Карагыс Соловей Алтая Повесть





НазваниеКарагыс Соловей Алтая Повесть
страница1/10
Дата публикации20.05.2015
Размер1.19 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
В. Г. Кушнаренко-Суртаева



Карагыс –

Соловей Алтая

Повесть
Горно-Алтайск 2008

Серия «София Ургас»
Содержание

==========================================================

Страница Название глав

==================================================

2 Содержание

3 Карагыс

12 В Казани

18 Тайны голубой папки

59 Соловей

69 Известность

72 Интервью

89 Миссия Хосе Аргуэлльеса

Карагыс
- Жду, не дождусь концерта Карагыс. Я готова слушать её всегда, и всегда с величайшим подъёмом.

- Карагыс? Наслышан о ней, но никогда не слышал её голоса.

- Ты шутишь?! Ты же здесь живёшь не первый год!

- Не довелось как-то. А встретиться, или хоть услышать, хочется давно. Отзывы о её голосе очень высокие.

- Я могу тебя с ней познакомить, пока она здесь, дома.

За столом оживлённо разговаривают двое людей, неравнодушных ко всему прекрасному. Гость Софии – Вадим, музыкальный руководитель национального театра Горного Алтая, изумительный человек из плеяды тех людей, которые, превозмогая земные невзгоды, отдают всего себя духовной жизни, стараясь преобразовывать даже всё самое негативное в жизни - в позитив. Он - из плеяды Бирбала, поэта-мудреца из окружения индийского правителя Акбара. Бирбал - единственный из придворных мудрецов решил загадку императора - как укоротить черту, начерченную на земле, не касаясь её. Он просто провёл рядом другую черту, несколько длиннее черты Акбара, чем и «укоротил» её.

София - женщина лет шестидесяти, знакомая со многими представителями своего алтайского народа. С Карагыс она тоже знакома. И теперь ей хочется познакомить друг с другом двух замечательных людей, которых уважает от всего сердца. Вадим в гостях у Софии, но за разговором, она забыла даже про чай, который остывает на столе. А гость, наверное, голоден.

- Соловья баснями не кормят! - спохватилась хозяйка и предложила гостю нехитрый обед.

Карагыс для Софии очень много значит. Любившая, как и Карагыс, с детства слушать таёжные мелодии то шума кедер, то звонкие песни ручьёв, то струи водопада, то пение птиц, София и человеческие голоса воспринимает как подарки Великой Матери-Природы. Несколько лет назад она пришла на концерт Карагыс, и та, как тайфун, ворвалась в сердце Софии, да так там и осталась. Потом их свёл случай, и они познакомились лично. И если до личного контакта, в сердце правил лишь голос Карагыс, то теперь поселилась в нём и сама Лиза. Лизонька…

Карагыс Ялбакова оказалась человеком, который по мироощущению был близок Софии, даже родной. И хоть встречались они не часто, ощущение духовной близости присутствовало всегда.

- А Карагыс – имя или псевдоним? – спросил Вадим.

- И имя, и сценический псевдоним – «Великая девушка», – отозвалась София.

- Но тюркское слово «кара» означает – «чёрный», - возразил гость.

- А также «Почтенный», «Великий» «Уважаемый», «Необыкновенный», и так далее. Так что я не ошиблась, - засмеялась София.

- Понятно. Но я слышал, что её называли чёрной девочкой.

- Ну и пусть называют, как хотят, даже сама Карагыс пусть переводит свой псевдоним, как хочет. Всё равно Лиза своим талантом и светлой душой доказала всему миру, что она - ослепительная певица и возвышенная натура. Значит, Великая Кыз, Кызымочка.

- Но почему не «Каракыз», раз «Кызымочка», а – «Карагыс»?

- Не знаю, Вадим. Давай при встрече у неё и спросим.

- А как ты с ней познакомилась, София?
- На концерте. Сначала пел мужчина. А я к тому времени уже во многом разбиралась, потому что сама пела уже много лет на самодеятельной сцене и в народном хоре. Хороший голос у того певца, но и у наших солистов не хуже, и я не обратила на него особого внимания. Потом, без объявления, вышла Карагыс. Сама объявила свой номер и запела. Знаешь, Вадим, она запела так, что я замерла и, кажется, даже дышать боялась, словно дыхание спугнёт впечатление. Она пела на алтайском языке, и это тоже оказало влияние на первое впечатление. Я не знаю алтайского, поэтому слова не мешали мне воспринимать её голос. Слова песни воспринимались мной, как дополнительное обрамление её голоса. Я непроизвольно встала с места. Хорошо, что была на последнем ряду, и никто в тот момент не вспугнул взлетевшее чувство радости от соприкосновения с необыкновенно- прекрасным.

- Ты тогда с ней и познакомилась? – уточняет Вадим.

- Нет. Тогда я ушла с концерта. Не могла больше никого слушать. Её голос тогда и поселился во мне. Я спешила к радио, если слышала его, просила включить кассету, если есть у друзей песни Карагыс. Но познакомилась спустя много лет, в Каракокше. В тот год я вернулась на родину, а Лиза приехала туда с концертом. Вот тогда она и вошла в моё сердце вторично.

- А сейчас вы общаетесь?

- Редко. Но у меня есть её телефон, и мне хочется познакомить вас друг с другом.

- О! Здорово!
Вскоре София встречала двух гостей. Они пришли к назначенному часу одновременно. Лиза и Вадим, ещё не представленные друг другу, поняли, кто они, потому что София сообщила Лизе о Вадиме и предложила встретиться. Так что они уже знали друг друга заочно.

И вот они сидят вместе, три человека, осознающие жизнь через красоту. Любовь к высоким идеалам определяет возможности людские. В этом София убеждалась не один раз. Сейчас она видит, как раскрывается для них прекрасная душа Карагыс, которая, почувствовав к себе теплоту и понимание, рассказывает о себе.

Вадим, всегда немногословный, внимательно слушает, а София думает, что она ничтожно мало знает о так любимой ею звезде певческого искусства. Лиза предстаёт перед ними как человек со всеми проблемами, которые сопровождают каждого, кто избрал путь служения -- Искусству, Творчеству, высокой Культуре человечества земного. София знает, что лишь в ценностях Культуры заключено самое светлое, самое священное, что есть на белом свете. Лиза – её современница и землячка, и ей дан Божий Дар – неповторимый голос и чистое сердце.

Сейчас Лиза сидит с ними и рассказывает о самом для неё важном – о своём сценическом служении. Она не рисуется. Она, возможно, даже не догадывается, что жить сердцем – есть Подвиг. И она совершает этот Подвиг, даже не подозревая его в своей жизни. Но его отчётливо видят её собеседники, почерпнувшие Знания из Учения Жизни, которое Лиза ещё не читала, но интуитивно живёт по его законам.
Вскоре Карагыс пригласила Софию и Вадима на свой концерт. Университетский актовый зал был полон. В проходах стояли те, кому не досталось мест, и даже в коридоре толпились люди. И взрослые, и дети слушали, затаив дыхание.

Друзьям хотелось поделиться впечатлением, но Лиза была занята, и Вадим с Софией пошли домой одни.

- Ну, вот! Теперь ты не понаслышке можешь судить об исполнительском таланте нашей Лизоньки, - пригласила к разговору Вадима София.

- Это – здорово! Это – потрясающе! – сияет огромными глазами Вадим, делясь впечатлением.

- На меня воздействует её голос даже без слов. Само качество её голоса имеет для меня особое значение – значение магнита. Магнита сердца. Её музыка – это её внутренний мир, который она выражает звуком голоса, -- горячо заговорила София.

- А ты знаешь, София, музыка ведь как живое существо. Она может говорить и о добре, и о зле, и о прекрасном, и о безобразном, о божественном и о самом низменном.

- А что ты услышал у Лизы? – интересуется София.

- Проникновение в самое сердце. Каждый свои чувства выражает по-своему, но одно непреложно: искренность чувств. Я ей поверил. Она искренна!

- А – голос?!

- О! Голос её выше всяких похвал, выше всех музыкальных инструментов, как и бывает у вдохновенных талантливых певцов. Ведь инструменты не могут иметь магнетизма голоса, как бы они ни были искусно и совершенно сделаны.

- Ну, да. Конечно. Голос – это идеальный природный инструмент, по образу которого и смоделированы все инструменты мира. А эффект, производимый пением, зависит от глубины чувства поющего, - добавляет София.

- Отлично сказано! Голос певца, умеющего сочувствовать, совершенно отличен от голоса бессердечного, как бы тот ни старался, - замечает Вадим.

- Да уж… я за время, что пела на самодеятельной сцене – поняла многое. Грудной голос даёт гораздо больший резонанс, чем внешний, носовой или плоский. У одних людей музыка не идёт дальше ушей. Другие допускают её до ума. Третьи чувствуют душой. Но четвёртые - пропускают музыку через сердце. Карагыс - из них

- Полностью согласен. Лиза представительница алтайского народа. А традиции любого искусства и даже науки возникают из интуиции того народа, к какому они принадлежат. Каждый народ, где бы он ни обитал, имеет традиции в искусствах, в танцах, в музыке. И каждый народ свои чувства выражает по-своему.

- Что ты хочешь этим сказать, Вадим?

- Лиза сочетает в себе совершенно естественно и свой национальный колорит, и общечеловеческий. А это – дорогого стоит!

- Я же тебе говорила, что она – совершенна! Она – неотъемлемая часть культуры как своего народа алтай-кижи, как всего Горного Алтая, так и культуры всего современного мира, подытоживает София.

- Потому я так и заинтересовался ею. И, как видишь, мнения наши с тобой совпали, - улыбнулся Вадим.

- Мне кажется, что Лиза стала нам очень близкой. Я рада, что мы теперь все вместе.

- И я рад. Спасибо тебе за знакомство. Но я очень мало знаю о кае. А это – огромный пласт культуры планеты. По-моему, Карагыс пыталась использовать кай.

- Нет. Но у неё есть нечто, очень близкое к каю. А о кае можно прочесть в книге «Алтайские героические сказания», что выпустил Институт Гумагнитарных исследований».

- А книга у тебя есть? – заинтересовался гость.

- Есть. Мне её подарил кайчи-сказитель Таныспай Боксурович Шинжин от ИГИ к моему шестидесятилетию.

- Здорово! Дай почитать.

- Конечно, - ответила София, снимая с полки толстую книгу.

- Ого! Книжища! Я думал почитать здесь.

- А я тебе сейчас прочту самое важное, - открывает нужную страницу хозяйка и читает: «У алтайцев кайчи, т. е. сказителем, принято считать не любого человека, который может передать целостные сюжеты эпических произведений ритмически организованной речью. Одним из главных условий признания сказителя как кайчи является его способность исполнять героическое сказание от начала до конца горловым пением под аккомпанемент двухструнного щипкового инструмента – топшуура.

Но существует и другой тип исполнительства, тоже традиционный – речитативный, без горлового пения.

Обучение эпическому искусству кая начиналось с ранних лет, когда детская память свежа и способна вобрать в себя всё то, что говорится взрослым человеком, тем более популярным и авторитетным сказителем. Учение, как, впрочем, и учитель, живёт жизнью эпических героев. Он верит тому, что сказано в эпическом произведении и сохраняет эту веру до конца своей жизни».

А вот ещё отрывочек: «Эпос алтайцев интонируется в необычной звукоподаче, называемой каем, и сопровождается игрой на чашечной шейковой лютне, где шейка и резонатор составляют одно целое – топшууре. В интонационной культуре у алтайцев кай занимает центральное место и является одним из наиболее устойчивых темброзвуковых идеалов. Алтайские сказители – кайчи – считались избранниками хозяйки Алтая и глубоко почитались носителями традиционной культуры…» Ну, кажется, достаточно! Насколько ёмко, конкретно и научно! Я очень люблю эту книгу.

- Почитать-то дашь?!

– Конечно! – подаёт София гостю книгу.

- А кай я полюбил сразу, как услышал его впервые.

- У нас? На Алтае?

- Нет. Ещё во Владивостоке. Я ещё очень люблю музыку тонкую, классическую.

- Ох, Вадим, а я очень жадная, что касается музыки. Мне не хватает теперь не только Лизы, Олега Атаманова, Шанти Оливера, но не хватает и тебя! Теперь мне хочется, чтобы Лиза обязательно услышала твои музыкальные темы, хотя бы только те, что наигрывал и напевал мне. И знаешь, что?! Запиши всё, что хочешь, на магнитофон. Это же совсем просто!

Когда-то давно я просила об этом Лизоньку. Я её убеждала записывать всё: и свои сочинения, и колыбельные на любом языке, и вообще всё-всё! Пусть это стало бы архивом. Пусть это не выйдет на сцену. Но это останется людям! Мы все недолговечны. Но то, что отдано – уже богатство земное!

- Ну, а что Лиза? – заинтересовался Вадим.

- Засмеялась, покивала головой в знак согласия. А записывает или нет – не знаю. Уж слишком она занята. Да и скромная чересчур. Другой бы звонил о себе на весь мир! Её, конечно, приглашают в разные страны, и ездит она с концертами, но, мне кажется, неохотно.

- А где она бывала?

- Всех стран, где была – не знаю, но точно знаю, что была во Вьетнаме. Ой, Вадим, ей там подарили белый шёлковый костюм с блескучим вышитым драконом на спине. Это чудо! Лиза в этом костюме просто прекрасна! Была она и в Европейских странах. Недавно пригласили в Канаду. Да лучше нам как-нибудь собраться всем и поговорить об этом. Сама-то она лучше расскажет.

- Ну, ладно. Согласен. Но у меня к тебе вопрос имеется. Ты-то сама, где петь училась?

- О-о-о! Вот это вопросик! Я же не певица.

- Но пела же полсотни лет!

- Не забывай, что я-то пела на самодеятельной сцене.

- Но ведь и на неё идут не все.

- Что ж! Я расскажу! Сам виноват – напросился, -- смеётся София. Она ставит на стол чай с печеньем и садится за стол напротив своего гостя.

Первым моим учителем музыки был церковный хор в селе Ынырга. До войны там была церковь, а в ней хор, поющий на восемь партий: женские – альты, сопрано, меццо-сопрано и контральто. Мужские -- басы, баритоны и теноры. И детская партия - дискант. Церковь до войны же и сожгли, но женщины-певчие не могли не петь молитвы, и собирались то у одной, то у другой по престольным праздникам. Приходили и к нам. Вот тогда, совсем в раннем детстве, я и стала подпевать им. У тёти моей было очень красивое контральто, у бабушки сопрано. Знала я все их молитвы. Они у нас пели на четыре голоса, и я подпевала ту партию, которую просили усилить или кого-то заменить.

- Здорово! – воскликнул Вадим.

- Ты, конечно, знаешь, что молитва – это гармония ритма, мелодии и слов, обращённых к Богу. Но это и раскрытие души. Мелодия молитвы проникает в души людей глубже, чем может проникнуть любое другое впечатление внешнего мира. Я полюбила Лизу, почувствовав в её исполнении то, что сроднило меня в детстве с молитвами, хоть она не поёт молитвы. Но Лизонька поёт высокочувствительным сердцем! Ты согласен со мной?

- Да, - кивнул головой собеседник.

- Молитвенная музыка и духовная музыка очень близки и могут вознести душу над пределами формы, над словами и действиями. Каждая молитва как преддверие того, о чём говорится в ней, но молитва – не заключение, скорее, она – ожидание последствий просьбы, ведь в ней просьба о будущем, а не о прошлом. Это как бы – врата в будущее. Его прообраз. А духовная музыка – это торжество! Торжество духа! И Лиза поёт – духовно! Торжественно!

- Кажется, я просил рассказать о себе, - напоминает Вадим.

- Да рассказывать-то, собственно, не о чем. Пела и пела. В девять лет меня Антон Юданов выпихнул на школьную сцену сплясать под новогодней ёлкой. Я сплясала вальс в своём исполнении. Степ тогда был очень модным. Антон старше меня на четыре года и был мне, как родной брат, хоть доводится не-то троюродным, не-то четвероюродным, - смеётся София. - У нас общий родич Николай Улагашевич Улагашев.

- Сказитель-кайчи? – удивляется Вадим.

- Ну, да! Да ты не удивляйся! Ты знаешь, сколько у него родственников?!

- Сколько?

- Наверное, не сосчитать! У Улагаша Улагашева, отца кайчи, было девять братьев. И сёстры были. И у каждого из них были дети. Обычно, много детей. Род Юдановых пошёл от сестры Улагаша. Так что мы с Антоном больше тянемся друг к другу не потому, что родственники, а потому что у нас много общих мыслей. Да и во время войны он оказался для меня нянькой заботливее, чем старшие родные сёстры. Так с детства и до старости я его и люблю, как родного брата.

- Значит, ты запела на сцене с девяти лет?

- Да. А в шестьдесят покинула. Я, когда уходила из ансамбля «Кружевница», заявила, что со сцены надо сходить, а не сползать, - весело шутит София. – Но я – не певица, Вадим. И одна петь не люблю. А вот многоголосие – моя стихия. При многоголосном пении пространство уплотняется, напрягается вибрациями голосов, как это происходит, например, при молениях или заклинаниях шаманов, когда они применяют сложенные у рта руки или трубы, или разные отверстия, чтобы, как бы уплотнить звук. При многоголосном пении такие усилия не нужны. Сами слитные голоса отворяют будущее…

- Вот и ладно! Ты сумела развить в себе интуицию, чтобы предвидеть действие музыки или молитвы на будущее, будь то будущее одной минуты или будущее целой жизни.

- Видимо, да. Доказательство этого – любовь к искусству пения Лизы. Да и - твоего! - взглядывает София на гостя.

- А молитвы поёшь? – спрашивает Вадим, словно не понимает намёка хозяйки на то, что она просит записать его свои мелодии на аудиокассету, и, конечно, подарить ей.

- Пою, но только тогда, когда ещё кто-нибудь поёт. Редко.

- А в церкви поёшь? – не унимается собеседник.

- Нет. В церковь я не хожу. Я придерживаюсь Учения Самого Христа, а не церковных догм… но, Вадим, это совсем другой вопрос.

- Почему – другой?! – искренне удивляется Вадим. – Ведь у нас не очерствело сердце! А в церковь идут, чтобы общаться с Богом. Людей ведёт к Богу Любовь!

- Я знаю, Вадим, что страшно, если у человека окаменелые мозги, но куда страшнее окаменелое сердце – «виарага», как называют его индусы! Любовь не может заставить сердце освободиться от чувства вечного долга перед Истиной. А Истина находится за пределами человеческих понятий. Молитвы выражают просьбы не о себе. В них возвеличивается Мать Света и Любви, Мать – Заступница, Мать Бога- Спасителя человечества. Именно эта запредельность щемит моё сердце, будоражит и возвышает.

Входя в церковь, я со своими сегодняшними знаниями становлюсь критиком церковных догм и их расшифровок. Но я не могу вмешиваться в сценарии служб! Поэтому, я иногда слушаю пение молитв на крыльце, где не слышу слов священника.

- Здорово!

- Я бы так не сказала. Но я думаю, что человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробуждает чувство прекрасного. И это чувство соединяет два мира – земной и неземной в одно целое. А это уже – крылья человеческому духу. И люди тянутся к светлому, божественному. А где им искать духовное, если не в церкви?!

- Но не калечит ли церковь души прихожан?!

- Думаю, калечит в какой-то мере, но не все… многие ищут ответы вне церкви, как мы с тобой. Люди стремятся или возвыситься, или погрязнуть. Тут уж каждый выбирает свой путь.

- А Лиза верит в Бога? – спрашивает Вадим.

- Я не спрашивала, но, кажется, она живёт по зову божественному и мне как-то было достаточно того, что дух её не заземлён.

- У нас тоже.

- Да, Вадим, Слава Богу, и у нас с тобой - тоже.

- А Улагашева ты как знаешь? – интересуется Вадим.

- О-о-о! Это вообще отдельная история. Я знала, что Улагашев мне родственник. Отец много рассказывал о нём своим частым гостям, и я слушала его рассказы. Но то, что я довожусь ему правнучатой племянницей, я не знала. В 1996 году меня попросила Ольга Дробышева, библиотекарь села Каракокши, помочь провести вечер его памяти. Мы его провели в школе. Но я уже не могла оставить работу по собиранию материалов о кайчи, нашем земляке. В 1997 году я хотела открыть уголок Улагашева, но учёные ИГИ, Института Гуманитарных Исследований, предложили открыть музей. И мы его открыли. Я ещё поработала с ним год как собирательница или создательница, не важно, но уехала жить в Горно-Алтайск и передала его Марии Викторовне Юдановой. С тех пор она и работает.

- Я вообще-то поинтересовался самим кайчи… -- напомнил Вадим.

- Он родился в верховьях реки Сара-Кокши, в местечке Кам-Тыт, а в шестнадцать лет ослеп. Но его сильная натура, а, главное, талант кайчи помогли ему справиться с бедой. Когда в стране, наконец-то, стали возвышать таланты-самородки, обратили внимание и на Улагашева. К нему приехал Павел Васильевич Кучияк и… они стали не просто знакомыми, но друзьями. Высокодуховные люди всегда тянутся друг к другу. Именно Кучияк возил его в Москву, где Улагашеву вручили Орден «Знак Почёта». Кстати, Улагашев – первый орденоносец в нашем Горном Алтае. А ты знаешь, Вадим, что его Алексей Максимович Горький назвал на съезде писателей Гомером двадцатого века?

- Да. Слышал.

- А давай-ка я прочту тебе о друзьях несколько строк из книги, что дала тебе сейчас, - берёт книгу у гостя София и читает: «Особая заслуга Кучияка состоит в том, что он выявил выдающегося сказителя Н. У. Улагашева (1861-1946), учителями которого были знаменитые сказители прошлого века Кыскаш, Кабак Тадыжеков, Кадыр Отлыков, Сабак Бочёнов и другие. Записанные от Николая Улагашева, а также слышанные когда-то Кучияком от Шонкора Шунекова и воспроизведённые теперь самим писателем по памяти эпические произведения, составили сборник на алтайском языке».

- Здорово! – произнёс гость своё любимое слово.

- Но я расскажу тебе, Вадим, то, что в книгах ещё нет. Это мне рассказал Антон Юданов. Представь себе театр одного актёра в аиле или на улице, когда приходят послушать его семьями. Кайчи начинает повествование, поёт несколько часов, но всего эпоса ему не закончить за один сеанс. Продолжение следует… завтра. Однажды он пел одно эпическое произведение девятнадцать вечеров подряд! Представляешь?! А отец мой рассказывал, что пламя очага от его голоса металось, как от ветра, и качалась кошма на двери аила. Он говорил, что «… у него голос был таким, какой было надо…». Короче, диапазон его голоса был в несколько октав.

- София, интересно, а каков диапазон голоса Карагыс?

- Четыре октавы. Я сама слышала её исполнение песен на очень низких тонах. Даже становилось страшно за Лизоньку. Но она почти сразу спокойно переходила - на контральто. Честное слово – уму непостижимо, что она вытворяет своим голосом! Но, признаться, я больше всего люблю её меццо-сопрано.
Долго ещё разговаривали София и Вадим о любимой певице. Слышала бы она, сколько комплиментов было сказано в её адрес! Но её с ними не было. Да это и неважно. В их сердцах жила любовь к ней, а только это и имеет значение.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Карагыс Соловей Алтая Повесть iconСлавянские воины и богатыри, былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель: знакомство с военным искусством славян и былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Карагыс Соловей Алтая Повесть iconСписок книг для чтения в 8 классе
Из древнерусской литературы: «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Повесть о Шемякином...
Карагыс Соловей Алтая Повесть iconРеферат по философии на тему: «Соловей русской философии»
Пение соловья знакомо чуть ли не каждому. Обладая неприметной буроватой окраской, соловей славится среди всех европейских птиц как...
Карагыс Соловей Алтая Повесть iconПлан мероприятий по проведению городской установочной сессии молодых...
«Будущее Алтая», с целью дальнейшего развития системы поиска и поддержки одаренных школьников г. Новоалтайска, повышения престижа...
Карагыс Соловей Алтая Повесть iconПрограмма по истории горного алтая пояснительная записка
Рабочая программа по истории Горного Алтая составлена на основе Концепции национально-регионального исторического образования Республики...
Карагыс Соловей Алтая Повесть iconПрограмма по истории горного алтая пояснительная записка
Рабочая программа по истории Горного Алтая составлена на основе Концепции национально-регионального исторического образования Республики...
Карагыс Соловей Алтая Повесть iconПервоисточники: Повесть временных
Повесть временных лет. Галицко-Волынская летопись : [сборник; пер с древнерусского] / [подгот текста и предисл. О. П. Лихачевой,...
Карагыс Соловей Алтая Повесть iconПоложение о проведении муниципального этапа краевого конкурса «Учитель года Алтая 2014»
Муниципальный этап краевого конкурса «Учитель года Алтая – 2014» проводится с 30. 11. 2013 по 06. 12. 2013 на базе мбоу «Гимназия...
Карагыс Соловей Алтая Повесть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проза Платонова глубоко философична, будь то сказки, написанные для детей как, например, «Неизвестный цветок», или повесть «Котлован»,...
Карагыс Соловей Алтая Повесть iconРассказ “Антоновские яблоки” Повесть “Деревня” Повесть “Суходол”...
Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые...
Карагыс Соловей Алтая Повесть iconА. А. Вовк Евангелие от Марка
Корректоры Головко Н., Горожанкина Л., Дьяченко М., Комарова А., Лихих И., Соловей Т
Карагыс Соловей Алтая Повесть iconТема урока Кол-во
Читать былину «Илья Муромец и Соловей-разбой-ник» и ответить на вопросы на стр. 35
Карагыс Соловей Алтая Повесть iconСтроительства гэс на малых реках Алтая: «За» и «Против»
Требования к оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике 12
Карагыс Соловей Алтая Повесть iconН. М. Карамзин «Наталья, боярская дочь» А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Садко»
Карагыс Соловей Алтая Повесть iconА. П. Анашкина (Кафедра новейшей отечественной истории, ауд. 314)
Особенности становления и функционирования адвокатуры в 1920-е годы (на материалах Алтая)
Карагыс Соловей Алтая Повесть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Х. К. Андерсена «Ромашка», «Цветы маленькой Иды», «Соловей», «Ель», «Есть же разница!»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск