Скачать 428.92 Kb.
|
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка В современных условиях развития системы образования активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях. Это обусловлено реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Сегодня под воспитанием все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач. Школа-интернат считает своей основной миссией адаптацию и социализацию обучающихся к жизни в современном обществе на основе становления личности школьника. Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в государстве, в мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышает осознание ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия. Неотъемлемой составляющей программы школы-интерната является воспитательная компонента. Исходя из этого, стратегическая цель программы – системное многоканальное содействие формированию ценностной сферы обучающихся, воспитанников посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации обучающихся, воспитанников. Программа духовно-нравственного развития строится на основе базовых национальных ценностях российского общества, таких как патриотизм, отечество, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование. А также ориентация на вечные абсолютные ценности такие, как мир, природа, искусство, человечество, добро, истина, красота. Программа направлена на развитие и воспитание обучающегося как компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на патриотические чувства, ценности гражданского общества, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у них российской гражданской идентичности, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям; развитие у обучающихся, воспитанников толерантности, ответственности за будущее своей страны. Задачи воспитания:
Принципы и методы коррекционно-развивающего компонента в воспитательном процессе:
Исходя из неоднородности, контингента обучающихся, воспитанников главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни. При разработке содержания программы, главное внимание уделяется раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений ребенка в направлении «я - хочу» и «я - могу» как основы взаимодействия с педагогом. В программе учтены три момента: цели, мотивы и ведущие виды деятельности ребенка. Основные цели на каждом возрастном этапе, учитывая особенности сензитивного возраста, определяют основной акцент деятельности классного руководителя, воспитателя, который не слепо следует рекомендациям, а индивидуально подходит к их использованию в конкретном классном коллективе, варьируя имеющимися педагогическими средствами. Доминирующей целью в младшем школьном возрасте является: формирование общечеловеческих культурных ценностей. Малая Родина, родной дом, родной город, родные люди, родная природа, родной язык. Культура умственного труда. Привитие устойчивого интереса к чтению. Культура устной и письменной речи. Культура поведения человека в школе, семье, общественных местах, наедине с собой. Правила общения со старшими, младшими, стариками, инвалидами, сверстниками. Гигиеническая культура и приобщение к ней. Гигиена девочки и мальчика. Культура питания. Приобщение к физической культуре: физические упражнения и подвижные игры, водные и воздушные процедуры. Культура одежды. Культура физического труда. Необходимость и радость физического труда. Экологическая культура и приобщение к ней. Общение человека и природы. Охрана природы, забота об окружающей среде. Человек и животные. Мотивы: — «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия; — потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желание учиться, приобретать новые знания; — потребность в общении, принимающая форму желания вы поднять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых. Ведущие виды деятельности:
Содержание и формы деятельности по реализации программы Решение любой из поставленных в программе задач имеет три плана, которые ребенок осваивает постепенно: во-первых, учится видеть, оценивать, окружающий мир (действительность); во-вторых, учится оценивать себя в этом мире, развивать личностные качества, видеть частное и общее в поведении человека; в-третьих, приобретает знания, умения, навыки, познание собственного «я» через общественно-полезные виды деятельности, развивает личностные творческие способности. Исходя из принципа педагогической инверсии воспитатель определяет - что в данном возрасте является главным для ребенка. Лишь поочередно, от возраста к возрасту, доминирование какой-либо стороны очередного желаемого результата в итоге дает возможность достигнуть желаемого результата к концу школьного обучения. Приоритетными формами воспитательной работы для школы являются: игровые, творческие, театральные, ситуативные, психологические, состязательные, позволяющие учащимся познать собственное «я», осознать свое место в школьном коллективе, а затем и в жизни. Воспитательная система школы стимулирует, дополняет и обогащает деятельность каждого классного коллектива. Все учащиеся школы включаются в дела, ставшие традиционными много лет назад. Такими делами для школы являются:
Виды деятельности:
Основные направления программы духовно-нравственного развития
Основные направления программы духовно-нравственного развития
Цель: Изучение индивидуальных психологических особенностей ребенка с целью повышения эффективности коррекционной работы и мер педагогического воздействия. Коррекция недостатков познавательного развития, развитие имеющихся способностей, развитие положительной познавательной мотивации. Формирование адекватного восприятия своих успехов и неудач. Развитие основ личной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки. Содержание Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение обучающихся. Изучение особенностей различных клинических форм интеллектуальных нарушений. Совершенствование эффективности коррекционно-воспитательной направленности уроков и внеклассных занятий. Повышение профессиональной квалификации педагогов. Формирование мотивов, ориентирующих на развитие толерантности.
Цель: Формирование представлений о нравственности, подготовка к самостоятельному выбору нравственного образа жизни. Обучение нормам этики и морали. Приобщение к культурам народов России, межкультурному общению. Основы интернационального воспитания. Профилактика экстремизма, радикализма. Формирование опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей. Обучение адекватному общению детей друг с другом. Учить отвечать на недоброжелательные реплики, обращаться к собеседнику по имени, внимательно слушать собеседника. Создание условий для безопасной коммуникации. Закрепление навыков поведения в общественных местах, отработка навыков поведения в экстремальных ситуациях. Предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности. Учить принимать помощь, поддержку со стороны. Содержание Организация опыта гуманистических взаимоотношений в классном коллективе. Создание системы педагогического стимулирования школьников к реализации норм позитивного общения на практике, адекватных форм коррекции негативного поведения. Организация школьного соуправления. Создание школьной газеты «Новые люди». Организация внеурочной деятельности. Организация привычных дел (дежурство по школе и классу, столовой, выполнение поручений). Шефство старших над младшими. Уточнение и расширение коммуникативного словаря. Формирование умения вести беседу, разговаривать по телефону. Работа по культуре и развитию речи. Организация риторической компетентности обучающихся. Формирование коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях. Формирование мотивов, ориентирующих на развитие толерантности.
Задачи: -Познакомить детей с правилами поведения на улице, в помещении. -Научить детей пользоваться столовыми приборами, салфеткой. -Сформировать навыки вежливого обращения со сверстниками, старшими. -Сформировать умение и навыки участия в сюжетно-ролевых и театрализованных играх, направленных на закрепление представлений об окружающем мире. |
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785 | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного... | ||
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития... Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7 | ||
Доклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | ||
Пояснительная записка Нормативно-правовой и методологической основой... Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос... | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана... | ||
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции... | Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе комплексной программы физического... | ||
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Пояснительная записка Основная образовательная программа начального... Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального... Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования | ||
Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России | Пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению разработана... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России |