План урока. I. Организационный момент





Скачать 111.07 Kb.
НазваниеПлан урока. I. Организационный момент
Дата публикации23.07.2014
Размер111.07 Kb.
ТипПлан урока
100-bal.ru > Культура > План урока
Профессиональная рефлексия

Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей.

В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека. Поэтому неслучайно в гимназии киммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.

Урок речевого этикета в пятом классе – это первая ступень, трамплин, с которого только начинаются риторическое образование и культура личности. Это система уроков, охватывающих вопросы,связанные с работой над словом, это знакомство учащихся с основными понятиями культуры речи,с системой речеведческих понятий, этикой поведения. Кроме того, урок строится на новой методике «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Использование такой стратегии обучения позволяет содействовать способности учащихся мыслить критически, дать им возможность задавать вопросы, быть ответственными за свое собственное обучение, формировать собственное мнение, умень уважительно относится к высказыванию других. Это активный и взаимодействующий познавательный процесс происходящий на всех уровнях: от мысли к интеграции идей,творческое их осмысление на пути создания собственных концепций и, наконец, звучащее слово.

Этот урок, как и последующие помогут дать первоначальные основы современного риторического образования, приобщить к европейской риторической культуре – культуре мысли, слова, общения, а также служить ориентиром в бурном море речевых стихий, помочь лучше понимать других и самого себе в качестве человека говорящего.

В наше время и в нашей стране, где многовековая риторическая культура сильно нарушена, школьники, овладевающие мастерством красноречия, этической культуры, приобретают нечто очень важное и полезное не только для себя. Они также становятся и непосредственными участниками реального возрождения отечественной речевой культуры.
Используемая литература.

1. Антонова Л. Г. Развитие речи «Уроки риторики».-Ярославль: Академия развития, 1997.

2. Гольдин В. И. Речь и этикет. – М., 1990.

3. Граудина Л. К. Русская риторика. Хрестоматия. – М., 1996.

4. Колесов В. В. Культура речи – культура поведения. – Л., 1988.

5. Львова С. И. Язык в речевом общении (Факультативный курс). –М.,1991.

6. Развивайте дар слова. – М., 1990.

7. Смелкова З. С. Азбука общения. – Самара, 1994.

8. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.
План урока.

I. Организационный момент.

II. Речевой тренинг.

III. Объяснение новой темы.

1. Индивидуальная работа с понятием «этикет».

2. Работа в парах.

3. Работа в микрогруппах.

4. Работа с дефиницией «этикет».

5. Составление кластера «Речевой этикет».

6. Работа в микрогруппах над дефиницией «Речевой этикет».

7. Чтение текста «Речь и этикет» с пометами.

8. Коллективное обсуждение проделанной работы.

9. Работа в микрогруппах над составлением свода правил речевого этикета школьника.

10. Чтение правил.

11. Написание пятистиший о речевом этикете. Индивидуальная работа.

12. Чтение пятистиший.

IV. Подведение итогов.

V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.
Тема: Речевой этикет.
Цели: дать понятие о речевом этикете, как правилах речевого общения; учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать в детях культура речевого общения, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование урока.

1. Карточка с эпиграфом к уроку.

2. Карточки с дефинициями понятий: «этикет», «речевой этикет».

3. Карточки с устаревшими словами из текста: «отрок», «зерцало».

4. Тексты «Речь и этикет».

5. Таблица работы с текстом.

6. Схема «Пятистишие».

7. Таблица с вопросами рефлексии.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Речевой тренинг:

а) произношение гласных звуков и, э, а, о, у, ы;

b) произношение гласных звуков + согласные звуки ши-шэ…шы, шиш-шэш...шыш;

с) упражнение «Вкрути лампочку»;

d) проговаривание скороговорки: кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

III. Объяснение новой темы.

- Сегодня мы продолжаем разговор о речевом общении. Давайте вспомним, что такое речевое общение? (Речевое общение – взаимодействие между людьми с помощью языка).

- американские учёные подсчитали, общение в жизни человека уделяется 65%. Но каждый по-своему использует эти 65% на протяжении всей своей жизни. Кто-то говорит правильно, выразительно, интересно. А кто-то…, но мы о них не будем говорить.

Правила культуры общения между людьми сложилось очень давно. Вековая история этикета предусматривает овладение нормами (правилами) этического поведения, этической культуры, особенно речевой, а это всегда вызывает интерес людей, потребность к самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. Поэтому сегодня мы поговорим о речевом этикете, попробуем усвоить понятие речевого этикета и решить

ПРОБЛЕМУ: Нужен ли речевой этикет людям, а в особенности детям? С какого возраста нужно учиться речевому этикету?

- Но прежде, давайте попытаемся определить, что такое ЭТИКЕТ? Запишите слово этикет в тетрадях, зафиксируйте всё, что вы знаете об этикете (1мин.).

- Обсудите в паре, что такое этикет? (1 мин.).

- Итак, информация добавилась. Теперь обсудите полученную информацию в четвёрках. И дайте дефиницию слова этикет (2 мин.).

- Спасибо за хорошую работу. Давайте посмотрим определение из словаря Ожегова С.И.:

ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения. (см. приложение 1.1)

- Запишите это определение в тетради.

- Ребята, а теперь давайте попробуем вместе определить, что такое РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

Составим кластер. (3 мин.).

- Давайте на основе кластера составим определение речевой этикет – это …

Я предлагаю вам снова поработать в микрогруппах (2 мин.).

(Дети читают свои определения).

- Посмотрим, что даёт словарь:

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – это свод правил о грамотном речевом поведении. (см. приложение 1.1)

- Молодцы! Вы отлично справились с работой, а теперь я предлагаю вам поработать с текстом «Речь и Этикет».(см. приложение 2.1) Читать текст вы будете с пометами. (см. приложение 1.3) Возьмите простые карандаши и в тексте отметьте:

V

-

+

?

То, что знаете

Противоречит тому, что вы думали, что знаете

Что-то новое

То, что не понятно и вызывает вопросы

Чтение текста (10-15 мин.)

- Скажите, какую новую информацию вы получили?

- С чем вы не согласны, и что не соответствует в тексте вашим знаниям?

- Что удивило?

- Какие вопросы возникли?

(Поменять микрогруппы)

- Я предлагаю вам новую работу. Представьте, что директор дал вам задание: составить свод правил речевого этикета школьника. Вы ознакомились с правилами эпохи Петра I. Теперь попробуйте это сделать сами (5 мин.) (Работа по схеме «Пятистишие» см. приложение 1.4)

(Чтение правил)

- У вас очень хорошо получилось. Я вижу, что вы прекрасно усвоили, что такое речевой этикет. Поэтому я предлагаю вам написать пятистишие о речевом этикете и первым словом, названием будет:

ЭТИКЕТ, Но! Т.к. это урок культуры речи, то в понятие этикет мы вкладываем, прежде всего, речевой(2-3 мин.)

(Чтение пятистиший)

IV. Подведение итогов.

- Дорогие ребята, своими ответами на уроке, вы доказали всем, что нам нужен речевой этикет, причем нужен и взрослым и детям. Ведь говорить приходится всем, а вот говорить правильно, соблюдая речевые правила, могут не все, но научиться может каждый.

Мы научились сегодня правильно определять понятия, работать с текстом. Но самое главное вы показали, что умеете слушать меня и одноклассников, а значит, уважительно относитесь друг к другу.

Мне нравится работать с вами.

1)Очень точно, убедительно определили, что такое речевой этикет…

2) Настоящими знатоками стали…

3) Мастерами составления правил речевого этикета школьника стали…

V. Рефлексия.(см. приложение 1.5)

- А теперь, уважаемые знатоки, попробуйте вы оценить урок, т.е. отрефлексировать. Порассуждайте вслух над вопросами:

1.Понятна ли была тема урока?

2. Решили ли мы проблему урока?

3. Что самое интересное вы запомнили на уроке и расскажите дома?

4. Как вы оценили себя на уроке, что бы могли сказать о себе?

5. Как себя чувствовали на уроке?

- Большое спасибо всем, кто работал со мной на уроке

VI. Домашнее задание: 1. Сочинение-миниатюра «Как помогает людям в жизни знание правил речевого этикета», 2. Изобразите на рисунке ситуации из «Юности честное зерцало», 3. Проклассифицируйте кластер «Комплимент».
Оформление доски.



Приложение.

1. Наглядное пособие:

1. Карточки с дефинициями понятий.

ЭТИКЕТ – это

установленный порядок

поведения, форм обхождения.




РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ –

это свод правил о грамотном

речевом поведении.


2. Карточки с дефинициями устаревших слов.


ОТРОК (устаревшее слово)-

мальчик-подросток в

возрасте между ребенком и юношей.



ЗЕРЦАЛО (устаревшее слово)
ЗЕРКАЛО


3. Таблица работа с текстом.

V

-

+

?

То, что знаете

Противоречит тому, что вы думали, что знаете

Что-то новое

То, что не понятно и вызывает вопросы


4. Схема «Пятистишие».

1. Название (1 существительное, описывающее тему)

2. Опишите (2 прилагательных)

3. Действие (3 слова, выражающие действие)

4. Чувства (4 слова, выражающие отношение к теме)

5. Подтверждение сущности.

5. Вопросы к рефлексии.

1. Понятна ли была тема урока?

2. Решили ли мы проблему урока?

3. Что самое интересное вы запомнили на уроке и расскажите дома?

4. Как вы оценили себя на уроке, чтобы могли сказать о себе?

5.Как себя чувствовали на уроке?

2. Раздаточный материал.

1. Тексты «Речь и этикет».

Речь и этикет.

Верно сказанное слово – половина дела.

Пословица.

Дорогие друзья, разговор у нас пойдет о речевом этикете.

Давайте разберемся во всем по порядку.

Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении. С детства нас учат как правильно говорить, как хорошо себя вести, понимая и отличая, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Есть даже специальная наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Наука эта называется ЭТИКОЙ (от греч. ЭТОС – «правильный», «верный»), a свод правил грамотного поведения называется ЭТИКЕТОМ.

Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.

А есть уникальные издания, рассказывающие, например, о том, каким этикетным правилам должны отвечать речь и поведение «воспитанной девочки-гимназистки», или как «гимназисты средних классов знакомиться и улаживать за девушками».

У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название:

«Юности честное зерцало».

1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.

2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.

Л. Г. Антонова



t

№ ДМ

Задача ДМ

СУМ

КВУ

РР

Соотв.

КЗ

ОС

ДО

Реализация ТЦ

ТР

МО

ФОПД

Кол.

Кач.

Р

В

1


4


1
1

3
2
3
5
2
4


3

4
3

Орг.момент
2.Рече-вой тренинг
3. Объяснение новой темы

Настроить на урок, улучшить настроение.
Тренировка речевого аппарата, настрой на хорошую работу.
1. Дать понятие о р/э, как правилах речевого общения; развивать умение устанавливать зависимость этикетной формулы от речевой ситуации; воспитывать культуру речевого общения, уважительного отношения к друг другу.


1. запись темы урока

2. постановка проблемы урока

3. индивидуальная работа с понятием «этикет»

4. работа в парах

5. работа с дефиницией «этикет»

6. составление кластера «речевой этикет»

7. работа в микрогруппах над дефиницией «речевой этикет»

8. чтение текста «Речь и этикет» с пометами

9. кол. обсуждение проделанной работы

10. работа в микрогруппах над составлением правил р/э школьника

11. чтение правил

12. написание пятистиший о р/э

13. чтение пятистиший


Т2
Т2

Т3
Т1
Т3

Т3
Т2
Т3


Т3



























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока. I. Организационный момент iconПлан урока Цели урока
Организационный момент приветствие и объяснение целей урока/ Good morning, children. I’m glad to see. I hope you are fine and feel...
План урока. I. Организационный момент iconУрок с игровыми моментами, с использованием компьютерных технологий....
«… у каждого человека есть свои звезды. Одним – тем кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки....
План урока. I. Организационный момент iconПлан урока I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, доложите об отсутствующих. (Доклад дежурного). Спасибо
План урока. I. Организационный момент iconПлан урока: I организационный момент
Цели: 1 обучающая: сформировать понятие о деепричастии на конструктивном уровне; выявить синтаксические, морфологические и словообразовательные...
План урока. I. Организационный момент iconПлан урока Организационный момент (2 мин)
Оборудование: кабинет информатики, оснащенный современной компьютерной техникой, проектором, локальная сеть, выход в Интернет
План урока. I. Организационный момент iconПлан урока: Организационный момент
...
План урока. I. Организационный момент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организационный момент Установочная беседа: тема урока, его цель, план. Лексика классного обихода
План урока. I. Организационный момент iconПлан урока Организационный момент Основная часть урока игра. Итог...
...
План урока. I. Организационный момент iconУрока. Организационный момент
Цель: развитие связной речи учащихся, совершенствование умения определять тему и основную мысль текста, подробно излагать содержание...
План урока. I. Организационный момент iconПлан лекции. Организационный момент. Проверка присутствия студентов...
Организационный момент. Проверка присутствия студентов на лекции. Сосредоточение внимания студентов (5 – 10 мин.)
План урока. I. Организационный момент iconУрока математики в 1 классе
...
План урока. I. Организационный момент iconПлан урока: Организационный момент 2 мин. Повторение 2 мин. Вопросы...
Дегтярёва Людмила Владимировна, учитель изобразительного искусства гкс(К)оу «Шадринская школа-интернат №11 I, V видов»
План урока. I. Организационный момент iconУрока I. Организационный момент
Этот урок? Что нового вы узнали?
План урока. I. Организационный момент iconУрока. I. Организационный момент
Цель урока: систематизировать и проконтролировать качество знаний учащихся по разделу «Средневековый город в Западной и Центральной...
План урока. I. Организационный момент iconТема урока. Повторение изученных орфограмм (Урок №80, блок «Правописание»)
Организационный момент. Сообщение темы урока. Запись даты. Работа со словами из словаря
План урока. I. Организационный момент iconЗанятия
Организационный момент. Проверка присутствующих. Сообщение темы, целей и этапов урока


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск