Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии





Скачать 87.87 Kb.
НазваниеТема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии
Дата публикации26.08.2014
Размер87.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
МХК.

УРОК: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА. КОЛЕСО ДХАРМЫ КАК СИМВОЛ ИНДИИ»

Предмет: МХК

Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии

Класс: 9 класс
Педагог: Сретенская Ирина Леонидовна, методист Учебно-методического отдела ООО "Кирилл и Мефодий"

Город: Москва

На примере этого урока можно наблюдать, как сочетаются традиционные методы объяснения нового материала с использованием информационного интегрированного продукта «КМ-Школа».

Каждый этап урока снабжен методическим комментарием по его проведению.

Урок проводится в кабинете, оборудованном рабочим местом учителя (компьютер учителя, принтер, мультимедиа-проектор и демонстрационный экран), имеющим выход в Интернет.
.


Предмет

Раздел

Урок

Класс

СЛАЙД 1

Мировая художественная культура (МХК)

Художественная культура Востока

Колесо Дхармы как символ Индии

Рекомендуется для 9 класса

(использовались материалы урока к.пед.н. Антиповой А.В., учителя литературы школы «Ренессанс», г. Москва)


Цель

СЛАЙД 2

Сформировать представление о целостности и гармоничности культуры и религии Древней Индии.

Оборудование

Урок проводится в кабинете, оборудованном компьютером учителя, принтером, мультимедиа проектором и демонстрационным экраном.

Средства обучения

ИПП «КМ-Школа»: энциклопедия, медиатека по истории и МХК

Этапы урока

Деятельность учителя и учеников

Этап № 1. Организа-ционный

На данном этапе предусматривается быстрое включение учащихся в деловой ритм урока и полная готовность необходимого оборудования.

Тема, цель и план урока, размещены на слайдах, последовательно демонстрируются на экране, сопровождаются необходимым мотивирующим комментарием учителя и записываются учениками в тетрадях.




Этап № 2. Входной контроль знаний: проверка домашнего задания

Данный этап необходим для актуализации базовых знаний учащихся с целью продуктивного восприятия ими нового материала. Устанавливается правильность и осознанность выполненной домашней работы, выявление пробелов и их коррекция.
СЛАЙД 3

Учитель:

«В первой половине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии полулегендарный поэт Вьяса собрал и обработал древние мифы, предания и сказки в одной огромной поэме — «Махабхарата». Основная нить повествования — подлинный исторический сюжет о битве двух родов за господство над городом Хастинапура (современный Дели). Многие сюжеты «Махабхараты» сотни и тысячи лет служили источником для поэтов и писателей Индии и других стран южной Азии, а также Тибета и Монголии».

4. Фронтальная работа класса по обсуждению отрывков из "Махабхараты", прочитанных учащимися дома в книге А.И. Немировского "Мифы и легенды Древнего Востока".
СЛАЙД 4

Учитель вызывает к своему компьютеру ученика, который, открывает на демонстрационном экране статью Энциклопедии, раздел “Махабхараты




Этап № 3.

Изучение нового материала (начало)

На этом этапе учитель, используя компьютер и мультимедиа проектор, сопровождает объяснение новой темы демонстрационным материалом, размещенным на слайдах. По ходу объяснения учитель задает наводящие вопросы ученикам, добивается от них ответов, акцентирует их внимание на узловых моментах объяснения, которые записываются учащимися в тетради. Для демонстрации гармоничности памятников индийской архитектуры используются соответствующие (по усмотрению учителя) информационные объекты, которые подбираются учителем при подготовке к уроку




СЛАЙД 5

САНСКРИТэто литературно обработанная разновидность древнеиндийского языка. На санскрите написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Востока, Центральной Азии и Европы. В Индии санскрит используется как язык гуманитарных наук и культа, в узком кругу — как разговорный язык.




СЛАЙДЫ 6, 7
1. На слайде расположено задание (шаблон – сопоставление) на поиск соответствия русской транскрипции слов санскрита и русских слов.
Агни – Огонь; Мрита – Смерть; Швета – Светлый; Гарджа – Гром
2. Ученики предлагают свои варианты, учитель помогает найти правильный “перевод” и на своем компьютере показывает (мышью) нужное соответствие слов.

3. Когда все задание выполнено, учитель дает необходимые пояснения к словам, записанным на санскрите.





СЛАЙД 8
К концу I тыс. до н.э. ведийскую мифологию сменил индуизм, ранний, (добуддийский) период развития которого связан с «Махабхаратой».
ТРИМУРТИ (санскрит) – это проявление триединства верховных богов индуизма: Брахмы (Брахманизм), Вишну (Вишнуизм) и Шивы (Шиваизм). Изображается с одной головой и тремя ликами.






СЛАЙД 9
БРАХМА, в брахманизме один из трех высших

богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего.

Обычно изображается четырехликим и четырехруким.

Культ Брахмы практически отсутствует.





СЛАЙД 10
В вишнуизме ВИШНУ — великий Бог-охранитель.

В средние века он почитался в основном в образах

Кришны и Рамы.




Этап № 3.

Изучение нового материала (продолжение)

СЛАЙД 11
ШИВА изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным в созерцание.







СЛАЙД 12

БУДДИЗМ, древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни, проповедовавшего в городах долины Ганга примерно в 5 в. до н. э.

К XII в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него.





СЛАЙД 13

Гармония – слияние частей в единое целое.

Буддийский период Древней Индии характеризовался интенсивным строительством городов. В это время в архитектуре выделились основные формы - символические сферические формы, называемые СТУПА (“макушка, куча камней). Ступа воплощала структуру священных мандал (“круг, диск”), заменивших в буддизме ведийскую янтру.
КХАДЖУРАХО - это комплекс храмов североиндийского типа, с башнями параболических очертаний. Сохранилось около 20 таких храмов. Пластичность их архитектурных форм подчеркнута настенной скульптурой




СЛАЙД 14
Сооружения в форме полусферы символизируют мироздание.


Мавзолей Тадж-Махал - памятник Захоронение богатой династии.

любви и красоты




СЛАЙД 15
«Истина имеет много имен, и все они – лишь намек на правду».




Учитель демонстрирует на экране круг и спрашивает: «Что это?». Ученики, каждый в своей тетради рисуют круг и высказывают варианты ответов на вопрос. При обсуждении ответы могут разными: полная луна, колесо, пуговица и др.

Учитель спрашивает: «Кто же прав?»
Ответ: «В индуизме и буддизме правы все».




Этап № 3.

Изучение нового материала (окончание)

СЛАЙДЫ 16, 17
Высшая форма счастья в индуизме – покой, нирвана. Эта религия не знает смерти. Весь мир предстает перед индуистами гармоническим целым, где все связано со всем. Всеобщий и вечный порядок, удерживающий и сохраняющий целостность мира – это ДХАРМА.

Символ этот до сих пор почитаем. Индуисты верят, что он отражает закон, определяющий судьбу каждого человека.

На государственном флаге Индии отображено Колесо Дхармы, или Дхармачакра.

В буддийской мифологии «Колесо учения» это символ буддийского закона. Согласно этому закону «Колесо» вращается, пока существует учение Будды.







Этап № 4. Закрепление знаний

С целью установления правильности и осознанности усвоения учащимися нового учебного материала и последующего его закрепления, проводится фронтальная работа класса по вопросам, представленным на слайде №18
СЛАЙД 18

  1. Что обозначает понятие ТРИМУРТИ?

  2. Кратко охарактеризовать три направления индуизма: Брахманизм, Вишнуизм и Шиваизм, используя для этого систему поиска Энциклопедии;

  3. В чем выражается гармоничность архитектуры и религии Древней Индии;

Что символизирует Колесо Дхармы на государственном флаге Индии?




Этап № 4.

Подведение итогов урока

1. Обобщающее и завершающее выступление учителя:

  • дается анализ и оценка успешности достижения цели урока;

  • намечается перспектива последующей работы.

2. Объявление оценок, полученных учащимися за ответы на вопросы по домашней работе.

3. Объявление оценок учащимся, активно участвовавшим в закреплении нового материала.
СЛАЙД 19

Домашнее задание

  1. Выучить параграф учебника и материал, записанный в тетрадь.

  2. Приготовиться к тестированию изученному материалу.








Показ демонстрационных слайдов в контексте рассказа учителя, включает зрительное восприятие учеников в процесс усвоения материала, что очень важно для создания у них точного и целостного представления об изучаемом явлении.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconРеферат Тема: Культура Древнего Востока
Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до iii—V вв н э., т е до того...
Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconРуководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Художественная культура Востока XX века»
Руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Художественная культура Востока XX века» составлено в соответствии с требованиями...
Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»...
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconОбразовательная программа «культура индии» Специальность 031401 культурология...
Анализ истории восприятия и изучения индийской культуры, включая развитие индологической науки, а также специфики важнейших аспектов...
Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...
Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен...
Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в...
Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconТема: «Мир Востока в XVIII веке: наступление колониальной системы»
Великих Моголов, причины и основные этапы превращения Индии в британскую колонию
Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconРуководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Художественная культура Востока XX века»
Предназначено для студентов направления 031401. 65 «Культурология» очной формы обучения
Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconПояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы»
«Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального...
Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconДомашнее задание на период карантина по математике для 10 класса Микова И. Э
Урок 1 Повторить по лекциям раздел «Художественная культура Средневекового Востока», подготовиться к самостоятельной работе
Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconКонспект урока «Культура Древней Индии» фио устинская Елена Викторовна...
Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Индии, дать представление о Буддизме, как мировой религии. Выявить ее влияние на развитие...
Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconОбразовательная программа «культура индии»
Целью изучения дисциплины специализации «Индуистский тантризм» является формирование у обучающихся понимания сущности одного из важнейших...
Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 10 класс
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Тема: Художественная культура Востока. Колесо Дхармы как символ Индии iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И. М.: Дрофа, 2010


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск