Скачать 3.39 Mb.
|
В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 № 819-п «Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области» ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Внести в постановление Правительства области от 23.12.2010 № 1000-п «Об областной целевой программе «Семья и дети Ярославии» на 2011-2013 годы» следующие изменения: 1.1. В заголовке и пункте 1 слова «на 2011-2013 годы» заменить словами «на 2011-2015 годы». 1.2. Из пункта 2 слова «(Бондарева Т.В.)» исключить. 1.3. В пункте 3 фамилию и инициалы «Костин В.Г.» в соответствующем падеже заменить фамилией и инициалами «Сенин А.Н.» в соответствующем падеже. 1.4. Областную целевую программу «Семья и дети Ярославии» на 2011-2013 годы, утверждённую постановлением, изложить в новой редакции (прилагается). 2. Постановление вступает в силу с момента подписания. Губернатор области С.Н. Ястребов Утверждена постановлением Правительства области от 26.12.2010 № 1000-п (в редакции постановления Правительства области от 12.04.2013 № 376-п) ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Семья и дети Ярославии» на 2011 – 2015 годы ПАСПОРТ ОЦП
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ «Семья и дети»
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ «Ярославские каникулы»
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ «Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав несовершеннолетних»
Общая потребность в финансовых ресурсах
* Во исполнение Закона Ярославской области от 16 декабря 2008 г. № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».
1. Повышение качества жизни семей с несовершеннолетними детьми, поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей, социальная адаптация и интеграция в общество детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства, выявление, развитие, поддержка и сопровождение одарённых детей, профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав несовершеннолетних, организация отдыха и оздоровления детей являются неотъемлемой частью государственной семейной политики, политики в интересах детей и приоритетными направлениями социально-экономического развития региона. Современная ситуация требует структурированного подхода к решению социальных проблем семей и детей. Одним из основных принципов семейной политики является обеспечение приоритета интересов и защиты прав ребёнка, его полноценного физического, психического, интеллектуального развития. В Ярославской области проживает около 137 тысяч семей с несовершеннолетними детьми. Средний состав семьи – 3 человека. С 2006 года в области наблюдается увеличение числа многодетных семей, но доля их в общем количестве семей с несовершеннолетними детьми мала (2010 год - 4494 семьи, 2009 год – 4306 семей, 2008 год - 4183 семьи, 2007 год – 4093 семьи) и составляет 3,2 процента от общего числа семей. На начало 2010 года на учёте в органах социальной защиты населения состояли 18,9 тысячи неполных семей, в них воспитываются 23,4 тысячи детей (в 2009 году – 18,7 тысячи семей, в 2008 году -18,2 тысячи семей). Ежегодно в результате разводов без одного из родителей остаются до 4,5 тысячи детей. Более 80 процентов неполных и многодетных семей относятся к категории малоимущих. Всего по области около 50 тысяч семей с несовершеннолетними детьми являются малоимущими и нуждаются в поддержке государства. В области проживает 211,6 тысячи детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. По состоянию на 01.11.2010 в области насчитывается 4808 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2009 - 5285 человек), из них около 28 процентов находятся на полном государственном обеспечении в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, 72 процента воспитываются в семьях, в том числе: - под опекой в 2110 семьях - 2390 детей; - в 773 приёмных семьях - 1073 ребёнка. Ежегодно снижается, но остаётся достаточно высоким число вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году выявлено 740 детей, которые лишились родительского попечения (2008 год - 844 человека, 2007 год - 963 человека). За 10 месяцев 2010 года выявлен 551 ребёнок, оставшийся без попечения родителей. Развитие семейных форм устройства сирот определено в Концепции демографического развития Ярославской области до 2015 года как одно из приоритетных направлений. Ежегодно увеличивается число граждан, желающих принять ребёнка на воспитание в свою семью (на 01.01.2010 в базе данных 133 человека). В 2009 году на воспитание в семьи граждан передано 609 детей, лишившихся родительского попечения, за 10 месяцев 2010 года - 543 ребёнка. В течение последних 5 лет стабильно уменьшается число лиц, лишённых родительских прав, но их число остаётся достаточно высоким. В 2008 году 723 человека лишены родительских прав, в 2009 году - 581 человек, за 10 месяцев 2010 года - 435 человек, что свидетельствует об активизации работы по профилактике социального сиротства и организации работы с семьёй на ранней стадии семейного неблагополучия. Начиная с 2008 года более широкое использование получила практика ограничения родительских прав с одновременным проведением в этот период реабилитационной работы с семьёй (2009 год – 112 случаев, 2008 год – 109 случаев, 2007 год – 88 случаев). Увеличилось число родителей, восстановленных в родительских правах (в 2008 году - 34 человека, в 2009 году – 32 человека, за 10 месяцев 2010 года - 40 человек). Результатом проводимой работы стало сокращение количества детей в детских домах. С 2007 по 2009 год оно уменьшилось на 274 человека (21 процент). За последние годы реорганизовано 8 детских домов, из них 5 – в дошкольные образовательные учреждения, в 3 из которых функционируют службы сопровождения опекунов и попечителей несовершеннолетних лиц. Сейчас в области 23 детских дома и 2 школы-интерната для детей-сирот, в которых воспитывается 1221 ребёнок. В настоящее время функционируют 17 служб сопровождения опекунов и попечителей, обслуживающих 17 муниципальных районов области. В составе служб работают 32 психолога, 36 социальных педагогов и специалистов, 5 юристов. Подготовка кандидатов в замещающие семьи и сопровождение замещающих семей осуществляется по 11 программам, обеспечивающим поддержку родителей в вопросах воспитания, образования и соблюдения социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всё большее распространение получает социальное сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей, достигших совершеннолетия, по оказанию помощи в организации быта, в получении образования, медицинского обслуживания, защите их прав и законных интересов до достижения ими возраста 23 лет. В настоящее время в области заключено 92 договора по осуществлению социальной адаптации лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В целях предупреждения социального сиротства, профилактики раннего неблагополучия семей с несовершеннолетними детьми постановлением Правительства области от 25.12.2009 № 1214-п «О Порядке организации работы по профилактике раннего семейного неблагополучия семей с несовершеннолетними детьми в Ярославской области» утверждён Порядок организации работы по профилактике раннего неблагополучия семей с несовершеннолетними детьми в Ярославской области. В настоящее время деятельность в этом направлении приобретает системный характер благодаря созданию в каждом муниципальном образовании области координационных советов по профилактике раннего семейного неблагополучия семей с несовершеннолетними детьми, во всех муниципальных образованиях области определены уполномоченные органы, ответственные за данное направление работы. Ещё одной из социально уязвимых групп детей являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в области 3,1 тысячи детей-инвалидов. Появление в семье ребёнка-инвалида существенно меняет экономическое, социальное и психологическое состояние семьи. В настоящее время в области недостаточное количество центров и учреждений, работающих с данной категорией детей, что в свою очередь не даёт возможности в полном объёме обеспечить доступность услуг по реабилитации и оказанию медицинской, правовой, психологической, социальной помощи детям-инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Важная роль отводится обеспечению условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей, их личностной, социальной самореализации, профессионального самоопределения. Для этого необходима целенаправленная работа по поддержке учреждений, которые внедряют инновационные модели и технологии в работе с одарёнными детьми, проводят работу по их сопровождению. В области не преодолена тенденция сокращения численности населения. С 2008 года количество детей 6-17 лет сократилось на 7 тысяч. Ежегодно увеличивается заболеваемость детей. По данным диспансеризации школьников, только 8 процентов детей можно считать практически здоровыми, 31 процент детей имеет хронические заболевания, 61 процент - функциональные нарушения работы различных органов и систем. Общая заболеваемость детей только за последние 2 года выросла на 4 процента. Статистика показывает высокий уровень преступности и правонарушений среди несовершеннолетних. 2. Программно-целевой метод решения социальных проблем семей с детьми доказал свою эффективность на региональном уровне. С 1993 года в области реализовывалась губернаторская программа «Семья», с 2007 года - губернаторская программа «Отдых, оздоровление и занятость детей». Данный метод позволил создать эффективный межведомственный государственный и общественный механизм системного влияния на решение социальных проблем семей и детей области, возникающих в новых социально-экономических условиях, предусмотреть координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов. Ожидаемые результаты реализации ОЦП соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития области. При формировании основных направлений ОЦП был проведён SWOT-анализ ситуации, сложившейся в сфере поддержки семей с несовершеннолетними детьми и категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства, с учетом сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. К сильным сторонам можно отнести: - политическую поддержку инновационных решений, направленных на повышение качества жизни семей с детьми, со стороны руководства области; - наличие действующей региональной нормативной правовой базы; - наличие кадровых ресурсов для решения проблем семей и детей, нуждающихся в поддержке государства; - наличие системы учреждений и организаций различных форм собственности, работающих с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с семьями, принявшими на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, с одарёнными детьми, организующих детский отдых и оздоровление; - наличие положительного опыта межведомственного взаимодействия при решении проблем семей и детей; - внедрение на территории области модели организации работы по ранней профилактике семейного неблагополучия и предупреждению социального сиротства; - наличие развитых форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - наличие региональной системы по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей; - наличие системы организации отдыха и оздоровления детей. Среди слабых сторон можно отметить: - недостаточную координацию работы по ранней профилактике семейного неблагополучия, преодолению социального сиротства; - отсутствие многоуровневой системы профилактики, работающей на сохранение семей; - отсутствие системы психолого-педагогического просвещения молодых родителей, программ по формированию у молодёжи ответственного отношения к созданию семьи и рождению ребёнка; - слабое развитие службы экстренной психологической помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, службы «Телефон доверия», социальных служб по ранней профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства; - отсутствие современных технологий, направленных на укрепление репродуктивного здоровья молодёжи, пропаганду здорового образа жизни; - недостаточное количество центров реабилитации для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; - устаревшую материально-техническую базу детских загородных оздоровительных учреждений, учреждений, работающих с одарёнными детьми; - недостаточное финансирование за счёт средств муниципальных бюджетов мероприятий, направленных на поддержку семей с несовершеннолетними детьми, детской оздоровительной кампании; - снижение количества учреждений, организующих отдых и оздоровление детей. К возможностям реализации ОЦП следует отнести: - внимание федеральных органов власти к проблемам семьи, материнства, отцовства и детства, политическую и методическую поддержку в решении проблем семей и детей; - наличие федеральной нормативной правовой базы; - возможность привлечения средств федерального и муниципальных бюджетов, средств внебюджетных источников; - использование передового российского и зарубежного опыта поддержки семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - наличие в регионе учебной базы для подготовки специалистов. Выполнению поставленных в ОЦП задач могут помешать следующие риски, сложившиеся в обществе под воздействием социально-экономических проблем: - зависимость от социально-экономической ситуации; - недостаточное финансирование мероприятий ОЦП за счёт средств бюджетов всех уровней; - отсутствие возможности получения средств федерального бюджета и внебюджетных источников, в том числе средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - нарастание социальной напряженности в обществе. В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации ОЦП исполнители ОЦП взаимодействуют по следующим направлениям: - создание эффективной системы управления на основе чёткого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей ОЦП; - внедрение новых технологий по оказанию помощи семьям с детьми, эффективных механизмов межведомственного управления системой поддержки семей с детьми; - формирование единого информационно-методического пространства сопровождения ОЦП; - организация мониторинга исполнения ОЦП, регулярный анализ и при необходимости ежегодная корректировка и ранжирование индикаторов, показателей и мероприятий ОЦП; - перераспределение объёмов финансирования в зависимости от динамики и темпов решения тактических задач. Цели и задачи ОЦП определены Концепцией областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» на 2011-2013 годы, утверждённой постановлением Правительства области от 16.06.2010 № 419-п «О Концепции областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» на 2011-2013 годы и признании утратившими силу постановлений Правительства области от 24.09.2008 № 492-п, от 24.09.2008 № 493-п». ОЦП определяет комплекс целей, задач, приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, формированию необходимой системы социальных услуг для семей с детьми. 3. Подпрограмма «Семья и дети». 3.1. Использование программно-целевого метода в подпрограмме «Семья и дети» при реализации мер по улучшению положения семей с несовершеннолетними детьми доказало свою эффективность и позволяет: - внедрить новые технологии по оказанию помощи семьям с детьми; - повысить эффективность механизма межведомственного управления системой поддержки семей с детьми; - не допустить нарастания социальной напряжённости в регионе; - рационально распределить средства областного бюджета с учётом индивидуальных потребностей муниципальных образований области при решении указанных задач и привлечь средства иных источников, в том числе средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 3.2. На основе анализа сильных и слабых сторон в сфере поддержки семей с несовершеннолетними детьми и категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства, при реализации подпрограммы «Семья и дети», возможностей её улучшения и угроз развития негативных тенденций определены следующие приоритетные направления комплексного решения проблем: - развитие и обеспечение функционирования региональной системы профилактики детского и семейного неблагополучия в целях предупреждения социального сиротства; - развитие и обеспечение функционирования системы комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение приоритетности воспитания ребёнка в семье; - обеспечение социализации и интеграции детей-инвалидов в общество, формирование региональной системы сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов; - развитие и обеспечение функционирования системы выявления, развития, поддержки одарённых детей и механизма их сопровождения. 3.3. Развитие указанных систем должно удовлетворять следующим требованиям: 3.3.1. В части развития и обеспечения функционирования региональной системы профилактики детского и семейного неблагополучия в целях предупреждения социального сиротства: - реализация на территории области порядка межведомственного взаимодействия по сопровождению семей с детьми, нуждающимися в государственной поддержке; - внедрение на базе муниципальных и государственных учреждений области инновационных практик и эффективных методик по профилактике социального сиротства, оказание комплексной социальной и медико-психолого-педагогической помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям, пострадавшим от насилия; - организация и поддержка деятельности служб социального сопровождения семей с несовершеннолетними детьми, в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации, на базе муниципальных и государственных учреждений области; - формирование системы методической и профессиональной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность по сопровождению семей и детей, защите прав и законных интересов несовершеннолетних; - разработка и реализация программ и проектов, направленных на пропаганду семейных ценностей, формирование ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимости ко всем формам насилия в отношении детей, в том числе с использованием средств массовой информации, интернета. 3.3.2. В части развития и обеспечения функционирования системы комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения приоритетности воспитания ребёнка в семье: - организация и поддержка деятельности служб сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе муниципальных учреждений области; - создание и поддержка деятельности служб постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе; - внедрение инновационных технологий по семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - дальнейшее развитие системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребёнка; - создание условий по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме через реализацию программ по подготовке их к самостоятельной жизни, обеспечение участия в культурной и спортивной жизни области. 3.3.3. В части обеспечения социализации и интеграции детей-инвалидов в общество, формирования региональной системы сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов: - поддержка инновационо-экспериментальной деятельности по созданию системы межведомственного сопровождения и поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе учреждений области, в том числе через проведение областных конкурсов; - создание условий для оказания социально-реабилитационных услуг детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, их семьям с использованием новых методик и практик на базе муниципальных, государственных учреждений, иных учреждений независимо от организационно-правовой формы; - создание условий по адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни области. 3.3.4. В части развития и обеспечения функционирования системы выявления, развития, поддержки одарённых детей и механизма их сопровождения: - проведение ежегодного областного конкурса проектов инновационных моделей работы по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых детей; - поддержка участия одаренных детей Ярославской области в международных, всероссийских, межрегиональных конкурсах, фестивалях, соревнованиях; - создание межведомственной электронной базы одаренных детей области и мониторинг их достижений, обслуживание общероссийского специализированного интернет-портала по поиску и поддержке талантливых детей и молодёжи; - организация инновационных экспериментальных площадок по созданию служб сопровождения одаренных детей; - проведение мероприятий, направленных на выявление одаренных детей. 3.4. В зависимости от влияния внешних и внутренних факторов возможны следующие варианты реализации подпрограммы «Семья и дети». Первый вариант предполагает, что реализация подпрограммы «Семья и дети» произойдёт в условиях улучшения социально-экономической ситуации в стране и регионе, финансирование программных мероприятий будет осуществлено в полном объёме. Данный вариант гарантирует полное и эффективное проведение всех мероприятий, предусмотренных подпрограммой «Семья и дети», достижение поставленной цели, решение всех задач и получение запланированных результатов в полном объёме. Второй вариант предполагает, что реализация подпрограммы «Семья и дети» произойдёт в условиях стабилизации социально-экономической обстановки в стране, при незначительном снижении финансирования программных мероприятий. Данный вариант предполагает сужение сферы реализации подпрограммы «Семья и дети». В этом случае возможно достижение не в полном объёме запланированных результатов при выполнении ОЦП в целом. При этом поставленная цель будет достигнута только в основном, решены будут только основные задачи. Третий вариант предполагает, что реализация подпрограммы «Семья и дети» произойдёт в условиях ухудшения социально-экономической обстановки в стране и регионе, при значительном снижении объёмов финансирования программных мероприятий. В этом случае возрастает вероятность невыполнения запланированных мероприятий подпрограммы «Семья и дети» в значительном объёме. Также предполагается частичное решение поставленной цели и отдельных задач подпрограммы «Семья и дети». 4. Подпрограмма «Ярославские каникулы». 4.1. В подпрограмме «Ярославские каникулы» важная роль отводится объединению различных ресурсов в организации отдыха и оздоровления детей. В соответствии с новым механизмом проведения детской оздоровительной кампании к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением полномочий органов местного самоуправления по организации отдыха детей в каникулярное время), организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (35 процентов детей Ярославской области), к вопросам органов местного самоуправления муниципальных образований области - организация отдыха детей в каникулярное время. Однако из-за неодинаковых финансовых возможностей муниципальных районов области дети, нуждающиеся в оздоровлении, поставлены в неравные условия. Поэтому одним из основных принципов реализации подпрограммы «Ярославские каникулы» является |