Скачать 159.22 Kb.
|
Спецкурс «Методика собирания фольклора» Цели и задачи спецкурса: Цель: теоретическая и практическая подготовка студентов 1-го курса к летней фольклорной практике. Задачи:
Перечень дисциплин, которые необходимы для изучения спецкурса: Спецкурс «Методика собирания фольклора» читается студентам первого курса во втором триместре и является логическим продолжением курса «Русское устное народное творчество», который изучается в первом семестре. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Петрозаводский государственный университет кафедра русской литературы УТВЕРЖДАЮ декан филологического факультета __________________________ "___" _______________ 200__г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Методика собирания фольклора _ для специальности филология (русский язык и литература) _ ГОС ВПО направления (специальности) 031001 (021700), утв. МОРФ _ 10.03.2000 г., (021700, 021713) _ курс 1 _ семестр 2 _ лекции 24 (час.) Экзамен в ______________семестре Практические (семинарские) занятия 10 (час.) Зачет в 2 семестре Лабораторные занятия ______________(час.) Курсовая работа (проект) по дисциплине нет есть/нет Количество контрольных работ Всего часов 34 Самостоятельная работа 34 (час.) Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) 68 (час.) 2008 г. Рабочая учебная программа составлена на основании авторской _ программы _ (примерная/типовая/авторская программа, реквизиты ее утверждения, прилагается) Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры___________ июня 2007 г. _ "___" _____________200__ г. Заведующий кафедрой Рабочая учебная программа дисциплины Методика собирания фольклора _
Преподаватель:______________ С.В. Фёдорова дата:_________________________ Список литературы
Методические указания для студентов В лекционной части спецкурса освещается широкий спектр явлений современного городского фольклора, что позволяет студентам по-новому оценить собственный жизненный опыт, «открыть» в себе и окружающих носителей фольклора (семейного, детского, студенческого и т.п.) и научиться распознавать фольклорный материал в окружающем информационном и культурном пространстве. Поэтому не только на практических занятиях, но и непосредственно на лекциях правомерно обращение к личному культурному опыту студентов. Возможность быть на лекции не только слушателями значительно повышает их заинтересованность в материале и облегчает процесс его усвоения. Дополнение лекционного текста сведениями «из первых уст» активизирует фольклорное сознание первокурсников. В сущности, сперва (на лекциях) студенты оказываются и осознают себя в роли информантов и лишь потом (на практических занятиях) учатся быть собирателями. В течение трех практических занятий студенты подробно знакомятся с правилами записи, расшифровки и оформления материалов, анализируют специально подобранные аудиозаписи и расшифровки, выполненные в 2005-2006 годах первокурсниками филологического факультета ПетрГУ в ходе фольклорной практики. Итогом этой работы становится пробная запись (5-10 минут), которую студенты, разбившись на пары (информант – собиратель) и получив вопросники, делают на диктофоны, расшифровывают и оформляют под контролем преподавателя прямо на занятии. Пробная запись является первым зачетным заданием. После нее студенты допускаются к выполнению второго задания – самостоятельной записи фольклорного материала (10-15 минут) от любого информанта на любую выбранную ими тему. Расшифровки и кассеты с самостоятельными записями сдаются преподавателю на 11-й лекции для проверки и анализируются на последней, 12-й лекции спецкурса. Второе зачетное задание позволяет выявить плохо усвоенные правила записи и оформления материала и еще раз обратить внимание студентов на самые распространенные ошибки. Кроме того, для получения зачета нужно либо сделать (на оставшихся практических занятиях) сообщение по той теме, по которой планируется собирать материал в ходе практики, либо выдержать письменный тест по всем лекциям (не менее 60% правильных ответов). Так как по данному спецкурсу не существует ни учебника, ни пособий, адекватно передающих его содержание, и почти весь лекционный материал излагается по малодоступной новой научной литературе, для получения зачета абсолютно необходимо посещение большинства лекций и практических занятий. Методические рекомендации для преподавателя Спецкурс «Методика собирания фольклора» по концепции, учебному материалу и структуре связан с фольклорной практикой, к которой он призван готовить студентов. Другими словами, от принципов организации фольклорной практики напрямую зависит содержание спецкурса. Поэтому необходимо, чтоб данный спецкурс читался руководителем фольклорной практики, у которого, разумеется, должен быть собственный опыт собирательской деятельности и экспедиционной работы. Мы считаем, что крайне важно предоставить студентам свободу выбора информантов и тем для сбора фольклорного материала. Этот принцип гарантирует дополнительную нагрузку для преподавателя (собеседование со студентом, составление списка рекомендуемой литературы для подготовки сообщения, разработка вопросника по новой теме и т.п.), но нередко эта нагрузка с лихвой окупается свежестью, качеством, а иногда и количеством материала, записанного студентом с большим увлечением. Как правило, наиболее продуктивен труд тех начинающих собирателей, которые в ходе спецкурса нашли «свою» тему и осознали научную значимость своей работы. Своеобразным смысловым ядром спецкурса, наиболее важными и полезными для подготовки первокурсников к сложностям практики являются практические занятия. Как правило, все волнения и вопросы студентов о том, как вести разговор с информантом, что нужно записывать и как расшифровывать, прекращаются после анализа чужих проб и ошибок и после демонстрации образцово оформленных студенческих коллекций 2005 – 2006 гг. То, насколько хорошо усвоены правила полевой работы, показывает пробная запись. Для ее осуществления требуется принести на занятие диктофоны (9 диктофонов для фольклорной практики закреплены за кафедрой русской литературы), от студентов потребуются кассеты и наушники. Результаты пробной записи (точность и правильность оформления расшифровки) тщательно проверяются преподавателем и анализируются на 4-м практическом занятии. После разбора ошибок для окончательного закрепления навыка собирательской работы студенты осуществляют самостоятельную запись (с помощью собственных технических средств), которая также тщательно проверяется преподавателем. Студенты, не справившиеся с пробной и самостоятельной записью или не сдавшие их, не допускаются к собиранию фольклора и проходят практику камерально (например, делают электронные копии экспедиционных материалов). Прилагаемая программа спецкурса обсуждалась и была утверждена на заседании кафедры русской литературы в мае 2005 г. Тема 1. Введение. История собирания фольклора на Русском Севере. Важность собирательской работы для теоретического изучения фольклора, их неразделимость. Первые собиратели Олонецкой губернии. С. А. Раевский и его публикации в Неофициальной части Олонецких губернских ведомостей. Открытия П. Н. Рыбникова. Методика работы А. Ф. Гильфердинга. Комплексные экспедиции А. В. Маркова. Полевые исследования Б. М. и Ю. М. Соколовых. Изменения в методе полевой работы после появления средств звукозаписи. Современная фольклористика Карелии: основные имена и направления работы. Деятельность фольклористов ИЯЛИ КарНЦ РАН, ПГК и музея «Кижи». Значение и результаты фольклорной практики студентов ПетрГУ и КГПУ. (4 часа). Тема 2. Современные методы полевой работы. Изменения в полевой и теоретической фольклористике в 1990-е годы: расширение фольклорного «поля», разработка новых вопросников, поворот к изучению городского фольклора, широкое использование техники и т.п. Особенности собирательской работы как особого типа коммуникации. Оппозиция «свой» – «чужой» как непременное условие для научного собирания фольклора. Коммуникативные сложности при первом контакте с информантом. Правила поведения собирателя. Основные методы современной полевой работы. Метод снежного кома. Включенное наблюдение. Тематическая беседа. «Правильные» и «неправильные» («наводящие») вопросы. Тактика неуместных вопросов. Использование диктофона при записи и психологические сложности, с этим связанные. Преимущества для начинающих собирателей работы в парах. (2 часа). Тема 3. Современный городской фольклор. Типы фольклорных традиций: архаическая, классическая, современная. Понятие «постфольклор». Основные российские научные центры, исследующие современный городской фольклор. Характеристика постфольклора: социокультурная полицентричность, отсутствие календарного обрядового цикла, преобладание прозаических жанров, краткость и сиюминутность текстов городского фольклора. Способы бытования постфольклора: устный, письменный, цифровой и т.п. «Реальность письменного фольклора» (В. С. Бахтин): альбомы, песенники, граффити. Постфольклор и наивная литература. Постфольклор и массовая культура. Функции постфольклора в современном культурном пространстве. Методика собирания современного городского фольклора (2 часа). Тема 4. Городской текст Значение термина «городской текст» в литературоведении и антропологии. Понятие «локальной идентичности». Связь между историей города и его фольклорной традицией. Предания об основании города, осмысление его названия. Топонимика. Особенности восприятия городского пространства. Методика записи спонтанных экскурсий. «Нехорошие места» города Петрозаводска. Ритуал загадывания желаний в определенных локусах. Исторические лица в городском тексте. Слухи (2 часа). Тема 5. Традиционная и современная городская мифология. Значения понятия «мифология». Черты архаического (мифологического) мышления. Работы о мифе Е. М. Мелетинского. Общие черты древней и современной мифологии. Высшая мифология: космогонические, эсхатологические, героические мифы. Низшая мифология. Особенности бытования и собирания быличек. Общие черты традиционной и современной былички. Места обитания духов в современном городе. Политическая мифология 20 в. Всплеск эсхатологических ожиданий в России в 1990-е годы (2 часа). Тема 6. Народная религиозность. Понятия «язычество», «двоеверие» и «народное православие». Черты русского народного религиозного сознания (по Г. П. Федотову). «Народная Библия». Влияние народных традиций на формирование русского православного богослужения. Особенности современной религиозной ситуации в России. Субкультура «прихрамовой среды». Легенды, видения и эсхатологические предсказания. Собирание фольклора «прихрамовой среды» методом включенного наблюдения (2 часа). Тема 7. Семейный фольклор. Изучение семьи как феномена человеческой культуры. Domesticity – самосознание семьи как суверенной общности, изолированной от социума. «Потаённость» семейного знания. Семейные «культурные роли»: эпики, балагуры, исполнители магических и религиозных практик, архивариусы, «семейные историки». Классификация текстов семейного фольклора. Семейная мифология. Глубина семейной памяти и особенности трансмиссии семейного культурного опыта (2 часа). Тема 8. Детский фольклор: специфика и жанровая классификация. Собирание, изучение и публикация детского фольклора в ПетрГУ и КГПУ. Споры о границах и содержании понятия «детский фольклор». Игра как основополагающий признак детского фольклора. Отсутствие феномена «сказителя» в детской культуре. Возрастные «срезы» детского фольклора: основные этапы психического развития ребенка и краткая характеристика фольклорных жанров, преобладающих на каждом этапе. Особенности и жанры школьного фольклора. (2 часа). Тема 9. Детская мифология. Особенности игры в страну-мечту: утопичность, протяженность во времени, парадоксальность. Влияние детской литературы на игру. Материальное воплощение игры. Потаенность игры и связанные с этим сложности собирания материалов о ней. Жанр страшилки. Сходство страшилок с быличками и их различия. Цветовая символика. Устойчивость структуры страшилки. Прием сужения образов, функции кумуляции. «Пугалки» и «смешилки» (антистрашилки). Психологическая функция страшилок. «Вызывания»: мифологические персонажи и их атрибуты. Детские спиритические сеансы. Преодоление «воспитательной мифологии»: садистские стишки (2 часа). Тема 10. Студенческий фольклор. Факторы, влияющие на формирование студенческой субкультуры: возрастной и половой состав студенчества, специализация вуза, вовлеченность студентов в молодежные субкультуры. Изменчивость и стабильность студенческого фольклора. Вековые традиции, излюбленные темы и коллизии. Образы студента и преподавателя в студенческих анекдотах. Экзаменационный фольклор: приметы, запреты, магические ритуалы. Черты традиционных обрядовых практик в ритуале ловли Халявы (2 часа). Тема 11. Ошибки начинающих собирателей. Обзор вопросников. На занятии разбираются основные ошибки, допущенные студентами в ходе выполнения самостоятельной записи (второго зачетного задания). Обзор вопросников по традиционной культуре и современному городскому фольклору, по которым могут работать студенты (2 часа). 1 См. Список литературы. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности... Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи... Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма» | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине судебная медицина для специальности Гос впо направления (специальности): 030501. 62 (бакалавр юриспруденции, 27. 03. 2000г.) | Учебно-методический комплекс рабочая учебная программа для студентов... Педагогика и методика начального образования с дополнительной квалификацией “информатика | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» для курсантов (слушателей) Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | Рабочая учебная программа дисциплины по дисциплине: Правовое обеспечение... Рабочая учебная программа составлена на основании гос впо специальности «Социально-культурный сервис и туризм» рег. №293 св/сп от... | ||
Рабочая программа По дисциплине «Теория и методика ивс» /баскетбол/... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Психофармакотерапия» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив)... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине: философия для специальности «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060201.... Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности стоматология, Федерального... | ||
Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060103.... Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности педиатрия, Федерального... | Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями... |