О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91





Скачать 362.72 Kb.
НазваниеО. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91
страница1/3
Дата публикации01.01.2015
Размер362.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3


Министерство образования республики башкортостан

Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования

профессиональное училище №91


Реферат

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения»

О.С.Фокина – мастер производственного обучения ГАОУ НПО ПУ№91

Имеющаяся квалификационная категория – первая

г.Нефтекамск

2013 г.


Содержание

1.Формирование творческого потенциала учащихся в основе образовательного процесса

2.Продуктивные технологии в производственном обучении

3.Через обучение профессий к развитию творческих качеств учащихся

4. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения

5.Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся

6.Развитие технического творчества учащихся на уроках производственного обучения

7. Заключение
Список используемой литературы

1. Формирование творческого потенциала учащихся в основе образовательного процесса

Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности учащихся.

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.

Программы урочной и внеучебной работы отличаются высоким уровнем насыщенности содержания, изучением широких тем, межпредметной деятельностью, качественным уровнем задач, позволяющих развивать творческое, критическое и логическое мышление.

Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных учащихся, используя потенциал их возможностей.

Выделены следующие формы деятельности:

индивидуальное обучение по программам творческого развития;

система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

научно-практические конференции и семинары.

Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный процесс включены диалогические, дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного мира. Среди них:

-групповая дискуссия;

-форум;

-деловая беседа;

-турниры;

-аукцион идей.
2. Продуктивные технологии в производственном обучении.

На сегодняшний день задача формирования готовности учащихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.

Творческое отношение к труду – это то стремление внести в работу свое оригинальное, разумный отход от изживших себя стандартов и стереотипов, постоянный настрой на поиск нового совершенного, делающего работу более качественной, красивой, легкой, доставляющей удовлетворение.

Учащихся особенно привлекает теоретическая сторона работы, возможность проявить свою инициативу, а не просто выполнять полезную работу только по указанию мастера.

Организация производственного обучения базируется на основных принципах обучения:

-обучение на уровне требований передовой техники производства;

-обучение на основе производительного труда;

-наглядность обучения;

-систематичность и последовательность в обучении;

-доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

-прочность усвоения знаний и навыков.
В условиях рыночной экономики сельскому хозяйству необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в производственном обучении форм и методов деятельности учащихся, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Перед каждым занятием производственного обучения предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется приобретением опыта в работе с учащимися, анализом преподавательской деятельности.

Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.

Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

При этом я ставлю новые задачи:

-создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе группы;

-стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

-использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

-оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

-поощрение стремления учащегося находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других учащихся в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

-создание педагогических ситуаций общения на занятиях производственного обучения, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.

В технологиях, основанных на коллективном способе, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

-развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;

-актуализируются полученные опыт и знания;

-каждый учащийся имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

-повышается ответственность за результат коллективной работы;

-совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, производственное обучение подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

-свободная развивающая деятельность;

-творческий, очень активный характер этой деятельности;

-эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;

-наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Метод проектов – это метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Информационные технологии являются средством активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

Творческое отношение к труду, к деятельности вообще можно сформулировать только в процессе выполнения работы творческого характера. Поэтому необходимо, чтобы мастер всегда помнил об этом и как можно чаще ставил учащихся в такие условия, при которых они могли бы систематически решать задачи творческого характера, проявлять свои творческие способности и возможности.

Воспитывая у учащихся творческое отношение к труду, я ни в коем случае не оставляю без внимания ни одной, даже маленькой, попытки внести в труд свое, оригинальное. Не беда, если предложение учащегося нереально и его нельзя применить на практике. Главное, создать условия учащимся, чтобы они стремились творить.

Я, кроме обычного приема на вводном инструктаже, как личный показ, включаю также не только повторение, но и даю задание подумать, осмыслить и сделать это лучше.

Самостоятельная работа всегда творчество. Такую работу учащиеся выполняют без моего непосредственного участия, но под моим руководством и контролем. Например, учащимся дается задание вывести результат инвентаризации, пользуясь методом коллективной мыследеятельности. Для решения этого задания учащиеся сами создают новые способы запоминания, которые позволяют запомнить быстро, легко, прочно и много.

При изучении темы «Правила пользования сборником задач» можно использовать следующий метод: вариант урока как урок – деловая игра.

Группа разбивается на несколько звеньев. Каждое звено выбирает себе свой тип предприятия и категорию (сложная, 1, 2), придумывает название, назначает бригадира. Состав бригады составляют самостоятельно, план утверждают у мастера.

Во время текущего инструктажа при обходе рабочих мест учащихся можно не фиксировать ошибки, а одобрять их исправление самими учащимися.

Перед проведением вводного инструктажа полезно дать учащимся домашнее задание: ответить устно на ряд вопросов по этой теме или же учащимся дается задание на дом изучить инструкционную карту. Учащиеся изучают все примеры по карте, правила техники безопасности, основные приемы, рисунки, типичные ошибки и таким образом самостоятельно становится в позицию организатора своей работы, творца.

Существует много способов побуждения учащихся к творчеству – это и составление кроссвордов и контролирующие и обучающие карточки, выставка творческих работ и конкурс «Лучший по профессии».

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении учащихся.

Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Работа над проектом побуждает учащегося к глубокому изучению какой-либо темы курса и освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно-ориентированного обучения.

Технология развивающего обучения обеспечивает кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения знаний на уроках производственного обучения. Только тогда эти знания помогают развитию способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности, а также обеспечению эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования, формированию гуманистической направленности личности.

Такой подход культивирует творческое отношение к деятельности, формирует общеучебные умения, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует культуру общения.

Применение развивающего обучения направлено на подготовку учащихся к самообразованию, самоопределению, саморазвитию.

3. Через обучение профессий к развитию творческих качеств учащихся.

Пробуждение интереса к профессии под влиянием производственного обучения составляют одну из важнейших предпосылок развития творческого потенциала учащихся, их профессиональной направленности.

Профессиональное обучение готовит специалиста к труду в заранее избранной им сфере деятельности и потому в первую очередь должно отвечать ее специфике. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» На уроках производственного я применяю игровые, компьютерные технологии, которые позволяют формировать творческую активность учащихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления. Наиболее эффективной формой проведения уроков производственного обучения является применение игровых технологий.

Для достижения наилучшего результата используется технология деловой игры, во время которой учащиеся не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в производственное обучение создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей учащихся, повышает управляемость учебного процесса. Для приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям я использую дидактические игры. Например, на уроках производственного обучения игра является иллюстрацией деятельности рабочих и специалистов. Между учащимися группы распределяются роли главного инженера, бригадира, инженера по ТБ, тракториста. В роли руководителя выступает мастер производственного обучения, который знакомит учащихся с функциональными обязанностями должностных лиц, распределяет роли, ставит задачи. В конце урока демонстрируются лучшие работы, указываются типичные ошибки, пути устранения, выставляются оценки.

Работа с опорными конспектами позволяет развивать память, логическое и пространственное мышление, формировать состояние «могу», «умею», чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей. Формируется чувство собственной значимости, повышается уровень самооценки, в результате развиваются личностные и профессиональные качества.

С целью формирования творческого отношения к труду на уроках производственного обучения я применяю проблемно-развивающие технологии, которые повышают уровень заинтересованности учащихся в профессиональной деятельности. Использование проблемно-производственных заданий способствует прогнозированию производственных ситуаций, отработке умения применять теоретические знания на практике. При проведении уроков производственного обучения большое внимание уделяется эксплуатационным и технологическим регулировкам, техническому обслуживанию, правилам технической эксплуатации, наладке машин и подготовке их к работе.

Основной задачей в производственном обучении является привитие им практических навыков по вождению и техническому обслуживанию транспортных средств, без которых невозможно обеспечить эффективное и безаварийное использование их по назначению. От знаний правил дорожного движения, профессиональной подготовки, опыта и мастерства зависит безопасность на дорогах.

С целью повышения активизации работы с одаренными учащимися созданы индивидуальные программы по вождению тракторов и автомобилей.

Использование проблемного метода на уроках производственного обучения способствует формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, повышает интерес и мотивацию к учению, развивает творческие способности, что в итоге приводит к глубокому и прочному усвоению изученного материала.

В целях приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям я организую проведение производственного обучения таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно проделали полный производственный цикл работ.

Современные уроки производственного обучения отличаются от традиционных содержанием, организационно-методической стороной, применением ТСО, активных методов обучения, уровнем активизации познавательной деятельности, темпом прохождения материала, высоким уровнем мотивации учебной деятельности. Главное, что должно отличать урок в условиях реформы от традиционности, - это его высокий конечный результат, то есть усвоение непосредственно на уроке основного содержания, формирование профессиональных умений и навыков, успешное решение задач воспитания и общего развития учащихся.

Большое практическое значение имеет воспитание в процессе производственного обучения конкретно профессиональных важных качеств, необходимых будущим молодым рабочим.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconПояснительная записка Программа профессионального модуля 04 «Приготовление блюд из рыбы»
Яковлева В. В., мастер производственного обучения огобу нпо «Профессиональное училище №2 с. Ленинское»
О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Московских А. Ю., мастер производственного обучения огобу нпо «Профессиональное училище №2 с. Ленинское»
О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Буйских Т. Е., мастер производственного обучения огобу нпо «Профессиональное училище №2 с. Ленинское»
О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconРоль производственного обучения в подготовке квалифицированных кадров
Поденкова Лариса Юрьевна, старший мастер производственного обучения Государственного образовательного автономного учреждения начального...
О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconЗаседание мо закончилось чаепитием. Согрей теплом родительскогосердца
Кгбоу нпо «пу №54». Мастера производственного обучения Ялова Л. С. и Пучкова О. О. вместе с обучающимися не только подготовили экспонаты...
О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconПрограмма государственной итоговой аттестации выпускников по профессии...
...
О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мастер: Хитрова Елена Борисовна – преподаватель русского языка и литературы гаоу нпо «Профессиональный лицей №42» г. Кувандыка
О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconБрусова Ольга Петровна – старший мастер производственного обучения, председатель профкома

О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconОрганизация обслуживания в организациях общественного питания
Бугаенко Е. В., мастер производственного обучения первой квалификационной категории
О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconПоложение о проведении конкурса профессионального мастерства мастеров производственного обучения
О проведении конкурса профессионального мастерства мастеров производственного обучения «Мастер года»
О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельных работ для...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профессионального образования, разрабатывающих...
О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconКонкурс юных мастеров «Своя игра»
Автор: Плотникова Любовь Михайловна, мастер производственного обучения гоу спо «Яшкинский техникум технологий и механизации»
О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средне-специальное, курсы кройки и шитья. Мастер производственного обучения 1995г
О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Зотова Наталья Викторовна – мастер производственного обучения высшей квалификационной категории
О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconРешение кафедры
Принципы современного производственного обучения. Особенности производственного обучения?
О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 iconСреднего профессионального образования «трубчевский автомеханический...
«Личностно-ориентированный подход на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск