Скачать 185.54 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уколовская основная общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Православная культура» для 7 класса учителя православной культуры Рыжовой Ольги Алексеевны Базовый уровень 2013-2014 учебный год Пояснительная записка к Рабочей программе по предмету «Православная культура» Рабочая программа составлена на основе программы В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. Программа учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006; Т. В. Рыжова. Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы «Православная культура». — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 152 с. ISBN 5903101070. Основная цель и побудительный мотив создания рабочей программы - помочь обучить и воспитать грамотных граждан, готовых и к осознанному выбору профессии, и к будущей работе на благо своей страны. В процессе изучения предмета «Православная культура» в 7 классе решаются следующие задачи: - ознакомление с православной картиной мира, - ознакомление с духовно-мировоззренческими основами культуры, - изучение православной литературы, - ознакомление с православным образом жизни, - ознакомление с духовно-нравственными основами православной нравственности, морали и этики, - формирование целостного восприятия мира, - формирование культуры общения на основе уважения к внутреннему миру каждого человека в традициях православной культуры Отечества, - воспитание патриотизма и потребности творческого участия в сохранении и созидании отечественной культуры, - формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа, - духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям русской культуры, - формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории. Реализуя содержательно-методическую концепцию программы, опираюсь на следующие приоритеты:
Дидактические принципы программы:
Изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу связаны с различным количеством часов: в учебном плане согласно Типовому положению 35 учебных недель на изучение предмета отводится 35 часов, а программа рассчитана на 32 часа. В связи с этим в планирование внесены дополнительные уроки: в конце учебного года на изучение духовного краеведения отводится 3 урока: «Спасо-Преображенский собор в городе Губкин», Встреча с настоятелем храма Сретения Владимирской иконы Божией матери ,экскурсия в храм Сретения Владимирской иконы Божьей матери. Преподавание предмета строится на основе учебно-методического комплекса: В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 7—8 классы: Экспериментальное учебное пособие. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 300 с.: цвет. ил. ISBN 5903101038. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 7—8 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 7—8 классах / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 128 с.: илл. ISBN 5903101089. Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям «Православная культура 7—8 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см. Мультимедийное приложение к руководству по поурочному планированию «Православная культура 7—8 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см. Количество часов: всего 35 часов, в неделю – 1 час; контрольных работ – 6 Формы организации учебного процесса :
Критерии оценивания рефератов учащихся 1. Оформление рефератов учащимися: - реферат должен быть представлен в печатном варианте; - реферат должен содержать иллюстративный материал как с материалов диска к учебному пособию, так и с сайтов, выход на которые осуществляется с диска, а именно: http://www.enc.mail.ru http://www.icon-art.info http://www.school.edu.ru http://slovari.yandex.ru 2. Написание рефератов предполагает использование учащимися всех учебно-методических материалов комплекса и материалов сайтов. поэтому рекомендуются следующие критерии оценивания рефератов : - при использовании только материалов учебного пособия – «удовлетворительно»; - при частичном использовании, помимо материалов учебного пособия, информационных материалов диска – «хорошо» - при использовании всех имеющих в комплексе учебно-методических материалов, касающихся темы, а также дополнительных материалов с сайтов – «отлично». Требования к уровню подготовки учащихся 1. Учащийся должен ЗНАТЬ (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события явления, понятия): По содержательной линии «Православная христианская картина мира» Православная христианская картина мира. Единобожие, Бог-Троица. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека, его духовная сопричастность Богу и вещественная природа. Откровение. Церковь Божия (народ Божий). Христианская Церковь, Глава Церкви. Единственность и единство, соборность и апостольская преемственность Христианской Церкви. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление. Обожение человеческой природы; Спасение. «Тысячелетнее Царство Христа». Посмертная жизнь человека и будущее человечества в православной культуре. Всеобщее Воскресение и Страшный Суд. По содержательной линии «История православной религии и культуры» Священное Предание. Прародители человечества. Грехопадение Прародителей. Традиция моногамной патриархальной семьи. Происхождение религии. Сиф, допотопные патриархи, религия в эпоху до избрания Авраама. Всемирный потоп, Праведный Ной и его сыновья. Вавилонское столпотворение и разделение народов. Избрание Авраама. Ветхозаветная Церковь (Древний Израиль). Географические условия и памятные места Святой земли (Палестины, Ханаанской земли, Обетованной земли), библейская археология. Основные события Ветхозаветной истории и их отражение в православной культуре, истории Христианской Церкви. Евангельская история. Миссионерские путешествия апостолов Христа. По содержательной линии «Письменная культура православия (православная словесность)» Библия. Исторические книги Ветхого Завета; книги Судей, Царств, Руфи, Неемии и Ездры. Назидательные книги Ветхого Завета; Псалтирь Давида, Притчи Соломона, книги Иова, Екклезиаста. Пророческие книги Ветхого Завета; книги пророков Иеремии, Даниила, Амоса. Пророчества о Мессии в Ветхом Завете. Книги Нового Завета. Новозаветная текстология — основные тексты, переводы, языки, канонические книги и апокрифы. Нагорная проповедь. Евангельские притчи. Книга Деяний святых апостолов. Соборные Послания апостолов. Книга Откровение (Апокалипсис). 2. Учащийся должен УМЕТЬ сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры): По содержательной линии «История православной религии и культуры» Авель и Каин. Скиния Завета, Иерусалимский храм в Древнем Израиле, их сравнение с православным храмом. Летоисчисления от Сотворения Мира и от Рождества Христова. Ветхий Завет о Мессии-Спасителе. Евангелие — Благая Весть. По содержательной линии «Нравственная культура православия» Ветхий Завет в нравственном отношении к Новому Завету; Закон и Благодать. Особенности нравственной культуры воина-христианина. Соотношение личных усилий, помощи ближних и Церкви в нравственном очищении. Сравнение аскетической практики в православной культуре и в других религиозных традициях. Православный и философский гуманизм. Духовно-мировоззренческие основы морали. Православное понимание свободы воли. Грех как беззаконие, нарушение заповедей. Духовно-нравственное попечительство старших над младшими в православной культуре. Заповедь «не убий». Необходимость противления злу силой. Добродетель целомудрия, ее значение для духовной жизни и здоровья юноши и девушки. Православная культура отношения к ближнему, жертва за ближнего в личной жизни, семье, обществе. Единство веры и дел как необходимое условие исправления жизни. Православная христианская культура отношения к болезни и смерти. Достижимость православного нравственного идеала, его свидетелъствование в святости. Пост и молитва как средства борьбы с грехом. Духовный совет, духовничество, духовное руководство в нравственной культуре православия. Православная нравственная культура общественной и государственной деятельности. Православные нравственные основы любви к Родине, патриотизма и гражданственности. 3.Учащийся должен ИМЕТЬ НАВЫК проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения необходимой информации, отбора ее содержания, копирования, редактирования найденной информации, выделения и вставки в готовый текст отдельных найденных фрагментов. Календарно - тематическое планирование по предмету «Православная культура» 7 класс. Общий объем: 35 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 22 часа. «Библия — главная книга христианства» Священное Писание и Священное Предание. Библия, Ветхий Завет и Новый Завет. Типы книг Ветхого Завета. Пятикнижие; книги Бытие, Исход, Второзаконие. Исторические книги Ветхого Завета; книги Судей, Царств, Руфи, Неемии и Ездры. Назидательные книги Ветхого Завета; Псалтирь Давида, Притчи Соломона, книги Иова, Екклезиаста. Пророческие книги Ветхого Завета; книги пророков Иеремии, Даниила, Амоса. Пророчества о Мессии в Ветхом Завете. Книги Нового Завета. Четвероевангелие, особенности Евангелий, история их создания и авторы. Книга Деяния Апостолов. Соборные послания Апостолов. Книга Откровение (Апокалипсис). Виды смысла в текстах Священного Писания: прямой, переносный. Общечеловеческое значение Библии. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Душа, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Прародители человечества. Грехопадение Прародителей. Происхождение религии. Авель и Каин. Сиф. допотопные патриархи, религия в эпоху до избрания Авраама. Всемирный потоп, праведный Ной и его сыновья. Вавилонское столпотворение и разделение народов. Избрание Авраама. Иаков. Моисей. Ветхозаветная Церковь (Древний Израиль). Скиния Завета, Иерусалимский храм в Древнем Израиле. Основные события Ветхозаветной истории. Ветхий Завет о Мессии-Спасителе. Священное Писание о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Заповеди Ветхого Завета. Евангелие — Благая Весть. Евангельская история. Историчность Иисуса Христа и Евангельских событий. Погребальная плащаница Иисуса Христа (Туринская плащаница). Летоисчисления от Сотворения Мира и от Рождества Христова. Нагорная проповедь. Заповеди Блаженства, Заповедь любви. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление. Евангельские притчи. Чудеса Иисуса Христа над природой. Смерть и Воскресение Иисуса Христа, историческое подтверждение этих событий. Посмертная жизнь человека и будущее человечества в православной культуре. Всеобщее Воскресение и Страшный Суд. Жизнь и Успение Богородицы. Основание Христианской Церкви. Миссионерские путешествия апостолов Христа, первые поместные церкви. Жизнь первых христиан. «Первая полная славянская Библия на Руси» История составления первого полного Библейского свода на славянском языке под руководством архиепископа Новгородского Геннадия. Значение первой полной Библии на славянском языке для русской православной культуры. Художественное оформление Геннадиевской Библии. Жизнь и деяния архиепископа Новгородского Геннадия. «МНОГООБРАЗИЕ ЖАНРОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» — 8 часов. «Слово как жанр древнерусской литературы» Богатство жанров древнерусской литературы. Соединение древнерусскими книжниками славянской языческой мифологии с основными догматами Священного Писания. Осмысление древнерусскими книжниками нового места Православной Руси во всемирно-историческом процессе. Идея Спасения и Воскресения в древнерусской литературе. Формирование в древнерусской литературе представления о единстве мира, истории и патриотизма. Слово как жанр, соединивший ораторское искусство с фольклорными традициями хвалебных песен и плачей. Слово как патриотическое воззвание, отражающее смысл человеческой жизни во всемирной истории, содержащее размышления о причине и следствии описываемых событий с точки зрения Божьего промысла. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона как ярчайший образец хвалебно-философской ораторской речи. Описание всемирной Библейской истории, прославление Святой Троицы и прославление князя Владимира как крестителя Руси в «Слове о Законе и Благодати». Разделение в «Слове о Законе и Благодати» всемирной истории на период Закона и Благодати. Описание смысла существования России в обретении спасения. «Слово о погибели Русской земли» и отражение в нем православной культурологической традиции. «Задонщина» — отражение исторических событий и православного мировоззрения. «Житие как жанр древнерусской литературы» Традиции описания земной жизни русских православных святых, их деяний по распространению православной веры на Руси, а также совершаемых ими подвигов и чудес. Сонмы русских православных святых. Воспитательное значение житийной литературы для русского православного человека. Новое понимание мученичества за православную веру во время татаро-монгольского нашествия, новые православные святые, развитие жанра житийной литературы. «Житие Александра Невского» как один из первых примеров жития нового православного святого. Подвиг Александра Невского по сохранению православной веры Руси и подчинение княжества Орде ради сохранения веры. Смирение как высший нравственный христианский подвиг. Художественные средства, примененные автором «Жития Александра Невского». Описания Божественного промысла и Божественной помощи в «Житии Александра Невского». «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Жизнь и духовный подвиг Преподобного Сергия Радонежского — главного духовника России. Духовное краеведение- 3часа Встреча со священнослужителем, экскурсия в храмы Повторение -2часа Перечень учебно-методических средств обучения. Литература: 1. Учебник В.Д.Скоробогатова, Т.В.Рыжовой, О.Н. Кобец «Православная культура», 7-8 класс, Ульяновск, Инфофонд, 2006 г.», 2. Т.В.Рыжова, Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» 3. Т.В.Рыжова, Методические рекомендации при организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе применения учебно-методических комплексов «Православная культура» 4. Учебно-методические комплексы с мультимедийными приложениями, издаваемые АНО «ИНФОФОНД» для отдельных классов средней общеобразовательной школы. (7 – 8 класс) Оборудование
|
Рабочая программа Пахомовой Ольги Егоровны по учебному курсу «Православная культура» «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ. Программы учебного предмета... | Учебному предмету «православная культура» учителя русского языка... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя русского языка... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура» для 9 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уколовская основная общеобразовательная школа» | Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура» для 6 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уколовская основная общеобразовательная школа» | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура» для 8 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уколовская основная общеобразовательная школа» | Рабочая программа по предмету «Православная культура» Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса разработана на основе программы (авторы В. Д. Скоробогатов, Т.... | ||
Рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием... Авторы Скоробогатова В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного... | Рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием... Авторы Скоробогатова В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного... |