МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет ________________________новых социальных технологий__________________ Кафедра ___________________сервиса, туризма и связей с общественностью___________
УТВЕРЖДАЮ
Декан ФНСТ
____________З.А. Ашинова
«_____»________ 201____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОПД.Ф.09 Мировая культура и искусство .
(шифр и наименование дисциплины) по специальности (направлению) 100103 Социально-культурный сервис и туризм
(шифр и наименование направления, специальности) факультет________________новых социальных технологий______________________
(наименование факультета, где осуществляется
обучение по специальности, направлению)
МАЙКОП
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по специальности (направлению) 0753000 Организация и технология зашиты информации Составитель рабочей программы:
доц., канд. филологических наук ___________ З.А. Коблева
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Сервиса, туризма и связей с общественностью
.
(наименование кафедры) Заведующий кафедрой
«___» 20__г. ____________ С.М.Сташ
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) « » 20 г.
Председатель
учебно-методического
совета направления факультета (специальности)
(где осуществляется обучение) ____________ С.М.Сташ.
(подпись) (Ф.И.О.)
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_____________20__г. ____________ З.А. Ашинова
(подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___» 20__г. ____________ Г.А. Гук
(подпись) (Ф.И.О.)
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности) _____________ С.М.Сташ.
(подпись) (Ф.И.О.)
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
ОПД.Ф.09. История мировой культуры. История культуры России. Школы, направления и теории в культурологии. Охрана и использование культурного наследия.
Влияние культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: античность, средние века и эпоха Возрождения, Классицизм, эпоха Просвещения, 19-20 в.в.
Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства. Основные культурно-исторические и туристские центры в контексте мирового культурного наследия.
Влияние литературы в формировании имиджа культурных и туристических центров. Цель изучения дисциплины: Основной целью данного курса является ознакомление студентов с историей народной культуры, с ее фундаментальными достижениями, неотъемлемой частью которой является отечественная культура.
Задачи:
формирование конкретных представлений о характерных особенностях, тенденциях, направлениях, стилях и методах, сменяющихся в процессе эволюции искусства;
знакомство с наиболее значимыми произведениями и признанными шедеврами изобразительного искусства, архитектуры и других видов творчества;
развитие способности давать самостоятельную критическую оценку, определять художественную значимость произведений искусства различных эпох;
расширение общекультурного диапазона и формирование системы ценностей, которые могут быть реализованы в сфере профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студенты должны:
Знать
основные этапы развития народной культуры;
исторические этапы развития народной художественной культуры;
особенности культурной эволюции в сфере эстетической деятельности;
основные направления европейского искусства, их характерные черты и наиболее значимых представителей.
Понимать
специфику развития каждой отдельно взятой культуры;
социокультурную ситуацию, оказавшую влияние на возникновение тех или иных феноменов культуры.
Иметь представление
об особенностях той или иной культуры в историческом и личностном контексте;
о единстве и многообразии культур мира;
характеристиках творческой индивидуальности, выразительных и изобразительных средствах различных авторов;
структуре процесса художественного творчества;
соотношении традиционного и новаторского в искусстве различных направлений;
синтезе видов искусств.
1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе
В курсе лекций рассматривается история культуры народов мира, начиная с первобытного общества и заканчивая XX веком. Курс «Мировая художественная культура» занимает важное место в учебном процессе, т.к. эта дисциплина показывает значимость культуры в жизнедеятельности человека и социальных групп, ее роль в творчестве и в совершенствовании личности, в гуманизации общественных отношений; знакомит студентов с выдающимися достижениями искусства в разных странах, рассказывает об особенностях стилей и учит их распознавать. 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами
К предшествующим дисциплинам, непосредственно обеспечивающим успешное изучение данного курса, можно отнести «Мировую культуру и искусства», «Историю мировой литературы и искусства». 1.4. Связь с последующими дисциплинами
К последующим дисциплинам, непосредственно закрепляющим успешное изучение данного курса, можно отнести «Культурологию», «Историю мировых цивилизаций». 2. Распределение часов учебных занятий по семестрам
Номер семестра
| Учебные
| Форма итоговой аттестации
(зачет, экзамен)
| Количество часов в неделю
| Общий объем
| Аудиторные
|
СРС
| Лекции
| Практические
| Лабораторные
| Всего
| Лекции
| Практические
(Семин.)
| Лабораторные
| 1
(ОФО)
| 140
| 68
| 34
| 34
|
| 72
| зачет
| 2
| 2
|
| (ЗФО)
|
140
|
12
|
8
|
4
|
|
128
|
|
6
|
6
|
|
3. Содержание дисциплины № п/п
| Раздел дисциплины
| Лекции
| Семинары
| СРС
| ОФО
| ЗФО
| ОФО
| ЗФО
| ОФО
| ЗФО
|
| Раздел I.
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
| 10
| 2
| 10
| 1
| 25
| 40
|
| Раздел II.
Культура средневековья
| 10
| 2
| 10
| 1
| 25
| 40
|
| Раздел III.
КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
| 14
| 4
| 14
| 2
| 22
| 48
|
| Итого
| 34
| 8
| 34
| 4
| 72
| 128
|
3.1. Наименование разделов, тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий № п/п
| Раздел дисциплины, тема учебного курса,
содержание лекции
| Лекции
| Семинары
| СРС
| ОФО
| ЗФО
| ОФО
| ЗФО
| ОФО
| ЗФО
|
| Раздел I.
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
| 10
| 2
| 10
| 1
| 25
| 40
|
| 1.1. Культура и искусство Древней Греции.
Характерные черты культуры Древней Греции. Боги греческого Олимпа. Феномен греческого чуда, рождение научного знания и расцвет искусства.
| 5
| 1
| 5
| 0,5
| 10
| 20
|
| 1.2. Культура и искусство Древнего Рима.
Самобытность древнеримской культуры. От древнейшей общинной религии к мировой религии. Римское право. Место науки в системе мировоззрения. Греческое влияние на развитие искусства Рима.
| 5
| 1
| 5
| 0,5
| 15
| 20
|
| Раздел II.
Культура средневековья
| 10
| 2
| 10
| 1
| 25
| 40
|
| 2.1. Культура средневековой Европы.
Истоки средневековой культуры: христианство, античная традиция. Социальная ситуация в средневековой Западной Европе. Христианская теология и церковь, их роль в феодальном обществе. Западноевропейская наука в средние века. Университеты и монастыри как центры культуры.
Средневековая литература. Романский и готический стили в архитектуре. Искусство книжной иллюстрации в средневековой Европе.
Влияние религии и церкви на музыкальное и театральное искусство.
Народное искусство. «Карнавальная культура».
| 3
| 1
| 3
| 0,5
| 8
| 15
|
| 2.2. Культура и искусство классического арабского Востока.
Ислам как культурный феномен, его рождение и эволюция. Направления в исламе: суннизм шиизм. Достижения арабской науки. Философия, арабо-мусульманское искусство, архитектура. Особенности мусульманского права и морали. Культура арабского Востока и её влияние на мировую культуру. Коран как памятник мировой культуры.
| 3
| 0,5
| 3
| 0,5
| 8
| 15
|
| 2.3. Художественная культура эпохи Возрождения.
Термин «возрождение». Хронологические рамки эпохи Возрождения. Родина Возрождения и его основоположники. Гуманизм эпохи Возрождения.
Ведущее место живописи в искусстве Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана, Боттичелли.
Живопись Нидерландов: Ян Ван Эйк, Хуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший.
Живописи Германии: Альбрехт Дюрер, Матис Нитхард, Лукас Кранах Старший, Ханс Гольбейн Младший и др.
| 4
| 0,5
| 4
|
| 9
| 10
|
| Раздел III.
КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
| 14
| 4
| 14
| 2
| 22
| 48
|
| 3.1. Европейская культура XVII в.
Эпоха барокко.
Термин «барокко». Театральность, объединяющая барокко и классицизм. Искусство барокко. Архитектура барокко.
Итальянская живопись: «болонский» академизм и реализм. Развитие монументально-декоративной живописи и пейзажа. Принципы реалистического искусства. Живопись барокко. Портрет, пейзаж и натюрморт. Парадный портрет и жанровая живопись.
Период расцвета фламандского барокко. Фламандская школа в изобразительном искусстве Нидерландов.
Голландская школа в изобразительном искусстве Нидерландов. Групповой и индивидуальный портрет, натюрморт.
Скульптура к барокко. Музыка барокко.
Эпоха классицизма.
| 2
| 2
| 2
| 1
| 5
| 10
|
| 3.2. Европейская культура эпохи Просвещения (XVIII в.).
Термин «просвещение». Роль в формировании идеи «естественного человека» Даниеля Дефо. Жан Жак Руссо и его трактаты «Рассуждение о науках и искусствах», «О происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре». Искусство XVIII в. Просветительский классицизм. Новые трагедии, комедия, развитие жанра романа. Формирование сентиментализма. Предромантизм. Предромантическая концепция мира и человека. Предромантики и литературный процесс. Стиль рококо. Музыка XVIII в.
| 2
| 2
| 2
| 1
| 5
| 10
|
| 3.3. Западноевропейская культура XIX века.
Романтизм. Характерная примета романтического искусства. Многообразие проявления романтизма в национальных культурах. Зачатки романтического миросозерцания во второй половине 90-х гг. XVIII в литературе. Излюбленные жанры немецких романтиков.
Разработка жанра романтического психологического романа французской писательницей Жорж Санд.
Возрождение в XIX в. интереса к Шекспиру. Романтизм и преобразование актерского искусства. Провозглашенное романтиками требование синтеза искусств. Композиторы-романтики. Художники-романтики.
Искусство позднего классицизма.
Архитектура и прикладное искусство позднего классицизма (первая четверть XIX в.).
Реалистическое направление.
Живописцы барбизонской школы. Мастера реалистической живописи демократического направления. Борьба импрессионистов с рутинным академическим и салонным искусством.
Формирование реалистической схемы западноевропейского романа. Ужесточение системы реалистического романа. Новые течения в поэзии.
Развитие во второй половине XIX в. европейской реалистической драматургии. Рождение европейской психологической драмы. Символистская драма.
| 2
|
| 2
|
| 5
| 10
|
| 3.4. Западноевропейская культура XX в.
Исторический фон.
Стиль модерн. Романтика и неоклассика. Представители неоклассики в архитектуре 30-х гг. Возникновение футуризма.
Возникновение абстракционизма.
Сюрреализм. «Неосюрреализм» или «магический реализм». Зачинатели литературного модернизма Историко-художественный перелом в реалистической литературе первой половины XX в. Возникновение литературы «потерянного поколения». Появление социально-фантастического романа. Первая антиутопия XX в. – роман Анатоля Франса. Усиление реакции и приход в ряде стран к власти фашистов и увеличение политической активности деятелей культуры. Изменения в европейском театре в последнем десятилетии XIX в.
Отражение в музыке первой половины XX в. смены философско-эстетических установок. Музыкальный экспрессионизм.
Экзистенциализм. Сартр. А. Камю.
Постмодернизм: Европейское реалистическое искусство XX в.
Возникновение в 60-х гг. ХХ в. молодежных движений, противостоящих господствующей в обществе культуре.
Развитие кинематографа.
| 4
|
| 4
|
| 5
| 10
|
| 3.5. Русская культура
Древнерусское искусство. Культура Московской Руси (XIII – XVII вв.). Культура России Нового времени. Русская культура XIX века. Русская культура конца XIX – начала XX вв. (до 1917 г.). Русская культура XX вв.
| 4
|
| 4
|
| 2
| 8
|
| Итого
| 34
| 8
| 34
| 4
| 72
| 128
|
3.2. Практические (семинарские) занятия, их наименование, содержание и объем в часах
№
| Наименование темы практического занятия
| Раздел,
тема дисциплины
| Объем часов
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Практическое занятие № 1
Культура и искусство Древней Греции
Вопросы для обсуждения:
Периодизация.
Крито-микенский период.
Гомеровский период.
Период архаики. Греческая архитектура. Греческая скульптура. Монументальная живопись архаического периода Литература архаики.
Классический период. Скульптуры Фидия, Поликлета и Мирона. Система пропорций человеческого тела в теоретическом сочинении «Канон».
Эволюция древнегреческого театра. Архитектура поздней классики.
Период эллинизма.
| Раздел I.
Тема 1.1.
| 1
|
| Практическое занятие № 2
Искусство Древнего Рима
Вопросы для обсуждения:
Периодизация. Этрусская культура.
Римская культура периода Республики. Ранняя Республика. Поздняя Республика. Римская архитектура и скульптура.
Период империи. Ранняя империя. Литература эпохи ранней империи. Два самых известных римских архитектурных памятника: Колизей и Пантеон. Поздняя империя. Борьба разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.
Христианские храмы – базилики. Христианская живопись.
Высшее достижение римского художественного гения – скульптурный портрет.
Живопись Рима периода Империи. Литература периода Империи.
| Раздел I.
Тема 1.2.
| 1
|
| Практическое занятие № 3
Культура средневековой Европы
Вопросы для обсуждения:
Периодизация средневековья.
Роль христианства в культуре средневековья.
Формирование церковной музыки.
Средневековая архитектура. Романский стиль и готика.
Литературные памятники средневековья.
Живопись средневековья.
| Раздел I.
Тема 2.1.
| 2
|
| Практическое занятие № 4.
Культура классического арабского Востока
Вопросы для обсуждения:
Специфика арабо-мусульманской художественной культуры.
Арабская вязь и арабески. Искусство книги.
Архитектура арабского Востока.
Поэзия арабского Востока. Проза арабского Востока.
Влияние суфизма на художественную культуру арабского Востока.
| Раздел I.
Тема 2.2.
| 2
|
| Практическое занятие № 5.
Художественная культура Эпохи Возрождения
Вопросы для обсуждения:
Термин «возрождение». Хронологические рамки эпохи Возрождения. Родина Возрождения и его основоположники.
Гуманизм эпохи Возрождения.
Ведущее место живописи в искусстве Возрождения.
Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана, Боттичелли.
Живопись Нидерландов: Ян Ван Эйк, Хуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший.
Живопись Германии: Альбрехт Дюрер, Матис Нитхард, Лукас Кранах Старший, Ханс Гольбейн Младший и др.
| Раздел II.
Тема 2.3.
| 2
|
| Практическое занятие № 6.
Европейская культура XVII в.
Вопросы для обсуждения:
Эпоха барокко. Термин «барокко». Архитектура барокко.
Живопись барокко: Леонардо, Рафаэль, Тициан, Гольбейн, Дюрер и т.д.
Золотой век испанской живописи: Диего Веласкес, Хусепе Рибера и Франсиско Сурбаран.
Фламандская школа в изобразительном искусстве Нидерландов.
Голландская школа в изобразительном искусстве Нидерландов.
Скульптура к барокко. Музыка барокко.
Эпоха классицизма. Классицизм: возрождение традиций античной классики. Возвращение в искусство, и в первую очередь в театр, сильного, деятельного героя. Норма языка трагедии.
Иерархии жанров в классицизме. Правило трёх единств. Пьер. Жан Расин. Мольер.
Французская школа живописи. Младший современник Пуссена Клод Лоррен.
Классицизм в архитектуре.
| Раздел II.
Тема 3.1.
| 2
|
| Практическое занятие № 7.
Европейская культура эпохи Просвещения (XVIII в.)
Вопросы для обсуждения:
Термин «просвещение».
Роль в формировании идеи «естественного человека» Даниеля Дефо.
Жан Жак Руссо и его трактаты «Рассуждение о науках и искусствах», «О происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре».
Искусство XVIII в. Просветительский классицизм. Новые трагедии, комедия, развитие жанра романа.
Формирование сентиментализма.
Предромантизм. Предромантическая концепция мира и человека.
Предромантики и литературный процесс
Создание Джеймсом Макферсоном «Поэм Оссиана». «Оссианизм».
Трагедия Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст».
10 Музыка XVIII в.
| Раздел II.
Тема 3.2.
| 2
|
| Практическое занятие № 8
Западноевропейская культура XIX в.
Вопросы для обсуждения:
Романтизм. Характерная примета романтического искусства
Центральная фигурой европейского романтизма Джордж Гордон Байрон.
Вальтер Скотт – создатель новой модели европейского романа.
Влияние на развитие литературы и искусства XIX в. деятельности братьев Августа Вильгельма и Фридриха Шлегелей.
Приверженец «вольной песни романтизма» Генрих Гейне.
Творчество Виктора Гюго, поэта, драматурга, писателя.
Композиторы-романтики. Художники-романтики.
Искусство позднего классицизма. Архитектура и прикладное искусство позднего классицизма (первая четверть XIX в.).
Реалистическое направление. Живописцы барбизонской школы.
Мастера реалистической живописи демократического направления.
Борьба импрессионистов с рутинным академическим и салонным искусством. К. Моне, Огюст Ренуар. Живопись Эдуарда Мане.
Творчество художников-«постимпрессионистов»: П. Сезанна, В. ван Гога, П. Гогена.
Формирование реалистической схемы западноевропейского романа. Новые течения в поэзии.
| Раздел II.
Тема 3.3
| 2
|
| Практическое занятие № 9
Западноевропейская культура XX в.
Вопросы для обсуждения:
Стиль модерн.
Романтика и неоклассика. Представители неоклассики в архитектуре 30-х гг. Неоклассические мотивы в скульптуре
Зачинатель фовизма Анри Матисс.
Господство в творчестве немецких экспрессионистов максимальной интенсивности цвета (Шмидт-Ротлуфф), эмоциональной выразительности контура (Э. Л. Кирхнер), резких контрастов масс, экспрессии композиции (Э. Нольде).
Кубисты (П. Пикассо, Ж. Брак, М. Дюшан, Ф. Леже, X. Грис и др.)
Возникновение футуризма. Возникновение абстракционизма. Французские художники-абстракционисты. Деятельность дадаистов.
Сюрреализм. «Неосюрреализм» или «магический реализм».
Зачинатели литературного модернизма Ф. Кафка, М. Пруст, Д. Джойс.
Историко-художественный перелом в реалистической литературе первой половины XX в.
Изменения в европейском театре в последнем десятилетии XIX в.
Отражение в музыке первой половины XX в. смены философско-эстетических установок. Музыкальный экспрессионизм.
Экзистенциализм. Постмодернизм. Европейское реалистическое искусство XX в.
Возникновение в 60-х гг. ХХ в. молодежных движения, противостоящих господствующей в обществе культуре. Направление поп-арта. Хэппенинг. Концептуальное искусство, лэнд-арт, боди-арт, видео-арт.
| Раздел II.
Тема 3.4.
| 2
|
| Практическое занятие № 10
Русская культура
Вопросы для обсуждения:
Древнерусское искусство.
Культура Московской Руси (XIII–XVII вв.).
Культура России Нового времени.
Русская культура XIX века
Русская культура XX вв.
| Раздел II.
Тема 3.5.
| 1
| 3.3. Лабораторные занятия, их наименования и объем в часах
Лабораторные занятия в рамках дисциплины «Мировая художественная культура» не предусмотрены.
|