Скачать 111.07 Kb.
|
Профессиональная рефлексия Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека. Поэтому неслучайно в гимназии киммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности. Урок речевого этикета в пятом классе – это первая ступень, трамплин, с которого только начинаются риторическое образование и культура личности. Это система уроков, охватывающих вопросы,связанные с работой над словом, это знакомство учащихся с основными понятиями культуры речи,с системой речеведческих понятий, этикой поведения. Кроме того, урок строится на новой методике «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Использование такой стратегии обучения позволяет содействовать способности учащихся мыслить критически, дать им возможность задавать вопросы, быть ответственными за свое собственное обучение, формировать собственное мнение, умень уважительно относится к высказыванию других. Это активный и взаимодействующий познавательный процесс происходящий на всех уровнях: от мысли к интеграции идей,творческое их осмысление на пути создания собственных концепций и, наконец, звучащее слово. Этот урок, как и последующие помогут дать первоначальные основы современного риторического образования, приобщить к европейской риторической культуре – культуре мысли, слова, общения, а также служить ориентиром в бурном море речевых стихий, помочь лучше понимать других и самого себе в качестве человека говорящего. В наше время и в нашей стране, где многовековая риторическая культура сильно нарушена, школьники, овладевающие мастерством красноречия, этической культуры, приобретают нечто очень важное и полезное не только для себя. Они также становятся и непосредственными участниками реального возрождения отечественной речевой культуры. Используемая литература. 1. Антонова Л. Г. Развитие речи «Уроки риторики».-Ярославль: Академия развития, 1997. 2. Гольдин В. И. Речь и этикет. – М., 1990. 3. Граудина Л. К. Русская риторика. Хрестоматия. – М., 1996. 4. Колесов В. В. Культура речи – культура поведения. – Л., 1988. 5. Львова С. И. Язык в речевом общении (Факультативный курс). –М.,1991. 6. Развивайте дар слова. – М., 1990. 7. Смелкова З. С. Азбука общения. – Самара, 1994. 8. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989. План урока. I. Организационный момент. II. Речевой тренинг. III. Объяснение новой темы. 1. Индивидуальная работа с понятием «этикет». 2. Работа в парах. 3. Работа в микрогруппах. 4. Работа с дефиницией «этикет». 5. Составление кластера «Речевой этикет». 6. Работа в микрогруппах над дефиницией «Речевой этикет». 7. Чтение текста «Речь и этикет» с пометами. 8. Коллективное обсуждение проделанной работы. 9. Работа в микрогруппах над составлением свода правил речевого этикета школьника. 10. Чтение правил. 11. Написание пятистиший о речевом этикете. Индивидуальная работа. 12. Чтение пятистиший. IV. Подведение итогов. V. Рефлексия. VI. Домашнее задание. Тема: Речевой этикет. Цели: дать понятие о речевом этикете, как правилах речевого общения; учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать в детях культура речевого общения, уважительного отношения друг к другу. Оборудование урока. 1. Карточка с эпиграфом к уроку. 2. Карточки с дефинициями понятий: «этикет», «речевой этикет». 3. Карточки с устаревшими словами из текста: «отрок», «зерцало». 4. Тексты «Речь и этикет». 5. Таблица работы с текстом. 6. Схема «Пятистишие». 7. Таблица с вопросами рефлексии. Ход урока. I.Организационный момент. II. Речевой тренинг: а) произношение гласных звуков и, э, а, о, у, ы; b) произношение гласных звуков + согласные звуки ши-шэ…шы, шиш-шэш...шыш; с) упражнение «Вкрути лампочку»; d) проговаривание скороговорки: кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон! III. Объяснение новой темы. - Сегодня мы продолжаем разговор о речевом общении. Давайте вспомним, что такое речевое общение? (Речевое общение – взаимодействие между людьми с помощью языка). - американские учёные подсчитали, общение в жизни человека уделяется 65%. Но каждый по-своему использует эти 65% на протяжении всей своей жизни. Кто-то говорит правильно, выразительно, интересно. А кто-то…, но мы о них не будем говорить. Правила культуры общения между людьми сложилось очень давно. Вековая история этикета предусматривает овладение нормами (правилами) этического поведения, этической культуры, особенно речевой, а это всегда вызывает интерес людей, потребность к самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. Поэтому сегодня мы поговорим о речевом этикете, попробуем усвоить понятие речевого этикета и решить ПРОБЛЕМУ: Нужен ли речевой этикет людям, а в особенности детям? С какого возраста нужно учиться речевому этикету? - Но прежде, давайте попытаемся определить, что такое ЭТИКЕТ? Запишите слово этикет в тетрадях, зафиксируйте всё, что вы знаете об этикете (1мин.). - Обсудите в паре, что такое этикет? (1 мин.). - Итак, информация добавилась. Теперь обсудите полученную информацию в четвёрках. И дайте дефиницию слова этикет (2 мин.). - Спасибо за хорошую работу. Давайте посмотрим определение из словаря Ожегова С.И.: ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения. (см. приложение 1.1) - Запишите это определение в тетради. - Ребята, а теперь давайте попробуем вместе определить, что такое РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. Составим кластер. (3 мин.). - Давайте на основе кластера составим определение речевой этикет – это … Я предлагаю вам снова поработать в микрогруппах (2 мин.). (Дети читают свои определения). - Посмотрим, что даёт словарь: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – это свод правил о грамотном речевом поведении. (см. приложение 1.1) - Молодцы! Вы отлично справились с работой, а теперь я предлагаю вам поработать с текстом «Речь и Этикет».(см. приложение 2.1) Читать текст вы будете с пометами. (см. приложение 1.3) Возьмите простые карандаши и в тексте отметьте:
Чтение текста (10-15 мин.) - Скажите, какую новую информацию вы получили? - С чем вы не согласны, и что не соответствует в тексте вашим знаниям? - Что удивило? - Какие вопросы возникли? (Поменять микрогруппы) - Я предлагаю вам новую работу. Представьте, что директор дал вам задание: составить свод правил речевого этикета школьника. Вы ознакомились с правилами эпохи Петра I. Теперь попробуйте это сделать сами (5 мин.) (Работа по схеме «Пятистишие» см. приложение 1.4) (Чтение правил) - У вас очень хорошо получилось. Я вижу, что вы прекрасно усвоили, что такое речевой этикет. Поэтому я предлагаю вам написать пятистишие о речевом этикете и первым словом, названием будет: ЭТИКЕТ, Но! Т.к. это урок культуры речи, то в понятие этикет мы вкладываем, прежде всего, речевой(2-3 мин.) (Чтение пятистиший) IV. Подведение итогов. - Дорогие ребята, своими ответами на уроке, вы доказали всем, что нам нужен речевой этикет, причем нужен и взрослым и детям. Ведь говорить приходится всем, а вот говорить правильно, соблюдая речевые правила, могут не все, но научиться может каждый. Мы научились сегодня правильно определять понятия, работать с текстом. Но самое главное вы показали, что умеете слушать меня и одноклассников, а значит, уважительно относитесь друг к другу. Мне нравится работать с вами. 1)Очень точно, убедительно определили, что такое речевой этикет… 2) Настоящими знатоками стали… 3) Мастерами составления правил речевого этикета школьника стали… V. Рефлексия.(см. приложение 1.5) - А теперь, уважаемые знатоки, попробуйте вы оценить урок, т.е. отрефлексировать. Порассуждайте вслух над вопросами: 1.Понятна ли была тема урока? 2. Решили ли мы проблему урока? 3. Что самое интересное вы запомнили на уроке и расскажите дома? 4. Как вы оценили себя на уроке, что бы могли сказать о себе? 5. Как себя чувствовали на уроке? - Большое спасибо всем, кто работал со мной на уроке VI. Домашнее задание: 1. Сочинение-миниатюра «Как помогает людям в жизни знание правил речевого этикета», 2. Изобразите на рисунке ситуации из «Юности честное зерцало», 3. Проклассифицируйте кластер «Комплимент». Оформление доски. Приложение. 1. Наглядное пособие: 1. Карточки с дефинициями понятий. ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – это свод правил о грамотном речевом поведении. 2. Карточки с дефинициями устаревших слов. ОТРОК (устаревшее слово)- мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей. ЗЕРЦАЛО (устаревшее слово) ЗЕРКАЛО 3. Таблица работа с текстом.
4. Схема «Пятистишие». 1. Название (1 существительное, описывающее тему) 2. Опишите (2 прилагательных) 3. Действие (3 слова, выражающие действие) 4. Чувства (4 слова, выражающие отношение к теме) 5. Подтверждение сущности. 5. Вопросы к рефлексии. 1. Понятна ли была тема урока? 2. Решили ли мы проблему урока? 3. Что самое интересное вы запомнили на уроке и расскажите дома? 4. Как вы оценили себя на уроке, чтобы могли сказать о себе? 5.Как себя чувствовали на уроке? 2. Раздаточный материал. 1. Тексты «Речь и этикет». Речь и этикет. Верно сказанное слово – половина дела. Пословица. Дорогие друзья, разговор у нас пойдет о речевом этикете. Давайте разберемся во всем по порядку. Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении. С детства нас учат как правильно говорить, как хорошо себя вести, понимая и отличая, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Есть даже специальная наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Наука эта называется ЭТИКОЙ (от греч. ЭТОС – «правильный», «верный»), a свод правил грамотного поведения называется ЭТИКЕТОМ. Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе. А есть уникальные издания, рассказывающие, например, о том, каким этикетным правилам должны отвечать речь и поведение «воспитанной девочки-гимназистки», или как «гимназисты средних классов знакомиться и улаживать за девушками». У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название: «Юности честное зерцало». 1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать. 2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. 3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать. 4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах. Л. Г. Антонова
|
План урока Цели урока Организационный момент приветствие и объяснение целей урока/ Good morning, children. I’m glad to see. I hope you are fine and feel... | Урок с игровыми моментами, с использованием компьютерных технологий.... «… у каждого человека есть свои звезды. Одним – тем кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки.... | ||
План урока I. Организационный момент Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, доложите об отсутствующих. (Доклад дежурного). Спасибо | План урока: I организационный момент Цели: 1 обучающая: сформировать понятие о деепричастии на конструктивном уровне; выявить синтаксические, морфологические и словообразовательные... | ||
План урока Организационный момент (2 мин) Оборудование: кабинет информатики, оснащенный современной компьютерной техникой, проектором, локальная сеть, выход в Интернет | План урока: Организационный момент ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организационный момент Установочная беседа: тема урока, его цель, план. Лексика классного обихода | План урока Организационный момент Основная часть урока игра. Итог... ... | ||
Урока. Организационный момент Цель: развитие связной речи учащихся, совершенствование умения определять тему и основную мысль текста, подробно излагать содержание... | План лекции. Организационный момент. Проверка присутствия студентов... Организационный момент. Проверка присутствия студентов на лекции. Сосредоточение внимания студентов (5 – 10 мин.) | ||
Урока математики в 1 классе ... | План урока: Организационный момент 2 мин. Повторение 2 мин. Вопросы... Дегтярёва Людмила Владимировна, учитель изобразительного искусства гкс(К)оу «Шадринская школа-интернат №11 I, V видов» | ||
Урока I. Организационный момент Этот урок? Что нового вы узнали? | Урока. I. Организационный момент Цель урока: систематизировать и проконтролировать качество знаний учащихся по разделу «Средневековый город в Западной и Центральной... | ||
Тема урока. Повторение изученных орфограмм (Урок №80, блок «Правописание») Организационный момент. Сообщение темы урока. Запись даты. Работа со словами из словаря | Занятия Организационный момент. Проверка присутствующих. Сообщение темы, целей и этапов урока |