Скачать 150.39 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уколовская основная общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Православная культура» для 8 класса учителя православной культуры Рыжовой Ольги Алексеевны Базовый уровень 2013-2014 учебный год Пояснительная записка к Рабочей программе по предмету «Православная культура» Рабочая программа составлена на основе программы В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. Программа учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006; Т. В. Рыжова. Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы «Православная культура». — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 152 с. ISBN 5903101070. Основная цель рабочей программы— развитие у школьников интереса к изучению России, понимания роли православия в истории Родины и восприятие ими основ православной нравственности и духовности, как необходимого и первоочередного элемента российской морали и нравственности, без понимания которого нельзя считаться настоящим гражданином России. В процессе изучения предмета «Православная культура» в 8 классе решаются следующие задачи: - ознакомление с духовно-мировоззренческими основами культуры, - изучение православной литературы, - изучение устроения православного храма, - ознакомление с православным образом жизни, -ознакомление с духовно-нравственными основами православной нравственности, морали и этики, - формирование культуры общения на основе уважения к внутреннему миру каждого человека в традициях православной культуры Отечества, - воспитание патриотизма и потребности творческого участия в сохранении и созидании отечественной культуры, - формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа - выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций православной культуры Отечества, - формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории. Дидактические принципы:
Общая тема 8го года обучения: «Многообразие жанров древнерусской литературы» В 8–м классе учащиеся завершают знакомство с произведениями древнерусской литературы различных жанров, которые являются частью православного культурного наследия России. Они знакомятся с повестями, сказаниями и поучительными произведениями. В отдельную главу выделено изучение «Слова о полку Игореве». Это связано с тем, что смысл этого уникального шедевра древнерусской мысли, отражающего православное мировосприятие и уклад жизни Киевской Руси, обычно плохо понимается уч-ся при изучении на уроках литературы из – за незнания основ православного учения. В 8 классе учащиеся подробно и детально изучают письменную культуру православия, изучают жанры древнерусской литературы и знакомятся с основными древнерусскими книгами различных жанров. Изучение произведений древнерусской литературы способствует более глубинному (с точки зрения православия как государствообразующей религии и основы русской нравственности и патриотизма) пониманию смысла изучаемых исторических событий. Произведения, воспринимаемые учащимися как художественная литература, существенно расширяют и дополняют материал, изучаемый ими на уроках истории России. Изменения: По программе на изучение предмета « Православная культура» отводится 32 учебных часа. В связи с тем, что в учебном плане согласно Типовому положению 35 учебных недель на изучение предмета отводится 35 часов. Внесён дополнительный урок на изучении параграфа «Древнерусская литература». На изучение темы « Об установлении духовных устоев на Руси»» отводится 4 часа вместо 3 предложенных, в программе для организации изучения регионального компонента материал подбирается учителем самостоятельно, поэтому в календарно-тематическом планировании отражена тема «Экскурсии в храмы, беседы со священнослужителями» - 2 часа. Преподавание предмета строится на основе учебно-методического комплекса: В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 7—8 классы: Экспериментальное учебное пособие. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 300 с.: цвет. ил. ISBN 5903101038. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 7—8 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 7—8 классах / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 128 с.: илл. ISBN 5903101089. Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям «Православная культура 7—8 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см. Мультимедийное приложение к руководству по поурочному планированию «Православная культура 7—8 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см. Количество учебных часов на которое рассчитана программа - Общий объем: 35 часа в год, контрольных работ- 5 Формы организации учебного процесса :
Критерии оценивания рефератов учащихся 1. Оформление рефератов учащимися: - реферат должен быть представлен в печатном варианте; - реферат должен содержать иллюстративный материал с материалов диска к учебному пособию, так и с сайтов, выход на которые осуществляется с диска, а именно: http://www.enc.mail.ru http://www.icon-art.info http://www.school.edu.ru http://slovari.yandex.ru 2. Написание рефератов предполагает использование учащимися всех учебно-методических материалов комплекса и материалов сайтов. поэтому рекомендуются следующие критерии оценивания рефератов : - при использовании только материалов учебного пособия – «удовлетворительно»; - при частичном использовании, помимо материалов учебного пособия, информационных материалов диска – «хорошо» - при использовании всех имеющих в комплексе учебно-методических материалов, касающихся темы, а также дополнительных материалов с сайтов – «отлично» Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса 1. Учащийся должен ЗНАТЬ (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события явления, понятия): 2. Учащийся должен УМЕТЬ сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры): 3.Учащийся должен ИМЕТЬ НАВЫК проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения необходимой информации, отбора ее содержания, копирования, редактирования найденной информации, выделения и вставки в готовый текст отдельных найденных фрагментов. Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Православная культура» способствует: - формированию у учащихся представлений о целостной картине мира; - овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа; - обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях; - расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач; - совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому явлению, вести диалог с учащимися, с учителем; - формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым явлениям; - приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации. Учащийся основной школы должен: называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Православная христианская картина мира. Священное Предание. Прародители человечества. Грехопадение Прародителей. Традиция моногамной патриархальной семьи. Происхождение религии. Духовно-мировоззренческие основы морали. Православная этика. Система нравственных норм, заповеди. Православное понимание свободы воли. Грех как беззаконие, нарушение заповедей. Последствия греховных поступков в жизни человека, семьи, общества, народа. Ложь и насилие как главные проявления греховности человека. Православная нравственная культура. Православное христианское понимание художественного творчества и его задач; содержательные, формальные и смысловые особенности православной художественной культуры. Православная эстетика. Канон в православной художественной культуре. Духовная традиция благочестия в православной художественной культуре. Формирование и развитие православной художественной культуры. Выдающиеся произведения православной художественной культуры в России и мире. Церковь и Древнерусское государство, Русские Князья и Церковь. Православная культура Киевской Руси. Православная культура и Церковь в период ордынского нашествия и борьбы за национальную независимость. Совершенствовать умения и навыки самообразования. Календарно - тематическое планирование по предмету «Православная культура» 8 класс. Общий объем: 35 часов в год.
Содержание учебного курса Раздел 1. «Многообразие жанров древнерусской литературы». (22часа) Определение места Киевской Руси среди народов мира, происхождение славянской письменности в «Повести временных лет». Выделение Божьего благословения и помощи в летописных повестях. Православные традиции в повествовательном жанре. Описание чудесной помощи Божией Матери и Небесного воинства в борьбе русских православных людей против Орды. Отражение исторических событий и поиск смысла нашествия на Русь татаро-монголов в «Повести о битве на реке Калке», «Повести о Темир-Аксаке» и «Стоянии на реке Угре». «Повесть о Куликовской битве»: сравнительный анализ ее содержания и выразительных средств повести с «Задонщиной» Описание божественной природы описываемых в сказаниях событий и чудес, являемых при событии «Сказание о Борисе и Глебе». Особое почитание на Руси Владимирской иконы Божией Матери, рассказы о чудотворности иконы в «Сказании о чудесах Владимирской иконы». Рассказ о покровительстве Руси Божией Матери через чудо Владимирской иконы в «Сказании о нашествии Едыгея». Новый для русского религиозного сознания идеал мученика за веру, сознательно выбирающего смерть во имя Христа. «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» - памятник древнерусской литературы о новых русских мучениках за православную веру. Значение поучительной литературы для установления православного уклада жизни на Руси и воспитания новых нравственных начал в русском человеке на основе христианских заповедей. Домострой о воспитании детей на христианских заповедях уважения к родителям. Наставление детям о праведной жизни в «Изборнике» Святослава 1076 г. как основа христианского воспитания. Владимир Мономах и его «Поучение». Раздел 2. «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы. (11ч.) Изложение в «Слове о полку Игореве» исторических событий и отражение православной культуры, духовности и быта русского народа. Православные традиции отношений между братьями, между мужем и женой, между отцом и сыном, православные традиции отношения к родной земле в «Слове». Превращение автором «Слова» незначительного в русской истории воинского поражения князя в огромную духовную победу православного русского народа. История нахождения рукописи «Слова» графом Мусиным-Пушкиным А.И. Исследование подлинности «Слова» Упоминание «Слова» в других древнерусских произведениях в связи с другими историческими событиями. Связь «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». Отражение православных традиций отношения к родной земле, осознание необходимости единства Руси как целостного государства для защиты православной веры, призыв о недопустимости ведения распрей между православным русским народом, необходимость спасения единой православной Руси как мирового оплота православной веры в «Слове». Духовное краеведение (2часа) Беседы со священнослужителем Встреча с настоятелем храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери Экскурсия в храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери Перечень учебно-методических средств обучения. Литература: 1. Учебник В.Д.Скоробогатова, Т.В.Рыжовой, О.Н. Кобец «Православная культура», 7-8 класс, Ульяновск, Инфофонд, 2006 г.», 2. Т.В.Рыжова, Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» 3. Т.В.Рыжова, Методические рекомендации при организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе применения учебно-методических комплексов «Православная культура» 4. Учебно-методические комплексы с мультимедийными приложениями, издаваемые АНО «ИНФОФОНД» для отдельных классов средней общеобразовательной школы. (7 – 8 класс) Оборудование
|
Рабочая программа Пахомовой Ольги Егоровны по учебному курсу «Православная культура» «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ. Программы учебного предмета... | Учебному предмету «православная культура» учителя русского языка... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя русского языка... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура» для 9 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уколовская основная общеобразовательная школа» | Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура» для 6 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уколовская основная общеобразовательная школа» | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура» для 7 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уколовская основная общеобразовательная школа» | Рабочая программа по предмету «Православная культура» Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса разработана на основе программы (авторы В. Д. Скоробогатов, Т.... | ||
Рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием... Авторы Скоробогатова В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного... | Рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием... Авторы Скоробогатова В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного... |