Скачать 226.57 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Кафедра «Технологии внешнеторговых сделок» «Утверждаю» Проректор по учебной работе ____________ А.А. Вологдин « » ________________ 2012 г. Рабочая программа учебной дисциплины ТРЕНИНГ УСПЕШНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА. ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ Код и направление подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль - «Международный менеджмент» Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Форма обучения и курс - очная форма обучения, 4 курс Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры протокол № от «_15_» июня 2012 г. Москва 2012 Разработчик программы: старший преподаватель Балакирева С.М. кафедры «Технологии внешнеторговых сделок» Рецензент: д.в.н. профессор кафедры «Менеджмента и маркетинга» Медведев В.П. СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ заключается в анализе организационных и психологических проблем при трудоустройстве молодых специалистов, а также формирование у студентов системы теоретических знаний и практических навыков по деловому взаимодействию с работниками кадровых служб, работодателями, ознакомление студентов с алгоритмом построения успешной карьеры. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА «Тренинг успешного трудоустройства. Имидж руководителя» является дисциплиной по выбору дисциплин профиля профессионального цикла бакалавриата по направлению «Менеджмент». Для успешного овладения знаниями, навыками и умениями при изучении дисциплины «Тренинг успешного трудоустройства. Имидж руководителя» студенты должны иметь представления о структуре социального взаимодействия, об основных аспектах управления поведением сотрудников внешнеторговых организаций, уметь вести постоянный самоанализ своих поступков и действий, который позволит выявить в них слабые и сильные стороны, уметь вырабатывать в себе такие черты характера, которые необходимы в будущей деятельности менеджера внешнеторговой организации. Учебная дисциплина «Тренинг успешного трудоустройства. Имидж руководителя» взаимосвязана с другими учебными дисциплинами основной образовательной программы бакалавриата, такими как: «Психология», «Организационное поведение», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Деловой протокол и этикет», которые можно назвать «стратегией познания и оценки» роли «человеческого фактора» в практике внешнеторгового менеджмента. В результате изучения дисциплины студент должен: знать:
уметь:
владеть:
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 42 часа. 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Темы и их аннотации Тема 1. Психологические особенности процесса трудоустройства выпускников вуза. Анализ современного рынка труда и способы поиска работы. Психология трудоустройства. «Карьеристика» и карьера. Новые профессии XXI века. Основные тенденции рынка труда 2012 гг. Как определиться на рынке труда молодому специалисту. Выбор ключевого преимущества. Изучение целевого рынка. Личные потребности и возможности. Анализ конкурентов. Формулировка позиции выпускника престижного вуза. Основные способы найти престижную работу. Плюсы и минусы каждого из рекомендуемых способов. Критерий эффективного поиска престижной работы. Тема 2. Правила подготовки к собеседованию. Рекомендации по составлению резюме, сопроводительного и рекомендательного писем Особенности подготовки к собеседованию. Проведение самопрезентации по телефону и для собеседования. Общие рекомендации по составлению эффективного резюме. Современное резюме. Сопроводительное письмо к резюме. Структура рекомендательного письма. Тема 3. Психологические аспекты и технология прохождения собеседования. Испытания при приеме на работу Место и роль собеседования при трудоустройстве. Вопросы интервьюера и ответы на них. Возможные причины отказа в работе. Как пройти отборочные тесты. Психологические аспекты и технология прохождения различных видов собеседования. Корпоративная анкета. Анкета-заявка на участие в программе набора молодых специалистов (GRP). Трудовой договор и права специалиста. Тема 4. Проблемы социально-психологической адаптации молодого специалиста в новом коллективе Социальная адаптация как процесс вхождения в новый коллектив. Психологические проблемы адаптации. Как просить о повышении в должности и о прибавке к заработной плате. «Тупиковые» должности и карьера. Рекомендации по созданию доверительных взаимоотношений с коллегами. Как можно отказать коллегам, не испортив с ними деловые отношения. Умение прекратить разговор, не обижая собеседника. Тема 5. Моделирование деловой карьеры Особенности построения «вертикальной» и «горизонтальной» карьеры. Виды карьеры. Что выбрать на начальном этапе карьеры молодого специалиста: западный опыт или российские перспективы? Плюсы и минусы работы в западных и российских фирмах. Тема 6. Психотехнологии создания профессионального имиджа менеджера Основные составляющие элементы имиджа профессионала. Влияние имиджа на построение карьеры. Психотехнология формирования позитивного профессионального имиджа менеджера ВЭО. Дресс-код в области внешней торговли. Тема 7. Ролевая игра Ролевая игра: Собеседование на замещение вакантной должности во внешнеторговой компании. 4.2. Планы семинарских / практических занятий См. отдельное учебно-методическое пособие в форме рабочей тетради 4.3. Программа самостоятельной работы студентов
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
6. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА Средства оценивания: 6.1. Диагностирующий контроль Проводится на первом занятии путем письменного опроса студентов по вопросам, ответы на которые требуют знаний поведенческих стандартов, устойчивых оценочных суждений, соответствующих требованиям определенного стиля поведения в период поиска работы и прохождения собеседования во внешнеторговой организации. 6.2. Текущий контроль
