Скачать 0.64 Mb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании Ученого Совета Факультета социологии «____»_______ 2008 г. Декан факультета _____________ А.Ю.Чепуренко ПРОГРАММАИтогового междисциплинарного экзамена по направлению 040200.62 «Социология» (специализация «Социологическая теория и прикладное социальное знание») Москва, 2008 «Социологическая теория» Тема 1. Предмет и задачи социологии. Структура социологического знания. Социология как наука. Основные задачи современной социологии: описание социальных процессов и явлений, их объяснение и предвидение. Структура современного социологического знания. Макро- и микросоциология; теоретическая и эмпирическая социология. Основные модели социологического объяснения. Понятие «теорий среднего уровня». Литература к теме 1: Основная: Гидденс Э. Социология. М., 1999,Ч.I., Гл.1. Фролов С. С. Основы социологии. М., 1997. Гл. 1, 2. Дополнительная: Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996. Бергер П. Приглашение в социологию. М., 1996. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИС РАН-TEMPUS-TASIS, 1996. С. 13-74. Монсон П. Лодка в аллеях парка: введение в социологию. М., 1995 Ритцер Дж. Современные социологические теории, 5-е изд. М.-СПб, 2002. С. 571-581. Тема 2. Основные этапы развития социологического знания. История классической социологии. История социологии как область знания. Социология Огюста Конта. Социологические идеи Карла Маркса (понятие общественной формации, теория социального развития, классы и классовая борьба). Социология Эмиля Дюркгейма. Типология социального действия Макса Вебера. Г. Зиммель как социолог. Литература к теме 2: Основная: Гофман А.Б Семь лекций по истории социологии. С. 5-128, 161-186. Вебер М. Основные социологические понятия. Ч.I, II //Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. Сс.602-630. Дополнительная: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1998. Давыдов Ю.Н. О.Конт и умозрительно-спекулятивная версия позитивной науки об обществе (Конт и Гегель) // История теоретической социологии (в 4-х томах). Т. 1. М.: Канон+, 1997. С. 64-83. Конт О. Дух позитивной философии // Тексты по истории социологии 19-20 веков. Хрестоматия, М.: Наука, 1994. С. 7 – 28. Маркс К. К критике политической экономии // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 13, с. 1-167. Маркс К. Социология. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000 Тема 3. Современная социологическая теория Основные парадигмы социологической теории: общая характеристика и этапы развития. Социологические теории деятельности и практической рациональности: общая характеристика. Теория социального действия Т. Парсонса. Проект социальной феноменологии А. Шюца. Теория структурации Э. Гидденса. Социологические теории обмена: истоки и общая характеристика (Б. Скиннер, Дж. Хоманс, П. Блау). Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Литература к теме 3: Основная: Тэрнер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1984 Давыдов Ю. Н. и соавт. История теоретической социологии. М.: Канон. Т. 1, 1997. С.. 94-118; 243-279; 331-334. Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М.: «Аванти плюс», 2003. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИС РАН-TEMPUS-TASIS, 1996. Ритцер Дж. Современные социологические теории (5-е издание). Москва и др.: Питер, 2002. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии / Пер. с англ. М. Горбачева, Т. Дмитриева. — М.: Русское феноменологическое общество, XXI. – с. 18-28 Дополнительная: Вебер М. Основные социологические понятия. Ч.I, II //Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С.602-630. Гидденс Э. Элементы теории структурации // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО-TEMPUS/TASIS, 1996. С.15-20. Ритцер Дж. Современные социологические теории (5-е издание). Москва и др.: Питер, 2002. Шюц А. Социальный мир и теория социального действия // Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. С. 96-113. Тема 4. Культура и общество. Что такое культура? Различные смысла понятия "культура". Становление культуры человечества. Исторические типы культуры. Соотношение биологического и социокультурного в человеке и обществе. Материальная и духовная культура, относительность этих понятий. Внутреннее содержание культуры (ценности, верования, нормы, идеалы, культурные универсалии, материальные носители культуры, язык). Социолингвистическое изучение языка: вариационная социолингвистика (Лабов, Трагдил), «этнография речи». Код, регистр, жаргон и пиджин. Понятия социальных нормы, значение норм в жизни общества. Роль морали и нравственных ценностей в жизнедеятельности общества. Субкультура и контркультура. Разновидности культуры: "высокая", элитарная, популярная, массовая, народная. Современные тенденции в российской и мировой культуре. Литература к теме 4: Основная: Гидденс Э. Социология. М., 1999,Ч.1., Гл.2. Ионин Л. Г. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1998. Гл. 1, 2, 5, 7 Фролов С. С. Социология. М., 1994. Раздел. 2. Гл. 1. Вахтин Н. Б., Головко Е. В. Социолингвистика и социология языка. СПб., 2004. Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика. М., 2001. Дополнительная: Лапин Н. И., Беляева Л. А., Здравомыслов А. Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996. Сорокин П. А. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество /Под общ. ред. А. Ю. Согомонова. М., 1992. Тема 5. Личность и общество. Социальное взаимодействие. Личность, ее воспитание и социализация. Особенности социализации в традиционном и современном обществах. Понятия первичной и вторичной социализации. Роль референтных групп в процессе социализации. Теория "зеркального Я". Психоаналитическая концепция социализации. Жизненные циклы социализации. Агенты социализации (семья, группа, школа, средства массовой информации). Общение и социальное взаимодействие. Язык и его социальное значение. Вербальная и навербальная коммуникация. Межкультурные различия коммуникативных кодов. Дж.Г.Мид о формах взаимодействия в обществе. Роли и социальное взаимодействие (исполнение роли, исполнение роли "другого", присвоение роли, ролевой конфликт). Ролевое напряжение, причины его возникновения, основные виды. Литература к теме 5: Основная: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. Гл. 3. Гидденс Э. Социология. М., 1999, Гл. 3, 4; Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль М., 1994. Мид Дж. Интернационализованные другие и самость // Там же. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. №1. (Или: Кравченко А. И. Социология: Хрестоматия. М., 1997) Дополнительная: Кон И.С. Социология личности. М., 1967. Аронсон Э. Общественное животное. М., Аспект Пресс, 1998. С. 218-221. Тема 6. Социальные группы и организации. Понятие социальной группы: основные признаки группы, виды и классификации социальных групп. Регуляция поведения в группе: групповое давление, групповые нормы и санкции, групповой конформизм, механизмы социального включения-исключения в группе. Межгрупповые отношения. Формальные организации. Иерархия, лидерство и коммуникация в организациях. Соотношение формальных и неформальных структур в организации. Литература к теме 6: Основная: Гидденс Э. Социология. М., 1999, Гл.9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. Гл. 5. Фролов С. С. Социология. М., 1998. Разд. 3, гл. 9. Дополнительная: Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 1996, с. 137-186. Аронсон Э. Общественное животное. М., Аспект Пресс, 1998. С. 36-76. Кричевский Л. Р., Дубовская Е. М. Понятие малой группы. Нормативное поведение в группе // Психология малой группы. М. 1991. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., Аспект Пресс, 1999. С. 75-87, 350-355. Тема 7. Основные социальные институты (общая характеристика, институты науки, образования и профессий). Определения, функции и виды социальных институтов. Процессы институциализации. Важнейшие социальные институты (общая характеристика): семья и брак, образование, наука, религия. Политико-правовые институты государства и институты гражданского общества. Т. Парсонс о природе социальных институтов (институты как структурно организованные наборы ролей). Наука как социальный институт. «Стандартная концепция науки» и релятивизм Фейерабенда-Куна. Социология науки Роберта Мертона (модель равновесия рационалистического и социологического объяснения, принципы научного этоса, амбивалентность мотивации в академической профессии, «эффект Матфея»). Программа «этнографии науки» (К.Кнорр-Цетины, лабораторные исследования С.Вулгар и Б.Латура), «сильная программа социологии знания» Д. Блура и Б. Барнса. Социальные функции институтов экспертизы и экспертного знания. Образование как социальный институт: определение и функции. Организационная структура системы образования в современных обществах: начальное, среднее, высшее. Концепция Б.Бернстайна («Класс, коды и контроль»): ограниченный и развитый речевые коды и проблемы адаптации представителей низших слоев в школьной среде. И.Иллич: влияние скрытой программы и формирование «бесшкольного» (deschooling) общества. «Образовательные революции» в Европе и США: эмансипирующая роль всеобщего среднего образования и становление массового общества. Либеральная (А.Флекснер, А.Майклджон, Р. М.Хатчинс) и прагматически ориентированная модели образования (Дж.Дьюи, С.Хук). Роль системы высшего образования в постиндустриальном обществе (Д.Белл). Профессии как социальный институт. Cоциологический смысл различения понятий «профессия» и «занятие». Место профессионалов в общественном разделении труда (Э. Дюркгейм). Социологический смысл процессов профессионализации и депрофессионализации. Концептуализация понятия «профессия» в классической социологии. Профессиональный комплекс в понимании Т. Парсонса. Характеристика процессов деквалификации в современном обществе (Г. Браверман). Литература к теме 7. Основная: Блур Д. Сильная программа в социологии знания. // Логос, №5-6 (35), 2002. С. 162 – 185. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. Гидденс Э. Социология. М., 1999, Гл.12-15. Гофман И. Стигма: заметки об управлении испорченной идентичностью. Главы 1 и 2 (перевод М.Добряковой); Глава 5 (перевод А.Мактас) // Социологический форум. 2000. №3-4. 2001. №1-4. http://www.sociology.ru/ Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: КАНОН, 1996.(Предисловие ко второму изданию). Ковалев А.Д. Обновленная версия теории действия и социальной системы Т.Парсонса // История теоретической социологии. В 4-х тт. Т. 3. М.: Канон, 1997. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир. // Логос, №5-6 (35), 2002. С. 211 – 242 Мертон Р. Эффект Матфея в науке, II: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной деятельности. // THESIS, 1993, вып. 3. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: АспектПресс, 1997 с.117-136 (Революция в образовании и новейшая стадия модернизации). Дополнительная: Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М.: УРСС-КомКнига, 2005. Бэкон Ф. Новая Атлантида / Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х т. – М. Мысль, 1978 Гражданское общество: истоки и современность / Под ред. И.И.Кальной. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2000. Кнор-Цетина К. Наука как практическая рациональность / Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии: Учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 367 с. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998. Лукша О.В. Социология профессиональных групп: определение понятий.//Профессиональные группы интеллигенции./Отв.ред.В.А.Мансуров. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003, с. 61-79. Мангейм К. Очерки по социологии знания. М., 2000. (Глава IV Проблема социологии знания) Мирская Е.З. P. Мертон и его концепция социологии науки. / Социология науки. Учебное пособие. Составитель Э.Мирский. http://courier.com.ru/pril/posobie/mert.htm Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. (Глава 3 Природа нормальной науки) Парсонс Т., Сторер Н. Научная дисциплина и дифференциация науки. / Социология науки. Учебное пособие. Составитель Э.Мирский. http://courier.com.ru/pril/posobie/0.htm Хьюз Э. Исследование занятий.// Социология сегодня : проблемы и перспективы, М.: изд-во Прогресс, 1965, с. 499-501 Тема 8. Социальный порядок и конфликты, контроль и отклоняющееся поведение Нормы, ценности, санкции — три составляющие социального контроля. Основные механизмы социального контроля. Конформность и девиантное поведение. Социальная вариативность понятия нормы и ее изменчивость. Основные теории отклоняющегося поведения (биологические, психологические и социологические теории). Социология конфликта как парадигма современного социологического мышления. Конфликты на макроуровне и кризис российского общества. Перспективы стабилизации. Социология конфликта и конфликтология – соотношение понятий. Литература к теме 8. Основная: Гидденс Э. Социология. М., 1999, Гл.5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М. «Аспект-пресс», 1994, 1995, 1996 Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. Раздел 1. М. 1999, стр. 3-141 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Гл.IV. Социальная структура и аномия // СОЦИС.—1992 № 2-4. Покровский Н.Е. Проблема аномии в современном обществе. М., 1995. Дополнительная: Эфендиев А.Г. Общая социология. М., 2000, Гл. XVII. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1998. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества., М., Логос, 2005, Гл.17. Тема 9. Социальные изменения, модернизация и глобализация Понятие и социологический смысл социальных изменений. Микро- и макроуровни социальных изменений. Понятие модернизации. Теории капитализма К.Маркса и М.Вебера. Источники и главные движущие силы социальных изменений. Модели социальных изменений. Процесс индустриализации. Теории постиндустриального общества. Понятие информационного общества. Социальные проблемы "третьего мира". Роль новых технологий в формировании современного общества. Постиндустриальное общество и его черты. Социологические теории глобализации. Литература к теме 9. Основная: Гидденс Э. Социология. М., 1999, Гл.16, 20. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Дополнительная: Девятко И.Ф. Модернизация, глобализация и институциональный изоморфизм: к социологической теории глобального общества // Глобализация и постсоветское общество (Аспекты-2001) / Под ред.А.Согомонова и С.Кухтерина. Вып.2 М.: Ин-т социологии РАН – Изд-во Стови, 2001. Сс.8-38. (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/5492.html) Штомпка П. Социология. Анализ современного общества., М., Логос, 2005, Часть VI. Ахиезер А. С. (ред.). Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994. «Экономическая социология» ТЕМЫ Тема 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Экономическая теория и экономическая социология: сравнительный анализ дисциплинарных различий. Предмет экономической социологии. Экономическое действие как форма социального действия. Социальное действие и его типы. Экономическое действие и его элементы. Экономически обусловленные и экономически ориентированные действия. Социальная укорененность экономического действия. Социальные сети, институциональные устройства, властные и культурные отношения. Тема 2. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА Модель «экономического человека» и ее эволюция. Классическая политическая экономия. Маржиналистская и кейнсианская революции. Новая австрийская школа. Теории рационального выбора. Старая и новая институциональная экономическая теория. Тенденции «экономического империализма». Модель «социологического человека» и ее эволюция. Социологические элементы нелиберальных экономических теорий (социалисты, немецкая историческая школа). Классики социологии (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер). Субстантивистская школа (К. Поланьи). Функционализм (Т. Парсонс, Н. Смелсер). Новая экономическая социология и «социоэкономика» (М. Грановеттер, А. Этциони, Р. Сведберг). Предпосылки для построения модели экономического человека. Стратегии построения модели экономико-социологического человека. Тема 3. СОЦИАЛЬНАЯ УКОРЕНЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ Проблема социальной укорененности экономического действия. Пере- и недосоциализированные концепции человеческого действия в социологии и экономической теории (М. Грановеттер). Содержательное и формальное значение термина «экономический». Экономика как институционально оформленный процесс. Формы обмена: реципрокность, перераспределение и обмен. Определение экономики. Экономика как совокупность действий. Элементы экономического действия. Понятие «хозяйства». Формы капиталов. Инкорпорированное, институционализированное и объективированное состояния капиталов. Конвертация капиталов. Тема 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Сетевой подход. Понятие социальной сети и ее структурные характеристики. Плотность, устойчивость и частота социальных контактов, структурная укорененность социальных связей (структурные пустоты). «Сильные» и «слабые» социальные связи. Проблема воспроизводства и замыкания социальной сети. Институциональный подход. Понятие социального института. Формальные и неформальные правила. Организационные поля и властные отношения. Экономическая теория конвенций. Концепции контроля. Историко-антропологический и этнографический подходы. Хозяйство как обеспечение жизнедеятельности и экономического роста. Эволюция хозяйства как исторический процесс (М. Вебер, К. Поланьи). Производство и интерпретация смыслов в хозяйственном поле. Этнографические исследования в экономической социологии. Локальная культура и локальная рациональность (М. Аболафия). Социокультурный подход. Понятие экономической культуры. Нормативные аспекты экономической культуры: хозяйственная роль, социальные нормы, социализация и санкции, конвенции и институты. Культурная укорененность экономического действия. Роль культуры в экономической теории и экономической социологии. Экономическая теория как элемент хозяйственной культуры (П. ДиМаджио). Тема 5. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ И ТИПЫ РАЦИОНАЛЬНОСТИ Основы хозяйственной мотивации. Различия понятий «мотив», «стимул», «принуждение». Формы принуждений (внеэкономическое, экономическое, технологические, идеологическое). Источники хозяйственной мотивации (интерес, социальные нормы и принуждение). Экономический подход к рациональности. Понятие «рациональности». Субъективная и объективная рациональность. Ограниченная рациональность. Иерархия предпочтений. Социологический подход к рациональности. Формальная и субстантивная рациональность. Иерархичность типов экономического действия. Переменный характер рационального действия. Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Понятие организации и ее ключевые признаки. Основные экономико-социологические подходы к анализу организации (сетевой, институциональный, популяционный). Социологический портрет хозяйственной организации. Бюрократизм как форма современной хозяйственной организации. Фирма как альтернатива рынку. Проблема принципала-агента. Трансакционные издержки. Организационные формы и их эволюция в России. Деловые сети. Основные виды организаций. Община, корпорация и ассоциация как идеальные типы хозяйственной организации. Стратегии построения внутрифирменных отношений. Основные модели утверждения авторитета в хозяйственной организации: бюрократизм, патернализм, фратернализм и партнерство. Соотношение «традиционных» и «современных» организационных форм. Теории организационного контроля. Усложнение и размывание организационных границ. Тема 7. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ТРУДОВОЙ КОНТРОЛЬ Установление управленческого контроля за трудовым процессом. Научная теория управления (Ф. Тейлор). Социальная философия фордизма. Концепция «человеческих отношений». Тавистокская школа и «гуманизации труда». Демократизация управления. Тойотизация управления и распространение японского опыта. Управление человеческими ресурсами. Контроль исполнителей за трудовым процессом. От классовой борьбы к институционализации индустриального конфликта. Профсоюзные организации и забастовочное движение. Рестрикционизм, абсентеизм и другие стратегии пассивного сопротивления и негласного контроля «снизу». Эволюция современных трудовых отношений. Тема 8. СОЦИОЛОГИЯ ЗАНЯТОСТИ Отношения занятости. Отношения на рынке труда. Неоднородность рынка труда. Гибкая занятость. Концепции сегментации рынка труда. Факторы сегментации и сегрегации. Трудовая мобильность. Особенности внутреннего рынка труда. Цепочки вакансий. Социоструктурный (сетевой) подход к анализу рынков труда. Сильные и слабые связи. Формальные и неформальные каналы трудоустройства. Человеческий и социальный капитал на рынке труда. Значение специфических навыков для работников и работодателей. Роль «сигналов» при найме на работу. Проблема определения и измерения безработицы. Виды безработицы: фрикционная, сезонная, структурная. Вынужденная и скрытая безработица. Особенности безработицы в России конца XX – начала XXI вв. Тема 9. СОЦИОЛОГИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА Понятие домашнего хозяйства. Новая экономическая теория домашнего производства (Г. Беккер). Рыночный труд, домашний труд, труд в подсобном хозяйстве. Способы измерения домашнего труда. Субстантивная экономика и обеспечение жизнедеятельности (К. Поланьи). Неизмеримая экономика. Семейная экономика. Этика выживания (Дж. Скотт). Изменение структуры домашнего хозяйства (Дж. Гершуни, Э. Минджиони). Тема 10. СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ Различия и сходства экономических и социологических теорий потребления. Специфика экономико-социологического подхода к анализу потребления. Престижное и подставное потребление (Т. Веблен). Потребление и стиль жизни (М. Вебер). Потребление и формирование сообществ потребления (Дж. Бурстин). Глобализация потребления и «макдональдизация общества» (Дж. Ритцер). Потребление символов и знаков (Ж. Бодрийяр, С. Лэш, Дж. Урри). Габитус и дифференциация потребительских практик (П. Бурдье). Потребление и социальная стратификация групп. Этика потребления (К. Кэмпбелл). Постмодернизм и новые концепции потребления, эстетизация повседневного потребления (М. Физерстоун). Тема 11. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Социальное неравенство и социальная стратификация (определение понятий). Типы стратификационных систем (теория капиталов, исторический подход). Социальная мобильность. Классы и статусные группы. Понятия аскриптивного и достигаемого статуса. Статусная рассогласованность. Теории социального неравенства К. Маркса и М. Вебера. Основные современные подходы стратификационного анализа: нео-веберианство, функциональная школа, нео-марксизм. Сравнительный анализ. Основные элементы классовой структуры: элиты, средние классы, низшие классы, андеркласс. Проблема выбора критериев стратификации. Социальная стратификация современной России. Модели классовой структуры. Тема 12. СОЦИОЛОГИЯ ДЕНЕГ И ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ Финансовое поведение населения как объект исследования в различных социальных дисциплинах. Субъекты финансового поведения. Определения личных сбережений населения. Показатели потока и запаса сбережений. Экономические модели сберегательного поведения населения. Взаимосвязь экономики и психологии в исследованиях финансового поведения в экономической психологии. Индекс сберегательных настроений Дж.Катоны. Экономико-социологические исследования финансового поведения населения: социальная укорененность денег и финансового поведения населения (В. Зелизер), влияние распределения власти в семье на принятие финансовых решений (Ж. Пал). Предмет социологии финансовых рынков. Социальные детерминанты поведения игроков на финансовых рынках. Социальная и политическая власть на финансовых рынках. Глобализация и финансовые рынки. Тема 13. СОЦИОЛОГИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Социологический подход к истории хозяйства. Основные подходы к анализу истории хозяйства. Формационный подход (К. Маркс). Постиндустриализм (Д. Белл). Теории модернизации и конвергенции. Глобализация и «новая» теория развития хозяйства. Концепция параллельности развития хозяйственных процессов. «Экполярные» формы хозяйственного развития. Азиатский способ производства и «азиатский деспотизм». Цивилизационные подходы к анализу хозяйства. Множественность форм капитализма. Культура и хозяйственное развитие: англосаксонский, германский, скандинавский и азиатский капитализм. |
Программа 080200. 68-12 Международный бизнес Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии | Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии | ||
2007 Программа утверждена на заседании Учёного Совета факультета... Учебно-методическое объединение высших учебных заведений российской федерации по педагогическому образованию | Учебно-методический комплекс по дисциплине Социология повседневной жизни Председатель ученого совета факультета, декан факультета политических наук и социологии | ||
В матрице swot-анализа в внешней среде относят факторы ( м б. 2-3 ответа) Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии | Дисциплина: Судебная медицина для студентов специальности 030501 юриспруденция Председатель ученого совета факультета, декан факультета политических наук и социологии | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по... Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии | Высшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа... Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология... | ||
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № ) | Утверждена на заседании Ученого совета факультета экономики На основании Письма от 08. 02. 2013 302-02/02/277 Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края | ||
Гражданское право Базовая программа для факультета социологии. Планы лекций и семинарских занятий. Эссе. Экзаменационные вопросы. // Автор-составителъ... | Гражданское право Базовая программа для факультета социологии. Планы лекций и семинарских занятий. Эссе. Экзаменационные вопросы. // Автор-составителъ... | ||
Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета факультета... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 040400. 62 Социальная работа.... | Утверждена на заседании Ученого совета факультета Охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 14 | Расписание Задание 1 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) |