Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов»





НазваниеРабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов»
страница1/18
Дата публикации26.10.2014
Размер2.28 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы

ГИМНАЗИЯ № 1558

имени Росалии де Кастро



Рассмотрено на заседании кафедры учителей физической культуры
«28» августа 2013г.

Согласовано заместителем директора по учебной работе
С. И. Левиной

Утверждаю
Приказ № 119/382 «02» 09. 2013г.
Директор гимназии №1558
Г.И. Юсуповой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ОБЖ


(5-11 классы)

(3 часа в неделю, 102 часов за год)

типовая, модифицированная, авторская программа

Составлена на основе ФГОС

Составитель: Кришневская С. В.

Учебный год _2013-2014




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
   Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» В.И. Ляха, А. А. Зданевича (М,: Просвещение, 2011).

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 68 (102) часов в год.

Для прохождения программы в учебном процессе можно использовать следующие учебники: Виленский, М.Я. Физическая культура. 5-7 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/М.Я. Виленский, Т.Ю. Торчкова, И.М. Туревский; под общ. ред. М.Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2011.

Лях, В.И. Физическая культура. 8-9 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений /В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. – М. : Просвещение, 2011.

Содержание данной рабочей программы при двух в 5 классах; трёх 6, 7, 8, 9, 10,11 классах учебных занятиях в неделю  основного общего и среднего (полного) образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального государственного образовательного стандарта по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре.

           Помимо выполнения обязательного минимума содержания основных содержательных программ, в зависимости от региона его особенностей – климатических, национальных, а также от возможностей материальной физкультурно-спортивной базы включается и дифференцированная часть физической культуры.

   Данная программа рассчитана на условия типовых образовательных учреждений со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортивного инвентаря.

           При разработке рабочей программы учитывались приём нормативов «Президентских состязаний», а так же участие школы в территориальной Спартакиаде по традиционным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика).   Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

   Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на:

  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

           Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

           Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных знаний.

           Содержание программного материала состоит из двух  основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек  заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

           Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.

           Настоящая рабочая программа имеет три раздела, которые описывают содержание форм физической культуры в  5 – 9  и 10 – 11 классах, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе.

                                Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов.

Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:

  • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

  • обучение основам базовых видов двигательных действий;

  • дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;

  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

  • выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;

  • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих основную школу.

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать:

• основы истории развития физической культуры в России (в СССР);

• особенности развития избранного вида спорта;

• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;

• биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;

• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;

• психофункциональные особенности собственного организма;

• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;

• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

• проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения

• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Демонстрировать

Физические способности

Физические упражнения


мальчики

девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

9,2

10,2

Силовые

Прыжок в длину с места, см

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз

180



165

18

Выносливость  

Кроссовый бег 2 км

8 мин 50 с

10 мин 20

Координация    

Последовательное выполнение пяти кувырков, с

Бросок малого мяча в

стандартную мишень, м

10,0

12,0

14,0

10,0

Двигательные умения, навыки и способности

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четьгрехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.

В гимнастических и акробатических упражнениях:  выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).

Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно - оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.

    Задачи физического воспитания учащихся 10 – 11 классов.

Задачи физического воспитания учащихся 10 – 11 классов направлены на:

  • содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;

  • формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;

  • расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных  по сложности условиях;

  • дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;

  • формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значений занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;

  • закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;

  • формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;

  • дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.

Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих среднюю школу.

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
                                                             Объяснять:

• роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;

• роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.

Характеризовать:

• индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;

• особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;

• особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессиональноприкладной и оздоровительно-корригирующей направленности;

• особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;

• особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;

• особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.

Соблюдать правила:

• личной гигиены и закаливания организма;

• организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;

• культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

• профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;

• экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:

• самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;

• контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;

• приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;

• приемы массажа и самомассажа;

• занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;

• судейство соревнований по одному из видов спорта.

Составлять:

• индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;

• планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.

Определять:

• уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;

• эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;

• дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.

Демонстрировать:

Физические

способности

Физические упражнения

Юноши

Девушки

Скоростные

Бег 30 м

5,0 с

5,4 с




Бег 100 м

14,3 с

17,5 с

Силовые

Подтягивание из виса на высокой перекладине

10 раз






Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, раз



14 раз




 Прыжок в длину с места, см

215 см

170 см

К выносливости

Кроссовый бег на 3 км

13 мин 50 с






 Кроссовый бег на 2 км



10 мин 00 с


Двигательные умения, навыки и способности:

В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м с использованием четытрехшажного варианта бросковых шагов метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5 х 2,5 М с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши).

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).

В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.

Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющий вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель.

Учебно-методический комплект

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классы

Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук  

А.А.Зданевич

6-е издание, Москва «Просвещение» 2009.

   Учебники:

1. Авторы: М.А.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова, В.А.Соколкина, Г.А.Баландин, Н.Н.Назарова, Т.Н. Казакова, Н.С.Алёшина, З.В.Гребенщикова, А.Н.Крайнов

Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.

2. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич

Физическая культура 8 – 9  классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха А.А. Зданевича

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.

3. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич

Физическая культура 10 – 11  классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2011












Об интегрированном подходе к преподаванию ОБЖ

Переход к интегрированным методам преподавания ОБЖ является одним из шагов по сокращению нагрузки учащихся и обновлению содержания образования, приближении его к реалиям жизни. При этом интегрированный принцип обучения способствует интеграции знаний разных предметов и курсов в системное представление об окружающем мире.

Недостаток интегрированного подхода в том, что принцип целостности нарушается случайной последовательностью изучения отдельных тем в рамках разных предметов и невозможностью их выстраивания в логике содержания программы ОБЖ. Этот недостаток следует компенсировать проведением обязательного вводного урока по ОБЖ, на котором учащимся будет доведена структура программы предмета и методика ее перманентного изучения с несколькими педагогами-предметниками. Интегрированный курс «ОБЖ» должен строиться таким образом, чтобы у школьников сложились целостные представления о чрезвычайных ситуациях, самыми опасными из которых являются война, военные конфликты и терроризм, а также о системах безопасности и правилах безопасного поведения в разных сферах общества.
О рабочей программе интегрированного курса ОБЖ (5-9 классы)
Пояснительная записка

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных разделов (модулей) реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.

Данная программа представляет собой первую часть комплексной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов.

При разработке содержания данной программы принималось во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

  • учет основных закономерностей развития теории безопасности;

  • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

  • направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

При разработке содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

  • непрерывность обучения с 5 по 11 класс с использованием возможностей федерального компонента базисного учебного плана;

  • постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников соответствовал принятому в Российской Федерации;




  • обеспечение учебной нагрузки федеральными компонентами (научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности;

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

  • выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики программы направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний;

  • об опасных и чрезвычайных ситуациях,

  • о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

  • о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

  • об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,

  • о здоровом образе жизни,

  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • развитие личных, духовых и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

  • развитие умений;

  • предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,

  • принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Программа внедряется целиком. Программа интегрированного курса по «ОБЖ» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений основного общего образования является логическим продолжением программы курса «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов В курсе ОБЖ 5-9 классов продолжается обучение учащихся правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера. Освоение программы курса ОБЖ заканчивается выставлением итоговой оценки в журнал в конце учебного года.

Предлагаемая программа интегрированного курса «ОБЖ» рассчитана на 170 учебных часа в течение пяти лет и предусматривает совместное изучение учебного материала мальчиками и девочками. Это количество часов, выделенное в учебном плане на интегрированный курс «ОБЖ», вполне достаточно для успешного прохождения программы, и при слаженной работе замов по безопасности, классного воспитателя и преподавателей-предметников обеспечивает нормальное усвоение федерального компонента образовательного стандарта по «ОБЖ».  

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для интегрированного курса "ОБЖ" на этапе основного образования являются:

1. Умение учащихся сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2. Понимание учащимися основных положений концепции безопасности страны, способа организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

3. Развитие умения учащихся оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований.

Программа призвана помочь в осуществлении учащимися основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Разделы программы

В состав курса «ОБЖ» входит несколько разделов:

1. Раздел «Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности» интегрирован с предметом биология и физическая культура. Программой предусмотрено изучение теоретических и прикладных основ оказания первой медицинской помощи. Содержание данного курса позволит учащимся лучше освоить и закрепить знания, полученные ранее при изучении анатомии, физиологии и гигиены человека, физкультуры и ОБЖ.

Применение практических знаний и умений данного курса позволит в дальнейшем сформировать у учащихся более грамотное представление об оказании первой медицинской помощи. В результате изучения данного раздела учащимися приобретаются следующие практические навыки и умения:

-умение использовать медицинские средства и способы защиты от поражающих факторов;

-оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, травмах, ожогах;

-определять остановку сердца и дыхания, проводить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;

-оказывать первую медицинскую помощь при поражении электрическим током.

Интегрирование курса «ОБЖ» с предметом «Физическая культура» обеспечивает решение важных задач, направленных на формирование здорового образа жизни и культуры безопасности:

-укрепление здоровья, содействие гармоническому развитию;

-обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

-развитие двигательных способностей;

-воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в чрезвычайных ситуациях;

-содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

 

2. Раздел «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Этот раздел включает в себя два модуля: Основы комплексной безопасности (изучается с 5 по 9 класс); Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается с 7 по 9 класс). 
3. Раздел Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Раздел имеет два раздела. Основы здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

После изучения данных разделов выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации.

Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 часу учебного времени в неделю во всех классах (с 5 по 9 класс).

Логичным продолжением усвоения программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconРабочая программа по физической культуре 10 класса (юноши) Волковой Татьяны Сергеевны
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А....
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа разработана на основе фгос, Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconРассмотрено: принято: утвеждено на заседании мо на заседании педагогического...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconРабочая программа по физической культуре для 9 класса составлена...
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. М.: Просвещение, 2010) и является...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconРабочая программа учебного предмета «Физическая культура»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов»...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconРабочая учебная программа основного общего образования учителя физической...
Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconУтверждено
Программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А....
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование составлено на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания для 1-...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортвно оздоровительному...
Стандарта основного общего образования по Физической культуре (Приложение к приказу Минобразования России от 05. 03. 04 №1089) и...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А....
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 11 классов» iconРабочая программа разработана на основе Примерной программы по физической...
Программа предназначена для 5-9 классов и 10-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск