Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов





Скачать 398.33 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов
страница1/3
Дата публикации21.08.2014
Размер398.33 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3
Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение «Институт повышения квалификации работников образования»
Преподавание

комплексного учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

в общеобразовательной школе


Методические рекомендации

по итогам первого этапа апробации курса

Тамбов

2010

Рецензенты:
начальник отдела общего и дошкольного образования управления образования и науки области

И.А. Панасина
заведующий Отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии

иерей Игорь Груданов


Преподавание комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе /Авторы-составители: Астафьева Н.Г., Шешерина Г.А., Клемешова И.В., Кирсанов И.Н.,– Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. - 27 с.

Данные методические рекомендации раскрывают особенности хода апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Тамбовской области, а также результаты мониторинга, проведенного среди участников федерального эксперимента.

Издание адресовано руководителям и специалистам муниципальных органов образования, руководителям образовательных учреждений.

© ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010
В 2010 Тамбовская область вошла в число 19 субъектов РФ, где в порядке апробации был введен новый учебный предмет, решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности – комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики», представленный шестью различными модулями. Обучением было охвачено около 8500 школьников 4-х классов, с сентября 2010г. продолживших изучение курса в 5 классе.

Апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» оказалась одной из наиболее обсуждаемых педагогических экспериментов. Пока он разрабатывался, в обществе не утихали дискуссии о целесообразности преподавания курса ОРКСЭ в школах. Учёные и представители различных конфессий, педагоги и родители, общественность пытались просчитать все плюсы и минусы нововведения.

Необходимо отметить, что на протяжении предшествующих шести лет систематической работы в области был накоплен определенной потенциал для успешной апробации курса:

с 2005 года более чем в 100 образовательных учреждениях ведется преподавание на факультативной основе и в рамках элективных курсов таких предметов как «Основы православной культуры», «Духовное краеведение», «Духовное наследие»;

разработаны учебно-методические комплекты по этим предметам, которые включают учебные пособия, методические рекомендации, мультимедийные учебные пособия;

подготовлено более 400 учителей.

Однако введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» заставляет взглянуть на сложившуюся ситуацию под несколько иным углом зрения. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим. Он направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Все модули курса, включая модуль «Основы православной культуры», нацелены не только на приобщение к общегуманистическим ценностям отдельной взятой религиозной культуры, но и на формирование готовности выстраивать диалог с людьми различных религиозных убеждений, умения понимать основания поведения верующих людей. Это требует определенного изменения подходов к преподаванию.

Динамичное развития ситуации с разработкой и введением курса на начальном периоде апробации курса заставило региональные и муниципальные органы управления образованием в оперативном режиме решать вопросы нормативно-правового и организационного характера.

Руководствуясь рекомендациями Министерства образования и науки РФ приказом управления был утвержден план мероприятий по апробации курса.

В целях согласования мнений, определения общих направлений работы, корректировки осуществляемых действий, постановлением администрации области создан Межведомственный совет по реализации проекта духовно-нравственного просвещения школьников в Тамбовской области под председательством заместителя главы администрации области Н.Д. Горденкова. В состав совета вошли представители общественных, научных, религиозных организаций, органов исполнительной власти регионального и муниципального уровней, общеобразовательных учреждений. На повестку дня заседания Совета выносились вопросы о целях и задачах введения нового курса; об условиях апробации учебного курса: создании нормативно-правовой базы, подготовке педагогов, освещении хода апробации в СМИ; о работе с родителями по выбору модуля и участию в реализации курса.

В сентябре 2009 года приказом управления образования и науки области были внесены изменения в региональный базисный учебный план для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования. В соответствии с внесенными изменениями в 4-х классах введение нового курса осуществлялось за счет 1 часа предмета «Окружающий мир» и 1 часа регионального компонента. В 5-м классе курс введен за счет часов регионального компонента.

Одним из основных условий преподавания курса ОРКСЭ является наличие кадров, способных обеспечить преподавание данного курса.

Обучение учителей началось с подготовки команды тренеров-преподавателей в количестве 44 человек из числа учителей, специалистов муниципальных методических служб и сотрудников нашего Института. Тренеры прошли обучение в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки (г. Москва) и получили соответствующие сертификаты. В соответствии с контрактом, заключенным с Академией в марте силами данных тьюторов было обучено 667 педагогов школ области, которые приступили к реализации курса. Организация обучения осуществлялось в соответствии с учебным планом Академии.

Слушатели курсов были обеспечены комплектом учебных, методических и дидактических материалов. В пакет вошли и материалы АПК и ППРО, и материалы, разработанные тренерами-преподавателями, представленные в виде Рабочей тетради, а также дополнительные материалы, отражающие региональную специфику. Акцент делался на практические задания, ориентирующие учителей на выявление ценностных ориентаций, формированию которых должен способствовать предлагаемый курс; материалы по технологии развития критического мышления как одной из базовых педагогических технологий, на основе которой может быть построено преподавание курса. Итоговым проектом, создаваемым слушателями, являлся разработанный урок с комплексным использованием новых форм обучения и полной реализацией потенциала преподавателя и технических возможностей образовательного учреждения. Защита проектов проходила публично, с обсуждением наиболее сложных тем или вопросов.

Качественный состав обучавшихся учителей выглядел следующим образом:

Из общего количества слушателей 82 % - учителя начальных классов, остальные - учителя предметов гуманитарного цикла (русский язык, литература, история, обществознание, МХК). Из них - 12 мужчин.

73% - учителя сельских школ, 27% - городских.

Имеют стаж работы до 5 лет – 8 % учителей, свыше 20 лет – 53%.

Имеют высшую квалификационную категорию – 7%, первую – 32%, вторую – 27%, без категории – 34% учителей.

Одна из проблем, выявившихся в ходе курсов, заключалась в недостаточной развитой культуроведческой компетенции части слушателей. Выявилось также слабая сформированность у части педагогов навыков самообразования в новой для себя области. Слушателям приходилось работать с учебными материалами, отражающими малознакомую им содержательную составляющую предмета ОРКиСЭ, осваивать предложенные методики организации работы с учащимися, и не все были к этому готовы.

Еще на этапе подготовки к апробации курса стало понятно, что работа с учителями будет заключаться не только в их обучении, но и в дальнейшем методическом сопровождении, консультировании, выявлении и распространении лучших практик. Поэтому в Институте была создана лаборатория духовно-нравственного просвещения и воспитания, которая стала центром работы по апробации курса. Было обеспечено тьюторское сопровождение, а на сайте ИПКРО открылась консультационная линия по ОРКСЭ.

В целях более широкого распространения опыта работы по данному курсу, повышения качества преподавания модулей курса на базе института создано областное методическое объединение учителей, преподающих новый курс, а в муниципалитетах созданы муниципальные методические объединения.

Взаимодействие с родителями в рамках реализации курса ОРКСЭ

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» затрагивает духовный мир человека, касается религиозных догматов убеждений, а потому успешность апробации во многом зависит от того, как воспринимает его общественность, религиозные организации. Особое значение имеет понимание целей курса и его особенностей родителями обучающихся. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.

В соответствии с планом мероприятий по апробации курса, перед началом апробации во всех муниципалитетах области были проведены собрания с родителями обучающихся по вопросу выбора учебного модуля курса, совещания с руководителями образовательных учреждений и заседания Школьных управляющих советов по вопросу введения выбранных предметов в учебный план образовательного учреждения.

Кроме собраний, которые проводились в школах, обсуждение вопросов апробации курса было вынесено на заседание областного родительского Совета. 10 апреля 2010 г. в нем приняли участие более 200 представителей. В результате работы Совета был принят ряд рекомендаций по внесению изменений в областную целевую программу «Модернизация образования Тамбовской области на 2009-2012 г.г.» в части духовно-нравственного образования и воспитания детей, организации работы с семьей.

В ходе работы с родителями проявились проблемы недостаточного понимания определенной частью родительской общественности целей введения данного курса, взаимосвязи его с общей системой воспитательной работы. Поэтому в 10 муниципальных образованиях организована работа постоянно действующего лектория по вопросам духовно-нравственного просвещения. В рамках лектория проходят встречи с родителями, педагогами, представителями органов местного самоуправления по разъяснению культурологического аспекта нового комплексного учебного курса и других возникающих вопросов. Практика работы лекториев показывает, что подобная форма работа с родителями приносит свои плоды. В условиях продолжения реализации комплексного учебного предмета ОРКСЭ целесообразно рекомендовать ее дальнейшее развитие и распространение на другие муниципальные образования области.

В мае 2010 года в области был проведен повторный мониторинг отношения родителей обучающихся к проблеме преподавания курса и выбора его конкретных модулей. Он показал, что увеличилось количество родителей, желающих, чтобы их дети изучали «Основы православной культуры» (с 55% до 78%) и, соответственно, сократилось количество детей, которые будут изучать «Основы светской этики» (18,8%) и «Основы мировых религиозных культур» (3%). Изменение выбора свидетельствует об определенных недочетах в обеспечении первоначальной осведомленности родительской общественности о предназначении и содержательных особенностях модулей курса.

Ввиду произошедших изменений в выборе модулей курса, на региональном и федеральном уровнях решено было обеспечить условия для удовлетворения этого желания родителей. В итоге с 1 сентября 2010 г. данные об изучении в Тамбовской области различных модулей курса приобреди следующий вид:





Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Всего

Количество обучающихся 4-х классов, выбравших соответствующий предмет


77 %

6682


1 %

9


0%

0


%0

0


4%

340


18%

1594


100 %



В результате смены модуля возникли вопросы с обеспечением обучающихся учебной литературой. Они были решены за счет взаимодействия с региональными органами исполнительной власти Калининградской области и Ставропольского края, а также путем закупки УМК в количестве 1100 книг и электронных пособий в издательстве «Просвещение». Подготовлены рекомендации по методическому обеспечению смены изучаемого модуля.

Ситуация, потребовавшая смены учебного модуля после изучения части курса, безусловно, не может считаться ординарной. Ее возникновение в конце 2009/10 уч. года в значительной мере объясняется предельно сжатыми сроками разработки учебно-методического комплекта по ОРКСЭ, поступившего в школы буквально за несколько дней до начала апробации. В результате у школьной администрации и педагогов не было реальной возможности подробно и наглядно познакомить родителей с характерными особенностями содержания каждого модуля. В дальнейшем необходимо обеспечить заблаговременную разъяснительную работу с родителями по выбору учебного модуля таким образом, чтобы этот выбор был вполне осознанным и, естественно, свободным. Достижение данного результата требует четкого и понятного представления родителям концепции курса ОРКСЭ как предмета нравственно-культурологической направленности, не имеющего вероучительной и миссионерской направленности. Крайне желательно, чтобы с этим разъяснением выступал именно тот педагог, который в дальнейшем будет преподавать курс детям. Обсуждение условий выбора должно проходить в доброжелательной обстановке, предоставляющей родителям возможность задать все интересующие их вопросы и получить необходимые ответы. Таким образом, взаимодействие с родителями по вопросу выбора модуля предполагают достаточно серьезную подготовку: педагог и представители администрации должны достаточно внимательно познакомиться с содержанием пособий и, естественно, с концепцией курса. Целесообразно, чтобы родителям была дана возможность не только выслушать учителя, но и воочию познакомиться с учебными пособиями по модулям.
Реализация курса ОРКСЭ, учитывая его характер, требует не одноразового среза родительского мнения, а постоянного отслеживания отношения родителей к курсу. Поэтому в мае 2010 г. в Тамбовской области было проведено социологическое исследование по изучению удовлетворенности родителей обучающихся организацией преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах. Цель социологического опроса состояла в получении объективной информации об отношении родителей к организации преподавания комплексного учебного курса.

По данным проведенного социологического исследования более половины респондентов – 86%, получили информацию о введении данного курса от классного руководителя, 32% - от администрации школы, 13% - из средств массовой информации и 2% - из сети Интернет. Таким образом, первенствующая роль в информировании родителей осталась за школой. Данную тенденцию важно сохранить и в дальнейшем с учетом крайне противоречивой, во многим случаях необъективной и недостоверной информации о новом предмете, распространяемой в печатных и электронных СМИ, Интернете.

Результаты социологического исследования показывают, что 86% родителей уверены в правильности введения курса ОРКСЭ и их детям нравится изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Остальные 14 % затруднились ответить на данный вопрос.

В ходе социологического исследования респондентам был задан вопрос о соответствии курса взглядам, потребностям и интересам ребёнка. 54% респондентов считают, что данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребёнка, 35% - скорее да, чем нет, 3% - скорее нет, чем да, и 8% опрошенных родителей затруднились ответить на поставленный вопрос. Таким образом, при общем положительном мнении, у заметной части родителей все же нет полной уверенности в полезности и интересности данного курса для их ребенка. Очевидно, что эти данные напрямую зависят от того, как преподается новый предмет в конкретном образовательном учреждении и конкретным учителем. Соответственно, они заставляют обратить внимание на качество преподавания курса – в плане предметно-содержательной подготовки педагога, умения в доступной и интересной форме донести до детей информацию культурологического и нравственного плана, обеспечить доброжелательную и заинтересованную обстановку при обсуждении нравственных проблем, соблюсти корректность и т.д.

По мнению большинства опрошенных родителей, преподавание курса способствует развитию духовно-нравственного воспитания школьников. В числе качеств, на развитие которых направлен курс, чаще всего назывались милосердие (в 70% ответов), взаимоуважение (65%), взаимопонимание (58%), терпимость/толерантность (свыше 50%). Эти ответы следует рассматривать, как основные ценностные ожидания родителей от нового курса. Соответственно, рассчитывать на успешность нового курса можно лишь в том случае, если преподавание будет направлено на удовлетворение этих ожиданий. Их следует постоянно иметь в виду педагогам, работающим с детьми.

Значительный интерес представляет выявление мотивов выбора, которыми руководствовались родители, избравшие для своих детей разные содержательные модули:


Мотивы выбора

«Основы православной культуры»

«Основы светской этики»

«Основы мировых религиозных культур»

Развивает личностные качества

13%

30%




Универсальный курс, необходимый для общего развития

7%

34%

49%

Самый интересный модуль

23%

24%

30%

Самый доступный модуль

-

-

2%

Хочется больше узнать о православных традициях и культуре

18%







Наша семья придерживается православных традиций

25%







Затрудняюсь ответить

14%

12%

19%


Из полученных ответов можно сделать следующие выводы, которые следует учитывать в организации преподавания модулей:

1. Хотя для ¼ обучающихся выбор модуля «Основы православной культуры» обусловлен стремлением сохранения принятой в семье православной традиции, этот мотив не является доминирующим для основной массы родителей. При работе с учащимися педагогам важно учитывать это обстоятельство и понимать, что выбор модуля «ОПК» не равнозначен стремлению родителей ребенка приобщить его к православной вере. Во многих случаях речь идет о естественном интересе к православию как неотъемлемой части культуры родной страны.

2. Выбор модуля «Основы светской этики» примерно в равной степени обусловлен двумя мотивами – стремлением к развитию личностных (прежде всего, естественно, нравственных, качеств) ребенка и общему культурному развитию личности. Соответственно, содержание преподавания, с одной стороны, должно реально решать задачи нравственного воспитания, а с другой – представлять информационно-познавательный интерес, не превращаясь в морализаторство.

3. Мотивы выбора относительно небольшой группы родителей, остановившихся для своего ребенка на модуле «Основы мировых религиозных культур», выглядят наиболее однозначно. Это, прежде всего, расширение культурного кругозора и развитие на этой основе общей культуры личности. Очевидно, что выбиравшие этот курс родители не ставили на первый план нравственно-воспитательные задачи как таковые. В данной ситуации педагогам важно: а) удовлетворить на достаточно высоком уровне тот интерес, который родители и их дети проявляют к разнообразию мировых религиозных культур (что требует от учителя хорошего владения содержанием курса); б) найти органичные возможности использовать содержание данного для нравственного воспитания обучающихся в такой форме, которая получила бы поддержку родителей.
В целом еще раз нужно отметить: преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconМетодические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012
Рекомендации «Безопасный Интернет». / Автор-сост.: Н. И. Баскакова,/ Под общей ред. Н. К. Солоповой, к п н., доцента, проректора...
Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconМетодические рекомендации для организаторов муниципального этапа...
...
Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
Материал по занятиям распределен в соответствии с тематическим планированием первого года обучения (8 класс) по программе Д. Л. Степанова...
Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические...
Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии
Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconМетодические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III
Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –...
Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения...
Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской...
В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 9–11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры...
Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconМетодические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл»....
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова
Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconМетодические указания и контрольные задания для студентов первого...
Английский язык: Методические указания и контрольные задания для студентов первого
Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconМетодические рекомендации по разработке и апробации путеводителей по предмету
«Разработка и апробация путеводителей по биологии в рамках реализации синергетической модели обучения»
Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconМетодические рекомендации по решению предложенных олимпиадных задач
Инструктивные и методические материалы для регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2008/2009 учебном...
Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconРегламент проведения экзаменов в форме компьютерного тестирования в рамках этапа фэпо-11
Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического...
Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconГбоу впо «Уральская государственная медицинская академия» Министерства...
Биоэтика: Программа курса / методические рекомендации. – Екатеринбург, угма, 2012
Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconМетодические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconМетодические рекомендации по изучению одного из разделов курса «Устное...
П18 Паремические жанры русского фольклора [Текст]: методические рекомендации по изучению курса / З. Ж. Кудаева – Нальчик: Каб. Балк...
Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов iconАналитическая справка по итогам муниципального этапа всероссийской...
Правоведение. Тестовые задания: Методические указания для студентов / Сост. Е. В. Прищепа. Хти, Абакан, 2007. – с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск