Скачать 140.53 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ Кафедра спортивного и эстрадного танцев Учебно-методический комплекс Дисциплина: Образцы танцевального репертуара Цикл: СД.Ф.04.08 Специальность: 071301.65 «Народное художественное творчество»
Тюмень - 2010 СОДЕРЖАНИЕ Рабочая программа дисциплины………………..……………………………………3
Рабочая программа дисциплины
Выписка из государственного образовательного стандарта СД.Ф.04.08 Образцы танцевального репертуара Практическое изучение законов балетмейстерского мышления на примере лучших номеров из репертуара отечественных и зарубежных ансамблей народного танца, фрагментов классических балетов, шоу – программ, образцов творчества известных хореографов. Рабочая программа по дисциплине: «Образцы танцевального репертуара», федерального компонента цикла СД.Ф.04.08 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 071301.65 «Народное художественное творчество» квалификации «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель». Программа дисциплины «Образцы танцевального репертуара» составлена с учётом специфики обучения и подготовки руководителей коллективов спортивного и эстрадного танца, педагогов – хореографов. Цель дисциплины Практическое изучение законов балетмейстерского мышления на примере лучших номеров из репертуара отечественных и зарубежных ансамблей народного танца, фрагментов классических балетов, шоу – программ, образцов творчества известных хореографов. Задачи дисциплины
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников Образцы танцевального репертуара – одна из дисциплин, изучаемых в системе профессионального хореографического образования. Данная дисциплина предназначена для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 071301.65 «Народно художественное творчество» и квалификации: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель», и ведется в течение двух семестров (2 кур 3,4 семестр). Необходимость введения дисциплины обусловлена требованиями современного общества к руководителю хореографического коллектива. Будущий специалист данного профиля должен обладать не только высоким исполнительским мастерством, но и владеть глубокими знаниями в области отечественной и зарубежной художественной культуры, быть знакомым с шедеврами и лучшими образцами народного творчества, классического искусства и танцевального наследия. За основу взят придворный, салонный бальный танец прошлых веков и в тексте он называется историко – бытовым танцем. Общеизвестную значимость историко – бытовому танцу придает широкое его использование в литературе, театре, опере, балете и т.д. Изучение наследия, знание старинных форм танца может лечь в основу творческого их преобразования с новой стилистической окраской, отражением новых эстетических и этических норм, требованиями этикета, соответствующих запросам разных слоев современного общества. Освоение студентами образцов классической хореографии необходимо для сохранения и точной передачи участниками танцевальных коллективов хореографического текста, стиля, манеры и характера первоисточника, а также для развития и обогащения образно- пластического мышления обучающихся. Изучение данной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами как «Танец и методика его преподавания», «Анализ музыкально-танцевальных форм», «Теория и история хореографического искусства» и опирается на базовые знания, полученные студентами по основам классического танца. Требования к уровню подготовки студентов В результате изучения дисциплины студент должен знать образцы танцевального репертуара, освоить методику исполнения элементов экзерсиса на пальцах, овладеть исполнительскими приёмами сольного, дуэтного и ансамблевого танца, определять основные этапы развития хореографии, особенности балетмейстерского стиля выдающихся хореографов, уметь анализировать хореографическое произведение.
На основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в учебном плане кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий на изучение дисциплины «Образцы танцевального репертуара» выделено 150 часов.
Дисциплина изучается с учётом последовательного освоения практического материала, подкрепляя его теоретическими положениями, учебно-творческими работами и состоит из трёх основных разделов: 1. Экзерсис на пальцах 2. Образцы хореографии (танцевальный репертуар) 3. Теоретические занятия Первый раздел «Экзерсис на пальцах». Студенты осваивают практический комплекс навыков и умений владения пальцевой техникой. Второй раздел «Образцы хореографии» является стержнем программы. Изучаются образцы танцевального наследия: вариации полностью и по частям, танцевальные композиции из старого классического репертуара и современных произведений. В третьем разделе «Теоретические занятия» излагаются вопросы творчества крупнейших хореографов XIX и XX веков Л.Иванова, М.Петипа, А.Горского, Л.Лавровского, М.Фокина на примере балетов «Коппелия», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Дон Кихот» и др. Специфика данной дисциплины обусловлена тем, что при изучении отрывков из балетов или концертных номеров необходимо строго сохранять авторский замысел, музыкальную и хореографическую редакцию предлагаемого фрагмента. Огромное значение имеет подбор музыкального сопровождения урока. На занятиях исполняются произведения русской и зарубежной классики, лучшие образцы танцевальной музыки. Программа дисциплины предусматривает проведение практических занятий, чтение лекций. В качестве наглядных дидактических материалов привлекаются печатные издания по танцевальному наследию, мемуары выдающихся балетмейстеров, видеозаписи хореографических произведений, фильмы-балеты и т.д. Освоение дисциплины предполагает, помимо посещения занятий и лекций, самостоятельную работу студента по разбору и анализу танцевальных отрывков, освоению композиционного рисунка, овладению танцевальной лексикой.
Цель: освоение методики пальцевой техники на основе навыков, знаний и умений, полученных на уроках классического танца Задачи: - изучение элементов экзерсиса на пальцах и освоение правильных технических приёмов - овладение исполнительскими приёмами сложной координации - развитие танцевальности, выразительности, лёгкости Экзерсис у станка 1. Releve в I, II, V, IV позициях на пальцах 2. Pas échappé 3. Pas de bourŕee с переменой ног 4. Pas suivi 5. Assemblé soutenu 6. Pas glissade 7. Sissonne simple 8. Pas sus - sous Экзерсис на середине 1. Повороты в V позиции на одном месте (pas de bourre suivi en tournant) 2. Temps lie на пальцах Temps lie с работой корпуса (по Костровицкой В.) 3. Pas de bourre ballote с носком в пол на croisee и effasee Pas de bourre с переменой ног en tournant Pas de bourre dessus – dessous Pas de bourre dessus – dessous en tournant 4. Pas jete с продвижением 5. Pas echappe en tournant на ¼, ½ поворота Pas echappe с окончанием на одну ногу 6. Pas coupe ballonne в сторону 7. Pas glissade en tournant по диагонали 8. Jete – fondu (мягкие шаги) 9. Sissonne simple en tournant на ¼ поворота 10. Sissonne ouvert на 45° Sissonne ouvert на 90° 11. Pas ballonne 12. Plie – releve в I arabesque 13. Туры из IV, V позиций 14. Туры в продвижении: тур en denors c degage тур en dedans c coupe (тур – piques) 2. Образцы танцевального репертуара Танцевальный репертуар (по выбору преподавателя)
3. Теоретические занятия Тема 1. Традиции и новаторство в хореографическом искусстве Основные этапы развития русского балета (классицизм, романтизм, академизм). Новаторство «реформаторов» в начале ХХв. Структура и эстетика балетного спектакля. Дивертисмент. Характерные особенности балетмейстерского стиля на примере балетов М.Фокина, М.Петипа, Ж.Перро, Л.Иванова. Понятие стилизации. Неоклассицизм Дж.Баланчина. Традиции и новаторство в творчестве Ю.Григоровича. Тема 2. Современное состояние танцевального искусства Влияние русской классической школы на развитие мировой хореографии. Обзор репертуара ведущих театров (Большой театр, Мариинский театр). Гастроли зарубежных трупп и хореографических коллективов. Ансамбли народного танца (Государственный ансамбль танца под руководством И.Моисеева, ансамбль «Берёзка» и др.). Стили и жанры современной хореографии. Основные темы и образы современного танцевального искусства. Формирование репертуара хореографического коллектива. Специфика репертуара различных типов танцевальных коллективов.
Изучение данной дисциплины предусматривает форму отчетности в виде экзамена, согласно учебному плану кафедры спортивного и эстрадного танцев. Экзаменационные требования: - практический показ материала пройденного курса - письменная учебно-творческая работа по темам курса
Основная литература
Дополнительная литература
Фильмы балеты:
Фильмы:
|
Примерная программа дисциплины «Современные направления танцевального искусства» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего... | Рабочая программа по дисциплине Психология и педагогика «Психология и педагогика» федерального компонента цикла гсэ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Рабочая программа «Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом... | Сборник «Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом... | ||
Примерная программа дисциплины Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего... | Примерная программа дисциплины Организация, управление и администрирование в социальной работе федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным... | ||
Интернет-экзамен в сфере профессионального образования «Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом... | 004-027. 21 Грнти 50. 07. 03; 20. 01. 04 «Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом... | ||
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего... | Тест «Психология менеджмента» Тема 1 «Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом... | ||
Использование инновационных технологий в образовании «Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом... | Лекции Роль бизнеса в обществе «Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом... | ||
Рабочая программа по дисциплине «ценообразование» для специальности... Рабочая программа дисциплины «Ценообразование» компонента Ф. 09 цикла опд составлена в соответствии с Государственным образовательным... | Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности... Рабочая программа дисциплины «Управление качеством» компонента в цикла ен составлена в соответствии с Государственным образовательным... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины тренинг успешного трудоустройства. Имидж руководителя «Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом... | 1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического... Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего... |