Описание и анализ произведений искусства





НазваниеОписание и анализ произведений искусства
страница1/5
Дата публикации16.03.2015
Размер0.73 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Культура > Программа курса
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ ИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

Программа курса для специальности

020900 - Искусствоведение

М О С К В А - 2002 г.

2

Составитель: доцент, к. философ. н. Л.Ю.Лиманская.


Программа принята на заседании

кафедры Всеобщей истории искусств. Протокол №2 от 24.09.99

СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Пояснительная записка
Тематический план лекционного курса

Тематический план практических занятий
Раздел 1 “ Произведение искусства и его структура в контексте культуры”

1 Основные элементы образной структуры изобразительных искусств.

2 Художественное пространство и видовая специфка изобразительных искусств

РАЗДЕЛ II Описание и анализ живописи

1. Живопись как искусство цветовосприятия.

2. Творческий метод живописца в контексте истории

3. Принципы описания и анализа монументальной живописи

4. Принципы описания и анализа станковой живописи

РАЗДЕЛ III Описание и анализ скульптуры

1. .Скульптура как искусство объемно-пластического восприятия мира. Творческий метод скульптора в контесте истории

2.Принципы описания и анализа монументальной и станковой скульптуры

3. Принципы описания и анализа станковой скульптуры

РАЗДЕЛ IV Описание и анализ графики

1. Графика как искусство

знаково-информационного восприятия мира. Творческий метод графика в контексте истории

2. Принципы описания и анализа книжной графики

3. Принципы описания и анализа станковой графики

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Пояснительная записка

1. Принципы соотнесения формальных содержательныих и смысловых уровней произведения искусства

Вопросы

Контрольные задания

2. Живопись, скульптура и графика как пространственные виды искусств.

Вопросы

Контрольные задания

3. Живопись и проблемы цветовосприятия в контексте культуры.

Вопросы

Контрольные задания

4. Проблема творческого метода живописца в контексте истории. Принципы описания и анализа станковой и монументальной живописи

Вопросы

Контрольные задания

5. Скульптура и проблемы объемно-пластического восприятия формы.

Вопросы

Контрольные задания

6. Творческий метод скульптора в контексте истории. Принципи описания и анализа станковой и монументальной скульптуры.

Вопросы

Контрольные задания

7. Искусство графики и проблема знаково-информационого восприятия мира.

Вопросы

Контрольные задания

8. Творческий метод графика в контексте истории. Принципы описания и анализа станковой и книжной графики.

.Вопросы

Контрольные задания
Темы рефератов и курсовых работ.

Перечень наглядных пособий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс “Описание и анализ произведения искусства” предназначен для студентов 1 курса факультета Истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, для специальности искусствоведение. Курс входит в число специальных дисциплин.

Предмет курса -приниципы описания и анализа произведений живописи,

графики и скульптуры, анализ композиционных,сюжетно-тематических,жанровых и стилистических особенностей произведений изобразительного искусства.

Цель курса - выработка у студентов навыков формально-стилистического и содержательного описания и композиционного анализа произведений живописи,скульптуры и графики.

Задача курса- изучение исторических закономерностей развития художественной формы , исследование роли религиозных, естественнонаучных, философско-эстетических воззрений. Рассмотрение таких основополагающих понятий итории искусств как “ канон”, “ иконография”, “стиль”, “ концепция”.

Образовательные задачи -

Фундаментальность университетского образования основана на осмыслении взаимосвязанности систем и подсистем гуманитарного знания. Требования к формированию высокого уровня общей рациональной, языковой компетентности в различных областях знания определило логику построения материала. В процессе параллельного привлечения естественно-научных и эстетических подходов к осмыслению изобразительного языка искусства воспитываются навыки описания и анализа в различных эстетических, исторических и социокультурных измерениях произведений.

Материал курса излагается по типологическому принципу. Методы описания и анализа произведений искусства рассматриваются в связи с культурно-историческим контекстом. Раскрываются особенности принципов описания и анализа произведений созданных по законам религиозно-мифологиеских канонов, объясняется условность художественного языка формы, символизм образов.

В искусстве Нового и Новейшего времени раскрывается роль естественнонаучных представлений о пространстве, свете, цвете и композиции, исследуется роль анатомических штудий в формировании методов построения фигуры человека и животных. Рассматриваются принципы соотношения реального и идеального представлений о мире и человеке и отражение этих представлений в стилистическом развитии искусства.

К особенностям курса относятся его практическая направленность на работу в музеях и художественных выставках, непосредственное изучение памятников стенописи и монументальной скульптуры. Занятия проводятся в экспозициях ГМИИ им. Пушкина, ГТГ и Музея Редкой Книги РГБ.

В результате освоения курса студенты должны обрести умение проводить композиционный анализ произведений живописи, скульптуры и графики и выявлять их стилистические особенности и жанровую специфику. Студенты должны приобрести навыки практической работы с произведениями искусства в условиях музейных и выставочных экспозиций, а также с произведениями монументального искусства с учетом окружающей их среды.

Внутрисеместровый контроль разработан с учетом специфики курса. Для получения зачета студент должен набрать в сумме за семестр от 25 до 30 баллов. Устные ответы по теоретическому разделу оцениваются от 0 до 10 баллов за семестр( по 5-бальной шкале за один ответ), письменные тесты от 0 до 20 баллов за семестр( по 5-бальной шкале за один тест). Курсовая работа оценивается отдельно от 0 до 5 баллов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

ТЕМА ВСЕГО

РАЗДЕЛ I Произведение искусства и его

структура в контексте культуры

1. Основные элементы образной структуры 2

изобразительных искусств.
2.Художественное пространство и

видовая специфка изобразительных искусств. 2
РАЗДЕЛ II Описание и анализ живописи

1. Живопись как искусство

цветовосприятия. 2
2. Творческий метод живописца в контексте истории. 2
3. Принципы описания и анализа монументальной живописи. 2
4. Принципы описания и анализа станковой живописи. 2
РАЗДЕЛ III Описание и анализ скульптуры

1. .Скульптура как искусство объемно-пластического

восприятия мира. Творческий метод скульптора в контесте

истории 2

2.Принципы описания и анализа монументальной и 2

станковой скульптуры.

3. Принципы описания и анализа станковой скульптуры
РАЗДЕЛ IV Описание и анализ графики

1. Графика как искусство

знаково-информационного восприятия

мира. Творческий метод графика в контексте истории

2. Принципы описания и анализа книжной графики. 2

3. Принципы описания и анализа станковой графики 2


ИТОГО 20


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

ТЕМА СЕМИНАРА КОЛ.ЧАСОВ



1. Принципы соотнесения формальных содержательныих и смысловых уровней произведения искусства

6


2. Живопись, скульптура и графика как пространственные

виды искусств.


4

3.Живопись и проблемы цветовосприятия в контексте культуры.

4

4.Проблема творческого метода живописца в контексте истории. Принципы описания и анализа станковой и монументальной живописи

12

5.Скульптура и проблемы объемно-пластического восприятия формы.

4

6. Творческий метод скульптора в контексте истории. Принципи описания и анализа станковой и монументальной скульптуры.

12

7.Искусство графики и проблема знаково-информационого восприятия мира.

4

8. Творческий метод графика в контексте истории. Принципы описания и анализа станковой и книжной графики.

10

ВСЕГО:



56 часов


Раздел 1. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА И ЕГО СТРУКТУРА В КОНТЕСТЕ КУЛЬТУРЫ.

Тема 1.Основные элементы образной структуры изобразительных искусств.

Визуальный характер изобразительных искусств. Особенности визуального восприятия живописи, скульптуры , графики. Формальные элементы структуры: композиция, цвет, свет, линия, пластика, обьем, пространство, каноны, стили , как правила построения образной структуры произведения. Содержательные элементы структуры- тема, идея, сюжет , жанр. Своеобразие жанровой природы произведения. Жанр как соединение визуального и интеллектуального уровней восприятия искусства.Жанровая структура искуства в контексте культуры. Иконография жанров в религиозно-символическом контексте искусства. Сакрально-символические функции портрета, пейзажа, натюрморта, анималистического, батального и бытового жанров в искусстве Древнего мира и Средних веков. Условность художественной формы и символизм образного языка в искусстве древнего мира ,средних веков.

Жанровая структура искусства ренессанса, барокко и классицизма. Связь открытий в области естествознания, оптики, физики, анатомии с представлениями о природе цвета, света как пространственных характеристик предмета.

Принципы соотношения реального и идеального представления о мире в жанровых структурах ренессанса, барокко, классицизма, романтизма, модернизма и постмодернизма.

Портрет как отражение самосознания личности в искусстве Нового и Новейшего времени. Развитие исторического, бытового, батального жанров как способов социально-исторической интерпретации реальности. Пейзаж, натюрморт, анималистический жанры и развитие естественнаучной и натурфилософской мысли Нового и Новейшего периодов. Взаимосвязь и взаимодополняемость жанров в контексте культуры.

Смысловые элементы структуры - символ, аллегория, знак. Особенности смыслового функционирования художественного образа в культурно-историческом контексте.

Соотношение формальных, содержательных и смысловых элементов структуры произведения в контексте культурно-исторического функционирования искусства.
Тема 2. Художественное пространство и видовая специфика изобразительных искусств.

Понятие художественного пространства . Соотношение реального и воображаемого пространств в живописи, скульптуре и графике Пространственные характеристики изображения: удаленность, приближенность (планы)статика и динамика, плоскость и глубина, пластика и обьем.

Плоскость и способы построения композиционного пространства в живописи и графике. Условные и реалистические принципы построения художественных пространств. Типы “прямой” и “обратной” перспектив.

.Цвет, свет, линия , колорит как средства художественной выразительности пространства в живописи и графике

Обьем, пластика, силуэт как средства художественной выразительности пространства в скульптуре.

Композиционное пространство как фактор стиля. Условность религиозно-символических характеристик художественного пространства.Понятие обратной перспективы, аксонометрии.Условность пространственных характеристик

изображения и роль пространственных деформаций в истории

искусства.

Геометрические схемы композиционного построения пространства

и принципы линейно-плоскостного расположения изобразительных

планов:

Символическая и смысловая роль круга в контексте стилей:

-“Троица ” А.Рублева ; “Мадонна Альба” Рафаэля, “Времена года” Н.Пуссена и роль круга в религиозно-мифологическом

истолковании пространства, эволюция кругового развития движения в скульптуре “Вакханка” Скопаса, Развитие круглой формы в эпоху Возрождения “Давид” Донателло и “Давид” Микельанжело.

 Геометрические проекции и смысловые функции треугольника:

 треугольник как символ тринитарного догмата в религиозном искусстве например-

“Троица” А.Рублева, “Св.Анна” и “Тайная вечеря”Леонардо да Винчи и использование треугольника как способа построения центрически уравновешенной композиции и как метод выделения смысловой завязки композиции;

Роль треугольника и пирамиды в канонических скульптурах Древнего Египта -статуи писцов-(писец Кайя и др.);

треугольник как принцип первичного формообразования в искусстве 20 века( постимпрессионизм и кубизм - натюрморты П.Сезанна и П.Пикассо).

-Смысловая и символическая роль квадрата и прямоугольника в искусстве Древнего мира и средних веков. Квадрат как способ координации пространственных представлений о “правом”, “левом”,

“верхнем”, “нижнем”, западе, востоке, юге,западе , сакральном,реальном, небесном, земном. Квадрат и прямоугольник как основа модульной сетки при пропорционировании

пространственных планов изображения.

Метафизика квадрата в искусстве 20 века К.Малевич “Черный квадрат”.

Роль симметрии и ассиметрии в ритмической организации художественного пространства

 Линейные, круговые, спиралевидные типы ритмической оганизации композиционного пространтсва в античной вазописи, в средневековой иконописи, в ренессансных картинах , в искусстве 20 века (Дега, Ван-Гог и др.)

Формат произведения и композиционное пространство: типы форматов- вертикальный, горизонтальный, квадратный, овальный, круглый и специфика зрительного восприятия композиционного пространства.

Рама и ее роль в истории живописи и графики..Архитектоника рамы

в искусстве Средних веков и Возрождения, эстетические функции рамы в искусстве барокко и классицизма, отказ от рамы в искусстве модернизма и постмодернизма.
РАЗДЕЛ II Описание и анализ живописи

Тема 1. Живопись как искусство цветовосприятия.
Цвет как основа художественной выразительности живописного образа. Понятие колорита. Роль цвета при формировании колористической композиции произведения. Цветовые системы, понятие цветового тона, светлоты и насыщенности, основные и дополнительные цвета. Роль живописных и свето-теневых контрастов в формировании эмоциональной выразительности живописного образа.

Условный колорит, сакрально-символические функции цвета. Особенности эстетического восприятия условного языка цвета.Роль игры воображения в эстетическом переживании сакрально

символического образа.

Реалистическое понимание колорита, естественнонаучный подход к изучению зависимости предметного цвета от естественного характера освещения, влияние рефлексов, свето-воздушной среды на построение цветовых отношений.Натурфилософское толкование природных явлений и

аналитическое восприятие цвета.

Пленэр и особенности импрессионистического восприятия цвета. Роль хроматических цветов в формировании зрительного впечатления.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Описание и анализ произведений искусства iconНазвание: П. И. Чайковский. Опера “Евгений Онегин”
Цель проекта – путем изучения произведений искусства (романа А. С. Пушкина и оперы П. И. Чайковского) дать возможность ребенку выявит...
Описание и анализ произведений искусства iconСтруктура рабочей программы дисциплины (модуля). Анализ и интерпретация произведения искусства
Цель курса формировать у студентов потребность в общении с искусством; развивать художественный вкус. Стимулируя диалогическое восприятие...
Описание и анализ произведений искусства iconРабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений»
Анализ музыкальных произведений последняя по времени прохождения и обобщающая по содержанию часть цикла теоретических дисциплин:...
Описание и анализ произведений искусства iconМетодическое описание: Тип урока: изучение новых знаний. Цель урока:...
Содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства
Описание и анализ произведений искусства iconПрограмма дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров...
Задачи курса – знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественных направлений второй половины XIX в., анализ выдающихся...
Описание и анализ произведений искусства iconПрограмма дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров...
Задачи курса – знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественными направлениями первой половины XIX в., анализ выдающихся...
Описание и анализ произведений искусства iconI. Методология истории искусства: предмет, цели и задачи курса
Тема II. Описание, толкование и атрибуция памятников изобразительного искусства: исторические контексты
Описание и анализ произведений искусства iconПрограмма дисциплины «Описание и анализ памятников искусства и культуры»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Описание и анализ произведений искусства iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Анализ музыкальных произведений» утверждены на заседании кафедры...
Описание и анализ произведений искусства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Акономерностей живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных и зрелищных искусств, вытекающих из их...
Описание и анализ произведений искусства iconПояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности...
Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к...
Описание и анализ произведений искусства iconВ развитии западноевропейской литературы и искусства XIX в период...
В развитии западноевропейской литературы и искусства XIX в. — период появления произведений, ставших огромным достоянием культуры...
Описание и анализ произведений искусства iconПримерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»
Освоение духовных, нравственных и эстетических доминант эпох, объединяющих творчество разных мастеров. Обогащение внутреннего мира...
Описание и анализ произведений искусства iconТематическое планирование по изо 6 класс
Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к...
Описание и анализ произведений искусства iconЦель освоения дисциплины: формирование у студентов основ эстетического...
Место дисциплины в структуре ооп: дисциплина тесно связана с изучением дисциплин и «Философия», «Отечественная история», «История...
Описание и анализ произведений искусства iconРеферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии»
«вычитываются», когда кукла становится частью произведения современного искусства. В работе не затрагиваются проблемы, связанные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск