Скачать 168.56 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины «Педагогика межнационального общения» для студентов специальности 050502.65– Технология и предпринимательство со специализацией «Автодело и техническое обслуживание автомобиля» Автор: Тегалева Т.Д., старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук Мурманского государственного гуманитарного университета. Цель освоения дисциплины «Педагогика межнационального общения»: - изученить этнокультурные и религиозные различия и их влияние на межнациональное общение; формирование у студентов культуры межнационального общения, обеспечение возможности успешно жить и функционировать в поликультурной стране, взаимодействовать с представителями различных национальностей. Основные задачи курса «Педагогика межнационального общения»:
В ходе изучения данной дисциплины студент должен знать:
Должен уметь:
В ходе изучения дисциплины студент должен владеть:
навыками профессионального накопления опыта формирования культуры межнационального общения Разделы дисциплины и примерное распределение учебного времени
Содержание практических занятий Тема 1. Этнос как социокультурная реальность План
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Что изучает педагогика межнационального общения? Её объект и предмет, цели и задачи. 2. Дайте определение понятию «культура межнационального общения». Каковы основные составляющие культуры межнационального общения? 3. Какова роль этнопедагогики в формировании культуры межнационального общения? 4. Дайте определение понятию «этнос». Каковы основные этнические идентификаторы? Кратко охарактеризуйте каждый из них. 5. Какова роль религии в формировании культуры межнационального общения? 6. Дайте определение понятию «национальная психология». Как учитывать национально-психологические особенности представителей разных национальностей при формировании культуры межнациональных отношений в многонациональном и поликонфессиональном коллективе? 7. В чём специфика формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе? Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Из предложенной учебной и справочной литературы выпишите основные определения понятий, оформите в таблицу «Категории педагогики межнационального общения»:
2. Прочитайте и законспектируйте статью Семёнова В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 37-43. Изложите свое мнение. 3. Прочитайте и прокомментируйте высказывание А.А. Прокоповича – Антонского о том, что «никто не родится в свет ни счастливым, ни добродетельным, ни просвещённым…худые и добрые свойства…зависят от первых впечатлений, от первых внушаемых…чувствований и понятий – от воспитания» (Антология педагогической мысли России 18 века. - М., 1985. С. 349). 4. Докажите, что в настоящее время переосмысливается трактовка понятий «интернациональное» и «национальное», взаимодействие национального и общечеловеческого, проиллюстрировав свой ответ примерами философских, этнографических, социологических исследований на выбор (Э. Баграмов, Ю.Б. Бромлей, М.С. Джунусов, Л.М. Дробижева, И.С. Кон и др.). Основная литература
Практическое занятие Тема 2. Этнопедагогика русского народа План 1. Своеобразие народной культуры и воспитания (по научным концепциям Н. Бердяева, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, В.А.Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др.). 2. Религиозные воззрения. Роль религии в формировании мировоззрения человека. 3. Традиционные русские народные праздники и обряды. 4. Семейные обряды и обычаи. Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Прочитайте ЛК 1, ЛК 7 Ключевского В.О., изложите его концепцию о формировании национального характера народов в зависимости от особенностей среды обитания (Материалы русской истории. Курс русской истории //http: //www. magister.msk.ru) 2. Изучив материалы 3, 5 и 6 литературных источников, изложите основные факты истории России, имеющие первостепенное значение для развития русского этноса. 3. Подготовьте сообщение о традиционных праздниках и обрядах русского народа. Основная литература 1. Белоцерковец Н.И., Васильев А.М., Назаренко Н.Н. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие, Издательство МГП, 2008. . — 168 с. 2. Насырова, М. Б. Этнопедагогика и этнопсихология : учеб. пособие /М. Б. Насырова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 137 с. 3. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие /Под ред. Д.И. Латышиной.- Ставрополь: Издательство СГПИ, 2008. — 168 с. 4. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов /Под ред. В.А. Сластёнина: Издательство: Академия, 2008. . — 566 с. 5. Тишулина С.Г. Формирование этнопедагогической культуры студентов: Учебное пособие.- Мурманск: МГПУ, 2009. – 65 с. 6. Материалы русской истории. Ключевский В.О. Курс русской истории /http: //www. magister.msk.ru Примерные зачетные тестовые задания (по материалам Поповой Н.Е.) Тестовые методики:
Упражнения: 1. Ситуационное использование стилей общения 2. Развитие навыков общения в жизненных ситуациях. Тексты для анализа межнационального общения людей: С. Кожевников "Живая вода". М. Алексеев "Хлеб - имя существительное" С. Залыгин " На Иртыше". Ф.Абрамов "Пряслины". А.Иванов "Вечный бой". Г.Марков "Соль земли". И.Шемякин "Атланты и кариатиды" В. Астафьев "Царь-рыба" и др. Картины художников Соломаткин Л.И. "Пикник". Виноградов С.А. "Дети". Рябушкин А.П. "Старички". Иванов С.В. "Немец". Тесты (по материалам Поповой Н.Е.)
4. Характерные черты представителя полиактивной культуры: а) терпеливый б) общительный в) пунктуальный г) любопытный д) ровный е) непоследовательный в реализации плана ж) занят своими делами 5. Характерные черты представителя моноактивной культуры: а) экстраверт б) любит уединение в) работает в фиксированное время г) график непредсказуем д) подгоняет факты е) опирается на проверенные источники информации ж) общительный 6. характерные черты представителя реактивного типа культуры а) интроверт б) любопытный в) почтительный г) пунктуальный д) использует связи е) невозмутимый ж) эмоционален 7. К представителям моноактивной культуры относятся: а) французы б) немцы в) испанцы г) финны д) американцы е) итальянцы ж) японцы 8.«…. - яркие представители реактивной культуры»: а) американцы г) англичане б) итальянцы д) японцы в) немцы е) финны
а) довольно жесткие правила протокола б) нормы общения и этикета упрощены в) обращения и приветствия имеют различные формы г) сложный ритуал
а) нетерпимостью к иноверцам в) демократичностью нравов б) щедростью и гостеприимством г) любезностью и обходительностью
а) Франция г) США б) Бразилия д) Италия в) Швейцария е) Нидерланды 12. В таких странах, как … и … большое значение придают ритуалам. а) Австралии г) Швеции б) Германии д) Англии в) Китае е) Испании Ключ к правильным ответам:
За каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Сумма баллов за правильные ответы составляет 25 баллов. При количестве баллов от 23 до 25 студент получает оценку «отлично»; при количестве баллов от 22 до 20 – «хорошо»; при количестве баллов от 19 до 17 – «удовлетворительно». Примерный перечень вопросов к зачету
Примерная тематика рефератов
10. Религиозный состав населения Мурманской области. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: Основная литература 1. Белоцерковец Н.И., Васильев А.М., Назаренко Н.Н. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие, Издательство МГП, 2008. - 168 с. 2. Беляева М. А., Бессонова Н. Н., Ветошкин С.А. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студентов вузов /[Алмазов Б. Н. и др.]; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: Издательский центр: Академия. — 2006. — 192 с. 3. Брик Л.В. Средства массовой информации в формировании ценностных ориентаций молодёжи /Л.В. Брик.- Мурманск: Изд-во МГТУ, 2011. -136 с. 4. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /В.Г. Крысько, 6-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с. 5. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 303 с. 6. Насырова, М. Б. Этнопедагогика и этнопсихология : учеб. пособие / М. Б. Насырова. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 137 с. 7. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие /Под ред. Д.И. Латышиной.- Ставрополь: Издательство СГПИ, 2008. - 168 с. 8. Синкевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. – Спб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2009. – 203 с. 9. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов /Под ред. В.А. Сластёнина: Издательский центр: Академия, 2008.- 566 с. 10. Тишулина С.Г. Формирование этнопедагогической культуры студентов: Учебное пособие.- Мурманск: МГПУ, 2009. – 65 с. 11. Философский словарь /Под ред. М.Н. Розенталя, П.Ф. Юдина. – М.: Изд-во политической литературы, 2008. 12. Цылев В.Р. Трансформация ценностей молодёжи Мурманской области (анализ материалов социологического исследования): монография /В.Р. Цылев. – Мурманск: Изд-во МГГУ, 2007. – 111 с. http: //www. Дополнительная литература
3. Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи / В.Е. Семёнов // Социологические исследования.- 2007. - № 4. - С. 37-43. 4. Таран Ю.Н. О возрождении школьного воспитания: из опыта региона/ Ю.Н. Таран // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 50- Электронные источники
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Педагогика межнационального... Технология и предпринимательство со специализацией «Автодело и техническое обслуживание автомобиля» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Вопросык зачету по курсу «Социальная педагогика и педагогика межнационального... Экзамен по дисциплине «Социальная педагогика» является итоговой формой контроля знаний студентов | ||
Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7 «Основы психоконсультирования» является профессионально-ориентированным курсом в системе подготовки студентов педагогического университета,... | ||
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 1 Культура общения и речевое поведение для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые... Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических... | Дисциплина «Русский язык, культура речи и делового общения» «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Коммуникации в организации глава 10. Современные представления о психологии общения «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент в молодежной... |