Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»





Скачать 180.12 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
Дата публикации27.08.2014
Размер180.12 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида № 28


Рассмотрено Утверждено

на заседании МО учителей решением ПС учреждения

начальных классов Протокол № ___ от______

Протокол №_____ от_______ Приказ № ___ от_______

Руководитель МО______________ И.О. директора _________

Рабочая программа

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль « Основы светской этики»

4 класс

Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по обучению грамоте с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования
Срок реализации учебной программы 2013-2014 уч.г.


Разработала:

Чернякова Ю.Н. учитель начальных классов

ГБОУ СКОШИ V вида № 28,

первая квалификационная категория

Москва, 2013 год

Пояснительная записка.

Цель учебного курса ОРКСЭ:

-формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Рабочая программа составлена на основе: Программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы " Основы религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я. – М.: Просвещение, 2010.

Общая характеристика учебного курса.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.


Данная программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок.

Для достижения требуемых результатов обучения предполагается использование технологии деятельностного подхода, игровой и информационно-коммуникационной технологий обучения.

Виды и формы контроля: текущий, тематический, итоговый. Устный (опрос), письменный (тестирование).
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года.

Требования к результатам обучения

Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Используется учебно-методический комплект:

Учебник «Основы светской этики» под редакцией Т.Д.Шапошниковой 4 класс Издательство М: Дрофа 2013 г.

Содержание рабочей программы.
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа Росси

Учебно-тематический план.

блока

Содержание

Количество

часов

Блок 1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.


1

Блок 2

Основы религиозных культур и светской этики. Часть№1


16

Блок 3

Основы религиозных культур и светской этики. Часть№2


12

Блок 4

Духовные традиции многонационального народа России.


5





Всего часов


34


Требования к уровню подготовки обучающихся.


  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование ценностей многонационального российского общества;

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;

  • осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • Осознание ценности человеческой жизни.


Литература

1. "Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы" (учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Данилюк А.Я. , М. : Просвещение, 2010);

2. "Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы" ( электронное приложение. )

3." Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы" (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. – М.: Просвещение, 2010) ;

4. "Основы религиозных культур и светской этики. (Данилюк А.Я.) Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы" ( М.: Просвещение, 2010 г. )

Материально-технические средства обучения.
Технические средства обучения: настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; телевизор; видеомагнитофон; магнитофон; мультимедийный проектор; компьютер; сканер (по возможности); принтер лазерный (по возможности);

Экранно - звуковые пособия: аудиозаписи в соответствии с программой обучения; видеофильмы и мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы ОРКСЭ.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОРКСЭ»

Модуль «Светская этика» - 34 часа.



урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Виды, формы контроля


1.


Россия – наша Родина.


1

06.09

текущий

устный опрос


2.


Что такое светская этика.


1

13.09

текущий

устный опрос


3.


Культура и мораль.


1

20.09

текущий

устный опрос


4.


Особенности морали.


1

27.09

текущий

устный опрос


5-6.


Добро и зло.


2

04.10

11.10

текущий

устный опрос


7-8.


Добродетель и порок.


2

18.10

25.10

текущий

устный опрос


9.

Свобода и моральный выбор человека.

1

01.11

текущий

устный опрос


10.


Свобода и ответственность


1

15.11

текущий

устный опрос


11.


Моральный долг.


1

22.11

текущий

устный опрос


12.


Справедливость


1

29.11

текущий

устный опрос


13.


Альтруизм и эгоизм.


1

06.12

текущий

устный опрос


14.


Дружба.


1


13.12

текущий

устный опрос


15.


Что значит быть моральным.


1


20.12

текущий

устный опрос


16-17.


Подведение итогов


2


27.12

17.01

текущий

устный опрос


18.


Род и семья-исток нравственных отношений.


1

24.01

текущий

устный опрос


19.


Нравственный поступок.


1

31.01

текущий

устный опрос


20.


Золотое правило нравственности


1

07.02

текущий

устный опрос


21.


Стыд, вина и извинение.


1


14.02

текущий

устный опрос


22.


Честь и достоинство.


1

21.02

текущий

устный опрос


23.


Совесть


1

28.02

текущий

устный опрос


24-25


Нравственные идеалы.


2

07.03

14.03


текущий

устный опрос


26-27.


Образцы нравственности в культуре Отечества.


2

21.03

04.04

текущий

устный опрос


28.


Этикет.

1

11.04

текущий

устный опрос


29.


Семейные праздники.

1

18.04

текущий

устный опрос


30.

Жизнь человека -высшая нравственная ценность.

1

25.04

текущий

устный опрос


31.


Любовь и уважение к Отечеству.

1

02.05

текущий

устный опрос


32-34.


Подведение итогов.

Выступление обучающихся со своими творческими работами «Что такое этика?".

«Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины», и т.д.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)


3

09.05

16.05

23.05

итоговый



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»
«Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА....
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconРабочая программа учебного курса «Основы светской этики»
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconКурс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconСодержание модуля «Основы светской этики»
Курс состоит из 4-х блоков, блоки 1 и 4 — общие для всех учеников, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики, в...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы А. Я. Данилюка «Основы светской...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconПрограмма «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской...
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconКонспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconШевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных...
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск