Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа





НазваниеВысшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа
страница1/6
Дата публикации17.09.2013
Размер0.64 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > История > Литература
  1   2   3   4   5   6
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Государственный университет –
Высшая Школа Экономики
Факультет социологии
Утверждена на заседании

Ученого Совета

Факультета социологии

«____»_______ 2008 г.
Декан факультета _____________
А.Ю.Чепуренко

ПРОГРАММА



Итогового междисциплинарного экзамена по

направлению 040200.62 «Социология»

(специализация «Социологическая теория

и прикладное социальное знание»)

Москва, 2008

«Социологическая теория»

Тема 1. Предмет и задачи социологии. Структура социологического знания.
Социология как наука. Основные задачи современной социологии: описание социальных процессов и явлений, их объяснение и предвидение. Структура современного социологического знания. Макро- и микросоциология; теоретическая и эмпирическая социология. Основные модели социологического объяснения. Понятие «теорий среднего уровня».
Литература к теме 1:

Основная:

Гидденс Э. Социология. М., 1999,Ч.I., Гл.1.

Фролов С. С. Основы социологии. М., 1997. Гл. 1, 2.
Дополнительная:

Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996.

Бергер П. Приглашение в социологию. М., 1996.

Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИС РАН-TEMPUS-TASIS, 1996. С. 13-74.

Монсон П. Лодка в аллеях парка: введение в социологию. М., 1995

Ритцер Дж. Современные социологические теории, 5-е изд. М.-СПб, 2002. С. 571-581.

Тема 2. Основные этапы развития социологического знания. История классической социологии.
История социологии как область знания. Социология Огюста Конта. Социологические идеи Карла Маркса (понятие общественной формации, теория социального развития, классы и классовая борьба). Социология Эмиля Дюркгейма. Типология социального действия Макса Вебера. Г. Зиммель как социолог.

Литература к теме 2:

Основная:

Гофман А.Б Семь лекций по истории социологии. С. 5-128, 161-186.

Вебер М. Основные социологические понятия. Ч.I, II //Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. Сс.602-630.
Дополнительная:

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1998.

Давыдов Ю.Н. О.Конт и умозрительно-спекулятивная версия позитивной науки об

обществе (Конт и Гегель) // История теоретической социологии (в 4-х томах). Т. 1. М.: Канон+, 1997. С. 64-83.

Конт О. Дух позитивной философии // Тексты по истории социологии 19-20 веков. Хрестоматия, М.: Наука, 1994. С. 7 – 28.

Маркс К. К критике политической экономии // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 13, с. 1-167.

Маркс К. Социология. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000

Тема 3. Современная социологическая теория

Основные парадигмы социологической теории: общая характеристика и этапы развития. Социологические теории деятельности и практической рациональности: общая характеристика. Теория социального действия Т. Парсонса. Проект социальной феноменологии А. Шюца. Теория структурации Э. Гидденса. Социологические теории обмена: истоки и общая характеристика (Б. Скиннер, Дж. Хоманс, П. Блау). Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
Литература к теме 3:

Основная:

Тэрнер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1984

Давыдов Ю. Н. и соавт. История теоретической социологии. М.: Канон. Т. 1, 1997. С.. 94-118; 243-279; 331-334.

Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М.: «Аванти плюс», 2003.

Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИС РАН-TEMPUS-TASIS, 1996.

Ритцер Дж. Современные социологические теории (5-е издание). Москва и др.: Питер, 2002.

Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии / Пер. с англ. М. Горбачева, Т. Дмитриева. — М.: Русское феноменологическое общество, XXI. – с. 18-28
Дополнительная:
Вебер М. Основные социологические понятия. Ч.I, II //Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С.602-630.

Гидденс Э. Элементы теории структурации // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995.

Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО-TEMPUS/TASIS, 1996. С.15-20.

Ритцер Дж. Современные социологические теории (5-е издание). Москва и др.: Питер, 2002.

Шюц А. Социальный мир и теория социального действия // Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. С. 96-113.


Тема 4. Культура и общество.

Что такое культура? Различные смысла понятия "культура". Становление культуры человечества. Исторические типы культуры. Соотношение биологического и социокультурного в человеке и обществе. Материальная и духовная культура, относительность этих понятий. Внутреннее содержание культуры (ценности, верования, нормы, идеалы, культурные универсалии, материальные носители культуры, язык). Социолингвистическое изучение языка: вариационная социолингвистика (Лабов, Трагдил), «этнография речи». Код, регистр, жаргон и пиджин. Понятия социальных нормы, значение норм в жизни общества. Роль морали и нравственных ценностей в жизнедеятельности общества. Субкультура и контркультура. Разновидности культуры: "высокая", элитарная, популярная, массовая, народная. Современные тенденции в российской и мировой культуре.

Литература к теме 4:

Основная:

Гидденс Э. Социология. М., 1999,Ч.1., Гл.2.

Ионин Л. Г. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1998. Гл. 1, 2, 5, 7

Фролов С. С. Социология. М., 1994. Раздел. 2. Гл. 1.

Вахтин Н. Б., Головко Е. В. Социолингвистика и социология языка. СПб., 2004.

Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика. М., 2001.
Дополнительная:

Лапин Н. И., Беляева Л. А., Здравомыслов А. Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.

Сорокин П. А. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество /Под общ. ред. А. Ю. Согомонова. М., 1992.
Тема 5. Личность и общество. Социальное взаимодействие.
Личность, ее воспитание и социализация. Особенности социализации в традиционном и современном обществах. Понятия первичной и вторичной социализации. Роль референтных групп в процессе социализации. Теория "зеркального Я". Психоаналитическая концепция социализации. Жизненные циклы социализации. Агенты социализации (семья, группа, школа, средства массовой информации).

Общение и социальное взаимодействие. Язык и его социальное значение. Вербальная и навербальная коммуникация. Межкультурные различия коммуникативных кодов. Дж.Г.Мид о формах взаимодействия в обществе. Роли и социальное взаимодействие (исполнение роли, исполнение роли "другого", присвоение роли, ролевой конфликт). Ролевое напряжение, причины его возникновения, основные виды.

Литература к теме 5:

Основная:

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. Гл. 3.

Гидденс Э. Социология. М., 1999, Гл. 3, 4;

Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль М., 1994.

Мид Дж. Интернационализованные другие и самость // Там же.

Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. №1. (Или: Кравченко А. И. Социология: Хрестоматия. М., 1997)
Дополнительная:

Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

Аронсон Э. Общественное животное. М., Аспект Пресс, 1998. С. 218-221.


Тема 6. Социальные группы и организации.
Понятие социальной группы: основные признаки группы, виды и классификации социальных групп. Регуляция поведения в группе: групповое давление, групповые нормы и санкции, групповой конформизм, механизмы социального включения-исключения в группе. Межгрупповые отношения.

Формальные организации. Иерархия, лидерство и коммуникация в организациях. Соотношение формальных и неформальных структур в организации.
Литература к теме 6:

Основная:

Гидденс Э. Социология. М., 1999, Гл.9.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. Гл. 5.

Фролов С. С. Социология. М., 1998. Разд. 3, гл. 9.
Дополнительная:

Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 1996, с. 137-186.

Аронсон Э. Общественное животное. М., Аспект Пресс, 1998. С. 36-76.

Кричевский Л. Р., Дубовская Е. М. Понятие малой группы. Нормативное поведение в группе // Психология малой группы. М. 1991.

Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., Аспект Пресс, 1999. С. 75-87, 350-355.

Тема 7. Основные социальные институты (общая характеристика, институты науки, образования и профессий).
Определения, функции и виды социальных институтов. Процессы институциализации. Важнейшие социальные институты (общая характеристика): семья и брак, образование, наука, религия. Политико-правовые институты государства и институты гражданского общества. Т. Парсонс о природе социальных институтов (институты как структурно организованные наборы ролей).

Наука как социальный институт. «Стандартная концепция науки» и релятивизм Фейерабенда-Куна. Социология науки Роберта Мертона (модель равновесия рационалистического и социологического объяснения, принципы научного этоса, амбивалентность мотивации в академической профессии, «эффект Матфея»). Программа «этнографии науки» (К.Кнорр-Цетины, лабораторные исследования С.Вулгар и Б.Латура), «сильная программа социологии знания» Д. Блура и Б. Барнса. Социальные функции институтов экспертизы и экспертного знания.

Образование как социальный институт: определение и функции. Организационная структура системы образования в современных обществах: начальное, среднее, высшее. Концепция Б.Бернстайна («Класс, коды и контроль»): ограниченный и развитый речевые коды и проблемы адаптации представителей низших слоев в школьной среде. И.Иллич: влияние скрытой программы и формирование «бесшкольного» (deschooling) общества. «Образовательные революции» в Европе и США: эмансипирующая роль всеобщего среднего образования и становление массового общества. Либеральная (А.Флекснер, А.Майклджон, Р. М.Хатчинс) и прагматически ориентированная модели образования (Дж.Дьюи, С.Хук). Роль системы высшего образования в постиндустриальном обществе (Д.Белл).

Профессии как социальный институт. Cоциологический смысл различения понятий «профессия» и «занятие». Место профессионалов в общественном разделении труда (Э. Дюркгейм). Социологический смысл процессов профессионализации и депрофессионализации. Концептуализация понятия «профессия» в классической социологии. Профессиональный комплекс в понимании Т. Парсонса. Характеристика процессов деквалификации в современном обществе (Г. Браверман).
Литература к теме 7.

Основная:

Блур Д. Сильная программа в социологии знания. // Логос, №5-6 (35), 2002. С. 162 – 185.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

Гидденс Э. Социология. М., 1999, Гл.12-15.

Гофман И. Стигма: заметки об управлении испорченной идентичностью. Главы 1 и 2 (перевод М.Добряковой); Глава 5 (перевод А.Мактас) // Социологический форум. 2000. №3-4. 2001. №1-4. http://www.sociology.ru/

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: КАНОН, 1996.(Предисловие ко второму изданию).

Ковалев А.Д. Обновленная версия теории действия и социальной системы Т.Парсонса // История теоретической социологии. В 4-х тт. Т. 3. М.: Канон, 1997.

Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир. // Логос, №5-6 (35), 2002. С. 211 – 242

Мертон Р. Эффект Матфея в науке, II: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной деятельности. // THESIS, 1993, вып. 3.

Парсонс Т. Система современных обществ. М.: АспектПресс, 1997 с.117-136 (Революция в образовании и новейшая стадия модернизации).
Дополнительная:

Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М.: УРСС-КомКнига, 2005.

Бэкон Ф. Новая Атлантида / Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х т. – М. Мысль, 1978

Гражданское общество: истоки и современность / Под ред. И.И.Кальной. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2000.

Кнор-Цетина К. Наука как практическая рациональность / Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии: Учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 367 с.

Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998.

Лукша О.В. Социология профессиональных групп: определение понятий.//Профессиональные группы интеллигенции./Отв.ред.В.А.Мансуров. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003, с. 61-79.

Мангейм К. Очерки по социологии знания. М., 2000. (Глава IV Проблема социологии знания)

Мирская Е.З. P. Мертон и его концепция социологии науки. / Социология науки. Учебное пособие. Составитель Э.Мирский. http://courier.com.ru/pril/posobie/mert.htm

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. (Глава 3 Природа нормальной науки)

Парсонс Т., Сторер Н. Научная дисциплина и дифференциация науки. / Социология науки. Учебное пособие. Составитель Э.Мирский. http://courier.com.ru/pril/posobie/0.htm

Хьюз Э. Исследование занятий.// Социология сегодня : проблемы и перспективы, М.: изд-во Прогресс, 1965, с. 499-501

Тема 8. Социальный порядок и конфликты, контроль и отклоняющееся поведение
Нормы, ценности, санкции — три составляющие социального контроля. Основные механизмы социального контроля. Конформность и девиантное поведение. Социальная вариативность понятия нормы и ее изменчивость. Основные теории отклоняющегося поведения (биологические, психологические и социологические теории).

Социология конфликта как парадигма современного социологического мышления. Конфликты на макроуровне и кризис российского общества. Перспективы стабилизации. Социология конфликта и конфликтология – соотношение понятий.
Литература к теме 8.

Основная:

Гидденс Э. Социология. М., 1999, Гл.5.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М. «Аспект-пресс», 1994, 1995, 1996 Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. Раздел 1. М. 1999, стр. 3-141

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Гл.IV. Социальная структура и аномия // СОЦИС.—1992 № 2-4. Покровский Н.Е. Проблема аномии в современном обществе. М., 1995.
Дополнительная:

Эфендиев А.Г. Общая социология. М., 2000, Гл. XVII.

Фролов С.С. Основы социологии. М., 1998.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества., М., Логос, 2005, Гл.17.
Тема 9. Социальные изменения, модернизация и глобализация
Понятие и социологический смысл социальных изменений. Микро- и макроуровни социальных изменений. Понятие модернизации. Теории капитализма К.Маркса и М.Вебера. Источники и главные движущие силы социальных изменений. Модели социальных изменений. Процесс индустриализации. Теории постиндустриального общества. Понятие информационного общества. Социальные проблемы "третьего мира". Роль новых технологий в формировании современного общества. Постиндустриальное общество и его черты. Социологические теории глобализации.
Литература к теме 9.

Основная:

Гидденс Э. Социология. М., 1999, Гл.16, 20.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
Дополнительная:

Девятко И.Ф. Модернизация, глобализация и институциональный изоморфизм: к социологической теории глобального общества // Глобализация и постсоветское общество (Аспекты-2001) / Под ред.А.Согомонова и С.Кухтерина. Вып.2 М.: Ин-т социологии РАН – Изд-во Стови, 2001. Сс.8-38. (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/5492.html)

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества., М., Логос, 2005, Часть VI.

Ахиезер А. С. (ред.). Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994.

«Экономическая социология»
ТЕМЫ

Тема 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 

Экономическая теория и экономическая социология: сравнительный анализ дисциплинарных различий.

Предмет экономической социологии. Экономическое действие как форма социального действия. Социальное действие и его типы. Экономическое действие и его элементы. Экономически обусловленные и экономически ориентированные действия.

Социальная  укорененность экономического действия. Социальные сети, институциональные устройства, властные и культурные отношения.

Тема 2. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА

Модель «экономического человека» и ее эволюция. Классическая политическая экономия. Маржиналистская и кейнсианская революции. Новая австрийская школа. Теории рационального выбора. Старая и новая институциональная экономическая теория. Тенденции «экономического империализма».

Модель «социологического человека» и ее эволюция. Социологические элементы нелиберальных экономических теорий (социалисты, немецкая историческая школа). Классики социологии (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер). Субстантивистская школа (К. Поланьи). Функционализм (Т. Парсонс, Н. Смелсер). Новая экономическая социология и «социоэкономика» (М. Грановеттер, А. Этциони, Р. Сведберг).

Предпосылки для построения модели экономического человека. Стратегии построения модели экономико-социологического человека.

Тема 3. СОЦИАЛЬНАЯ УКОРЕНЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ 

Проблема социальной укорененности экономического действия. Пере- и недосоциализированные концепции человеческого действия в социологии и экономической теории (М. Грановеттер).

Содержательное и формальное значение термина «экономический». Экономика как институционально оформленный процесс. Формы обмена: реципрокность, перераспределение и обмен.

Определение экономики. Экономика как совокупность действий. Элементы экономического действия. Понятие «хозяйства».

Формы капиталов. Инкорпорированное, институционализированное и объективированное состояния капиталов. Конвертация капиталов.

Тема 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Сетевой подход. Понятие социальной сети и ее структурные характеристики. Плотность, устойчивость и частота социальных контактов, структурная укорененность социальных связей (структурные пустоты). «Сильные» и «слабые» социальные связи. Проблема воспроизводства и замыкания социальной сети.

Институциональный подход. Понятие социального института. Формальные и неформальные правила. Организационные поля и властные отношения. Экономическая теория конвенций. Концепции контроля.

Историко-антропологический и этнографический подходы. Хозяйство как обеспечение жизнедеятельности и экономического роста. Эволюция хозяйства как исторический процесс (М. Вебер, К. Поланьи). Производство и интерпретация смыслов в хозяйственном поле. Этнографические исследования в экономической социологии. Локальная культура и локальная рациональность (М. Аболафия).

Социокультурный подход. Понятие экономической культуры. Нормативные аспекты экономической культуры: хозяйственная роль, социальные нормы, социализация и санкции, конвенции и институты. Культурная укорененность экономического действия. Роль культуры в экономической теории и экономической социологии. Экономическая теория как элемент хозяйственной культуры (П. ДиМаджио).

Тема 5. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ И ТИПЫ РАЦИОНАЛЬНОСТИ 

Основы хозяйственной мотивации. Различия понятий «мотив», «стимул», «принуждение». Формы принуждений (внеэкономическое, экономическое, технологические, идеологическое). Источники хозяйственной мотивации (интерес, социальные нормы и принуждение).

Экономический подход к рациональности. Понятие «рациональности». Субъективная и объективная рациональность. Ограниченная рациональность. Иерархия предпочтений.

Социологический подход к рациональности. Формальная и субстантивная рациональность. Иерархичность типов экономического действия. Переменный характер рационального действия.

Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 

Понятие организации и ее ключевые признаки. Основные экономико-социологические подходы к анализу организации (сетевой, институциональный, популяционный). Социологический портрет хозяйственной организации. Бюрократизм как форма современной хозяйственной организации.

Фирма как альтернатива рынку. Проблема принципала-агента. Трансакционные издержки. Организационные формы и их эволюция в России. Деловые сети.

Основные виды организаций. Община, корпорация и ассоциация как идеальные типы хозяйственной организации. Стратегии построения внутрифирменных отношений. Основные модели утверждения авторитета в хозяйственной организации: бюрократизм, патернализм, фратернализм и партнерство.

Соотношение «традиционных» и «современных» организационных форм. Теории организационного контроля. Усложнение и размывание организационных границ.

Тема 7. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ТРУДОВОЙ КОНТРОЛЬ 

Установление управленческого контроля за трудовым процессом. Научная теория управления (Ф. Тейлор). Социальная философия фордизма.

Концепция «человеческих отношений». Тавистокская школа и «гуманизации труда». Демократизация управления. Тойотизация управления и распространение японского опыта. Управление человеческими ресурсами.

Контроль исполнителей за трудовым процессом. От классовой борьбы к институционализации индустриального конфликта. Профсоюзные организации и забастовочное движение.

Рестрикционизм, абсентеизм и другие стратегии пассивного сопротивления и негласного контроля «снизу». Эволюция современных трудовых отношений.

Тема 8. СОЦИОЛОГИЯ ЗАНЯТОСТИ 

Отношения занятости. Отношения на рынке труда. Неоднородность рынка труда. Гибкая занятость. Концепции сегментации рынка труда. Факторы сегментации и сегрегации. Трудовая мобильность. Особенности внутреннего рынка труда. Цепочки вакансий.
Социоструктурный (сетевой) подход к анализу рынков труда. Сильные и слабые связи. Формальные и неформальные каналы трудоустройства. Человеческий и социальный капитал на рынке труда. Значение специфических навыков для работников и работодателей. Роль «сигналов» при найме на работу.
Проблема определения и измерения безработицы. Виды безработицы: фрикционная, сезонная, структурная. Вынужденная и скрытая безработица. Особенности безработицы в России конца XX – начала XXI вв.

Тема 9. СОЦИОЛОГИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА 

Понятие домашнего хозяйства. Новая экономическая теория домашнего производства (Г. Беккер). Рыночный труд, домашний труд, труд в подсобном хозяйстве. Способы измерения домашнего труда.

Субстантивная экономика и обеспечение жизнедеятельности (К. Поланьи). Неизмеримая экономика. Семейная экономика. Этика выживания (Дж. Скотт).

Изменение структуры домашнего хозяйства (Дж. Гершуни, Э. Минджиони).

Тема 10. СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 

Различия и сходства экономических и социологических теорий потребления. Специфика экономико-социологического подхода к анализу потребления.

Престижное и подставное потребление (Т. Веблен). Потребление и стиль жизни (М. Вебер). Потребление и формирование сообществ потребления (Дж. Бурстин). Глобализация потребления и «макдональдизация общества» (Дж. Ритцер). Потребление символов и знаков (Ж. Бодрийяр, С. Лэш, Дж. Урри).

Габитус и дифференциация потребительских практик (П. Бурдье). Потребление и социальная стратификация групп. Этика потребления (К. Кэмпбелл). Постмодернизм и новые концепции потребления, эстетизация повседневного потребления (М. Физерстоун).

Тема 11. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ  

Социальное неравенство и социальная стратификация (определение понятий). Типы стратификационных систем (теория капиталов, исторический подход). Социальная мобильность. Классы и статусные группы. Понятия аскриптивного и достигаемого статуса. Статусная рассогласованность.

Теории социального неравенства К. Маркса и М. Вебера. Основные современные подходы стратификационного анализа: нео-веберианство, функциональная школа, нео-марксизм. Сравнительный анализ.

Основные элементы классовой структуры: элиты, средние классы, низшие классы, андеркласс. Проблема выбора критериев стратификации. Социальная стратификация современной России. Модели классовой структуры.

Тема 12. СОЦИОЛОГИЯ ДЕНЕГ И ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ

Финансовое поведение населения как объект исследования в различных социальных дисциплинах. Субъекты финансового поведения. Определения личных сбережений населения. Показатели потока и запаса сбережений. Экономические модели сберегательного поведения населения. Взаимосвязь экономики и психологии в исследованиях финансового поведения в экономической психологии. Индекс сберегательных настроений Дж.Катоны.

Экономико-социологические исследования финансового поведения населения: социальная укорененность денег и финансового поведения населения (В. Зелизер), влияние распределения власти в семье на принятие финансовых решений (Ж. Пал).

Предмет социологии финансовых рынков. Социальные детерминанты поведения игроков на финансовых рынках. Социальная и политическая власть на финансовых рынках. Глобализация и финансовые рынки.

Тема 13. СОЦИОЛОГИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 

Социологический подход к истории хозяйства. Основные подходы к анализу истории хозяйства. Формационный подход (К. Маркс). Постиндустриализм (Д. Белл). Теории модернизации и конвергенции. Глобализация и «новая» теория развития хозяйства.

Концепция параллельности развития хозяйственных процессов. «Экполярные» формы хозяйственного развития. Азиатский способ производства и «азиатский деспотизм». Цивилизационные подходы к анализу хозяйства.

Множественность форм капитализма. Культура и хозяйственное развитие: англосаксонский, германский, скандинавский и азиатский капитализм.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа iconПрограмма 080200. 68-12 Международный бизнес
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа iconРабочая программа учебной дисциплины менеджмент
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа icon2007 Программа утверждена на заседании Учёного Совета факультета...
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений российской федерации по педагогическому образованию
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Социология повседневной жизни
Председатель ученого совета факультета, декан факультета политических наук и социологии
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа iconВ матрице swot-анализа в внешней среде относят факторы ( м б. 2-3 ответа)
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа iconДисциплина: Судебная медицина для студентов специальности 030501 юриспруденция
Председатель ученого совета факультета, декан факультета политических наук и социологии
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по...
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа iconВысшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа...
Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология...
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа iconПредыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № )
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа iconУтверждена на заседании Ученого совета факультета экономики
На основании Письма от 08. 02. 2013 302-02/02/277 Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа iconГражданское право
Базовая программа для факультета социологии. Планы лекций и семинарских занятий. Эссе. Экзаменационные вопросы. // Автор-составителъ...
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа iconГражданское право
Базовая программа для факультета социологии. Планы лекций и семинарских занятий. Эссе. Экзаменационные вопросы. // Автор-составителъ...
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа iconПрограмма рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета факультета...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 040400. 62 Социальная работа....
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа iconУтверждена на заседании Ученого совета факультета
Охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии
Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 14
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии 2008 г. Декан факультета А. Ю. Чепуренко программа iconРасписание Задание 1
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск