АНАЛИЗ
РАБОТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения города Москвы Центра Образования № 1602
За 2012-2013 год. Учебный процесс в ГБОУ ЦО № 1602 реализуется как единое образовательное пространство , где объединяются, интегрируются, базовое и дополнительное образование, урочная и внеурочная жизнь детей, их деятельность и общение в рамках общеобразовательного учреждения со статусом Центра Образования, образовательные, оздоровительные и медицинские услуги, досуг. Здесь объединены в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные аспекты, научно- обоснованно сочетаются обучение, труд и отдых, рационально используется учебное время для организации проектно-исследовательской деятельности и экскурсионно- краеведческой работы, объединяются усилия социума и семьи для реализации более качественного духовного и физического развития школьников.
В 2012 году ГБОУ ЦО № 1602 работает в режиме шестидневной учебной недели. Занятия коллективов дополнительного образования , как и всего ГБОУ ЦО № 1602 идут в смешанном режиме по принципу чередования видов учебной деятельности в. Единое расписание реализуется в режиме 5-ти дней для 1-х и 2-х классов младшей школы и 6-ти дней для остальных классов, также в шестой день выведено большее количество индивидуальных и групповых занятий, предметов двигательной активности, экскурсионная и проектно-исследовательская деятельность, предметы дополнительного образования, занятия клубов, объединений, студий, кружков, секций, ансамблей и т.д. В ходе обучения ребенок находится в процессе постоянной деятельности.
Совершенствуется разработанная ранее модель воспитательной системы Центра, направленной на развитие и самоопределения личности обучающегося. Ядром ее по прежнему остается развитие детской личности, где большая роль отводится дополнительному образованию.
Дополнительное образование направлено на решение следующих задач:
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей , укрепления их здоровья;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
- обеспечение социальной защиты , поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры школьников;
- воспитание у детей гражданственности , уважения к правам и свободам человека, любви к Родине , природе , семье.
В дополнительном образовании , как и в работе всего образовательного поля Центра на первой ступени (начальная школа) образования развитие идет через ближайшие зоны, на второй (основная школа) ступени обучение и воспитание ориентируется на создание условий , обеспечивающих высокий уровень мотивации обучения, хорошей обученности и становления личностных ценностей школьника, обеспечение ему ситуации успеха и всесторонней психолого-педагогической поддержки в его социальном самоопределении творчестве. На третьей ступени (старшая школа) идет профессиональное самоопределение выпускника, которое на высоком уровне базовой подготовки через расширение и углубление содержания образования в дополнительном образовании ведет к специализации по профильным предметам и профессиональному , педагогическому самоопределению.
В дополнительном образовании и во внеклассной работе широко применяются современные формы организации учебного процесса: клубы, гостиные, мастерские, мастер-классы, центры, научные общества, дискуссии и т.д.
Принцип интеграции и чередования детской деятельности в ЦО реализуется через единое расписание , где уроки базового компонента , школьного и дополнительного образования чередуются как в первой , так и во второй половине дня. Для того, чтоб избежать перегрузок, в расписании первой половины дня присутствуют предметы базового компонента и так же предметы дополнительного образования и наоборот. В расписании дня обязательно присутствует часы для двигательной активности ребят, особенно 1-8 классов. Кроме базовых уроков физкультуры проводятся спортивные игры, на 6-м уроке в 1-8 классах- обязательный динамический час. На 8-м уроке – предусмотрены консультации по базовым предметам . В течении всего дня идут занятия клубов, гостиных, секций, студий, объединений. Могут проходить экскурсии, игры КВН, посещение бассейна, тренажерного зала, и другие формы занятий по дополнительному образованию.
Все вышеперечисленное приводит к тому, что , что учебная деятельность детей в течении всего дня проходит на высоком уровне, исключаются перегрузки. Особенно высокая эффективность в учебной деятельности школьников отмечена на 2-4 уроках первой половины дня и 7-8-уроках во второй половине дня.
Дополнительное образование охватывает более 100% детей, так как большинство ребят посещают в течение года более 3-х различных объединений дополнительного образования.
Работа дополнительно образования в 2012-2013гг. реализовалась по 6 направлениям. Каждое из направлений включает в себя несколько объединений, секций, клубов , студий и т. д.
Каждое объединение ведет работу по утвержденной программе (государственной, авторской , модифицированной, адаптированной), соответствующей направленности, предмету, возрасту, определенным целям и задачам данного объединения. Работа объединение реализуется согласно плану развития данного объединения, программе развития ДОД Центра Образования. Направления дополнительного образования ГБОУ ЦО № 1602
№ п/п
| Направления
| Клубы, кружки. Секции
| 1
| Художественно-эстетическое
| Клубы: «Живопись», Хор «Планета детства», ансамбль «Мелодия», ансамбль «Ухтомские непоседы», Музыкальный театр , студия «Грация» ансамбль «Вертикаль», ВИА, «Лира», «Арлекино» (театр),Клуб «Встреча» (Музыкальный салон), студия декоративно прикладного творчества «Вдохновение» (лепка, фото , художественная роспись).
| 2
| Социально-педагогическое
| Клуб «Познай себя» (психология), Клуб «Ухтомский меридиан» (Движение «Новая цивилизация»)
| 3
| Научно-техническое
| Секции клуба «Интеллект»: (математика), Клуб «БИТ» (информатика), Клуб «Развитие», «Лего», «Умелые руки», «Электрооборудование», «Делопроизводство», Интернет-клуб, Технический центр.
| 4
| Естественно-научная
| Секции клуба «Интеллект» : «Математика», «География»
| 5
| Культурологическое
| Клуб «По странам и континентам»:
английский язык (театр на англ. языке),
французский язык.
Секции клуба «Интеллект» ( литература, обществознание)
| 6
| Физкультурно-спортивное
| Клуб «Спорт», Мини -футбол, настольный теннис, легкая атлетика, Клуб «Ладья», Бассейн, ОФП с элементами фитнеса, каланетики и фитбола, ЛФК, Тренажерный зал.
|
Каждое из направление дополнительного образования интересно , функционально, имеет свои достижения. - Художественно- эстетическое направление . Это направление является ведущим в ЦО.
Направление включает в себя 8 объединений , среди которых Студия декоративно- прикладного творчества детей «Вдохновение « работает по четырем направлениям: художественная роспись по ткани (батик), лепка из глины , лепка из соленого теста, фотосстудия , а в составе Клуба «Хор» организованы 5 коллективов- хор и вокальные ансамбли.
За 2012-2013гг. коллективы объединений приняли участие в следующих мероприятиях:
Клуб «Живопись»: Международный Фестиваль детского творчества «Битва на Курской дуге. Сталинградская битва.» ( 5 участников, 2 призера) пед . Зайцева М.В.
Клуб «Арлекино» (Театр): Участники ФДиЮТ «Хрустальная капелька»( 3 участника) . Пед. Тихоненко И.В.
Студия «Вдохновение» :
Участники конкурса окружных проектных разработок и творческих работ «Штрихи к портрету», посвященного 180- летию П.М. Третьякова (1 победитель);
Участники Окружного конкурса детских работ «Город в радуге профессий» 2 победителя, 2 участника (фото).
Участники Окружного экологического фестиваля «Рассвет» (1 участник);
Участие в городском конкурсе (фото) «От созерцания к творчеству» представлены 53 работы.
Участие в Окружном фестивале «Город- птиц» (более 20 участников).
Пед. Александрова Т.Н.
Студия бального танца «Грация» (ансамбль «Вертикаль»).
Участники Первенства Москвы и Открытого чемпионата по
Бальным Танцам (1-2-кл. 3 человека заняли 1 место; 4 чел.- 2 место);
Участники Кубка по спортивным танцам - 8 победителей;
Участники Городского конкурса Б\Т «Виктория» ;
Участники Московского Городского конкурса «Рождественский бал» ;
Участники Городского конкурса искусств «Девочка на шаре».
Пед. Газин П.Н.
«Лира» -
Участники Окружного конкурса «Мой мир музыки».
Командное первенство – команда 7 «Б» класса- 3 место.
Клуб «Встреча» Организация и проведение традиционного «Музыкального салона» ГБОУ ЦО № 1602.
ПДО Рузина А.А.
Клуб «ХОР»
Руководитель хора- Ширкова С.В., концертмейстер- Зайцева А.И.
Окружной Фестиваль «ВДОХНОВЕНИЕ» – 1 место;
Окружной Фестиваль военно-патриотической песни- 2 место;
Участие в фестивале «Весь этот джаз» в Музее музыкальной культуры
им. Глинки (В рамках международного проекта «Ночь в музее»);
Участие в ФДиЮТ «Хрустальная капелька» - дипломанты.
Представители социально- педагогического направления клуба « Ухтомский меридиан» детского – юношеского движения «Новая цивилизация» стали призерами фестиваля и городского конкурса социальных проектов и получили 4 грамоты активного участника. Коллектив участвовал в туристско-краеведческой исторической игре «Гвардия России» ( 2 победителя, 11 дипломов активных участников), , получили грамоты за спортивные достижения, Благодарности от Городской детской клинической Морозовской больницы, награждены грамотой окружного департамента образования за вклад в развитие общественного движения округа г. Москвы. Награждены значком «Милосердие» за активную волонтерскую деятельность, получили 3 волонтерские книжки, награждены знаменем Гвардии России , провели более 7 социальных благотворительных акций и проектов как в стенах ЦО , так и в районе , и в городе Москва. (ПДО Федченко Т.В.
Важно отметить, что Центр Образования является центром культурно- образовательной и досуговой деятельности для жителей микрорайона. Традиционно в нашем центре проходят такие мероприятия , как «Рождество», «День победы», Музыкальный салон на которые приглашаются жители микрорайона Ухтомский, и ,особенное внимание уделяется встрече с ветеранами ВОВ нашего микрорайона.
Музыкальные салоны- традиционно проходят в ЦО и собирают более 70 любителей музыки и участников.
Физкультурно-спортивная направленность- Традиционно наши ученики посещают бассейн. Секция «Мини-футбол» приняла участие в районном соревновании по мини-футболу. Традиционно организуются и проводятся Дни здоровья.
Клуб «Спорт» .
Секция «Настольный теннис»
Участие в Районном соревновании по настольному теннису-1 место.
Клуб «Интеллект» реализует поддержку в повышении интереса и качества знаний по предметам базового компонента. Учащиеся с 6-го по 11 класс участвуют в мониторингах , межшкольных олимпиадах по математике , русскому языку, физике, истории, обществознанию.
В 2012-2013 учебном году начали свою работу такие объединения дополнительного образования , как объединение ДО «Фото», секция «ОФП с элементами каланетики, фитнеса и фитбола».
В 2012-2013 уч. году в системе ДОД работало 38 ПДО.
Учебный план дополнительного образования ГБОУ ЦО № 1602 строился с учетом разработанных ранее программ и курсов, составленных на основе базовых и известных вариативных , авторских, модифицированных (адаптированных) программ. Всего их 47.
Рекомендации:
1. Отметить высокий уровень организации УВД в дополнительном образовании Центра образования.
2. Образовательное поле считать сформированным, т.к. оно охватывает все направления деятельности учреждения.
3. Продолжить разработку методических и дидактических материалов и пособий.
4. Отметить высокий уровень профессионализма кадров дополнительного образования.
5. Начать работу по внедрению системы аттестации и сертификации учащихся объединений ДО. |