Скачать 141.24 Kb.
|
Согласованно Рассмотрено Утверждено на заседании ШМО на заседании решением МОУ «Удачинская СОШ» муниципального педагогического совета экспертного совета МОУ «Удачинская СОШ» От «___»________2009г. От «___»___________2009г От «___»___________2009г № № № МОУ «Удачинская средняя общеобразовательная школа» «Подросток и закон» (элективный курс для учащихся 9 классов) Учитель истории и обществознания Павлова Т. И. За основу взята программа, разработанная Н.С. Степанько. Рекомендовано Волгоградским государственным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования с. Удачное 2009. Пояснительная записка. Программа элективного курса «Подросток и закон» предназначена для изучения учащимися 9 классов. Развивая содержание базисного курса, предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует формированию их правовой культуры и социальной активности. Практико-ориентированный характер обучения направлен на осознание приоритета прав личности, развитие умений школьников строить конструктивные отношения с окружающими. Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защитить ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны. Цель элективного курса «Подросток и закон» - воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России. Задачи курса:
Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки. Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащие в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность Объем программы составляет 34 часа. Методы преподавания элективного курса: Методы поисков, экспериментального, исследовательского характера, тренинги, развивающие творческую инициативу учащихся, метод проблемных задач, самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, семинары «мозговой штурм». Предполагаемый результат: соотносить единичные факты и общие явления и процессы; сравнивать исторические события и исторических деятелей; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей; определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории. Инструментарий для оценивания результатов: фронтально-дифференциальный контроль, письменный контроль, тест, тренинг. Учебно-тематическое планирование.
Программа элективного курса Тема 1. Загадка и природа человека (1 час) Мифы о сотворении человека. Потребности, возможности, способности человека. Человек, его права и обязанности. Чувственное и рациональное познание. Врожденные особенности-темперамент. Характер человека. Тема 2. Человек ищет смысл жизни (1час) Жизненные цели и задачи. Мудрость веков о смысле жизни. Жизненная позиция человека. Идеалы, ценности, нормы. Тема 3. Мировоззрение человека (1 час) Умение жить среди людей. Социализация. Толерантность, консенсус, компромисс. Связь поколений. Три вида восприятия времени. Место жительства и среда обитания. Патриотизм, патриот. Тема 4. Потребности и возможности человека (1час) Классификация потребностей. Реализация потребностей и выбор профессии. Талант и гений. Позиция человека в отношении к окружающим. Тема 5. Человек и общество (1час) Основные характеристики видов обществ. Взаимодействие людей в обществе. Коллектив, конфликт, соперничество, сотрудничество. Общественные группы. Социальные роли, статусы. Тема 6. Социальные регуляторы деятельности человека (1 час) Социальные нормы. Моральные, экономические, семейные, политические, корпоративные, религиозные нормы. Деловой этикет и карьера. Тема 7. Как и почему возникает право (1час) Право-регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права. Юридические нормы. Правовые нормы. Система права. Институт права. Источник и форма права. Нормативно-правовые акты. Тема 8. Правовая культура и правовое поведение личности (1час) Правовое обучение. Систематизация правовых норм. Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданско-правовая ответственность. Тема 9. Государство и право (1час) Государство, его основные признаки и функции. Понятие права. Человек в сферах общественной жизни. Теории возникновения государства и права. Его роль в жизни общества. Конституция - основной закон государства. Тема 10. Гражданин и государство (1час) Кто такой гражданин, и как им стать? Представления о честном человеке и гражданине. Общество. Общественное участие. Гражданин – достойный сын своего Отечества. Гражданский долг. Гражданское поведение. Понятие высокой гражданственности. Тема 11. Личность гражданина (1час) Понятие индивидуализации личности. Характер и воля. Особенности гражданских чувств и мотивов. Тема 12. Личность среди сверстников (1час) Ты на улице. Неформальное общение. Роль общения в развитии личности. Особенности группового сознания. Роль лидера в группе. Подражание. Особенности влияния преступной группы на личность. Тема 13. Личность в семье (1час) Право и бесправие. Психологический климат в семье. Социальные роли в семье. Родители и дети. Предупреждение конфликтов. Семейный кодекс РФ. Тема 14. Личность и образование (1час) Мотивы учения. Требования к уровню образованности. Школа-место самоопределения личности. Толерантное отношение. Психологический климат в классе. Закон «Об образовании». Устав школы. Права и обязанности школьника. Тема 15. Правовая культура в сфере бизнеса. Налоги. (1час) Экономика и общество. Ресурсы и потребности. Факторы производства. Рынок. Конкуренция. Мир денег. Налоги. Ответственность в налоговом праве. Правовая культура в сфере бизнеса. Тема 16. Предпринимательство и закон. (1час) Что такое предпринимательство. Бережливость, расчетливость и предприимчивость. Цель предпринимателя-прибыль. Права потребителей. Патент. Виды предпринимательской деятельности. Тема 17. Личность и труд. (1 час) Трудовой кодекс РФ. Трудовой договор. Права и обязанности работника. Особенности правового статуса несовершеннолетних по современному трудовому законодательству. Рабочее время и время отдыха. Условия расторжения трудового договора. Тема 18. Личность и власть. Я будущий избиратель. (1 час) Власть. Элементы властных отношений. Средство осуществления власти. Диктатура и демократия. Избиратель. Избирательное право. Закон «О выборах». Опасность политической апатии граждан. Тема 19. Личность и защита Отечества. (1 час) Для чего нужна армия? Назначение армии. Альтернативная гражданская служба. Основные направления подготовки к армейской службе. Основные требования морали в сфере отношений человека к службе в армии. Тема 20. Личность и закон. (1 час) Для чего принимаются законы. Виды правонарушений. Психология правонарушителя. Мотив. Закон и его назначение. УК РФ. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Юридическая ответственность. Тема 21. Правонарушение и преступление. (1 час) Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Понятие аморального поведения. Административный поступок. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Тема 22. Причины правонарушений. (1 час) Понятие криминологии. Социальные причины преступности. Психологические причины преступности. Моральная распущенность. Духовная нищета. Чувство безнаказанности. Гуманность суда и повторные преступления. Тема 23. Вина и ответственность. (1 час) Что такое вина. Вменяемость и невменяемость. Необходимая оборона и ее пределы. Умысел. Преступление по неосторожности. Презумпция невиновности. Преступление и ответственность за него. Смягчающие ответственность обстоятельства. Тема 24. Ответственность за правонарушения против собственности. (1 час) Имущественные правонарушения. Юридическое определение кражи. Понятие грабежа. Разбой и ответственность за это преступление. Ответственность за мошенничество. Вандализм, поджоги, другие имущественные преступления. Вымогательство. Личность вымогателя школьника. Тема 25. Ответственность за правонарушения против личности. (1 час) Ответственность за оскорбление и клевету. Хулиганство и его признаки. Ответственность за преступления против жизни и здоровья. Человеческая самоотверженность. Бесчеловечность. Умысел и неосторожность в совершении этих преступлений. Тема 26. Групповые правонарушения несовершеннолетних. (1 час) Как попадают в преступную группу. Причины ухода подростков в преступную группу сверстников. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Укрывательство преступлений. Тема 27. Правопорядок и милиция. (1 час) Понятие общественного порядка. Участие граждан в укреплении правопорядка. Задачи милиции. Патрульно-постовая служба. Задачи участкового инспектора. Добровольные дружины. Задачи криминальной милиции. Обвинительное заключение. Тема 28. Суд и прокуратура. (1 час) Назначение суда. Судебная коллегия. Независимость суда. Вердикт суда присяжных. Роль прокурора в суде. Педагог в суде по делу несовершеннолетнего. Надзорная функция прокуратуры. Профессия нотариуса. Деятельность юрисконсультантов. Тема 29. Я выбираю жизнь. Наркотики и закон. (1 час) Доходы государства от продажи табака и спиртного. Личность наркомана. СПИД-чума XXI века. Путь к здоровью. Как избежать заболевания. Тема 30-31. Как не стать жертвой преступлений. (2 часа) Что такое вина. Что такое виктимология. Закон «О безопасности». Типы личностей с отклоняющим поведением. Группа и риск. Безопасность. Судебно-психиатрическая экспертиза. Тема 32. Если тебя задержала милиция. (1 час) УК РФ. Кодекс об административных правонарушениях. Многообразие видов юридической ответственности. Организация правосудия в нашей стране. Тема 33. Ролевая игра «Трудное решение». (1 час) Способы защиты своих прав. Тема 34. Итоговое занятие. (1 час) Итоговая контрольная работа Формы организации познавательной деятельности учащихся: Индивидуальные, групповые, коллективные. Образовательный продукт: Защита рефератов Методические рекомендации: методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:
На первом занятии учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его содержанием. На лекциях учащиеся знакомятся с понятиями, терминами. Во время семинара актуализируются знания учащихся, полученные ими в ходе изучения курса обществознания Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
Дидактические материалы: иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература, дидактический и раздаточный материал, медио ресурсы, Интернет технологии, мифы, нормативно-правовые акты. Конституция РФ. Всеобщая Декларация прав человека. Конвенция по правам ребенка. Рекомендуемая литература для учителя
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток в социальной среде, подросток и закон» | Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | ||
Элективный курс «Подросток и закон» | Программа элективного курса по международному гуманитарному праву... Необходимо, чтобы в решении вопросов человеческой жизни и вопросов сохранения её, подросток научился делать выбор «Иметь или быть!»,... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Программа элективного курса по истории для учащихся 9-х классов «Изображение... Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире экранной культуры. Его вниманию представлен... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | ||
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | ||
Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | Программа элективного курса по химии Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Программа элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов) ... |