Скачать 179.63 Kb.
|
Формирование особого стиля учебной деятельности, трансформирующей обучение в самообучение Пермякова Валентина Семеновна- учитель начальных классов, заместитель директора по ФГОС МОБУ Якутская городская национальная гимназия г. Якутск Республика Саха (Якутия) «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения». Г.Лихтенберг По программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) я работаю с 1995 года. Выпустила четыре класса. Мне нравится организовывать учебную деятельность, развивать у детей способности переходить от умственных действий к практическим и обратно. Стараюсь развивать в детях теоретичность суждений, гибкость мышления. Прививаю умения применять знания в новых ситуациях, а также учу детей выражать свои мысли и участвовать в обсуждениях. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Из вышесказанного вытекает актуальность данной работы. Объект: совместная научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся начальных классов. Предмет: Процесс развития творческих способностей младших школьников. Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи:
Гипотеза исследования: Если ребенок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. В ходе исследования были использованы следующие методы:
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в нем разработаны исходные теоретико-методологические основания организации исследовательской работы и обоснованы рациональные пути их реализации в педагогической практике. Новизна: выявление условия, новые подходы развития ключевых компетентностей учащихся. Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования данных рекомендаций учителями в начальных классов. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы помогут педагогам и другим работникам образования осмыслить процесс организации исследовательской деятельности учащихся. Основные направления работы по организации исследовательской работы учащихся начальных классов.Еще совсем недавно научно-исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялось с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В настоящее время школьные научные исследования уже не редки. Все чаще они ориентируются на решении актуальных практических проблем и служат эффективным способом активизации познавательной деятельности. Научно-практическая деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу. Три принципа организации научно-исследовательской деятельности:
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение. Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся:
Под руководством руководителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания. Специфика научно-практической деятельности школьников в том, что ее главная цель – самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Методы организации научно-исследовательской деятельности школьников:
Выбор методов зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовленности и личностных особенностей учащихся и руководителя. Знание возрастных и психологических особенностей учащихся и умение поддержать из интерес к исследованиям значительно повышает эффективность руководства научно-практической деятельностью. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата, возрастающий познавательный интерес, стремление к приобретению универсального образования ведут к формированию научно-мировоззренческих знаний школьников, что становится фундаментом их духовной культуры и определяет их жизненные позиции. Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:
Правила выбора темы исследований:
Следует запомнить, что выбор проекта это только начало. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется первое время на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при поиске методов изучения, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дело до логического завершения. Здесь уместно отметить еще один факт. Существует утверждение, что никогда никакая семья не дает ребенку того, что может дать школа; никакая самая лучшая школа не заменит семью. Поэтому только общими усилиями семьи и школы можно решать все вопросы работы с детьми.Разработка проекта является важной стадией работы ребенка, которая поможет ему больше узнать об исследуемом объекте. На каждой стадии работы по проекту детьми ведутся записи в индивидуальном рабочем журнале. В него заносятся все шаги, проходимые ребенком во время исследования. На всех этапах работы исследовательской деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. В данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы. Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Работа по организации исследований младших школьников требует от педагога немалых усилий. Из опыта работы по организации исследовательской деятельности«Любопытство - любознательность – познавательная потребность» - этими понятиями обозначается известная каждому педагогу «лесенка», ведущая к вершинам познания. 1 лесенка творчества: «Сочинения»Сочинение – значит, приводить в порядок свои мысли, свои знания. Сочиняя, мы описываем предметы и картины (это описание), либо рассказываем о событиях, повествуем (это повествование), либо связываем свои знания, сравниваем, спорим, делаем выводы (это рассуждение). Чаще всего сочинения бывают смешанные. Тематику сочинений определяют из разного уровня обобщения знаний и социального опыта детей. Выделено 2 основные группы тем:
Необходимо помнить четыре обязательных условия написания сочинений:
2 лесенка творчества: «Творческие задания»Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся:
Необходимо здесь: защита своей идеи, обсуждение, подведение итогов. 3 лесенка творчества: «Праздники читательских удовольствий»На таких уроках мы по разным темам выучиваем стихи, находим сказки, рассказы, подходящие к теме. И на основе разбора литературного слова учимся сочинять сказки, стихи, рассказы. Цель этих праздников:
4 лесенка творчества: «Мин теруччум»(Моя родословная) - совместные проекты с родителямиЭту работу мы провели в 3 классе. Положительные стороны этой работы:
Такие проекты учат детей выступать, согласованно работать с родителями, исследовать. 5 лесенка творчества: «Проекты внеклассных мероприятий»Вся воспитательная работа ведется в форме КТД – коллективно творческих дел. Весь класс разбит на 5 групп. Причем группы эти создаются в начале каждого учебного года по желанию детей. В 1-2 классах все мероприятия планировались совместно с родителями и учителем. В 3 классе – учащиеся сами с учителем. А в 4 классе – дети самостоятельно проектируют сценарии и план проведения мероприятий. Такие проекты учат детей умению выступать, быть организованными, творчески относиться к делу, быть самостоятельными. 6 лесенка творчества: «Защита проектов» - венец исследованияСоставной частью развития творческой деятельности учащихся является научно-исследовательская работа (НИР). Задачи включения учащихся в НИР:
Работу я начала в конце 3 класса. Перед каникулами дала задание: во время летних каникул – найти интересующую тему, понаблюдать и записать в виде заметок или дневника наблюдений или в виде реферата. Научно-исследовательская работа в 1-4 классах. День проектов – 1 раз в неделю.При работе над проектом необходимо поставить цели:
Учебно- педагогические задачи:
Проекты в 1 классе имеют форму: выступления по сочинению. Выслушиваем каждого выступающего и делимся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения. Во 2 классе – выполнение работы в виде рефератов. Проводится защита рефератов. В 3 классе – знакомлю с методикой проведения учебных исследований. Здесь проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Для проведения тренировочных занятий изготовила карточки с символическим изображением методов исследования:«подумать», «задать вопросы», «посмотреть в книгах», понаблюдать», «посмотреть в других источниках» На 1 этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс. 2 этап – по полученным картам, каждая группа приступает к своим обязанностям. 3 этап – просушивание каждой группы. 4 этап – сбор собранных сведений, анализ и обобщение. 5 этап – рефлексия - что мы должны делать дальше? 6 этап – издание своего проекта – в виде газеты, брошюры, книжки-малютки и т.д. В 4 классе – начинается индивидуальное научное исследование каждого учащегося.
Обобщив свой опыт, изучив соответствующую литературу, опыт других учителей, я согласна с их выявленными условиями творчества:
Раннее плавание, раннее хождение, раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа с разными инструментами и материалами дают огромный толчок развитию способностей.
Насколько возможно заранее окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность.
Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.
Желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что напряжение ума пойдет на пользу.
Не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать ЗА ребенка то, что может сам делать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься. Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников. Таким образом, исследовательская работа – это путь формирования особого стиля учебной деятельности, он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У школьников появляется потребность узнавать новое. Список использованной литературы
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Творческое саморазвитие и самореализация личности ученика и учителя в условиях модернизации образования» | Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления... Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для... | ||
Программа дисциплины дпп. В. 00 Проблемы духовного развития личности... Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных... | Отчёт по результатам опытно-экспериментальной работы за 2011 год по теме ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятие: самореализация, самовозобновление, социальное взаимодействие, социализация личности. Способствовать осознанию учащихся,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель и задачи : знакомство с характеристиками памяти человека, обучение работе с текстами, обучение приемам запоминания, отработка... | ||
Примерная программа наименование дисциплины Социально-экономическая статистика Цели и задачи дисциплины: основная цель курса формирование общей информационной культуры, расчётно-экономических, аналитических и... | Учебно-методический комплекс опд. В. 07. Психотерапия (указывается... Целью дисциплины «Психотерапия» является изучение и практическое освоение способов психологической помощи на основе полученных данных... | ||
Программа дисциплины дпп. В. 00. История вокальных школ цель и задачи... Данный курс формирует у студентов установку на осознание музыкального исторического процесса как целостного явления, в основе которого... | Рабочая программа по дисциплине Страховое дело Для реализации поставленной цели на основе полученных теоретических знаний и законодательных основ страховой деятельности необходимо... | ||
Использование разнообразных методов и приемов на уроке изобразительного искусства В условиях модернизации российской системы образования на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации... | Цель игры: закрепление в процессе практической деятельности теоретических... Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк /сп | ||
План работы школьной библиотеки на 2012 2013 учебный год I. Вводная часть Концепция и программа развития мбоу «Первомайская сош» филиала в селе Старокленское направлена на формирование личности, способной... | Годовой отчет анализ работы образовательного учреждения Цель и задачи образовательной программы оу в 2011-12 учебном году. Цель программы: формирование открытого образовательного пространства... | ||
Тема. Развитие личности ребенка в условиях сельского социума на основе... Цель: Создание условий для развития социально – адаптивной, конкурентно – способной, духовно – развитой, творческой, нравственной... | Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией |