.
| Выступления учащихся с сообщениями
| презентации
| Оценивание выступлений учащихся
| П.32.
|
20. Реформы 1860-1870 гг. Урал капиталистический
| 1
| Реформы 1861 г. на Урале. Урал капиталистический. Комиссия Менделеева на Урале
| Работа с учебным материалом. С документами
| Раздаточный материал
учебник
| Анализ документов
| П.29
|
21-23. Культура Урала XIX век.
| 3
| Деятельность УОЛЕ. Образование на Урале. Искусство. Архитекторы Малахов, Свиязев. Камнерез Коковин, гравер Бушуев. Художник Корзухин, Чайковский. Писатели Аксаков, Даль, Мамин-Сибиряк, Грин. Изобретатель радио Попов, фотолетописец Урала Метенков
| Экскурсия в музей Метенкова, краеведческий музей, музей радио, Мамина-Сибиряка.
| Экспонаты музея
| Оценивание работы учащихся во время экскурсии
| П.27, 33.
|
Раздел 5. Урал в XX веке
|
24. Урал в годы первой революции, первой мировой войны
| 1
| Уральский вариант революционной ситуации. Вооруженные выступления в Мотовилихе, партизанское движение. Уральская буржуазия и революция. Либеральное движение. Первая мировая война. Изменение состава рабочего класса, привлечение к труду китайцев и военнопленных. Нарастание социальных проблем.
| Выступления учащихся и создание презентаций по теме.
| Музейные экспонаты, презентации
| Оценивание выступлений учащихся
| Подготовка устных сообщений и презентаций
П.35-37
|
25.Революция 1917 г. на Урале.
| 1
| Начало революционных событий. КОБы и Советы. Политические партии на Урале. Рост влияния большевиков. Установление советской власти. выступление казачьего войска под руководством атамана Дутова. Красный террор.
| Работа с учебным материалом
| учебник
| Составление развернутого плана по теме
| П.39
|
26. Урал в огне Гражданской войны.
| 1
| Уральская специфика гражданской войны. Ижевское и воткинское восстания. Гибель семьи Романовых в Екатеринбурге, Алапаевске и Перми. Антибольшевистские правительства на Урале. Полководцы Гражданской войны. Итоги.
| Экскурсия на выставки: «Романовы в Екатеринбурге»,
| Экспонаты выставки
| Оценивание работы учащихся во время экскурсии
| П.40
|
27.НЭП на Урале
| 1
| Голод 1921-1922 гг. НЭП. «Мясниковщина», иностранные трактористы на полях Урала. Синдикат «Уралмет». Первая на Урале ГРЭС
| Работа с учебным материалом, документами.
| Учебник, хрестоматии. Раздаточный материал
| Анализ работы с документом
| П.41-42
|
28.Модернизация по-большевистски
| 1
| «План Большого Урала» Возведение промышленных гигантов: Магнитогорского комбината, Уралвагонзавода, Уралмаша, Эльмаша, Челябинского тракторного завода Уральский архипелаг ГУЛАГ. Большой террор на Урале.
| Работа с учебным материалом, документами
| Учебник, хрестоматии. Раздаточный материал
| Анализ работы с документом
| П. 44-46
|
29-30.Урал в годы Великой Отечественной войны
| 2
| Военная промышленность. Эвакуация предприятий на Урал, движение тысячников, фронтовые бригады, трудовые армии. Уральский добровольческий танковый корпус. Уральцы – герои.
| Экскурсия в краеведческий музей на выставку: «Урал- фронту»
| Экспонаты музея
| Оценивание работы учащихся во время экскурсии
| П 48-51
|
31. Послевоенная история на Урале
| 1
| Послевоенное восстановление и «оттепель» создание атомной промышленности, газопровод Бухара-Урал. Освоение целины в Челябинской, Курганской, Оренбургской областях. Застойный период, транспорт, с/х, последние политические лагеря страны. Перестройка на Урале.
| Выступления учащихся с сообщениями
| презентации
| Оценивание выступлений учащихся
| П.52,53, 54, 55, 56, 57, 59, 60
|
32. Культура Урала XX век
| 1
| Народное образование, наука, создание на базе УОЛЕ новых музеев. Урал в судьбах писателей Гашека, Фурманова, Гайдара, Осоргина, Бурлюка, Каменского, Мандельштама, Астафьева. Бажов «Малахитовая шкатулка», скульпторы Эрьзя, Неизвестный, Головницкий, художники: Нестеров, Туржанский. Театры, рок-группы.
| Выступления учащихся с сообщениями
| презентации
| Оценивание выступлений учащихся
| П.38, 43, 47, 51, 54, 58, 61.
|
33. Новейшая история Урала
| 1
| Кризисные явления 1988-1989 гг. Ликвидация лагерей. Народные фронты в поддержку Б.Ельцина. Шоковая терапия экономики. Челябинское двоевластие 1993 г. Уральская республика. Уральский федеральный округ
| Посещение выставки в центре Б.Н.Ельцина
| Экспонаты выставки
| Работа учащихся во время посещение выставки
| П.62-64
|
34-35.Итоговые уроки: «Я – житель Урала». Выступления учащихся с сообщениями. «Моя судьба и судьба моей семьи в судьбе Урала и России»
|