Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи





Скачать 179.63 Kb.
НазваниеЦель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи
Дата публикации09.06.2015
Размер179.63 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Культура > Анализ
я.jpg


Формирование особого стиля учебной деятельности,

трансформирующей обучение в самообучение
Пермякова Валентина Семеновна-

учитель начальных классов,

заместитель директора по ФГОС
МОБУ Якутская городская национальная гимназия

г. Якутск Республика Саха (Якутия)

«Когда людей станут учить не тому, что они должны

думать, а тому, как они должны думать, то тогда

исчезнут всякие недоразумения».

Г.Лихтенберг

По программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) я работаю с 1995 года. Выпустила четыре класса.

Мне нравится организовывать учебную деятельность, развивать у детей способности переходить от умственных действий к практическим и обратно. Стараюсь развивать в детях теоретичность суждений, гибкость мышления. Прививаю умения применять знания в новых ситуациях, а также учу детей выражать свои мысли и участвовать в обсуждениях.

Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

  • Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

  • Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка.

Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Из вышесказанного вытекает актуальность данной работы.

Объект: совместная научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся начальных классов.

Предмет: Процесс развития творческих способностей младших школьников.

Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков.

Задачи:

  • конкретизация форм, методов и приемов развития личности;

  • выявление условия развития творческих способностей.

Гипотеза исследования: Если ребенок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

  • изучение теоретической литературы по организации исследовательской деятельности учащихся;

  • изучение, анализ и обобщение опыта организации исследовательской деятельности учащихся;

  • систематизация и обобщение результатов исследования и разработка рекомендаций по организации исследовательской деятельности учащихся;

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в нем разработаны исходные теоретико-методологические основания организации исследовательской работы и обоснованы рациональные пути их реализации в педагогической практике.

Новизна: выявление условия, новые подходы развития ключевых компетентностей учащихся.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования данных рекомендаций учителями в начальных классов. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы помогут педагогам и другим работникам образования осмыслить процесс организации исследовательской деятельности учащихся.

Основные направления работы по организации исследовательской работы учащихся начальных классов.


Еще совсем недавно научно-исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялось с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В настоящее время школьные научные исследования уже не редки. Все чаще они ориентируются на решении актуальных практических проблем и служат эффективным способом активизации познавательной деятельности.

Научно-практическая деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу.

Три принципа организации научно-исследовательской деятельности:

  1. Принцип развития личности.

  2. Принцип преемственности в расширении знаний.

  3. Принцип взаимосвязи базового компонента и системы дополнительного образования.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся:

  • Мотивация;

  • Выбор направлений исследований;

  • Постановка задачи;

  • Фиксация и предварительная обработка данных;

  • Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;

  • Оформление результатов работы;

  • Грамотное представление исследовательской работы;

Под руководством руководителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания.

Специфика научно-практической деятельности школьников в том, что ее главная цель – самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков.

Методы организации научно-исследовательской деятельности школьников:

  • Изучение научной литературы и обобщение полученной информации;

  • Имитационные и моделирующие методы, позволяющие свести сложное к простому, незнакомое к знакомому;

  • Анкетирование, тестирование, интервьюирование;

  • Наблюдение;

  • Концептуально-сравнительный, логико-индуктивный, системный, структурно- функциональный и др. виды анализа;

  • Прогностические методы.

Выбор методов зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовленности и личностных особенностей учащихся и руководителя. Знание возрастных и психологических особенностей учащихся и умение поддержать из интерес к исследованиям значительно повышает эффективность руководства научно-практической деятельностью. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата, возрастающий познавательный интерес, стремление к приобретению универсального образования ведут к формированию научно-мировоззренческих знаний школьников, что становится фундаментом их духовной культуры и определяет их жизненные позиции.

Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:

  • Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;

  • Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

  • Теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащих в разных источниках.

Правила выбора темы исследований:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

  • Тема должна быть оригинальна;

  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Следует запомнить, что выбор проекта это только начало. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется первое время на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при поиске методов изучения, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дело до логического завершения. Здесь уместно отметить еще один факт. Существует утверждение, что никогда никакая семья не дает ребенку того, что может дать школа; никакая самая лучшая школа не заменит семью. Поэтому только общими усилиями семьи и школы можно решать все вопросы работы с детьми.


Разработка проекта является важной стадией работы ребенка, которая поможет ему больше узнать об исследуемом объекте. На каждой стадии работы по проекту детьми ведутся записи в индивидуальном рабочем журнале. В него заносятся все шаги, проходимые ребенком во время исследования.

На всех этапах работы исследовательской деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. В данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:

  1. первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками – макет, отчет и тому подобное.

  2. второй – самый важный – педагогический – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новых психологических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы.

Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Работа по организации исследований младших школьников требует от педагога немалых усилий.

Из опыта работы по организации исследовательской деятельности


«Любопытство - любознательность – познавательная потребность» - этими понятиями обозначается известная каждому педагогу «лесенка», ведущая к вершинам познания.

1 лесенка творчества: «Сочинения»


Сочинение – значит, приводить в порядок свои мысли, свои знания. Сочиняя, мы описываем предметы и картины (это описание), либо рассказываем о событиях, повествуем (это повествование), либо связываем свои знания, сравниваем, спорим, делаем выводы (это рассуждение). Чаще всего сочинения бывают смешанные.

Тематику сочинений определяют из разного уровня обобщения знаний и социального опыта детей. Выделено 2 основные группы тем:

  1. репродуктивные (предполагает раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного с опытом детей).

  2. творческие (ученик вынужден при разработке таких тем совершать внутри предметный перенос знаний, и формулирование темы побуждает его к проявлению эмоционально-оценочных суждений).

Необходимо помнить четыре обязательных условия написания сочинений:

  1. предоставление своей работы перед аудиторией – чтение перед классом.

  2. обсудить с детьми написанные сочинения.

  3. обязательно при обсуждении упомянуть всех участников.

  4. по итогам обсуждения предоставить детям возможность отредактировать работы.

2 лесенка творчества: «Творческие задания»


Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся:

  • иллюстрирование произведений и подписание рисунков словами из текста.

  • Серия рисунков к одному тексту.

  • Портрет героя.

  • Характеристика героя.

  • Составления писем и телеграмм от имени героев.

  • Реклама.

  • Пишем, подражая автору.

  • Рассказы по наклейке.

  • Конкурс «Кто прочитает оригинально».

  • Книжки-малютки и т.д.

Необходимо здесь: защита своей идеи, обсуждение, подведение итогов.

3 лесенка творчества: «Праздники читательских удовольствий»


На таких уроках мы по разным темам выучиваем стихи, находим сказки, рассказы, подходящие к теме. И на основе разбора литературного слова учимся сочинять сказки, стихи, рассказы. Цель этих праздников:

  • Развить умения выразительного чтения;

  • Раскрытие творческого потенциала школьников;

  • Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, расширение кругозора;

  • Развитие коммуникативных навыков.

4 лесенка творчества: «Мин теруччум»(Моя родословная) - совместные проекты с родителями


Эту работу мы провели в 3 классе. Положительные стороны этой работы:

  • Изучение и знание своих родовых корней;

  • Совместная поисковая деятельность с родителями;

  • Развивается правильное самосознание, понимание своего Я.

  • Развивается чувство ответственности за свою родословную.

Такие проекты учат детей выступать, согласованно работать с родителями, исследовать.

5 лесенка творчества: «Проекты внеклассных мероприятий»


Вся воспитательная работа ведется в форме КТД – коллективно творческих дел. Весь класс разбит на 5 групп. Причем группы эти создаются в начале каждого учебного года по желанию детей.

В 1-2 классах все мероприятия планировались совместно с родителями и учителем. В 3 классе – учащиеся сами с учителем. А в 4 классе – дети самостоятельно проектируют сценарии и план проведения мероприятий.

Такие проекты учат детей умению выступать, быть организованными, творчески относиться к делу, быть самостоятельными.

6 лесенка творчества: «Защита проектов» - венец исследования


Составной частью развития творческой деятельности учащихся является научно-исследовательская работа (НИР). Задачи включения учащихся в НИР:

  • Обучение учащихся методике исследования, пополнение и углубление теоретических знаний;

  • Вооружение их технологией и умениями творческого подхода к исследованию выдвинутых проблем.

Работу я начала в конце 3 класса. Перед каникулами дала задание: во время летних каникул – найти интересующую тему, понаблюдать и записать в виде заметок или дневника наблюдений или в виде реферата.

Научно-исследовательская работа в 1-4 классах. День проектов – 1 раз в неделю.


При работе над проектом необходимо поставить цели:

  • Образовательные: сформировать у учащихся целостную картину мира; вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс; познакомить детей с этапами проектной деятельности;cформировать речевые умения.

  • Воспитательные: воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей; через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.

  • Развивающие: развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем; развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор; развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.

Учебно- педагогические задачи:

  • Создать условия для развития умения учиться на собственным опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта;

  • Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов;

  • Научить рецензировать творческую работу одноклассника;

  • Составить программу по выбранной теме.

Проекты в 1 классе имеют форму: выступления по сочинению. Выслушиваем каждого выступающего и делимся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения.

Во 2 классе – выполнение работы в виде рефератов. Проводится защита рефератов.

В 3 классе – знакомлю с методикой проведения учебных исследований. Здесь проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Для проведения тренировочных занятий изготовила карточки с символическим изображением методов исследования:«подумать», «задать вопросы», «посмотреть в книгах», понаблюдать», «посмотреть в других источниках»

На 1 этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс.

2 этап – по полученным картам, каждая группа приступает к своим обязанностям.

3 этап – просушивание каждой группы.

4 этап – сбор собранных сведений, анализ и обобщение.

5 этап – рефлексия - что мы должны делать дальше?

6 этап – издание своего проекта – в виде газеты, брошюры, книжки-малютки и т.д.

В 4 классе – начинается индивидуальное научное исследование каждого учащегося.

Класс

Этапы

Сроки

Форма

Направление

1 класс

1

1 четверть

Каждый готовит выступление

- сочинение

Тема: Тайна моего имени


2

2 четверть

Тема: Мой город Якутск

3

3 четверть

Тема: Природа родного края

4

4 четверть

Тема: Наши традиции

Летние каникулы

Мои летние каникулы

2 класс

1

1 четверть

Каждый готовит

Реферат

Тема: Мой родной край.

2

2 четверть

Тема: Я – человек.

3

3 четверть

Тема: Мой родной язык.

4

4 четверть

Тема: Фольклор.

Летние каникулы

Тема: Мое географическое лето

3 класс

1

1 четверть

Подготовка проектов группой

Тема: Будущее нашей республики

2

2 четверть

Тема: Я и мое здоровье.

3

3 четверть

Тема: Охрана природы.

4

4 четверть

Тема: Главное чудо света.

Летние каникулы


Выбор темы исследования и работа с литературой.

4 класс

1

1 четверть

Каждый готовит проект индивидуально

Проверка работ и индивидуальные консультации

2

2 четверть

1 предзащита.

Индивидуальные консультации

3

3 четверть

Защита проектов

4

4 четверть

Выступления по разным инстанциям.

Обобщив свой опыт, изучив соответствующую литературу, опыт других учителей, я согласна с их выявленными условиями творчества:
  1. Раннее начало


Раннее плавание, раннее хождение, раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа с разными инструментами и материалами дают огромный толчок развитию способностей.
  1. Окружающая среда, система отношений


Насколько возможно заранее окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность.
  1. Максимальное напряжение сил


Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.
  1. Свобода выбора деятельности


Желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что напряжение ума пойдет на пользу.
  1. Помощь взрослых


Не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку.

Нельзя делать ЗА ребенка то, что может сам делать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

  • значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;

  • учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, даётся импульс к саморазвитию, развиваются способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

  • формируется социальный опыт в труде и общении;

  • учителю даётся возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширять контакты с родителями учащихся;

  • способствует профессиональному росту учителя;

  • развиваются учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции, а также компетенция личностного самосовершенствования.

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  1. классифицировать;

  2. обобщать;

  3. отбирать все возможные варианты решения;

  4. переключаться с одного поиска решения на другой;

  5. составлять план действий по своей работе;

  6. рассматривать объект с различных точек зрения;

  7. составлять задания по предложенной теме;

  8. проводить самоконтроль.

Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.

Таким образом, исследовательская работа – это путь формирования особого стиля учебной деятельности, он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У школьников появляется потребность узнавать новое.

Список использованной литературы


  1. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников. –Народное образование - №3,2003г.

  2. Груздева О.В. Опыт внедрения метода проектов в начальной школе. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004 уч.года.

  3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения.-Томск ,Пеленг, 1995.

  4. Жданова Л.А. Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения одаренных детей. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 уч.года.

  5. ИвочкинаТ.,Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование - № 3,2000г.

  6. Коломеец Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004 уч.года.

  7. Крючкова И.И. Включение учащихся в познавательную и научно-исследовательскую деятельность – действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании и профессиональной самореализации. Классный руководитель - №6, 2002г.

  8. Попова Е.Н. Тропинки творчества. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 уч.года.

  9. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект.- Москва, 2001г.

  10. Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, - 2001.

  11. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. – 2004. - № 1.

  12. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/

  13. Кудрявцев, А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. – 2007. – № 1.

  14. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.

  15. Шатилова М.Ю., Селезнева Н.И. и др. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград , 2010г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Творческое саморазвитие и самореализация личности ученика и учителя в условиях модернизации образования»
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconСамореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления...
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconПрограмма дисциплины дпп. В. 00 Проблемы духовного развития личности...
Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных...
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconОтчёт по результатам опытно-экспериментальной работы за 2011 год по теме
...
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие: самореализация, самовозобновление, социальное взаимодействие, социализация личности. Способствовать осознанию учащихся,...
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель и задачи : знакомство с характеристиками памяти человека, обучение работе с текстами, обучение приемам запоминания, отработка...
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconПримерная программа наименование дисциплины Социально-экономическая статистика
Цели и задачи дисциплины: основная цель курса формирование общей информационной культуры, расчётно-экономических, аналитических и...
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconУчебно-методический комплекс опд. В. 07. Психотерапия (указывается...
Целью дисциплины «Психотерапия» является изучение и практическое освоение способов психологической помощи на основе полученных данных...
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconПрограмма дисциплины дпп. В. 00. История вокальных школ цель и задачи...
Данный курс формирует у студентов установку на осознание музыкального исторического процесса как целостного явления, в основе которого...
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconРабочая программа по дисциплине Страховое дело
Для реализации поставленной цели на основе полученных теоретических знаний и законодательных основ страховой деятельности необходимо...
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconИспользование разнообразных методов и приемов на уроке изобразительного искусства
В условиях модернизации российской системы образования на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации...
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconЦель игры: закрепление в процессе практической деятельности теоретических...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк /сп
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconПлан работы школьной библиотеки на 2012 2013 учебный год I. Вводная часть
Концепция и программа развития мбоу «Первомайская сош» филиала в селе Старокленское направлена на формирование личности, способной...
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconГодовой отчет анализ работы образовательного учреждения
Цель и задачи образовательной программы оу в 2011-12 учебном году. Цель программы: формирование открытого образовательного пространства...
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconТема. Развитие личности ребенка в условиях сельского социума на основе...
Цель: Создание условий для развития социально – адаптивной, конкурентно – способной, духовно – развитой, творческой, нравственной...
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи iconЦель и задачи воспитательной работы классного руководителя
Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск