Скачать 0.65 Mb.
|
ДЕПАРТАМЕнТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ общеуниверситетская кафедра истории культуРОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ для СТудентов неисторических специальностей Москва, 2008 Учебно- методическИй Комлекс обсужден и утвержден на заседании общеуниверситетской кафедры истории (протокол № -------от « ----------------------- 2008 г.) УЧЕБНО- методический комплекс рекомендован к печати научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ авторы-составители: проф. Бодина Е.А., проф. Музафарова н.и., доц. Аверьянова г.и., доц. боева л.а., доц. огородникова о.а., ст. преп. фирсова о.г. заведующий кафедрой – проф. рябов в.в. рецензент – проф. Лысенко Л.М. Часть I. Программа учебной дисциплины «Культурология» 1. 1. пояснительная записка Курс «Культурологии» является важной составляющей общекультурного блока вузовских дисциплин и направлен на формирование культуры личности будущего специалиста, целостности и глубины его взглядов в столь широкой и общезначимой области, как культура. Настоящая программа курса составлена в соответствии с его новым государственным учебным стандартом 2000 г. и отражает все основные содержательные аспекты, им предусмотренные. Курс «Культурология» представляется особенно актуальным в структуре университетского образования, так как отличается определенным универсализмом - многогранностью содержания и комплексным характером, позволяющими охватить широкий спектр общественных явлений, составляющих емкое понятие культуры. Составители исходят из следующего его определения: культура - это ценностные продукты духовной и материальной деятельности человека и сам человек как носитель и созидатель культуры. При этом «Культурология» - это наука, всесторонне осмысляющая феномен культуры, разрабатывающая методологические подходы к ней, теорию и методы исследования отдельных явлений и культуры в целом. Именно целостность в подходе к культуре определяет специфику культурологии как области научных знаний и учебной дисциплины, ее теоретическую и практическую направленность. Основные задачи курса:
Перечисленные задачи реализуются в содержании курса в процессе проведения лекционных и практических занятий, семинаров Тематика семинарских занятий, данная в настоящей программе, соответствует лекциям Такой подход к планированию направлен на закрепление и углубление лекционных материалов в процессе семинаров Однако, по желанию преподавателя и студентов структура и содержание семинаров может варьироваться, а темы далеко не всегда совпадать с лекционными. Каждый из двух подходов к семинарам - репродуктивный и продуктивный - правомерен и актуален с учетом конкретных потребностей студентов, специфики факультетов и возможностей преподавателя. В итоге освоения учебной дисциплины студенты должны знать: - структуру и состав культурологического знания; - методы культурологических исследований; - основные понятия культурологи; - типологию культур: историческую, этническую, национальную; - основные тенденции в развитии современной культуры; - взаимосвязь культуры и других сфер общества Должны уметь: - раскрывать основные культурологические понятия; - различать культурные коды, ценности и нормы; - давать культурологический анализ объектов культуры; - раскрывать взаимосвязь культуры и других сфер общества Дисциплина изучается в течение одного семестра, независимо от формы обучения. Итоговой формой контроля знаний студентов является зачет.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. культурология как наука. предмет и задачи курса Культурология как учебная дисциплина. Цели, задачи и структура учебного курса. Происхождение понятия «культура» и его первоначальный смысл. Становление и развитие понятия культура в различные исторические эпохи. Античный взгляд на культуру. Теории культуры европейских мыслителей и ученых эпохи Просвещения. Появление первых научных определений культуры. Теоретические воззрения и учения о культуре в ХIХ-ХХ вв., их создатели и выдающиеся представители. Культурно-историческое значение концепций позитивного (этнологическая, марксистская, теория локальных цивилизаций и др.) и интуитивистского (феноменологическая, экзистенциальная, игровой культуры, психоаналитическая, символическая и др.) направлений. Специфика осмысления культуры в России. Концепции культуры русских философов, ученых, представителей творческой интеллигенции ХIХ - начала ХХ в. Многообразие современных научных дефиниций и концепций культуры, проблемы определения ее смыслового поля. Разновидности подходов к изучению культуры: исторический, аксиологический, семиотический, символический, герменевтический, психологический, социологический, деятельностный, информационно-познавательный и др. Попытки систематизации определений культуры «по акценту». Трехмерная структура современного культурного пространства и ее составляющие: духовная культура, социальная культура, технологическая культура. Многослойность структурных элементов, их переплетение и взаимосвязь. Относительность границ структуры для отдельных культурных феноменов и форм. Основные составляющие культуры, их взаимосвязь. Материальная культура как отражение эволюции духовно-практической жизни человека. Многозначность духовной культуры, ее светское и религиозное понимание. Идеология как продукт духовной деятельности человека. Образовательная система как показатель развития культуры. «Культура» и «натура»: основные параметры взаимосвязи. Объективность природных начал в свете современных научных и религиозных представлений. Эволюционная и креационная концепции происхождения природы и человека; сущность культуры в свете этих и других концепций. Социально-формирующая направленность культуры. Полифункциональность культуры. Деятельностная, аккумулятивная, коммуникативная, аксиологическая, семиотическая, социализации личности, эстетическая, дидактическая функции культуры. Основания возникновения и история становления культурологии как особой научной дисциплины. Российская культурология сегодня и ее место в системе социогуманитарного знания. Специфика культурологии как интегративной научной области, охватывающей всю совокупность знаний о культуре, синтезирующей и систематизирующей данные социально-гуманитарных дисциплин. Междисциплинарные связи культурологии с философией, антропологией, социологией, психологией, историей и другими науками. Структура и состав современного культурологического знания. Выделение основных предметных областей: философии культуры, истории культуры, социологии культуры, теоретической и прикладной культурологии. Основные культурологические понятия: культура, цивилизация, типы и функции культуры, культурные традиции, межкультурные коммуникации, динамика культуры, культурогенез, язык и символы культуры, онтология культуры, искусство и др. Методы теоретических и практических культурологических исследований. Культурология как учебная дисциплина. Цели, задачи и структура учебного курса. ТЕМА 2. Типология культур Типология как средство дифференциации и систематизации культур Виды типологизации «Вертикальные» и «горизонтальные» параметры типологизации культур, их содержательная специфика Историческая «вертикаль» и обусловленные ею типы культур Значение временного фактора для формирования культур, их развития и преемственности Культурно-исторические эпохи Многообразие «горизонтальных» срезов культуры, значение пространственных факторов в ее развитии Взаимосвязь пространственно-временных особенностей культур и их типологическое значение Культурогенез и типология культур Принципы традиционализма, модернизации и интеграции, характеризующие основные виды развития и взаимодействия культур Типологизация культур по цивилизационным, формационным, религиозным, антропологическим, художественно-историческим, социально-психологическим и др. признакам Восточный и западный типы культур Специфические и серединные культуры Локальные культуры Народная, элитарная и массовая культуры. Субкультуры. Культура Запада и Востока. Цивилизационное своеобразие Востока и Запада, их взаимосвязь в культурно-историческом аспекте Замкнутость и изолированность цивилизаций Востока от западного мира Общефилософские начала жизни и своеобразие жизненных ценностей на Востоке и Западе Связь людей с природой Естественно-природный и религиозно-нравственный типы мировоззрения. Духовные ценности. Понимание жизненных ценностей, счастья, благополучия на Востоке и Западе Западный и восточный человек своеобразие жизненного уклада и менталитета Специфика государственной, общественной и семейной жизни на Востоке и Западе Отношение к старшим, женщине, детям Отношение к труду, его процессу и результатам Поведенческие традиции на Востоке и Западе, этикет, ритуалы Особенности личной жизни восточного и западного человека Многообразие типологических подходов к культурам. Концептуальные идеи отечественных и зарубежных авторов (М М Бахтина, Н А Бердяева, Л Н Гумилева, Н Я Данилевского, А Ф Лосева, П Сорокина А Тойнби, О Шпенглера, К Юнга, К Ясперса и др.) Принцип диалогизма культур, зависимость его проявления от открытости и мобильности взаимодействующих культур. Типологическое своеобразие русской культуры. Интеграция культур и тенденция культурной универсализации в современном мировом процессе. ТЕМА 3. культура и цивилизация Раскрытие понятий. Возникновение дефиниции «цивилизация», ее трансформация и формирование антитезы «цивилизация - культура». Э. Тайлор о тождестве культуры и цивилизации. О. Шпенглер о цивилизации как фазе заката (разложении) культурно-исторического типа. А. Тойнби о цивилизациях как культурно-исторических системах. Концепция О. Тоффлера о тысячелетних циклах цивилизации. Л. Морган, Ф. Энгельс о цивилизации как стадии развития человеческого общества. Современные представления о цивилизации. Место и роль культуры в цивилизационном процессе. Культура -генератор социально-экономических трансформаций, социогенетика мировой и локальных цивилизаций. Культура - генотип общества, цивилизации, формирующий механизм наследственности, изменчивости и «отбора» цивилизаций. Культура - фактор устойчивости социального организма, адаптации к окружающей культурно-цивилизационной среде Перспективы соотношения культуры и цивилизации. Концепция цивилизационного развития как специфической культурно-замкнутой истории народов. Традиционный и техногенный типы развития. Концепция мировой глобальной цивилизации, стремление человечества к общепланетарному взаимодействию и культурному единству при сохранении культурного многообразия. ТЕМА 4. культура и личность Взаимосвязь культуры и личности: культура как результат духовно-практической деятельности личности и личность как продукт развития культуры. Понятие инкультурации личности. Инкультурация и социализация. Способы трансляции культуры и ее освоения личностью. Личность как этносоциальная единица (менталитет, психология, архитипичность поведения и способов жизнедеятельности). Филогенез и онтогенез личности в контексте культуры. Личность как носитель культурной традиции и новаторства. Культурно-созидательная роль творческой личности. Личность и индивидуальность. Общее, особенное и единичное в культурогенезе личности. Личность и общество. Развитие и саморазвитие личности в ходе освоения культуры. Гуманистическая сущность культуры. Образование как целенаправленный и систематизированный способ освоения культуры. Социальные институты культуры. Значение культурной самоидентификации личности. Социокультурные цели личности и возможности их реализации в современных условиях. Свобода личности. Общечеловеческие ценности: их разновидности в различных культурах. Культуросообразность человеческой деятельности. Противоречия в развитии личности на современном этапе. Личность в условиях повсеместного распространения массовой культуры и ее трансляции в СМИ. Пути самосохранения личности, ее адаптации к культуре и эффективного развитии. Культура учителя. ТЕМА 5. основные культурно-исторические эпохи Общеисторическая и культурно-историческая хронологии. Особенности культурно-исторической дифференциации эпох, их цивилизационные и формационные признаки. Особенности первобытной культуры, ее истоки, формы проявления, практический характер. Различия в культурах палеолита, мезолита и неолита; признаки цивилизационного уровня развития культур. Первобытные мегалитические сооружения, их типы. Взаимосвязь письменности и изобразительного искусства. Культура древних цивилизаций, ее пространственно-временные особенности. Основные достижения культуры Междуречья. Особенности культуры Древнего Египта, непреходящее значение его куль-турно-цивилизационных достижений. Китай - колыбель восточной цивилизации и культуры. Особенности духовной жизни, ритуалов. Значение культуры Индии, ее специфика, обусловленная социальной структурой общества, регламентацией жизни. Духовный опыт цивилизаций Древнего востока и его культурологическая оценка. Античность как тип культуры. Роль и значение греко-римской культуры в истории человечества, ее духовно-практический характер. Особенности нравственно-эстетических представлений и традиций древних греков. Античный космизм. Мифологическая система. Нравственно эстетический идеал и пути его достижения. Синкретичность античной культуры. Ее идейные основы во взглядах Пифагора, Платона, Аристотеля и др. Динамика культуры в эпоху эллинизма. Особенности мировоззренческих установок и культурной ориентации древних римлян. Роль Рима в возникновении и распространении христианства; борьба христианства и язычества. Классический характер античной культуры и ее основополагающее влияние на формирование европейских культурных традиций. Культура эпохи средневековья. Ее преемственность с античной культурой и новая идейная ориентация, связанная с христианством. Новый нравственно-эстетический идеал. Сущность христианского аскетизма, его социокультурное значение. Схоластика. Общекультурное значение библейских заповедей (Ветхий и Новый заветы). Разновидности средневековой культуры (церковная, народная, городская, рыцарская), их функциональность. Символика средневековой культуры. Развитие иконописи и архитектуры. Романский и готический архитектурные стили. Средневековая система образования; возникновение университетов. Эпоха Возрождения; ее понимание с точки зрения цивилизационного и формационного подходов. Новая идейная ориентация культуры Идеал универсального человека, его особенности Выдающиеся открытия эпохи Характерные черты культуры Возрождения Бурное развитие искусства, обновление его содержания и форм Развитие педагогических идей Формирование культуры Нового времени Выдающиеся открытия XVII в , их культурологическое значение Определяющая роль идей Р Декарта, Д Локка и И. Ньютона в формировании новой картины мира, ее механистический характер Тесная взаимосвязь мировоззренческих концепций XVII в с судьбами искусства Стили барокко и классицизм, их теоретические концепции и характерные признаки Эпоха Просвещения (XVIII в) в западноевропейской и русской культурах Рационализм идейных основ просветительства Пересмотр теологических установок (деизм, атеизм) Возникновение материалистического мировоззрения Издание французской энциклопедии Требования просветителей к искусству Стиль рококо, его особенности и социокультурный смысл Роль просветительства в подготовке Великой французской революции. Ее мировое значение и социокультурные последствия Характерные черты культуры XIX века Демократические идеи передовых деятелей культуры и их подвижнические начинания (передвижники в России, барбизонцы и импрессионисты во Франции и пр.) Развитие неоклассицизма и романтизма Формирование реалистической культурной традиции, ее разновидности Новые тенденции развития культуры на рубеже XIX и XX веков Духовно и социально-формирующая миссия искусства Символизм и модерн Общая характеристика культуры XX в Значение НТР, мировых войн, социальных потрясений Выдающиеся открытия и изобретения (теория относительности, освоение атомной энергии, космоса, клонирование и др ) Бурное развитие искусства, его новые стили и направления Абстракционизм как метод и стиль Модернизм и постмодернизм Неравнозначность достижений отечественной культуры первой половины XX в Вторая мировая война и ее социокультурные последствия Развитие рок- и поп-культур, их связь со СМИ Интеграционные процессы в культуре Стремление к целостному освоению культуры как наиболее общая, интернациональная культурологическая тенденция второй половины XX в Гуманизация и гуманитаризация культуры Роль образования в формировании современной культуры мира. |
Пояснительная записка: Освоение курса «Основы культурологии» Ответственный редактор: Вагинова, Л. С, доктор культурологии профессор зав кафедрой культурологии мгпу | Пояснительная записка: Освоение курса «Культурология» Ответственный редактор: Вагинова, Л. С, доктор культурологии, профессор зав кафедрой культурологии мггу | ||
Пояснительная записка Курс имеет целью познакомить студентов с концепцией... Рецензенты: Вагинова Л. С., доктор культурологии, профессор кафедры Кимктяиж мггу; Ворожбитова А. А., доктор филологических наук,... | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Курс «Окружающий мир» Охватывают курс программы 1-2 классов | Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Образовательный стандарт по курсу «Философия»…4 Пояснительная записка Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | ||
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» Курс «Гидробиология» разработан для студентов, обучающихся по специальности «Биология». Освоение данной дисциплины требует соответствующей... | Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | ||
Элективный курс по русскому языку для 11-х классов Пояснительная записка Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного... | Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему... | ||
Пояснительная записка к планированию по географии для 7 класса Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... | Рабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... | ||
Пояснительная записка Курс «Историческое краеведение» Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно... | Пояснительная записка Курс «История дизайна» Курс «История дизайна» на художественно-графическом факультете является одним из факультативных дисциплин в системе художественно-педагогической... |