Скачать 70.96 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРА ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ Составитель: ст. преп. каф. культурологии МПГУ Н.А.Ленская МОСКВА 2007 Программа утверждена на заседании Учёного Совета факультета социологии, экономики и права 18 декабря 2006 г. протокол № 6. Программа разработана в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Предназначена для студентов 4-5 курсов отделений и факультетов культурологии высших учебных заведений, магистрантов и аспирантов, специализирующихся в области культурологии, а также для преподавателей социально-гуманитарного цикла вузов. КУЛЬТУРА ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Спецкурс «Культура постсовременности» является базовым при подготовке преподавателей культурологии для учебных заведений всех уровней и аспирантов, как в области теории культуры, так и в области исторической культурологии. Целями курса является формирование у слушателей представления о базовых характеристиках постиндустриального общества и культуры постмодерна; ознакомление слушателей со спектром культурфилософских подходов к описанию постсовременности; развитие у них умений и навыков анализа постструктуралистских концепций с культурологических позиций. Постсовременность – один из интереснейших периодов Критерием отнесения той или иной системы взглядов к числу культурологических учений является наличие в ней представления о человеке как существе, живущем в нормативно-ценностной системе, проявляющейся в универсуме окружающих его значений и смыслов, т.е. - в культуре. Подобные подходы периодически возникали в самых различный областях знания от искусствоведения и филологии до экономической теории. Именно на пересечении их "силовых полей" в ХХ в. и формируется культурология как самостоятельная, но имманентно синтетическая по отношению к другин социально-гуманитарным наукам область знания. Объем курса составляет 30 аудиторных часов: 10 лекционных и 5 семинарских занятий. Изучению курса должны предшествовать курсы «Культурологии», «Философии», «Истории искусства ХХ века» Изучение курса завершается экзаменом. Альтернативной формой отчетности является реферат по одной из тем курса. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема 1. Постмодерн как культурная парадигма: общая характеристика. Истоки и проблема периодизации постмодерности. Ключевые параметры «эры постмодерна» в сравнении с предшествующими эпохами. «Состояние постмодерна»: позиции Ж.-Ф. Лиотара, В. Вельша, Ф. Джеймисона. «Постмодернистская чувствительность». Тема 2. Культура постиндустриального общества. 2.1 Поликультурность – ключевая характеристика постиндустриального общества. Роль масс- и мультимедиа в современном обществе. Феномен религиозного синкретизма. Современные принципы научных исследований. 2.2 Подходы к исследованию постиндустриального общества. Специфика современных социологических исследований. Цивилизационные концепции С. Хантингтона и Ф. Фукуямы. Социология Д. Бэлла. Тема 3. Постструктуралистские принципы культуроло-гического анализа. 3.1 Постструктурализм как совокупность философских концепций второй половины ХХ века. Основные понятия постструктурализма. Концепция метанарратива Ж. Дерриды. Постмодерн как время «симулякров» (Ж. Бодрийар). 3.2 Проблема субъекта постмодерной эпохи. Теории бессознательного Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ж. Лакана, Ю. Кристевой. «Антигуманизм» М. Фуко и Р. Барта. Феминистские исследования в русле постструктурализма (Л. Иригарэй, Э. Сиксу, М. Ледоефф). 3.3 Текст, чтение, письмо в системе постструктуралистских концепций (Ю. Кристева, Р. Барт). Деконструктивизм Ж. Дерриды. Тема 4. Эстетика постмодернизма. 4.1 Ключевые характеристики постмодернизма: интертекстуальность, ирония, эклектизм. Эстетические принципы постмодернизма (И. Хассан). Литература постмодернизма. 4.2 Диффузия высокой и массовой культуры в постмодерном искусстве. Живопись и архитектура постмодернизма. Творчество К. Мариани, Б. Клоссовски де Рола, Ж. Гаруста, Я. Финли, Д. де Эндриа, М. Костаниса, Ч. Мура, Р. Стерна. Сценические и музыкальные параметры постмодернизма. Теория кино Ж. Делеза. 4.3 Специфика отечественного постмодернизма. Творчество Д. Пригова, Т. Кибирова, В. Пелевина, Вен. и Вик. Ерофеевых, Т. Толстой, Пелевина. Московский концептуализм. Тема 5. Сценарии постпостсовременности. Теория технообразов А. Коклен. Концепция гипертекста У. Эко. Виртуальная реальность в искусстве и эстетике. Тексты для разбора на семинарских занятиях.
Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления.
Деррида Ж. Письмо к японскому другу. // Вопр. философии. -- М., 1992. -- No 4. -- С. 53 - 57. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. -- М" 1996.
Барт Р. Нулевая степень письма.
Курицын В. Время множить приставки. К понятию постпостмодернизма // Октябрь. 1997, № 7. Список литературы.
|
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании... Структура современного социологического знания. Макро- и микросоциология; теоретическая и эмпирическая социология. Основные модели... | Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета факультета... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 040400. 62 Социальная работа.... | ||
Правительство Москвы Департамент образования города Москвы Государственное... Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры германской филологии, протокол № от 2009г., утверждена на заседании учёного... | Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № ) | ||
Расписание Задание 1 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Утверждена на заседании Ученого совета факультета экономики На основании Письма от 08. 02. 2013 302-02/02/277 Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края | ||
Протокол №1 от 31. 08. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Протокол №3 от 01. 03. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры эстетического воспитания протокол №1 от 28 августа 2012 г... | ||
1. Методический анализ изучаемой темы Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Тема урока Основные вопросы Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | ||
Рабочая программа Русский язык 10-11 класс Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Рабочая программа дисциплины «География и культура напитков» Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | ||
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» Программа утверждена на заседании Ученого совета Института естественных наук гбоу впо мгпу. Протокол №3 от 04 декабря 2012 г | Тема: простое осложнённое предложение, понятие о нём Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) |