Скачать 393.24 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД.Ф.3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности 050708.65 Педагогика и методика начального образования, 050708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика
1.3 Пояснительная записка: Владение словом – основа профессиональной подготовки журналиста, поэтому изучение истории отечественной литературы составляет фундамент специального образования студента, избравшего данный вид деятельности. Чувствовать слово, понимать его внутреннее богатство, емко и образно выражать с помощью слова мысль – этому студент учится у великих мастеров русской литературы. Литература дает студенту множество примеров выражения ведущей авторской идеи через сюжетно-композиционную структуру произведения, через мотивированный подбор изобразительно-выразительных средств. Знакомство с художественной литературой позволяет студенту вырабатывать собственный стиль, составляющий творческую индивидуальность каждого, кто избрал слово своим оружием, а сочинительство – профессией. Задачи курса:
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени.
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. 1. Древнерусская литература. Литература Киевской Руси. Переводная литература; летописание; «Повесть временных лет»; публицистика; житийная литература; «Слово о полку Игореве». Литература второй трети XIII-XIV веков. Воинские повести о татарском нашествии; «Задонщина»; житийная литература; «Моление Даниила Заточника». Литература XV-XVI веков. Областное летописание; оригинальные произведения областной литературы («Хождение за три моря», «Повесть о Петре и Февронии»); публицистика XVI века и творчество Ивана Пересветова. Литература XVII века. «Смутное время» в древнерусской литературе и творчество А. Палицына; героическая тема в литературе первой половины века; переводная литература и авантюрные сюжеты в древнерусской литературе («Повесть о Карпе Сутулове»); отражение конфликта поколений в литературе («Повесть о Горе-злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве»); русский Фауст («Повесть о Савве Грудцыне»); демократическая и смеховая литература; церковный раскол и творчество Аввакума; стихотворство и драматургия конца XVII века и творчество Симеона Полоцкого. 2. Литература XVIII века. Литература Петровской поры. Барокко в литературе Петровского времени. Классицизм – ведущее направление второй трети XYIII века. Социально – политические, философские, эстетические предпосылки становления направления. Рационализм, нормативность, иерархичность как основные признаки классицизма. Своеобразие классицизма в России. В.К. Тредиаковский. М.В. Ломоносов. А.П. Сумароков. Демократизация литературы в 60-70-е годы XVIII века. Развитие журналистики. Сентиментализм – направление конца XVIII века. 3. Литература первой трети XIX века Общая характеристика литературы первой трети XIX века. Связь литературной жизни с событиями войны 1812 года, движения декабризма и его поражением в 1825 году. Периодизация. Литературные объединения начала века. Литературное творчество В.А. Жуковского.К.Ф. Рылеева.И.А. Крылова. Жизнь и творчество А.С. Грибоедова. Жизненный путь А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Трагедия «Борис Годунов». «Евгений Онегин». Цикл «Повестей Белкина». «Капитанская дочка». Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта. Основные поэмы и драмы Лермонтова. Проза М.Ю. Творческий путь Н.В. Гоголя. Проблема творческого метода в циклах «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Комедия «Ревизор». Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. Поэма «Мертвые души».
Литература 1840-х годов. Общая характеристика Социально-политическая обстановка эпохи. Идеалы культуры и просвещения с точки зрения официальной идеологии, смысл уваровской формулы “самодержавие - православие - народность”. Столичные кружки и салоны 1830-1840-х годов и их роль в духовном становлении русской интеллигенции. Натуральная школа, круг идей и эстетика, европейские и русские истоки ее поэтики. Смысл формулы Белинского: “Гоголь - отец натуральной школы”. Сборник “Физиология Петербурга” и “Петербургский сборник” - манифесты нового литературного направления. Роль журнала “Современник” в отстаивании и пропаганде новой эстетики. И.С. Тургенев. Жизненный путь, основные вехи. Культурно-идеологическая и политическая позиция Тургенева, Тургенев как западник-либерал, его отношение к консерваторам и революционерам-радикалам, отношение к реформе 1861 года. “Записки охотника”. История создания цикла, его идеологический пафос. Социальная, национальная и общекультурная, философская тематика. Любовная повесть Тургенева. Любовь как наслаждение, раскрепощающее личность, и иррациональная стихия, влекущая к гибели в повестях “Затишье”. “Переписка”, “Первая любовь”, “Вешние воды”. Роман “Дым”, его социально-политическая и философская проблематика. Исторические прототипы образов революционеров-эмигрантов. Потугин - новый тип героя-идеолога, его точка зрения на настоящее и будущее России и Европы. Идея трагического хода мировой истории, смысл названия романа. Творчество И.А. Гончарова. Основные вехи биографии, первые литературные опыты. Роман “Обыкновенная история”. Конфликт “прекраснодушного” романтизма и трезвого практицизма в произведении. Романтические маски Александра Адуева (сентиментально-элегическая, байроническая и др.) в столкновении с “реальной действительностью”. Поэтика романа: ирония и юмор, роль пушкинских реминисценций, элементы гоголевской образности и стилистики. Белинский о романе Гончарова как живой классике “натуральной школ”. Творчество Н.А. Некрасова. Основные вехи биографии. Первые поэтические опыты в романтическом духе (сборник “Мечты и звуки”). Разрыв с романтизмом и переход на позиции реалистической эстетики, редактирование сборника “Физиология Петербурга” и “Петербургского сборника”. Тематическая, персонажная и языковая прозаизация лирики, усиление в ней роли сюжетного начала. Тематическое многообразие лирики Некрасова. Некрасов-сатирик, объекты сатиры в стихотворениях “Современная ода”, “Нравственный человек” и др. Своеобразие литературы 1850-1860-х годов. Общая характеристика. Изменение общественной и литературной атмосферы в России после европейской революционной волны 1848 года и начала “мрачного семилетия” николаевского царствования. Доктрина “чистого искусства”, ее европейские и русские культурные истоки и художественное преломление в поэзии А.А. Фета, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Л.А. Мея, Н.Ф. Щербины. Вопрос о принадлежности к поэтам “чистого искусства” Ф.И. Тютчева, А.. Толстого. Творчество А.А. Фета. Дуализм личности и судьбы - Фет как поэт и помещик-прагматик. Основные темы лирики поэта. Понятие суггестивной лирики. Импрессионистический характер поэзии Фета. Образы европейского искусства и античности в поэзии Фета. Антологическая лирика. Фет как поэт-новатор. Влияние философии А.Шопенгауэра на творчество и мировоззрение Фета. Критика о его поэзии. Творчество Ф.И. Тютчева. Важнейшие моменты биографии и основные этапы творчества. Философский характер тютчевского романтизма, связь с “натурфилософией” Шеллинга. Тютчев-пантеист: концепция природы как живого организма. Любовная лирика Тютчева. Стихотворения «Денисьевского” цикла. Трагизм и психологизм тютчевской любовной лирики. Творчество А.Н. Островского. Творчество Островского второй половины 1850-х годов. Кризис патриархальной идиллии “страны Замоскворечья”. Симпатия к либеральному критицизму. Обличительная направленность и элементы тенденциозной драмы в пьесах “Воспитанница”, “Доходное место”. Самодурство в понимании Островского и Добролюбова. Драма “Гроза”. Психологический, социальный и исторический смысл конфликта Катерины с царством самодуров. Религиозные мотивы пьесы. Своеобразие жанра. Критика о пьесе Островского. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Цикл “Губернские очерки”, обличение типов и образа жизни помещиков и чиновников николаевской эпохи, прием “сгущения красок”, элементы гротескной образности, народная тема в цикле, славянофильский пафос и фольклорная стилистика в изображении народной Среды. “Сказки для детей изрядного возраста”. Сквозные темы и узловые проблемы сказочного цикла. Философский потенциал сказок и особенности их поэтики: аллегорическая и фантастическая образность, моралистичность, языковой комизм, традиция жанров басни, притчи и народной сказки.
События первых лет революции в оценке А.Блока ("Интеллигенция и революция"), М.Горького ("Несвоевременные мысли"), В.Короленко (письма к А.Луначарскому), И.Бунина ("Окаянные дни"), В.Розанова ("Апокалипсис нашего времени"), а также В.Маяковского, И.Шмелева, З.Гиппиус и других. Размежевание писателей в отношении к революции и советской власти. Эмиграция и депортация русской интеллигенции, в том числе литераторов - И.Бунина, Л.Андреева, А.Куприна, Д.Мережковского, В.Набокова, В.Ходасевича, И.Шмелева, Б.Зайцева и многих других. Отъезд в 1921 году за границу М.Горького. Литературные группировки 20-х годов. Причины возникновения. "Пролеткульт". Программа. Представители. Идеологическая платформа. Литературная политика Пролеткульта. Содержание и форма поэзии и прозы. Активизация литературной жизни в начале двадцатых годов. Появление новых писательских имен, новых литературно-художественных журналов. Возникновение и активное противостояние многочисленных литературных группировок. Споры о путях развития новой литературы, ее месте в общественной жизни, особенностях содержания и формы ее произведений. Проблемы традиций и новаторства в литературных дискуссиях двадцатых годов. Позиции и творчество так называемых попутчиков. Резолюция ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы". 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
З А Н Я Т И Е № 1. «Повесть временных лет» (2 ч.)
План анализа записи.
Литература и задания.
З А Н Я Т И Е № 2. «Слово о полку Игореве»
Литература и задания.
Темы: 1. Прикасаясь к прошлому… 2. Автор «Слова» и его произведение. 3. Текст и краски художника. Можно придумать тему самому.
З А Н Я Т И Е № 3. Проблемы отцов и детей в бытовых повестях XVII века.
Литература и задания.
З А Н Я Т И Е № 4. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Сообщения.
Литература.
З А Н Я Т И Е № 5. Специфика древнерусской литературы.
Литература и задания.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6. «ПОВЕСТЬ О ВАСИЛИИ КОРИОТСКОМ» КАК ОБРАЗЕЦ ПРОЗЫ ПЕТРОВСКОЙ ПОРЫ. Основные понятия: автор, авторская позиция, мотив, сюжет. Цель анализа заключается в стремлении не только выявить своеобразие жанра «Гистории», возникшего на пересечении нескольких преемственных линий, но и доказать, что эклектичность формы преодолевается пафосом прославления петровских преобразований, который и придает «Гистории о Василии Кориотском» художественную выразительность. Литература:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7. СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ОДЫ» Основные понятия: Литературный жанр, литературный род, жанровая разновидность, метафора, гипербола, эпитет, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, сюжет, композиция художественного произведения. Целью является стремление выявить специфические свойства жанра торжественной оды, занимавшего ключевые позиции в жанровой иерархии русского классицизма. На обсуждение со студентами выносятся следующие проблемы: 1. Место оды в классицистической системе жанров. Переосмысление значимости жанра в русском классицизме. Своеобразие жанра торжественной оды (специфика предмета, композиции, языка, художественно – выразительных средств); 2. Структурообразующие признаки оды (одический восторг, одическое парение, лирический беспорядок) и их реализация в художественной практике Ломоносова, Сумарокова, Тредиаковского; 3. А.П. Сумароков об оде («Эпистола о стихотворстве»). Отношение поэта к одическому творчеству Ломоносова («Оды вздорные»). Какие погрешности против правил одописи усматривает Сумароков в ломоносовских одах? 4. Идейно – художественное своеобразие рассматриваемых од.
Литература: 1. Москвичева Г.В. Русский классицизм. – М., 1986; 2. Алексеева Н.Ю. Русская ода: Развитие одической формы в XVII – XVIII веках. – СПб.: Наука, 2005. (Часть III. Классицистическая ода). – С. 173 – 261. 3. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2003. – С. 72 - 95 (глава «Жанровые разновидности оды в лирике М.В. Ломоносова»); 4. Западов А.В. В глубине строки. – М., 1972 (гл. «Умение читать оду»); 5. Гаспаров М.Л. Стиль Ломоносова и стиль Сумарокова – некоторые коррективы.// Новое литературное обозрение. – 2003. - № 59; 6. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 2002. – С. 241 – 242; 7. Купреянова Е.Н., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. – Л., 1976. – С. 128 – 136; 8. Кожевникова Н.А. «Оды торжественные» А.П. Сумарокова: язык и стиль // Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777): Жизнь и творчество: Сборник материалов. – М.: Пашков дом, 2002. – С. 98 – 133. 9. Державин Г.Р. Рассуждение о лирической поэзии или об оде// Державин Г.Р. Избранная проза. – М., 1984. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 8. Г.Р. ДЕРЖАВИН. «ЕВГЕНИЮ. ЖИЗНЬ ЗВАНСКАЯ». Основные понятия: идиллия, дружеское послание, элегия, хронотоп, композиционные приемы контраста, параллелизма, анафора, метафора, автобиографические мотивы, литературная традиция. Цель анализа: показать, как Державин, соединяя возможности жанра дружеского послания, идиллии, элегии, оппонирует Жуковскому и насыщает текст целым комплексом философских идей, которые превращают стихотворение в развернутую метафору. Проблемы, на которые необходимо обратить внимание при изучении державинского стихотворения:
Литература:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9. КОМЕДИЯ А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».
а) развитие А.С. Грибоедовым жанра высокой комедии. «Недоросль» Фонвизина и «Горе от ума» Грибоедова; б) реалистическая основа жанра «Горе от ума». ЗАДАНИЕ: проследить по тексту развитие личной и общественной драмы Чацкого. в) И.А.Гончаров о художественной форме «Горя от ума».
ЗАДАНИЕ: а) проанализировать систему образов; б) выявить идейно-художественную роль внесценических персонажей; в) отметить и определить значение слов «под занавес».
ЛИТЕРАТУРА:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА.
а) проследить по стихотворению «Осень» изображение картин национальной русской жизни; б) сложное содержание образа лирического «Я» и его взаимоотношений с миром; в) какие задачи выполняются в стихотворении «Осень» элегическими традициями (выявить их) и эпиграфом. г) «Осень» как изображение творческого процесса.
а) какие связи намечаются между человеком и миром в стихотворении «...Вновь я посетил»? б) идейно-художественный смысл параллелизма человека и природы в стихотворении. в) Основа философского оптимизма Пушкина. Сравнить содержание этого стихотворения с «Брожу ли я вдоль улиц шумных». г) особенности формы стихотворения. ЛИТЕРАТУРА: 1. Г.П. Макогоненко. Творчество А.С. Пушкина в 30-е годы. – Л., 1974. 2. Н.В. Измайлов. Очерки творчества Пушкина. – Л., 1976. 3.Ю.М. Лотман. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. – С. 511 – 516 (статья «Две «Осени»). ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №11. ИДЕЙНО – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ ФЕТА А.А. 1.Почему лирику Фета относят к «чистой поэзии»? Прокомментируйте такие понятия, как суггестивная поэзия, импрессионистичная лирика. Теоретические положения проиллюстрируйте текстами. 2.Почему лирику Фета сравнивают с пуантилизмом в живописи? Охарактеризуйте своеобразие эпитетов и метафор в лирике Фета. Чем можно объяснить «зыбкое переносное значение», когда ассоциация рождается только контекстом? («румяное сердце розы»). 3.Лирику Фета называют музыкальной. Назовите особенности строфики, ритма, рифмы стихотворений поэта. 4.Каково назначение чередования «коротких» и «длинных» строк в стихотворении «Бабочка» (1884 г.), «Сны и тени» (1859 г.)? 5. Охарактеризуйте дольниковый строй в стихотворениях «Свеча нагорела. Портреты в тени», «Измучен жизнью, коварством надежды». 6.Каково назначение сочетаний двусложного размера с трехсложным в стихотворении «Давно в любви отрады мало: Без отзыва вздохи, без радости слезы»? Каково назначение сочетания трехсложных размеров (анапеста и дактиля) в стихотворении «Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер»? 7. Каково назначение чередования рифмующихся строк с белыми в стихотворениях «Заиграли на рояле», «Как ясность безоблачной ночи…»? 8.Какова роль в создании мелодики стиха словесных повторов (повторов строф)? (см. стих. «Фантазия», «Я тебе ничего не скажу», «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…»). 9. Изучив работы Ю.М.Лотмана, Л.М.Лотмана, М.Л. Гаспарова, назовите возможные пути анализа поэтического текста, прокомментируйте их, пользуясь работами указанных литературоведов. Что предполагает имманентный анализ стихотворения? 10. Назовите 3 уровня анализа поэтического текста. Теоретические положения проиллюстрируйте примерами конкретного анализа. 11. Учитывая своеобразие анализа поэтического текста, предложите возможные прочтения стихотворения А.А. Фета (по выбору студента). Литература: - Фет А.А. Сочинения в 2-х томах. – М., 1982. - Фет А.А. Стихотворения и поэмы. – Л., 1986. - Асланова Г. «В плену легенд и фантазий» // Вопросы литературы – 1997 - сент. – окт. – с. 161-196. - Баевский В.С. История русской поэзии 1730-1980. Гл. 7 «Фет. Некрасов». – М., 1996. – с. 161-168. - Благой Д.Д. Грамматика поэмы (об одном стихотворении Фета) / Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. В 2-х т. Т. 2. – М., 1979 – с. 18-303. - Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: Очерк жизни и творчества. – Л., 1990. - Гаспаров М.Л. «Уснуло озеро» Фета и палиндромон Минаева. Поэтика пародии / Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – М., 1995. - Гаспаров М.Л. А. Фет безглагольный / Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – М., 1995. - Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною…» (Методика анализа стихотворного текста) // Русская речь – 1997 - № 1 – с. 9-21. Составить тезисы работы. - Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977. - Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972. - Курляндская Г.Б. Философские мотивы в поздней лирике Фета. - Контекст. 1988. - Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М., 1972. – с. 11-18, 113-126. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12. М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. СКАЗКИ 1.Когда и почему Салтыков – Щедрин обращается к жанру сказки? Продиктовано ли это обращение - внутренней эволюцией его творчества? - Временем? - Творческим экспериментом автора? 2.Согласны ли Вы с утверждением С. Макашина: «Сказки» - «это как мазурки Шопена, в которых в миниатюре содержится все творчество композитора». Свое утверждение обоснуйте, используя тексты «Сказок», восстановив темы, образы, проблематику известных Вам произведений писателя. 3.Охарактеризуйте поэтику «Сказок». Тексты: М.Е. Салтыков – Щедрин. «Сказки». Литература: - Бушмин А.С. Сказки Салтыкова – Щедрина. – Л., 1976 (конспект). - Лебедев Ю.В.Русская литература второй половины 19 века. – М., 1990. – с. 258-276. Составить тезисы работы. - Макашин С.А. Салтыков – Щедрин. Последние годы. 1875 – 1889. Биография. – М., 1989. – с. 343-367. Составить тезисы работы. - Никифорова В.Ф. сказки в кругу сатирических произведений М.Е. Салтыкова – