ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Историко-филологический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Декан ИФФ
_______________ /И.Ф.Ялтаев/
(подпись/ Ф.И.О.)
«_____»______________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина
Б.1.11 Латинский язык Направление подготовки
030600.62 История
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Кафедра всеобщей истории
Курс ___1_______ семестр __2 форма обучения __очная____
Программа разработана
| профессором, Ю.С.Обидиной, доктором философских наук
|
| (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)
|
|
| Рецензент(ы) __________________________________________________________ (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола 2012
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии исторического факультета по направлению подготовки 030600.62 История
|
| Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Всеобщей истории
|
|
|
| протокол заседания № 9 от
|
| протокол заседания № 13 от
| «28» июня 2012г.
|
| «27» июня 2012г.
| В.Л.Ларионов
|
| Г.Ф.Горбашова
| (подпись, Ф.И.О. председателя)
|
| (подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)
|
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой отечественной истории протокол заседания № 13 от «27» июня 2012 г.___________ А.Г.Иванов
Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год
| Решение кафедры
(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)
| Автор изменения
(Ф.И.О., подпись)
| Номер изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) Латинский язык являются ознакомление студентов с фонетической, грамматической, лексической системой латинского языка, основами сравнительно-исторического языкознания, а также с античной культурой и ее влиянию на развитие мировой цивилизации.
Обучение в рамках курса включает цикл практических занятий; формой итогового контроля является экзамен.
Задачи усвоения дисциплины:
1. Усвоение теоретического и практического материала по фонетике, грамматике, лексике латинского языка.
2. Овладение навыками чтения, перевода и грамматического анализа латинских текстов.
3. Получение навыков сопоставления латинских языковых явлений с явлениями современных языков.
4. Усвоение словообразовательных моделей построения научной и общественно-политической терминологии на основе латинских и греческих заимствований.
5. Формирование научного подхода к изучаемым современным иностранным языкам на основе информации из области сравнительно-исторического языкознания.
6. Ознакомление с наиболее значимыми явлениями истории и культуры народов Древней Греции и Древнего Рима.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина (модуль) Латинский язык относится к блоку «Гуманитарных, социально-экономических дисциплин (вариативная часть)» раздела «Профессиональный цикл». Дисциплина тесно связана с другими частями ООП, в частности – Введением в специальность, историей мировых религий, методикой преподавания истории. Требования к «входными» знаниям предполагают базовую подготовку студентов по курсам «Вспомогательные исторические дисциплины» и «Введение в специальность». Как предшествующее, освоение данной дисциплины необходимо для изучения дисциплин специализации: спецкурсов и спецсеминаров.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
Способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные грамматические явления латинского языка; латинские термины и крылатые выражения (не менее 150), используемые в римском праве и международной терминологии; наиболее употребляемые в современной исторической и культурной практике термины латинского происхождения; Уметь: правильно произносить латинские слова и выражения, читать, анализировать, переводить фрагменты текстов римских авторов и авторов более позднего времени, использующих латынь как язык литературы при необходимости уметь прокомментировать содержание определённого фрагмента, используя знания, полученные в процессе изучения других дисциплин; найти в словаре нужное слово.
Владеть: Методикой и техникой перевода с латинского языка на русский.
В результате изучения дисциплины студенты должны показать прочные знания:
а) основных грамматических явлений; б) латинских терминов и крылатых выражений (не менее 150), используемых в римском праве и международной терминологии; в) понимать и использовать наиболее употребляемые в современной исторической и культурной практике термины латинского происхождения; г) правильно произносить латинские слова и выражения, читать, анализировать, переводить фрагменты текстов римских авторов и авторов более позднего времени, использующих латынь как язык литературы и науки; д) при необходимости уметь прокомментировать содержание определённого фрагмента, используя знания, полученные в процессе изучения других дисциплин; е) уметь найти в словаре нужное слово.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Латинский язык
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов
№ п/п
| Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работы студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Всего
| Лекции
| Семинары
| Самостоятельная работа
|
| 1
| Латинский язык (основные сведения). Латинский язык и римское право. Алфавит, произношение, ударение. Спряжение глагола “быть”.
| 2
| 1
| 8
|
| 4
| 4
| зачет
экзамен
| 2
| Падежи, их функции в предложении. Первое склонение имён существительных. Женский род прилагательных, притяжательных местоимений, порядковых числительных, причастий прошедшего времени страдательного залога.
|
| 2
| 8
|
| 4
| 4
|
| 3
| Второе склонение имён существительных. Мужской и средний род прилагательных, местоимений и порядковых числительных. Порядок слов в предложении.
|
| 3
| 4
|
| 2
| 2
|
| 4
| Глагол. Настоящее время действительного и страдательного залогов. Инфинитивы обоих залогов. Повелительное наклонение. Страдательная конструкция и её специфические особенности в латинском и изучаемых иностранных языках.
|
| 4
| 8
|
| 4
| 4
|
| 5
| Личные, возвратное, указательные местоимения. Глагол “быть” с приставками.
|
| 4
| 4
|
| 2
| 2
|
| 6
| Времена системы инфекта правильных глаголов. Времена системы инфекта глагола “быть”. Повелительное наклонение будущего времени.
|
| 5
| 4
|
| 2
| 2
|
| 7
| Времена системы инфекта (продолжение).
|
| 6
| 4
|
| 2
| 2
|
| 8
| III склонение имён существительных. Образование словарной формы слов 3-го склонения. Существительные 3-го склонения с особенностями в образовании форм.
|
| 7
| 8
|
| 4
| 4
|
| 9
| Прилагательные 3-го склонения. Причастия настоящего времени действительного залога. Степени сравнения прилагательных.
|
| 8
| 8
|
| 4
| 4
|
| 10
| Степени сравнения прилагательных (продолжение).
|
| 9
| 4
|
| 2
| 2
|
| 11
| Наречия. Имена существительные IV и V склонений.
|
| 10
| 4
|
| 2
| 2
|
| 12
| IV и V склонение имен существительных.
|
| 11
| 4
|
| 2
| 2
|
| 13
| Имена существительные I-V склонений, прилагательные I-III склонения. Времена системы инфекта (повторение).
|
| 12
| 8
|
| 4
| 4
|
| 14
| Относительные и неопределенные местоимения. Количественные числительные.
|
| 13
| 4
|
| 2
| 2
|
| 15
| Порядковые числительные.
|
| 13
| 4
|
| 2
| 2
|
| 16
| Четыре основные формы глагола. Времена системы перфекта действительного залога.
|
| 14
| 4
|
| 2
| 2
|
| 17.
| Третья основа глагола. Причастия прошедшего времени страдательного залога. Времена системы перфекта страдательного залога.
|
| 15
| 8
|
| 4
| 4
|
| 18
| Отложительные глаголы.
|
| 15
| 4
|
| 2
| 2
|
| 19
| Инфинитивные обороты. Оборот “Accusativus cum infinitivo”.
|
| 16
| 4
|
| 2
| 2
|
| 20
| Инфинитивный оборот Nominativus cum infinitivo.
|
| 17
| 4
|
| 2
| 2
|
| 21
| Cинтаксис сложноподчиненного предложения. Придаточные цели, дополнительные, уступительные, времени.
|
| 18
| 4
|
| 2
| 2
|
|
| Всего
|
| 18
| 108
|
| 54
| 54
|
| 3. Содержание курса “Латинский язык”
|