Примеры тем для рефератов. 1.Способы поиска работы молодыми специалистами. 2. Виды собеседования и особенности их прохождения. 3. Проблемы социально-психологической адаптации молодого специалиста в новом коллективе. 4. Виды деловой карьеры и особенности их построения. 5. Особенности создания профессионального имиджа менеджера. 6.3. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация по учебной дисциплине «Тренинг успешного трудоустройства. Имидж руководителя» проводится в форме зачета. При выставлении итоговой оценки учитываются результаты ежемесячной аттестации студентов с использованием балльно-рейтинговой системы. Ежемесячная аттестация студентов проводится с использованием балльно-рейтинговой системы по следующей схеме: 1. За посещение лекции продолжительностью 2 академических часа (80 минут) студент получает – 1 балл. Всего за посещение 1 лекции, проводимых в ходе изучения дисциплины, студент сможет получить 1 балл. Опоздание студента на лекцию или уход с лекции без уважительных причин дают право преподавателю баллов за посещение данного занятия студенту не начислять. 2. За работу в ходе семинарских, практических и других занятий студент может получить 6 баллов за одно занятие (всего за семестр на шести семинарах студент может получить 36 баллов). Будут оцениваться:
На последних двух занятиях проводится ролевая игра, за участие в которой студент может получить 50 баллов. 3. За составление резюме студент может получить 3 балла, за сопроводительное письмо – 5 баллов, за рекомендательное письмо – 5 баллов. 4. Таким образом, в процессе изучения дисциплины в течение семестра студент может набрать 50 баллов. Для студентов, которые по уважительной причине пропустили семинарские (практические) занятия, дается возможность написания рефератов по пропущенным темам, которые могут быть оценены по 5 баллов каждый. 6. Участие в ролевой игре оценивается максимально 50 баллами и приравнивается к сдаче зачета. Если студент не присутствовал на ролевой игре, то ему будет предложено сдавать зачет по темам дисциплины. 7. Итоговая оценка студенту за освоение учебной дисциплины «Тренинг успешного трудоустройства. Имидж руководителя» складывается из суммы баллов, полученных на ролевой игре или зачете, и полученных за различные виды работ в течение семестра. Ее максимальное значение равно 100 баллам. Студент, набравший в течение семестра и зачета менее 52 балла, считается не сдавшим зачет. Вопросы к зачету
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1 Основная литература:
7.2. Дополнительная литература:
7.3. Мультимедийные средства: Слайды с учебными материалами к каждой лекции, выполненные в программе Microsoft Office Power Point. При проведении занятий используются документальные фильмы, посвященные трудоустройству. 7.4. Интернет-ресурсы
7.5. Глоссарий Адаптация – это процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды организации. Анкета поступающего на работу – метод получения данных об образовании, предыдущем опыте работы и других характеристиках кандидата на замещение должности Вертикальная карьера – подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда). Горизонтальная карьера – профессиональное совершенствование в рамках своей должности или равных ей должностях. Групповое собеседование – вид собеседования, который компания применяет при массовом наборе продавцов-консультантов, когда открывает новый магазин. Деловой имидж – это представление, которое вы создаете сами о себе как внешнее отражение вашей личности и как показатель ваших деловых и личностных качеств. Должностные обязанности – перечень функций, которые должен выполнять занимающий данную должность сотрудник и квалификационные требования к нему. Дресс-код – форма одежды, обязательная при посещении определенных мероприятий, организаций, заведений. Испытательный срок - определенный временной промежуток для оценки способностей нового работника и для приобретения им практического опыта по своей специальности, который сожжет быть установлен для отдельных категорий работников путем включения положений о нем в трудовой договор. Кадровое агентство – посредник на рынке труда, организация, оказывающая услуги работодателям по поиску и подбору персонала и\или оказывающая услуги соискателя по поиску работы и трудоустройству. Карьеристика – наука о самореализации и способах применения творческого потенциала личности. Коучинг – это методика раскрытия творческого, карьерного и прочих потенциалов. Компетенция – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при условии задач общего рода, также, в определенной широкой области. Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации. Нетворкинг – социальный круг, который влияет на вашу жизнь и карьеру. Отбор – оценка соответствия квалификации, способностей и других характеристик претендента требованиям определенной профессии (должности). Панельное собеседование - вид собеседования, при котором оценивается кандидат с разных сторон несколькими представителями работодателя. Письменное тестирование – письменные ответы кандидатов, позволяющие определить их способности к выполнению определенной деятельности, уровень развития профессионально значимых свойств и качеств личности. Планирование карьеры – предполагает самооценку, исследование благоприятных возможностей, целевую установку и другие действия, необходимые для принятия решений в отношении выбора собственной карьеры. Планирование человеческих ресурсов – прогнозирование потребности организации в человеческих ресурсах и ожидаемого соответствия кандидатов вакантным должностям. Профориентация (лат. – professio «род занятий» и orientation «установка») – деятельность по выявлению склонности человека к определенной профессии, в которой он будет работать с интересом и полной отдачей. Психологический контракт – взаимные ожидания и обязательства работника и организации по поводу осуществляющихся отношений, которые нигде не записываются и не проговариваются, но способны влиять на поведение работника. Полиграф («детектор лжи») - техническое средство, используемое при проведении инструментальных психофизиологических исследований, предназначенное для оценки достоверности сообщённой испытуемым информации. Программа GRP (Graduate Recrutment Program) – передовой метод привлечения молодых специалистов на постоянные позиции в крупные российские и международные компании, которые готовы инвестировать в развитие своего персонала и формирование надежных команд профессионалов. Резюме – личная бизнес-карточка, краткое досье на соискателя с упором на его профессиональные навыки и опыт. Рекрутинг – деятельность или практика, в процессе которой определяются. характеристики кандидатов, а также их соответствие требованиям работодателей. Рекомендательное письмо – письменное заявление, содержащее характеристику человека как потенциального работника со стороны рекомендующих его организаций, должностных лиц, авторитетных специалистов. Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Самопрезентация – это умение эффектно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится самому себе, но привлекателен для окружающих. Ситуационное интервью (CASE-интервью) – методика, основанная на построении определенных ситуаций и предложения интервьюируемому описать модель своего поведения или решения данной ситуации.Собеседование – это личная беседа претендента на вакантную должность с работодателем или его представителями. Сопроводительное письмо – это хорошая возможность выделиться на фоне общей массы соискателей, служит дополнением к резюме и последним аргументом в убеждении работодателя в том, что вы по праву можете претендовать на имеющуюся вакантную должность. Стажировка – деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого срока, предполагает обучение работника в процессе трудовой деятельности и являться одной из составляющих последипломного образования наряду с переподготовкой и специализацией. Стресс интервью – вид собеседование, в процессе которого представители работодателя применяют различные способы (провокационные вопросы и действия, игнорирование, грубость, хамство и др.) с целью выявить свойства темперамента и качества характера претендента, которые будут определять его поведение при выполнении профессиональных обязанностей в экстремальных и стрессовых ситуациях. Тестирование – способ определения уровня развития личностных черт и качеств соискателя, которые необходимы для выполнения профессиональных обязанностей путем ответов соискателя на вопросы, заранее отобранные и структурированные учеными (психологами, психофизиологамим, конфликтологами, социологами и др.). Фрилансер (англ. freelancer — вольный копейщик, свободный копьеносец, наёмник; в переносном значении — вольный художник) – человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определённого перечня работ (внештатный работник). 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для проведения всех лекционных, семинарских и практических занятий необходимо обеспечить наличие мультимедийного оборудования для просмотра и прослушивания наглядных видео- и аудиоматериалов. Компьютерный проектор, ноутбук, экран, акустическая система – на каждое занятие. Ноутбук должен обеспечивать просмотр: 1) слайдов в программе Microsoft Office Power Point 2010; 2) видеофайлов с расширениями (.mp4) (.mpg) (.avi) (.wmv) (.flv) со звуковым сопровождением. Для проведения семинарских, практических занятий издается подготовленное автором настоящей рабочей программы учебно-методическое пособие в виде рабочей тетради по дисциплине «Тренинг успешного трудоустройства. Имидж руководителя», отдельно выдается сценарий ролевой игры «Собеседование на замещение вакантной должности во внешнеторговой компании», которые размножается тиражом, исходя из численности обучаемых и ведущих преподавателей. Тираж _______ экз. Заказ № _________ Отпечатано в ФГБОУ ВПО «Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития Российской Федерации». 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4а. |
Аннотация к рабочей программе дисциплины имиджелогия направление... Визуальный имидж делового человека. Социальный имидж организации. Имидж товара. Имидж организации. Системно-корпоративный имидж (имидж... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Социально – психологический тренинг: проблемы эффективного трудоустройства» предназначен для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Решение кафедры ... | Имидж руководителя образовательного учреждения и его роль в управлении персоналом | ||
«Повышение ответственности руководителя бюджетного учреждения по... Несколько слов о схеме моего сегодняшнего выступления: собственно доклад и в конце ряд важной информации, касающейся успешного завершения... | Реферат Имидж Ротари в России Черепок Антон Викторович (Самара) 2010... Имидж создается (пропагандой, рекламой) с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать... | ||
Программа дисциплины «Имидж и репутация» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | Рабочая программа учебной дисциплины «Коммуникативный тренинг» Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | 1. цели освоения учебной дисциплины Российской Федерации. Целью изучения дисциплины также является создание теоретической базы для успешного усвоения студентами специальных... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области |