Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/35
Дата публикации26.03.2014
Размер3.41 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


Московская духовная семинария
Сектор заочного обучения


Архиепископ Сергий (Соколов)


СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Исторические и пророческие книги
Учебное пособие для студентов 3 класса

Сергиев Посад

2005

СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА……………………...4
Понятие об исторических книгах Ветхого Завета………………………………4
1. Книга Иисуса Навинa……………………………………………………….....6

2. Книга Судей…………………………………………………………………..12

3. Книга Руфи……………………………………………………………………16

Книги царств…………………………………………………………………..17

4. Первая книга царств…………………………………………………………..19

5. Вторая книга царств…………………………………………………………..22

6. Третья книга царств……………………………………………………..........26

7. Четвертая книга царств……………………………………………………….30

8,9. Книги Паралипоменон……………………….…………………………......33

10. Первая книга Ездры……………………………………………………........37

11. Книга Неемии………………………………………………………………..39


12. Книга Есфири………………………………………………………………..41

О неканонических книгах……………………………………………………….44


13. Вторая книга Ездры……………….…………………………………………46

14. Книга Товита…………………………………………………………………48

15. Книга Иудифи………………………………………………………………..50

Книги Маккавейские…..…………………………………………………….56

16. Первая книга Маккавейская.………………………………………………..57

17. Вторая книга Маккавейская.……..…………………………………………63

18. Третья книга Маккавейская…..…………………………………………….67

19. Третья книга Ездры………….………………………………………………69



Часть II. ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА …………………….71

1. Понятие о пророках и время их служения.....……………………………….71


2. Учение пророков……………………………………………………………...74

3. Цели пророческого служении………………………………………………..76

4. Понятие о пророческих книгах и их значение……………………………...76

5. Главный предмет пророчеств………………………………………………...78

6. Единство и различие пророчеств…………………………………………….78

7. О пророческом вдохновении и о способах получения пророками

откровений от Бога……………………………………………………………79

8. Способы сообщений пророчеств народу……………………………………81


9. Способы объяснений пророчеств……………………………………………82

10. Отличие истинных пророков господних от ложных, непризванных

пророков и языческих прорицателей……………………………………….82

11. Библейский и хронологический порядок пророков……………………….84

12. Хронологическая таблица пророков – писателей…………………………85

13. Книга пророка Исайи………………………………………………………..86

14. Книга пророка Иеремии……………………………………………………123

15. Книга «Плач Иеремии»…………………………………………………….137

16. Послание Иеремии…………………………………………………………140

17. Книга пророка Варуха……………………………………………………...142

18. Книга пророка Иезекииля………………………………………………….144

19. Книга пророка Даниила……………………………………………………158

20. Книга пророка Осии………………………………………………………..170

21. Книга пророка Иоиля……………………………………….…..………….174

22. Книга пророка Амоса………………………………………………………177

23. Книга пророка Авдия………………………………………………………181

24. Книга пророка Ионы……………………………………………………….183

25. Книга пророка Михея………………………………………………………189

26. Книга пророка Наума………………………………………………………193

27. Книга пророка Аввакума…………………………………………………..195

28. Книга пророка Софония……………………………………………….......198

29. Книга пророка Аггея……………………………………………………….200

30. Книга пророка Захарии…………………………………………………….202

31. Книга пророка Малахии……………………………………………….......207
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….210

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….215

Часть I
ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА


Понятие об исторических книгах Ветхого Завета
Историческими книгами Ветхого Завета называйся библейские книги, содержащие в себе историю еврейского народа с момента вступления его в Палестину под предводительством Иисуса Навина (ок. 1220 г. до Р.Х. до Симона Маккавея (142 г. до Р.Х.). Таким образом, исторические книги Ветхого Завета охватывают период примерно в 1100 лет.

Всего исторических книг 19, из которых 12 являются каноническими и 7 — неканоническими. Канонической называется такая книга, которая на основании своего божественного происхождения признана и принята как правило для познания божественной истины. Эти книги отражают волю Божию, которая есть наивысший порядок или правило (по-греч. – κάνον). Все остальные книги именуются неканоническими.

К каноническим относятся:

  1. Иисуса Навина;

  2. Судей;

  3. Руфь;

  4. Первая книга Царств;

  5. Вторая книга Царств;

  6. Третья книга Царств;

  7. Четвертая книга Царств;

  8. Первая книга Паралипоменон;

  9. Вторая книга Паралипоменон;

  10. Первая книга Ездры;

  11. Книга Неемии;

  12. Книга Есфири.

В еврейской Библии эти книги называются «Небиим ришоним», то есть «Ранние пророки»; некоторые из них объединены, вследствие чего их число равно семи.

К неканоническим историческим книгам относятся:

  1. Вторая книга Ездры;

  2. Третья книга Ездры;

  3. Книга Товита;

  4. Книга Иудифи;

  5. Первая книга Маккавейская;

  6. Вторая книга Маккавейская;

  7. Третья книга Маккавейская.

Хотя исторические книги и описывают определенный этап истории еврейского народа, однако главной темой этих книг является отношение Израиля с Яхве, его верность или неверность Богу, то есть в повествовании прослеживается явно назидательный характер.

Историческая ценность книг основывается на обширном материале первостепенной важности. Это не только устные рассказы и древний эпос, но и биографии великих людей Израиля, написанные вскоре после их кончины, а также государственные летописи Израильского и Иудейского царств, на которые священные писатели часто ссылаются.

Духовный смысл повествования можно кратко сформулировать следующим образом: Яхве, положив начало существованию Своего народа, ведёт его по пути восхождения к тому времени, когда Он окончательно воцарится в мире (Царство Божие). Для этого Он даёт Израилю землю обетованную, поставляет Давида монархом и обещает его потомку вечную власть в эсхатологическом Царстве. Но в то же время составители исторических книг сурово и беспощадно обличают народ Божий за его неверность Завету. Эта неверность является прямой причиной тех бедствий, которые обрушиваются на Израиль. Таким образом, история превращается в урок и предупреждение. Она содержит призыв к покаянию, который с особой силой прозвучал в эпоху Вавилонского плена.
1. Книга Иисуса Навинa
Первой исторической книгой Ветхого Завета является книга Иисуса Навина. В еврейском тексте она называется книгой «Иешуа», по имени главного героя повествования. Книга содержит в себе описание событий жизни народа Божия, последовавших вскоре после смерти Моисея. Повествование теснейшим образом связано с Пятикнижием и составляет как бы продолжение книги Второзакония, почему и начинается в славянском тексте союзом «и» («и бысть...»).
Разделение на части и очерк содержания
Все содержание книги можно разделить на три части. В первой части (главы 1-12) повествуется о переходе евреев через Иордан и о покорении ими Ханаана (Земли Обетованной). Во второй части (главы 13-21) говорится о разделении земли между коленами Израилевыми. В третьей части (главы 22-24), составляющей как бы заключение книги, описывается собрание старейшин под руководством Иисуса Навина и его последнее завещание.

Первая часть. После краткого введения, где говорится о первом откровении Господа Иисусу Навину с обетованием никогда не оставлять его Своей помощью (1, 1-9), рассказывается о приготовлении народа к переходу через Иордан и завоевании Земли Обетованной (1, 10-18). Вторая глава повествует о посылке соглядатаев в Иерихон и о гостеприимстве Раав. Чудесному переходу через Иордан посвящены 3 и 4 главы. Исполнение завета об обрезании, совершение Пасхи и встреча с таинственным вождем воинства Господня составляют содержание пятой главы.

Далее описываются факты самого завоевания: чудесное падение стен Иерихона и заклятие его Иисусом Навином (6 глава), корыстолюбие и казнь Ахана, завоевание Гая и напоминание народу Закона Моисеева (7, 8 главы), подчинение Гаваонитян, хитростью сохранивших свою жизнь (9 глава), две великие победы Израильтян над союзными войсками ханаанских царей у Гаваона и на севере Ханаана (10-11 главы), перечисление всех покоренных царей (12 глава).

Вторая часть. В главах с 13 по 21 повествуется о разделении завоеванной Земли Обетованной между коленами Израилевыми. Это повеление Божие Иисус Навин ревностно выполнял, будучи уже в преклонных летах. Палестина была разделена между десятью коленами. Колена Гадово и Рувимово ещё ранее при Моисее получили в удел землю к востоку от Иордана (Чисел, 32). Колено Левино получило в удел 48 городов для проживания левитов. Назначаются также 6 городов убежищ для невольных убийц (22 глава) и один город самому Иисусу Навину (21 глава).

Третья часть. Под конец своей жизни Иисус Навин собирает старейшин города, увещевает их избегать общения с язычниками, и в Сихеме возобновляет завет израильтян с Богом. Заканчивается книга упоминанием о смерти Иисуса Навина, о погребении праха праотца Иосифа в Сихеме и о смерти священника Елиазара (22-24 главы).
Автор книги и время ее составления
Надписание книги именем Иисуса Навина свидетельствует о его авторстве, хотя это и не бесспорно. За авторство Иисуса Навина говорит:

а) конкретное указание самой книги: (ХХIV, 26);

б) свидетельство древних раввинов, записанное в Талмуде;

в) содержание книги, где точное указание мельчайших подробностей относительно событий, лиц и мест могло быть сделано только очевидцем, а не позднейшим лицом. Географически книга очень правдива.

Кроме того, в содержании книги наблюдается единство плана и идеи, единство точки зрения на описываемые события. В композиционном отношении книга представляет не простое изложение событий, но стройное повествование по известному плану.

Повествование отличается беспристрастием: оно не скрывает ошибок Иисуса Навина (7, 1-6; 9, 14-16) и народа (24, 14, 23). Описание смерти и погребения Иисуса Навина, по преданию, сделано первосвященником Елеазаром.

Однако встречаются в книге такие места, которые наводят на мысль о позднейшей редакции писаний Иисуса Навина. Например, стих 19, 47 − рассказ о завоевании города Лаиса потомками Дана (Суд. 18, 1-22, 71, 25) − об исполнении проклятия над дерзнувшими восстановить город Иерихон (см. 3 Цар. 16, 34). Поэтому вполне допустимо мнение, что Книга Иисуса Навина восполнена в XI веке (то есть в конце периода Судей) неизвестным редактором, использовавшим подлинные писания самого Иисуса Навина. Это мнение согласно с высказываниями блаженного Феодорита и святого Афанасия, говоривших, что «писатель книги жил довольно поздно».

Мнение западных критиков, в соответствии с которым книга Иисуса Навина составлялась по частям между IX и VI веками до Р.Х., православными богословами не принимается (П. Юнгеров, Ф. Елеонский).
Цель написания книги
В книге Иисуса Навина чётко прослеживается желание автора не только продолжить историю народа Божия и, в частности, показать, как чудесно исполнились на современниках Иисуса Навина древние обетования Божии о наследии земли Ханаанской, данные праотцам, но и оставить назидание потомкам. Религиозный смысл книги сводится к следующему: дар Божий нелегко получить, оставаясь пассивным. Чтобы овладеть Землёй Обетованной, Израиль должен был собрать все свои силы и одолеть стоящие на пути препятствия. Это призыв к активности, без которой дар Бога остаётся недосягаемым. Знамения, явившиеся во время вступления в Ханаан, символизируют небесную помощь тем, кто борется. Овладение землёй есть прообраз вхождения в Царство Божие, которое требует усилий (Мф. 11, 12).
Иисус Навин и его прообразовательное значение
Святой Иисус Навин, слуга Моисея (Исх. 24, 13), от рождения носил имя Осия и был сыном Навина (Чисел, 13, 9). В первый раз он становится известен как военачальник и победитель амаликитян, которые напали на стан евреев при Рефидиме (Исх. 17, 8), расположенный между пустыней Син и горой Синай. Счастливая, Богом данная победа над амаликитянами и особенно благоволение Божие к Иисусу, выраженное в откровении Моисею (Исх. 17, 14), приблизили храброго воина к Моисею, и тот, пророчески про-видя в сыне Навина спасителя Израиля от врагов, переименовал его из Осии в Иисуса (евр. Иешуа − Иегова спасает) (Числ. 13, 17). Иисус Навин стано-вится ближайшим доверенным лицом Боговидца Моисея. Он вместе с Мои-сеем восходит на святую гору Синай, где Моисей в продолжение 40 дней предстоял перед Богом и получил скрижали с Десятисловием (Исх. 24, 13; 32, 17-18). Он удостаивается также неотлучного пребывания в скинии и шат-ре, где Господь благоволил открываться Моисею в столпе облачном (Исх. 33, 11). В числе избранных двенадцати старейшин Иисус Навин ходил согля-датаем в землю Ханаанскую (Числ. 13, 9), причем только он и Халев сох-ранили бодрость духа и несокрушимую веру в помощь Божию против силь-ных народов Ханаана, за что только они вдвоем и удостоились войти в Землю Обетования из всех вышедших из Египта от 20 лет и старше (Числ. 14, 30).

Иисус Навин был избран Богом в преемство Моисею, для чего и был поставлен перед священником Елеазаром и всем израильским обществом самим Моисеем, возложившим на него руки (Числ. 27, 18-19).

Когда израильский народ перешел Иордан, Иисусу Навину было 84 года. После этого он в продолжение 26 лет вёл войну за землю Ханаан и делил её между коленами Израилевыми. Таким образом, Иисус Навин всю свою долгую жизнь, 110 лет, ревностно служил Господу и своему народу.

Отцы Церкви видели в Иисусе Навине прообраз Иисуса Христа: он носит то же спасительное имя; он ведет народ Божий через Иордан в Землю Обетованную, подобно тому, как Христос вводит крещенного во имя Его в Царствие Божие; завоевание же и распределение территории были, по объяснению святых отцов, прообразами побед и распространения Церкви Христовой.
Чудесный переход евреев через Иордан (3 и 4 главы)
Переход через Иордан — это первое великое чудо в переломный, решающий момент истории Израиля. Вступление в Землю Обетованную следует рассматривать как прообраз вступления верных в Царство Божие. В обоих случаях залогом победы служит вера в благость и любовь Господа, Который дарует Своим созданиям полноту земных и духовных благ.

Описываемое событие излагается с особой торжественностью; подчеркивается, что каждый этап этого важного дела совершается по Божественному повелению и требует участия всего народа Божия. Точное исполнение повелений Божиих сопровождается знамениями, как некогда при исходе из Египта. Священный писатель здесь ясно указывает на духовное единство событий: Бог останавливает течение Иордана подобно тому, как Он осушил Красное море (Исх. 14, 5-31); как прежде в пустыне евреев вёл огненный и облачный столп (Исх. 13, 21-22; Ис. Нав. 3, 7), так ныне израильский стан следует за ковчегом Завета Божия.

Во всем повинуясь мудрым указаниям Иисуса Навина, народ все явственнее убеждался, что через их вождя действует Сам Бог, а потому авторитет Иисуса Навина среди сынов Израилевых к решающему моменту — покорению Земли Обетованной, был непререкаем. «В тот день прославил Господь Иисуса перед очами всего Израиля; и стали бояться его, как боялись Моисея, во все дни жизни его» (Ис. Нав. 4, 14).

Следует особо отметить, что Иисус Навин и израильтяне перешли Иордан во время его разлива (Ис. Нав. 3, 15). Полноводная река остановила свое течение напротив Иерихона, а ниже вода быстро стекла по направлению к Мертвому морю; дно обнажилось — так что израильтяне смогли перейти посуху на другую сторону. В память этого чудесного события Иисус Навин соорудил два монумента из 12 камней каждый на дне реки и на берегу. Это великое чудо было необходимо для укрепления веры израильтян в то, что их предстоящая брань согласна с волей Господней, ибо сами стихии, повинуясь мановению Божию, отступали перед ними.

Подобные перекрытия русла Иордана имели место и впоследствии. Так это случилось в 1267 году, когда в результате колебания почвы произошел завал, задержавший течение Иордана на десять часов. Аналогичные явления повторялись в 1924 и 1927 годах. Однако этот естественный ход событий не лишает их провиденциального значения.
Чудесная победа над городом Иерихоном (5, 13 – 6 глава)
5, 13–14. Встретившийся Иисусу Навину «вождь воинства Господня», по мнению большей части отцов и учителей Церкви, был не кто иной, как Михаил Архангел, небесный покровитель и хранитель народа еврейского (Дан. 10, 21; 12, 1). Поэтому в Православной Церкви в день Архангела Михаила читается паремия из этого места книги Иисуса Навина. Чудесное явление ободрило святого вождя, утвердив веру его в промышление Божие об Израиле. Ангел Господень говорил от имени Иеговы, почему Иисус и воздаёт ему божественное поклонение и почитание, как некогда Моисей при купине.

6 глава. Обхождение с Ковчегом Завета вокруг Иерихона имело целью указать Израилю, что Сам Бог идет во главе Своего народа, и представляло скорее священную, а не военную процессию, ибо в это время звучали праздничные юбилейные трубы. Стены города обрушились, едва лишь «воскликнул народ громким и сильным голосом» (6, 19).

По повелению Божию, город и все, что в нем находилось, кроме семейства Раав, было предано заклятию, то есть подлежало полному истреблению, что евреи и постарались исполнить с точностью. Заклятие это было, в данном случае, выражением суда и гнева Божия на язычников за нечестие, а иудеи — орудием гнева Божия.

25 стих. Выражение «проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон», следует понимать в том смысле, что Господь запрещает укреплять город в военном отношении, что и пытался сделать Азан из Вефиля (3 Цар. 16, 34).

Множество современных толкований по поводу событий, связанных с осадой Иерихона, можно свести к следующему. Каким бы образом евреи ни одержали победы — сопровождало ли победоносный клич стана израильского землетрясение или нет, — неоспоримо одно: они действительно имели и ощущали поддержку Единого Бога, и Его благодатная помощь была единственной причиной их чудесной победы. Более целесообразно было бы оставить ход этого сражения под завесой тайны Божьего Промысла над Израилем.

В свете сказанного следует рассматривать и следующее важное место книги Иисуса Навина: битва за Гаваон и повествование о чуде остановки солнца и луны (10, 1-15).

«Иисус воззвал ко Господу в тот день, когда побил (врагов) в Гаваоне, и сказал пред израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою. И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день?» (10, 11-13). Поздние писатели только следовали тексту повествования, как не пытаясь обосновать написанное, так и не отрицая его историчности.

То, что Бог так слышал голос Иисуса, есть свидетельство его святости. Одна из главных тем книги Иисуса Навина — это запечатление на века близости Иеговы к избранному Им народу, Его соприсутствия израильскому стану и божественной помощи в битвах против язычников.
Жертвенник заиорданских колен, воздвигнутый

как памятник со всем еврейским народом (22 глава)
Даже после завоевания Земли Обетованной и расселения колен по отведенным им уделам, Израиль должен был оставаться единым народом, что способствовало бы лучшему сохранению семени веры. Об этом Божественном замысле мы ещё раз узнаем из истории разногласия в вопросе о жертвеннике (глава 22).

Заиорданские колена Рувимово, Гадово и полколена Манасиина после напутственных речей вождя уходят в свои владения. Но, не достигнув своих владений, они остановились у Иордана и соорудили на этом берегу жертвенник, чем смутили все прочие колена, ибо, как казалось, нарушили Закон Божий, повелевающий всему Израилю поклоняться Богу в одном месте, а именно у Скинии (Втор. 12, 5-14).

Ответ заиорданских племен успокаивает встревоженных собратьев: первые не намереваются приносить здесь жертвоприношения, скорее жертвенник служит знаком духовного единства с другими коленами Израильскими.
Завещание евреям Иисуса Навина (23 глава)

Последнее завещание Иисуса Навина своему народу имеет очень важное значение, ибо высказано в духе Закона Моисеева и имеет прямое сходство по своему содержанию с предсмертным завещанием величайшего ветхозаветного пророка. Главный предмет увещаний: не поклоняться чужим богам и не служить им, а служить единому Богу (ср. Исх. 23, 24); не вступать в союз с жителями земли Ханаанской, особенно посредством браков. Строгое исполнение завещания послужит залогом благоденствия и успеха, и, напротив, нарушение заветов повлечет за собой потерю Земли Обетованной и посрамление евреев среди прочих народов.

К сожалению, история Израиля со всей точностью показала правдивость слов Завещания. Израиль часто отступал от своих клятвенных обещаний верности Господу, что видно из содержания последующих книг.

2. Книга Судей
Наименование книги
Как в еврейской, так и в греческой Библии книга надписывается словом «судьи» (евр. «софетим»; греч. – «крите»), которое указывает на главный предмет содержания. Судьями в книге названы особые мужи, призываемые Богом ко спасению народа от внешних врагов и охранению истинной веры, то есть это были вожди, управлявшие народом от имени Божия.

В истории Израиля эти люди стали национальными героями, хотя действия большинства из них ограничивались небольшими масштабами и борьбой против отдельных врагов. К сожалению, единство еврейского народа страдало не только из-за влияния окружающего его язычества, но и из-за междоусобных разногласий между коленами Израилевыми (случай с Гедеоном – 8 глава).

Сведения о судьях часто довольно скудны, но и те, что мы имеем, дают возможность сказать, что среди них были люди, не всегда стоявшие на высоте своего священного служения. Библия вовсе не претендует на канонизацию всех судей, правдиво изображая их как реальных представителей своего времени. Не стоит также полагать, что деяния всех судей включены в книгу Судей. О некоторых из них (Девора и Варак, Гедеон, Иеффай, Самсон) повествуется довольно подробно, другие судьи лишь упоминаются.
Время написания книги и её автор
Вся книга Судей представляет собой довольно стройное, цельное литературное произведение, что указывает на одного её составителя, жившего в конце описываемого периода. Это же подтверждает и введение в книгу, в котором дается оценка всему описываемому периоду. Можно также заключить, что автор жил до царя Давида, так как Иерусалим ещё называется Иевусом, и иевусеи еще не были изгнаны из крепости, взятой Давидом (Суд. 1, 21; 13, 10; 2 Цар. 5, 6-7). На основании сказанного, автором книги Судей называют пророка Самуила (XI в. до Р.Х.). Это мнение подтверждается также древним иудейским преданием, записанным в Талмуде.

Однако, некоторые полагают, что книга окончательно была составлена во времена священника Ездры (V в.), то есть на её формирование ушло около 600 лет. Сторонники этого мнения указывают на симпатию писателя к монархическому образу правления Израилем (Суд. 21, 25). Кроме того, представители этого мнения убеждены, что прослеживаемая в книге идея греха и наказания могла сформироваться так убедительно только после плена.

Что же касается времени описываемых событий, то его по книге установить нелегко, ибо она не является в строгом смысле слова продолжением книги Иисуса Навина и, кроме того, хронологический порядок в книге не соблюдается.

Основная идея книги довольно ясна: это − зависимость благоденствия Израиля от его верности Богу. В результате, приведенные исторические сведения не просто переплетены с религиозными соображениями, но над всем повествованием доминирует религиозный подход. Летописцы, фиксирующие исторические события, прежде всего отражали истину и величие поклонения Единому Богу сравнительно с нечистыми культами многочисленных Ваалов и Астарт. Только в этом смысле книга Судей может рассматриваться как продолжение книги Иисуса Навина. Принято считать, что книга Судей описывает период примерно в 200 лет.
Разделение книги на части и её содержание
Книгу Судей можно разделить на 3 части: вступление, основная часть и два прибавления.

1. Вступление (1 – 3, 6). В нем изображается общее состояние Израиля после смерти Иисуса Навина, вызвавшее появление судей в то время.

2. Основная часть книги (3, 7 – 16, 31). Это история о судьях, повествующая о многократных порабощениях израильтян, попущенных Богом в наказание за их идолопоклонство, и об избавлении их от врагов через судей — богоизбранных вождей Израиля. Как только Израиль осознавал свой грех и обращался к Богу с молитвою о помиловании, так Господь посылал народу Своему избавление.

3. Два прибавления (17-21 главы), которые наглядно показывают, до какой низкой степени порой падал Израиль, отступая от веры и закона Моисеева.
Последствия верности и неверности евреев Богу и его закону
Во вступлении, во второй главе с особой ясностью автор говорит о зависимости благоденствия Израиля от его верности Богу и Его закону. Еще при Иисусе Навине были случаи непослушания евреев повелениям Божиим относительно завоевания Земли Обетованной. После же смерти святого вождя Израиль все чаще проявлял желание войти в союз с языческими народами, сделав их своими данниками.

Союз с хананеями вызвал гнев Божий, о котором Израиль узнает из обличительной речи Ангела Господня. Можно полагать, что это был неизвестный пророк, говоривший от Лица Божия. За богопротивный союз с язычниками Господь наказывает Израиль: отныне язычники будут постоянными врагами и поработителями евреев. «Не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью» (Суд. 2, 3), — изрёк ангел. Все дальнейшее содержание книги Судей служит подтверждением этих слов. Языческие народы многократно порабощают то одно, то другое колено Израилево. В скорби и тесноте Израиль начинает взывать о помощи к Богу, и Господь освобождает Свой народ через судей. После их смерти евреи снова отступали от Бога и попадали в пленение к язычникам (Суд. 2, 16-23).
Святоотеческое толкование чудесного орошения руна Гедеона (6 глава)
Истолковывая факт чудесного орошения руна, многие святые отцы указывали на прообразовательное значение этого события. В первом случае, когда роса была на руне, а вся земля оставалась сухой. Это означало, что ранее Израиль, составлявший Церковь Божию, изобиловал Божественною благодатью, тогда как вся земля была суха от бесплодного зноя языческого суеверия. Во втором случае, когда земля покрылась росой, а руно осталось сухо, это означало, что, когда роса веры иссохла в сердце иудеев, отвергших Источник живоносной воды чудесного орошения руна — Христа, языческие народы, приняв слово Евангелия, стали причастны благодатных даров Святого Духа, и, таким образом, вся земля оросилась росой веры и даров духовных через евангельское слово. Руно, таким образом, прообразовало народ иудейский, сухая земля — языческий мир, а роса — всеоживляющую благодать Божию (Августин, Феодорит и др.)

Другие толкователи видят в этом чуде прообраз Боговоплощения. Руно прообразовало Деву Марию, утроба Которой подобно руну приняла на себя Небесную Росу — Христа; с пришествием же Господа весь греховный мир, лежавший в тлении и сухости, оросился росою благодатных даров Божиих (Ориген, блаженный Иероним, канон Богородице).
Обет судьи Иеффая и его исполнение (глава 11, 30-40)
За дарование победы над аммонитянами судия Иеффай обещает принести Богу во всесожжение то, «что выйдет из ворот его дома ему навстречу». Встретить победителя вышла его единственная дочь, которой судья и исполнил свой обет Богу.

В древности все святые отцы, а равно иудейские раввины и историк Иосиф Флавий согласно держались того мнения, что дочь Иеффая была принесена Господу во всесожжение на алтаре. Лишь в последнее время исследователи этого вопроса стали объяснять обет Иеффая духовной жертвой, говоря, что дочь судии была посвящена на служение Богу при Скинии и осталась навсегда девой. Но повествование скорее свидетельствует в пользу древних толкователей.

Можно говорить об излишней смелости и необдуманности обета Иеффая, о том, что он не должен был ни давать его, ни, тем более, исполнять (Августин, Иероним); все же судья не отступил от своего обета, потому что хотел угодить Богу, как Авраам, принеся Ему в жертву самое дорогое. Если же обет Господу был дан, израильтянин обязан был выполнить его, и Иеффай остался верен своему слову (Суд. 11, 35; Быт. 22, 1-19; Мих. 6, 7; 4 Цар. 3, 27; Числ. 30, 3; 32, 24; Пс. 65, 13-14; Иер. 44, 17).

Упоминание о том, что дочь Иеффая «оплакивала девство своё» и «не познала мужа» (Суд. 11, 38-39), подчеркивает горькую участь её, ибо, умерев в юности безбрачной, она навсегда лишалась чести стать матерью, что почиталось великой добродетелью и счастьем у еврейских женщин. Дочь полностью разделяет религиозные взгляды отца, что и создаёт ощущение настоящей трагедии. Автор книги здесь только свидетельствует о трагическом событии, то есть человеческом жертвоприношении, но сам не одобряет поступка Иеффая.
Идолопоклонство в доме Михи Ефремлянина (глава 17)
Рассказ этот показывает, до какой степени может заблуждаться человек, ведущий греховную жизнь. Некто Миха из колена Ефремова, похитив у матери своей 1100 сикилей серебра, возвращает ей это серебро, испугавшись проклятия, произнесенного ею на похитителя. Мать, чтобы проклятие не пало на сына, посвящает это серебро от имени его Господу: из серебра отливается идол и предметы культа для служения. Так дом Михи становится храмом. Для отправления служения Миха сначала поставляет жрецом одного из своих сыновей, а потом нанимает за деньги на должность священника праздного левита. Все изложенное выше, а именно: воровство, изготовление идола, самочинное поставление священника, служба идолу ради корысти — греховно в очах Божиих и осуждается автором книги.
3. Книга Руфи
Наименование книги, автор и время написания
Книга надписывается именем главного действующего лица повествования. Четыре главы этой книги безыскусно и правдиво передают историю моавитянки Руфи. Книгу эту можно считать продолжением книги Судей и введением к истории Давида, почему она в переводах Библии предшествует книгам Царств, несмотря на то, что в еврейской Библии она помещена между поэтическими книгами.

Вероятно, книга Руфи написана в царствование Давида. Автор упоминает о периоде Судей в прошедшем времени, но, говоря о Давиде, еще не называет его царем. Вполне возможно, что книгу Руфи написал тот же автор, что и книгу Судей, то есть святой пророк Самуил.

По содержанию эта книга относится к числу назидательных. Главная её цель — свидетельство о том, как вознаграждается упование на Бога, Который милосердие Свое обильно изливает и на иноплеменницу. Особенное значение данного рассказа в том, что чужеземка Руфь становится праматерью Давида; это подчеркивает евангелист Матфей, включая имя Руфи в родословную Христа (Мф. 1, 5).
Значение Руфи в истории Церкви Божией
По мнению святых отцов, Руфь была прообразом обращения язычников в Церковь Христову. «Посмотри, — говорит святой Иоанн Златоуст, — на Руфь. Она была чужестранка и находилась в крайней бедности; но Вооз не отверг её за бедность, не презрел её как чужестранку: так Иисус Христос принял в Свою Церковь и чужих, призвал и язычников, скудных плодами добрых дел. Руфь, если бы не оставила родителей, не отказалась от своего отечества, дома, народа, никогда не вступила бы в супружеский союз с Воозом: так и язычники не прежде вошли в благодатный союз со Христом, но когда уже оставили свои нравы и обычаи. И опять, Руфь тогда только вошла в дом Вооза, когда близкий родственник отказался от брачного союза с нею: так и язычники вошли в Церковь Божию и сделались любезными Христу тогда, когда проповедь Евангельская уже была отринута иудеями — Богоизбранным народом».

Закон ужичества (левирата) состоял в том, что если умирал муж, не оставив после себя детей, то брат умершего должен был жениться на оставленной им вдове и рожденный от этого брака сын получал имя умершего и наследовал его земельную собственность. Нужно сказать, что прекращение рода считалось у евреев великим несчастьем. По закону земля не могла переходить в чужой род или племя, вот почему вдова сохраняла земельную собственность в своем роде, пользуясь правом ужичества (левирата), то есть выходя замуж не за чужого, а за ближайшего родственника (см. Втор. 25, 5-10).

Книги Царств
Общие сведения о книгах Царств
Первая, Вторая, Третья и Четвертая книги Царств относятся к историческим книгам Ветхого Завета. Надписание их в еврейской и греческой Библиях не одинаково.

В еврейской Библии четыре книги объединены в два отдела с различными наименованиями. Первый, состоящий из Первой и Второй книг Царств, озаглавлен «Сефер Шемуэль», то есть книга Самуила, описывающая жизнь и деяния пророка Самуила. Второй отдел, объединяющий в себе Третью и Четвертую книги Царств, надписан «Сефер Мелахим», то есть книга царей, рассказывающая об истории Израильского и Иудейского царства.

В греческой Библии этот раздел изложен в четырех книгах под одним надписанием βάσίλείών то есть Цари или книги Царств. Это деление и надписание принято и в русской Библии. Однако в некоторых греческих текстах встречается разделение по двум отделам: «Первая и вторая книги Царств» и «Третья и Четвертая книги Царств».
Писатели книг
Сведения о писателях книг Царств самые разноречивые. Так, Первая и Вторая книги Царств приписывают пророку Самуилу как свидетелю и участнику описываемых событий. Третья и Четвертая книга Царств, предполагают, писались различными людьми и по частям. Авторами называют царей, священников, пророков. Учитывая все критические замечания, автором книг Царств можно назвать священника Ездру. Своей деятельностью по восстановлению благочестия в еврейском народе после вавилонского плена (V в. до Р.Х.) автор-священник Ездра снискал огромный авторитет не только у иудеев, но и у соседних народов. Талант Ездры позволил ему составить 4 книги Царств по древним оригинальным источникам: «История Соломона», «Летописи царей Иудейских», «Летописи царей Израильских». Подобные летописи, произведения частных писателей и пророков, бережно сохранялись у еврейского народа. Акценты в повествовании книг говорят о том, что автором книг Царств был священник, муж больших духовных дарований. Изложению политических вопросов отведено второстепенное место; явное предпочтение отдается религиозно-нравственной оценке событий.
Период времени, обнимаемый книгами Царств
Книги Царств охватывают период времени примерно в 500 лет, начиная повествование с рождения пророка Самуила и заканчивая упоминанием о вавилонском плене (1040-560 гг. до Р.Х.).

Первая книга Царств рассказывает историю Самуила и царя Саула.

Вторая книга Царств посвящена истории царя Давида.

Третья книга Царств говорит о правлении Соломона и о разделении царства после его кончины на Израильское и Иудейское.

Четвертая книга Царств описывает борьбу между царствами Израильским и Иудейским, ослабление их и гибель, сначала Израильского, а потом и Иудейского.
Цель написания книг
Излагая историю Израиля, писатель указывает на зависимость политического благосостояния еврейского народа от чистоты его религиозно-нравственной жизни. Благословение Божие и успех сопутствуют народу только тогда, когда он живет по заповедям Божиим, помнит о великих обетованиях Иеговы Израилю. И, напротив, когда народ уклоняется в идолопоклонство, начинает жить, «как все прочие народы», — благословение Божие отходит от него, евреи попадают в политическую и экономическую зависимость от других наций.

В Третьей и Четвертой книгах Царств показало постепенное угасание величия израильского народа.
4. Первая книга Царств
Первая книга Царств состоит из 31 главы. Содержание её можно условно поделить на 3 части.

1) 1 – 4 главы. Время правления священника Илия.

2) 5 – 12 главы. Время правления пророка Самуила.

3) 13 – 31 главы. Время царствования Саула.

Основные места из Первой книги Царств



1. Пророческая песнь Анны и предсказание о Мессии (2, 1-10). В своей молитве праведная Анна благодарит Бога за исполнение её прошения о чадородии. Основная мысль молитвы: Господь — единственный истинный утешитель и защитник всех страждущих и смиренных, а также правосудный отмститель гордым и злым, надеющимся на свои силы. Молитва эта явилась ветхозаветным прообразом Песни Богородицы «Величит душа моя Господа... яко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди... низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи...» (перевести на русский) (Лк. 1, 46-55). Близость содержания обеих песен объясняется тем, что молитва праведной Анны рассматривалась ветхозаветной Церковью как пророческий гимн и часто употреблялась за богослужением.

В пророческой песне Анны впервые обетованное «семя жены» (Быт. 3, 15), Спаситель мира, именуется Помазанником, Мессией (2, 10).

Святые отцы новозаветной Церкви оставили толкование на некоторые важные места этого пророчества.

Глава 2, стих 5: «даже неплодная рождает семь раз, а многоплодная изнемогает». Блаженный Феодорит: «Сказанное Анной — «неплодная рождает семь раз...» — предвозвещает многоплодие Церкви, потому что число семь означает множество (Творения. Т. 1. С. 324). Он же: «Господь сотрет препирающихся с Ним» (10 стих) – этим предвозвещает низложение диавола». «Господь взошел на небеса и возгремел», — свидетельство о вознесении нашего Спасителя. «Господь будет судить концы земли», — предсказание о втором Пришествии Владыки Христа».

Блаженный Иероним: «...и вознесет рог Помазанника Своего», — эти слова обозначают величие Царства Христова» (Творения. Т. 14. С. 196).

Духовная глубина этого ветхозаветного пророчества была причиной того, что Песнь праведной Анны легла в основу содержания третьей песни канона на всенощном бдении Православной Церкви. Например, в каноне на праздник Богоявления читаем: «Неплодная прежде и страдавшая бесчадием, радуйся ныне, Христова Церковь; ибо водою и Духом у тебя родились сыны...». И ещё: «Крепость даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы рождается...». На Рождество Христово: «... Христу Богу возопиим, вознесый рог наш, свят еси Господи...».

2. О призвании Самуила к пророческому служению повествует третья глава Первой книги Царств. Святой пророк Самуил был тогда ещё в отроческом возрасте и прислуживал на богослужениях, совершаемых священником Илием. «Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты» (1 Цар. 3, 1), – это признак оскудения духовного. Выше говорилось о беззакониях, совершаемых при Скинии сыновьями Илия Офнием и Финеесом. В это бедственное для Израиля время Господь возжигает новый светильник благочестия, чтобы в свете его были обнажены и осуждены грехи народа. Господь в откровении святому Самуилу произносит суд над домом Илия, о котором юный пророк и возвещает священнику. «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не оставалось ни одного из слов его не исполнившимся. И узнал весь Израиль, что Самуил удостоен быть пророком Господним» (1 Цар. 3, 19-20).

После смерти Илия Самуил сделался судьёю и, благодаря его влиянию, израильтяне уничтожили своих идолов (1 Цар. 7, 3), и, собравшись на войну, поразили филистимлян. Самуил судил народ во все дни своей жизни (1 Цар. 7, 15), из года в год, обходя пределы Израиля. В Раме, в своем родном городе, пророк построил жертвенник, молился за народ и совершал жертвоприношения. Торжественное празднование Пасхи, которое устроил Самуил, жило в воспоминаниях летописцев ещё несколько столетий (2 Цар. 35, 18). При наступлении старости он поставил своих сыновей судьями над Израилем. Но они «не ходили путями его, а уклонились в корысть», вследствие чего народ стал требовать от Самуила поставить им царя. Такая просьба не понравилась пророку, однако Господь велел ему исполнить желание народа, предварительно ознакомив его с требованиями, которые царь имеет право предъявлять своим подчинённым. Выслушав от Самуила «права царя» (1 Цар. 8, 9), народ всё-таки стал настаивать на исполнении своего желания. Тогда Самуил помазал над ними царём Саула, сына Кисова (1 Цар. 9-10).

Потом он созвал общенародное собрание в Массифе, где выбор Саула был утверждён. Самуил записал права царя в книгу и положил её «пред Господом» (1 Цар. 10, 25). После победы Саула над аммонитянами Самуил ещё раз утвердил посвящение нового царя торжественным жертвоприно-шением в Галгале. Затем старец Самуил в торжественной прощальной речи подверг оценке свою неподкупную деятельность по отношению к народу во всё время руководства им от самой юности; предостерёг их и нового царя от непослушания Богу; по их просьбе он обещал продолжать до своей смерти молиться за них и учить их доброму пути.

Во время царствования Саула Самуил являлся строгим опекуном царя: он обличал его за непослушание, проявлявшееся в самоволии, корыстолюбии и других пороках. Когда Самуил едва не упал духом, наблюдая заблуждение царя Саула, Господь послал его помазать царём Давида вместо Саула.

В Раме Самуил продолжал своё пророческое служение до глубокой старости. Он явился основателем и руководителем пророческих школ (1 Цар. 10, 5, 20); кроме того, он был известен как летописец Израиля. Когда он умер, все израильтяне собрались оплакивать его и похоронили его в Раме в его доме (1 Цар. 25, 1).

Как при жизни, так и по смерти авторитет пророка Самуила был весьма велик в Израиле. Память его свято чтилась в народе. К нему, «человеку Божию», обращались как к прозорливцу, дабы узнать волю Божию. Несчастный Саул искал свидания с ним и после его смерти, при помощи волшебницы в Аэндоре (1 Цар. 28).

Саул у Аэндорской волшебницы (1 Цар. 28, 3-25)



Святоотеческие толкования этого места Библии можно разделить на три точки зрения. Сторонники первой из них – святитель Дмитрий Ростовский и митрополит Филарет (Дроздов) – утверждают, что душа праведного Самуила была не подвластна темной силе, а потому являлся в образе пророка диавол, гадающий о будущем (Деян. 16, 16).

Но ещё в Ветхом Завете существовало мнение, что Самуил пророчествовал и после смерти (Сирах. 46, 23). Это мнение разделяют святой Амвросий Медиоланский и блаженный Феодорит. Они утверждают, что явилась душа пророка Самуила, но не по действию волшебницы и темной силы, а по особому соизволению Божиему.

Третья точка зрения принадлежит святому Иустину мученику, Оригену, святому Анастасию Антиохийскому (VI в.). Так как душа пророка находилась в то время в шеоле, над которым владычествовал диавол, то явившимся был сам Самуил; конечно, произошло это не без воли Божией.

Можно заметить, что все три мнения согласны в следующем: все происходившее у волшебницы было по промыслительному действию Божию и над предсказываемыми событиями диавол не имел никакой власти.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск