Скачать 437.39 Kb.
|
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций Кафедра культурологии «Утверждаю» Проректор ТГАКИ по учебной и воспитательной работе ___________________ Н.А. Голиков Учебная программа по дисциплине Культура повседневности цикл ОПД для студентов Института сервиса и социально-масоовых коммуникаций специальность 031401 «Культурология» Составитель: к.филос.н., доцент В.С. Новиков Учебная программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры Культурологии 22.11.07 Протокол №5 Тюмень 2007 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОПД.Ф.09. Культура повседневности Способы существования человека в различной экологической среде. Материальные остатки жизнедеятельности людей, их типология и методы изучения в археологии. Общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров. Понятие культуры повседневности и его составляющие. Формы взаимодействия человека и природы в истории культуры. Природные, исторические, экономические, социальные факторы формирования и динамики повседневной культуры в традиционных обществах Востока, в античном мире, в европейском средневековье, новое и новейшее время. Особенности частной жизни и быта в различные культурно-исторические эпохи. Гендерные аспекты культуры повседневности. Многообразие и специфика номенклатуры предметов повседневной культуры в локально-историческом контексте. Соотношение и взаимодействие культуры повседневности с народной культурой и массовой культурой. Понятие ментальности (коллективного сознания) в современном гуманитарном знании, его значение для изучения истории культуры повседневности. Приемы и процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов. Характеристика основных школ и концепций изучения ментальностей и коллективного поведения в контексте истории культуры повседневности. Возможности изучения культуры повседневности средствами исторического краеведения и микроистории. (Дисциплина может реализовываться как единый курс, либо как система согласованных курсов или родственных дисциплин). Пояснительная записка Курс "Культура повседневности" разработан в соответствии с требованиями государственного стандарта по специальности 020600. Объем курса - 400 часов, из них 200 аудиторных и 200 - для самостоятельной работы студентов. "Культура повседневности" - новый курс в системе современного культурологического образования. Его включение в качестве обязательного п круг учебных дисциплин, которые изучаются студентами-культурологами, продиктовано устойчивым и все возрастающим интересом ученых-гуманитариев к проблематике повседневной жизни, приведшим к появлению и 80-е гг. XX в. комплекса научных дисциплин, изучающих повседневность. Курс следует рассматривать как дополняющий и углубляющий основные курсы культурологии и культурной антропологии. Задачей курса является введение студента-культуролога в круг основных направлений изучения повседневности, основных проблем культурологии повседневности. Курс является оригинальной авторской разработкой. Тематический план Раздел 1. Становление проблематики повседневности в гуманитарном знании Тема 1. Повседневность в историографии Тема 2. Социология повседневности Тема 3. Семиотика повседневности Тема 4. Эстетика повседневности Тема 5. Гносеология и психология повседневности Раздел II. Выделение сферы повседневности как методологическая и теоретическая проблем. Тема 6. Границы и смысл понятия "повседневность" Тема 7. Бытие человека и повседневность Раздел III. Пространство повседневности. Основные параметры и структура повседневной топографии Тема 8. Контекст повседневного пространства: морфология и семиотика Тема 9. Тело человека в повседневной жизни: соматическое пространство Тема 10. Дом как lokus пространства повседневности Тема 11. Поселение - ареал-maximum повседневного пространства Раздел IV. Время повседневности. Основные характеристики и этапы развития повседневной темпоральности Тема 12. Повседневность в контексте темпоральных систем Тема 13. Внутренняя структура повседневного времени Тема 14. Возраст человека и повседневность Раздел V. Вещно-предметный ряд повседневности Тема 15 Вещь и повседневность Тема 16. Вещь в микромире повседневности Тема 17. Вещь в макромире повседневности Тема 18. Вещь в мегамире повседневности Раздел VI. Событийно-поведенческий ряд повседневности Тема 19. Повседневное событие Тема 20. Мир повседневных занятий Тема 21. Ведение домашнего (семейного) хозяйства Распределение часов по курсу:
Программа курса Раздел 1. Становление проблематики повседневности в гуманитарном знании Тема 1. Повседневность в историографии Быт и повседневная жизнь в историографии XIX в. (И. Е. Забелин, С. В. Ешевский, К. А. Иванов, Н. И. Костомаров, Е. А. Терещенко, Э. Э. Виолле-ле-Дюк, П. Гиро, Э. Фукс, и др.). Первичная тематизация повседневности (макро- и микросреда обитания, тело и заботы о его природных и социокультурных функциях, семья, досуг). Эмпирически-описательный характер методологии. Внимание к внешне-материальному и внешне-событийному уровню повседневности. Новый этап осмысления повседневности в культурологически ориентированной историографии первой половины XX в. (Й. Хейзинга, школа "Анналов" ["Новая историческая наука"]). Понятие "ментальность", обращение к ментальным структурам обыденного сознания. История повседневности как одно из исследовательских направлений в рамках "Новой исторической науки" второй половины XX в. История повседневности, история ментальностей и историческая антропология. Третий, современный этап изучения повседневности (80-е гг. XX в. - начало XXI в.). Проблема сочетания микро- и макроисторического уровней исследования. Тенденция системного охвата материальных и ментальных уровней повседневности (Ф. Бродель), обращение к семиотике (Ю. М. Лотман, Г. С. Кнабе) и эстетике повседневности (Ю. М. Лотман). Тема 2. Социология повседневности Повседневность - ведущая тема исследовательских работ классика феноменологической социологии А. Шюца (A. Schutz, 1899-1959). Развитие идей Шюца Т. Лукманом, П. Бергером, в работах "этнометодологов": А. Сикуреля, И. Гофмана и др. Основные понятия социологии повседневности: "жизненный мир", "социальная реальность", "конструирование реальности", "самоочевидность повседневности" и др. Мир повседневности как мир обыденного (со)знания (здравого смысла). Основные способы переработки информации обыденным сознанием. Обыденное знание как "знание рецептов решения повседневных проблем". Характер и пределы компетенции обыденного знания (релевантность). Интерсубъективность повседневности. Обыденное и научное знание, их взаимоотношение. Хронотоп повседневности в феноменологической социологии и этнометодологии. Топография повседневного пространства, ее антропо-* ориентированность. Актуальное пространство как "зона моих непосредственных действий, зона операций" (А. Шюц, Т. Лукман). Границы актуального пространства. Потенциальное, воображаемое пространство. Основые потоки повседневной темпоральности ("внешнее" и "внутреннее" время). Историчность внешнего времени. Календарь и часы - "приборы" для ориентации в историческом времени. Внутреннее время как имеющее начало и конец время жизни отдельного человека. Устремленность в будущее внутреннего времени. Взаимодействие внешнего и внутреннего времени. "Мир повседневности" и другие "сферы реальности с конечными структурами значений": мир фантазии (мечты), мир детской игры, мир искусства, мир науки, мир религиозного опыта,*йир душевной болезни. Мир повседневности как высшая реальность, дающая критерии оценки других сфер жизни . "Мир повседневности" феноменологической социологии и этнометолологии как теоретическая модель евроамериканской повседневности XX в. Тема 3. Семиотика повседневности Семиотика повседневности как формирующееся междисциплинарное научное направление. Место семиотики повседневности среди других "частых" семиотик: семиотики истории, семиотики культуры, семиотики фольклора. Полилингвистичность» повседневности. "Естественные" языки повседневности: разговорный язык, "язык тела" (мимика, позы, жесты), язык-коммуникативного пространства и частные семиотики, их изучающие: лингвосемиотика, кинесика (кинезика), проссемика (проксимика). Кинесика повседневности (Т. Холл, У. Эко, Ю. Степанов). Кинетические семы и синтагмы (кинеморфы). Кинесика повседневности и специализированные кипесические системы обрядов, ритуалов, искусства. "Язык" коммуникативных дистанций и проссемика. Проссемика и зоосемиотика. Система микрокультурных контактов. Пространство нефиксированных контактов как система дистанций общения. Неспецифические языки повседневности. "Языки культуры" ("вторичные моделирующие системы"). Семиотика повседневности традиционных культур в исследованиях представителей Московской семиотической школы (Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров, Т. В. Цивьян и др.), в том числе - славянской и русской культур (А. К. Байбурин, Н. И. Толстой, А. Л. Топорков, 1О. С. Степанов и др.). Языки культуры и быт в работах Ю. М. Лотмана и Г. С. Кнабе. Семиотический анализ культуры повседневности XX в. (Р. Барт). Тема 4. Эстетика повседневности Эстетизированная повседневность постмодерна как повод к теоретическом рефлексии. Появление понятия "эстетика повседневности". Эстетика повседневности и философско-эстстичсская традиция. Основные понятия эстетики повседневности. Эстетика повседневности как мир выразительных форм обыденной жизни и как "картина" обыденного эстетического сознания. Основные формы эстетических проявлений повседневности в европейской культуре. Эстетика повседневности в историко-культурологических исследованиях (А. Чернова, Й. Хёйзинга). Опыт универсального охвата эстетических проявлений русского крестьянского быта (В. И. Белов). Эстетическая ориентированность массового сознания современного общества, его традиционные (эстетическое чувство, эстетический вкус) и новые ("повседневноэстетическая схема") компоненты (Г. Шульце [G. Schulze]). Событийно-предметный план современного процесса эстетизации повседневности (Б. Дземидок). Тема 5. Гносеология и психология повседневности Обыденное сознание в философских исследованиях. Обыденное сознание как инструмент познания мира. Обыденное и научное познание. Их взаимодействие и взаимовлияние. Возрастание влияния научного знания на обыденное сознание в европейской культуре от Нового времени до современности. Обыденное и мифологическое сознание. Обыденное и художественное мышление. Содержательная и структурная общность форм духовного освоение мира определенной культуры, эпохи. Внутренняя структура обыденного сознания: мироощущение, мировосприятие, миропонимание (С. С. Гусев, Б. Я. Пушканский). Миропонимание и обыденное знание: содержательное и структурное подобие. "Обыденное сознание", "обыденное миропонимание (мировоззрение)" и "здравый смысл" ("обыденный здравый смысл"). Здравый смысл и бессознательное. Обыденное сознание и ментальность. Эволюция понятия "ментальность" в "Новой исторической науке". Понятие "ментальность" в исторической психологии (В. Шкуратов), современных социально-психологических исследованиях. Эволюция форм обыденного сознания. Исторические типы обыденного сознания. Преимущественное внимание исторической антропологии и истории ментальностей к западноевропейскому Средневековью. Обыденное и массовое сознание. "Психология толп" (Г. Лебон, Г. Гард. 3. Фрейд), массовое и обыденное сознание. Проблема носителя обыденного сознания. Мещанин, обыватель как классический носитель обыденного сознания. Реабилитация обывательского, потребительского образа жизни и связанная с реабилитацией повседневности в современной культуре. Раздел 2. Выделение сферы повседневности как методологическая и теоретическая проблема |
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» Учебно-методический комплекс гражданское процессуальное право (гражданский процесс) составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии... Разработан на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История менеджмента»... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» разработан... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» разработан в соответствии | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401.... Программа по учебной дисциплине «Мировая художественная культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного... | Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» Курс «Гидробиология» разработан для студентов, обучающихся по специальности «Биология». Освоение данной дисциплины требует соответствующей... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии... Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ноо, рекомендациями... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Рынок ценных бумаг» разработан... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Рынок ценных бумаг» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Л. А. Учебный комплект по русской художественной культуре для 10... Программа по учебной дисциплине «Мировая художественная культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного... | Программа по дисциплине «Система государственного и муниципального... Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной... | ||
Содержание Пояснительная записка Рабочая программа составлена Скворцовым Евгением Арсеньевичем в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Курс «Мировая художественная культура» в средней (полной) школе Пояснительная записка Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» | Пояснительная записка Успешное овладение знаниями русского языка... «тайны». В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Занимательная лингвистика», являющийся закономерным продолжением урока,... | ||
«Римское право» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Методические рекомендации по изучению теоретического курса; по подготовке... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управленческое консультирование» разработан в соответствии с требованиями Государственного... |