Петербурга Антонова Ольга Александровна





Скачать 108.06 Kb.
НазваниеПетербурга Антонова Ольга Александровна
Дата публикации24.06.2014
Размер108.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы




Школьная театральная педагогика Санкт-Петербурга

Антонова Ольга Александровна,

действительный член

Европейской академии естественных наук,

доктор педагогических наук,

профессор Смольного института РАО;

художественный руководитель проекта

«Будущее театрального образования».
Российское образование переживает сегодня один из самых драматичных этапов своей истории. Разрушены структуры тоталитарного государства, а вместе с ними и отлаженная система управления образованием. По всей стране закрываются сельские школы; «сливаются», по рекомендациям чиновников, ВУЗы; безнадежно устарели программы и учебники, «вопрос-ответная» методика передачи регламентированных знаний, умений и навыков.

В этой ситуации очень просто опустить руки, отказавшись даже от попыток что-либо изменить.

Но именно в этой ситуации педагоги и философы предлагают разнообразные концепции учебного процесса, учителя-новаторы – оригинальные методы и приемы обучения. Возникают разнообразные типы школ: государственных, частных, альтернативных. При этом вопрос о целях, содержании, методике обучения остается открытым и волнует не только отечественную школу, но актуален во всем мире.

Школьная театральная педагогика является традиционной для отечественной системы образования и оказывается совершенно необходимой для современной школы России, поскольку именно школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Феофан Прокопович пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: «Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению пленническому подобное». 1

Таким образом, школьная театральная педагогика как особая проблема имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике.

Школьная театральная педагогика предлагает богатый спектр возможностей развития творческих способностей подростка не только в восприятии и понимании искусства, но и в собственном творчестве. Она развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать и, что особенно важно, формирует чувство личностного присутствия в культуре. Кроме того, и это сегодня особенно важно, методы и приемы школьной театральной педагогики способствуют междисциплинарной интеграции, становлению целостного образа мира и человека в нем, то есть существенно повышают интенсивность и качество освоения школьной учебной программы.

Основная причина невостребованности школьной театральной педагогики в специфике тоталитарной педагогической парадигмы, где ребенок выступает в качестве пассивного объекта обучения.

Возрождение школьной театральной педагогики как активной образовательной формы деятельности – необходимость педагогики гуманистической, ориентированной на становление личности.

В различные эпохи школьная театральная педагогика выполняла особые функции: в Средневековье она носит преимущественно мистериальный характер; в XVIII веке – просветительский, иллюстрируя произведения литературы и воспитывая учеников; в XIX веке театр обособляется от учебного процесса, становится внеклассной работой, средством заполнения досуга. Драматична судьба школьного театрального движения в России советского времени: от создания музея школьного театра (программа 1918 года, которая так и не была реализована) до разработок уроков театра с 1 по 11 класс; от нищих драматических кружков до блестящих Международных школьных театральных фестивалей.

Культурно-историческая типология школьной театральной педагогики определяется ее двойственной природой: с одной стороны она связана с парадигмальными характеристиками образования конкретной исторической эпохи, а с другой, - сохраняет свою генетическую принадлежность театру как самостоятельному виду искусства.

Разработка методик школьной театральной педагогики, органично включенной в образовательное пространство, сегодня становится актуальной педагогической потребностью. При этом важно подчеркнуть, что речь идет не об эпизодических приемах, а о системе методов превращения образовательного движения личности в процессе ее активного вхождения в культуру.

Все более отчетливо осознается необходимость строительства школы нового типа, отвечающей потребности общества в культурной личности, способной свободно и ответственно избрать свое место в этом противоречивом, конфликтном, динамично меняющемся мире. Видимо, речь идет о становлении новой педагогической парадигмы, нового мышления и творчества в образовательной сфере. Рождается школа «культуротворческого» типа, строящая единый и целостный учебный процесс как путь ребенка в культуру.

В отличие от просветительской школы, транслирующей знания, новая школа имеет своей целью передачу культурного опыта поколений. А это значит – опыта жизни в культуре, общения с людьми, понимания языков культуры – вербального, научного, художественного. В такой школе, - и эта тенденция отчетливо нарастает сегодня, - особая роль будет принадлежать искусству, поскольку в его образах человечество отражается на всем протяжении всемирной истории, а человек сегодняшний узнает себя в ликах прошлого.

Что же включает в себя термин «школьная театральная педагогика»? Являясь частью театральной педагогики и существуя по ее законам, она преследует иные цели. Если целью театральной педагогики является профессиональная подготовка актеров и режиссеров, то школьная театральная педагогика говорит о воспитании личности ученика и студента средствами театрального искусства.

Школьная театральная педагогика для петербургских ученых, педагогов, руководителей театральных студий, всех, кто так или иначе имеет к ней отношение, это система+технологии+наука.

Система всех образовательных учреждений (от детского сада до ВУЗа).

Театральные технологии в образовательном пространстве.

Наука, изучающая взаимодействие и развитие системы и технологий.

Таким образом, школьная театральная педагогика - форма образовательной художественно-эстетической деятельности, отвечающая потребности культуры и образования в самосохранении и развитии.

На наш взгляд, школьная театральная педагогика предполагает:

- создание спектакля не как цель, а как средство образования эмоционально-чувственной сферы ученика и студента;

- включение уроков театра в образовательное пространство;

- подготовку специалистов для проведения уроков театра;

- обучение студентов университетов основам актерского и режиссерского мастерства;

- обучение действующих учителей основам режиссерского и актерского мастерства.

Каждый из этих блоков, на наш взгляд, представляет собой чрезвычайно благодатную почву для исследователей, теоретиков и практиков: педагогов, психологов, режиссеров, театроведов и др.

Творческая группа, включающая в себя преподавателей вузов, руководителей школьных театров, профессиональных актеров и режиссеров разработала проект Санкт-Петербургского Центра «Театр и школа», целью создания которого является:

  • взаимодействие театра и школы, реализуемое путем органичного включения театральной деятельности в образовательное пространство;

  • включение в творческий процесс детей и учителей, формирование школьных театральных коллективов и их репертуара с учетом возрастных особенностей участников, а также содержания учебного процесса;

  • взаимодействие профессиональных театров с образовательными учреждениями, разработка театральных абонементов, ориентированных на учебный процесс.

Уникальность проекта заключается в том, что впервые предпринята попытка объединить усилия всех творческих организаций и частных лиц, занимающихся школьным театральным творчеством.

Деятельность СПб Центра «Театр и школа» развивается по нескольким направлениям.

  1. Школьное театральное творчество.

Создание базы данных о школьных театрах города, о способах включения театральной деятельности в учебный процесс. Наряду с изучением опыта действующих школьных театров разрабатываются и апробируются новые авторские программы уроков по театру (с 1 по 11 класс).

  1. Взаимодействие с ВУЗами, осуществляемое по специальной программе:

  • разработка и реализация программ профиля «школьная театральная педагогика»;

  • разработка и реализация экспериментального курса «Основы актерского и режиссерского мастерства» для студентов педагогического университета;

  • постановка научно-методической проблемы: история и теория школьного театра России и других стран;

  • обучение и переобучение, повышение квалификации российских и иностранных специалистов по курсу «Основы актерского мастерства» для ведения данного курса в общеобразовательных учреждениях.

  1. Взаимодействие с профессиональными театрами.

Центр провел акцию «Актерская Кампания», театральные абонементы, музыкальные и художественные программы которой связаны напрямую с содержанием учебного процесса.

На сегодняшний день в базе данных Санкт-Петербургского Центра «Театр и школа» информация о 116 школьных театрах нашего города, в том числе говорящих на немецком, английском, французском, испанском языках. Собранная информация позволяет утверждать, что методики школьной театральной педагогики оказываются предметом пристального интереса, при этом педагогический поиск в школах Санкт-Петербурга ведется с разной мерой успеха и в различных направлениях:

  1. Школы с театральными классами.

Театральные уроки включены в расписание отдельных классов, ибо в каждой школе всегда находится класс, который как бы предрасположен к театральной деятельности. Именно эти классы часто и бывают основой школьного театрального коллектива. Обычно эту работу ведут учителя-гуманитарии.

2. Школы с театральной атмосферой, где театр - предмет всеобщего интереса. Это и интерес к истории и современности театра, это и увлечение любительским самодеятельным театром, где принимают участие много школьников.

3. Наиболее распространенная форма существования театра в современной школе – драматический кружок, моделирующий театр как самостоятельный художественный организм: в нем участвуют избранные, талантливые, интересующиеся театром дети. Его репертуар произволен и диктуется вкусом руководителя.

4. Детские театры вне школы представляют собою самостоятельную проблему, однако, их методические находки могут быть успешно использованы в школьном процессе.

Замечательно работают театральные студии в Домах и Дворцах детского творчества (ДДТ) Санкт-Петербурга. Театр-студию «Форте» ДДТ «У Вознесенского моста» хорошо знают не только в Санкт-Петербурге. На мастер-классы, которые проводит Татьяна Ивановна Голодович, слушатели собираются со всей России. Образовательная программа театра-студии «Форте» носит подзаголовок «Театр Радости».

5. Особо стоит отметить школы, где театр включается в число профилирующих художественных дисциплин.

Отдельным школам удалось привлечь большую группу профессионалов и урок «Театра» включен в учебное расписание всех классов. Показателен в этом отношении опыт средней школы № 495 Московского района Санкт-Петербурга, на базе которой разработана экспериментальная программа «Театральная педагогика в школе».

В других школах уроки театра введены либо в начальных классах, либо с I по VII классы.

В настоящее время почти в каждой школе Санкт-Петербурга есть театр. Но, несмотря на различные формы - факультатив, драматический кружок, студия - школьный театр, как правило, не является частью учебного процесса, а существует как дополнительное образование. Хорошо это или плохо? Это данность, с которой пока приходится считаться. А, собственно, почему? Уже многие и многие учителя-подвижники осознали, что ситуацию необходимо изменять.

Они понимают: учебный процесс, обогащенный элементами театральной педагогики, является будущим современной школы. Именно их поиски и открытия, мучения и сомнения позволяют верить в то, что школьная театральная педагогика не останется на «задворках» образования.

В Санкт-Петербурге с 1998 года в рамках Международной конференции «Ребенок в современном мире» семь раз проводилась секция «Школьная театральная педагогика».

На кафедре эстетики и этики РГПУ имени Герцена совместно с философским факультетом СПБГУ в 2004 году состоялся научно-практический семинар «Театр и образование».

Усилиями энтузиастов нескольких ВУЗов Санкт-Петербурга, руководителей театральных студий, учителей театра, философов, психологов была проведена Всероссийская конференция по школьной театральной педагогике в 2007 году.

В начале третьего тысячелетия на кафедре эстетики и этики РГПУ имени Герцена был разработан и лицензирован новый профиль «Школьная театральная педагогика». Нам показалось, что мы победили! Но из третьих государственных образовательных стандартов, по непонятным причинам, этот профиль был безжалостно выброшен.

В Смольном институте Российской академии образования в 2010 году был инициирован проект, который мы назвали «Будущее театрального образования». Именно благодаря этому проекту и поддержке ректората института в рамках направления «педагогическое образование» в этом учебном году открыт профиль «Дополнительное образование в области театра или школьная театральная педагогика». Но мы убеждены в том, что необходимо добиваться возвращения профиля «Школьная театральная педагогика» в государственные образовательные стандарты.

Необходимо хотя бы попытаться доказать чиновникам образования, что в этом мире театр с новой силой реализует свои воспитывающие функции, со всей полнотой воздействуя на личность, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляя свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность.

Необходимо хотя бы попытаться объяснить им, что в процессах рождения новой школы, педагогики совместного поиска «целостного человека», осваивающего мир всем комплексом своих возможностей – пластикой, голосом, словом – театр «обнимает» собою весь учебный процесс, в котором каждый урок мыслится спектаклем, учитель – актером и режиссером, а ученики – сотворцами.

Учитель всегда актер. Талантливый или бездарный, взрывчатый или сдержанный он несет свою роль, либо как тяжелый камень, либо как прекрасный материал для строительства храма. Учитель всегда режиссер, интуитивно организующий пространство урока по особым законам. Природа актерского и учительского таланта родственны по сути: речь идет о личности, стоящей перед людьми. Личности, которая транслирует идею, мысль, убеждение. Актера и учителя объединяет владение интонацией, мимикой, жестом, умением «взять» аудиторию и удержать ее.

Внимательно всматриваясь в современную практику школьной театральной педагогики, можно обнаружить тенденцию становления нового типа отношений «театр-школа»: театр все более интересуется школой, а школа – театром, они ищут пути друг к другу, они более не хотят расставаться.

В Смольном институте РАО 20 марта 2012 года на Межрегиональной научно-практической конференции «Будущее театрального образования» была сформулирована миссия школьной театральной педагогики:

«Развитие образно-чувственного мышления личности для постижения себя и построения отношений с окружающим миром по законам Любви, Добра и Красоты».

У Николая Николаевича Бахтина после одной из статей в Художественно-педагогическом журнале прозвучала знаменательная оговорка: вместо обычных – «продолжение в следующем номере», он произнес: «Продолжение будет». Школьная театральная педагогика владеет великолепным прошлым, у нее – интересное настоящее. Очень хочется верить, что ее ждет будущее – манящее и таинственное, блистательное и благодарное.

1 Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского театра. – Л.-М.: Искусство 1977, с.299.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Петербурга Антонова Ольга Александровна iconУрок Краснова Ольга Александровна
Литературное чтение. Обобщающий урок Краснова Ольга Александровна, учитель начальных классов
Петербурга Антонова Ольга Александровна iconОпределение ионов железа (III) в яблоках с помощью бумажной хроматографии
Антонова Ольга Викторовна, учитель химии и биологии моу сош №9 г. Амурска, Хабаровского края
Петербурга Антонова Ольга Александровна icon«Развитие творческих способностей на уроках технологии с выходом...
Учитель технологии 1-ой квалификационной категории Лицей №200, Цыва Ольга Александровна
Петербурга Антонова Ольга Александровна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перми, учителя г. Перми и Пермского края: Алёшкина Татьяна Васильевна, Белова Вера Михайловна, Борцова Вера Владимировна, Караваева...
Петербурга Антонова Ольга Александровна iconУчебник для вузов / С. Г. Антонова, В. И. Васильев, И. А. Жарков...
Попов Н. А. Организация сельскохозяйственного производства: учебник / Н. А. Попов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 320 с
Петербурга Антонова Ольга Александровна iconКонспект урока по алгебре в 7 классе Урок мастерская по теме: «Формулы...
Помящая Ольга Валентиновна, гбоу сш №238 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Петербурга Антонова Ольга Александровна icon7 классе "Б" (кл рук-ль: Короткова Т. В.) Тема урока: "Музыка "легкая"...
Чепуштанова Ольга Сергеевна, Короткова Татьяна Викторовна, зам директора по увр ткаченко Ирина Александровна, зам директора по дополнительному...
Петербурга Антонова Ольга Александровна iconПресс-конференции: «Социально-экономическое развитие города Буя с 2011 по 2013 годы»
«Буйская правда» Валентина Александровна Бобкова, директор Медиа-группы «Вариант» Ольга Борисовна Махова, редактор «Русского радио...
Петербурга Антонова Ольга Александровна iconРезюме реутина Ольга Александровна
Свердловское педагогическое училище №1 им. М. Горького – 1984г по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной...
Петербурга Антонова Ольга Александровна iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса Учитель: Омарова Ольга Александровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лиманская средняя общеобразовательная школа №1»
Петербурга Антонова Ольга Александровна iconСавина Ольга Александровна мбоу «сош №12» г. Северодвинска
Практикум предназначен для студентов заочной формы обучения по специальности: 210404 Многоканальные телекоммуникационные системы
Петербурга Антонова Ольга Александровна iconКлассный час. Класс
Помящая Ольга Валентиновна, гбоу сш №238 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Петербурга Антонова Ольга Александровна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Воронцева Ольга Александровна, воспитатель первой квалификационной категории мдоу
Петербурга Антонова Ольга Александровна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Луговая Ольга Александровна (гбоу сош «Школа здоровья» №661, г. Москва)
Петербурга Антонова Ольга Александровна iconШилин Владимир Александрович (RU), Гусейнов Руслан Григорьевич (RU),...
Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, фгоу впо великолукская государственная сельскохозяйственная академия
Петербурга Антонова Ольга Александровна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пинаева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы мбоу оош 10 г. Мыски


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск