Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль»





Скачать 176.91 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль»
Дата публикации14.12.2014
Размер176.91 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества города Белореченск

муниципального образования Белореченский район

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД ЦДТ

Шевченко А.Н._________

Протокол педсовета ЦДТ

от 2013 г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(КУРСА)

«Вокальный ансамбль»

(наименование объединения)
«Вокальный ансамбль»

(наименование учебной дисциплины, курса)

3 года

(срок реализации программы)




модифицированная

(вид программы)




5 -17 лет

(возраст обучающихся)
Составила: Г.С.Белоусова

педагог дополнительного образования

г. Белореченск

Пояснительная записка.

Цели образовательной деятельности:

1. Эстетическое развитие и воспитание чувства прекрасного у учащихся. 2. Выявить творческий потенциал, развить интерес к творчеству у учащихся, обогатить их нравственно и эстетически.

3. Расширить познания о пении и вокальном искусстве. Привить культуру поведения на сцене и вне её.

4. Сплотить учащихся в коллектив, который ориентирован на ценности творчества и познания, на поддержание творческого начала в человеке.

5. Создать положительный эмоциональный климат на занятиях.

Задачи образовательной деятельности:

Основными задачами программы являются:

  • развитие художественного воображения, ассоциативной памяти, творческих способностей детей и по средствами вокального искусства;

  • формирование художественного вкуса;

  • формирование навыков актёрского мастерства.

Образовательные задачи:

  • формирование общей культуры;

  • формирование вокальных знаний, умений и навыков;

  • расширение знаний (знакомство с историей вокального мастерства).

Развивающие задачи:

  • обучение учащихся приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля, взаимоконтроля;

  • поиск новых познавательных ориентиров (самостоятельное добывание знаний).

Воспитательные задачи:

  • воспитание личности учащегося, его гуманного отношения к людям;

  • формирование у обучающихся умения общаться в коллективе;

  • формирование общей культуры личности учащегося, способной адаптироваться в современном обществе;

  • обогащение учащихся духовно, воспитание силы воли к знаниям.

В соответствии с приложением №3 к СанПиН 2.4.4.1251-03 «Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля» продолжительность занятий с детьми школьного возраста составляет два академических часа два раза в неделю для групп первого года обучения (недельная нагрузка 4 часа), три академических часа два раза в неделю для групп второго и последующих лет обучения (недельная нагрузка 6 часов в неделю) с обязательным 15-минутным перерывом для отдыха детей и проветривания помещений после каждого часа занятий. Академический час равен 45 минутам.

В современной музыке, эстрадное пение занимает особое место. Пожалуй, нет другого жанра, вызывающего такой интерес. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразие форм и направлений. Даже специалисты, порой, затрудняются в классификации различных стилистических направлений джазовой, рок и поп музыки.

Разные способы звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться какой-либо вокальной школе в эстрадном вокале.

Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является направлением вокальной педагогики.

Основным назначением учебного курса являются: изучение теоретических основ, необходимых для формирования музыканта-любителя; овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующего современным требованиям исполнительного эстрадного искусства.

Программа рассчитана на преподавание предмета «Вокальный ансамбль» на 3 года обучения, из расчёта 4-х часов в неделю (первый год обучения), из расчёта 6-ти часов в неделю (второй, третий год обучения). Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня подготовки воспитанника и решаемых в обучении задач.

Основной целью программы обучения в творческом объединении «Вокальный ансамбль» является практическое овладение голосом для любительской певческой деятельности.

Занятия в объединении имеют практический характер, проходят как в форме групповых занятий, так и в виде индивидуальных уроков, что даёт возможность отдельным исполнителям коллектива устранить недостатки и достичь более грамотного и яркого исполнения в своих и сольных партиях.

Образовательный процесс в объединении обеспечивает творческую самореализацию личности в результате деятельности. Спецификой обучения сольному пению считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и расширяются, что проявляется во всё более трудном репертуаре повышении требований по каждой из задач, которые предъявляются к каждому учащемуся индивидуально.

Основным назначением данного учебного курса являются: овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующей современным требованиям эстрадного исполнительского искусства; изучение теоретических основ, необходимых для формирования начинающего музыканта.

Умения и навыки (критерии практического владения голосом):

    • смешанный (межрёберно - диафрагмальный) тип дыхания;

    • певческая опора;

    • свободное, физиологическое звучание голоса;

    • сформированность тембра;

    • чистота интонации;

    • хорошая дикция;

    • чувство ритма;

    • чувство стиля;

    • владение приёмами жанра;

    • осмысленность исполнения.

Основные дидактические единицы (методическое обеспечение программы).

Изучение эстрадно-вокальных «стандартов»; изучение исполнительских штрихов;

овладение навыками вокальной техники, развитие диапазона, работа над интонацией, дыханием, кантиленой, вокализы, упражнения - распевки, вокальная культура;

фразировка, артикуляция, дикция, динамика, сценическое поведение; наличие в репертуаре произведений различных стилей и жанров;

знание специальной вокальной литературы;

умение проанализировать произведение с точки зрения стиля, характера выразительных средств, штрихов;

накопление репертуара, включающее произведения различных жанров, форм, стилей.

Возраст обучающихся детей и психофизические особенности данного возраста.

В объединение «Вокальный ансамбль» принимаются дети всех возрастов (от 5 лет до 18 лет) при наличии достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься эстрадным пением. Достаточно исполнения одной, двух песен для выявления у поющего качества голоса, диапазона, точности интонирования.

Вокальная работа с детьми имеет ряд особенностей. Руководитель должен знать природу и специфику развития детского голоса, особенности возрастной физиологии и психологии. Голоса детей в процессе развития можно разделить на 3 группы: голоса чисто детские, формирующиеся голоса и голоса сформировавшиеся.

Голоса первой группы (от 5 лет до 11 лет) характеризуются лёгким головным звучанием, когда при пении работают лишь края ещё не развившихся связок. Обычный диапазон – от «до» первой октавы до «ми бемоль» второй октавы.

Голоса второй группы (от 12 лет до 14 лет) характеризуются большей точностью и яркостью звучания. На этой стадии необходима охрана от перегрузки насыщенным, так называемым грудным звучанием. Диапазон – от «си» малой октавы до «ми» второй октавы.

К третьей группе относятся голоса подростков от 15 до 17 лет, почти сформировавшиеся. В этом возрасте уже намечается основной характер голоса – более высокий или более низкий, а так же характерные индивидуальные черты тембра.

Отличительные особенности данной программы.

Ориентация на творчество является сутью современного воспитания и образования.

Занятия в творческом объединении «Вокальный ансамбль» это:

  • насыщенная духовная жизнь;

  • реализация творческих способностей;

  • проявление личностных качеств в коллективе сверстников;

  • возможность попробовать свои силы в различных видах творческой деятельности;

  • профессиональная ориентация.

При обучении пению всегда необходимо идти от простого к сложному, постепенно поднимаясь к вершинам исполнительского мастерства.

В течение первого года обучения создаются условия для развития творческого потенциала учащихся, выявляются способности. На втором году обучения приобретаются вокальные навыки исполнения, увеличивается диапазон, формируется певческая культура.

Учебно-тематический план третьего года обучения.




Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Тренировочно-дыхательная гимнастика

12

-

12

2

Работа над постановкой голосового аппарата.

36

3

33

3

Вокально-хоровая работа.

42

3

39

4

Работа над динамикой, пластикой, имиджем, физическим раскрепощением.

24

-

24

5

Концертная деятельность.

24

-

24

6

Беседы о задачах и особенностях вокального искусства.

6

6

-

7

Работа с техническим оборудованием.

24

4

20

8

Сценическая культура и сценический образ.

24

2

22

9

Дикция, артикуляция.

15

2

13

10

Занятия по импровизации.

9

-

9




Итого:

216

20

196

Содержание программы.

  1. Тренировочно - дыхательная гимнастика (практические -12 часов).

Теория:

Каждое новое упражнение предполагает развитие различных сторон музыкального слуха, дыхания, диапазона. Включается пение импровизаций на разные стихотворные тексты, скороговорки, усложняя тем самым артикуляцию произношения.

Практика:

а) упражнение «Задержанное дыхание»;

б) дыхание в движении;

в) упражнение «Активный вдох - активный выдох»;

г) упражнение «Активный вдох - мягкий выдох».

  1. Работа над постановкой голосового аппарата (практические -33 часа; теория-3 часа)

Теория:

Повторение, закрепление и усовершенствование приобретённых ранее знаний, умений, навыков. Следует неукоснительно выполнять певческие правила: охранять голос, особенно в предмутационный, мутационный и постмутационный периоды.

Практика:

а) пение на одном звуке «На одном звуке мы поём»;

б) слоговое пение на одной ноте (Т-Д-Т);

в) пение на стаккато (Т-Д-Т);

г) пение с мелодическим движением;

д) пение звуков в восходящем и нисходящем движении (гамма);

е) пение трезвучий.


  1. Вокально-хоровая работа (практические-39 часов; теория-3 часа).

Теория:

Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость. Пение в унисон.
Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.
Развитие мышц глотки и языка.
Атака звука: твердая, мягкая, предыхательная.
Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.
Практика:

1. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
2. Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
3. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
4. Упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха.

5. Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр;
6. Упражнения с твердой и мягкой атакой:
а) пропевание порядка гласных звуков;

б) пропевание порядка гласных и согласных звуков;

в) скороговорки.

  1. Работа над динамикой, пластикой, имиджем, физическим раскрепощением (практические-24 часа).

Теория:

Физическая свобода, пластика, раскрепощение способствуют гармоничному восприятию со стороны зрителей выступающего на сцене солиста. Продолжать работать в этом направлении – значит повышать уровень исполнения и развивать творческую индивидуальность – имидж.

Практика:

а) тренинг «Одевание бусин»;

б) речевой тренинг «задувание свечи», «комар», «гудение проводов», «сонная муха»;

в) игра «Узнай товарища».

  1. Концертная деятельность ( практические -24 часа).

Следует расширять сферу концертных выступлений, участвовать в смотрах и конкурсах. Высокий уровень исполнительского мастерства – один из показателей работы объединения.

  1. Беседы о задачах и особенностях вокального искусства ( теория-6 часов).

Для учащихся третьего года обучения предполагается самостоятельное раскрытие тем докладов, рефератов, которые побуждают к творческому поиску, яркому самовыражению. Развивающими также являются диспуты, дискуссии о музыке, театре и кино и т.д.

7.Работа с техническим оборудованием (практические-20часов; теория – 4 часа).

Происходит углублённое изучение пройденного ранее (предусмотрено детальное изучение технических средств, аппаратуры, воспитание бережного отношения к ним). Нарабатываются навыки работы с компьютером.

8.Сценическая культура и сценический образ (практические – 22 часа; теория – 2 часа).

Работа на сцене повышает эмоциональный тонус, способствует выработке внутренней свободы, раскрепощения. Воспитанник должен показать не только владение голосом, но уметь установить контакт с аудиторией, осмысленно донести исполняемое произведение. Владеть основами пластики, актёрского мастерства.

9.Дикция, артикуляция (практические – 13 часов; теория -2 часа).

Теория: Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.
Тембр певческого и речевого голоса.
Дикция и механизм ее реализации.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.

3 стадии певческого дыхания: вдох, задержка дыхания, выдох.

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Практика:

- артикуляционная гимнастика;

- пропевание по полутонам гласных (а-о-у-э-и);

- пение скороговорок;

- дыхательные упражнения (удержание на стене листа бумаги; задувание свечи и т.д.).
10. Занятия по импровизации ( практические – 9 часов).

Начинать импровизировать мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе не должна заканчиваться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», не завершенные интонации.

Методическое обеспечение программы.

Образовательный стандарт программы (результаты)

3 год обучения.




п/п

Раздел

программы

Основные термины,

понятия, определения

Необходимо

знать

Необходимо

Уметь

1

Тренировочно-дыхательная гимнастика

Работа пресса, звукоподача, ауфтакт

Держать пресс, выдыхать подавая звук полностью

Брать дыхание, не обрывая мелодической линии, соблюдать фразировку

2

Постановка голосового аппарата

Горловое пение, голосовая позиция

Перестраивать внутренний язычок при звукоизвлечении

Свободно владеть любым стилем исполнения

3

Вокально-хоровая работа: двухголосное пение, ансамбль

Единая форма извлечения, ансамблевое пение, ритмический ансамбль, динамический ансамбль

Голосоведение, основной мотив

Правильная форма извлечения звука и четко произносить слова

4

Динамика, пластика, имидж, физическое раскрепощение

Творческая индивидуальность

Принципы перевоплощения, нахождение образа

Заинтересовать внимание зрителя

5

Концертная деятельность

Взаимодействие: артист, сцена, зритель

Законы сцены

Владеть аудиторией

6

Беседы о задачах и особенностях вокального искусства

Современные направления в музыке

Тенденции возникновения новых направлений, течений, стилей

Ориентироваться в мире музыки, искусства

7

Техническое оборудование

Работа с пультом управления, радиомикрофон

Название деталей и кнопок пульта, управление частотами

Слушать себя в мониторах, грамотно владеть микрофоном

8

Сценическая культура и сценический образ

Взаимопонимание со зрителем

Психо-физические возможности организма

Грамотно владеть аудиторией

9

Дикция, артикуляция

Дикция, артикуляция

Взаимосвязь речи и пения, роль речи в жизни человека

Донести до слушателя смысл и характер произведения

10

Искусство импровизации

Народно-жанровое искусство

Специфику народного пения

Исполнять в горловом пении

Система текущего и итогового контроля.




Название раздела

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

1

Тренировочно-дыхательная гимнастика

правильное выпо-лнение дыхательных упражнений

правильное выпо-лнение дыхательных упражнений

2

Постановка голосового аппарата

зачёт по владению певческой опорой

зачёт по владению тембром

3

Вокально-хоровая работа: двухголосное пение, ансамбль

прослушивание сво-бодного физиоло-гического звучания голоса

прослушивание чистоты интонации

4

Динамика, пластика, имидж, физическое раскрепощение

блиц-опрос по имиджу, динамике, раскрепощению

контроль владения приёмами жанра, выполнение пласти-ческих этюдов

5

Концертная деятельность

участие в концертах, анализ выступлений

участие в концертах, анализ выступлений

6

Беседы о задачах и особенностях вокального искусства

тестирование, опросы

тестирование, опросы

7

Техническое оборудование

зачёт по теории

зачёт по практи-ческому владению техническим обору-дованием

8

Сценическая культура и сценический образ

выступления на концертных площадках города и ООШ17

выступления на концертных площадках города и в ООШ17

9

Дикция, артикуляция

Тренировочные упражнения

Понятный, разборчивый текст

10

Искусство импровизации

тест по стилям исполнения

зачёт по ритму, стилю и жанрам

Методические рекомендации.

Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля», чтобы сосредоточить внимание на звуковысотной линии.

  • Подвижные песни сначала необходимо попевать в замедленном темпе, чтобы ученик успевал хорошо, правильно проговаривать слова.

  • Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни, необходимо поучить отдельно, прохлопывая или пропевая на какой-либо слог.

  • Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, необходимо следить за губами учащихся. Рот должен иметь округлую форму.

  • Дышать надо спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов. Сохранять воздух в лёгких желательно до конца фразы, экономно расходуя его.

  • Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие распевки. Это может быть «музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступеней, или другие распевки.

  • Правильное положение корпуса во время пения помогает исполнению песен. Необходимо спину держать прямо, руки спокойно опустить вдоль туловища, ноги выпрямить, взгляд устремить вперёд. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.

При обучении пению значительная роль принадлежит репертуару, воспитывающему художественный вкус учащегося. Репертуар может быть разноплановым: песни в народном стиле, современные хиты, зарубежная классика, джаз. Для начального этапа работы отбирается репертуар, который должен обеспечить элементарное певческое развитие детей, затем степень трудности нарастает. Подбор его осуществляется методом сотрудничества с учащимися, с учётом уровня подготовленности учащихся к исполнению и их психо - эмоциональных особенностей, слуховых и голосовых данных.

Отличие данной программы состоит в том, что отдельные темы расширены и дополнены, а отдельные просто исключены за меньшей надобностью. В программу включена работа над голосовой импровизацией, созданием сценического имиджа, что позволяет обучающимся в объединении всесторонне раскрывать весь свой внутренний потенциал и приобретать навыки высокого профессионализма.

В процессе обучения за основу берётся уровень деятельности учащихся, который основывается на восприятии, активной самостоятельности к усвоению учебной информации (объяснительно-иллюстративный метод).

Важную роль в поисковом методе имеет элемент творчества педагога и воспитанников. Педагог побуждает учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности, предлагает подобрать информацию о событиях музыкальной жизни, творческие биографии, нововведения в области популярной музыки.

Для продуктивности учебного процесса необходимо наличие светлого, просторного, хорошо проветриваемого помещения, с необходимым количеством стульев, хорошо настроенным инструментом – роялем, пианино или электроклавишным инструментом.

В кабинете должен быть магнитофон, аудиокассеты для прослушивания, пластинки, усилительная аппаратура, нотная музыкальная литература. Отсутствие условий препятствует нормальной работе и показателю качества.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познание культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его преумножать.

Список рекомендуемой методической литературы.

  1. О. Радынова. Функции музыкального руководителя и воспитателя. Дошкольное воспитание, 1994 г.

  2. Б.В. Асафьев. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Музыка, 1973 г.

  3. Н. Вендерова. Воспитание музыкой. М. Просвещение, 1991 г.

  4. А.Л. Готсдингер. Музыкальная психология. М. Просвещение, 1993 г.

  5. В. Кальвейт. Резерв успеха – творчество. М. Педагогика, 1989 г.

  6. М.В. Нозадзе. Высокое назначение человеческого голоса. Искусство в школе, 1997 г.

  7. К. Роджерс. Творчество как усиление себя. Вопросы психологии,1990 г.

  8. Н.Б. Пасынкова. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности. Психологический журнал, 1995 г.

  9. О.П. Радынова. Музыкальное развитие детей. Учебное пособие. М, 1994

  10. Н. Давыдова. Основы музыкального воспитания. Дошкольное воспитание, 1994 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconПаспорт рабочей программы междисциплинарного курса «Постановка голоса, вокальный ансамбль»
Рабочая программа курса является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс «Введение в специальность» предназначен для 1 курса в ряду прочих музыкальных и педагогических дисциплин,...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основной целью дисциплины «Вокальный ансамбль» является обучение студентов базовым знаниям и обучению искусству народного пения,...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconРабочая программа учебной дисциплины (курса) «Ансамбль спортивного бального танца»
Это сама жизнь : бурлящая, многоцветная, неуёмная. Главное в ней танцы, танцы, танцы …
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconРабочая программа учебной дисциплины
Краткая характеристика курса «Теория государства и права» как учебной дисциплины, е целей и задач (пояснительная записка к программе...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 10 I. Аннотация курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Продовольственный комплекс стран атр» разработан для студентов 2 курса по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины. 39 Список...
Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фортепиано: 1 класс чтение нот с листа; 2 класс – чтение нот с листа или ансамбль; 3 4 классы – ансамбль, аккомпанемент, индивидуальное...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconОбъединение «Ансамбль аккордеонистов»
Объединение существует с сентября 2005 года. За время работы была разработана и утверждена на педагогическом совете образовательная...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Вокальный ансамбль» iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск