Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе рабочей программы по музыке автора составителя Бакланова Т.И., издательство АСТРЕЛЬ 2011 г., учебника «Музыка» 4 класс, автор Бакланова Т. И. издательство АСТРЕЛЬ 2011 г.
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Музыка» в начальной школе выделяется в 4 классе 34 часа (21 час в неделю, 34 учебных недели).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Информация об изменениях
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 34. Количество часов в неделю – 1 час.
Количество часов в1 четверти – 8
Количество часов во 2 четверти - 7
Количество часов в 3 четверти - 10
Количество часов в 4 четверти – 9
Тематическое планирование.
№
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки.
| 7
| 2
| Музыкальное путешествие от Руси до России
| 8
| 3
| Музыкальное путешествие по России 20 века
| 10
| 4
| В гостях у народов России
| 9
| Поурочное планирование
МУЗЫКА
№ урока
| Тема
| Страницы учебника
| Дата
| Факт
|
| Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки
|
|
|
| 1.
| Встреча со знаменитыми композиторами.
Иоганн Себастьян Бах.
| 3 – 9
|
|
| 2.
| Встреча со знаменитыми композиторами.
Вольфганг Амадей Моцарта.
| 10 – 13
|
|
| 3.
| В рыцарских замках.
| 14 – 17
|
|
| 4.
| На балах. Полонез. Вальс.
| 18 – 23
|
|
| 5.
| На балах. Менуэт. Гавот. Мазурка. Полька.
| 24 - 25
|
|
| 6.
| На карнавалах. Роберт Шуман.
| 26- 28
|
|
| 7.
| Итоговый урок. Путь к вершине творчества. Проект «Европейская музыка и музыканты».
| 29 – 33
|
|
|
| Музыкальное путешествие от Руси до России.
|
|
|
| 8(1).
| Русь изначальная. Песня « С чего начинается Родина?» И.Стравинский. Балет.
| 34 - 39
|
|
| 9(2).
| Русь изначальная. Симфоническая поэма «Русь», Кантата «деревянная Русь».
| 40-41
|
|
| 10(3).
| Русь православная. Церковные песнопения.
| 42 – 46
|
|
| 11(4).
| Русь скоморошья. Скоморошья плясовая.
| 47 – 49
|
|
| 12(5).
| Русь сказочная. Балет. Опера
| 50 – 53
|
|
| 13(6).
| Русь былинная. Опера-былина «Садко».
| 54 – 57
|
|
| 14(7).
| Русь героическая. Опера «Князь Игорь», «Иван Сусанин».
| 58 - 63
|
|
| 15 (8).
| Итоговый урок. Путь к вершине творчества.
Проект : «Музыкальная история России».
| 64-67
|
|
|
| Музыкальное путешествие по России 20 века.
|
|
|
| 16(1)
| Музыка революции. Песня « Крейсер «Аврора».
| 68 – 73
|
|
| 17(2)
| У пионерского костра. Песня «Картошка»
| 74 – 75
|
|
| 18(3)
| В кинотеатре и у телевизора. «Марш весёлых ребят».
| 76 - 79
|
|
| 19(4)
| Музыка о войне и на войне. Песни советских композиторов.
| 80 – 85
|
|
| 20(5)
| Музыка на защите мира. Песня «Пусть всегда будет солнце».
| 86 – 89
|
|
| 21(6)
| На космодроме. Песня «14 минут до старта».
| 90 – 93
|
|
| 22(7)
23(8)
| На стадионе. Песня «До свиданья, Москва…»
На фестивале авторской песни. «Песня Ослика».
| 94– 97
|
|
| 24-25(9-10)
| Итоговый урок. Путь к вершине творчества.
Проект : «Музыкальный мир советской эпохи».
| 102 – 105
|
|
|
| В гостях у народов России.
|
|
|
| 26(1)
| В гостях у народов России.
У колыбели.
| 106 – 111
|
|
| 27(2)
| На свадьбе.
| 112 – 115
|
|
| 28(3)
| На фольклором фестивале. Песня «Московская кадриль»
| 116 – 121
|
|
| 29,30(4-5)
| Итоговый урок. Путь к вершине творчества.
Проект: «Россия многонациональная».
| 122 – 125
|
|
| 31-33(6-8)
| Школа скрипичного ключа.
Урок игры на гитаре.
Урок фольклора.
| 126 – 129
|
|
| 34(9)
| Праздник «До свидания, начальная школа!»
|
|
|
| Музыка
Пояснительная записка
Статус документа
Примерная программа по музыке создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды музыкально-творческой деятельности учащихся. Она служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Общая характеристика предмета
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся.
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Основные содержательные линии
Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Цели обучения
Изучение музыки в начальной школе реализуют следующие цели:
формирование основ музыкальной культуры;
развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Место предмета в базисном учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане в 1–4 классах на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 135 часов). Из них 20 % – резерв свободного учебного времени, который может быть использован разработчиками авторских программ по своему усмотрению для наполнения указанных содержательных линий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности, – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу обучения в начальной школе учащиеся овладевают способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходство и различие объектов и явлений искусства и жизни (искусство видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У них формируются представления о мире музыки, формах ее бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создает возможность более глубокого изучения музыкального искусства в основной школе. Основное содержание
(135 часов)
Представления о музыке
(72 часа)
Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, жизни.
Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения нараспев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. «Зерно-интонация» как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.
Средства музыкальной выразительности: специфические (мелодия, лад и др.) и неспецифические, присущие и другим видам искусства (ритм, темп, тембр, динамика и др.).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных) и их исполнительские возможности. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов, духового, симфонического.
Выразительные возможности и особенности музыкальных форм: двух- и трехчастной, вариации, рондо. Повтор и контраст как основные средства создания этих музыкальных форм.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др.
Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Р. К. Щедрина; В.-А. Моцарта, Р. Шумана, Э. Грига и др.
Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения.
При формировании представлений о музыке накопление опыта музыкально-творческой деятельности младшими школьниками осуществляется в процессе:
– личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности;
– формирования музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии её видов, жанров, форм;
– приобретения индивидуального опыта восприятия музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики, произведений современных композиторов для детей;
– самовыражения ребенка в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись;
– поиска исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе разучивания и исполнения произведения, вокальной импровизации;
– освоения вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла;
– индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах, в процессе разучивания и исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации;
– индивидуально-личностного выражения характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами выразительности в коллективной форме деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных;
– участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценировка песен, танцев.
– выражения образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировкам.
Представления о музыкальной жизни страны
(36 часов)
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.
Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований.
Детские музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.
Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству. Две основные разновидности детского музыкального театра: театр для детей и театр, в котором исполнителями являются сами дети. Московский детский музыкальный театр им. Н. А. Сац – первый в мире музыкальный театр для юного слушателя и зрителя.
При формировании представлений о музыкальной жизни страны накопление опыта музыкально-творческой деятельности младших школьников осуществляется в процессе:
– ознакомления с музыкальными традициями родного края;
– участия в школьных и внешкольных музыкальных праздниках, фестивалях и других событиях музыкальной жизни;
– выполнения домашних заданий по ознакомлению с музыкальными теле- и радиопередачами и высказывания своего отношения к ним;
– ознакомления с музыкальными аудио-, видеозаписями;
– приобретения первоначальных знаний и умений в области музыкального самообразования. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать:
слова и мелодию гимна России;
выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
названия изученных жанров и форм музыки;
образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
названия изученных произведений и их авторов;
наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь:
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
Литература:
Учебник «Музыка» для учащихся. Москва. Астрель. 2012г.
Методическое пособие для учителя. М. Астрель 2011 г.
|