Скачать 388.46 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени героя России Сергея Медведева г. Саяногорска Рассмотрено на заседании Утверждено приказомметодического совета школы от 02.09. 2013 г. № 281 29.08.2013 г., протокол № 1 директор школы председатель совета _________ / Герасимова Л.Л. Токарева Т.Э. ___________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕна 2013-2014 учебный год Выполнила: Мартынова Наталья Николаевна, учитель истории высшей квалификационной категории г. Саяногорск – 2013 Аннотация к рабочей программеПрограмма по истории для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого Приказом МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089, Примерных программ по обществознанию, рекомендованных письмом Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263, на основе примерных программ основного общего образования, утвержденных Приказом МОиН РФ № 132 от 09.03.2004, Приказом № 1994 от 03.06.2011, рекомендаций МОиН РФ № 100-3977 от 12.08.2011 об учебных планах на 2011-2012 уч. год от 12.08.2011 с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 3, утвержденного Приказом № 192 от 01.09.2011 и тематического планирования, предложенного Н.В. Загладиным, С.И. Козленко, Х.Т. Загладиной. Курс базовый и рассчитан на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю), 50 % учебного времени отводится на изучение всемирной истории (материал выделен курсивом), а 50 % - на изучение отечественной истории. Конкретными учебными целями курса являются:
Проблемный подход к изучению курса «История России и мира» позволяет не только показать базовые тенденции изменения облика мировой цивилизации, но и раскрыть специфику их проявления на территории нашей страны, показать ее вклад в решение глобальных, общечеловеческих проблем. В курсе последовательно выдерживается принцип историзма, раскрытия реальностей каждой эпохи через ее специфику, особенности мировосприятия ее проблем современниками. Применяется метод сравнительно-исторического рассмотрения процессов, происходивших на разных континентах, в различных странах, показывается их взаимосвязь, взаимообусловленность, наглядно раскрывается деятельность современников важнейших событий, живших в одно и то же время в России и Западной Европе, зарубежной Азии, Америке. Включение отечественной истории в контекст истории Всеобщей дает возможность выявить роль России как активного фактора или творца всемирной истории, сформировать новый, отвечающий реальностям современного мира тип исторического сознания. Он включает, с одной стороны, патриотизм, основанный на знании того вклада, который внесла Россия в общемировое развитие, в решение стоящих перед человечеством проблем, в реалистическое осмысление героических и трагических страниц ее истории. С другой стороны - гуманизм и общечеловеческое начало, основанные на понимании того, что проблемы России и ее развития, как прошлого, так и настоящего, - это органическая и неотъемлемая часть всемирной истории, вне контекста которой они не могут быть правильно осмыслены и решены. Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся восприняли предлагаемый им конкретно-исторический материал с максимальной объективностью, без конъюнктурных политических и идеологических его оценок. В то же время большое значение придается формированию восприятия мировой истории как целостного и в целом прогрессивного процесса овладения человечеством новыми знаниями, гуманистическими ценностями; воспитанию любви к своей стране и пониманию трудностей ее развития; уважению к историческому пути других народов. Курс служит обогащению внутреннего мира старшеклассников, формированию у них активной гражданской позиции и умения понимать сложности и противоречия современного мира. Особенностью курса является включение в него проблемных, дискуссионных материалов (в учебниках они выделены петитом), которые знакомят учащихся с дополнительной информацией о научной, духовной жизни, наиболее ярких эпизодах всемирной истории, различных, в том числе и новаторских, точках зрения на события прошлого. Методический аппарат ориентирован на развитие аналитических и творческих способностей учащихся, предоставляет широкие возможности контроля и углубления полученных в ходе изучения курса знаний. УМК соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. № 2080 – данные УМК и учебник будут действительны на период действия данного Госстандарта. В УМК входит учебник: Н.В. Загладин, Н.А. Симония. История. История России и мира. 11 класс. М., «Русское слово». 2013, Поурочное планирование к учебнику «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в.». ПРОГРАММА Раздел 1. РОССИЯ И МИР в 1900-1945 гг.Глава 1. Тенденции мирового развития на рубеже XIX-XX вв. 8 часов.Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале XX в.: Причины ускорения научно-технического прогресса. Достижения науки и техники. Овладение электроэнергией, развитие транспорта и связи, новые конструкционные материалы. Конвейерная система организации производства. Переход к массовому, крупносерийному выпуску продукции, создание гигантов индустрии.Персоналии: В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский, Г. Форд, А.Н. Крылов, Н.Е. Жуковский, И.И. Сикорский, С. Томас, А.С. Попов, И.П. Павлов, И.И. Мечников, К.А. Тимирязев, Ф. Тэйлор. Понятия: массовое потребление, конвейерное производство, система Тэйлора. Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии: Концентрация производства и капитала, образование монополистических объединений. Новая роль банков и вывоз капитала. Либерально-демократическая модель отношений государства и монополий: опыт США. Антитрестовское законодательство. Возникновение монополий в Англии и Франции. Роль и функции государства в модернизации производства в Германии. Особенности индустриального развития Японии. Персоналии: Д. Рокфеллер, Д. Морган, Т. Рузвельт, В. Вильсон. Понятия: модернизация производства, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, вывоз капитала, олигархия. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение: Изменения в социальной структуре общества в индустриальную эпоху. Типология социальных отношений. Развитие профсоюзного, кооперативного, женского движений. Создание общенациональных и международных объединений профсоюзов. Переход от социальной благотворительности к социальной политике, ее первые итоги. Развитие социал-демократического движения в промышленных странах, II Интернационал. Практические потребности рабочего движения и ревизионизм. Правые и левые в партиях II Интернационала. Персоналии: Д. Ллойд Джордж, Д. Джолитти, Э. Бернштейн, К. Каутский, О. Бауэр, Ж. Жорес, А. Мильеран, Р. Люксембург, К. Либкнехт, П. Лафарг, Ж. Гед, Де Леон. Понятия: социальное партнерство, социальный конфликт, социальная конфронтация, ревизионизм. Новый этап развития колониальных и зависимых стран: Колониальные и зависимые страны в н.XX в. Британские «белые» доминионы и особенности их развития. Положение коренного населения. Индия: пробуждение национального самосознания. Учение М. Ганди и тактика ИНК. Проблемы модернизации общества в зависимых странах и традиционаизм. Китай в начале XX в. Учреждение гоминдана и идеи Сунь Ятсена. Революция 1911-1912 гг. в Китае и ее итоги. Революция 1906-1911 гг. в Иране, младотурецкая революция 1908 г., преобразования в Афганистане. Причины ограниченности результатов перемен начала XX в. в странах Азии. Особенности развития стран Латинской Америки в начале XX в. Революция в Мексике и ее итоги. Персоналии: П. Бота, М. Ганди, Б. Тилак, Сунь Ятсен, Юань Шикай. Понятия: доминион, гражданское неповиновение, модернизация общества. Россия: противоречия незавершенной модернизации: Предпосылки и особенности модернизации экономики в России. Россия и страны Запада: показатели развития. Создание монополий и роль иностранного капитала в России. Роль государства в российской модернизации. Противоречия российского общества. Аграрный вопрос и положение крестьянства. Начальный этап развития рабочего движения. Власть, чиновничество и интеллигенция. Проблема путей и методов реформирования общества. Персоналии: В.К. Плеве, П.Д. Святополк-Мирский, А.И. Путилов, Н.С. Авдаков, Э. Нобель, С.Г. Лианозов, В.А. Бобринский, М.И. Терещенко, П.П. Рябушинский. Россия: от русско-японской до Первой мировой войны: Причины русско-японской войны (1904-1905) и ее итоги. Влияние неудач русской армии на положение в стране. Начало революции 1905-1907 гг. «Кровавое воскресенье» и подъем революционного движения, создание советов. Манифест 17 октября 1905 г. и его значение. Возникновение политических партий. Кадеты, октябристы, монархисты, эсеры и большевики, особенности их программ. Социал-демократическое движение и раскол социал-демократов на большевиков и меньшевиков. Взгляды В.И. Ленина. Столыпинские реформы и их итоги. Рост противоречий в русском обществе накануне Первой мировой войны. Персоналии: Николай II, П.Н. Милюков, А.И. Гучков, В.М. Пуришкевич, Г.В. Плеханов, П.Б. Струве, В.И. Ленин, П.А. Столыпин. Глава 2. Державное соперничество в н.XX в. Россия в годы Первой мировой войны (1914-1918). 6 часов. Международные отношения в индустриальную эпоху. Начало Первой мировой войны: Причины обострения противоречий на международной арене. Протекционистская политика, борьба индустриальных держав за сферы влияния. Милитаристские и пацифистские воззрения. Мирные и военные средства раздела мира. Первые войны за передел мира. Франко-германские противоречия и возникновение военных союзов в Европе. Германская политика экспансии. Повод к началу Первой мировой войны. Вопрос о виновниках ее возникновения. Персоналии: Ф. Ратцель, Ф. Челлен, А. Мэхэн, Вильгельм I, Франц-Фердинанд. Понятия: протекционизм, сфера влияния, геополитика, пацифизм. Первая мировая война и начало революции 1917 г. в России: Начальный период Первой мировой войны. План Шлиффена. Наступление русских войск в Восточной Пруссии и Галиции и его влияние на ход военных действий. Кампания 1915 г. и ее особенности. Тяжелое положение на Восточном фронте. Россия и союзники. Провал англо-французской операции в Галлиполи и его последствия. Боевые действия в 1916 г. Брусиловский прорыв. Рост противоречий в воюющих странах. Кризис в России и его причины. Начало революции в Петрограде в феврале 1917 г. Создание Временного правительства. Персоналии: фон Шлиффен, А.В. Самсонов, П.К. Ренненкампф, А.А. Брусилов, Г.Е. Распутин, Г.Е. Львов. Россия в год революционных потрясений: Углубление кризиса в 1917 г. Многовластие в стране, подъем рабочего и крестьянского движений. Апрельский и июльский кризисы. Подрыв обороноспособности страны, развал армии и тактика партии большевиков. Выступление генерала Корнилова и создание Красной гвардии. Взятие власти большевиками. Проблема альтернатив развития России в 1917 г. Первые декреты советской власти. Разгон Учредительного собрания и его последствия. Переговоры о мире с Германией и наступление немецких войск. Брестский мир и его итоги. Разногласия в партии большевиков. Разрыв союза большевиков и левых эсеров. Мятеж чехословацкого корпуса и начало интервенции стран Антанты. Чрезвычайные меры Советского правительства. Персоналии: В.М. Чернов, А.Ф. Керенский, Л.Г. Корнилов, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России: Завершение Первой мировой войны. Капитуляция Германии и ее союзников. Парижская мирная конференция 1919 г. и ее решения. Вашингтонская конференция. Создание Лиги Наций. Политический кризис в странах Центральной Европы. Революция в Германии и учреждение Веймарской республики. Революция 1919 г. в Венгрии и причины ее поражения. Державы-победительницы и Советская Россия. Белое движение и причины его поражения. Политика военного коммунизма, красный и белый террор. Причины побед Красной Армии. Создание Коминтерна, его идеология и политика. Советско-польская война и ее итоги. Завершение интервенции и гражданской войны. Политика Советской России в отношении стран Азии. Проблемы нормализации отношений с державами Антанты. Персоналии: Ж. Клемансо, Ф. Эберт, М. Хорти, А.В. Колчак, А.М. Каледин, А.И. Деникин, Н.Н. Юденич, П.Н. Врангель, Н.И. Махно. Глава 3. Развитие индустриальных стран в 1920-1930-е гг. 6 часов. Государства демократии - США, Англия и Франция: США в 1920-е гг. «Великий кризис» 1929-1932 гг. и его влияние на американскую и мировую экономику. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта и создание основ социально ориентированной рыночной экономики в США. Антикризисная политика в Англии и Франции и ее итоги. Экономическая теория Д. Кейнса и развитие неолиберализма. Воззрения и политика социал-демократов. Социал-демократы и коммунисты: причины антагонизма. Персоналии: Г. Гувер, Ф.Д. Рузвельт, Р. Макдональд, Д. Кейнс. Понятия: макроэкономика, неолиберализм. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство в Японии: Тоталитарные идеи, рост воинствующего национализма в Германии и Италии. Лидеры фашистского движения и их взгляды. Установление фашистской диктатуры в Италии, особенности ее политики. Путь партии А. Гитлера к власти. Фашисты, коммунисты и социал-демократы в Германии. Фашистский режим в Германии: создание нового аппарата власти, социальная политика, милитаризация общества. Разгул расизма и антисемитизма. Рост воинствующего национализма в Японии, милитаризация страны. Персоналии: А. Гитлер, Б. Муссолини, Й. Антонеску, Г. Танака. Понятия: тоталитаризм, фашизм. Советское общество в 1920-е гг.: Экономическое положение после окончания гражданской войны. Крестьянские волнения, восстание в Кронштадте, голод в Поволжье. Переход к нэпу, начало восстановления экономики. Создание СССР, принципы национально-государственного строительства. Борьба партии большевиков за идейную монополию в обществе. Борьба за власть в руководстве ВКП(б), причины роста влияния И.В. Сталина. Идея построения социализма в одной стране. Причины отказа от нэпа, принятие первого пятилетнего плана. Проблема альтернатив выбора пути развития СССР в 1920-е гг. Персоналии: И.В. Сталин, В.М. Молотов, С.М. Киров, Л.М. Каганович, К.Е. Ворошилов, А.И. Микоян, А.И. Рыков, М.П. Томский, Н.С. Гумилев, Н.В. Устрялов, Н.А. Бердяев. Понятия: новая экономическая политика, продналог. СССР в 1930-е гг.: Коллективизация сельского хозяйства, ее цели и итоги. Раскулачивание и прикрепление крестьянства к колхозам. Тактика И.В. Сталина в аграрном вопросе. Источники осуществления индустриализации. Создание системы ГУЛАГа. Трудовой энтузиазм, стахановское движение. Внешняя торговля. Массовые репрессии 1930-х гг., их причины и последствия. Принятие Конституции 1936 г. и создание административно-командной системы управления обществом. Духовный климат в стране. Персоналии: М.Н. Тухачевский, АН. Туполев, АС. Яковлев, Н.И. Ежов. Понятия: коллективизация, индустриализация, ГУЛАГ, административно-командная система. Глава 4. СССР в системе международных отношений. 1920-1930-е гг. 5 часов. Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе: 1920-е гг. - десятилетие пацифизма в Европе. Пакт Бриана-Келлога. Начало революции и гражданской войны в Китае и политика СССР. Коммунисты Китая и гоминдан. Вторжение Японии в Маньчжурию. Военные приготовления Германии и попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Вступление СССР в Лигу Наций, заключение договоров о взаимопомощи между Советским Союзом, Францией и Чехословакией. Отказ Германии от условий Версальского договора, оккупация Рейнской области. Англо-германское морское соглашение. Захват Италией Эфиопии. Гражданская война в Испании: причины и международные последствия. Персоналии: В.К. Блюхер, Чан Кайши, М.М. Литвинов, Л. Барту, Александр I, Э. Дольфус, Н. Чемберлен, С. Болдуин, У. Черчилль, П. Лаваль, Ф. Франко. Понятие: коллективная безопасность. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны: Нападение Японии на Китай в 1937 г. Присоединение Германией Австрии. Конфликт вокруг Судетской области и позиция СССР. Мюнхенские соглашения, их последствия. Захват Германией всей Чехословакии, оккупация Италией Албании. Переговоры между СССР, Англией и Францией о заключении договоров взаимопомощи, причины их неудачи. Конфликт между СССР, Монголией и Японией на Халхин-Голе. Англо-японское соглашение. Пакт о ненападении между СССР и Германией, секретный протокол к нему и их значение. Персоналии: Э. Даладье, Э. Бенеш. Понятие: аншлюс. Начальный период Второй мировой войны: Нападение Германии на Польшу и ее разгром. Начало Второй мировой войны «Странная война» на Западном фронте. Захват Германией Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, капитуляция Франции. Причины побед германской армии в Западной Европе. Провал планов А. Гитлера по захвату Англии. Политика СССР в 1939-1940 гг. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии. Советско-финская война и ее итоги. Персоналии: В. Квислинг, 0. Куусинен. Понятия: «странная война», блицкриг. СССР и Германия накануне Великой Отечественной войны: 1940—1941 гг.: Переговоры между СССР и Германией осенью 1940 г. План «Барбаросса» и подготовка Германии к войне с СССР. Военные действия на Балканах и в Африке. Подготовка СССР к участию в мировой войне. Причины слабости Красной Армии, состояние ее материально-технической базы, уровень подготовки командного состава. Взгляды И.В. Сталина на положение в мире, недооценка им германской угрозы, ее причины. Персоналии: С.К. Тимошенко, Г.К. Жуков. Глава 5. СССР в Великой Отечественной войне и страны Запада. 6 часов. СССР в первый период Великой Отечественной войны (1941 - начало 1942): Начальный период войны и героическое сопротивление Красной Армии. Причины ее неудач. Катастрофы в Белоруссии и на Украине. Блокада Ленинграда. Мобилизация сил СССР для отпора агрессору. Создание промышленной базы на Востоке. Труженики тыла. Развитие военной техники. Битва под Москвой и ее историческое значение. Персоналии: Б.М. Шапошников, СВ. Ильюшин, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков, И.В. Панфилов. Советский Союз в переломный период Второй мировой войны (1942-1943): Создание антифашистской коалиции. Ленд-лиз и его значение. Агрессия Японии на Тихом океане и вступление США в мировую войну. Бои на Восточном фронте весной 1942 г. Немецкое наступление на Юго-Западном фронте. Бои на Северном Кавказе. Героическая оборона Сталинграда. Контрнаступление Красной Армии и разгром немецких войск под Сталинградом. Перелом в ходе боевых действий в Африке и на Тихом океане. Кризис фашистского блока и капитуляция Италии. Подъем партизанского движения. Особенности партизанского движения в СССР. Персоналии: В.И. Чуйков, М.С. Шумилов, Ф. Паулюс. Понятие: ленд-лиз. СССР и антифашистская коалиция в решающих битвах Второй мировой войны: Битва на Орловско-Курской дуге и ее историческое значение. Антифашистская коалиция и проблема второго фронта. Конференция 1943 г. в Тегеране и ее решения. Освобождение территории СССР от оккупантов. Высадка союзников в Нормандии. Кризис фашистского режима в Германии, покушение на А. Гитлера. Персоналии: П.А. Ротмистров, А.М. Василевский, Р.Я. Малиновский, К.К. Рокоссовский. Советский Союз на завершающем этапе Второй мировой войны: Освобождение стран Восточной Европы. Антифашистские революции в Румынии и Болгарии. Боевые действия на территории Венгрии и Польши. Варшавское восстание 1944 г. Тотальная мобилизация в Германии и немецкое наступление в Арденнах. Конференция 1945 г. в Крыму и ее решения. Вступление Красной Армии на территорию Германии. Штурм Берлина. Разгром милитаристской Японии. Операция Красной Армии в Маньчжурии. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Персоналии: И.Б. Тита, Г. Трумэн. СССР и итоги Второй мировой войны: Вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Итоги и уроки войны. Наказание военных преступников. Утверждение международно-правовых основ жизни народов. Создание ООН и принципы ее деятельности. Потсдамская конференция и ее решения. Новые границы в Европе. Проблема репараций. Глава 6. Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в 1/1 XX в. 3 часа. Развитие общества и науки. Тенденции духовной жизни: Революция в естествознании. Открытие строения атома. Теория относительности А. Эйнштейна. Кризис механистических взглядов на мир. Новые течения в философской мысли. Цивилизационный взгляд на историю. Учение 3. Фрейда и его влияние на современников. Рационализм и прагматизм в философской мысли начала XX в. Идеи русского космизма. Персоналии: В.К. Рентген, Э. Резерфорд, Н. Бор, А. Эйнштейн, 3. Фрейд, К. Юнг, Д. Дьюи, Р. Киплинг, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский. Изобразительное искусство, художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино: Новые течения в изобразительном искусстве. Отражение эпохи войн и революций в художественном творчестве, архитектуре. Мировая литература начала XX в. Реализм и социалистический реализм. Музыкальная жизнь, театральное искусство и искусство кино. Персоналии: П. Пикассо, К.С. Малевич, И.И. Леонидов, К.С. Петров-Водкин, И.А. Бунин, Д.Б. Шоу, Дж. Голсуорси, М. Горький, М.А. Булгаков, М.А. Шолохов, СВ. Рахманинов, Ч. Чаплин, СМ. Эйзенштейн. Понятия: реализм, импрессионизм, модернизм, примитивизм, футуризм, абстракционизм, конструктивизм, модерн, неомодернизм, авангардизм, экзистенциализм, социальная антиутопия, социалистический реализм. Раздел 2. РОССИЯ И МИР во 2/2 XX в. Глава 7. СССР и мировое развитие в период «холодной войны». 12 часов. «Холодная война» и раскол Европы: Причины «холодной войны». Конфликт по вопросу судеб стран Восточной Европы, Ирана, гражданская война в Греции. Принятие доктрины Трумэна. Положение в странах Западной Европы после Второй мировой войны. Принятие США «плана Маршалла» и раскол Европы. Создание Информбюро и установление народно-демократических режимов в Восточной Европе. Политика СССР и восточноевропейские страны. Разрыв И.В. Сталина с И.Б. Тито. Персоналии: Д. Маршалл, Г. Димитров. Создание системы союзов и конфликты в Азии: Берлинский кризис и его последствия. Создание двух Германий - ФРГ и ГДР. Новые союзы в Европе - СЭВ, НАТО, Организация Варшавского договора. «Холодная война» в Азии. Завершение гражданской войны в Китае и провозглашение КНР. Включение Японии в систему союзов США. Истоки японско-советского территориального спора. Война в Корее (1950-1953) и ее последствия. Персоналии: Мао Цзэдун, Ким Ир Сен. Советский Союз в первые послевоенные годы: Народное хозяйство СССР после завершения Великой Отечественной войны: проблемы восстановления. Итоги четвертой пятилетки и истоки быстрых темпов развития экономики. Создание ядерного оружия. Обострение положения на национальных окраинах, новая волна массовых репрессий. Борьба с космополитизмом, «дело врачей». Мракобесие в сфере научных исследований: «закрытие» генетики и кибернетики. Персоналии: Н.А. Вознесенский, Г.М. Маленков, И.В. Курчатов, А.И. Солженицын, Н.И. Вавилов, С.А. Лебедев. СССР после смерти И.В. Сталина: Необходимость реформ: кризис сельского хозяйства, угроза ядерной войны, проблемы ГУЛАГа. Л.П. Берия и Г.М. Маленков - инициаторы начала преобразований. Освоение целинных земель. Борьба за власть в СССР и победа Н.С. Хрущева. Начало «оттепели». Непоследовательность политики десталинизации. Ее влияние на положение в странах Восточной Европы. Кризис и советское военное вмешательство в Венгрии. Политика мирного сосуществования и ее противоречия. Попытка переворота в 1957 г. и концентрация власти в руках Н.С. Хрущева. Персоналии: Н.С. Хрущев, Л.П. Берия, И. Надь, М. Ракоши, Я. Кадар. СССР в конце 1950-х - начале 1960-х гг.: Кризис экономической политики КПСС в конце 1950-х гг. Курс на строительство коммунизма и развал сельского хозяйства. Политика укрупнения совхозов, ликвидация колхозов, эксперименты с кукурузой и угроза голода. Административно-командные эксперименты Н.С. Хрущева. Создание совнархозов, попытки реорганизации КПСС. Противоречия политики десталинизации, репрессии против творческой интеллигенции. Успехи в научно-технической и военно-технической сферах, освоении космоса. Переворот 1964 г. и отстранение Н.С. Хрущева от власти. Персоналии: Д.Ф. Устинов, Ю.А. Гагарин, Б.Л. Пастернак, Е.Г. Либерман, Л.И. Брежнев, В.Е. Семичастный, А.Н. Шелепин, АН. Косыгин. Советский Союз и крушение колониальной системы: Причины распада колониальной системы. Политика СССР в отношении освобождающихся стран. Идея социалистической ориентации развития и причины ее слабости. Советский Союз и локальные конфликты в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Индо-пакистанский и ближневосточный конфликты. СССР и Суэцкий кризис 1956 г. Революция на Кубе. Карибский кризис и его последствия для СССР и США. Персоналии: Г.А. Насер, Ф. Кастро, Дж. Кеннеди. Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х — начало 1960-х гг.: Создание социально ориентированной рыночной экономики в странах Запада. Политика «справедливого курса» Г. Трумэна в США. Маккартизм. Подъем движения в защиту интересов этнических меньшинств в США. Идеи Дж. Кеннеди и программа «великого общества» Л. Джонсона. «Экономическое чудо» в послевоенной ФРГ и его истоки. Социал-демократия в Западной Европе 1950-х гг. Начальный этап европейской интеграции. Создание Совета Европы, ЕЭС, ОЭСР. Особенности развития Японии после Второй мировой войны. Персоналии: Д. Маккарти, Д. Эйзенхауэр, М.Л. Кинг, Л. Джонсон, Д. Гэлбрейт, Л. Эрхард, Р. Шуман. Понятия: «справедливый курс», «великое общество», «экономическое чудо», социальное партнерство, рабочие акции, интеграция. Кризис моделей развития: 1960—1970-е гг.: Ограниченность итогов политики реформ А.Н. Косыгина и их причины. Застой в экономическом и общественно-политическом развитии СССР. Возникновение зависимости Советского Союза от экспорта нефти и сырьевых ресурсов. Господство интересов военно-промышленного комплекса в СССР. СССР и кризисы на международной арене. Советский Союз и война в Юго-Восточной Азии. СССР и арабо-израильские войны 1967 и 1973 гг. Кризис 1968 г. в Чехословакии и его последствия. Доктрина Брежнева и ослабление советской системы союзов. Кризис доверия в США. Антивоенное движение, импичмент Р. Никсона. Подъем нового левого движения в странах Западной Европы, еврокоммунизм. Персоналии: А. Дубчек, Р. Никсон, Д.Форд, Д. Картер, Д. Лукач, Э. Фишер, Э. Берлингуэр. Понятия: застой, доктрина Брежнева, импичмент. Период партнерства и соперничества между СССР и США: Кризис политики «холодной войны». Ослабление системы союзов. Достижение военного паритета СССР и США и его значение. Потребности углубления международного разделения труда. Разрядка и ее значение. Соглашения 1970-х гг. между Советским Союзом и Соединенными Штатами в военно-стратегической области. Проблемы безопасности в Европе. Соглашения по Западному Берлину, Заключительный акт Совещания в Хельсинки. Развитие правозащитного движения в СССР. Обострение локальных конфликтов. Войны в Анголе, Эфиопии, революция в Никарагуа, конфликт в Афганистане и провал политики разрядки международной напряженности. Персоналии: А.Д. Сахаров, М.Х. Мариам, Р. Рейган. Глава 8. Ускорение научно-технического развития и его последствия. 3 часа. Технологии новой эпохи: Совершенствование военной техники. Освоение космоса, развитие транспортной авиации. Новые конструкционные материалы. Развитие биохимии, генетики, медицины. Электроника и робототехника. Компьютерная революция и создание глобальной системы информационных коммуникаций. Информационное общество: основные черты: Критерии перехода к информационному обществу. Автоматизация и роботизация производства. Индустрия производства знаний: ключевая сфера экономики. Новая социальная структура общества. Подъем среднего класса в странах Запада, закат массовых профсоюзов, проблема маргинализации. Понятия: информационное общество, маргинализация, средний класс. Глобализация мировой экономики и ее последствия: Предпосылки и итоги возникновения транснациональных корпораций и банков. Преимущества использования международного разделения труда. Интеграционные процессы и глобализация экономики. Конфликт национально-государственных интересов и стремлений ТНК и ТНБ к оптимизации прибыли. Создание единых пространств и формирование наднациональных, международных институтов. Антиглобалистское движение и его идеология. Экология, развитие и деятельность ТНК. Пределы роста и природоохранная политика в странах Запада. Модернизация освободившихся стран и интересы ТНК. Обострение проблем развития. Обострение конфликта Север-Юг. Проблема международного терроризма. Понятия: транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные банки (ТНБ), глобализация, единые пространства. Глава 9. Модернизационные процессы в мире к.XX в. От СССР к РФ. 10 часов. Перестройка и новое политическое мышление. Демократические революции в Восточной Европе и распад СССР: Углубление кризиса советского общества, его симптомы. Поиск новых путей развития при Ю.В. Андропове. Политика М.С. Горбачева. От ускорения к перестройке. Переосмысление исторического прошлого. Идея правового государства и утверждение многопартийной системы в СССР. Экономические реформы: перевод предприятий на хозрасчет, создание кооперативов. Идеи нового политического мышления и улучшение отношений между СССР и США. Односторонние уступки СССР. Воздействие перестройки на страны Восточной Европы. Крушение просоветских режимов, демократические революции в Венгрии, Чехословакии, Польше, Румынии. Объединение ГДР и ФРГ. Роспуск СЭВ и ОВД. Углубление экономического кризиса в СССР. Поляризация сил в советском обществе. Конфликт между Б.Н. Ельциным и М.С. Горбачевым. Обострение межнациональных противоречий в СССР. Армяно-азербайджанский конфликт, провозглашение суверенитета союзных республик. Переговоры о заключении нового Союзного договора и попытка переворота в Москве. Поражение ГКЧП, роспуск КПСС, распад СССР. Персоналии: Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев, В. Ярузельский, В. Гавел, Л. Валенса, Н. Чаушеску, Н.И. Рыжков, С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский, В.С. Павлов, Б.Н. Ельцин, Г.И. Янаев. Понятия: перестройка, ускорение, новое политическое мышление, правовое государство. Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы: Неоконсервативная волна в США и странах Западной Европы. Социально-экономическая политика неоконсерватизма и ее итоги. Рейганомика и тэтчеризм. Формирование экономики информационного общества, роль малого и среднего бизнеса. Неоконсерваторы и профсоюзы: конфликт интересов. Ускорение интеграционных процессов. Преобразование ЕЭС в ЕС, создание НАФТА. Причины спада неоконсервативной волны в 1990-е-гг. Идея третьего пути демократов в США, социал-демократия Западной Европы в новых условиях. Восточная Европа после социализма: поиск путей сближения с Западом. Кризис в бывшей Югославии и его международные последствия. Персоналии: М. Фридмэн, М. Тэтчер, Г. Коль, Ф. Миттеран, Ф. Гонсалес, У. Клинтон, Э. Блэр, Г. Шредер, Д. Буш, А. Квасьневский, С. Милошевич, В. Куштуница. Понятия: неоконсерватизм, структурная безработица. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации: Положение в странах Азии и Африки после освобождения: проблемы модернизации. Сложности развития в 1990-е гг. Особенности развития стран социалистической ориентации и социалистического выбора - Китая, Вьетнама, Северной Кореи. Реформы в Китае и их итоги. Опыт новых индустриальных стран и их положение в мире начала XXI в. Особенности развития стран Южной Азии. Индия и ее роль в Азии. Исламский мир: особенности модернизационной политики. Исламская революция в Иране. Факторы единства исламских стран. Латинская Америка : от авторитаризма к демократии: Особенности модернизационной политики в Латинской Америке. Военные, диктаторские режимы и их вклад в развитие экономики. Демократические режимы Латинской Америки в 1950-1960-е гг. и истоки их слабости. Перонизм в Аргентине. Военный переворот в Чили в 1973 г. и его последствия. Латиноамериканские страны в 1990-е гг. Укрепление основ демократии. Создание региональных экономических союзов: Меркасур, Андский пакт. Персоналии: X. Перон, Ж. Варгас, Ф. Кастро, С. Альенде, А. Пиночет, А. Стреснер. Российская Федерация на новом этапе развития: Экономические реформы 1991-1992 гг. и их итоги. Причины обострения социальных и политических противоречий в российском обществе. Кризис 1993 г., принятие новой Конституции и коррекция политики реформ. Обострение межнациональных противоречий в России. Кризис вокруг Чечни. Политическое и социально-экономическое развитие России во второй половине 1980-х гг. Противостояние Государственной Думы и правительства. Дефолт 1998 г. и его последствия. Новое обострение проблемы Чечни. Назначения В.В. Путина главой правительства и исполняющим обязанности президента страны. Президентские выборы 2000 г. и их итоги. Стабилизация социально-экономического положения России. Российская Федерация в СНГ. Проблемы Содружества независимых государств. Персоналии: Е.Т. Гайдар, А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс, Р.И. Хасбулатов, А.В. Руцкой, В.С. Черномырдин, В.В. Жириновский, Д.М. Дудаев, А.А. Масхадов, Г.А. Зюганов, Б.Е. Немцов, СВ. Кириенко, Е.М. Примаков, СВ. Степашин, В.В. Путин, М.М. Касьянов. Россия и международные отношения начала XXI в.: Российская Федерация как правопреемник СССР. Ее положение на мировой арене. Российско-американские отношения. Сближение с ЕС и вступление России в Совет Европы. Отношения с НАТО. Конфликт в бывшей Югославии и российская дипломатия. Роль ООН в современном мире и политика мирового лидерства США. События 11 сентября 2001 г. в США и их международные последствия. Курс российской дипломатии на упрочение безопасности в мировом развитии. Персоналии: А.В. Козырев, Е.М. Примаков, И.С. Иванов. Глава 10. Особенности духовной жизни человечества во 2/2 XX в. 2 часа. Эпоха постмодернизма: Массовая культура и ее особенности, ее влияние на общество и молодежь. Развитие постмодернизма в изобразительном, театральном искусстве. Компьютерная графика, видеоклипы, реклама как форма искусства. Культура молодежного бунта. Расцвет культур стран Тропической Африки, исламского мира, Южной, Америки. Персоналии: Д. Поллок, Р. Гамильтон, М. Дюшан, Й. Бойс, Нам Джун Пак, Д. Кейдж, Д. Сэлинджер, Д. Осборн, Р. Брэдбери, К. Воннегут, Л. Сенгор, Г. Маркес. Понятия: массовая культура, абстракционизм, поп-арт, дадаизм, гиперреализм, минимализм, хеппенинг, постмодернизм, инвайронмент, видеоискусство, битники, хиппи, рокеры. Духовная жизнь в советском и российском обществах: Советское искусство периода «оттепели». Духовная жизнь в СССР 1960-1980-х гг. Преследования инакомыслящих писателей. Развитие течения деревенской прозы. Перестройка и новый этап в развитии литературы и искусства. Духовная жизнь демократической России и ее особенности. Персоналии: Б.Л. Пастернак, А.И. Солженицын, С.Ф. Бондарчук, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, В.Я. Шебалин, А.А. Вознесенский, ДА. Гранин, Е.Г. Евтушенко, К.Г. Паустовский, А.Д. Синявский, Ю.М. Даниэль, В.П. Аксенов, В.В. Войнович, И.А. Бродский, Ю.П. Любимов, В.И. Белов, Ф.А. Абрамов, В.А Солоухин, А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий, В.С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава, А.Н. Рыбаков, З.К. Церетели, И.С. Глазунов, М.М. Шемякин, А.М. Шилов, Н.С. Михалков. Итоговое повторение. 2 часа. Резерв. 5 часов. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ЛИТЕРАТУРА
|