Скачать 74.28 Kb.
|
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе. Тема: Литературная игра по повести А.С. Пушкина « Капитанская дочка». Цели: углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте. Задачи: разгадать некоторые загадки « Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин. Предварительная подготовка: Класс делится на команды. Эпиграф: « В « Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её». ( Н.В.Гоголь). Ход урока
В этом году мы вновь обратились к творчеству Александра Сергеевича Пушкина – познакомились с его повестью « Капитанская дочка», последним крупным произведением писателя, которому сам Пушкин придавал большое значение. И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка»- удивительное произведение. - Кому книга показалась сложной? Простой? И всё ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд? Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки»,загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
Давайте вспомним страницы романа. 1.Имя отца Гринёва? (Андрей Петрович.) 2.Служил при графе…(Минихе.) 3.Сыну был пожалован в дядьки…(стремянный Савельич.) 4.Выучился Петруша грамоте…(на двенадцатом году). 5….и мог очень здраво судить о…(свойствах борзого кобеля). 6.Был нанят француз…(мосье Бопре.) 7….который в отечестве своем был…(парикмахером). 8….в Пруссии…(солдатом). 9….а потом приехал в Россию, чтобы…(стать учителем, не очень понимая значения этого слова). 10.Батюшка вошёл на урок…(географии). 11.В это время Гринёв…(прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды). 12.А Бопре…(спал на кровати сном невинности). 13.Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?...» ( Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии… да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.) 14.Шаматон – это…(бездельник, шалопай). 15.Капитан Миронов и его жена были люди самые… (почтенные). 16.Иван Кузмич вышел в офицеры из…(солдатских детей). 17.Он был необразованный и простой, но самый…(честный и добрый человек). 18.В Марье Ивановне «я нашёл…» (благоразумную и чувствительную девушку). 19.Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серёг). 20.Что ответил Швабрин на вопрос Гринёва: «А почему ты об ней такого мнения?» (Знаю по опыту её нрав и обычай) 21.Как ответил Гринёв?( «Ты лжёшь, мерзавец, ты лжёшь самым бесстыдным образом!»). 22. « Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце ……года».(1773 г.) 23.Генерал Р. Писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак…( Емельян Пугачёв). 24….учинил непростительную дерзость.(Принятием на себя имени покойного императора Петра ///.) 25.Кто « сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»?(Пугачёв). 26. «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо».(Капрал Белобородов.) 27. « Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами…нос без ноздрей».(Афанасий Соколов – Хлопуша). 28. « Схвачен был башкирец с возмутительными листами. Я взглянул на него и содрогнулся… Ему казалось лет семьдесят. У него не было…» (ни носа, ни ушей).
Можно ли назвать «Капитанскую дочку»… Первой команде: …бытовым романом? Второй команде: … историческим романом? Вывод: О жанре произведения можно спорить; но мы видим в нем и то, и другое, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей её полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. 4.Отгадайте, кто этот человек -«Трусиха…До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется».(Маша). - Загадочным ли вам кажется её характер?(Нет. Вначале мы верим Швабрину, который представил капитанскую дочку «совершенною дурочкою». Но Пушкин позволяет за внешней скромностью увидеть характер удивительный). - Кто первым найдёт, как Маша отвечает на слова Гринёва: « Я готов на всё, кинемся в ноги к твоим родителям, они нас Благославят, мы обвенчаемся»?(Нет, Пётр Андреевич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благославения не будет тебе счастия».) - Кто точнее назовёт черту характера Маши, которая проявилась в этой ситуации?(Чувство долга, самоотверженность.) - Но вот она в заточении у Швабрина. Что отвечает она освободившему её Пугачёву на слова: «Скажи, голубушка, За что твой муж тебя наказывает? В чем ты перед ним провинилась?»?(Он мне не муж. Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят».) -Какие черты характера здесь проявляются?(Твердость, решительность.) -Чем характер Маши интересен Пушкину?( Она прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простотой героини- любящей, стойкой в минуты опасности, живущей по правильным, благородным законам. Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой, помогают окружающим её людям, спасают их.) - Екатерина //, Пётр///…и Маша Миронова. Государственные Лица и человек. Что важнее для Пушкина? (Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно, настолько оно- Человек.) 5.Итак, человек, даже самый скромный, иногда загадка. И Пушкин даёт подсказку- эпиграф. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», десять, то есть большая часть, заимствованы из народного творчества. Задание. Разгадайте эпиграф. Первой команде- к 7 главе «Приступ»: Голова моя, головушка, Голова послуживая!.. (Храбрый, скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почета, богатства у начальников, ни сострадания у казаков. Это сострадание – Пушкина – звучит в эпиграфе, народной песне. Учит видеть человека за должностью и мундиром.) Второй команде- к 12 главе «Сирота»: Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек… (Свадебная народная песня о сироте соотносится с судьбой Маши.) 6. Конкурс капитанов. 1.Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы. а) Пугачев; 1) оренбургские генералы; б) Швабрин; 2) Екатерина //; в) «енералы»Пугачёва; 3) Гринёв; 2.Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета. а) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца; б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше; в) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении; г) развязка 4)знакомство Гринёва с главной героиней повести 7. Личности, казалось бы, совершенно разного масштаба, равно интересны Пушкину Задание. Решите проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина// или Пугачёв? а) Инсценирование эпизода «Освобождение Гринёвым и Пугачёвым Маши Мироновой»: «Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате…Дай вам Бог любовь да совет!» б) Инсценирование эпизода «Встреча Маши Мироновой с Екатериной//»: «Вдруг белая собачка английской породы залаяла… Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо». - Какая мысль романа кажется вам самой важной и почему. Дайте аргументированный ответ. ( О великодушии, которое так нужно в сложных обстоятельствах жизни. О возможности понять каждого человека: башкирца семидесяти лет, в глазах которого не угас огонь ненависти, ибо жизнь научила его ненавидеть; Капитана Миронова, честно и храбро служившего императрице, не выслужившего ни славы, ни богатства; Пугачёва в котором Пушкин помогает увидеть не «исчадие зла», «бешеного пса», «изверга естества», по характеристике историка Броневского, а человека, верного дружбе, благодарного, великодушного.) 8. Подведение итогов. Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачёва; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой. Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать. |
Конспект урока по литературе в 6 «Б» классе Тема: Композиция повести «Дубровский» А. С. Пушкина Место работы: мбоу «Борисовская средняя общеобразовательная школа» Бабаевского муниципального района | Урок литературы в 8 классе Тема: Литературная игра по повести «Капитанская дочка» Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями... | ||
Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе... Ксоу «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат i-ii» | ||
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для... Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться... | Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры Цель урока: закрепление изученного о древнерусской литературе, её жанрах; изложение истории открытия «Слова…» и событий, нашедших... | ||
Конспект урока литературы в 11 классе "Да святится имя твоё" (Тема... Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,... | Конспект урока развития речи в 7 классе Тема: Обобщение изученного по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (по учебнику А. Г. Кутузова) | ||
План конспект урока литературы в Х классе на тему: «Тема искусства... Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан | Конспект интегрированного урока литературы и английского языка в 5 а классе по повести М. Твена Мы попробуем окунуться в мир Америки 50-х гг. XIX века, почувствовать себя маленькими американцами и даже героями известной книги.... | ||
Конспект открытого урока по литературе в 5 «А» классе по теме «Творчество И. А. Крылова» Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица» | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект урока по литературе Поэты-декабристы (Литературная гостиная... Учитель. Это ответ Одоевского, который принадлежит к поэтам – декабристам. Кто они, поэты-декабристы, и о чем они пипсали? Послушаем... | Конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина... План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | ||
Тема: “Animals” Конспект открытого урока английского языка в 4 классе. Подготовила Ягужинская Е. В | Конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая... План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория |