Скачать 253.19 Kb.
|
Пояснительная записка. В основу регионального компонента содержания общего образования по Новосибирской области положен курс «Искусство родного края», который изучается отдельно в рамках БУП 2004 года, в образовательных учреждениях, реализующих стандарты первого поколения на второй ступени образования основной и средней школе. Предмет относится к образовательной области «Искусство». На его изучение в 8 классе отводится, согласно учебному плану МБОУ КСОШ №136 учебных часов в год, 1 учебный час в неделю. Содержание курса носит краеведческий характер. Цель: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций. Задачи: — приобщения учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края;
Учебный курс «Искусство родного края» состоит из 4 модулей:
На каждый модуль отводится по 8 часов учебного времени и 4 часа на защиту творческих проектов. В результате изучения курса «ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ»: в разделе «архитектура и дизайн» ученик должен: знать / понимать: — основные направления в истории архитектуры и имена выдающихся архитекторов, работавших в регионе; — выдающиеся архитектурные памятники Новосибирска и Новосибирской области, вошедшие в мировой художественный фонд; уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
в разделе «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен: знать / понимать: — основные имена выдающихся представителей музыкального искусства — композиторов, исполнителей в различных областях музыкального искусства; — иметь представление о крупнейших музыкальных центрах города Новосибирска и Новосибирской области; уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
в разделе «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен: знать / понимать:
уметь: — показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
в разделе «ТЕАТР И КИНО» ученик должен: знать / понимать:
уметь: — показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентацию, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
В связи с особенностями географического расположения и удаленности от города, а также, исходя из имеющихся возможностей количество часов, было переспределено. Добавлен 5 раздел «Творческий проект» который позволит учащимся показать свои творческие возможности, объединить полученные знания. Учебно-тематический план
Содержание программы Раздел 1 АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН 9 часов Защита творческого проекта. 1 час. Тема 1.1: «История градостроительства» 2 часа Основные теоретические сведения на занятии Вопросы Генерального плана строительства города, градостроительный дизайн, его роль в формировании современного облика Новосибирска. Летописец истории градостроительства Новосибирска С. Н. Баландин. Первые городские постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения. Ведущие архитекторы: А. Д. Крячков, Б. А. Гордеев, Т. Я. Бардт, К. Е. Осипов и др. Практическая работа Урок - обзорная экскурсия (реальная или виртуальная с использованием видеоисточников). Рассказ об истории и архитектуре Новосибирска, Академгородка, районах Новосибирской области. Тема 1.2: «Архитектурные ансамбли» 2 часа Основные теоретические сведения на занятии Архитектурные сооружения — один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности региона. Предметно-пространственная среда. Примерный художественный материал Архитектурные ансамбли центра: центральная площадь Новосибирска — Областной краеведческий музей, здания Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, здания 40-х годов застройки, здания XXI века; площадь Свердлова, здания администрации Новосибирской области, Новосибирского государственного художественного музея; первый 100-квартирнып жилой дом., здания и постройки начала века; сквер Героев революции; мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» — Монумент Славы. Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна (павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники). Городская скульптура «Светофор и милиционер» и др. Практическая работа Создание макета (зарисовки) малой городской скульптуры для родного города. Эссе на тему «Твое любимое место в городе (селе)». Тема 1.3: «Храмы» 1 час Основные теоретические сведения на занятии Храмы как воплощение исторической памяти народа. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и данной местности. Собор Александра Невского (1895 г., архитектор К. К. Лыгин), Вознесенский кафедральный собор (1913 г.); часовня святителя Николая Чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области. Тема 1.4: «Места досуга» 2 час Основные теоретические сведения на занятии Культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, детские, спортивные площадки, пляж и др. Ведущие архитекторы: А. А. Воловик (Речной вокзал, гостиница «Обь», здание аэропорта «Толмачёво», Государственная публичная научно-техническая библиотека СО АН СССР). Практическая работа Деловая игра «Ты — архитектор». Создание архитектурного замысла места досуга в твоем районе (селе) и его осуществление. Тема 1.5: «Жилые массивы»1 час Основные теоретические сведения на занятии Инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера как микросреда человека. Ведущие архитекторы: 6. П. Авксентюк (здание Внешторбанка, жилой комплекс «Тихая площадь», реконструкция Вознесенского кафедрального собора и пригородного комплекса в Новосибирске); В. В. Бородкин (деловой центр «Зелёные купола», римско-католический костел). Практическая работа Создание проекта «Архитектура и дизайн твоего дома (комнаты, сада)». Раздел 2 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 7часов Защита творческого проекта. 1 час Тема 2.1: «Из истории музыкальной культуры Новосибирской области» 1 часа Основные теоретические сведения на занятии Народная консерватория, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны — мировая и всероссийская известность: М. С. Лебензон, 3. Л. Брон, М. В. Богуславский, В. Репин, В. Коновалов. Сибирские композиторы: А. П. Новиков, А. Ф. Муров, Ю. П. Юкечев, Г. Н. Иванов и др. Новосибирские композиторы — детям: О. Сереброва, С. Ранда, К. Журавлев и др. Практическая работа Подготовка докладов о сибирских композиторах. Тема 2.2: «Народное творчество» 2 часа Основные теоретические сведения на занятии Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамблями, исполнителями на русских народных инструментах Музей сибирского баяна и гармони им. И. И. Маланина; творчество братьев Геннадия и Александра Заволокиных; Сибирский народный хор; ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой; ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной; ансамбль В. Асанова. Практическая работа Просмотр отчетного концерта «Деревенька», «Зязюля» и т.д. Тема 2.3: «Музыкальные коллективы» 2 часа Основные теоретические сведения на занятии Знакомство с историей создания Новосибирской филармонии, ее 12 музыкальными коллективами (по выбору): Новосибирский академический симфонический оркестр и его создатель Арнольд Кац; оркестр русских народных инструментов под руководством В. Гусева; Камерный хор под управлением И. Юдина; хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» под управлением И. Тюваева; вокальный ансамбль под управлением П. Шаромова; ансамбль ранней музыки «Insula magica» под управлением А. Бурханова; «Биг-Бэнд» под управлением В. Толкачева; «Сибирский диксиленд» под управлением Б. Балахнина. Практическая работа Подготовка доклада о коллективах Новосибирской филармонии Тема 2.4: «Музыкальные театры Новосибирска» 1 час Основные теоретические сведения на занятии Страницы истории музыкальных театров Новосибирска: Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, Новосибирский театр музыкальной комедии. Раздел 3 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 8 часов Тема 3.1: «Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел» 1 час Основные теоретические сведения на занятии Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел. Тема 3.2: «Музеи декоративно-прикладного искусства» 2 часа Основные теоретические сведения на занятии Из истории создания музеев декоративно-прикладного искусства. Новосибирский краеведческий музей, музей «Сибирская береста», Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж». Практическая работа Посещение (по выбору) музея декоративно-прикладного искусства. Тема 3.3: «Народные мастера» 1 час Основные теоретические сведения на занятии Знакомство с Купинским игрушечным промыслом, изделиями народных мастеров Е. Д. Дьяковой и Т. С. Лысенко. Тема 3.4: «Новосибирский государственный художественный музей» 1 час Основные теоретические сведения на занятии История создания и становления Художественного музея (картинной галереи). Просветительская и образовательная функции Художественного музея. Русская живопись и графика первой трети XX века. Иконы XV - XIX веков. Уникальная коллекция полотен Н. К. Рериха. Произведения Н. Д. Грицюка. Действующие выставки. Практическая работа Посещение выставочных залов или виртуальных музеев. Знакомство с уникальными коллекциями Н. К. Рериха, русской живописью и графикой первой трети XX века, произведениями Н. Д. Грицюка, иконами XV - XIX веков (по выбору учителя и учащихся). Тема 3.5: «Выставочный зал Союза художников» 1 час Основные теоретические сведения на занятии Общее знакомство с творчеством новосибирских художников: X. А. Аврутис, Н. Д. Грицюк. Г. Н. Трошкин, А. Г. Позднеев, С Мосиенко, И. В. Титков (возможны другие варианты). Практическая работа Мини-сочинение «Размышление у картины» (художник — по выбору учащихся). Тема 3.6: «Новосибирские художники-иллюстраторы» 1 час Основные теоретические сведения на занятии Обзор творчества художников — «Рыцари Её Величества Книги»: Ю. Е. Ефимова, С. Гороховского, С. В. Калачева, А. Шурица. Практическая работа Сравнительный анализ творчества художников Александра Шурица, Спартака Калачева, Эдуарда Гороховского. Раздел 4 ТЕАТР И КИНО 4 часов Тема 4.1: «Новосибирск театральный» 2 часа Основные теоретические сведения на занятии Общий обзор: из истории создания театров; посещение — по выбору. Драматические театры: Новосибирский театр «Красный факел», Новосибирский областной театр драмы, Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева, Театр на «Левом берегу». Молодежный театр: Новосибирский академический молодежный театр «Глобус». Детский театр: Новосибирский областной театр кукол. Практическая работа Театральное закулисье: «Урок грима» Тема 4.2: «Новосибирская студия кинохроники» 1 час Основные теоретические сведения на занятии Из истории создания сибирской хроники: первый кинотеатр в Новосибирске, фильмы Ф. Махотина — «Виды города Новосибирска», «Новониколаевские юбилейные торжества дома Романовых», «Масленица в Новониколаевске», «Прогулка от Новониколаевска до Бердска». 1930 год: рождение Западно-Сибирской студии кинохроники; первый звуковой номер журнала «Сибирь на экране», первый цветной фильм студии «Сады Сибири» Г. Гребен-кина (первый руководитель Западно-Сибирского отделения Союза кинематографистов СССР). Практическая работа Круглый стол по проблемам истории документального кино: актуальность кинохроники родного края. Тема 4.3: «Детская студия мультипликации» 1час Основные теоретические сведения на занятии «Сибирский Фонд развития детского кино» (руководитель — Пётр Анофриков). Детская киностудии «Поиск». Практическая работа Подготовка докладов Раздел 5 ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 8 часов Тема 5.1: «Выбор темы творческого проекта» 1 час Тема 5.2: «Составление плана работы над творческим проектом» 1 час Тема 5.3: «Сбор информации» 1 час Тема 5.4: «Практическая работа над макетом» 2 часа Тема 5.5: «Подготовка доклада или презентации по выполненной работе» 1 час Тема 5.6: «Защита творческого проекта» 1 час Тема 5.7: Итоговый урок 1 час Список литературы.
Электронные ресурсы 1. Литературно-художественная антология культурной жизни Сибири // «Л№егга». — URL: http://www.literra.websib.ru. 2. Путешествия по Сибири с Леонидом Боровиковым.Статьи. Фонтаны Новосибирска. Имя Глинки в культурно-историческом ландшафте города Новосибирска. Про Санкт-Петербург, просвещенную Сибирь и многое другое.Сказ о Сузуне. Кочки. Рыбка-чинюшка. А. Д. Крячков. И др. // «ЛШегга». — URL: http://www.literra.websib.ru. Рекомендуемые примерные темы для презентации творческих проектов Раздел 1. «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» 1. «Ведущий архитектор Новосибирска —А. Д. Крячков (страницы жизни и творчества)».
Раздел 2. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
6. «„Никогда не умолкнут гармони России": братья Заволоки ны». Раздел 3. «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Новосибирской филармонии» 2 часа |
Рабочая программа по искусству родного края разработана на основе... РО, 2008. Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое... | Рабочая программа по «Искусству родного края» Новосибирской области по предмету «Искусство» и Примерной образовательной программы учебного курса «Искусство родного края». Данный... | ||
Рабочая программа элективного курса «Искусство родного края» Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Природа родного края» и «История и культуры родного края» требуют более детального изучения регионального компонента. Исходя из... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по информатике и икт среднего... Регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего,... | Пояснительная записка статус программы Программа по Истории Красноярского края составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного... | ||
Брянский край 9 класс пояснительная записка «История Брянского края 19 – 20 вв.», составленного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области, на основе... | К приказу министерства образования и науки Красноярского края Новосибирской области, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной... | ||
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Культуре родного края» Представленная программа по культуре родного края составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Информация для участников государственной (итоговой) аттестации за... Новосибирской области, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной... | ||
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному... Краснодарского края от 27. 10. 2004 (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания... | Рабочая программа по биологии для 10, 11 классов пояснительная записка... В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается... | ||
Рабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования... | Пояснительная записка примерная рабочая программа составлена на основе... А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. 10 – 11 класс», закона Белгородской области от 06. 2009 года №82 «О внесении изменений... | ||
Пояснительная записка Настоящий учебный план, государственного бюджетного... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области | Образования детей дом детского творчества хиславичского района Хиславичский район. Программа ориентирована на уч-ся 5- 9 классов. Она предусматривает последовательное расширение знаний,умений... |