Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 388.46 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации21.05.2014
Размер388.46 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

имени героя России Сергея Медведева г. Саяногорска

Рассмотрено на заседании Утверждено приказом


методического совета школы от 02.09. 2013 г. № 281

29.08.2013 г., протокол № 1 директор школы

председатель совета _________ / Герасимова Л.Л.

Токарева Т.Э. ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ
В 11 КЛАССЕ


на 2013-2014 учебный год

Выполнила:

Мартынова Наталья Николаевна,

учитель истории

высшей квалификационной категории


г. Саяногорск – 2013

Аннотация к рабочей программе


Программа по истории для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого Приказом МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089, Примерных программ по обществознанию, рекомендованных письмом Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263, на основе примерных программ основного общего образования, утвержденных Приказом МОиН РФ № 132 от 09.03.2004, Приказом № 1994 от 03.06.2011, рекомендаций МОиН РФ № 100-3977 от 12.08.2011 об учебных планах на 2011-2012 уч. год от 12.08.2011 с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 3, утвержденного Приказом № 192 от 01.09.2011 и тематического планирования, предложенного Н.В. Загладиным, С.И. Козленко, Х.Т. Загладиной.

Курс базовый и рассчитан на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю), 50 % учебного времени отводится на изучение всемирной истории (материал выделен курсивом), а 50 % - на изучение отечественной истории.

Конкретными учебными целями курса являются:

  • современное понимание всемирной истории в системе гуманитарного знания и формирование личности;

  • формирование представлений об истории России как части общемирового исторического процесса;

  • ознакомление учащихся с новыми взглядами на движение человечества от первобытности к цивилизации;

  • закрепление ключевых исторических понятий, в том числе понятий «цивилизация», «государство» и др.;

  • целостное и яркое описание цивилизаций с особым вниманием к культурной жизни народов;

  • показ социальной жизни, структуры общества, взаимоотношений в нем;

  • раскрытие специфики власти и собственности;

  • освещение становления демократических форм общественного устройства и права;

  • характеристика выдающихся деятелей всемирной истории и их восприятия в современной культуре.

Проблемный подход к изучению курса «История России и мира» позволяет не только показать базовые тенденции изменения облика мировой цивилизации, но и раскрыть специфику их проявления на территории нашей страны, показать ее вклад в решение глобальных, общечеловеческих проблем.

В курсе последовательно выдерживается принцип историзма, раскрытия реальностей каждой эпохи через ее специфику, особенности мировосприятия ее проблем современниками.

Применяется метод сравнительно-исторического рассмотрения процессов, происходивших на разных континентах, в различных странах, показывается их взаимосвязь, взаимообусловленность, наглядно раскрывается деятельность современников важнейших событий, живших в одно и то же время в России и Западной Европе, зарубежной Азии, Америке.

Включение отечественной истории в контекст истории Всеобщей дает возможность выявить роль России как активного фактора или творца всемирной истории, сформировать новый, отвечающий реальностям современного мира тип исторического сознания. Он включает, с одной стороны, патриотизм, основанный на знании того вклада, который внесла Россия в общемировое развитие, в решение стоящих перед человечеством проблем, в реалистическое осмысление героических и трагических страниц ее истории. С другой стороны - гуманизм и общечеловеческое начало, основанные на понимании того, что проблемы России и ее развития, как прошлого, так и настоящего, - это органическая и неотъемлемая часть всемирной истории, вне контекста которой они не могут быть правильно осмыслены и решены.

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся восприняли предлагаемый им конкретно-исторический материал с максимальной объективностью, без конъюнктурных политических и идеологических его оценок. В то же время большое значение придается формированию восприятия мировой истории как целостного и в целом прогрессивного процесса овладения человечеством новыми знаниями, гуманистическими ценностями; воспитанию любви к своей стране и пониманию трудностей ее развития; уважению к историческому пути других народов. Курс служит обогащению внутреннего мира старшеклассников, формированию у них активной гражданской позиции и умения понимать сложности и противоречия современного мира.

Особенностью курса является включение в него проблемных, дискуссионных материалов (в учебниках они выделены петитом), которые знакомят учащихся с дополнительной информацией о научной, духовной жизни, наиболее ярких эпизодах всемирной истории, различных, в том числе и новаторских, точках зрения на события прошлого.

Методический аппарат ориентирован на развитие аналитических и творческих способностей учащихся, предоставляет широкие возможности контроля и углубления полученных в ходе изучения курса знаний.

УМК соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. № 2080 – данные УМК и учебник будут действительны на период действия данного Госстандарта.

В УМК входит учебник: Н.В. Загладин, Н.А. Симония. История. История России и мира. 11 класс. М., «Русское слово». 2013, Поурочное планирование к учебнику «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в.».

ПРОГРАММА

Раздел 1. РОССИЯ И МИР в 1900-1945 гг.

Глава 1. Тенденции мирового развития на рубеже XIX-XX вв. 8 часов.

Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале XX в.: Причины ускорения научно-технического прогресса. Достижения науки и техники. Овладение электроэнергией, развитие транспорта и связи, новые конструкционные материалы. Конвейерная система организации производства. Переход к массовому, крупносерийному выпуску продукции, создание гигантов индустрии.


Персоналии: В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский, Г. Форд, А.Н. Крылов, Н.Е. Жуковский, И.И. Сикорский, С. Томас, А.С. Попов, И.П. Павлов, И.И. Мечников, К.А. Тимирязев, Ф. Тэйлор.

Понятия: массовое потребление, конвейерное производство, система Тэйлора.

Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии: Концентрация производства и капитала, образование монополистических объединений. Новая роль банков и вывоз капитала. Либерально-демократическая модель отношений государства и монополий: опыт США. Антитрестовское законодательство. Возникновение монополий в Англии и Франции. Роль и функции государства в модернизации производства в Германии. Особенности индустриального развития Японии.

Персоналии: Д. Рокфеллер, Д. Морган, Т. Рузвельт, В. Вильсон.

Понятия: модернизация производства, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, вывоз капитала, олигархия.

Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение: Изменения в социальной структуре общества в индустриальную эпоху. Типология социальных отношений. Развитие профсоюзного, кооперативного, женского движений. Создание общенациональных и международных объединений профсоюзов. Переход от социальной благотворительности к социальной политике, ее первые итоги. Развитие социал-демократического движения в промышленных странах, II Интернационал. Практические потребности рабочего движения и ревизионизм. Правые и левые в партиях II Интернационала.

Персоналии: Д. Ллойд Джордж, Д. Джолитти, Э. Бернштейн, К. Каутский, О. Бауэр, Ж. Жорес, А. Мильеран, Р. Люксембург, К. Либкнехт, П. Лафарг, Ж. Гед, Де Леон.

Понятия: социальное партнерство, социальный конфликт, социальная конфронтация, ревизионизм.

Новый этап развития колониальных и зависимых стран: Колониальные и зависимые страны в н.XX в. Британские «белые» доминионы и особенности их развития. Положение коренного населения. Индия: пробуждение национального самосознания. Учение М. Ганди и тактика ИНК. Проблемы модернизации общества в зависимых странах и традициона­изм. Китай в начале XX в. Учреждение гоминдана и идеи Сунь Ятсена. Революция 1911-1912 гг. в Китае и ее итоги. Революция 1906-1911 гг. в Иране, младотурецкая революция 1908 г., преобразования в Афганистане. Причины ограниченности результатов перемен начала XX в. в странах Азии. Особенности развития стран Латинской Америки в начале XX в. Революция в Мексике и ее итоги.

Персоналии: П. Бота, М. Ганди, Б. Тилак, Сунь Ятсен, Юань Шикай.

Понятия: доминион, гражданское неповиновение, модернизация общества.

Россия: противоречия незавершенной модернизации: Предпосылки и особенности модернизации экономики в России. Россия и страны Запада: показатели развития. Создание монополий и роль иностранного капитала в России. Роль государства в российской модернизации. Противоречия российского общества. Аграрный вопрос и положение крестьянства. Начальный этап развития рабочего движения. Власть, чиновничество и интеллигенция. Проблема путей и методов реформирования общества.

Персоналии: В.К. Плеве, П.Д. Святополк-Мирский, А.И. Путилов, Н.С. Авдаков, Э. Нобель, С.Г. Лианозов, В.А. Бобринский, М.И. Терещенко, П.П. Рябушинский.

Россия: от русско-японской до Первой мировой войны: Причины русско-японской войны (1904-1905) и ее итоги. Влияние неудач русской армии на положение в стране. Начало революции 1905-1907 гг. «Кровавое воскресенье» и подъем революционного движения, создание советов. Манифест 17 октября 1905 г. и его значение. Возникновение политических партий. Кадеты, октябристы, монархисты, эсеры и большевики, особенности их программ. Социал-демократическое движение и раскол социал-демократов на большевиков и меньшевиков. Взгляды В.И. Ленина. Столыпинские реформы и их итоги. Рост противоречий в русском обществе накануне Первой мировой войны.

Персоналии: Николай II, П.Н. Милюков, А.И. Гучков, В.М. Пуришкевич, Г.В. Плеханов, П.Б. Струве, В.И. Ленин, П.А. Столыпин.
Глава 2. Державное соперничество в н.XX в. Россия в годы Первой мировой войны (1914-1918). 6 часов.

Международные отношения в индустриальную эпоху. Начало Первой мировой войны: Причины обострения противоречий на международной арене. Протекционистская политика, борьба индустриальных держав за сферы влияния. Милитаристские и пацифистские воззрения. Мирные и военные средства раздела мира. Первые войны за передел мира. Франко-германские противоречия и возникновение военных союзов в Европе. Германская политика экспансии. Повод к началу Первой мировой войны. Вопрос о виновниках ее возникновения.

Персоналии: Ф. Ратцель, Ф. Челлен, А. Мэхэн, Вильгельм I, Франц-Фердинанд.

Понятия: протекционизм, сфера влияния, геополитика, пацифизм.

Первая мировая война и начало революции 1917 г. в России: Начальный период Первой мировой войны. План Шлиффена. Наступление русских войск в Восточной Пруссии и Галиции и его влияние на ход военных действий. Кампания 1915 г. и ее особенности. Тяжелое положение на Восточном фронте. Россия и союзники. Провал англо-французской операции в Галлиполи и его последствия. Боевые действия в 1916 г. Брусиловский прорыв. Рост противоречий в воюющих странах. Кризис в России и его причины. Начало революции в Петрограде в феврале 1917 г. Создание Временного правительства.

Персоналии: фон Шлиффен, А.В. Самсонов, П.К. Ренненкампф, А.А. Брусилов, Г.Е. Распутин, Г.Е. Львов.

