Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая





Скачать 226.86 Kb.
НазваниеПрограмма «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая
Дата публикации22.09.2014
Размер226.86 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Заявка на участие в конкурсе инновационных образовательных программ
Программа «Волшебный карандаш»

Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области.

Заведующая Никонорова Наталья Викторовна.

Адрес: 157170 Костромская область г.Солигалич ул. Пушкина д.26 т. 5-13-27

Руководитель программы: воспитатель высшей категории Дудина Татьяна Михайловна 8-960-740-15-40

Заказчик: Родительский комитет детского сада «Солнышко»

Номинация: Дополнительные программы дошкольного образования.

Срок реализации программы: 1 год.

Инновационная идея: Создание условий для развития мотивации ребёнка к познанию и творчеству путём приобщения к общечеловеческим ценностям.


Отдел образования администрации

Солигаличского муниципального района

Костромской области.

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Солнышко»»

Солигаличского муниципального района

Костромской области.
Согласовано на Утверждаю

педсовете заведующая МДОУ

протокол №1 от 2.09.2008г. «Детский сад «Солнышко»»

председатель: Никонорова Н.В Никонорова Н.В.

02.09. 2008г.

План – программа кружка

для детей 6-7 лет

«Волшебный карандаш».


воспитатель высшей категории

МДОУ «Детский сад «Солнышко»»

Дудина Татьяна Михайловна.
г.Солигалич

2008 г.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее доступных и близких видов работы с детьми в детском саду я считаю изобразительную, художественно – продуктивную деятельность, которая создаёт условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.

Изобразительная деятельность приносит дошкольникам много радости. Потребность в рисовании заложена у них природой на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Моя задача, как педагога, помочь детям получить необходимые изобразительные умения и навыки. Программа воспитания и обучения в детском саду, по которой работает наше учреждение, не позволяет дать детям эти изобразительные умения и навыки. Поэтому я разработала собственную программу, которую реализую в рамках кружка «Волшебный карандаш».

Программа рассчитана на детей подготовительной группы. В год запланировано 27 занятий по 3 занятия в неделю. Длительность одного занятия 30 минут. В программу вошли не только обучающие занятия, но и другие формы работы с детьми такие как, экскурсии, выставки, индивидуальная работа, работа с родителями и другие. Программа соответствует всем требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, а именно:

- достижениям мировой культуры, русским традициям, культурно- национальным особенностям района;

- определённому уровню дошкольного образования;

- направленности дополнительных образовательных программ;

-современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах, формах, методах и средствах обучения, методов контроля и управления образовательным процессом, диагностическим исследованиям изобразительных знаний, умений и навыков детей.

Содержание работы программы направлено на:

- создание условий развития личности ребёнка;

-развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству;

- обучение эмоциональному самовыражению;

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие педагога с семьёй.

Цели программы:

Создание условий для развития мотивации ребёнка к познанию и творчеству путём приобщения к общечеловеческим ценностям.

Задачи программы:

  1. Развивать художественное восприятие природы, освоение изображения, через практическую изобразительную деятельность.

  2. Совершенствовать умение передавать строение, цвет, пропорции пейзажа, желание самостоятельно изображать различные предметы отдельно и в сюжете.

  3. Развивать композиционные умения при изображении пейзажа, формирование эстетического восприятия действительности.

  4. Развивать умение применять в изобразительной деятельности схемы, модели и алгоритмы.

  5. Формировать любовь к прекрасному.

Принципы:

- от простого к сложному;

- доступность;

- наглядность;

- цикличность;

- систематичность и последовательность;

- принцип гумманизации педагогического процесса;

- принцип индивидуального развития.

Методы и приёмы:

- наглядные методы т.к. наблюдения, рассматривания.

- словесные т.к. чтение стихотворений, рассказов, загадывание загадок.

- практические т.к. показ способов изображения, тактильное обследование предметов.

- метод моделирования.

- технология ТРИЗ т.к. системный оператор, морфологические дорожки.

Ресурсное обеспечение:

- оборудование: краски, кисти, цветные и графитные карандаши, ластик, палитра, ножницы, непроливайки, зубные щётки, воск, ткань для батика, альбомы, цветная бумага для оформления работ.

- Учебно- наглядные пособия : репродукции картин , атрибуты для сюжетно – ролевых игр, дидактические и настольно – печатные игры, диски с записями классической музыки, диафильмы и книги о художниках – пейзажистах.

- ТСО: диапроектор, компьютер, магнитофон.
Прогнозируемый результат:

- дети умеют эмоционально откликаться, переживать радость, удивление, восхищение от пребывания в природе и от её изображения.

- проявляют желание изобразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.

-стремятся бережно относиться к окружающей природе.

- умеют изображать пейзаж, правильно соблюдая композицию.

- умеют применять в изобразительной деятельности схемы, модели, алгоритмы.
Мероприятия по реализации программы


Месяц

Наблюдения

Экскурсии

Выставки

Чтение

Занятия

Игры

Индивидуаль-

ная работа

Работа с родителями

Сентябрь


тябрь

Тема: «Вспоминая лето»

За цветущими клумбами.

За ягодами рябины красной и черноплодной.

За деревьями в дождь и после дождя.


К водоёму.

Фотографии на тему «Как я провёл лето»

И.Суриков «Лето»

Н.Некрасов «Зелёный шум»

Рассматривание картины И.Пластова «Сенокос»

Цель: Знакомить детей с произведениями живописи русских художников
Рисование

«Картинка про лето»

Цель: Закрепить представления детей о цветовом многообразии, познакомить с хроматическими(основными) и ахроматическими цветами.

Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение её в собственном творчестве.
Рисование пальчиками

«Рябиновые гроздья»

Цель: Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности.

Помочь детям осознать ритм, как изобразительно-выразительное средство.

Дид.игра

«Составь дорожку»

Цель: Учить детей составлять морфологическую дорожку одного цвета(от бледного до насыщенного)

Диагностика изобразительных умений и навыков.

Консультация

«Что такое пейзаж?»

Информа

ционный листок

«Знакомство разделом программы «Радуга» Т.Н.Дороновой1

«Природа и изобразительное искусство»

Участие в выставке «Умелые руки 2008»


Октябрь



Тема «Краски осени»

За деревьями и кустарниками в осеннем убранстве.

Цель: сравнить расцвечивание листвы на разных деревьях и кустарниках.

За осенними цветами и плодами.



«Золотая осень в парке»

Цель: продолжать формировать интерес к природе, умение видеть, наблюдать, испытывать эстетические чувства от созерцания осенней природы.

Фотографии «Люблю я пышное природы увяданье»

Детских работ «Рябиновые гроздья»

А.Толстой «Осень»; Н.Некрасов «Говорила рябина рябинке»;

Е.Благинина «Рябина»; Ю.Капотов «Листопад»; И.Михайлова «Как обидно»; Е.Авдиенко «Золотая осень»

Познаю мир «Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»

Цель: Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем; учить выделять в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции.
Рисование «Осенние мотивы»(раздувание краски)

Цель: Познакомить детей с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда объект получается путём свободного нанесения пятен краски и воздействия

Дидактическая игра «Осенние ветки»

Цель: Путём моделирования создавать композицию осенней ветки.

Точно передавать особенности строения и расположение листочков на ветке.

Дидактическая игра «Составь пейзаж».

Цель: Учить детей создавать пейзаж, используя рисунок или схему; развивать творческое воображение.

Игровое упражнение «Такой листок лети ко

мне».

Цели: узнавать по внешнему виду и правильно

называть с какого дерева лист.

Показать различные способы изображения

крон деревьев.

Показ способов лепки разноцветной листвы.



Консультация «Нетрадиционные техники в рисовании».

Информационный листок «Рисуем и вырезываем осенний пейзаж»,



Ноябрь



Тема: «Унылая пора»

За состоянием неба;

за ветром;

за степенью тепла и холода;

за деревьями и кустами;

за покровом земли;

за дождём;

наблюдение из окна за деревьями и кустарником в дождливую и ветреную погоду.


«Поздняя осень в лесу».

Цели: учить детей находить изменения в окружающей природе

с приходом поздней осени. Продолжать формировать умение видеть красоту природы в любом состоянии.


Фото-выставка «Такая разная осень»

Н.Сладков «Почему ноябрь пегий», В. Авдиенко «Осень»,

М.Садовский «Осень», И.Мазин «Ноябрь», Е.Головин

«Осень», А.Плещеев «Скучная картина»,


Рисование по мокрому слою бумаги «Дожди».

Задачи: познакомить со способом изображения по мокрому

слою. Дать понятие «городской» пейзаж. Развивать воображение.

Рисование «Дорога с облаками».

Цель: Продолжать знакомить детей с понятием пейзаж; учить видеть, понимать и изображать красоту природы в любом состоянии погоды.


Дидактическая игра «Составь пейзаж»

Цель: Продолжать учить составлять пейзаж, используя

модели и схемы. Развивать фантазию и воображение.

Словесная игра «Перелётные птицы».

Цель: расширять и обогащать словарный запас детей;

классифицировать птиц на зимующих и перелётных.

Смешивание краски для получения новых оттенков.

Отработка способов изображения деревьев

(стволов и веток).

Начальная диагностика умений и навыков

по изображению пейзажа.


Сообщение на родительское собрание « Как писать

пейзаж? Пространство, цвет, форма, текстура и линии информационный листок «Рисуем по мокрому слою бумаги»;

Развлечение «Осенний праздник».


Декабрь

рь

Тема: «Вот и наступила зима»

За тем, как идёт снег;

за формой снежинок;

за ледяными

узорами на стекле;

за сугробами и снегопадом;

за деревьями

и птицами.

«Ель красива во все времена».

Цель: Уточнить представление о строении ели. Показать красоту дерева (стройность, пирамидальная форма, зелёный

наряд, снежное убранство).


«Зима в парке».

Цель: Уточнить представление детей об изменении в природе с приходом зимы.


Репродукций картин художников о зиме.

Детских работ на тему «Такая разная осень».


Н.Сладков «Суд над декабрём»; А.Пушкин «Вот север тучи нагоняя»; Е.Трутнева «Первый снег».


Познаю мир «Зима».

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о зиме.

Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима, три белых коня, снежная буря, вьюга и т.д.
Лепка на пластине «Зимние деревья».

Цель: совершенствовать умение детей создавать пейзаж, используя различные материалы. Передавать красоту,

строение берёзы зимой.
Рисование «Зимний пейзаж».

Цель: Познакомить детей с понятием «сельский» пейзаж; учить передавать его особенности, через построение композиции. Продолжать использовать в рисовании алгоритмы и схемы.

Сюжетно-ролевая игра «Телерепортаж о приходе зимы в город».

Цель: Обогащать и расширять ролевое взаимодействие детей.

Дидактическая игра «Составь зимнюю картинку».
Словесная игра «Что изменилось?»

Цель: Развивать наблюдательность, продолжать учить

передавать свои мысли сложными предложениями.


Развитие речи: использование понятийной модели при описании птиц;

показ способов изображения заснеженных

деревьев.

Рассматривание альбома с картинками «Зима».


Информационный листок «Зимний пейзаж на

пластине».

Участие в конкурсе «Вместо ёлки праздничный

букет».


Январь

Тема: «Мороз и солнце»

За солнцем;

за узорами на стекле;

за деревьями и кустарниками в мороз и оттепель;

за дымом из труб;

за небом в морозный день; за вечерним городом.


В краеведческий музей:

Цель: познакомить детей с залом природы родного края, особое внимание обратить на составлении композиции

(звери и окружающий пейзаж).


Детских работ на тему «Вот и пришла зима»;

книг с иллюстрациями художников к сказкам «Снегурочка и лиса», «Заячья избушка»,

«Зимовье зверей».


И.Полуянов «Шепот снегов»; П.Киричанский «Мороз»; русской

народной сказки «Мороз Иванович» сказки С.Маршака

«Двенадцать месяцев», С.Есенин «Заколдо-

ван невидим-

кой…».


Развитие речи

«Зимняя сказка».

Цель: Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки

Упражнять в подборе определений к заданному слову.Учить образовывать притяжательные прилагательные и прилагательные от основ существительных.

Рисование

«Распустились кисти белой бахрамой».

Цель: Познакомить детей с особенностями монохромной гаммы; учить передавать прозрачными, нежными оттенками ощущение хрупкой заколдованной природы.
Аппликация «Краски зимы».

Цель: Продолжать создавать пейзаж, используя схему; совершенствовать умение вырезывать детали

из бумаги сложенной вдвое. Музыкальное занятие Слушание произведений П.И.Чайковский «На Тройке» и А.Вивальди «Зима».

Цель: учить детей слушать и понимать классические

произведения; дать понятие пейзаж настроения.

Дидактическая игра «Составь пейзаж»;

Сюжетно-ролевая игра «На улицах зимнего города».

Цель: Обратить внимание на развитие сюжетного замысла.


Упражнение на различие цветового спектра «Теплый – холодный».

Рассматривание иллюстраций к сказкам и открыток о зимней природе.


Консультация «Проявление творческих способностей

в изображении природы»;

Информационный листок «Воск в рисовании пейзажа».


Февраль

Тема: «Заметает пурга белый путь»

За февральскими метелями;

за сугробами (почему они наметают с одной стороны);

за деревьями в метель;

за заснеженными домами.


В парк после метели.

Цель: Обратить внимание на заснеженные деревья, на то, как много снега лежит под деревьями, какие чудесные рисунки намела метель в парке.


Детских работ «Мороз и солнце».

В.Архангельский «Летят снежные пушинки», Г.Скребицкий «Четыре художника Зима», А.С.Пушкин «Зима».


Рисование по произведениям В.Фетисова «Зимние краски» и

Г.Ладонщикова «Прилетели метели»: «Где гуляет зима, что она

принесёт».

Цель: Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на

содержании знакомых произведений; использовать

холодную гамму красок для передачи зимнего колорита.
Рисование: «Зимние напевы» (набрызг).

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Учить самостоятельно, придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги».

Познаю мир.

Рассматривание картины И.Шишкина «Иней»».

Цель: Учить детей замечать и правильно описывать композиционные особенности картины. Обогащать речь эпитетами.

Дидактическая игра «Назови правильно»

Цель: Продолжать знакомить с картинами известных художников о зиме, правильно называть и картину, и автора.

Дидактическая игра «Составь пейзаж».


Показ способов передачи цвета снега от

освещения.

Промежуточная диагностика умений и навыков

по изображению пейзажа.


Открытое занятие для родителей «Зимние напевы»;

Информационный листок «Рисование набрызгом».


Март

Тема: «Там, где не разу я не был»

За комнатными растениями - тропическими, субтропическими такими как:

Диффенбахия, папоротник, пальма «Хамедорея»; суккуленты – алоэ, сенсевьера;

За рыбками в аквариуме.


В краеведческий музей.

Цель: Познакомить детей с мореплавателем и нашим земляком

Г.И.Невельским. Знакомство с устройством корабля, рассматривание эстампов неизвестных художников

«Амурский лиман», «Зимний посёлок Мангунов на Амуре».


Картин (репродукций) И.Айвазовского, П.Куинджи о море, горах, экзотических странах.

Детских работ на тему «Заметает пурга белый путь».


М.Пляцковский «Колючка на ужин», С.Баруздин «Интерес

но прокатить-ся», А.Митяев «Первый полёт», В.Бороздин «Звездолётчики».


Рисование

«Морской пейзаж»

Цель: Познакомить детей с понятием морской пейзаж, дать схему

последовательности построения пейзажа; учить рисовать

по представлению.
Расчёсывание краски «Верблюд в пустыне»

Цель: Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представлений о пустыне.
Граттаж

«Космический пейзаж».

Цель: вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира.

Научить новому способу получения изображения – граттажу.

Настольно – печатная игра «Звёздный путь»

Цель: закрепить знания о звёздах, планетах, о космических аппаратах,

полётах в космос.
Дидактическая игра «Составь пейзаж»

Сюжетно-ролевая игра «Будущие космонавты» Цель: Продолжать обогащать игровой замысел детей.


Показ способов изображения животных и

деревьев (верблюд и пальмы).


Информационный листок «Расчёсывание краски» и «Граттаж»;

Участие в конкурсе рисунков по пожарной безопасности.


Апрель

Тема: «Весёлый апрель улыбнулся, запел, загалдел, заиграл».

За снегом;

за облаками;

за талыми водами;

за погодой;

за растениями;

за почками на деревьях;

за насекомыми, птицами,

травой.


К грачевнику.

Цель: Расширять представления детей о жизни птиц (перелётных)

с приходом весны: строят гнёзда, готовятся к появлению

птенцов; обратить внимание на шум и гомон.


детских работ на тему «Там, где не разу я не был»;

репродукций картин о весне.


Н.Сладков «Весенние радости» и «Ручей», Э.Шим «Солнечная капля»,

Г.Скребицкий «На лесной поляне», Н.Павлова «Под кустом»,

Стихотворения о весне А.Плещеева, А.С.Пушкина, А.Фета, А.Блока,

Е.Баратынского.


Рисование «Весна пришла, весна пришла». (2 занятия) Цель: Обучать детей технике рисования подмалёвка и композиционному решению при изображении деревьев

«далеко – близко».
Аппликация «Весна»

Цель: Совершенствовать умение изображать пейзаж, используя имеющиеся навыки в вырезывании.
Батик «Берёзка».

Цель: Познакомить детей с техникой рисования – батик, с разными

способами создания рисунка на ткани. Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои

впечатления в рисунке.

Музыкальное занятие Слушание произведений С.Фортэ «Пробуждение» и

П.И.Чайковский «Май. Времена года».

Цель: Развивать умение слушать классические произведения, рассказывать о том, что представляли в процессе слушания.

Сюжетно – ролевые игры «Юные капитаны» и «Строим канал».

Цель: Совершенствовать умение организовывать игру по предложенному

сюжету; подбирать атрибуты, строить декорации (если

необходимо).

Дидактические игры: «Составь пейзаж» и «Разрезные картинки».


Отработка способов изображения на ткани;

смешивание краски для получения разных

оттенков зелёного.


Информационный листок «Рисование в технике батик».

День открытых дверей.


Май

аайай

Тема: «Цветущий май»

За цветущими растениями и деревьями;

за насекомыми;

за поведением птиц;

за молодыми листочками на деревьях.


В весенний парк

Детских работ «Весёлый апрель»;

фотографий «Цветущий май».


Я.Колос «Песня о весне», Я.Годин «Берёзка», А.Пушкин «Только что на проталинках весенних…», А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую»,

Л.Квитко «К солнцу».

Рисование

«Черёмуха».

Цель: Познакомить детей с техникой рисования тычком.

Совершенствовать чувство композиции и ритма
Итоговый КВН.

Цель: Расширять знания детей о видах и жанрах изобразительного

искусства, их особенностях.

Воспитывать художественное восприятие детьми

произведений искусства.


Дидактическая игра «Назови правильно»,

игра «Составь пейзаж».


Показ способов изображения цветов;
итоговая диагностика изобразительных умений

и навыков.


Совместная работа детей и родителей «Яблони в цвету»


Проверка изобразительных знаний, умений и навыков проводится по анализу детских творческих работ, в ходе игровых упражнений, в беседах с детьми и родителями, в наблюдениях за детьми.

Критерии освоения программы:

  1. Дети умеют эмоционально откликаться, переживать радость, удивление, восхищение от пребывания в природе и от её изображения.

  2. Проявляют желание изобразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.

  3. Стремятся бережно относиться к окружающей природе.

  4. Дети умеют изображать пейзаж, правильно соблюдая композицию.

  5. Умеют применять в изобразительной деятельности схемы, модели, алгоритмы.


Приложение № 1
Начальная диагностика Итоговая диагностика



Начальная диагностика показала, что дети очень эмоциональны в общении с природой. Всегда с желанием и интересом рассматривают репродукции картин, фотографии. С радостью посещают выставки детских рисунков в краеведческом музее, фотовыставки в доме культуры и в доме творчества. Всегда стараются выразить свои впечатления в рисунках, лепке, аппликации. Но, наблюдая за самостоятельной творческой деятельностью, я заметила, что дети не всегда правильно строят композицию пейзажа, не соблюдают пропорции и совсем не умеют применять модели, схемы, алгоритмы в изобразительной деятельности.

Итоговая диагностика показала, что выбранные мною методы и приёмы значительно изменили изобразительное творчество детей, их внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в эстетическое чувство, а так же:

- расширились изобразительные умения и навыки детей;

- дети научились правильно передавать в пейзаже пропорции и строить композицию;

- умеют самостоятельно вообразить и изобразить пейзаж;

- проявляют эмоциональную отзывчивость к объектам природы;

- обогатили свои изобразительные знания новыми способами изображения: набрызг, раздувание краски, батик, расчёсывание краски, граттаж, воск;

- умеют применить в изобразительной деятельности схемы, модели, алгоритмы.

Приложение № 2

Библиография.


  1. Аллаярова И.Е. – Симфония красок. – Изд. Гном и Д г. Москва 2006 г.

  2. Богуславская И.Я. – Дымковская игрушка. – Изд. Художник Р.С.Ф.С.Р. г. Москва 1988 г.

  3. Виноградова Г.Г. – Уроки рисования с натуры. – Изд. Просвещение г. Москва 1980 г.

  4. Галян Т.В. – Весёлые уроки волшебника карандаша. – Изд. Б.А.О. – Пресс г. Москва 2006 г.

  5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Цвета и оттенки. – Изд. Росмэн г. Москва 2003 г.

  6. Доронова Т.Н. – Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – Изд. Просвещение г. Москва 2001 г.

  7. Зайцев А.С. – Беседы о рисунке. – Изд. Советская Россия г. Москва 1969 г.

  8. Комарова Т.С. – Обучение детей технике рисования. – Изд. Столетие г. Москва 2005 г.

  9. Карамзина М. – Как изобразить птицу. – Журнал обруч №2 1992 г. Стр. 25. – Изд. Линка – Пресс г. Москва 1999 г.

  10. Компанцева Л.В. – Поэтический образ природы в рисунке. – Изд. Просвещение г. Москва 1985 г.

  11. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. – Изобразительное искусство в начальной школе. – Изд. Дрофа г. Москва 1996 г.

  12. Корковская И.Л. – Я учусь рисовать. – Изд. Юннипресс г. Минск 2005 г.

  13. Литвиненко В.М. – Учимся рисовать. – Изд. Кристал г. Санкт - Петербург 2001 г.

  14. Разина Т.М. – О профессионализме народного искусства. – Изд. Советский художник г. Москва 1985 г.

  15. Скоролупова О.А. – Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. – Изд. Скрипторий г. Москва 2003 г.

  16. Суздалев П.К. – Основы понимания живописи. – Изд. Искусство г. Москва 1964 г.

  17. Тарановская Н.В. – Маленькие чудеса. – Изд. Детская литература Г.Москва 1981 г.

  18. Торшилова Е.М. – Эстетическое воспитание в семье. – Изд. Искусство г. Москва 1989 г.

  19. Тюфанова И.В. – Мастерская юных художников. – Изд. Детство пресс г. Санкт – Петербург 2004 г.

  20. Швайко Г.С. – Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – Изд. Владос г. Москва 2002 г.

  21. Шорохов Е.В. – Методика преподавания композиции на уроках рисования в школе. – Изд. Просвещение г. Москва 1977 г.

  22. Штанько И.В. – Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход. - Приложение к журналу «Управление в ДОУ». – Изд. Творческий центр Сфера г. Москва 2007 г.

Приложение № 3

Все детские работы оформляются в виде выставок и размещаются фойе детского сада.

«Зимний пейзаж» «Осенние зарисовки»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Солигаличского муниципального района Костромской области
Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconПерспективный план работы по теме: «Формирование основ здорового образа жизни»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Гнездниковский детский сад «Колосок» Солигаличского муниципального района Костромской...
Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Гнездниковский детский сад «Колосок» Солигаличского муниципального района Костромской...
Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Гнездниковский детский сад «Колосок» Солигаличского муниципального района Костромской...
Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconМуниципальное дошкольное образовательное казённое учреждение «Детский...
Охватывает собой весь период существования человеческого общества от первобытной эпохи до современности
Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района...
Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconПояснительная записка > Информационная справка Муниципальное бюджетное...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дубъязский детский сад «Гульчачак» Высокогорского муниципального района...
Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconАналитическая справка воспитательно-образовательной деятельности...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 "Радуга"п г т. Кукмор» Кукморского...
Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение упоровского муниципального района упоровский детский сад «солнышко»...
Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconПедагогический проект
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «детский сад «солнышко»
Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №1 «Солнышко», пгт. Забайкальск, Забайкальского района, Забайкальского...
Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconДоклад г. Щёлково
Полное наименование учреждения по Уставу: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский...
Программа «Волшебный карандаш» Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Заведующая iconМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр...
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск