Скачать 351.28 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ кафедра музыкального образования Л.Г.Глухих ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов специальности 050601.65 «Музыкальное образование» очная форма обучения Тюменский государственный университет 2013 Глухих Л.Г. Празднично-игровая культура школьников. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 050601.65 «Музыкальное образование», очная форма обучения. Тюмень, 2013, 15 стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по специальности. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Празднично-игровая культура школьников. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:И.о. заведующего кафедрой Дьяченко И.Ю.© Тюменский государственный университет, 2013. © Глухих Л.Г, 2013 Пояснительная запискаКроме решения основных задач – приобщения детей к музыкальному искусству, учитель музыки в школе часто принимает на себя дополнительные функции организатора внеклассных мероприятий. Дополнительные функции требуют дополнительных специальных знаний. Дисциплина «Празднично-игровая культура школьников» специализации «Организация музыкально-эстетической деятельности школьников» разработана с целью приобщения студентов-музыкантов к основам праздничной культуры, для расширения профессиональных возможностей будущего педагога. Праздник – это целостная система художественных образов, в которой музыка занимает далеко не последнее место. Культура праздника слагается из совокупности разных культур – культуры игры, слова, движения, музыкального звука, костюма, этикета, обычая, ритуала. Праздник – явление деятельное, творческое, коллективистское. Школьный праздничный календарь – своеобразный дневник школьного быта. Любой детский праздник должен развлекая поучать, в этом волшебная сила праздничного искусства. Организация праздничных мероприятий – задача, требующая от педагога вдумчивого, серьезного отношения, широкого кругозора и специальных знаний. При достижении задач, поставленных перед предметом «Празднично-игровая культура школьников», студенты могут опираться на знания, приобретенные в процессе прохождения курсов «Мировая художественная культура», «Народное музыкальное творчество», «История русской и зарубежной музыки» и на практические навыки множества исполнительских дисциплин. Цель курса – формирование у студентов культуры праздника, отношения к празднику как к акту творческого самовыражения и духовного обогащения человека. Основные задачи курса:
Трудоемкость дисциплины: всего часов – 173, из них лекционных – 36, семинарских – 54, самостоятельной работы – 83 часа в 7 семестре. Тематический план
Таблицы видов и форм оценочных средств, планирования самостоятельной работы студентов см. ПРИЛОЖЕНИЕ Содержание дисциплины Тема 1. ПОНЯТИЕ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ. (2 часа) Основные понятия праздничной культуры: праздник, традиция, обряд, ритуал, церемония, игра, праздничное мероприятие. Рассмотрение понятий на примерах традиционных государственных, народных и религиозных праздников. Тема 2. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАЗДНИКА. (4 часа) Система школьных праздников. Особенности детского праздника, его задачи и социально-педагогические функции. Школьный праздник как форма активного творческого досуга, коллективной эмоциональной жизни. Тема и идея праздника. Целевая аудитория, масштабность праздника, средства художественной выразительности, материально-технические ресурсы – компоненты, влияющие на формирование замысла праздника.
Тема 3. СОДЕРЖАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ. (12 ч.) Школьный праздничный календарь. Всеобщие государственные и народные праздники, отвечающие наиболее масштабным событиям и датам. Праздники школьной направленности, отвечающие определенным этапам развития школьной жизни. Праздники коллективные (группы, класса, классной параллели, творческого объединения, клуба). Содержание традиционных праздников: Новый год, Рождество, день Святого Валентина, 23 февраля, 8 марта, Масленица, День Победы, День защиты детей, День Знаний, День учителя, День Музыки, день рождения и др. История происхождения, символы, атрибуты, традиционные персонажи, песни, игры, танцы. Индивидуализация, «зерно» праздника.
Тема 4. ВИДЫ И ФОРМЫ ПРАЗДНИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. (6 ч.) Исторические корни формирования типов досуга и совместной деятельности. Три вида праздничных мероприятий: 1) статичные – представления, 2) статико-динамичные – созидания-гуляния, 3) динамико-статичные – путешествия. Формы представлений, гуляний, путешествий.
Тема 5. ПРАЗДНИК КАК ФЕНОМЕН ИГРЫ. (6 ч.) Игра как форма духовного самовыражения детей. Включение игры в контекст праздника. Диагностические, познавательные, развлекательные, мотивационные задачи игр. Виды и жанры игр: подвижные, познавательные, музыкальные, сюжетные, ролевые, аттракционы и др.
Тема 6. НАГЛЯДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРАЗДНИКА. (6 ч.) Визуальность праздника. Значение особенностей праздничного пространства. Эмблема, визитка мероприятия; торжественные атрибуты – флаги, гирлянды, транспаранты, лозунги, ритуальные аксессуары; выставки, афиши, стенгазеты; декорации; освещение; костюмы. Музыка – главное средство выразительности, создающее эмоциональный настрой. Функции музыки в празднике: иллюстративная, драматургическая, фоновая, организующая, музыка концертного номера.
Темы семинаров Семинар № 1. ШКОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. Вопросы для обсуждения: 1. Школьный праздник – творчество или принуждение? 2. Анализ плана работы школы, коллектива (по выбору). 3. Местные традиции – «лицо» коллектива. Семинар № 2. ПРАЗДНИКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ЭТАПЫ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ. Вопросы для обсуждения:
Семинар № 3. ДЕНЬ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ. МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Формулировка задачи. Выработать ряд идей для проведения классного часа «Пусть музыка звучит!» на основе:
Семинар № 4. ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ. МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Формулировка задачи. Выработать ряд идей для проведения музыкально-спортивного праздника «Музыка – залог здоровья» на основе:
Семинар №5. РОЖДЕСТВО В ШКОЛЕ: ЗА И ПРОТИВ. Вопросы для обсуждения:
Семинар № 6. ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ В ПРАЗДНИКЕ РУССКАЯ МАСЛЕНИЦА. Вопросы для обсуждения:
Семинар № 7. ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА – «НЕ НАШ» ПРАЗДНИК. Вопросы для обсуждения: 1. Легенды о Святом Валентине; 2. Причины популярности Дня влюбленных; 3. Символы дня Святого Валентина. Семинар № 8. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ И ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ ПОБЕДЫ. Вопросы для обсуждения:
Семинар № 9. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НОВЫЙ ГОД – ПРАЗДНИК МАСКАРАДА». Формулировка задачи. Подготовить краткую презентацию с использованием игровых приемов и маскарадного реквизита, побуждающую участников к «ряжению». |
Л. Г. Глухих культура празднично-игровой деятельности Глухих Л. Г. Культура празднично-игровой деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Конспект занятия в подготовительном классе глухих «Осенняя карусель» Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Мировая художественная культура» и «История и культура Башкортостана» занимают особое место в системе гуманитарного образования... | Министерство образования хабаровского края хабаровский краевой институт... Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.... | ||
Театрально-игровая деятельность младших школьников Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных о способе проверки написания парных звонких и глухих согласных... | ||
Сценарий вечера встречи выпускников 2013 в празднично оформленном... В празднично оформленном актовом зале звучит музыка, пока гости занимают места в зале | Урок по русскому языку ( 3 класс) тема: «правописание звонких и глухих согласных в корне слова» На какие правила встретились слова? (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.) | ||
Л. Г. Глухих Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении Глухих Л. Г. Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении. Учебно-методический комплекс. Рабочая... | Программа муниципального (окружного) этапа Всероссийской Олимпиады... Всероссийской Олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» среди обучающихся общеобразовательных учреждений г. Москвы | ||
Конкурсе приняли 28 классов из 9 школ и специальных учебных заведений города Конкурс проводится в рамках образовательного проекта «Игровая энергия» («Play Energy»). Его цель: вызвать у ребят интерес к энергетической... | Тестирование теоретико-методических знаний на олимпиаде школьников... Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология специальность:... Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.... | В. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура | ||
Экологическая культура личности и ее компоненты Экологическая культура... Эти задачи нашли отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 “О мерах по улучшению экологического образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Индийская культура», «Китайская культура», «Культура Германии», «Культуры Запада», «Теория культуры», «Культура России» |