Россия в год революционных потрясений: Углубление кризиса в 1917 г. Многовластие в стране, подъем рабочего и крестьянского движений. Апрельский и июльский кризисы. Подрыв обороноспособности страны, развал армии и тактика партии большевиков. Выступление генерала Корнилова и создание Красной гвардии. Взятие власти большевиками. Проблема альтернатив развития России в 1917 г. Первые декреты советской власти. Разгон Учредительного собрания и его последствия. Переговоры о мире с Герма­нией и наступление немецких войск. Брестский мир и его итоги. Разногласия в партии большевиков. Разрыв союза большевиков и левых эсеров. Мятеж чехословацкого корпуса и начало интервенции стран Антанты. Чрезвычайные меры Советского правительства.

Персоналии: В.М. Чернов, А.Ф. Керенский, Л.Г. Корнилов, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий.

Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России: Завершение Первой мировой войны. Капитуляция Германии и ее союзников. Парижская мирная конференция 1919 г. и ее решения. Вашингтонская конференция. Создание Лиги Наций. Политический кризис в странах Центральной Европы. Революция в Германии и учреждение Веймарской республики. Революция 1919 г. в Венгрии и причины ее поражения. Державы-победительницы и Советская Россия. Белое движение и причины его поражения. Политика военного коммунизма, красный и белый террор. Причины побед Красной Армии. Создание Коминтерна, его идеология и политика. Советско-польская война и ее итоги. Завершение интервенции и гражданской войны. Политика Советской России в отношении стран Азии. Проблемы нормализации отношений с державами Антанты.

Персоналии: Ж. Клемансо, Ф. Эберт, М. Хорти, А.В. Колчак, А.М. Каледин, А.И. Деникин, Н.Н. Юденич, П.Н. Врангель, Н.И. Махно.
Глава 3. Развитие индустриальных стран в 1920-1930-е гг. 6 часов.

Государства демократии - США, Англия и Франция: США в 1920-е гг. «Великий кризис» 1929-1932 гг. и его влияние на американскую и мировую экономику. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта и создание основ социально ориентированной рыночной экономики в США. Антикризисная политика в Англии и Франции и ее итоги. Экономическая теория Д. Кейнса и развитие неолиберализма. Воззрения и политика социал-демократов. Социал-демократы и коммунисты: причины антагонизма.

Персоналии: Г. Гувер, Ф.Д. Рузвельт, Р. Макдональд, Д. Кейнс.

Понятия: макроэкономика, неолиберализм.

Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство в Японии: Тоталитарные идеи, рост воинствующего национализма в Германии и Италии. Лидеры фашистского движения и их взгляды. Установление фашистской диктатуры в Италии, особенности ее политики. Путь партии А. Гитлера к власти. Фашисты, коммунисты и социал-демократы в Германии. Фашистский режим в Германии: создание нового аппарата власти, социальная политика, милитаризация общества. Разгул расизма и антисемитизма. Рост воинствующего национализма в Японии, милитаризация страны.

Персоналии: А. Гитлер, Б. Муссолини, Й. Антонеску, Г. Танака.

Понятия: тоталитаризм, фашизм.

Советское общество в 1920-е гг.: Экономическое положение после окончания гражданской войны. Крестьянские волнения, восстание в Кронштадте, голод в Поволжье. Переход к нэпу, начало восстановления экономики. Создание СССР, принципы национально-государственного строительства. Борьба партии большевиков за идейную монополию в обществе. Борьба за власть в руководстве ВКП(б), причины роста влияния И.В. Сталина. Идея построения социализма в одной стране. Причины отказа от нэпа, принятие первого пятилетнего плана. Проблема альтернатив выбора пути развития СССР в 1920-е гг.

Персоналии: И.В. Сталин, В.М. Молотов, С.М. Киров, Л.М. Каганович, К.Е. Ворошилов, А.И. Микоян, А.И. Рыков, М.П. Томский, Н.С. Гумилев, Н.В. Устрялов, Н.А. Бердяев.

Понятия: новая экономическая политика, продналог.

СССР в 1930-е гг.: Коллективизация сельского хозяйства, ее цели и итоги. Раскулачивание и прикрепление крестьянства к колхозам. Тактика И.В. Сталина в аграрном вопросе. Источники осуществления индустриализации. Создание системы ГУЛАГа. Трудовой энтузиазм, стахановское движение. Внешняя торговля. Массовые репрессии 1930-х гг., их причины и последствия. Принятие Конституции 1936 г. и создание административно-командной системы управления обществом. Духовный климат в стране.

Персоналии: М.Н. Тухачевский, АН. Туполев, АС. Яковлев, Н.И. Ежов.

Понятия: коллективизация, индустриализация, ГУЛАГ, административно-командная система.
Глава 4. СССР в системе международных отношений. 1920-1930-е гг. 5 часов.

Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе: 1920-е гг. - десятилетие пацифизма в Европе. Пакт Бриана-Келлога. Начало революции и гражданской войны в Китае и политика СССР. Коммунисты Китая и гоминдан. Вторжение Японии в Маньчжурию. Военные приготовления Германии и попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Вступление СССР в Лигу Наций, заключение договоров о взаимопомощи между Советским Союзом, Францией и Чехословакией. Отказ Германии от условий Версальского договора, оккупация Рейнской области. Англо-германское морское соглашение. Захват Италией Эфиопии. Гражданская война в Испании: причины и международ­ные последствия.

Персоналии: В.К. Блюхер, Чан Кайши, М.М. Литвинов, Л. Барту, Александр I, Э. Дольфус, Н. Чемберлен, С. Болдуин, У. Черчилль, П. Лаваль, Ф. Франко.

Понятие: коллективная безопасность.

Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны: Нападение Японии на Китай в 1937 г. Присоединение Германией Австрии. Конфликт вокруг Судетской области и позиция СССР. Мюнхенские соглашения, их последствия. Захват Германией всей Чехословакии, оккупация Италией Албании. Переговоры между СССР, Англией и Францией о заключении договоров вза­имопомощи, причины их неудачи. Конфликт между СССР, Монголией и Японией на Халхин-Голе. Англо-японское соглашение. Пакт о ненападении между СССР и Германией, секретный протокол к нему и их значение.

Персоналии: Э. Даладье, Э. Бенеш.

Понятие: аншлюс.

Начальный период Второй мировой войны: Нападение Германии на Польшу и ее разгром. Начало Второй мировой войны «Странная война» на Западном фронте. Захват Германией Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, капитуляция Франции. Причины побед германской армии в Западной Европе. Провал планов А. Гитлера по захвату Англии. Политика СССР в 1939-1940 гг. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии. Совет­ско-финская война и ее итоги.

Персоналии: В. Квислинг, 0. Куусинен.

Понятия: «странная война», блицкриг.

СССР и Германия накануне Великой Отечественной войны: 1940—1941 гг.: Переговоры между СССР и Германией осенью 1940 г. План «Барбаросса» и подготовка Германии к войне с СССР. Военные действия на Балканах и в Африке. Подготовка СССР к участию в мировой войне. Причины слабости Красной Армии, состояние ее материально-технической базы, уровень подготовки командного состава. Взгляды И.В. Сталина на положение в мире, недооценка им германской угрозы, ее причины.

Персоналии: С.К. Тимошенко, Г.К. Жуков.
Глава 5. СССР в Великой Отечественной войне и страны Запада. 6 часов.

СССР в первый период Великой Отечественной войны (1941 - начало 1942): Начальный период войны и героическое сопротивление Красной Армии. Причины ее неудач. Катастрофы в Белоруссии и на Украине. Блокада Ленинграда. Мобилизация сил СССР для отпора агрессору. Создание промышленной базы на Востоке. Труженики тыла. Развитие военной техники. Битва под Москвой и ее историческое значение.

Персоналии: Б.М. Шапошников, СВ. Ильюшин, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков, И.В. Панфилов.

Советский Союз в переломный период Второй мировой войны (1942-1943): Создание антифашистской коалиции. Ленд-лиз и его значение. Агрессия Японии на Тихом океане и вступление США в мировую войну. Бои на Восточном фронте весной 1942 г. Немецкое наступление на Юго-Западном фронте. Бои на Северном Кавказе. Героическая оборона Сталинграда. Контрнаступление Красной Армии и разгром немецких войск под Сталинградом. Перелом в ходе боевых действий в Африке и на Тихом океане. Кризис фашистского блока и капитуляция Италии. Подъем партизанского движения. Особенности партизанского движения в СССР.

Персоналии: В.И. Чуйков, М.С. Шумилов, Ф. Паулюс.

Понятие: ленд-лиз.

СССР и антифашистская коалиция в решающих битвах Второй мировой войны: Битва на Орловско-Курской дуге и ее историческое значение. Антифашистская коалиция и проблема второго фронта. Конференция 1943 г. в Тегеране и ее решения. Освобождение территории СССР от оккупантов. Высадка союзников в Нормандии. Кризис фашистского режима в Германии, покушение на А. Гитлера.

Персоналии: П.А. Ротмистров, А.М. Василевский, Р.Я. Малиновский, К.К. Рокоссовский.

Советский Союз на завершающем этапе Второй мировой войны: Освобождение стран Восточной Европы. Антифашистские революции в Румынии и Болгарии. Боевые действия на территории Венгрии и Польши. Варшавское восстание 1944 г. Тотальная мобилизация в Германии и немецкое наступление в Арденнах. Конференция 1945 г. в Крыму и ее решения. Вступление Красной Армии на территорию Германии. Штурм Берлина. Разгром милитаристской Японии. Операция Красной Армии в Маньчжурии. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.

Персоналии: И.Б. Тита, Г. Трумэн.

СССР и итоги Второй мировой войны: Вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Итоги и уроки войны. Наказание военных преступников. Утверждение международно-правовых основ жизни народов. Создание ООН и принципы ее деятельности. Потсдамская конференция и ее решения. Новые границы в Европе. Проблема репараций.
Глава 6. Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в 1/1 XX в. 3 часа.

Развитие общества и науки. Тенденции духовной жизни: Революция в естествознании. Открытие строения атома. Теория относительности А. Эйнштейна. Кризис механистических взглядов на мир. Новые течения в философской мысли. Цивилизационный взгляд на историю. Учение 3. Фрейда и его влияние на современников. Рационализм и прагматизм в философской мысли начала XX в. Идеи русского космизма.

Персоналии: В.К. Рентген, Э. Резерфорд, Н. Бор, А. Эйнштейн, 3. Фрейд, К. Юнг, Д. Дьюи, Р. Киплинг, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.

Изобразительное искусство, художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино: Новые течения в изобразительном искусстве. Отражение эпохи войн и революций в художественном творчестве, архитектуре. Мировая литература начала XX в. Реализм и социалистический реализм. Музыкальная жизнь, театральное искусство и искусство кино.

Персоналии: П. Пикассо, К.С. Малевич, И.И. Леонидов, К.С. Петров-Водкин, И.А. Бунин, Д.Б. Шоу, Дж. Голсуорси, М. Горький, М.А. Булгаков, М.А. Шолохов, СВ. Рахманинов, Ч. Чаплин, СМ. Эйзенштейн.

Понятия: реализм, импрессионизм, модернизм, примитивизм, футуризм, абстракционизм, конструктивизм, модерн, неомодернизм, авангардизм, экзистенциализм, социальная антиутопия, социалистический реализм.
Раздел 2. РОССИЯ И МИР во 2/2 XX в.

Глава 7. СССР и мировое развитие в период «холодной войны». 12 часов.

«Холодная война» и раскол Европы: Причины «холодной войны». Конфликт по вопросу судеб стран Восточной Европы, Ирана, гражданская война в Греции. Принятие доктрины Трумэна. Положение в странах Западной Европы после Второй мировой войны. Принятие США «плана Маршалла» и раскол Европы. Создание Информбюро и установление народно-демократических режимов в Восточной Европе. Политика СССР и восточно­европейские страны. Разрыв И.В. Сталина с И.Б. Тито.

Персоналии: Д. Маршалл, Г. Димитров.

Создание системы союзов и конфликты в Азии: Берлинский кризис и его последствия. Создание двух Германий - ФРГ и ГДР. Новые союзы в Европе - СЭВ, НАТО, Организация Варшавского договора. «Холодная война» в Азии. Завершение гражданской войны в Китае и провозглашение КНР. Включение Японии в систему союзов США. Истоки японско-советского территориального спора. Война в Корее (1950-1953) и ее последствия.

Персоналии: Мао Цзэдун, Ким Ир Сен.

Советский Союз в первые послевоенные годы: Народное хозяйство СССР после завершения Великой Отечественной войны: проблемы восстановления. Итоги четвертой пятилетки и истоки быстрых темпов развития экономики. Создание ядерного оружия. Обострение положения на национальных окраинах, новая волна массовых репрессий. Борьба с космополитизмом, «дело врачей». Мракобесие в сфере научных исследований: «закрытие» генетики и кибернетики.

Персоналии: Н.А. Вознесенский, Г.М. Маленков, И.В. Курчатов, А.И. Солженицын, Н.И. Вавилов, С.А. Лебедев.

СССР после смерти И.В. Сталина: Необходимость реформ: кризис сельского хозяйства, угроза ядерной войны, проблемы ГУЛАГа. Л.П. Берия и Г.М. Маленков - инициаторы начала преобразований. Освоение целинных земель. Борьба за власть в СССР и победа Н.С. Хрущева. Начало «оттепели». Непоследовательность политики десталинизации. Ее влияние на положение в странах Восточной Европы. Кризис и советское военное вмешательство в Венгрии. Политика мирного сосуществования и ее противоречия. Попытка переворота в 1957 г. и концентрация власти в руках Н.С. Хрущева.

Персоналии: Н.С. Хрущев, Л.П. Берия, И. Надь, М. Ракоши, Я. Кадар.

СССР в конце 1950-х - начале 1960-х гг.: Кризис экономической политики КПСС в конце 1950-х гг. Курс на строительство коммунизма и развал сельского хозяйства. Политика укрупнения совхозов, ликвидация колхозов, эксперименты с кукурузой и угроза голода. Административно-командные эксперименты Н.С. Хрущева. Создание совнархозов, попытки реорганизации КПСС. Противоречия политики десталинизации, репрессии против творческой интеллигенции. Успехи в научно-технической и военно-технической сферах, освоении космоса. Переворот 1964 г. и отстранение Н.С. Хрущева от власти.

Персоналии: Д.Ф. Устинов, Ю.А. Гагарин, Б.Л. Пастернак, Е.Г. Либерман, Л.И. Брежнев, В.Е. Семичастный, А.Н. Шелепин, АН. Косыгин.

Советский Союз и крушение колониальной системы: Причины распада колониальной системы. Политика СССР в отношении освобождающихся стран. Идея социалистической ориентации развития и причины ее слабости. Советский Союз и локальные конфликты в странах Азии, Африки и Ла­тинской Америки. Индо-пакистанский и ближневосточный конфликты. СССР и Суэцкий кризис 1956 г. Революция на Кубе. Карибский кризис и его последствия для СССР и США.

Персоналии: Г.А. Насер, Ф. Кастро, Дж. Кеннеди.

Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х — начало 1960-х гг.: Создание социально ориентированной рыночной экономики в странах Запада. Политика «справедливого курса» Г. Трумэна в США. Маккартизм. Подъем движения в защиту интересов этнических меньшинств в США. Идеи Дж. Кеннеди и программа «великого общества» Л. Джонсона. «Экономическое чудо» в послевоенной ФРГ и его истоки. Социал-демократия в Западной Европе 1950-х гг. Начальный этап европейской интеграции. Создание Совета Европы, ЕЭС, ОЭСР. Особенности развития Японии после Второй мировой войны.

Персоналии: Д. Маккарти, Д. Эйзенхауэр, М.Л. Кинг, Л. Джонсон, Д. Гэлбрейт, Л. Эрхард, Р. Шуман.

Понятия: «справедливый курс», «великое общество», «экономическое чудо», социальное партнерство, рабочие акции, интеграция.

Кризис моделей развития: 1960—1970-е гг.: Ограниченность итогов политики реформ А.Н. Косыгина и их причины. Застой в экономическом и общественно-политическом развитии СССР. Возникновение зависимости Советского Союза от экспорта нефти и сырьевых ресурсов. Господство интересов военно-промышленного комплекса в СССР. СССР и кризисы на международной арене. Советский Союз и война в Юго-Восточной Азии. СССР и арабо-израильские войны 1967 и 1973 гг. Кризис 1968 г. в Чехословакии и его последствия. Доктрина Брежнева и ослабление советской системы союзов. Кризис доверия в США. Антивоенное движение, импичмент Р. Никсона. Подъем нового левого движения в странах Западной Европы, еврокоммунизм.

Персоналии: А. Дубчек, Р. Никсон, Д.Форд, Д. Картер, Д. Лукач, Э. Фишер, Э. Берлингуэр.

Понятия: застой, доктрина Брежнева, импичмент.

Период партнерства и соперничества между СССР и США: Кризис политики «холодной войны». Ослабление системы союзов. Достижение военного паритета СССР и США и его значение. Потребности углубления международного разделения труда. Разрядка и ее значение. Соглашения 1970-х гг. между Советским Союзом и Соединенными Штатами в военно-стратегической области. Проблемы безопасности в Европе. Соглашения по Западному Берлину, Заключительный акт Совещания в Хельсинки. Развитие правозащитного движения в СССР. Обострение локальных конфликтов. Войны в Анголе, Эфиопии, революция в Никарагуа, конфликт в Афганистане и провал политики разрядки международной напряженности.

Персоналии: А.Д. Сахаров, М.Х. Мариам, Р. Рейган.
Глава 8. Ускорение научно-технического развития и его последствия. 3 часа.

Технологии новой эпохи: Совершенствование военной техники. Освоение космоса, развитие транс­портной авиации. Новые конструкционные материалы. Развитие биохимии, генетики, медицины. Электроника и робототехника. Компьютерная революция и создание глобальной системы информационных коммуникаций.

Информационное общество: основные черты: Критерии перехода к информационному обществу. Автоматизация и роботизация производства. Индустрия производства знаний: ключевая сфера экономики. Новая социальная структура общества. Подъем среднего класса в странах Запада, закат массовых профсоюзов, проблема маргинализации.

Понятия: информационное общество, маргинализация, средний класс.

Глобализация мировой экономики и ее последствия: Предпосылки и итоги возникновения транснациональных корпораций и банков. Преимущества использования международного разделения труда. Интеграционные процессы и глобализация экономики. Конфликт национально-государственных интересов и стремлений ТНК и ТНБ к оптимизации прибыли. Создание единых пространств и формирование наднациональных, международных институтов. Антиглобалистское движение и его идеология. Экология, развитие и деятельность ТНК. Пределы роста и природоохранная политика в странах Запада. Модернизация освободившихся стран и интересы ТНК. Обострение проблем развития. Обострение конфликта Север-Юг. Проблема международного терроризма.

Понятия: транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные банки (ТНБ), глобализация, единые пространства.
Глава 9. Модернизационные процессы в мире к.XX в. От СССР к РФ. 10 часов.

Перестройка и новое политическое мышление. Демократические революции в Восточной Европе и распад СССР: Углубление кризиса советского общества, его симптомы. Поиск новых путей развития при Ю.В. Андропове. Политика М.С. Горбачева. От ускорения к перестройке. Переосмысление исторического прошлого. Идея правового государства и утверждение многопартийной системы в СССР. Экономические реформы: перевод предприятий на хозрасчет, создание кооперативов. Идеи нового политического мышления и улучшение отношений между СССР и США. Односторонние уступки СССР. Воздействие перестройки на страны Восточной Европы. Крушение просоветских режимов, демократические революции в Венгрии, Чехословакии, Польше, Румынии. Объединение ГДР и ФРГ. Роспуск СЭВ и ОВД. Углубление экономического кризиса в СССР. Поляризация сил в советском обществе. Конфликт между Б.Н. Ельциным и М.С. Горбачевым. Обострение межнациональных противоречий в СССР. Армяно-азербайджанский конфликт, провозглашение суверенитета союзных республик. Переговоры о заключении нового Союзного договора и попытка переворота в Москве. Поражение ГКЧП, роспуск КПСС, распад СССР.

Персоналии: Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев, В. Ярузельский, В. Гавел, Л. Валенса, Н. Чаушеску, Н.И. Рыжков, С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский, В.С. Павлов, Б.Н. Ельцин, Г.И. Янаев.

Понятия: перестройка, ускорение, новое политическое мышление, правовое государство.

Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы: Неоконсервативная волна в США и странах Западной Европы. Социально-экономическая политика неоконсерватизма и ее итоги. Рейганомика и тэтчеризм. Формирование экономики информационного общества, роль малого и среднего бизнеса. Неоконсерваторы и профсоюзы: конфликт интересов. Ускорение интеграционных процессов. Преобразование ЕЭС в ЕС, создание НАФТА. Причины спада неоконсервативной волны в 1990-е-гг. Идея третьего пути демократов в США, социал-демократия Западной Европы в новых условиях. Восточная Европа после социализма: поиск путей сближения с Западом. Кризис в бывшей Югославии и его международные последствия.

Персоналии: М. Фридмэн, М. Тэтчер, Г. Коль, Ф. Миттеран, Ф. Гонсалес, У. Клинтон, Э. Блэр, Г. Шредер, Д. Буш, А. Квасьневский, С. Милошевич, В. Куштуница.

Понятия: неоконсерватизм, структурная безработица.

Страны Азии и Африки: проблемы модернизации: Положение в странах Азии и Африки после освобождения: проблемы модернизации. Сложности развития в 1990-е гг. Особенности развития стран со­циалистической ориентации и социалистического выбора - Китая, Вьетнама, Северной Кореи. Реформы в Китае и их итоги. Опыт новых индустриальных стран и их положение в мире начала XXI в. Особенности развития стран Южной Азии. Индия и ее роль в Азии. Исламский мир: особенности модернизационной политики. Исламская революция в Иране. Факторы единства исламских стран.

Латинская Америка : от авторитаризма к демократии: Особенности модернизационной политики в Латинской Америке. Военные, диктаторские режимы и их вклад в развитие экономики. Демократические режимы Латинской Америки в 1950-1960-е гг. и истоки их слабости. Перонизм в Аргентине. Военный переворот в Чили в 1973 г. и его последствия. Латиноамериканские страны в 1990-е гг. Укрепление основ демократии. Создание региональных экономических союзов: Меркасур, Андский пакт.

Персоналии: X. Перон, Ж. Варгас, Ф. Кастро, С. Альенде, А. Пиночет, А. Стреснер.

Российская Федерация на новом этапе развития: Экономические реформы 1991-1992 гг. и их итоги. Причины обострения социальных и политических противоречий в российском обществе. Кризис 1993 г., принятие новой Конституции и коррекция политики реформ. Обострение межнациональных противоречий в России. Кризис вокруг Чечни. Политическое и социально-экономическое развитие России во второй половине 1980-х гг. Противостояние Государственной Думы и правительства. Дефолт 1998 г. и его последствия. Новое обострение проблемы Чечни. Назначения В.В. Путина главой правительства и исполняющим обязанности президента страны. Президентские выборы 2000 г. и их итоги. Стабилизация социально-экономического положения России. Российская Федерация в СНГ. Проблемы Содружества независимых государств.

Персоналии: Е.Т. Гайдар, А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс, Р.И. Хасбулатов, А.В. Руцкой, В.С. Черномырдин, В.В. Жириновский, Д.М. Дудаев, А.А. Масхадов, Г.А. Зюганов, Б.Е. Немцов, СВ. Кириенко, Е.М. Примаков, СВ. Степашин, В.В. Путин, М.М. Касьянов.

Россия и международные отношения начала XXI в.: Российская Федерация как правопреемник СССР. Ее положение на мировой арене. Российско-американские отношения. Сближение с ЕС и вступление России в Совет Европы. Отношения с НАТО. Конфликт в бывшей Югославии и российская дипломатия. Роль ООН в современном мире и политика мирового лидерства США. События 11 сентября 2001 г. в США и их международные последствия. Курс российской дипломатии на упрочение безопасности в мировом развитии.

Персоналии: А.В. Козырев, Е.М. Примаков, И.С. Иванов.
Глава 10. Особенности духовной жизни человечества во 2/2 XX в. 2 часа.

Эпоха постмодернизма: Массовая культура и ее особенности, ее влияние на общество и молодежь. Развитие постмодернизма в изобразительном, театральном искусстве. Компьютерная графика, видеоклипы, реклама как форма искусства. Культура молодежного бунта. Расцвет культур стран Тропической Африки, исламского мира, Южной, Америки.

Персоналии: Д. Поллок, Р. Гамильтон, М. Дюшан, Й. Бойс, Нам Джун Пак, Д. Кейдж, Д. Сэлинджер, Д. Осборн, Р. Брэдбери, К. Воннегут, Л. Сенгор, Г. Маркес.

Понятия: массовая культура, абстракционизм, поп-арт, дадаизм, гиперреализм, минимализм, хеппенинг, постмодернизм, инвайронмент, видеоискусство, битники, хиппи, рокеры.

Духовная жизнь в советском и российском обществах: Советское искусство периода «оттепели». Духовная жизнь в СССР 1960-1980-х гг. Преследования инакомыслящих писателей. Развитие течения деревенской прозы. Перестройка и новый этап в развитии литературы и искусства. Духовная жизнь демократической России и ее особенности.

Персоналии: Б.Л. Пастернак, А.И. Солженицын, С.Ф. Бондарчук, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, В.Я. Шебалин, А.А. Вознесенский, ДА. Гранин, Е.Г. Евтушенко, К.Г. Паустовский, А.Д. Синявский, Ю.М. Даниэль, В.П. Аксенов, В.В. Войнович, И.А. Бродский, Ю.П. Любимов, В.И. Белов, Ф.А. Абрамов, В.А Солоухин, А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий, В.С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава, А.Н. Рыбаков, З.К. Церетели, И.С. Глазунов, М.М. Шемякин, А.М. Шилов, Н.С. Михалков.
Итоговое повторение. 2 часа.

Резерв. 5 часов.
Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Витте СЮ. Избранные воспоминания. М., 1991.

  2. Ермашев И. Сунь Ятсен. М., 1964.

  3. История Европы. Т. 5. М., 2000.

  4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От становления самодержавия до падения Советской власти. М., 1999.

  5. Наше Отечество: опыт политической истории. М., 1991.

  6. Бердяев Н.А Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1991.

  7. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991.

  8. Иоффе Г.З. Семнадцатый год. Ленин. Керенский. Корнилов. М., 1995.

  9. Карр Э. История Советской России. М., 1990.

  10. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. М., 1993.

  11. Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996.

  12. Минц И.И. История Великого Октября. Т. 1-3. М., 1979.

  13. Остова Т.В. Российское крестьянство в революции и гражданской войне М., 2001.

  14. Первая мировая война. Пролог XX века. М., 1998.

  15. Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев. Деникин. Юденич. Врангель. М.,1991.

  16. Хроника человечества. М., 1996.

  17. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

  18. Волкогонов Д. Семь вождей. М., 1995.

  19. Дотер И. Троцкий в изгнании. М., 1991.

  20. Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии. М., 1988.

  21. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 2. М., 1991.

  22. Радзинский Э. Сталин. М., 1997.

  23. Раушнин гГ. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М., 1993.

  24. Толанд Д. Адольф Гитлер. М., 1993.

  25. Хибберт К. Бенито Муссолини. М., 1996.

  26. Вишлев О.В. Накануне 22 июня 1941 года. Документальные очерки. М., 2001.

  27. Загладим Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990.

  28. Лиддел Гарт Б. Вторая мировая война. М., 1999.

  29. Макси К. Упущенные возможности Гитлера. М., 2001.

  30. 1939 год. Уроки истории. М., 1990.

  31. ТиппельскирхК. История Второй мировой войны. М., 1998.

  32. Великая Отечественная война 1941-1945. М., 1998-1999.

  33. Вторая мировая война в воспоминаниях У. Черчилля, Ш. де Голля, К. Хэлла, У. Леги, Д. Эйзенхауэра. М., 1990.

  34. Живая память. Великая Отечественная: правда о войне. М., 1995.

  35. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1990.

  36. Мальков В.Л. Манхэттенский проект. Разведка и дипломатия. М., 1995.

  37. Роббинс К. Черчилль. М., 1997.

  38. Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны. М., 1995.

  39. Устав Организации Объединенных Наций. М., 1992.

  40. Полевой В.М. Малая история искусств. 1900-1945. М., 1991.

  41. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.

  42. Александров-Агентов А.М. От Коллонтай до Горбачева. М., 1994.

  43. Амброз С. Эйзенхауэр. Солдат и президент. М., 1993.

  44. Берия С. Мой отец - Лаврентий Берия. М., 1994.

  45. ГиренкоЮ.С. Сталин-Тито. М., 1991.

  46. Громов Б.В. Ограниченный контингент. М., 1994.

  47. Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986). М., 1997.

  48. Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990.

  49. Медведев Р. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева. М., 1991.

  50. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. М., 1998.

  51. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985). Новое прочтение. М., 1995.

  52. Хрущев Н.С. Воспоминания. М., 1997.

  53. Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992.

  54. Япония. Послевоенная государственная политика: вызовы и ответы. М., 1998.

  55. Друкер П.Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, обществе и мировоззрении. М., 1994.

  56. Жак К., Савона П. Геоэкономика. Господство экономического пространства. М., 1997.

  57. Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. М., 1997.

  58. Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 1997.

  59. Наука в современной капиталистической экономике. М., 1987.

  60. НэсбиттД., Эбурдин. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. М., 1992.

  61. Сорос Д. Кризис мирового капитализма. М., 1999.

  62. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

  63. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1996.

  64. Арах М. Европейский Союз. Видение политического объединения. М., 1998.

  65. Бешлосс М.Б., Тэлботт С. На самом высоком уровне. Закулисная история окончания «холодной войны». М., 1994.

  66. Бжезинский 3, Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 1998.

  67. Год планеты. Политика, экономика, бизнес, банки, образование. М., 1994-2001.

  68. Горбачев-Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992.

  69. Горбачев М.С. Годы трудных решений. Избранное. 1985-1992. М., 1993.

  70. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М., 1995.

  71. Дарендорф Р. После 1989. Размышления о революции в Европе. М., 1998.

  72. Дзасохов А.С. Становление и эволюция постколониального мира. Вторая половина XX века. М., 1997.

  73. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., 1988.

  74. Европа на пороге XXI века: ренессанс или упадок? М., 1998.

  75. Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.

  76. Ельцин Б.Н. Президентский марафон. М., 2000.

  77. Загладин Н.В. США: общество, власть, политика. М., 2001.

  78. Накасонэ Я., Мураками Я., Сато С, Насибэ С. После «холодной войны». М. 1993.

  79. Перегудов СП. Тэтчер и тэтчеризм. М., 1996.

  80. Россия и Германия в годы войны и мира (1941-1995). М., 1995.

  81. Россия сегодня. Политический портрет в документах. 1985-1991. М., 1991.

  82. Сакс Д. Рыночная экономика и Россия. М., 1994.

  83. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990.

  84. Скидельски Р. Дорога от рабства. Об экономических и политических последствиях краха коммунизма. М., 1998.

  85. Соловьев В., Клепикова Е. Борис Ельцин. Политические метаморфозы. М., 1992.

  86. Сорман Г. Выйти из социализма. М., 1991.

  87. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М., 1996.

  88. Строганов А.И. Новейшая история стран Латинской Америки. М., 1995. США: консервативная волна. М., 1984.

  89. Филитов А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению. Новое прочтение. М., 1993.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск