Скачать 0.73 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ ИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА Программа курса для специальности 020900 - Искусствоведение М О С К В А - 2002 г. 2 Составитель: доцент, к. философ. н. Л.Ю.Лиманская. Программа принята на заседании кафедры Всеобщей истории искусств. Протокол №2 от 24.09.99 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА Пояснительная записка Тематический план лекционного курса Тематический план практических занятий Раздел 1 “ Произведение искусства и его структура в контексте культуры” 1 Основные элементы образной структуры изобразительных искусств. 2 Художественное пространство и видовая специфка изобразительных искусств РАЗДЕЛ II Описание и анализ живописи 1. Живопись как искусство цветовосприятия. 2. Творческий метод живописца в контексте истории 3. Принципы описания и анализа монументальной живописи 4. Принципы описания и анализа станковой живописи РАЗДЕЛ III Описание и анализ скульптуры 1. .Скульптура как искусство объемно-пластического восприятия мира. Творческий метод скульптора в контесте истории 2.Принципы описания и анализа монументальной и станковой скульптуры 3. Принципы описания и анализа станковой скульптуры РАЗДЕЛ IV Описание и анализ графики 1. Графика как искусство знаково-информационного восприятия мира. Творческий метод графика в контексте истории 2. Принципы описания и анализа книжной графики 3. Принципы описания и анализа станковой графики ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Пояснительная записка 1. Принципы соотнесения формальных содержательныих и смысловых уровней произведения искусства Вопросы Контрольные задания 2. Живопись, скульптура и графика как пространственные виды искусств. Вопросы Контрольные задания 3. Живопись и проблемы цветовосприятия в контексте культуры. Вопросы Контрольные задания 4. Проблема творческого метода живописца в контексте истории. Принципы описания и анализа станковой и монументальной живописи Вопросы Контрольные задания 5. Скульптура и проблемы объемно-пластического восприятия формы. Вопросы Контрольные задания 6. Творческий метод скульптора в контексте истории. Принципи описания и анализа станковой и монументальной скульптуры. Вопросы Контрольные задания 7. Искусство графики и проблема знаково-информационого восприятия мира. Вопросы Контрольные задания 8. Творческий метод графика в контексте истории. Принципы описания и анализа станковой и книжной графики. .Вопросы Контрольные задания Темы рефератов и курсовых работ. Перечень наглядных пособий ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Курс “Описание и анализ произведения искусства” предназначен для студентов 1 курса факультета Истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, для специальности искусствоведение. Курс входит в число специальных дисциплин. Предмет курса -приниципы описания и анализа произведений живописи, графики и скульптуры, анализ композиционных,сюжетно-тематических,жанровых и стилистических особенностей произведений изобразительного искусства. Цель курса - выработка у студентов навыков формально-стилистического и содержательного описания и композиционного анализа произведений живописи,скульптуры и графики. Задача курса- изучение исторических закономерностей развития художественной формы , исследование роли религиозных, естественнонаучных, философско-эстетических воззрений. Рассмотрение таких основополагающих понятий итории искусств как “ канон”, “ иконография”, “стиль”, “ концепция”. Образовательные задачи - Фундаментальность университетского образования основана на осмыслении взаимосвязанности систем и подсистем гуманитарного знания. Требования к формированию высокого уровня общей рациональной, языковой компетентности в различных областях знания определило логику построения материала. В процессе параллельного привлечения естественно-научных и эстетических подходов к осмыслению изобразительного языка искусства воспитываются навыки описания и анализа в различных эстетических, исторических и социокультурных измерениях произведений. Материал курса излагается по типологическому принципу. Методы описания и анализа произведений искусства рассматриваются в связи с культурно-историческим контекстом. Раскрываются особенности принципов описания и анализа произведений созданных по законам религиозно-мифологиеских канонов, объясняется условность художественного языка формы, символизм образов. В искусстве Нового и Новейшего времени раскрывается роль естественнонаучных представлений о пространстве, свете, цвете и композиции, исследуется роль анатомических штудий в формировании методов построения фигуры человека и животных. Рассматриваются принципы соотношения реального и идеального представлений о мире и человеке и отражение этих представлений в стилистическом развитии искусства. К особенностям курса относятся его практическая направленность на работу в музеях и художественных выставках, непосредственное изучение памятников стенописи и монументальной скульптуры. Занятия проводятся в экспозициях ГМИИ им. Пушкина, ГТГ и Музея Редкой Книги РГБ. В результате освоения курса студенты должны обрести умение проводить композиционный анализ произведений живописи, скульптуры и графики и выявлять их стилистические особенности и жанровую специфику. Студенты должны приобрести навыки практической работы с произведениями искусства в условиях музейных и выставочных экспозиций, а также с произведениями монументального искусства с учетом окружающей их среды. Внутрисеместровый контроль разработан с учетом специфики курса. Для получения зачета студент должен набрать в сумме за семестр от 25 до 30 баллов. Устные ответы по теоретическому разделу оцениваются от 0 до 10 баллов за семестр( по 5-бальной шкале за один ответ), письменные тесты от 0 до 20 баллов за семестр( по 5-бальной шкале за один тест). Курсовая работа оценивается отдельно от 0 до 5 баллов. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ТЕМА ВСЕГО РАЗДЕЛ I Произведение искусства и его структура в контексте культуры 1. Основные элементы образной структуры 2 изобразительных искусств. 2.Художественное пространство и видовая специфка изобразительных искусств. 2 РАЗДЕЛ II Описание и анализ живописи 1. Живопись как искусство цветовосприятия. 2 2. Творческий метод живописца в контексте истории. 2 3. Принципы описания и анализа монументальной живописи. 2 4. Принципы описания и анализа станковой живописи. 2 РАЗДЕЛ III Описание и анализ скульптуры 1. .Скульптура как искусство объемно-пластического восприятия мира. Творческий метод скульптора в контесте истории 2 2.Принципы описания и анализа монументальной и 2 станковой скульптуры. 3. Принципы описания и анализа станковой скульптуры РАЗДЕЛ IV Описание и анализ графики 1. Графика как искусство знаково-информационного восприятия мира. Творческий метод графика в контексте истории 2. Принципы описания и анализа книжной графики. 2 3. Принципы описания и анализа станковой графики 2 ИТОГО 20 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. ТЕМА СЕМИНАРА КОЛ.ЧАСОВ
Раздел 1. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА И ЕГО СТРУКТУРА В КОНТЕСТЕ КУЛЬТУРЫ. Тема 1.Основные элементы образной структуры изобразительных искусств. Визуальный характер изобразительных искусств. Особенности визуального восприятия живописи, скульптуры , графики. Формальные элементы структуры: композиция, цвет, свет, линия, пластика, обьем, пространство, каноны, стили , как правила построения образной структуры произведения. Содержательные элементы структуры- тема, идея, сюжет , жанр. Своеобразие жанровой природы произведения. Жанр как соединение визуального и интеллектуального уровней восприятия искусства.Жанровая структура искуства в контексте культуры. Иконография жанров в религиозно-символическом контексте искусства. Сакрально-символические функции портрета, пейзажа, натюрморта, анималистического, батального и бытового жанров в искусстве Древнего мира и Средних веков. Условность художественной формы и символизм образного языка в искусстве древнего мира ,средних веков. Жанровая структура искусства ренессанса, барокко и классицизма. Связь открытий в области естествознания, оптики, физики, анатомии с представлениями о природе цвета, света как пространственных характеристик предмета. Принципы соотношения реального и идеального представления о мире в жанровых структурах ренессанса, барокко, классицизма, романтизма, модернизма и постмодернизма. Портрет как отражение самосознания личности в искусстве Нового и Новейшего времени. Развитие исторического, бытового, батального жанров как способов социально-исторической интерпретации реальности. Пейзаж, натюрморт, анималистический жанры и развитие естественнаучной и натурфилософской мысли Нового и Новейшего периодов. Взаимосвязь и взаимодополняемость жанров в контексте культуры. Смысловые элементы структуры - символ, аллегория, знак. Особенности смыслового функционирования художественного образа в культурно-историческом контексте. Соотношение формальных, содержательных и смысловых элементов структуры произведения в контексте культурно-исторического функционирования искусства. Тема 2. Художественное пространство и видовая специфика изобразительных искусств. Понятие художественного пространства . Соотношение реального и воображаемого пространств в живописи, скульптуре и графике Пространственные характеристики изображения: удаленность, приближенность (планы)статика и динамика, плоскость и глубина, пластика и обьем. Плоскость и способы построения композиционного пространства в живописи и графике. Условные и реалистические принципы построения художественных пространств. Типы “прямой” и “обратной” перспектив. .Цвет, свет, линия , колорит как средства художественной выразительности пространства в живописи и графике Обьем, пластика, силуэт как средства художественной выразительности пространства в скульптуре. Композиционное пространство как фактор стиля. Условность религиозно-символических характеристик художественного пространства.Понятие обратной перспективы, аксонометрии.Условность пространственных характеристик изображения и роль пространственных деформаций в истории искусства. Геометрические схемы композиционного построения пространства и принципы линейно-плоскостного расположения изобразительных планов: Символическая и смысловая роль круга в контексте стилей: -“Троица ” А.Рублева ; “Мадонна Альба” Рафаэля, “Времена года” Н.Пуссена и роль круга в религиозно-мифологическом истолковании пространства, эволюция кругового развития движения в скульптуре “Вакханка” Скопаса, Развитие круглой формы в эпоху Возрождения “Давид” Донателло и “Давид” Микельанжело. Геометрические проекции и смысловые функции треугольника: треугольник как символ тринитарного догмата в религиозном искусстве например- “Троица” А.Рублева, “Св.Анна” и “Тайная вечеря”Леонардо да Винчи и использование треугольника как способа построения центрически уравновешенной композиции и как метод выделения смысловой завязки композиции; Роль треугольника и пирамиды в канонических скульптурах Древнего Египта -статуи писцов-(писец Кайя и др.); треугольник как принцип первичного формообразования в искусстве 20 века( постимпрессионизм и кубизм - натюрморты П.Сезанна и П.Пикассо). -Смысловая и символическая роль квадрата и прямоугольника в искусстве Древнего мира и средних веков. Квадрат как способ координации пространственных представлений о “правом”, “левом”, “верхнем”, “нижнем”, западе, востоке, юге,западе , сакральном,реальном, небесном, земном. Квадрат и прямоугольник как основа модульной сетки при пропорционировании пространственных планов изображения. Метафизика квадрата в искусстве 20 века К.Малевич “Черный квадрат”. Роль симметрии и ассиметрии в ритмической организации художественного пространства Линейные, круговые, спиралевидные типы ритмической оганизации композиционного пространтсва в античной вазописи, в средневековой иконописи, в ренессансных картинах , в искусстве 20 века (Дега, Ван-Гог и др.) Формат произведения и композиционное пространство: типы форматов- вертикальный, горизонтальный, квадратный, овальный, круглый и специфика зрительного восприятия композиционного пространства. Рама и ее роль в истории живописи и графики..Архитектоника рамы в искусстве Средних веков и Возрождения, эстетические функции рамы в искусстве барокко и классицизма, отказ от рамы в искусстве модернизма и постмодернизма. РАЗДЕЛ II Описание и анализ живописи Тема 1. Живопись как искусство цветовосприятия. Цвет как основа художественной выразительности живописного образа. Понятие колорита. Роль цвета при формировании колористической композиции произведения. Цветовые системы, понятие цветового тона, светлоты и насыщенности, основные и дополнительные цвета. Роль живописных и свето-теневых контрастов в формировании эмоциональной выразительности живописного образа. Условный колорит, сакрально-символические функции цвета. Особенности эстетического восприятия условного языка цвета.Роль игры воображения в эстетическом переживании сакрально символического образа. Реалистическое понимание колорита, естественнонаучный подход к изучению зависимости предметного цвета от естественного характера освещения, влияние рефлексов, свето-воздушной среды на построение цветовых отношений.Натурфилософское толкование природных явлений и аналитическое восприятие цвета. Пленэр и особенности импрессионистического восприятия цвета. Роль хроматических цветов в формировании зрительного впечатления. |
Название: П. И. Чайковский. Опера “Евгений Онегин” Цель проекта – путем изучения произведений искусства (романа А. С. Пушкина и оперы П. И. Чайковского) дать возможность ребенку выявит... | Структура рабочей программы дисциплины (модуля). Анализ и интерпретация произведения искусства Цель курса формировать у студентов потребность в общении с искусством; развивать художественный вкус. Стимулируя диалогическое восприятие... | ||
Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений» Анализ музыкальных произведений последняя по времени прохождения и обобщающая по содержанию часть цикла теоретических дисциплин:... | Методическое описание: Тип урока: изучение новых знаний. Цель урока:... Содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства | ||
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Задачи курса – знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественных направлений второй половины XIX в., анализ выдающихся... | Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Задачи курса – знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественными направлениями первой половины XIX в., анализ выдающихся... | ||
I. Методология истории искусства: предмет, цели и задачи курса Тема II. Описание, толкование и атрибуция памятников изобразительного искусства: исторические контексты | Программа дисциплины «Описание и анализ памятников искусства и культуры»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине... Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Анализ музыкальных произведений» утверждены на заседании кафедры... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Акономерностей живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных и зрелищных искусств, вытекающих из их... | ||
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности... Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к... | В развитии западноевропейской литературы и искусства XIX в период... В развитии западноевропейской литературы и искусства XIX в. — период появления произведений, ставших огромным достоянием культуры... | ||
Примерная программа дисциплины «История изобразительного искусства» Освоение духовных, нравственных и эстетических доминант эпох, объединяющих творчество разных мастеров. Обогащение внутреннего мира... | Тематическое планирование по изо 6 класс Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к... | ||
Цель освоения дисциплины: формирование у студентов основ эстетического... Место дисциплины в структуре ооп: дисциплина тесно связана с изучением дисциплин и «Философия», «Отечественная история», «История... | Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» «вычитываются», когда кукла становится частью произведения современного искусства. В работе не затрагиваются проблемы, связанные... |