Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия»





Скачать 72.77 Kb.
НазваниеУроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия»
Дата публикации22.08.2014
Размер72.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Личностно ориентированная ситуация на уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия».

Цели: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала; создать содержательные и организационные условия для развития умений строить симметричные фигуры, находить оси симметрии в чувашских узорах и различных геометрических фигурах; создать условия для творческой самореализации личности.
Что такое осевая симметрия?

- Это преобразование плоскости, при котором каждая точка М переходит в симметричную точку М1 относительно прямой р . Прямая р – ось симметрии.

Сформулируйте определение точек, симметричных относительно прямой р.

(Проводится актуализация знаний учащихся.)

- Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой р, если эта прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна ему.

А как вы думаете, где люди используют симметрию?

- В строительстве жилищ, в создании предметов быта, в украшении одежды.

Какой вид национального искусства особенно распространен у чувашского народа? Может быть, у ваших родственников?

-Вышивка и резьба по дереву.

(Создаются условия для положительного настроя учащихся на учебное занятие. Создается атмосфера заинтересованности.)

То и другое отличается богатством узоров, которые создаются с помощью симметрии. Слово симметрия издавна употреблялось в значении гармония, красота. А что вы можете сказать о значении слова «симметрия» и «ось»? (Домашнее задание.)

-Симметрия – это одинаковость, соразмерность в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.

Задание 1. Учащиеся самостоятельно ищут ответ на вопрос «Что такое симметрия?», работают с дополнительной литературой.

- «Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство» Г. Вейль

Ось – это проходящая через геометрическую фигуру воображаемая линия (прямая), обладающая только ей присущими свойствами.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на плакаты с изображением традиционных орнаментов, характерных элементов вышивки, на изделия с вышивкой, которые вы принесли.

(Дети знакомятся с творчеством своего народа, приобщаются к национальной культуре.)

Учащимся демонстрируется прямоугольник, вырезанный из бумаги.

Ребята, укажите ось симметрии этой фигуры.

(один ученик выходит к доске и, перегибая прямоугольник, показывает, как проходит его ось симметрии.)

(Развиваются умения анализировать, сравнивать, выделять главное в познавательном объекте.)

Второй учащийся изображает прямоугольник на доске и проводит оси симметрии.

Верно ли выполнено задание? У кого есть другое мнение? А что скажем о диагоналях прямоугольника? Являются ли они осями симметрии?

-Нет, не являются.

Докажите это.

Один из учащихся перегибает фигуру по диагонали и показывает классу, что части прямоугольника не совпадают, то есть диагональ прямоугольника не ось симметрии.

(Происходит самостоятельный поиск ответов на вопросы, т.е. отыскание осей симметрии у геометрической фигуры и доказательства этого, опираясь на имеющийся опыт.)

У каждого из вас на столе ромб, квадрат, равносторонний треугольник, круг. Выясните самостоятельно оси симметрии.

(Учащиеся выполняют задание.)

Далее садимся за общий стол и проверяем, обсуждаем, делаем выводы.

Итак, сколько осей симметрии имеет ромб?

- Две - это диагонали.

Равносторонний треугольник?

- Три – это биссектрисы, медианы, высоты треугольника.

Равнобедренный треугольник?

- Одна – медиана.

Квадрат?

(Учащиеся обсуждают, делают соответствующие выводы.)

- Четыре – диагонали и прямые, проходящие через середины противоположных сторон.

Круг?

- Много, это прямые, проходящие через диаметр круга.

Какая фигура самая симметричная?

- Круг.

Задание 2. Рассмотрите вышитый узор на салфетке. Найдите и покажите все его оси симметрии.

(Происходит самостоятельный поиск ответа на узоре чувашской вышивки, ребята продолжают знакомиться с элементами национального творчества, учащиеся осознают практическую значимость учебного материала.)

- Вертикальные и горизонтальные оси симметрии.

(Позже обнаруживают еще две, расположенные под углом в 45 ° .)

Что вызнаете о вышивке?

- Чувашия с древних времен славилась своими талантливыми вышивальщицами, мастерами шитья серебром и бисером. Вышивка производилась в четырех направлениях: по горизонтали, вертикали и по двум диагоналям. Это хорошо видно на рисунке.

Давайте посмотрим, как построить точку, симметричную данной относительно прямой.

Один учащийся выполняет построение и объясняет, как это сделать.

Теперь приступаем к более сложным построениям.

Задание 3. На доске изображена ломанная АВС и прямая р.

Постройте ломанную, симметричную ломанной АВС

относительно прямой р.

(Актуализируется субъективный опыт учащихся. Осуществляется

взаимоконтроль и коррекция знаний.)

Один из учащихся выполняет задание на доске, по ходу комментируя

свои действия. Остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Переходим к следующему заданию.

Задание 4. Нарисуйте от руки фигуру симметричную данной из данных относительно вертикальной оси. Фигуры нарисованы на больших листах. Задание выполняется в виде эстафеты.

Класс делится на две команды. Каждый выходит к доске и делает изображение, симметричное одной фигуре из тех, что предложены его команде.

(Учащиеся осознают ценность совместной деятельности. Каждый борется за первенство своей команды, повышается мотивация учебной деятельности. Выигрывает та команда, которая первая справится с заданием.)

(Осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль.)

Ребята, внимательно посмотрите на фигуры. Что они вам напоминают?

- Элементы вышивки.

Верно. Это разнообразные швы чувашской вышивки. Послушайте сообщение об этом.

-Всего насчитывается 32 шва и еще 40 их разновидностей. Каждый шов имеет свое декоративное назначение, для каждого вида изделий применялись свои узоры. Например, для покрывала невесты, просматриваемого с обеих сторон, использовались контурные швы, прямая гладь, перевить. Все эти швы изображены на плакатах. Каждый шов – стилизованное изображение какого-то объекта, например птицы, животного, растения.

Внимательно рассмотрите вышивки. Найдите элементы узоров, которые вы строили.

Что вам напоминают фигуры изображенные на рисунках?

-Одна из фигур напоминает человека, другая птицу.

А что вам напоминает первая фигура?

(Высказываются разные мнения.)

-Водный поток.

А как, по- вашему, можно изобразить землю, небо?

(Высказываются разные мнения.)

В виде прямоугольника или квадрата.

А что вам напоминают последние фигурки на рисунке?

(Высказываются разные точки зрения.)

-Это колос и дерево с плодами.

Это два дерева жизни. Видите их на вышитых изделиях?

-Они присутствуют на всех узорах.

Ребята, а с чего начинает свой узор вышивальщица? Может быть кто-то из вас знает?

-С контура рисунка, его выполняют черными нитками.

Верно. Это была ответственная часть работы, требовавшая от мастерицы большой точности, чтобы не нарушилась симметрия рисунка.

Сейчас мы выполним новое задание, в котором так же, как и при вышивании, нельзя допускать ошибки.(Каждый учащийся получает карточку, на которой изображена часть узора и проведены две его оси симметрии.) Восстановите весь узор с помощью цветных карандашей.

После того, как выполните работу, свои «вышивки» поместите на доске. Оцените правильность узора-орнамента.

(Учащиеся проверяют работу друг друга.)

Ребята , а где вы могли видеть такие узоры?

- На вышитой салфетке или полотенце.

Правильно. Узор «а» - традиционное украшение салфетки, вышиваемые мамой или бабушкой. Узор «б» украшает рубаху кормящей матери и служит оберегом.

(Происходит дальнейшее углубление знаний о национальном творчестве.)

Сколько цветов вы видите на вышивке?

- Пять – черный, красный, желтый, синий и зеленый.

Да, это традиционные цвета. А какой встречается чаще всего?

-Красный.

Верно – это цвет крови, цвет жизни. А какой цвет кажется вам самым красивым?

Что, по-вашему, может означать желтый цвет?

- Это цвет солнца.

Посмотрите, а для чего на вышивке предназначен черный цвет? Что он означает?

- Это цвет земли, цвет плодородия.

А вот, что означают синий и зеленый цвет на вышивке, спросите дома у бабушек и мам.

(Активизация мыслительной деятельности.)

Теперь вернемся к словам Вейля о симметрии. Как вы их понимаете?

- Симметрия – это способ создания красоты, совершенства. Это порядок и четкость в изображении.

Правильно, сегодня на уроке каждый из вас пытался создать красоту, приобщиться к тому, как ваши предки создавали это, как они воспринимали окружающий мир, красоту, совершенство.

Ребята, дома попытайтесь соз

Подчеркнем, что характерной особенностью личностно ориентируемого образования является единство процессуального и содержательного аспекта.

Личностное общение, диалог, переживание в ходе образовательного процесса – это то, что опосредуется, во-первых, изучаемой предметной областью, во-вторых, отношениями преподавания – учения. Поэтому в технологическом плане возникает вопрос о соотношении, сочетании личностного вида образования и существующего содержания учебных предметов. Иначе говоря, это вопрос о том, как актуализировать личностный опыт учащихся в условиях преподавания, изучения любого учебного предмета при условии его соответствующей реконструкции.

Предлагаются три подхода к реконструкции содержания учебных курсов с целью повышения их личностного потенциала.

Во-первых, использование собственного потенциала учебного предмета. Для этого необходимо выделить сквозные идеи курса, которые могут стать центрами организации содержания учебного материала. Например, для гуманитарных предметов таковыми являются ценностные аспекты знания, ценностные основания жизни человека. Физика, биология и другие естественнонаучные дисциплины связаны с такими значимыми свойствами научного познания, как гипотетичность, научность мышления, толерантность, ответственность за предлагаемые подходы и решения, удовлетворение от познания новых законов и др.

Во-вторых, следует обратить внимание на изменение структуры курса. Необходимо привлечение дополнительной «гуманитарной» информации, то есть выход за традиционные рамки предмета в сферу человеческих отношений, нравственности, духовности и рассмотрение их в контексте целостной культуры и социальной практики.

В-третьих, необходимо преобразование самих способов организации познания, общения позиции субъекта в образовательном процессе. Другими словами, это означает перевод учебного материала в коммуникативно-деятельностную форму – диалог, задачу, игру.

Таким образом, непременными специальными компонентами содержания урока реализующего личностную направленность, должны быть

  • Ценностно ориентирующие тексты:

  • Гуманитарная информация, обеспечивающая целостное восприятие данной области науки и культуры;

  • Такие виды деятельности учащихся, которые направлены на актуализацию их личностного потенциала.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconУрок по теме: «Движения. Центральная симметрия. Осевая симметрия....
Образовательные: способствовать формированию знаний обучающихся о понятии движения пространства, ознакомить обучающихся с основными...
Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconУрок геометрии в 9 классе. Тема: «Виды отображений плоскости на себя:...
Тема: «Виды отображений плоскости на себя: осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос, поворот»
Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconРеферат «Симметрия в искусстве, скульптуре, архитектуре, живописи»
Тема моего реферата была выбрана после изучения раздела «Осевая и центральная симметрия» в геометрии. Остановилась я именно на этой...
Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconРеферат по теме: Симметрия
Тема моего реферата была выбрана после изучения курса «Геометрия 8 класса», раздела «Осевая и центральная симметрия». Остановилась...
Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconУрок математики в 1 классе по теме «Зеркальное отражение. Осевая симметрия»
Учитель начальных классов – Горбунова Людмила Викторовна, моу «сош №58 с углубленным изучением отдельных предметов», город Новоуральск,...
Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconРеферат по геометрии: «Симметрия в природе»
Что же такое симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир?
Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconКонспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему:...
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconКонспект занятия по развитию речи для детей 1 младшей группы по теме
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconУрок (биологии + геометрии) в 8 классе по теме «Симметрия вокруг нас»
Показать исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира, в человеческом творчестве и научить различать многообразные...
Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconТемы вашего учебного проекта осевая и ценральная симметрия
Какие, известные вам профессии, тесно связанны с использованием осевой и центральной симметрий?
Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconУрок геометрии в 11-м классе по теме "Конус"
Цель урока: Систематизация и углубление знаний по теме "Конус". Повысить интерес к геометрии, решая нестандартные задачи
Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconКонспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconКонспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Растение – живое существо"
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconКонспект урока по русскому языку
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного...
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Уроке геометрии в 8-м классе по теме «Осевая симметрия» iconВнеклассное занятие по математике в 1-м классе по теме: "Геометрия вокруг нас" Цели
Различать многоугольники; углубить представления учащихся об использовании сведений из геометрии на практике; развивать логическое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск