Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке





НазваниеЭкзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке
страница1/20
Дата публикации20.06.2013
Размер2.33 Mb.
ТипЭкзаменационные вопросы
100-bal.ru > История > Экзаменационные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Экзаменационные вопросы по истории средних веков
1. Понятия средние века в исторической науке

2. Основные периоды истории стран западной Европы в средние века.

3. Кризис римской империи в IV-V веках.

4. Поздняя римская империя и варварский мир. Падение западной римской империи.

5. Великое переселение народов и образование варварских королевств в западной Европе.

6. Франкское королевство при Меровингах.

7. Закат династии Меровингов Карл Мартел и Пепин Короткий.

8. Франкская держава при Карле 1, меровингское возрождение

9. Распад каролингской империи, верденский договор

10. Коммунальные движения в средние века особенности цеховой организации.

11. Сословная структура средневекового общества.

12. Англия до норманнского завоевания.

13. Священная римская Империя, система имперской церкви.

14. Франция в 10-11 веках.

15. Италия в 8-10 веках

16. Арабское завоевание пиренейского полуострова, Реконкиста.

17. Культура западной Европы в раннее классическое средневековье.

18. Македонское возрождение.

19. Крестовые походы.

20. Великие географические открытия: причины и последствия.

21. Открытия Колумба. Колонизация Южной и Центральной Америки.

22. становление колониальной системы в южной и центральной америке

23. система средневекового образования.

24. Германия накануне Реформации

25. Гуманизм в Германии и его особенности.

26. Реформация в Германии. Мартин Лютер.

27. Германия от начала крестьянской войны до Аугсбургского мира

28. Реформация в Швейцарии. Учение Цвингли.

29. Кальвинизм и его распространение в Европе.

30. Папы эпохи реформации. Тридетский собор.

31. Монашество в позднее средневековье. Орден иезуитов

32. Контрреформация в Европе.

33. Столетняя война причины, ход, результаты.

34. Англия в 16 - нач.17 веков

35. Генрих VIII и королевская реформация в Англии.

36. Испания при Карле I и Филиппе 2.

37. Предпосылки и основные этапы гражданской войны во Франции.

38. Завершение гражданской войны во Франции. Нантский эдикт.

39. Внутренняя и внешняя политика Генриха IV.

40. Становление французского абсолютизма. Политика Ришелье.

41. Национально-освободительное движение в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций.

42. Италия в 15-16 веках.

43. Итальянское возрождение XV в.

44. Основные направления итальянского гуманизма.

45. Основные этапы Тридцатилетней войны.

46. Вестфальский мир и его последствия для стран Западной Европы.

47. Политические системы позднего средневековья.

48. Особенности культурного развития стран западной Европы в 15-16 веках


1. Понятия средние века в исторической науке

Термин «средние века» (от лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения, в среде гуманистов. Этот термин они ввели, чтобы отстраниться от предшествующего периода истории Средних веков, который они считали временем регресса. В понятие «средние века» ученые вкладывают различное содержание. Историки XVII-XVIII вв. ввели деление на три периода: древний, средний и новый. Ученые XVII и особенно XVIII в., продолжая традицию гуманистов, оценивали Средние века как период регресса, культурного и духовного упадка. Этому периоду они противопоставляли высокую культуру античного мира и Нового времени. Западноевропейские историки, принимая формальную периодизацию истории, не ставили перед собой задачу наполнения понятия «средние века» неким конкретным содержанием. Они не оформили всеобъемлющего понятия «средние века». Элементы Средних веков они находят в более раннее время, элементы капитализма прослеживаются ими в рабовладельческом укладе. Отечественные историки Средних веков, рассматривая исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических укладов, понимают средние века как время господства феодального способа производства, который приходит на смену рабовладельческому или первобытнообщинному. Средние века отечественные медиевисты, в основном, определяют как время генезиса (т.е. зарождения), развития, расцвета и, наконец, упадка феодального социально-экономического уклада. Западная историография определяет этот период, в основном, по юридическо-правовым признакам и критериям. Одни из западноевропейских историков считают главной чертой Средних веков политическую раздробленность. Другие выделяют, как главный признак средневековья, феодальную иерархию. Третьи признают основным признаком этого 12-векового периода соединение политической власти с землевладением. Значительная часть западноевропейских историков отдает предпочтение господству личных связей как основному признаку, сущности феодализма.

В последние годы XX в. происходит изменение в понимании феодализма, как в западноевропейской, так и в отечественной историографии. Многие западноевропейские медиевисты начинают оперировать с понятием «феодализм» экономическими критериями. Отечественная медиевистика вводит новые аспекты: юридический, правовой, культурный в социально-экономическую сущность феодализма.

2. Основные периоды истории стран западной Европы в средние века.

Исторический период Средних веков – один из самых продолжительных периодов в истории Европы, он длился 11-12 столетий. Начало западно-европейского средневековья связано с крушением Западной Римской империи. Верхнюю хронологическую границу историки определяют от XV до XVII в.

1) V-XI – Раннее средневековье – время формирования феодального способа производства.

2) XI-XV – Классическое, развитое средневековье – период развитого феодализма.

3) XVI-сер.XVII – Позднее средневековье – разложение феодализма, зарождение капитализма.

В период раннего средневековья происходило становление феодальных отношений, образование крупной земельной собственности и подчинение ранее свободных крестьян-общинников феодалам-землевладельцам. Экономика раннего средневековья многоукладна. В ней еще сохраняются элементы рабовладельческого, первобытно-общинного уклада. Наряду с этим формируется принципиально новая феодальная экономическая система. Города в это время сохранялись как центры торговли в ареале Средиземноморья.

В период раннего ср-вья происходит образование варварских королевств, в результате переселения народов, обосновавшихся на западноевропейской территории. С образованием первых варварских королевств появляется первая форма феодального государства – раннефеодальная монархия. Социально-экономические условия этого периода определяли характер раннефеодального государства. Оно было, как правило, относительно единым. В пределах этих государств объединялось множество различных этнических общностей, что являлось неизбежным результатом переселения народов. В культурной жизни наблюдается упадок, связанный с гибелью Западной Римской империи и распространением язычества. Через определенное стабилизационное время, когда оформятся варварские королевские государства, начнется подъем культуры, культуры новой, оформившейся в результате синтеза двух культур: античной и варварской («Каролингское Возрождение» в IX в. и «Оттоновское Возрождение» в X в.). В раннее средневековье утверждается христианство как государственная религия. Высшей санкцией всей жизни Западной Европы становится католицизм.

В период классического средневековья завершается процесса формирования феодальных отношений и расцветом феодализма. Крестьяне попадают в личную и поземельную зависимость от феодалов-землевладельцев. Феодалы начинают структурироваться в определенную систему иерархического соподчинения, складывается вассально-ленная система. Иерархическую лестницу возглавлял король, ниже – социальные слои герцогов, графов, баронов, рыцарей. Внизу феодальной социальной структуры находились крестьяне.

Это иерархическое соподчинение, которое возникает в период развитого феодализма, приводит к распаду раннефеодальной территориальной организации государственной власти и господству феодальной раздробленности. Развитие экономики, подъем городов и рост товарно-денежных отношений изменили формы феодальной эксплуатации: ослабевает крепостная зависимость крестьян, появляются свободные крестьяне. Изменяется сущность города. Город все больше занимает свое, особое место в средневековом мире. Он становится центром не только торговли, но и ремесла. Появляется свободное городское население. Начинается расцвет городов, городской культуры. Город становится колыбелью Возрождения. Создаются предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации. Этому в немалой степени способствовало также этническое сплочение населения Западной Европы – образование из отдельных племенных общностей - народностей. С формированием единых государств появляется новая форма феодальной монархии – сословно-представительная. В сословно-представительных монархиях появляются свои представительные органы.

Третий период средневековья характеризуется крайним обострением всех феодальных противоречий. Завершается централизация феодальных государств и переходу к новому типу монархии – абсолютизму. Классической страной абсолютизма в Западной Европе становится Франция. Производительные силы в этот период перерастают рамки феодальных производственных отношений и традиционных форм собственности. В недрах феодального общества зарождаются капиталистические отношения. В Нидерландах и Англии происходят первые раннебуржуазные революции. В духовно-религиозной жизни Западной Европы начинается Реформация и Контрреформация. В области культуры наступает период трагического гуманизма. Средневековье приближается к своему концу и оказывается на пороге Нового времени.

3. Кризис римской империи в IV-V веках.

В античности (рабовладельческий период) Римская империя была самым крупным и могущественным государством, подчинявшим себе не только те страны, которые входили в ее состав, но оказывавшим влияние и на отдаленные северные области Европы. Римская империя эволюционировала, и ее существование было долгим, в конце концов, как и любая империя, она распалась.

Уже в III в. в Римской империи обнаруживаются серьезные признаки глубочайшего кризиса, пронизавшего абсолютно все области ее бытия.

Кризис охватил аграрную сферу империи. В III в. становится особенно ясным, что низкая производительность рабского труда не может обеспечить государству нормального экономического функционирования. К тому же, начиная с этого времени, прекращаются некогда победоносные войны, не происходит пополнения рабской силы, и, следовательно, нет пополнения рынка труда. Побеги, заговоры и восстания рабов также не способствовали укреплению и развитию рабовладельческой экономики. Все эти моменты делали экономику Римской империи, основанную на рабском труде, абсолютно нерентабельной, и в итоге привели к полному застою производительных сил и разорению рабовладельцев-землевладельцев. Власти Римской империи начали искать выход из социально-экономического кризиса. Были смягчены условия рабского труда, но это не привело к ликвидации кризиса в экономике. Начались лихорадочные поиски новых экономических форм, которые могли бы оживить экономику империи. Среди этих новых форм была система колоната. В начале Римской республики и затем в империи колонами называли свободных крестьян, арендаторов, которые снимали в аренду участки земли в латифундиях (крупных поместьях рабовладельцев-землевладельцев). Независимое римское крестьянство, несмотря на некоторую поддержку со стороны государства, не было в состоянии систематически вести свое хозяйство в тех условиях, в которые оно было поставлено. Поэтому часто крестьянские земли переходили к землевладельцам-рабовладельцам. Но в связи с общим кризисом аграрной экономики владельцы латифундий тоже не могли вести свое хозяйство рентабельно, выжимая из земли все, что только можно. Ни смягчение рабства, ни система колоната не помогли вывести сельское хозяйство из кризиса, и снова начинаются поиски новых путей оздоровления экономики. Рабовладельцы-землевладельцы начинают сдавать свои земли в аренду крестьянам, причем арендаторами зачастую являются те же самые обезземеленные крестьяне. Но и такая форма выведения страны из аграрного кризиса не имела должного эффекта. Все эти попытки не привели ни к чему, более того: с течением времени система колоната все больше и больше начинает приближаться к форме крепостничества. В итоге колон из свободного крестьянина превращается в зависимого. В 332 г. император Константин I Великий (306-337) в интересах крупных землевладельцев издает указ, который запрещал колонам покидать виллы (т.е. латифундии, поместья) крупных рабовладельцев-землевладельцев. В этом же указе была статья об обязательном возвращении беглых, колонов. В разных по масштабу и богатству поместьях закрепощение (точнее, прикрепление) крестьян происходило не одновременно. В первую очередь прикрепление крестьян к земле происходило в самых богатых латифундиях, которые принадлежали императорам и сенаторам-магнатам, и только затем процесс спускается в более мелкие поместья. Таким образом колон попал в двойственное положение: с одной стороны, по закону, он не раб, а гражданин Римской империи, и в качестве гражданина он платит государству налог. Но с другой стороны, по указу императора Константина I Великого он прикреплен к поместью своего землевладельца, т.е. уже не свободен. Историки рассматривают колона этого периода как предшественника будущих крепостных феодального строя. Была еще одна попытка поднять экономику Римской империи: рабовладельцы-землевладельцы начали отпускать своих рабов, и появился довольно значительный слой вольноотпущенников. Рабовладельцы также начинают наделять своих рабов землей, хозяйством, инвентарем, скотом и т.д. Этот новый социальный слой вольноотпущенников получил название «рабы с хижинами». Условия их существования были чрезвычайно близки к положению крепостных крестьян будущего феодального строя. Рабы с хижинами должны были нести определенные оброки в пользу своего господина. Как правило, это был поземельный оброк (барщина). Наконец, был еще один, третий социальный слой империи, на который власти делали ставку в попытках реанимировать экономику – варвары-поселенцы. По своему экономическому и социальному статусу они приближались к положению колонов. Они также получали хозяйство от рабовладельцев-землевладельцев и за это несли в их пользу определенные повинности – в первую очередь оброк. В это же время появляется новая форма повинности зависимых крестьян – барщина. Кризис охватил не только аграрную сферу, но и всю городскую структуру империи. В деревне кризисом были охвачены оба главных класса рабовладельческого периода: крестьяне и землевладельцы-рабовладельцы. В городах в глубокой кризисной ситуации оказались многочисленные свободные ремесленники. Поскольку в деревне в это время идет натурализация хозяйства, т.е. все большее приближение к будущим формам феодализма, покупательная способность землевладельца рабовладельца значительно уменьшается. Продукция городских свободных ремесленников не находит рынков сбыта, что вело ремесло к кризису.

Кризис переживает и торговля (важнейший аспект городского хозяйства). В III-IV вв. торговый баланс Западной Римской империи в Средиземноморье практически сводится к нулю. Ведущая роль торговли в Средиземноморье постепенно переходит к Восточной Римской империи. В связи с общим упадком городского хозяйства в Римской империи обнаруживаются новые формы зависимости. В этот период в городах проживало много мелких и средних рабовладельцев-землевладельцев. Как правило, они были членами городских курий и назывались куриалами. В создавшейся обстановке куриалы пытались освободиться от своей должности (они несли ответственность за уплату налогов городского населения). Правительственные реформы сделали должность куриала наследственной и тем самым прикрепили куриалов к городу. Несмотря на то, что куриал принадлежал к господствующему классу, если он осмеливался самовольно покинуть свою должность, т.е. покинуть курию, город и бежать в свое поместье, его обязаны были вернуть. Репрессии на этом не заканчивались – за самовольную отлучку куриал мог быть заточен в тюрьму на долгие годы. Ремесленники также подверглись процессу закрепощения – закрепощения городу. В III-IV вв. в Римской империи ремесленники принудительно объединялись в советы, получившие название коллегий. Члены коллегий назывались коллегиатами. Как и все остальные городские слои населения, коллегиаты указом императора были лишены права покидать город. Если коллегиат осмеливался нарушить этот запрет, то он насильно возвращался в город и с ним поступали еще более жестоко, чем с куриалами: его клеймили каленым железом, чтобы все видели, что этот человек совершил противоправный поступок.

Коллегиаты были принуждаемы поставлять рабовладельцу свою продукцию, и в правительственных документах этих бывших свободных ремесленников красноречиво называли «рабами государства».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconТематическое планирование по истории средних веков 6 класс
Раскрывать смысл понятия «Средние века». Называть источники наших знаний об истории средних веков
Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие «средние века». Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории средневековья
Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconРабочая программа по учебному курсу «История средних веков». 6 класс...
Агибаловой, Донского «История средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории средних веков, в который...
Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconУрок по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Средние века: «темные» или «светлые»?"
Невековья, показать развитие общества, человечества; сравнить раннее и классическое средневековье, с опорой на основные понятия по...
Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconТематическое планирование по курсу «История Средних веков»
Место средних веков во Всемирной истории; по каким источникам ученые изучают историю Средних веков
Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconСогласовано
Что такое Средние века. Основное содержание курса «История Средних веков». Хронологические рамки средневековья
Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Экзаменационные вопросы ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconИстория средних веков
Примерной программы основного общего образования по истории, в соответствии с п ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к учебникам Данилова...
Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 10 История средних веков цели и задачи...
Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами-юристами...
Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconАгибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл
Средних веков составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы...
Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средних веков, в который вхо­дят также «Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс» (Е. В. Агибаловой,...
Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconРабочая программа по всеобщей истории в 6классе. ( «Истории средних веков», «Истории России»)
Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику «История средних веков», авторов Искровская...
Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconПояснительная записка рабочая программа по истории средних веков...
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по...
Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,...
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс...
Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconПопулярное богословие и народная религиозность средних веков
Оп в кн.: Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 65-91
Экзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке iconРабочая программа предмета история по содержательным курсам «История средних веков»
«История средних веков», «История России с древнейших времен до конца XVI века», «История Ярославского края до конца XV века»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск