Скачать 398.33 Kb.
|
Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение «Институт повышения квалификации работников образования» Преподавание комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе Методические рекомендации по итогам первого этапа апробации курса Тамбов 2010 Рецензенты: начальник отдела общего и дошкольного образования управления образования и науки области И.А. Панасина заведующий Отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии иерей Игорь Груданов Преподавание комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе /Авторы-составители: Астафьева Н.Г., Шешерина Г.А., Клемешова И.В., Кирсанов И.Н.,– Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. - 27 с. Данные методические рекомендации раскрывают особенности хода апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Тамбовской области, а также результаты мониторинга, проведенного среди участников федерального эксперимента. Издание адресовано руководителям и специалистам муниципальных органов образования, руководителям образовательных учреждений. © ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010 В 2010 Тамбовская область вошла в число 19 субъектов РФ, где в порядке апробации был введен новый учебный предмет, решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности – комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики», представленный шестью различными модулями. Обучением было охвачено около 8500 школьников 4-х классов, с сентября 2010г. продолживших изучение курса в 5 классе. Апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» оказалась одной из наиболее обсуждаемых педагогических экспериментов. Пока он разрабатывался, в обществе не утихали дискуссии о целесообразности преподавания курса ОРКСЭ в школах. Учёные и представители различных конфессий, педагоги и родители, общественность пытались просчитать все плюсы и минусы нововведения. Необходимо отметить, что на протяжении предшествующих шести лет систематической работы в области был накоплен определенной потенциал для успешной апробации курса: с 2005 года более чем в 100 образовательных учреждениях ведется преподавание на факультативной основе и в рамках элективных курсов таких предметов как «Основы православной культуры», «Духовное краеведение», «Духовное наследие»; разработаны учебно-методические комплекты по этим предметам, которые включают учебные пособия, методические рекомендации, мультимедийные учебные пособия; подготовлено более 400 учителей. Однако введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» заставляет взглянуть на сложившуюся ситуацию под несколько иным углом зрения. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим. Он направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Все модули курса, включая модуль «Основы православной культуры», нацелены не только на приобщение к общегуманистическим ценностям отдельной взятой религиозной культуры, но и на формирование готовности выстраивать диалог с людьми различных религиозных убеждений, умения понимать основания поведения верующих людей. Это требует определенного изменения подходов к преподаванию. Динамичное развития ситуации с разработкой и введением курса на начальном периоде апробации курса заставило региональные и муниципальные органы управления образованием в оперативном режиме решать вопросы нормативно-правового и организационного характера. Руководствуясь рекомендациями Министерства образования и науки РФ приказом управления был утвержден план мероприятий по апробации курса. В целях согласования мнений, определения общих направлений работы, корректировки осуществляемых действий, постановлением администрации области создан Межведомственный совет по реализации проекта духовно-нравственного просвещения школьников в Тамбовской области под председательством заместителя главы администрации области Н.Д. Горденкова. В состав совета вошли представители общественных, научных, религиозных организаций, органов исполнительной власти регионального и муниципального уровней, общеобразовательных учреждений. На повестку дня заседания Совета выносились вопросы о целях и задачах введения нового курса; об условиях апробации учебного курса: создании нормативно-правовой базы, подготовке педагогов, освещении хода апробации в СМИ; о работе с родителями по выбору модуля и участию в реализации курса. В сентябре 2009 года приказом управления образования и науки области были внесены изменения в региональный базисный учебный план для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования. В соответствии с внесенными изменениями в 4-х классах введение нового курса осуществлялось за счет 1 часа предмета «Окружающий мир» и 1 часа регионального компонента. В 5-м классе курс введен за счет часов регионального компонента. Одним из основных условий преподавания курса ОРКСЭ является наличие кадров, способных обеспечить преподавание данного курса. Обучение учителей началось с подготовки команды тренеров-преподавателей в количестве 44 человек из числа учителей, специалистов муниципальных методических служб и сотрудников нашего Института. Тренеры прошли обучение в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки (г. Москва) и получили соответствующие сертификаты. В соответствии с контрактом, заключенным с Академией в марте силами данных тьюторов было обучено 667 педагогов школ области, которые приступили к реализации курса. Организация обучения осуществлялось в соответствии с учебным планом Академии. Слушатели курсов были обеспечены комплектом учебных, методических и дидактических материалов. В пакет вошли и материалы АПК и ППРО, и материалы, разработанные тренерами-преподавателями, представленные в виде Рабочей тетради, а также дополнительные материалы, отражающие региональную специфику. Акцент делался на практические задания, ориентирующие учителей на выявление ценностных ориентаций, формированию которых должен способствовать предлагаемый курс; материалы по технологии развития критического мышления как одной из базовых педагогических технологий, на основе которой может быть построено преподавание курса. Итоговым проектом, создаваемым слушателями, являлся разработанный урок с комплексным использованием новых форм обучения и полной реализацией потенциала преподавателя и технических возможностей образовательного учреждения. Защита проектов проходила публично, с обсуждением наиболее сложных тем или вопросов. Качественный состав обучавшихся учителей выглядел следующим образом: Из общего количества слушателей 82 % - учителя начальных классов, остальные - учителя предметов гуманитарного цикла (русский язык, литература, история, обществознание, МХК). Из них - 12 мужчин. 73% - учителя сельских школ, 27% - городских. Имеют стаж работы до 5 лет – 8 % учителей, свыше 20 лет – 53%. Имеют высшую квалификационную категорию – 7%, первую – 32%, вторую – 27%, без категории – 34% учителей. Одна из проблем, выявившихся в ходе курсов, заключалась в недостаточной развитой культуроведческой компетенции части слушателей. Выявилось также слабая сформированность у части педагогов навыков самообразования в новой для себя области. Слушателям приходилось работать с учебными материалами, отражающими малознакомую им содержательную составляющую предмета ОРКиСЭ, осваивать предложенные методики организации работы с учащимися, и не все были к этому готовы. Еще на этапе подготовки к апробации курса стало понятно, что работа с учителями будет заключаться не только в их обучении, но и в дальнейшем методическом сопровождении, консультировании, выявлении и распространении лучших практик. Поэтому в Институте была создана лаборатория духовно-нравственного просвещения и воспитания, которая стала центром работы по апробации курса. Было обеспечено тьюторское сопровождение, а на сайте ИПКРО открылась консультационная линия по ОРКСЭ. В целях более широкого распространения опыта работы по данному курсу, повышения качества преподавания модулей курса на базе института создано областное методическое объединение учителей, преподающих новый курс, а в муниципалитетах созданы муниципальные методические объединения. Взаимодействие с родителями в рамках реализации курса ОРКСЭ Курс «Основы религиозных культур и светской этики» затрагивает духовный мир человека, касается религиозных догматов убеждений, а потому успешность апробации во многом зависит от того, как воспринимает его общественность, религиозные организации. Особое значение имеет понимание целей курса и его особенностей родителями обучающихся. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. В соответствии с планом мероприятий по апробации курса, перед началом апробации во всех муниципалитетах области были проведены собрания с родителями обучающихся по вопросу выбора учебного модуля курса, совещания с руководителями образовательных учреждений и заседания Школьных управляющих советов по вопросу введения выбранных предметов в учебный план образовательного учреждения. Кроме собраний, которые проводились в школах, обсуждение вопросов апробации курса было вынесено на заседание областного родительского Совета. 10 апреля 2010 г. в нем приняли участие более 200 представителей. В результате работы Совета был принят ряд рекомендаций по внесению изменений в областную целевую программу «Модернизация образования Тамбовской области на 2009-2012 г.г.» в части духовно-нравственного образования и воспитания детей, организации работы с семьей. В ходе работы с родителями проявились проблемы недостаточного понимания определенной частью родительской общественности целей введения данного курса, взаимосвязи его с общей системой воспитательной работы. Поэтому в 10 муниципальных образованиях организована работа постоянно действующего лектория по вопросам духовно-нравственного просвещения. В рамках лектория проходят встречи с родителями, педагогами, представителями органов местного самоуправления по разъяснению культурологического аспекта нового комплексного учебного курса и других возникающих вопросов. Практика работы лекториев показывает, что подобная форма работа с родителями приносит свои плоды. В условиях продолжения реализации комплексного учебного предмета ОРКСЭ целесообразно рекомендовать ее дальнейшее развитие и распространение на другие муниципальные образования области. В мае 2010 года в области был проведен повторный мониторинг отношения родителей обучающихся к проблеме преподавания курса и выбора его конкретных модулей. Он показал, что увеличилось количество родителей, желающих, чтобы их дети изучали «Основы православной культуры» (с 55% до 78%) и, соответственно, сократилось количество детей, которые будут изучать «Основы светской этики» (18,8%) и «Основы мировых религиозных культур» (3%). Изменение выбора свидетельствует об определенных недочетах в обеспечении первоначальной осведомленности родительской общественности о предназначении и содержательных особенностях модулей курса. Ввиду произошедших изменений в выборе модулей курса, на региональном и федеральном уровнях решено было обеспечить условия для удовлетворения этого желания родителей. В итоге с 1 сентября 2010 г. данные об изучении в Тамбовской области различных модулей курса приобреди следующий вид:
В результате смены модуля возникли вопросы с обеспечением обучающихся учебной литературой. Они были решены за счет взаимодействия с региональными органами исполнительной власти Калининградской области и Ставропольского края, а также путем закупки УМК в количестве 1100 книг и электронных пособий в издательстве «Просвещение». Подготовлены рекомендации по методическому обеспечению смены изучаемого модуля. Ситуация, потребовавшая смены учебного модуля после изучения части курса, безусловно, не может считаться ординарной. Ее возникновение в конце 2009/10 уч. года в значительной мере объясняется предельно сжатыми сроками разработки учебно-методического комплекта по ОРКСЭ, поступившего в школы буквально за несколько дней до начала апробации. В результате у школьной администрации и педагогов не было реальной возможности подробно и наглядно познакомить родителей с характерными особенностями содержания каждого модуля. В дальнейшем необходимо обеспечить заблаговременную разъяснительную работу с родителями по выбору учебного модуля таким образом, чтобы этот выбор был вполне осознанным и, естественно, свободным. Достижение данного результата требует четкого и понятного представления родителям концепции курса ОРКСЭ как предмета нравственно-культурологической направленности, не имеющего вероучительной и миссионерской направленности. Крайне желательно, чтобы с этим разъяснением выступал именно тот педагог, который в дальнейшем будет преподавать курс детям. Обсуждение условий выбора должно проходить в доброжелательной обстановке, предоставляющей родителям возможность задать все интересующие их вопросы и получить необходимые ответы. Таким образом, взаимодействие с родителями по вопросу выбора модуля предполагают достаточно серьезную подготовку: педагог и представители администрации должны достаточно внимательно познакомиться с содержанием пособий и, естественно, с концепцией курса. Целесообразно, чтобы родителям была дана возможность не только выслушать учителя, но и воочию познакомиться с учебными пособиями по модулям. Реализация курса ОРКСЭ, учитывая его характер, требует не одноразового среза родительского мнения, а постоянного отслеживания отношения родителей к курсу. Поэтому в мае 2010 г. в Тамбовской области было проведено социологическое исследование по изучению удовлетворенности родителей обучающихся организацией преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах. Цель социологического опроса состояла в получении объективной информации об отношении родителей к организации преподавания комплексного учебного курса. По данным проведенного социологического исследования более половины респондентов – 86%, получили информацию о введении данного курса от классного руководителя, 32% - от администрации школы, 13% - из средств массовой информации и 2% - из сети Интернет. Таким образом, первенствующая роль в информировании родителей осталась за школой. Данную тенденцию важно сохранить и в дальнейшем с учетом крайне противоречивой, во многим случаях необъективной и недостоверной информации о новом предмете, распространяемой в печатных и электронных СМИ, Интернете. Результаты социологического исследования показывают, что 86% родителей уверены в правильности введения курса ОРКСЭ и их детям нравится изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Остальные 14 % затруднились ответить на данный вопрос. В ходе социологического исследования респондентам был задан вопрос о соответствии курса взглядам, потребностям и интересам ребёнка. 54% респондентов считают, что данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребёнка, 35% - скорее да, чем нет, 3% - скорее нет, чем да, и 8% опрошенных родителей затруднились ответить на поставленный вопрос. Таким образом, при общем положительном мнении, у заметной части родителей все же нет полной уверенности в полезности и интересности данного курса для их ребенка. Очевидно, что эти данные напрямую зависят от того, как преподается новый предмет в конкретном образовательном учреждении и конкретным учителем. Соответственно, они заставляют обратить внимание на качество преподавания курса – в плане предметно-содержательной подготовки педагога, умения в доступной и интересной форме донести до детей информацию культурологического и нравственного плана, обеспечить доброжелательную и заинтересованную обстановку при обсуждении нравственных проблем, соблюсти корректность и т.д. По мнению большинства опрошенных родителей, преподавание курса способствует развитию духовно-нравственного воспитания школьников. В числе качеств, на развитие которых направлен курс, чаще всего назывались милосердие (в 70% ответов), взаимоуважение (65%), взаимопонимание (58%), терпимость/толерантность (свыше 50%). Эти ответы следует рассматривать, как основные ценностные ожидания родителей от нового курса. Соответственно, рассчитывать на успешность нового курса можно лишь в том случае, если преподавание будет направлено на удовлетворение этих ожиданий. Их следует постоянно иметь в виду педагогам, работающим с детьми. Значительный интерес представляет выявление мотивов выбора, которыми руководствовались родители, избравшие для своих детей разные содержательные модули:
Из полученных ответов можно сделать следующие выводы, которые следует учитывать в организации преподавания модулей: 1. Хотя для ¼ обучающихся выбор модуля «Основы православной культуры» обусловлен стремлением сохранения принятой в семье православной традиции, этот мотив не является доминирующим для основной массы родителей. При работе с учащимися педагогам важно учитывать это обстоятельство и понимать, что выбор модуля «ОПК» не равнозначен стремлению родителей ребенка приобщить его к православной вере. Во многих случаях речь идет о естественном интересе к православию как неотъемлемой части культуры родной страны. 2. Выбор модуля «Основы светской этики» примерно в равной степени обусловлен двумя мотивами – стремлением к развитию личностных (прежде всего, естественно, нравственных, качеств) ребенка и общему культурному развитию личности. Соответственно, содержание преподавания, с одной стороны, должно реально решать задачи нравственного воспитания, а с другой – представлять информационно-познавательный интерес, не превращаясь в морализаторство. 3. Мотивы выбора относительно небольшой группы родителей, остановившихся для своего ребенка на модуле «Основы мировых религиозных культур», выглядят наиболее однозначно. Это, прежде всего, расширение культурного кругозора и развитие на этой основе общей культуры личности. Очевидно, что выбиравшие этот курс родители не ставили на первый план нравственно-воспитательные задачи как таковые. В данной ситуации педагогам важно: а) удовлетворить на достаточно высоком уровне тот интерес, который родители и их дети проявляют к разнообразию мировых религиозных культур (что требует от учителя хорошего владения содержанием курса); б) найти органичные возможности использовать содержание данного для нравственного воспитания обучающихся в такой форме, которая получила бы поддержку родителей. В целом еще раз нужно отметить: преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. |
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 Рекомендации «Безопасный Интернет». / Автор-сост.: Н. И. Баскакова,/ Под общей ред. Н. К. Солоповой, к п н., доцента, проректора... | Методические рекомендации для организаторов муниципального этапа... ... | ||
Методические рекомендации по проведению курса по выбору Материал по занятиям распределен в соответствии с тематическим планированием первого года обучения (8 класс) по программе Д. Л. Степанова... | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические... Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии | ||
Методические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –... | Методические рекомендации по проведению курса по выбору В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения... | ||
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 9–11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры... | Методические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл».... Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов первого... Английский язык: Методические указания и контрольные задания для студентов первого | Методические рекомендации по разработке и апробации путеводителей по предмету «Разработка и апробация путеводителей по биологии в рамках реализации синергетической модели обучения» | ||
Методические рекомендации по решению предложенных олимпиадных задач Инструктивные и методические материалы для регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2008/2009 учебном... | Регламент проведения экзаменов в форме компьютерного тестирования в рамках этапа фэпо-11 Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического... | ||
Гбоу впо «Уральская государственная медицинская академия» Министерства... Биоэтика: Программа курса / методические рекомендации. – Екатеринбург, угма, 2012 | Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению одного из разделов курса «Устное... П18 Паремические жанры русского фольклора [Текст]: методические рекомендации по изучению курса / З. Ж. Кудаева – Нальчик: Каб. Балк... | Аналитическая справка по итогам муниципального этапа всероссийской... Правоведение. Тестовые задания: Методические указания для студентов / Сост. Е. В. Прищепа. Хти, Абакан, 2007. – с |