Скачать 176.91 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества города Белореченск муниципального образования Белореченский район Утверждаю: Директор МБОУ ДОД ЦДТ Шевченко А.Н._________ Протокол педсовета ЦДТ от 2013 г. № РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) «Вокальный ансамбль» (наименование объединения) «Вокальный ансамбль» (наименование учебной дисциплины, курса)
(срок реализации программы)
модифицированная (вид программы)
5 -17 лет (возраст обучающихся) Составила: Г.С.Белоусова педагог дополнительного образования г. Белореченск Пояснительная записка. Цели образовательной деятельности: 1. Эстетическое развитие и воспитание чувства прекрасного у учащихся. 2. Выявить творческий потенциал, развить интерес к творчеству у учащихся, обогатить их нравственно и эстетически. 3. Расширить познания о пении и вокальном искусстве. Привить культуру поведения на сцене и вне её. 4. Сплотить учащихся в коллектив, который ориентирован на ценности творчества и познания, на поддержание творческого начала в человеке. 5. Создать положительный эмоциональный климат на занятиях. Задачи образовательной деятельности: Основными задачами программы являются:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
В соответствии с приложением №3 к СанПиН 2.4.4.1251-03 «Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля» продолжительность занятий с детьми школьного возраста составляет два академических часа два раза в неделю для групп первого года обучения (недельная нагрузка 4 часа), три академических часа два раза в неделю для групп второго и последующих лет обучения (недельная нагрузка 6 часов в неделю) с обязательным 15-минутным перерывом для отдыха детей и проветривания помещений после каждого часа занятий. Академический час равен 45 минутам. В современной музыке, эстрадное пение занимает особое место. Пожалуй, нет другого жанра, вызывающего такой интерес. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразие форм и направлений. Даже специалисты, порой, затрудняются в классификации различных стилистических направлений джазовой, рок и поп музыки. Разные способы звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться какой-либо вокальной школе в эстрадном вокале. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является направлением вокальной педагогики. Основным назначением учебного курса являются: изучение теоретических основ, необходимых для формирования музыканта-любителя; овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующего современным требованиям исполнительного эстрадного искусства. Программа рассчитана на преподавание предмета «Вокальный ансамбль» на 3 года обучения, из расчёта 4-х часов в неделю (первый год обучения), из расчёта 6-ти часов в неделю (второй, третий год обучения). Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня подготовки воспитанника и решаемых в обучении задач. Основной целью программы обучения в творческом объединении «Вокальный ансамбль» является практическое овладение голосом для любительской певческой деятельности. Занятия в объединении имеют практический характер, проходят как в форме групповых занятий, так и в виде индивидуальных уроков, что даёт возможность отдельным исполнителям коллектива устранить недостатки и достичь более грамотного и яркого исполнения в своих и сольных партиях. Образовательный процесс в объединении обеспечивает творческую самореализацию личности в результате деятельности. Спецификой обучения сольному пению считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и расширяются, что проявляется во всё более трудном репертуаре повышении требований по каждой из задач, которые предъявляются к каждому учащемуся индивидуально. Основным назначением данного учебного курса являются: овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующей современным требованиям эстрадного исполнительского искусства; изучение теоретических основ, необходимых для формирования начинающего музыканта. Умения и навыки (критерии практического владения голосом):
Основные дидактические единицы (методическое обеспечение программы). Изучение эстрадно-вокальных «стандартов»; изучение исполнительских штрихов; овладение навыками вокальной техники, развитие диапазона, работа над интонацией, дыханием, кантиленой, вокализы, упражнения - распевки, вокальная культура; фразировка, артикуляция, дикция, динамика, сценическое поведение; наличие в репертуаре произведений различных стилей и жанров; знание специальной вокальной литературы; умение проанализировать произведение с точки зрения стиля, характера выразительных средств, штрихов; накопление репертуара, включающее произведения различных жанров, форм, стилей. Возраст обучающихся детей и психофизические особенности данного возраста. В объединение «Вокальный ансамбль» принимаются дети всех возрастов (от 5 лет до 18 лет) при наличии достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься эстрадным пением. Достаточно исполнения одной, двух песен для выявления у поющего качества голоса, диапазона, точности интонирования. Вокальная работа с детьми имеет ряд особенностей. Руководитель должен знать природу и специфику развития детского голоса, особенности возрастной физиологии и психологии. Голоса детей в процессе развития можно разделить на 3 группы: голоса чисто детские, формирующиеся голоса и голоса сформировавшиеся. Голоса первой группы (от 5 лет до 11 лет) характеризуются лёгким головным звучанием, когда при пении работают лишь края ещё не развившихся связок. Обычный диапазон – от «до» первой октавы до «ми бемоль» второй октавы. Голоса второй группы (от 12 лет до 14 лет) характеризуются большей точностью и яркостью звучания. На этой стадии необходима охрана от перегрузки насыщенным, так называемым грудным звучанием. Диапазон – от «си» малой октавы до «ми» второй октавы. К третьей группе относятся голоса подростков от 15 до 17 лет, почти сформировавшиеся. В этом возрасте уже намечается основной характер голоса – более высокий или более низкий, а так же характерные индивидуальные черты тембра. Отличительные особенности данной программы. Ориентация на творчество является сутью современного воспитания и образования. Занятия в творческом объединении «Вокальный ансамбль» это:
При обучении пению всегда необходимо идти от простого к сложному, постепенно поднимаясь к вершинам исполнительского мастерства. В течение первого года обучения создаются условия для развития творческого потенциала учащихся, выявляются способности. На втором году обучения приобретаются вокальные навыки исполнения, увеличивается диапазон, формируется певческая культура. Учебно-тематический план третьего года обучения.
Содержание программы.
Теория: Каждое новое упражнение предполагает развитие различных сторон музыкального слуха, дыхания, диапазона. Включается пение импровизаций на разные стихотворные тексты, скороговорки, усложняя тем самым артикуляцию произношения. Практика: а) упражнение «Задержанное дыхание»; б) дыхание в движении; в) упражнение «Активный вдох - активный выдох»; г) упражнение «Активный вдох - мягкий выдох».
Теория: Повторение, закрепление и усовершенствование приобретённых ранее знаний, умений, навыков. Следует неукоснительно выполнять певческие правила: охранять голос, особенно в предмутационный, мутационный и постмутационный периоды. Практика: а) пение на одном звуке «На одном звуке мы поём»; б) слоговое пение на одной ноте (Т-Д-Т); в) пение на стаккато (Т-Д-Т); г) пение с мелодическим движением; д) пение звуков в восходящем и нисходящем движении (гамма); е) пение трезвучий.
Теория: Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость. Пение в унисон. Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Развитие мышц глотки и языка. Атака звука: твердая, мягкая, предыхательная. Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления. Практика: 1. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха; 2. Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования; 3. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени; 4. Упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха. 5. Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр; 6. Упражнения с твердой и мягкой атакой: а) пропевание порядка гласных звуков; б) пропевание порядка гласных и согласных звуков; в) скороговорки.
Теория: Физическая свобода, пластика, раскрепощение способствуют гармоничному восприятию со стороны зрителей выступающего на сцене солиста. Продолжать работать в этом направлении – значит повышать уровень исполнения и развивать творческую индивидуальность – имидж. Практика: а) тренинг «Одевание бусин»; б) речевой тренинг «задувание свечи», «комар», «гудение проводов», «сонная муха»; в) игра «Узнай товарища».
Следует расширять сферу концертных выступлений, участвовать в смотрах и конкурсах. Высокий уровень исполнительского мастерства – один из показателей работы объединения.
Для учащихся третьего года обучения предполагается самостоятельное раскрытие тем докладов, рефератов, которые побуждают к творческому поиску, яркому самовыражению. Развивающими также являются диспуты, дискуссии о музыке, театре и кино и т.д. 7.Работа с техническим оборудованием (практические-20часов; теория – 4 часа). Происходит углублённое изучение пройденного ранее (предусмотрено детальное изучение технических средств, аппаратуры, воспитание бережного отношения к ним). Нарабатываются навыки работы с компьютером. 8.Сценическая культура и сценический образ (практические – 22 часа; теория – 2 часа). Работа на сцене повышает эмоциональный тонус, способствует выработке внутренней свободы, раскрепощения. Воспитанник должен показать не только владение голосом, но уметь установить контакт с аудиторией, осмысленно донести исполняемое произведение. Владеть основами пластики, актёрского мастерства. 9.Дикция, артикуляция (практические – 13 часов; теория -2 часа). Теория: Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Тембр певческого и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот. Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных. Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения. 3 стадии певческого дыхания: вдох, задержка дыхания, выдох. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Практика: - артикуляционная гимнастика; - пропевание по полутонам гласных (а-о-у-э-и); - пение скороговорок; - дыхательные упражнения (удержание на стене листа бумаги; задувание свечи и т.д.). 10. Занятия по импровизации ( практические – 9 часов). Начинать импровизировать мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе не должна заканчиваться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», не завершенные интонации. Методическое обеспечение программы. Образовательный стандарт программы (результаты) 3 год обучения.
Система текущего и итогового контроля.
Методические рекомендации. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля», чтобы сосредоточить внимание на звуковысотной линии.
При обучении пению значительная роль принадлежит репертуару, воспитывающему художественный вкус учащегося. Репертуар может быть разноплановым: песни в народном стиле, современные хиты, зарубежная классика, джаз. Для начального этапа работы отбирается репертуар, который должен обеспечить элементарное певческое развитие детей, затем степень трудности нарастает. Подбор его осуществляется методом сотрудничества с учащимися, с учётом уровня подготовленности учащихся к исполнению и их психо - эмоциональных особенностей, слуховых и голосовых данных. Отличие данной программы состоит в том, что отдельные темы расширены и дополнены, а отдельные просто исключены за меньшей надобностью. В программу включена работа над голосовой импровизацией, созданием сценического имиджа, что позволяет обучающимся в объединении всесторонне раскрывать весь свой внутренний потенциал и приобретать навыки высокого профессионализма. В процессе обучения за основу берётся уровень деятельности учащихся, который основывается на восприятии, активной самостоятельности к усвоению учебной информации (объяснительно-иллюстративный метод). Важную роль в поисковом методе имеет элемент творчества педагога и воспитанников. Педагог побуждает учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности, предлагает подобрать информацию о событиях музыкальной жизни, творческие биографии, нововведения в области популярной музыки. Для продуктивности учебного процесса необходимо наличие светлого, просторного, хорошо проветриваемого помещения, с необходимым количеством стульев, хорошо настроенным инструментом – роялем, пианино или электроклавишным инструментом. В кабинете должен быть магнитофон, аудиокассеты для прослушивания, пластинки, усилительная аппаратура, нотная музыкальная литература. Отсутствие условий препятствует нормальной работе и показателю качества. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познание культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его преумножать. Список рекомендуемой методической литературы.
|
Паспорт рабочей программы междисциплинарного курса «Постановка голоса, вокальный ансамбль» Рабочая программа курса является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс «Введение в специальность» предназначен для 1 курса в ряду прочих музыкальных и педагогических дисциплин,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основной целью дисциплины «Вокальный ансамбль» является обучение студентов базовым знаниям и обучению искусству народного пения,... | Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Ансамбль спортивного бального танца» Это сама жизнь : бурлящая, многоцветная, неуёмная. Главное в ней танцы, танцы, танцы … | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Краткая характеристика курса «Теория государства и права» как учебной дисциплины, е целей и задач (пояснительная записка к программе... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 10 I. Аннотация курса... Учебно-методический комплекс дисциплины «Продовольственный комплекс стран атр» разработан для студентов 2 курса по специальности... | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины. 39 Список... Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фортепиано: 1 класс чтение нот с листа; 2 класс – чтение нот с листа или ансамбль; 3 4 классы – ансамбль, аккомпанемент, индивидуальное... | ||
Объединение «Ансамбль аккордеонистов» Объединение существует с сентября 2005 года. За время работы была разработана и утверждена на педагогическом совете образовательная... | Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | ||
Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области |