Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников





Скачать 351.28 Kb.
НазваниеЛ. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников
страница1/4
Дата публикации31.12.2014
Размер351.28 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

кафедра музыкального образования


Л.Г.Глухих

ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа
для студентов специальности 050601.65 «Музыкальное образование»

очная форма обучения

Тюменский государственный университет

2013

Глухих Л.Г. Празднично-игровая культура школьников. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 050601.65 «Музыкальное образование», очная форма обучения. Тюмень, 2013, 15 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по специальности.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Празднично-игровая культура школьников. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.




ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

И.о. заведующего кафедрой Дьяченко И.Ю.




© Тюменский государственный университет, 2013.

© Глухих Л.Г, 2013

Пояснительная записка



Кроме решения основных задач – приобщения детей к музыкальному искусству, учитель музыки в школе часто принимает на себя дополнительные функции организатора внеклассных мероприятий. Дополнительные функции требуют дополнительных специальных знаний. Дисциплина «Празднично-игровая культура школьников» специализации «Организация музыкально-эстетической деятельности школьников» разработана с целью приобщения студентов-музыкантов к основам праздничной культуры, для расширения профессиональных возможностей будущего педагога.

Праздник – это целостная система художественных образов, в которой музыка занимает далеко не последнее место. Культура праздника слагается из совокупности разных культур – культуры игры, слова, движения, музыкального звука, костюма, этикета, обычая, ритуала. Праздник – явление деятельное, творческое, коллективистское. Школьный праздничный календарь – своеобразный дневник школьного быта. Любой детский праздник должен развлекая поучать, в этом волшебная сила праздничного искусства.

Организация праздничных мероприятий – задача, требующая от педагога вдумчивого, серьезного отношения, широкого кругозора и специальных знаний. При достижении задач, поставленных перед предметом «Празднично-игровая культура школьников», студенты могут опираться на знания, приобретенные в процессе прохождения курсов «Мировая художественная культура», «Народное музыкальное творчество», «История русской и зарубежной музыки» и на практические навыки множества исполнительских дисциплин.
Цель курса – формирование у студентов культуры праздника, отношения к празднику как к акту творческого самовыражения и духовного обогащения человека.

Основные задачи курса:

  • изучение значения и содержания традиционных мероприятий школьного праздничного календаря;

  • исследование многообразия видов и форм школьных праздничных мероприятий;

  • освоение игровой сущности детского праздника;

  • становление навыков формирования литературно-музыкального репертуара в соответствии с идейно-тематическими основами праздника.


Трудоемкость дисциплины:

всего часов – 173, из них лекционных – 36, семинарских – 54, самостоятельной работы – 83 часа в 7 семестре.

Тематический план






Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме, в часах

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*










1

2

3

4

5

6

7

8




9




Модуль 1

























1.

Понятие праздничной культуры.

1

2










2







2.

Школьный праздничный календарь.

1




3




3

6

3

0-2

3.

Идейно-тематические основы праздника.

2-3

4







2

6




0-1

4.

Праздники, отражающие этапы школьной жизни

2




3




4

7

3

0-4

5.

Анализ идейно-тематического содержания школьного мероприятия

3




3




4

7

3

0-4

6

Содержание традиционных школьных праздников.

4-6

6







3

9




0-2

7.

День музыки в школе.

4




3




4

7

3

0-4

8.

День здоровья в школе.

5




3




4

7

3

0-4

9.

Игровое проектирование «Вместе дружная семья»

6




3




3

6

3

0-4




Всего

6

12

18




27

57

18

0-25


































Модуль 2

























10.

Содержание традиционных школьных праздников.

7-9

6







5

11




0-4

11.

Рождество в школе: за и против.

7




3




3

6

3

0-3

12.

Древнеславянские и православные черты в празднике русская масленица.

8




3




5

8

3

0-5

13.

День святого Валентина – не «наш» праздник.

9




3




3

6

3

0-5

14.

Виды и формы праздничных мероприятий

10-12

6







4

10




0-3

15.

Патриотическое воспитание в процессе празднования Дня Победы.

10




3




2

5

3

0-5

16.

Анализ форм мероприятий к Дню Победы.

11




3




2

5

3

0-5

17.

Игровое проектирование: «С днем рождения!»

12




3




3

6

3

0-5




Всего

6

12

18




27

57

18

0-35


































Модуль 3

























18.

Праздник как феномен игры

13-15

6







5

11




0-5

19.

Игротренинг: игры-шутки, игры с аттракционы.

13




3




2

5

3

0-5

20.

Игротренинг: игры с залом

14




3




2

5

3

0-3

21.

Музыка- важнейшее средство эмоционального воздействия.

15




3




3

6

3

0-3

22.

Наглядное и музыкальное оформление праздника

16-18

6







5

11




0-6

23.

Моделирование музыкального образа.

16




3




4

7

3

0-8

24.

Презентация «Новый год – праздник маскарада»

17-18




6




8

14

6

0-10




Всего

6

12

18




29

59

18

0-40


































Итого (часов, баллов):




36

54




83

173

54

0 – 100




Из них в интеракт. форме







54










54





Таблицы видов и форм оценочных средств, планирования самостоятельной работы студентов см. ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержание дисциплины

Тема 1. ПОНЯТИЕ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ. (2 часа)

Основные понятия праздничной культуры: праздник, традиция, обряд, ритуал, церемония, игра, праздничное мероприятие. Рассмотрение понятий на примерах традиционных государственных, народных и религиозных праздников.

Тема 2. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАЗДНИКА. (4 часа)

Система школьных праздников. Особенности детского праздника, его задачи и социально-педагогические функции. Школьный праздник как форма активного творческого досуга, коллективной эмоциональной жизни.

Тема и идея праздника. Целевая аудитория, масштабность праздника, средства художественной выразительности, материально-технические ресурсы – компоненты, влияющие на формирование замысла праздника.

  • Опорные понятия и слова: «активный творческий досуг», «целевая аудитория», «средства художественной выразительности».

Тема 3. СОДЕРЖАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ. (12 ч.)

Школьный праздничный календарь. Всеобщие государственные и народные праздники, отвечающие наиболее масштабным событиям и датам. Праздники школьной направленности, отвечающие определенным этапам развития школьной жизни. Праздники коллективные (группы, класса, классной параллели, творческого объединения, клуба).

Содержание традиционных праздников: Новый год, Рождество, день Святого Валентина, 23 февраля, 8 марта, Масленица, День Победы, День защиты детей, День Знаний, День учителя, День Музыки, день рождения и др. История происхождения, символы, атрибуты, традиционные персонажи, песни, игры, танцы. Индивидуализация, «зерно» праздника.

  • Опорные понятия и слова: «праздничный календарь», «школьная направленность», «содержание праздника», «символ», «атрибут», «персонаж», «зерно» праздника».

Тема 4. ВИДЫ И ФОРМЫ ПРАЗДНИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. (6 ч.)

Исторические корни формирования типов досуга и совместной деятельности. Три вида праздничных мероприятий: 1) статичные – представления, 2) статико-динамичные – созидания-гуляния, 3) динамико-статичные – путешествия. Формы представлений, гуляний, путешествий.

  • Опорные понятия и слова: «типы досуга», «виды праздничных мероприятий», «формы досуга», «представление», «гуляние», «путешествие».

Тема 5. ПРАЗДНИК КАК ФЕНОМЕН ИГРЫ. (6 ч.)

Игра как форма духовного самовыражения детей. Включение игры в контекст праздника. Диагностические, познавательные, развлекательные, мотивационные задачи игр. Виды и жанры игр: подвижные, познавательные, музыкальные, сюжетные, ролевые, аттракционы и др.

  • Опорные понятия и слова: «задачи игр», «виды игр», «жанры игр».

Тема 6. НАГЛЯДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРАЗДНИКА. (6 ч.)

Визуальность праздника. Значение особенностей праздничного пространства. Эмблема, визитка мероприятия; торжественные атрибуты – флаги, гирлянды, транспаранты, лозунги, ритуальные аксессуары; выставки, афиши, стенгазеты; декорации; освещение; костюмы.

Музыка – главное средство выразительности, создающее эмоциональный настрой. Функции музыки в празднике: иллюстративная, драматургическая, фоновая, организующая, музыка концертного номера.

  • Опорные понятия и слова: «визуальность праздника», «праздничное пространство», «функции музыки».

Темы семинаров
Семинар № 1. ШКОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ.

Вопросы для обсуждения:

1. Школьный праздник – творчество или принуждение?

2. Анализ плана работы школы, коллектива (по выбору).

3. Местные традиции – «лицо» коллектива.

Семинар № 2. ПРАЗДНИКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ЭТАПЫ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

Вопросы для обсуждения:

  1. Идейно-тематические различия праздников: День Знаний, Посвящение в первоклассники, Последний Звонок;

  2. Значение ритуального действия в праздниках школьной тематики;

  3. Новые и традиционные персонажи школьных праздников.

Семинар № 3. ДЕНЬ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ. МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

Формулировка задачи.

Выработать ряд идей для проведения классного часа «Пусть музыка звучит!» на основе:

  • определенных условий и ресурсов проведения классного часа;

  • поставленных воспитательных задач.

Семинар № 4. ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ. МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

Формулировка задачи.

Выработать ряд идей для проведения музыкально-спортивного праздника «Музыка – залог здоровья» на основе:

  • определенных условий и ресурсов проведения;

  • соединения музыкального и спортивного действия.

Семинар №5. РОЖДЕСТВО В ШКОЛЕ: ЗА И ПРОТИВ.

Вопросы для обсуждения:

  1. Христианская сущность праздника;

  2. Возможность празднования Рождества Христова в многонациональном коллективе;

  3. Возможность празднования Рождества Христова в условиях светского учебного заведения.

Семинар № 6. ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ В ПРАЗДНИКЕ РУССКАЯ МАСЛЕНИЦА.

Вопросы для обсуждения:

  1. Праздник проводов зимы и встречи весны в честь бога Велеса (Волоса);

  2. Стихия масленичных гуляний в произведениях А.Н. Островского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова.

  3. Современное осмысление масленичных игр и ритуалов.

Семинар № 7. ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА – «НЕ НАШ» ПРАЗДНИК.

Вопросы для обсуждения:

1. Легенды о Святом Валентине;

2. Причины популярности Дня влюбленных;

3. Символы дня Святого Валентина.

Семинар № 8. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ И ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ ПОБЕДЫ.

Вопросы для обсуждения:

  1. Актуальность патриотического воспитания.

  2. Культурно-исторический компонент патриотического воспитания, обращение к богатейшим традициям Отечества.

  3. Тема защиты Отечества в произведениях С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича и др.

Семинар № 9. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НОВЫЙ ГОД – ПРАЗДНИК МАСКАРАДА».

Формулировка задачи.

Подготовить краткую презентацию с использованием игровых приемов и маскарадного реквизита, побуждающую участников к «ряжению».

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconЛ. Г. Глухих культура празднично-игровой деятельности
Глухих Л. Г. Культура празднично-игровой деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconКонспект занятия в подготовительном классе глухих «Осенняя карусель»
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Мировая художественная культура» и «История и культура Башкортостана» занимают особое место в системе гуманитарного образования...
Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconМинистерство образования хабаровского края хабаровский краевой институт...
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconТеатрально-игровая деятельность младших школьников
Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной...
Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных о способе проверки написания парных звонких и глухих согласных...
Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconСценарий вечера встречи выпускников 2013 в празднично оформленном...
В празднично оформленном актовом зале звучит музыка, пока гости занимают места в зале
Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconУрок по русскому языку ( 3 класс) тема: «правописание звонких и глухих согласных в корне слова»
На какие правила встретились слова? (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.)
Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconЛ. Г. Глухих Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении
Глухих Л. Г. Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении. Учебно-методический комплекс. Рабочая...
Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconПрограмма муниципального (окружного) этапа Всероссийской Олимпиады...
Всероссийской Олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» среди обучающихся общеобразовательных учреждений г. Москвы
Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconКонкурсе приняли 28 классов из 9 школ и специальных учебных заведений города
Конкурс проводится в рамках образовательного проекта «Игровая энергия» («Play Energy»). Его цель: вызвать у ребят интерес к энергетической...
Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconТестирование теоретико-методических знаний на олимпиаде школьников...
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова
Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconУчебно-методический комплекс по дисциплине культурология специальность:...
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconВ. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак
Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура
Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconЭкологическая культура личности и ее компоненты Экологическая культура...
Эти задачи нашли отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 “О мерах по улучшению экологического образования...
Л. Г. Глухих празднично-игровая культура школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Индийская культура», «Китайская культура», «Культура Германии», «Культуры Запада», «Теория культуры», «Культура России»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск