«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт»





Скачать 94.01 Kb.
Название«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт»
Дата публикации15.07.2013
Размер94.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
«ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ

И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ ФГТ»

В настоящее время многие педагогические коллективы ДОУ испытывают проблемы в планировании, а следовательно, и в организации деятельности в формате федеральных государственных требований.

В прогимназии No 14 «Журавушка» г.Бугульма имеются первые положительные результаты по планированию и организации работы с дошкольниками в контексте с ФГТ. Предлагаем вашему вниманию концептуальные идеи, положенные нами в основу построения педагогического процесса.
Деятельностный подход. В ФГТ он упоминается вскользь. Однако, исходя из достижений педагогической науки, мы считаем его первоосновой и весь педпроцесс строим от него. Интегрирование образовательных областей и комплексно-тематическая организация пед. процесса делают деятельностный подход логически завершенным, обогащают актуальным содержанием разные виды детской деятельности.

Итак, в основу ежедневного планирования кладется дело. Делом мы называем мотивированный комплекс мероприятий с участием детей, в итоге которого получаем зрительно воспринимаемый результат – выставка, игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, режиссерская), спектакль, концерт, альбом и т.п. Лучше, если это будет социально значимая деятельность. Например, «Подарок долго болеющему ребенку из группы» в виде коллективного панно, детских пожеланий, приветов, звукового письма, который потом воспитатель передаст заболевшему воспитанник. Тема и цель дела могут быть подсказаны календарем знаменательных дат (например, приближается День матери), планом образовательного учреждения («Конкурс на лучшего чтеца»), групповым календарем «День рождения ребенка»). Темой планирования могут стать групповые события («Праздник группы», «Новоселье игрушек», «Открытие нового уголка»). Инициатива в выборе дел может идти от воспитателя («Подарки на память малышам от будущих школьников») и детей (они часто предлагают настольный театр, кукольный спектакль, сюжетно-ролевую игру, опыты и эксперименты).
Делами могут стать:

  • оформление и пополнение игровым и дидактическим оборудованием групповых уголков;

  • выставки рисунков или поделок, приуроченные к общественным событиям;

  • конкурсы (на личное и групповое первенство) рисунков, поделок, певцов, знатоков, математиков, строителей и т.п.;

  • праздники (находок, ветерка, мяча, скакалки, кубиков, карандашей, фантиков, шишек, осенних листочков, молока, измерений и пр.);

  • театрализованные постановки, кукольные спектакли, концерты, которые можно заснять на видеокамеру и потом просматривать с детьми;

  • тематические дни (вежливости, сказок, игрушек, улыбки, цветов и т.п.).
    Большинство детских дел предполагают сопутствующее изучение определенной темы в" традиционном ее понимании, например, изготовляя макет тундры для мини-музея природы, дети в разных видах деятельности получают представления из соответствующего раздела по окружающему миру. Реализация данного дела и изучение темы осуществляются с помощью разных видов детской деятельности: ручного труда, изобразительной, поисковой деятельности, восприятия художественной литературы.

Часто дела соподчиняются сезону, общественным событиям. Разнообразная тематика органично накладывается на дела, например, подарки малышам могут быть по темам «Игрушки», «Домашние животные», «Времена года» и т.п.

Работа в группе строится так, что каждый день завершается очередное дело. Претворение дел в жизнь может потребовать длительного времени (до 2-х недель), а может завершиться за короткий период (1—2 дня). В младшем дошкольном возрасте планируются только краткосрочные дела. С возрастом длительность времени, необходимого на реализацию задуманных дел, может постепенно увеличиваться. Параллельно может реализовываться несколько дел. Поскольку в ходе каждого дела формируется новая группа лидеров из числа детей, практически все они могут ежедневно заниматься по интересам.

На этапе обсуждения с детьми и выбора предстоящих дел их символичное изображение помещается на специальном стенде «Наши дела» в порядке реализации, чтобы дети могли проявлять инициативу, вносить свои предложения, распределят время, планировать свою деятельность.
Смена дел. Виды детской деятельности должны сменять друг друга как в рамках реализации одного дела (приложение 1), так и в контексте других дел (приложение 2). С целью максимального разнообразия детской деятельности в помощь педагога, мы разработали таблицу «Рекомендуемые формы работы (приложение 3).

Значительные, крупные дела (события) логично поделить на более мелкие. Например, при подготовке к утреннику можно организовать праздничную вы ставку, приготовить подарки пригласительные билеты, оформить тематический уголок в группе, организовать конкурс чтецов, певцов, изготовить настольные игры или тематический альбом, организовать сюжетно-ролевую или режиссерскую игру.

К некоторым делам дети периодически возвращаются. Так «Азбуку для малышей» они течение года дополняют сюжетными модульными страничкам по мере освоения звуков и букв. По ходу исследования сезонных явлений пополняются альбом «Времена года», «Дикие животные».

Выбранная нами форма календарного планирования структурно строится из 10 образовательных областей, которые в процессе реализации дела объединяются одной темой, целью (приложение 1).

Направление любого дела определяет ведущая образовательная область (ОО), от которой строится интегрирование разных видов детской деятельности. Например, дело «Пополнение альбома «Труд взрослых» может строиться от образовательных областей «Социализация» (тогда будет рассматриваться значение труда для людей, общества, проигрывание ролей – людей разных профессий), «Художественное творчество» (акцент делается на изображении труда взрослых), «Труд», «Познание». В рассмотренных случаях интегрирование ОО согласно ФГТ будет происходить в новом контексте, и итог дела тоже будет несколько иным.

В каждом деле предусматриваются все образовательные области, это гарантирует смену видов детской деятельности, а следовательно, и профилактику утомления. Мы не отказались от занятий в форме непосредственно образовательной деятельности. В прогимназии № 14 «Журавушка» занятия уже несколько лет проходят с применением технологии интегрирования детских видов деятельности, социоигровых технологий. Перспективный план занятий на неделю позволяет нам скоординировать деятельность всех специалистов, работающих в группе, распределить между группами время посещения музыкального и спортивного залов, кабинетов. В перспективном плане указываются задачи по развитию видов детской деятельности на данный период времени. Нам необходимы программы пошагового (не поквартального) развития детских видов деятельности в формате тех программ, которые мы реализуем. Далее в календарном плане в зависимости от особенностей учреждения, группы и детей, а также актуальных событий в обществе подбирается тема занятия, созвучная реализуемым групповым делам.

Например, на конкретную неделю по аппликации во второй младшей группе стоит задача «формирование навыков наклеивания квадратов гранью к нарисованной линии». В зависимости от дела дня и темы дети будут приклеивать окошечки к вагончику (сюжетно-ролевая игра «Поезд»), «зажигать» огоньки в домике (настольный театр «Теремок»), сушить платочки на веревочке (сюжетно-ролевая игра «Семья»), вешать разноцветные флажки («Готовимся к празднику»).

Так как мы проживаем в законодательном пространстве Республики Татарстан, то выделили в календарном плане работы региональный компонент, где мы решаем задачи так называемого национального образования, актуальные в нашей республике.

В результате такого подхода к планированию и организации образовательной деятельности мы реализуем прогрессивные достижения педагогической науки, выполняем ФГТ, снижаем нагрузку на воспитателя до достаточного минимума, учитываем интересы конкретных детей и конкретной группы, простор для профессионального творчества воспитателя.

Планирование - неотъемлемая часть образовательного процесса. Оно дает возможность педагогам объединить разные виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение художественной литературы) в единую систему.

План работы предусматривает деятельность педагога по всем направлениям развития детей: познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому и физическому. Цели и задачи необходимо ставить конкретные, в соответствии с возрастом детей. В планировании должно быть отражено сотрудничество с родителями, школой и социумом.

Планирование образовательного процесса строится с учетом задач образовательных областей, промежуточных и итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ, а также адекватных возрасту форм работы. Образовательный процесс выстраивается таким образом, чтобы дети чувствовали свою компетентность, успешно решали поставленные перед ними задачи как с помощью взрослых, так и при самостоятельной работе в малых группах.
В основе планирования должны быть следующие принципы:

  • знать индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитанников данной группы, принимать их такими, какие они есть;

  • уважать и ценить воспитанников;

  • вовлекать детей в процесс принятия решений;

  • создавать доверительную атмосферу общения.


При планировании образовательного процесса воспитатель должен:

  • наметить оптимальные пути достижения поставленных целей и задач;

  • вносить постоянные коррективы в содержание запланированной работы в соответствии с интересами детей;

  • проводить оценку эффективности использования приемов и методов в работе с детьми;

  • учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, межличностные взаимоотношения между детьми в группе, а также между взрослыми и детьми;

  • социальную и культурную среду развития каждого ребенка;

  • предоставлять возможность ребенку решать возникающие проблемы самостоятельно или при помощи взрослых, делать осознанный выбор в процессе обучения;

  • воспринимать родителей как важное звено в процессе реализации плана учебно-воспитательной работы.


При планировании образовательного процесса:

  • указываются цели, задачи образовательных областей, их интеграция, формы работы, материалы, пособия для каждого центра деятельности;

  • обеспечивается взаимосвязь работы в разных центрах деятельности;

  • определяется тематика совместной деятельности педагога с детьми в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ;

  • планируется самостоятельная работа детей в малых группах;

  • Индивидуальная работа с детьми.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «коневодство»
Рекомендации по планированию и организации времени, отведенного на изучение дисциплины 8
«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconСовременные подходы к организации дополнительного образования детей...
Методические указания предназначены студентам специальностей 060800(080502) "Экономика и управление на предприятии (строительство)";...
«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconПлан основных мероприятий, реализуемых управлением образования администрации...
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников в контексте реализации фгос и фгт
«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconРуководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует...
Для студентов направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью», профилю «Реклама и связи с общественностью в коммерческой...
«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconМетодические рекомендации «Организация самостоятельной работы по дисциплине «Математика»
Предлагаемое издание предназначено для преподавателей математики московских колледжей. Его цель – систематизировать материалы по...
«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconЗаведующей библиотекой Медведевой Т. И. в период 2001 – 2005 гг созданы методические пособия
Инновационные подходы в организации краеведческой работы в школьной библиотеке моу сош №15 им. Г. Е. Николаевой
«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconПлан работы методического совета на 2013-2014 уч г
«Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты...
«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconПроект программы «внутришкольная система оценки качества образования»
В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению...
«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дискуссионная площадка «Развитие системы дошкольного образования в контексте фгт к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной...
«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconАнализ методической работы моу «сош» п. Аджером за 2012/2013 учебный год
Методическая тема: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на фгос второго поколения»
«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconПрограмма овладения дополнительными компетенциями. Слушатели овладеют...
Музыкальное образование дошкольников: новые требования к содержанию и технологиям (в контексте фгт к основной программе дошкольного...
«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconПояснительная записка Краткая характеристика дисциплины Курс «pr в кризисных ситуациях»
В ходе изучения курса особое внимание уделяется вопросам диагностики кризиса в контексте pr, стратегиям оперативного антикризисного...
«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconОбобщение опыта работы по методике В. Ф. Базарного
Поэтому, познакомившись теоретически со здоровьесберегающей технологией В. Ф. Базарного, я не раздумывая, решила попробовать внедрить...
«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconРеферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической...
Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период
«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconАнализ методической работы мбоу «сош №9с. Ачхой-Мартан» за 2013-2014 учебный год
Целью методической работы стало создание условий для реализации намеченных направлений деятельности школы по теме «Современные подходы...
«подходы к планированию и организации работы в контексте фгт» iconПлан работы мобу «гостинопольская основная общеобразовательная школа»...
Тема работы школы в 2010-2011 учебном году : «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск