Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика»





НазваниеРабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика»
страница1/13
Дата публикации26.08.2014
Размер1.6 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Факультет физической культуры и спортивного мастерства

Кафедра теоретических основ физической культуры

Учебно-методический комплекс

ГИМНАСТИКА

Содержание

Рабочая программа 3

Темы и содержание лекционного курса 4

  1. История развития гимнастики 4

  2. Гимнастика в системе физического воспитания России 12

  3. Терминология 16

  4. Общеразвивающие упражнения 20

  5. Основы техники гимнастических упражнений 25

  6. Методика обучения гимнастическим упражнениям 29

7-8. Методика проведения урока гимнастики. Методика занятий гимнастикой в школе и в ВУЗах 35

9. Строевые упражнения 41

10. Гимнастика на снарядах и прикладные упражнения 49

11. Массовые гимнастические выступления 59

12. Меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой 65

13. Планирование и учет работы по гимнастике в школе 70

Требования к контрольной работе 73

Тестовые задания 76

Перечень вопросов к экзамену по всему курсу 86

Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) 88

Рабочая учебная программа

Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика»:

- знакомство студентов с возможностью применения средств гимнастики в различных видах физкультурно-спортивной деятельности;

- получение представления об особенностях проведения занятий с контингентом различного возраста и различного уровня физической подготовленности;

Задачи изучения дисциплины. Изучение дисциплины «Гимнастика» предусматривает формирование у студентов знаний, умений и навыков необходимых:

• для организации и проведения индивидуальных и групповых занятий с лицами разного пола, возраста и уровня подготовленности,

• для проведения занятий образовательно-развивающих и оздоровительных видов гимнастики;

• для обеспечения безопасности на занятиях;

• для организации и проведения соревнований по гимнастике;

• для планирования занятий по гимнастике;

• для организации гимнастических выступлений.

Место курса в системе освоении профессиональной образовательной программы. Рабочая программа дисциплины «Гимнастика» предназначена для подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Изучение данной дисциплины, которая осваивается на первом курсе, позволяет специалисту ориентироваться в вопросах истории, терминологии, техники и методики обучения гимнастическим упражнениям, в документах планирования, в судействе и организации соревнований. Знания, умения и навыки, полученные при изучении курса, в дальнейшем используются на других спортивно-педагогических дисциплинах с учетом их особенностей проведения.

Требования к уровню освоения содержания курса. В зависимости от изучаемых упражнений студенты должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками:

Строевые упражнения: Иметь хорошо поставленный командный голос, знать команды для разновидностей построений, выполнения строевых приемов, перестроений, размыканий и смыканий, а также команды для выполнения раз-личных способов передвижения (шагом, бегом, прыжками).

Уметь проводить строевые упражнения с музыкальным сопровождением, ритмично считать во время передвижений, делать замечания и методические указания во время выполнения упражнений.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ): Знать задачи и терминологию ОРУ. Уметь проводить ОРУ с предметами и без предметов. Проводить ОРУ раз-личными способами с музыкальным сопровождением. Уметь подбирать ОРУ в зависимости от поставленных задач и правильно чередовать ОРУ в комплексе. Уметь проводить ОРУ на занятиях с различным контингентом занимающихся и применять ОРУ в качестве вспомогательных средств для формирования навыков, позволяющих успешно осваивать соревновательные упражнения.

Прикладные упражнения: Знать классификацию и методику освоения прикладных упражнений, а также методику их применения для совершенствования физических качеств и формирования жизненно необходимых навыков.

Соревновательные упражнения: Знать технику выполнения и методику разучивания акробатических упражнений и упражнений на снарядах.
Темы и содержание лекционного курса.
1.История развития гимнастики

ЗАРОЖДЕНИЕ ГИМНАСТИКИ

Гимнастика как средство физического воспитания развивалась на протяжении длительного времени. Ее становление было связано с изменением общественного строя, развитием наук о человеке, а

Также с переменой способов ведения войны. Это оказало существенное влияние на изменение содержания гимнастики, методики ее преподавания и техники самих упражнений.

Отдельные упражнения, вошедшие в системы гимнастики XVIII—XIX вв., применялись в военно-физической подготовке еще в Древнем Риме и в период средневековья в ряде стран Западной Европы. К ним относятся упражнения на деревянном коне, лестницах и других сооружениях, используемых для обучения штурму неприятельских крепостей. Акробатические упражнения и упражнения на канате демонстрировались бродячими артистами.

В эпоху Возрождения гуманисты стали придавать большое значение всестороннему воспитанию молодежи. В занятиях гимнастикой они видели лучшее средство укрепления здоровья и развития физических сил человека. В XVI в. Появился ряд произведений по физическому воспитанию. Наиболее известным из них был труд И. Меркуриалиса об искусстве гимнастики. Автор делил гимнастику на три вида: военную, врачебную и атлетическую. Оздоровительную гимнастику, т. Е. Не связанную со стремлением побеждать соперника, он считал основным средством физического воспитания.

В это же время развивалось и другое направление в гимнастике, основой которого было приобретение занимающимися ловкости. В произведении французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле (ок. 1494—1553 гг.) «Гаргантюа и Пантагрюэль» говорится о том, что воспитанники занимались многими видами упражнений, в тем числе на перекладине, деревянном коне, лазали по канату, выполняли акробатические упражнения. В связи с этим следует считать, что уже в XV в. В школах дворянской молодежи использовались отдельные гимнастические снаряды и упражнения, которые в дальнейшем легли в основу спортивной гимнастики.

ГИМНАСТИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ

Труды Я. А. Коменского и система его дидактических принципов способствовали развитию взглядов классиков педагогики XVIII в. Жан-Жака Руссо (1712—1778 гг.) И особенно Песталоцци (1746—1827 гг.). Их заслуга в физическом воспитании состоит в том, что они дали толчок к подлинному возрождению гимнастики. Руссо считал, что физические упражнения укрепляют и закаливают тело, создают необходимые условия для развития сил и двигательных возможностей человека, готовят к жизни, содействуют умственному развитию и укреплению здоровья.

Песталоцци главную цель физического воспитания видел в развитии сил и способностей, заложенных в ребенке, путем упражнений. Он полагал, что важно развивать способность мыслить и действовать. Лучшими упражнениями для этого были простейшие движения в суставах, поскольку из них складываются любые сложные движения. Дополнять же суставную гимнастику должны подвижные игры и ручной труд. Конечно, он переоценил значение суставных упражнений, однако разработанный им аналитический метод нашел широкое применение в гимнастике того времени. Песталоцци — один из основоположников теории и методики гимнастики, а «суставные движения» — прообраз современных вольных упражнений.

Педагогические идеи Руссо, Песталоцци и других деятелей педагогики того времени поддерживались буржуазной интеллигенцией западноевропейских стран. Практические шаги в этом направлении были сделаны в Германии. В 70-х годах XVIII в. В некоторых городах начали создаваться школы нового типа — филантропины, в которых стала зарождаться немецкая национальная гимнастика.

Наиболее известными руководителями гимнастики в филантропинах были Фит (1763—1836 гг.) И Гутс-Мутс (1759—1839 гг.). Они применяли все известные физические упражнения. В трехтомном труде Фит изложил теоретические и практические сведения о гимнастике. Целью занятий он считал укрепление здоровья, развитие силы и быстроты движений, приобретение красивой формы тела, содействие умственному развитию и психической деятельности. Фит привел ряд ценных методических указаний, не потерявших значения до настоящего времени (о последовательности упражнений, постепенном переходе от легкого к трудному, об активности учеников, об интересе к занятиям, учете индивидуальных особенностей и др.).

Гутс-Мутс разработал технику многих гимнастических упражнений, в том числе упражнений на снарядах. В этих упражнениях большое значение придается форме движений. Его книга «Гимнастика для юношества» получила распространение в ряде стран, в том числе и в России, и способствовала развитию гимнастики. В ней описаны примитивные упражнения на перекладине, брусьях, бревне. При проведении занятий стимулировалось соревнование между учениками, были выработаны требования к точности исполнения движений.

Следовательно, к концу XVIII в. Наметились теоретические основы гимнастики нового времени.

СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ГИМНАСТИКИ

Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что обусловлено было общественными запросами. Способы ведения войны требовали одновременности действий, четкого выполнения команд, перестроений на поле боя и т. П. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи.

В первой половине XIX в. Наметились три направления в развитии гимнастики:

Гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека);

Атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах);

Прикладное (гимнастика использовалась как средство

Обучения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне).

Немецкая система гимнастики складывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Основателем этой системы был Ф. Ян (1778—1852 гг.). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от оккупации. Основу системы составляли упражнения на снарядах и военные игры, так как они, по мнению Яна, лучше развивали физические силы и укрепляли волю человека. Он назвал свою гимнастику «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников — «турнерами». Позднее немецкую гимнастику стали называть «тур-нен».

Совместно с Фризеном и Эйзеленом Ян разработал технику гим настических упражнений Был издан учебник «Немецкая гимнастика», в котором описывались все известные в то время упражнения на снарядах. При выполнении упражнений от занимающихся требовали прямого положения головы, оттянутых носков, военной выправки, прямых линий в движениях. В занятиях использовался метод соревнования, что сильно повышало интерес у занимающихся, они старались повторять одно и то же упражнение наибольшее количество раз. Комбинаций различных движений тогда не применяли.

А. Шписс (1810—1858 гг.) Приспособил немецкий турнен к преподаванию в школе и составил схему урока. В 1840 г. Он опубликовал труд «Учение о турнерском искусстве». Урок гимнастики Шпис-са содержал порядковые упражнения (строевые упражнения и перестроения), затем следовали вольные упражнения (движения из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита), подготавливающие к упражнениям на снарядах. Шписс ввел групповые снаряды: длинную перекладину и брусья, ряды лестниц, шестов и т. П. В последней части урока проводились игры и массовые упражнения Сохраняя главные принципы немецкого турнена, Шписс завершил создание немецкой буржуазной национальной системы гимнастики. Гимнастика Шписса содействовала воспитанию дисциплинированных детей, хорошо выполняющих команды и имеющих достаточную физическую подготовку для военной службы. Однако она подавляла инициативу, не способствовала развитию их индивидуальных способностей и, главное, расходилась со многими положениями естественных и педагогических наук того времени. Эти недостатки вызывали многочисленные возражения, наиболее обоснованными из которых были возражения П. Ф. Лес-гафта.

Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое направление. П. Линг (1776—1839 гг ) начал изучать гимнастику в Дании в первой половине XIX в. Дания была тогда одной из передовых стран Западной Европы по распространению гимнастики В 1813 г. По инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт специальный институт. Там П. Линг применял свои методы и средства физического воспитания. Он считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Педагогическое значение гимнастики он не учитывал.

Его сын Я. Линг (1820—1886 гг.), продолжая дело, начатое отцом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений. Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их были симметричность, прямолинейность и напряженность. Точному положению частей тела придавалось большое значение.

Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за одной. Она связывала инициативу преподавателя, хотя многим казалась научно обоснованной, что явилось причиной большой популярности шведской гимнастики и ее распространения во многих странах, в том числе и в России.

Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Создателем гимнастической системы во Франции был Аморос (1770—1848 гг.). Он был знаком с системой военно-физической подготовки А. В. Суворова и использовал ее при создании своей системы. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях: ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «раненого», плавание и ныряние, борьба, метания, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следовало преодолевать с наибольшей скоростью и экономией сил (лестницы, канаты, шесты, заборы).

Проводя урок, Аморос не придерживался определенной схемы. Он установил лишь общие принципы: упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты; проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным. На занятиях учитывались индивидуальные особенности учеников. Были указания на то, что действие одного и того же упражнения можно усилить или ослабить, изменяя скорость, направление и амплитуду движений. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию дыхания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая попытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях.

Упражнения французской системы гимнастики использовались в русской армии.

Сокольская система гимнастики возникла в середине XIX в. В связи с национально-освободительной борьбой славянских народов, находившихся в составе Австро-Венгрии. В Чехии возникло «со-кольское движение» и стала создаваться сокольская система гимнастики. Ее основателем был профессор эстетики и истории искусств Пражского университета М. Тырш (1832—1884 гг.) — представитель патриотически настроенной либеральной буржуазии, стремившейся к освобождению своей родины из-под австрийского гнета. Тырш был знаком со всеми системами гимнастики первой половины XIX в., но ни одну из них не считал пригодной для организации в Чехии массового гимнастического движения в целях подготовки народа страны к национально-освободительной борьбе.

Сокольская система по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. Тырш стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с предметами и без них, пирамиды, упражнения с элементами фехтования, бокса, борьбы (боевые).

Взамен многократного повторения одного и того же упражнения на снарядах «соколы» ввели комбинации различных движений, а с 1862 г. Стали проводить соревнования по гимнастике по специально разработанным правилам. Особое внимание в комбинациях вольных упражнений и на снарядах обращалось на логичность перехода от одного элемента к другому. «Соколами» была сделана классификация упражнений по внешнему признаку и разработана терминология гимнастических упражнений, в которой почти каждое упражнение называлось одним-двумя словами, чтобы было удобно.

Урок сокольской гимнастики состоял из трех частей.

В первой (подготовительной) части выполнялись порядковые упражнения, общие вольные или упражнения с предметами (палка, гантели и др.).

Во второй (основной) части выполнялись упражнения на снарядах, прыжки, так называемые разности, боевые упражнения и др.

В третьей (заключительной) части обычно применялись ходьба, умеренный бег, игры.

Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное сопровождение, четкость выполнения упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечили успех сокольской гимнастике во многих странах. Она явилась основой современной спортивной гимнастики.

Указанные системы имели классовый характер и национальные традиции. Отрицательным было то, что они односторонни, их авторы недооценивали педагогического значения гимнастики, для них характерен эмпиризм.

В конце XIX в. Появляются первые научно обоснованные системы: в России — П. Ф. Лесгафта (1837—1909 гг.), во Франции — Ж- Демени (1850—1917 гг., физиолог и педагог). В годы первой мировой войны Ж- Демени опубликовал работу, посвященную физическому воспитанию. Он считал, что упражнения должны быть динамичными, а не статичными, выполняться с полной амплитудой, по форме закругленными, а не угловатыми. Мышцы, не участвующие в работе, должны быть расслаблены. Это был новый шаг в развитии гимнастики. Упражнения, предложенные им, значительно обогатили гимнастику. Задачами физического воспитания Демени считал: укрепление здоровья, достижение красоты фор-м и движений тела, развитие ловкости и волевых качеств человека. Один из его учеников Ж- Эбер предложил «естественный метод» физического

Воспитания, по существу явившийся дальнейшим развитием военно-прикладной гимнастики.

В Австрии была разработана одна из лучших систем школьной гимнастики. Ее создатели Гаульгофер и Штрайхер строили рекомендации с учетом возрастных и половых особенностей детей, опирались на данные биологических наук и педагогики.

Систему основной гимнастики предложил датчанин Н. Бук. Он модернизировал шведскую систему гимнастики, ввел поточный метод выполнения упражнений, повысивший интенсивность нагрузки в уроке.

Среди систем гигиенической гимнастики для женщин большую популярность завоевала система Э. Бьеркстен, в которой подчеркивались физиологическая и эстетическая сущность упражнений.

В конце XIX и начале XX в. Появились новые виды гимнастики. В частности, образовалось несколько систем художественной и ритмической гимнастики, широко использовались лечебная гимнастика, ставшая одной из отраслей медицины, система индивидуальной гимнастики, преимущественно гигиенической направленности («Моя система» Мюллера, гантельная гимнастика Сандова, системы индивидуальной гимнастики Прошека, Анохина и др.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconЦель преподавания дисциплины Цель курса
...
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconПрограмма дисциплины опд. Ф 1 теоретическая фонетика цели и задачи...
Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии...
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 2 Теоретическая фонетика цели и...
Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии...
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 4 Теоретическая грамматика цели...
Цель преподавания курса «Теоретическая грамматика» дать основополагающие знания грамматического строя немецкого языка, способствовать...
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconРабочая программа «Латинский язык» предназначена для студентов первого...
...
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconПояснительная записка. Цель курса
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconАннотация цели дисциплины. Цель курса
Цель курса заключается в ознакомлении студентов с основами управления человеческими ресурсами как одними из основных профессиональных...
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconРабочая программа курса "История и методология наук о Земле" для...
Цель курса: получение систематизированных знаний о закономерностях развития геологии, географии и геоэкологии
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconРабочая учебная программа по дисциплине Методика собирания фольклора для специальности
Цель: теоретическая и практическая подготовка студентов 1-го курса к летней фольклорной практике
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconРабочая программа модуля «Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель рабочей программы: выстраивание системы преподавания курса «обж» 12 классах вечерней школы для модульного учебного плана
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconСамостоятельная работа – 36ч. Цель курса
Цель курса: ознакомить студентов с современными представлениями о слове и других основных структурных единицах языка, их специфических...
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconПрограмма дисциплины философия гсэ. Ф. 10 Специальность: Теория и...
Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconРабочая учебная программа:  Цели и задачи курса  Тематический план...
Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconРабочая программа По курсу Введение в профессию
Цель курса – формирование у учащихся знаний о целях, содержании и методах преподавания психологии на различных уровнях образования...
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconРабочая программа курса «Секреты творчества алтайских художников. Введение»
Цель курса направлена на формирование личности школьника как представителя региона
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию...
Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск