Скачать 85.51 Kb.
|
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций Кафедра культурологии «Утверждаю» Проректор по учебной работе ________________ Н.А. Голиков Учебная программа по дисциплине Введение в культурологию цикл ОПД для студентов Института сервиса и социально-информационных технологий специальность 031401 «Теория культуры» квалификация Культуролог Составитель: доктор философских наук, доцент Ю.В. Ларин Учебная программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры культурологии 22 11. 2007 г. Протокол № 5 Тюмень 2007 г Пояснительная записка Методические материалы разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, определяющим основные требования к уровню подготовки выпускника по специальности «Культурология». После освоения дисциплины «Введение в культурологию» специалист-культуролог должен: - иметь представление о становлении культурологии, ее предмете, структуре и задачах; - знать основные проблемы, понятия и методы культурологии; - уметь использовать полученные навыки при анализе культурологической проблематики. Исходя из этого, определены основные темы курса и последовательность их изучения. Курс состоит из лекций и семинарских занятий. Необходимым условием подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студентов по изучению и осмыслению дополнительной учебной литературы. Методические материалы содержат примерную тематику реферативных работ. Форма отчетности – зачет и защита реферата. Основное учебное пособие: Ларин Ю.В. Пролегомены к культурологии. – Тюмень, ТюмГУ, 2002. Тематический план
Содержание курса Тема 1. Культура и образованиеВысшее образование в системе воспроизводства и развития культуры. Культурология как научная и учебная дисциплина. Место и роль культурологии в системе образования в России. Понятие общей и профессиональной культуры специалиста. «Культуроцентризм» как стратегия современного образования. Культурология как специальность. Основные требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню профессиональной подготовленности культуролга-специалиста. Тема 2. Становление культурологии как наукиВозникновение и эволюция представлений о культуре. Размышления о культуре в эпоху античности и средневековья. Идея культуры в эпоху Возрождения. Теоретические изыскания в области культуры западноевропейской мысли XVII-XVIII веков. Становление культурологии как науки; основные этапы и их представители. Современное состояние и перспективы культурологических исследований. Тема 3. Культурология в системе современного научного знанияМесто и роль культурологии в системе современного научного знания. Культурология как наука о сущности и видах культуры, ее происхождении, формах бытия и функционирования, перспективах и закономерностях развития. Основные понятия культурологии. Культура как исходное, центральное и предельное понятие культурологии. Методы изучения культуры, их специфика и границы применимости. Тема 4. Структура культурологии как науки Проблема структуризации культурологии как науки. Интраструктура культурологии: философия культуры, теория культуры, феноменология культуры. Экстраструктура культурологии: экология культуры, социология культуры, социальная культурология, гуманитарная культурология, культурная антропология. Культурология как теория и история культуры. Планы семинарских занятий Семинар 1. Культура и образование1. Высшее образование в системе воспроизводства и развития культуры. 2. Понятие общей и профессиональной культуры специалиста. 3. «Культуроцентризм» как стратегия современного образования. Литература: Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1997, № 2. Образование в Тюменской области: интеллектуальный потенциал. Материалы областной научно-практической конференции. 31 марта 2004 года. – Тюмень, 2004. Полищук В.И. Образование как проект / Проблемы истории культуры: Сб. науч. тр. Вып. 4. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2007. Синергетика и образование. – М.: Издательство «Гнозис», 1997. Смолин О.Н. Социально-философские основания стратегии модернизации России: роль образования и науки // Философские науки. № 1. 2006. Телегина Г.В. Образование на перекрестке культур. – Тюмень, ТюмГУ, 2005. Семинар 2. Становление культурологии как науки1. Возникновение и эволюция представлений о культуре. 2. Основные этапы становления культурологии как науки; их особенности и представители. 3. Современные дискуссии об основоположнике культурологии как науки. Литература: Антология исследования культуры. Т.1. Интерпретации культуры. – СПб., Университетская книга, 1997. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. (Опыт русской культурологии середины Х1Х – начала ХХ веков). М.: ОГИ, 2000. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – СПб.: Питер, 2005. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Юрайт-Издат, 2005. Кунецова Т.В. Философская теория культуры: этапы развития // Философские науки. № 7, 2003. Орлова Э.А. Наука о культуре, ее прошлое и настоящее // «Личность. Культура. Общество». 2001. Т.П. Вып. 3 (4). Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 1998. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Политиздат, 1989. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб.: Издательство «Лань», 1998. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. – М.: Академический Проект, 2000. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. Семинар 3. Культурология в системе современного научного знания 1. Место и роль культурологии в системе современного научного знания. 2. Предмет и задачи культурологии как науки 3. Основные методы изучения культуры Литература: Антология исследования культуры. Т.1. Интерпретации культуры. – СПб., Университетская книга, 1997. Веремьев А.А. Введение в культурологию: Учебное пособие. – Брянск: Курсив, 2000. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под научной редакцией доктора философских наук, профессора Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1998. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Юрайт-Издат, 2005. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1997, № 2. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: Мысль, 1983. Межуев В.М. Философия культуры в системе современного знания // «Личность. Культура. Общество». – Т. 6. Вып. 2 (22). 2004. Резник Ю.М. Культура как предмет изучения // «Личность. Культура. Общество». Т.3. Вып. 2 (8). 2001. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. – М.: Академический Проект, 2000. Семинар 4. Структура культурологии как науки 1. Проблема оснований структуризации культурологии как науки. 2. Внутренняя и внешняя структура культурологии. 3. Культурология как теория и история культуры. Литература: Антология исследования культуры. Т.1. Интерпретации культуры. – СПб., Университетская книга, 1997. Воронкова Л.П. Проблемы систематизации культурологических учений // Обсерватория культуры. 2004. № 2. Жукоцкий В.Д. Философия культуры – культурфилософия – культурология – история культуры // Философские науки. 2004. № 7. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Юрайт-Издат, 2005. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. – М.: Академический Проект, 2000. Темы рефератов Исторические модели «культурного человека» Образование как механизм воспроизводства и развития культуры. Обоснование Л.А. Уайтом культурологии как науки. Возникновение и эволюция представлений о культуре. Размышления о культуре в эпоху античности. Размышления о культуре в эпоху средневековья. Идея культуры в эпоху Возрождения. Теоретические изыскания в области культуры Дж. Вико. Культурологические взгляды И.Г. Гердера. Э.Б. Тайлор – основоположник культурологии как науки. Основные этапы становления культурологии как науки. Место и роль культурологии в системе современного научного знания. Предмет и задачи культурологии как науки Основные методы изучения культуры Проблема оснований структуризации культурологии как науки. Внутренняя и внешняя структура культурологии. Культурология как теория и история культуры. Дискуссии о состоянии и перспективах культурологии как науки. |
Программа По дисциплине Теория и история литературы Цикл опд Для студентов Института сервиса и социально-информационных технологий, Института искусств и народного-художественного творчества | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 08. «Введение... Кандидат биологических наук, доцент кафедры общей генетики, селекции и семеноводства | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 Цель: введение студентов в круг проблем и вопросов физической географии, связанных с познанием теории ландшафта. Показать значение... | Рефератов по дисциплине «введение в специальность» Темы рефератов по дисциплине «введение в специальность» (блок кафедры экономической теории и прикладной экономики) для студентов... | ||
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности... Составитель: Логунова Л. Ю.– кандидат социологических наук, доцент кафедры социологических наук КемГУ | Рабочая программа дисциплины судебная психиатрия цикл «опд»; раздел «В. 31» «опд»; раздел «В. 31»; основная образовательная программа специальности 030501. 65 Юриспруденция | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | Программа курса «введение в специальность (сравнительная политология)»... Программа дисциплины «Введение в специальность (Сравнительная политология)» цикла опд | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию... Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Политическая культура Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин, в компонент дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемые вузом... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов дневного и заочного отделения... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Информационная справка По дисциплине «Антидопинговый контроль в спорте» для студентов, обучающихся по направлению 034500. 68 «Спорт», цикл в. Дв 2 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Политическая история стран Восточной Европы Дисциплина входит в компонент общепрофессиональных дисциплин цикл Дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемые вузом (опд.... | Мгпу учебно методический комплекс дисциплины опд. Ф. 04 Введение... Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со стандартом дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы науки о яззыке... |