Скачать 0.86 Mb.
|
Программа «Этнография татарского народа» 8 – 9 классы Автор-составитель: Г.Р. Файзулина, учитель истории МОУ «Зимниковская средняя общеобразовательая школа» Пояснительная записка Россия – многонациональное государство. Кемеровская область в этнографическом отношении также представляет значительный интерес. В преодолении кризиса цивилизации в решении острейших глобальных, национальных, региональных проблем человечества огромная роль принадлежит образованию. Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. За вторую половину 20 века несколько поколений было воспитано вне родного языка и национальной культуры. Это привело к отрыву от национальной традиции. Особенно это хорошо видно на примере татар, более 3/4 которых живут за пределами Республики Татарстан, в других регионах России. Формирование национального самосознания и толерантности происходит на основе целостного восприятия содержания культуры своего народа, русской и мировой культуры. Чем выше национальное самосознание человека, тем бережнее его отношение к культуре и традициям другого народа, тем уважительней и плодотворней его взаимоотношения с людьми другой национальности. Нельзя познать чужую культуру, отрешившись от своей собственной. Межэтническое взаимопонимание предполагает диалог культур. Воспитание толерантности у обучающихся – это воспитание человечности, гуманизма, доброго отношения к людям другой национальности, их языку, культуре, традициям. Л.Н. Толстой отмечал: «Этнографии я придаю огромное воспитательное значение. Во что веруют, как живут другие люди. Ничто так не расширяет круга зрения людей, как знания, что есть люди, живущие иначе». На современном этапе в условиях модернизации образования все более важным является компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную основу образования. В соответствии с этим данная программа подразумевает формирование у обучающихся познавательного компонента (знаний об элементах национальной культуры); ценностного компонента (мотивов, желаний, интересов) и поведенческого компонента (поступков, действий, творчества). Поэтому в программе предусматривается применение проектного метода обучения, практические лабораторные занятия, которые способствуют воспитанию познавательного интереса, создания положительной мотивации учения, формирования способов активной познавательной деятельности. Этнография занимается изучением традиционной народной культуры: духовной и материальной. Занятия этнографией учат наблюдать, вдумываться в явления жизни, понимать современные этнические процессы и давать им правильную оценку, делать самостоятельные выводы. Программа адресована учащимся 8-9 классов, рассчитана на 34 часа. В рамках предпрофильной подготовки ориентирует обучающихся на выбор социально-гуманитарного профиля. Этнография тесно связана с историей, социологией, демографией, географией и т.д. Цель курса «Этнография татарского народа»: Формирование общенациональных ценностей как важнейшей составляющей личности обучающегося посредством изучения татарской народной культуры. Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
В программе дано содержание курса, основные понятия курса, учебно-тематический план, примерная тематика творческих проектов, список литературы. В результате изучения данного курса: обучающийся 8 класса должен знать: - основы материальной культуры татарского народа (занятия, жилище, одежда, кухня, декоративно-прикладное искусство, семейный быт). обучающийся 9 класса должен знать: - основы духовной культуры татарского народа; - современные этнические процессы среди татарского населения Средствами данного курса у обучающихся необходимо формировать: Информационные умения: - воспринимать устную и письменную информацию; - проводить поиск необходимой информации в источниках; - фиксировать информацию в виде записей в тетради; - оформлять информацию в виде тезисов, конспектов и т.д. - систематизировать информацию в виде заполнения таблиц, схем, творческих проектов. Мыслительные умения: - выделять главную мысль в тексте или лекции учителя; - анализировать явления; - сравнивать данные разных источников; - объяснять смысл, значение основных понятий; - определять и формулировать свою позицию к получаемым на уроке сведениям; - аргументировать свое мнение по проблемным вопросам. Коммуникативные умения: - владеть письменной и устной речью; - умение вести диалог; - выступать с сообщениями, докладами, защитой проектов и т.д. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине историография истории... Целью изучения курса является формирование целостного представления об этапах развития исторических знаний об истории татарского... | Издательство Книга представляет собой перевод отдельных сочинений, отрывков из произведений известного татарского мыслителя Шихабаддина Марджани... | ||
Конспект урока по истории татарского народа и Татарстана для 11 класса.... Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков | Электронные образовательные ресурсы мкоу «Крещенская средняя школа» История россии (включая историю татарского народа и Татарстана ) 16-18 в в. – 46 ч | ||
Социальная этнография и демография Социальная этнография и демография: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 19... | Рабочая программа по истории для 7 класса Учителя Гарифуллиной Насимы... История россии (включая историю татарского народа и Татарстана ) 16-18 в в. – 46 ч | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитать чувство уважения и интерес к культуре и национальным традициям татарского народа | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитать чувство уважения и интерес к культуре и национальным традициям татарского народа | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Целью изучения курса является формирование целостного представления об этапах развития исторических знаний об истории татарского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Новейшая и современная история России (включая новейшую и современную историю татарского народа и Татарстана) – 46 ч | ||
Конспект занятия на тему «Пасха-праздник праздников» Целью изучения курса является формирование целостного представления об этапах развития исторических знаний об истории татарского... | Учебно-методический комплекс международное транспортное право Целью изучения курса является формирование целостного представления об этапах развития исторических знаний об истории татарского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня, 26 апреля 2011 года, день рождения великого сына татарского народа, поэта Габдуллы Тукая | Перечень методических разработок учителей в мбоу сош №12 ... | ||
Реферат Культура татарского народа Исторические и географические факторы обусловили расположение Татарстана на стыке двух крупных цивилизаций: восточной и западной,... | Тема: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва Руси второй половины XIV века: объединение земель и героическая борьба народа за независимость, за уничтожение монголо-татарского... |