Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов
страница1/9
Дата публикации07.05.2015
Размер1.33 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Рабочая программа учебной дисциплины

  2. Материалы практических занятий

  3. Материалы для организации самостоятельной работы студентов

  4. Контрольно-измерительные материалы

  5. Список литературы

  6. Глоссарий


Аннотация курса. Сравнительная политология относится к общепрофессиональному циклу дисциплин и является, с одной стороны, одной из отраслей современной политической науки, а с другой – специфическим методологическим подходом, характерным для других дисциплин политологии. Таким образом, можно сказать, что изучение принципов компаративистики дает студентам целостное системное знание о политической науке в целом.

Учебный курс «Сравнительная политология» состоит из двух частей (2 семестра).

Дисциплина ориентирует студентов на понимание теории и практики современной компаративистики разных стран. Курс состоит из теоретического и практического блоков. В теоретическом разделе дается спектр определений и различные трактовки понятия «сравнительная политология». Особое внимание уделяется методологии исследования и основным направлениям сравнительного анализа. Практический блок направлен на исследование основных функций, ролей, процессов в политической науке. Здесь существенная роль отводится измерению и последующему сопоставлению политических институтов и процессов.
Аннотация

Целью курса является знакомство студентов с современной компаративистикой. В ходе обучения студенты овладевают основными концепциями и подходами, методиками анализа политических явлений, существующими в сравнительной политологии.

Целями освоения дисциплины являются:

  • ориентация студентов на понимание теории и практики сравнительных исследований;

  • анализ основных функций, ролей и процессов в политической сфере жизни общества.

Сравнительная политология – дисциплина общепрофессионального цикла.

Сравнительная политология является, с одной стороны, одной из отраслей современной политической науки, а с другой – специфическим методологическим подходом, характерным для других дисциплин политологии. Таким образом, можно сказать, что изучение принципов компаративистики дает студентам целостное системное знание о политической науке в целом.

Учебный курс «Сравнительная политология» состоит из двух частей (2 семестра).

Дисциплина ориентирует студентов на понимание теории и практики современной компаративистики разных стран. Курс состоит из теоретического и практического блоков. В теоретическом разделе дается спектр определений и различные трактовки понятия «сравнительная политология». Особое внимание уделяется методологии исследования и основным направлениям сравнительного анализа. Практический блок направлен на исследование основных функций, ролей, процессов в политической науке. Здесь существенная роль отводится измерению и последующему сопоставлению политических институтов и процессов.

Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: "Теория политики", "Политическая регионалистика", "Политический анализ и прогноз", "Конституционное право", "Политический менеджмент" и опирается на их содержание.

По завершению обучения по дисциплине студент должен:

  • знать основные понятия и категории сравнительной политологии, ее основные элементы;

  • оперировать основными методиками сравнительного анализа;

  • знать содержание ключевых работ исследователей-компаративистов;

  • владеть базовой фактологической информацией, необходимой для построения первичных исследовательских гипотез;

  • владеть формулами измерения основных политических институтов и процессов;

  • понимать специфику проведения различных видов компаративных исследований – бинарных, региональных, глобальных;

  • уметь определять параметры сравнительного исследования, задавать релевантные переменные и группы переменных;

  • понимать механизмы каузальных и корелляционных зависимостей между различными качествами исследуемых объектов;

  • уметь выражать каузальные и корелляционные зависимости между исследуемыми качествами интересующих исследователя объектов в математической форме;

  • уметь оперировать основными категориями компаративистики и проводить самостоятельные сравнительные исследования.




  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса(66часов)


Часть 1.

Модуль 1. Сравнительная политология: понятие и место в системе политологических дисциплин (8 час.)
Тема 1. Сравнительная политология как наука и учебная дисциплина (4 час.)

Сравнительная политология как отрасль науки и как учебная дисциплина. Выделение сравнительной политологии из политической науки. Предмет, объект, метод сравнительной политологии. Сравнения и сопоставления в политической науке. Сравнение как аналог эксперимента. Специфика сравнения в политической компаративистике. Место сравнительной политологии среди других отраслей политической науки. Сравнительная политология как эмпирическая дисциплина. Школы сравнительной политологии.
Тема 2. Этапы становления сравнительной политологии. (4 час.)

Генерационная и таксономическая тенденции в сравнительной политологии. Становление сравнительной политологии. Традиционная, новая и плюралистическая сравнительная политология: общее и особенное. Сравнительное правление. Причины, участники, значение Эванстонского семинара. Создание Комитета по сравнительной политологии. Традиционализм. Слияние обновленцев и традиционалистов. Появление новых методологических подходов. Современные тенденции в политической компаративистике.
Модуль 2. Методология сравнительной политологии (18 час.)
Тема 1. Применение сравнительного метода в политической науке (6 час.)

Алгоритм компаративного исследования. Выдвижение первоначальной гипотезы. Операционализация: концептуализация, выработка и формулирование методологической гипотезы, выбор области исследования, определение макросоциальных границ исследования, выбор сопоставления стран по наибольшему сходству или различию, выбор переменных, их превращение в индикаторы и индексы, инструментализация, установление корреляции или ее отсутствия между зависимыми и независимыми переменными, измерение качеств и анализ полученных данных. Выделение закономерностей в развитии сравниваемых объектов. Что делать, если корреляция не фиксируется?

Сущность, виды, уровни переменных. Зависимые, независимые, вмешивающиеся, антецедентные переменные.

Методические проблемы сравнения: проблема сравнимости, проблема эквивалентности, проблема универсальности, проблема «мало N, много переменных», проблема Гэлтона, проблема интерпретации.
Тема 2. Теория рационального выбора и ее применение в сравнительной политологии (6 час.)

Истоки теории рационального выбора. Интеллектуальные традиции, повлиявшие на формирование теории рационального выбора. Основные посылки теории рационального выбора. Задачи теории рационального выбора. Применение теории рационального выбора: «теорема невозможности» Эрроу, принцип медианного избирателя. Формирование коалиций: минимальная побеждающая коалиция Райкера, модель минимальной величины коалиции, теорема сделки, модель минимального пространства, минимальная связанная коалиция. Сравнительные преимущества и предсказательная сила моделей. Распределение и разделение власти, индекс Шаплей. Теория игр: модели узника, тупика, цыпленка, страхования. Критика теории рационального выбора.
Тема 3. Теория политических сетей в сравнительной политологии (6 час.)

Источники теории политический сетей. Немецкая и англосаксонская школы. Корпоративизм и плюрализм. Политические сети как альтернатива рынку и иерархии. Основные положения теории политических сетей. Многообразие подходов к определению политических сетей. Особенности политической сети. Типология политических сетей Родеса. Другие виды политических сетей. Параметры эффективности политических сетей. Область применения теории политических сетей.
Модуль 3. Основные направления сравнительного анализа (8 час.)
Тема 1. Виды сравнительных исследований (2 час.)

Кросс-культурные и кросс-темпоральные, синхронные и асинхронические сравнения. Диахронные сравнения. Case-study, бинарные, региональные и глобальные сравнения. Универсальные сравнения. Особенности и проблемы различных видов сравнительных исследований.
Тема 2. Основные типы политической организации (4 час.)

Типология, классификация, таксономия. Требования к типологии. Виды типологий: эволюционные и морфологические. Линейные типологии, координатные типологии (парные и множественные). Типологии переходных политических систем. Проблемы типологизации. Трудности типологизации динам

ических систем.

Тема 3. Итоговое занятие. Презентация исследовательских проектов (2 час.)

Часть 2.

Модуль 1. Сравнительное исследование функций, ролей и процессов в рамках политической науки (26 час.)

Раздел I. Компаративный подход к исследованию избирательных и партийных систем. Законы Дюверже (14 час.)
Тема 1. Сравнительный анализ избирательных систем (6 час.)

Понятие избирательной системы. Избирательный округ, величина округа, электоральная формула.

Избирательные системы большинства: плюральная, мажоритарная, мажоритарно-преференциальная, система «с единым непереходящим голосом», блоковая система, партийно-блоковая система. Пропорциональные избирательные системы: списочная, пропорционально-преференциальная, система многоуровневого распределения мест, голосование за картели, «па-нашаж», система с открытыми списками. Смешанные избирательные системы: связанная, несвязанная. Распределение мандатов по принципу простой квоты и остатков, по методу делителей. Виды квот и делителей, их влияние на результаты распределения мест. Достоинства и недостатки различных электоральных формул и модификаторов. Заградительные барьеры. Влияние избирательной системы на партийную систему.

Электоральная инженерия. Основные манипулируемые параметры. Модификации электорального принципа. Модификации величины округа. Джеримандерринг.

Измерение избирательных систем. Действительный электоральный порог. Пороги включения и исключения. Структура баллотировки. Структура парламента. Принудительное голосование. Индекс электоральной подвижности.
Тема 2. Измерение партийных систем (6 час.)

Эволюция политических партий. Кадровые партии, массовые партии, всеохватные партии, картельные партии. Роль партий в связке «государство-гражданское общество». Кризис политических партий. Альтернативные партиям формы политической организации: массовые движения, популистские партии правого и левого толка, неокорпоративизм.

Эмпирический анализ партийных систем. Поиск зависимостей между партийными системами на электоральном или парламентском уровнях и факторами электоральной, социальной и государственной систем. Исследование условий фракционализации парламентов. Индекс Рэ. Этническая дифференциация, индекс католического населения, индекс аграрного населения, форма государственного правления. Эффективное число электоральных и парламентских партий. Измерители диспропорциональности: индекс Рэ, индекс Лейпхарта, квадратичный индекс диспропорциональности Мозера. Исследование условий, определяющих партийные системы: Значимость электоральных округов, Значимость выборов депутатов по общенациональному списку, Близость президентских и парламентских выборов.
Тема 3. Комплексный подход к организации компаративного исследования (2 час.)

Детальный разбор работы А. Лейпхарта «Демократия в многосоставных обществах». Интерактивное занятие. Дискуссия о методах и методиках компаративного исследования.
Раздел II. Компаративный подход к исследованию функциональной, идеологической, культурной подсистем политической системы. Сравнительный анализ политических процессов (12 час.)
Тема 1. Сравнительный анализ форм правления, политических режимов (2 час.)

Формы правления: республиканская и монархическая. Характеристики конституционных и абсолютных монархий. Парламентские, президентские, полупрезидентские республики. Влияние формы правления на партийную и избирательную системы. Типология и характеристики политических режимов: традиционный, авторитарно-бюрократический, соревновательная олигархия, эгалитарно-авторитарный, авторитарно-инэгалитарный, либерально-демократический. Популистские режимы, военные режимы. Критерии современной либеральной демократии. Причины трансформации режимов. Характеристики элит, политического участия, формы взаимоотношений государства и гражданского общества в различных режимах.
Тема 2. Измерение демократии. Индексы демократии (4 час.)

Логика развития индексов демократии. Индекс политического развития Катрайта. Индекс демократического действия Нейбауэра. Индекс демократизации Ванханена. Индекс “Дома свободы”. Индекс политической демократии Боллена. Индекс институциональной демократии. Оценка степени близости индексов демократии. Идея демократического аудита. Достоинства и недостатки различных индексов демократии. Проблемы измерения демократии. Субъективизм в выборе переменных, шкалировании и оценке.
Тема 3. Сравнительный анализ современных политических культур и идеологий (2 час.)

Понятие политической культуры. Типологии политической культуры. Сравнительный анализ различных типов политических культур. Выбор компаративной стратегии при проведении кросс-культурного исследования. Региональные и глобальные сравнения политических культур. Гражданская культура: сущность и характеристики. Политические субкультуры.

Понятие политической идеологии. Современные политические идеологии и их связь с политической культурой. Включение идеологии в сферу компаративного исследования.
Тема 4. Сравнительное исследование политических процессов (4 час.)

Понятие политического процесса. Особенности процессуальных исследований в сравнении с институциональными. Проблемы исследований политических процессов.

Виды политических процессов. Линейные, стадиальные, циклические, взрывные политические процессы. Внутриполитические и внешнеполитические процессы. Политические процессы технократического, идеократического, харизматического типа.

Процесс принятия решений. Процесс модернизации. Процесс реформирования. Революции. Исследовательские стратегии изучения процессов в компаративном контексте. Методологические проблемы сравнения указанных процессов.
Модуль 2. Место и роль сравнительного анализа в современной российской политической науке (4 час.)
Тема 1. Актуальные проблемы современной отечественной политической компаративистики (2 час.)

Сравнительные исследования в отечественной политической науке. Уровень развития сравнительных исследований в России. Наиболее известные российские исследователи-компаративисты и тематика их работ. Проблемы отечественной компаративистики. Проблема применения зарубежных теорий и моделей для анализа российского политического процесса.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Материалы для организации самостоятельной работы студентов
Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconУчебной дисциплины 3 менеджмент 3 конспекты лекций 25 материалы практических...
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок
Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconУчебной дисциплины 3 гражданское право 3 конспекты лекций 11 материалы...
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок
Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 конспекты лекций 33...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconКонспект лекций 12 материалы практических занятий 18 материалы для...
В соответствии с назначением учебной дисциплины, ее основной целью является изучение теории и практики этики деловых отношений, позволяющие...
Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconРабочая программа учебной дисциплины 5 Конспекты лекций 12 Материалы...
Специальность —240802. 65 Основные процессы химических производств и химическая кибернетика
Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconРабочая программа учебной дисциплины 5 Конспект лекций 21 Материалы...
Министерством образования Российской Федерации 27 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 260 гум/сп. Специальность 021100...
Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconУчебно-методический комплекс включает в себя учебную рабочую программу...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconРабочая программа учебной дисциплины Материалы для организации самостоятельной...
Содержание дисциплины «Физическая культура» предусматривает изучение техники различных видов спорта, а именно – спортивных игр (волейбол,...
Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconРабочая учебная программа дисциплины Конспекты лекций Материалы для...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconРабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение»
Программа дисциплины предназначена для студентов специальности 032301. 65 «Регионоведение» ивключает в себя организационно-методический...
Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Физика» разработан для студентов 1,2 курса по специальности 240902. 65 «Пищевая биотехнология»...
Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconРабочая программа дисциплины специальности 080103 «Национальная экономика»
Рабочая учебная программа предназначена для студентов специальности 080103 «Национальная экономика» ивключает в себя организационно-методический...
Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Анатомия и биоресурсы пищевого сырья» разработан для студентов 4 курса по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 6 конспект лекций 20...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины Материалы практических занятий Материалы для организации самостоятельной работы студентов iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Компьютерная графика» разработан для студентов 3 курса по специальности 240902. 65 «Пищевая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск