Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка





Скачать 428.92 Kb.
НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка
страница1/4
Дата публикации19.07.2014
Размер428.92 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4
Программа духовно-нравственного развития,

воспитания обучающихся

Пояснительная записка

В современных условиях развития системы образования активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях. Это обусловлено реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.

Сегодня под воспитанием все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Школа-интернат считает своей основной миссией адаптацию и социализацию обучающихся к жизни в современном обществе на основе становления личности школьника. Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в государстве, в мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышает осознание ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия. Неотъемлемой составляющей программы школы-интерната является воспитательная компонента.

Исходя из этого, стратегическая цель программы – системное многоканальное содействие формированию ценностной сферы обучающихся, воспитанников посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации обучающихся, воспитанников.

Программа духовно-нравственного развития строится на основе базовых национальных ценностях российского общества, таких как патриотизм, отечество, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование. А также ориентация на вечные абсолютные ценности такие, как мир, природа, искусство, человечество, добро, истина, красота. Программа направлена на развитие и воспитание обучающегося как компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.


Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на патриотические чувства, ценности гражданского общества, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у них российской гражданской идентичности, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям; развитие у обучающихся, воспитанников толерантности, ответственности за будущее своей страны.

Задачи воспитания:

  1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

  2. Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена.

  3. Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения.

  4. Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, мотивации обучения и последующей деятельности.

  5. Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе.

  6. Обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся.

Принципы и методы коррекционно-развивающего компонента

в воспитательном процессе:

  1. Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у воспитанника к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем.

  2. Принцип продуктивной обработки информации, создание воспитателем таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы отработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения.

  3. Принцип развития и коррекции высших психических функций. Обязательное включение в занятия специальных упражнений, направленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции.

  4. Принцип динамичности восприятия предполагает включение воспитателем игр и упражнений, непосредственно развивающих процесс перцептивного характера, корригирующих отклонения в его характеристиках.

  5. Психолого-педагогическое сопровождение, просвещение воспитанников, обучение их способам делать разумный выбор в предстоящей взрослой жизни.

  6. Формирование человека - трудолюбивого, физически развитого, любящего свое Отечество, Гражданина, образованного, самостоятельного, пробуждение национального самосознания.

  7. Принцип максимальной идивидуализации и демократизации учебно-воспитательного процесса, заключающийся в активизации мыслительной и мотивационно-потребностной сфер учащихся. Из этого принципа вытекает более частное правило: отбор содержания форм и методов обучения и воспитания в соответствии с особенностями, возможностями и способностями учащихся.

  8. Принцип демократизации, обеспечивающий расширение прав и ответственности учащихся, педагогов, родителей и их сотрудничество; самостоятельность школьников в определении целей, содержания и методов работы по саморазвитию.

  9. Принцип гуманизации, соблюдение которого приводит к устранению авторитарности. Доброта и внимание по отношению к учащимся создают психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие ученика. Правила, связанные с данным принципом: уважительные отношения между родителями, педагогами, обучающимися; толерантность к мнению обучающихся; создание ситуации успеха.

  10. Принцип гуманитаризации приобщает личность к культуре общества, развивает планетарное сознание, формирует отношение к планете, как к общему дому.

  11. Принцип эстетизации требует оригинальной, красивой обстановки, чистоты, уюта, культуры общения. Это стабильно действующий фактор воспитания благородных чувств, отношений и поведения.

  12. Принцип оперативности полученных знаний требует от учащихся более полной самостоятельности мышлении и деятельности. В ходе самостоятельного решения задач они проявляют инициативу и находчивость.

  13. Принцип сознательного и активного участия школьников в процессе обучения и воспитания требует от учителя умелого руководства деятельностью обучающихся.


Исходя из неоднородности, контингента обучающихся, воспитанников главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.

При разработке содержания программы, главное внимание уделяется раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений ребенка в направлении «я - хочу» и «я - могу» как основы взаимодействия с педагогом. В программе учтены три момента: цели, мотивы и ведущие виды деятельности ребенка.

Основные цели на каждом возрастном этапе, учитывая особенности сензитивного возраста, определяют основной акцент деятельности классного руководителя, воспитателя, который не слепо следует рекомендациям, а индивидуально подходит к их использованию в конкретном классном коллективе, варьируя имеющимися педагогическими средствами.
Доминирующей целью в младшем школьном возрасте является:

формирование общечеловеческих культурных ценностей.

Малая Родина, родной дом, родной город, родные люди, родная природа, родной язык.

Культура умственного труда. Привитие устойчивого интереса к чтению. Культура устной и письменной речи.

Культура поведения человека в школе, семье, общественных местах, наедине с собой. Правила общения со старшими, младшими, стариками, инвалидами, сверстниками.

Гигиеническая культура и приобщение к ней. Гигиена девочки и мальчика. Культура питания. Приобщение к физической культуре: физические упражнения и подвижные игры, водные и воздушные процедуры. Культура одежды.

Культура физического труда. Необходимость и радость физического труда. Экологическая культура и приобщение к ней. Общение человека и природы. Охрана природы, забота об окружающей среде. Человек и животные.
Мотивы:

— «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

— потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желание учиться, приобретать новые знания;

— потребность в общении, принимающая форму желания вы поднять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

  • игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;

  • учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через неё отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.


Содержание и формы деятельности по реализации программы

Решение любой из поставленных в программе задач имеет три плана, которые ребенок осваивает постепенно: во-первых, учится видеть, оценивать, окружающий мир (действительность); во-вторых, учится оценивать себя в этом мире, развивать личностные качества, видеть частное и общее в поведении человека; в-третьих, приобретает знания, умения, навыки, познание собственного «я» через общественно-полезные виды деятельности, развивает личностные творческие способности. Исходя из принципа педагогической инверсии воспитатель определяет - что в данном возрасте является главным для ребенка. Лишь поочередно, от возраста к возрасту, доминирование какой-либо стороны очередного желаемого результата в итоге дает возможность достигнуть желаемого результата к концу школьного обучения.

Приоритетными формами воспитательной работы для школы являются: игровые, творческие, театральные, ситуативные, психологические, состязательные, позволяющие учащимся познать собственное «я», осознать свое место в школьном коллективе, а затем и в жизни.

Воспитательная система школы стимулирует, дополняет и обогащает деятельность каждого классного коллектива.

Все учащиеся школы включаются в дела, ставшие традиционными много лет назад. Такими делами для школы являются:

  • Торжественные линейки;

  • День учителя;

  • День матери;

  • Предметные недели;

  • Новогодние утренники;

  • «Зарница»,

  • День Защитника Отечества;

  • 8 Марта;

  • День Победы;

  • Последний звонок;

  • День защиты детей.

Виды деятельности:

  • Игровая

  • Познавательная

  • Досугово-развлекательная

  • Художественно-творческая

  • Физкультурно-оздоровительная

  • Трудовая

  • Общественно-полезная (социально-значимая)

  • Туристко-краеведческая

Основные направления программы

духовно-нравственного развития


  1. Коррекция недостатков интеллектуального развития учащихся и активизация познавательной деятельности.

  2. Формирование навыков межличностного общения и культуры поведения.

  3. Эстетическое воспитание и творческое развитие.

  4. Трудовое воспитание, профессиональное самоопределение, основы социализации.

  5. Физкультурно-оздоровительная работа, охрана здоровья.

  6. Нравственно-патриотическое воспитание.

  7. Основы гражданского и правового воспитания.

  8. Формирование экологической культуры.

Основные направления программы

духовно-нравственного развития


  1. Коррекция недостатков интеллектуального развития учащихся и активизация познавательной деятельности.

Цель:

Изучение индивидуальных психологических особенностей ребенка с целью повышения эффективности коррекционной работы и мер педагогического воздействия.

Коррекция недостатков познавательного развития, развитие имеющихся способностей, развитие положительной познавательной мотивации. Формирование адекватного восприятия своих успехов и неудач. Развитие основ личной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

Содержание

Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение обучающихся. Изучение особенностей различных клинических форм интеллектуальных нарушений. Совершенствование эффективности коррекционно-воспитательной направленности уроков и внеклассных занятий. Повышение профессиональной квалификации педагогов.

Формирование мотивов, ориентирующих на развитие толерантности.

Формы занятий и виды деятельности

классы

Время проведения

Ответственные

Психолого-педагогический консилиум для педагогов и родителей.

1-4

В течение года

Директор, зам.директора по УВР

Индивидуальная коррекционная работа с учащимися.

1-4

В течение года

Учителя, психолог, логопед

Открытые уроки

1-4

В течение года

Учителя

Внеклассная работа по предметам

1-4

В течение года

Учителя, воспитатели

Воспитательные мероприятия

1-4

В течение года

Старший воспитатель, педагог-организатор

Занятия с педагогом-дефектологом

1-4

В течение года

Педагог-дефектолог

Занятия с психологом,

1-4

В течение года

Психолог

Занятия с логопедом

1-4

В течение года

Логопед

Праздник Букваря

1

май

учитель




  1. Формирование навыков межличностного общения и культуры поведения.

Цель:

Формирование представлений о нравственности, подготовка к самостоятельному выбору нравственного образа жизни. Обучение нормам этики и морали. Приобщение к культурам народов России, межкультурному общению. Основы интернационального воспитания. Профилактика экстремизма, радикализма.

Формирование опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей.

Обучение адекватному общению детей друг с другом. Учить отвечать на недоброжелательные реплики, обращаться к собеседнику по имени, внимательно слушать собеседника. Создание условий для безопасной коммуникации.

Закрепление навыков поведения в общественных местах, отработка навыков поведения в экстремальных ситуациях. Предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности. Учить принимать помощь, поддержку со стороны.

Содержание

Организация опыта гуманистических взаимоотношений в классном коллективе. Создание системы педагогического стимулирования школьников к реализации норм позитивного общения на практике, адекватных форм коррекции негативного поведения.

Организация школьного соуправления. Создание школьной газеты «Новые люди».

Организация внеурочной деятельности. Организация привычных дел (дежурство по школе и классу, столовой, выполнение поручений). Шефство старших над младшими. Уточнение и расширение коммуникативного словаря. Формирование умения вести беседу, разговаривать по телефону. Работа по культуре и развитию речи. Организация риторической компетентности обучающихся.

Формирование коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях. Формирование мотивов, ориентирующих на развитие толерантности.

Формы занятий и виды деятельности

классы

Время проведения

ответственные

Общешкольная «Неделя добрых дел»

1-4

март

Педагог-организатор, старший воспитатель

Общешкольная «Неделя вежливости»

1-4

В течение года

Педагог-организатор, старший воспитатель

Круглый стол «Речевой этикет»

1-4

март

Старший воспитатель, педагог-организатор

Операция «Сюрприз», «Радость людям».

1-4

Март

Педагог-организатор, воспитатели

Устный журнал

1-4

2 раза в год

воспитатели

Уроки вежливости.

1-4

В течение года

Воспитатели групп

Занятия и классные часы на этические темы

1-4

В течение года

Учителя, воспитатели групп

Подготовка короткого рассказа «Моя улица», «Мой дом». Экскурсии.

1-4

2 раза в год

Воспитатели групп

Сюжетно-ролевая игра, дидактические игры. Словесные инструкции. Индивидуальные и групповые беседы

1-4

В течение года

Воспитатели, психолог

Коррекционно-развивающие занятия «Формирование знаний об окружающем мире средствами песочной терапии»

1

Сентябрь-апрель 2 раза в неделю

Психолог

Общешкольные линейки, утренники, праздники, огоньки, турниры, заочные путешествия, КВН

1-4

В течение года

Педагог-организатор

День открытых дверей.

1-4

Март

Педагог-организатор

Задачи:

-Познакомить детей с правилами поведения на улице, в помещении.

-Научить детей пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

-Сформировать навыки вежливого обращения со сверстниками, старшими.

-Сформировать умение и навыки участия в сюжетно-ролевых и театрализованных играх, направленных на закрепление представлений об окружающем мире.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития...
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconДоклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПояснительная записка Нормативно-правовой и методологической основой...
Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
«Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе комплексной программы физического...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению разработана...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск