Новые формы и жанры современного телевидения





НазваниеНовые формы и жанры современного телевидения
Дата публикации03.03.2015
Размер85.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Журналистика > Документы
Ильченко Сергей Николаевич

Кандидат искусствоведения, доцент

Кафедра телерадиожурналистики

Журналистика, магистратура, 6 курс

11 семестр

2013-2014 уч. г.
НОВЫЕ ФОРМЫ И ЖАНРЫ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Курс по выбору
Несмотря на явные тенденции к развлекательности, современное телевидение является мощным ресурсом влияния на социально-психологическое состояние общества, не только сохраняя некоторые традиции советской журналистики, но и разрабатывая новые профессиональные подходы к исследованию и раскрытию различной проблематики.

Материалы курса по выбору представляют многолетний и меняющийся опыт отечественного телевидения и российских журналистов в освоении творческих возможностей. Студенты знакомятся с функционированием системы отечественного телевещания с учетом ее специфики, связанной с такими факторами влияния как вопрос о собственнике СМИ, его экономическом положении, креативными возможностями, а также контекстом развития новейших информационных технологий, активно привлекаемых к формированию текущего телеконтента, его конвергенции с иными каналами распространения информации.

Задачи курса: детальное изучение новейших видов электронного вещания в практике российских СМИ, знакомство с процессами жанрообразования новых телевизионных программ, исследование и практическое овладение специфическими формами организации и ведения передач.

В курсе представлены современные формы, виды и жанры телеконтента, презентуемые лектором на основании трудов исследователей и собственных теоретических разработок автора, изложенных в его научных работах. Курс предусматривает освоение широкого спектра творческих решений при создании материалов в разных форматах и жанрах. Занятия сопровождаются демонстрацией телепрограмм российских телеканалов и продюсерских центров.

В процессе освоения курса студенты получают возможность изучить специфику жанровой структуры отечественного телевидения на конкретных примерах. С учетом человеческого фактора и запросов аудитории дается представление о структуре и жанровых особенностях современной тележурналистики. Расширяется кругозор будущего профессионала, студенты получают возможность прогнозировать собственное развитие в разных журналистских ипостасях. Знания и представления студента о предыдущем опыте отечественных электронных СМИ с точки зрения новых форм и жанров вещания и его соотнесения с мировыми тенденциями развития телевидения становятся более четкими и предметными.

Автор курса имеет многолетний телевизионной работы в качестве автора и ведущего программ Адамово яблоко», «Пари-прогноз-ревю», «Музыкальная лоция», «Мужские истории Сергея Невского» (ТРК «Петербург»), «Кинозвук» (100 ТВ); в качестве обозревателя и телевизионного критика газеты «Невское время» и электронного портала «Fontanka.ru».
Авторские публикации по теме курса


  1. Ильченко С. Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. CПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2009. 27,2 п. л.

  2. Ильченко С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые виды и формы вещания. СПб.: Роза мира, 2006. 8,75 п. л.

  3. Ильченко С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб.: ИВЭСЭП, 2008. 10 п. л.

  4. Ильченко С. Н. История отечественного телевидения: взгляд исследователей и практиков: учебное пособие // В соавторстве с Е. Л. Вартановой, Н. А. Голядкиным, Е. Я. Дугиным, Я. Н. Засурским и др. М.: Аспект пресс, 2012. 10/0,7 п. л.

  5. Ильченко С. Н. Система жанров отечественного телевидения и ее трансформация в условиях глобализации информационного пространства в 2 частях. Ч.1 – 74 с., Ч. 2 – 79 с. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2012. 6,5 п. л.


Темы лекционных занятий
Лекция 1. Ознакомление студентов с планом, задачами и спецификой представленного курса по выбору. Основные направления исследований и литература по темам курса.

Лекция 2. Политические изменения в жизни российского общества и функционирование СМИ. Возникновение новых направлений в работе советского и российского телевидения во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов. Разрушение монополии Гостелерадио. Отказ от цензуры и моноидеологизма.

Лекция 3. Творческий, организационный, экономический плюрализм в деятельности современных российских СМИ: проблемы и тенденции.

Лекция 4. Система современных российских аудиовизуальных СМИ, особенности ее функционирования. Субъекты электронного вещания.

Лекция 5. Типология и качественные характеристики современного телевизионного вещания. Государственный и частный сектор. Особенности отечественного телевизионного рынка.

Лекция 6. Трансформация жанровой системы электронных СМИ в постсоветском информационном пространстве. Глобализация как фактор расширения возможностей электронных СМИ в России.

Лекция 7. Эволюция потребностей аудитории масс-медиа, современные потребности зрителей.

Лекция 8. «Старые» жанры телевидения как фактор стабильности существующей системы вещания и сохранения традиций в отношениях с потенциальной аудиторией.

Лекция 9. Появление новых форм и видов тележурналистики: игры, ток-шоу. Специализация субъектов электронного вещания по аудиторному и содержательному признакам.

Лекция 10. Персонификация в телевизионной журналистике: тенденции и проблемы. Расширение кадрового состава телекомпаний. Профессионализм и опыт – важнейшие критерии отбора.

Лекция 11. Возникновение и особенности становления авторского телевидения. Типология видов и жанров авторских программ на современном ТВ.

Лекция 12. Игра как способ организации электронного вещания в разных жанрах. Игровые элементы в информационном вещании.

Лекция 13. Игра как способ манипуляции интересами и вкусами аудитории электронных СМИ. Роль ведущего игровых программ на телевидении. Драматургия игровых программ.

Лекция 14. Зарубежные модели игровых программ в практике отечественных электронных СМИ.

Лекция 15. Специфика адаптации чужих форматов вещания к реальности восприятия российской аудиторией.

Лекция 16. Этико-моральные и правовые аспекты игровых программ в электронных СМИ. Использование запрещенных приемов. Унижение человеческого достоинства. Апелляция к низменным инстинктам.
Примерные вопросы к зачету


  1. Современная система телерадиовещания России.

  2. Частные и государственные электронные СМИ.

  3. Понятия: жанр, формат, вид вещания.

  4. Вещательная политика телеканалов.

  5. Экономические и политические факторы влияния на телеконтент.

  6. Экономические и политические факторы влияния на радиоконтент.

  7. Система жанров советской тележурналистики.

  8. Новые жанры в электронном вещании постсоветского периода.

  9. Развлекательный сектор современного телевещания.

  10. Формы и методы активизации зрительского интереса к эфирному контенту.

  11. Основные понятия современной системы жанров электронного вещания.

  12. «Старые» новые жанры телевидения.

  13. Авторское начало в телевизионной журналистике.

  14. Влияние мирового опыта на современную жанровую типологию российского электронного вещания.

  15. Эволюция и современное состояние телевизионной программы (характеристика конкретной передачи).

  16. Конвергенция современных СМИ и ее влияние на жанровую структуру вещания.

  17. Развлекательное телевидение как бизнес-индустрия.


Основные требования к зачету
Зачет по курсу включает.

1. Собеседование по теоретическим вопросам.

2. Анализ освещения общественной проблемы, представленной на телеэкране, в форме презентации (продолжительность сообщения на презентации не менее 10 минут).
Критерии оценки (зачет)
К зачету допускаются студенты, посетившие не менее 50% лекций. При большем количестве пропусков студент готовит реферат по темам пропущенных занятий, используя рекомендованную по дисциплине литературу. Объем реферата – не менее 10 страниц (14 кегль).

Зачет проходит в устной форме. На подготовку ответа студенту дается не менее 15 минут.

Презентация должна продемонстрировать актуальность выбранной проблемы, анализ ее состояния, тенденций, примеры освещения на телевидении, сопоставление реальной ситуации с ее телевизионной трактовкой.

Оценка «зачет» ставится в том случае, когда:

- материал презентации доказательно демонстрирует качество освещения общественной проблематики на телеэкране;

- студент дает полный и обстоятельный ответ на теоретический вопрос. В отдельных случаях зачет может быть поставлен на основании презентации (если она выполнена добросовестно, а студент пропустил не более 2 лекционных занятий).

Оценка «незачет» ставится студенту, не подготовившему презентацию, или в том случае, когда презентация не соответствует необходимым требованиям. Зачет не может быть поставлен только на основании ответа на теоретический вопрос.

Предполагаемая продолжительность зачета (включаю презентацию, сообщение по теме презентации и ответ на теоретический вопрос) – около 15 минут.
Список основной литературы


  1. Борецкий Р. А. Осторожно: телевидение! М., 2002.

  2. Вартанов А. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. М., 2003.

  3. Вартанова Е. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.

  4. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат. Ч. 1, 2. СПб., 2002, 2003

  5. Ведущий или ди-джей / Материалы круглого стола. СПб., 2000.

  6. Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ. М., 2004.

  7. Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.

  8. Засурский И. Реконструкция России. М., 2002.

  9. Кузнецов Г. В. Семь профессиональных граней журналиста. М., 2001.

  10. Леонтьев М. Однако, до свидания! М., 2005.

  11. Леонтьев М. Однако, здравствуйте! М, 2005.

  12. Лукина Мария. Технология интервью. М., 2003.

  13. Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. М.,2001.

  14. Муратов С. ТВ - эволюция нетерпимости. М., 2000.

  15. Мухин А. Медиа-империи России. М., 2005.

  16. Очерки по истории российского ТВ. М, 1999.

  17. Отт У. Вопрос+ответ=интервью. М., 1991.

  18. Отт У. Playback. Таллин, 1995.

  19. Привалова Н. К. Слабое звено больших стирок. М., 2002.

  20. Поберезникова Е. В. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения. М., 2004.

  21. Радиожурналистика. М., 2005.

  22. Смирнов С. Времена лжи с Владимиром Познером. М., 2005.

  23. Телевидение: режиссура реальности. М., 2007.

  24. Телевизионная журналистика. М., 2005.

  25. Телерадиоэфир: история и современность. М., 2008.


Список дополнительной литературы


  1. Голядкин Н. А. ТВ информация в США. В 2-х частях. М., 2001.

  2. Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 2000.

  3. Дэннис Эверетт, Мэрвилл Джон. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

  4. Зверева Н. В. Специфика профессиональной деятельности регионального тележурналиста. М., 2002.

  5. Ильченко С. Н., Познин В. Ф., Почкай Е. П. Технология СМИ. Творческие профессии на телевидении и радио. СПб., 2003.

  6. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. М., 2001.

  7. Кинг Ларри. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. СПб., 1999.

  8. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

  9. Лаундес Лейл. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. М., 2002.

  10. Маховская О. И. Телемания. М., 2008.

  11. Муратов С. А. Встречная исповедь. М., 1988.

  12. Радио- и телеинтервью. Проблемы жанра / Сб. материалов. СПб., 2002.

  13. Рэндалл Дэвид. Универсальный журналист. СПб., 1998.

  14. Смирнов В. В. Формы вещания. М., 2002.

  15. Токарева Е. Записки рядового информационной войны. М. 2005.

  16. Шкуратов В. А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. Ростов/Дон, 2006.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новые формы и жанры современного телевидения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музыка каждой эпохи рождает не только новые жанры, но и несёт в себе новые направления, стили, методики и технологии обучения
Новые формы и жанры современного телевидения iconГлавная задача образовательной политики страны обеспечение современного...
Новые условия развития экономики и общества предъявляют новые требования к качеству образования. Как одна из мер по его повышению...
Новые формы и жанры современного телевидения iconРабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения»
Целью дисциплины является обеспечение базовой подготовки студентов в области теории телевидения, телевизионных систем и телевизионной...
Новые формы и жанры современного телевидения iconИнститут филологии и искусств кафедра истории русской литературы
Художественно-документальные жанры русской литературы х1-хх вв.(Генезис, жанры, поэтика)
Новые формы и жанры современного телевидения iconНа уроках в начальной школе
В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий, проблема развития речи учащихся приобретает все большую и большую остроту,...
Новые формы и жанры современного телевидения iconТеория и практика массовой информации
Эстетика созерцания – визуальная основа телевизионной природы. Значение телевидения в системе сми. Телевидение как психологический,...
Новые формы и жанры современного телевидения iconПрограмма по дисциплине «Основы телевидения»
Учебная программа по дисциплине «Основы телевидения» составлена в соответствии с требованиями гос впо. Предназначена для студентов...
Новые формы и жанры современного телевидения iconРеферат по ит в предметной области Введение Тема моей магистерской...
Тема моей магистерской диссертации звучит как «Формирование и развитие массмедийных символов (на примере передач белорусского телевидения)»....
Новые формы и жанры современного телевидения iconИванюха Т. В. (Запорожье, Украина) Гуманистические императивы современного...
Как средства противодействия этому ученые предлагают курс на воспитание личности, которая исповедует не культ денег и позицию утилитаризма,...
Новые формы и жанры современного телевидения iconРабочая программа по учебной дисциплине Новые технологии в телекоммуникациях (нт в тк)
«Новые технологии в телекоммуникациях» студентам очной полной формы обучения по направлению подготовки специалиста «210400 – Телекоммуникации»...
Новые формы и жанры современного телевидения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как сделать, чтобы ученики не только получили знания, но и научились действовать самостоятельно? Как заинтересовать предметом? Эти...
Новые формы и жанры современного телевидения iconМоу: сош №15 Новые открытия, новые таланты, новые знания!
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
Новые формы и жанры современного телевидения iconРешение от 01. 04. 2009
Охватывают население города громкоговорящей связью. В 2008 году с предприятием зао «Сибэлектроавтоматика» заключен договор на обслуживание...
Новые формы и жанры современного телевидения iconВопрос Система современного менеджмента. Новые направления развития менеджмента

Новые формы и жанры современного телевидения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью...
Новые формы и жанры современного телевидения iconРазвитие телевидения в США
Зворыкин ответил, что примерно в 100 тысяч долларов. Сарнов рассмеялся: он ожидал совсем иной цифры. Он считал, что об успехе или...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск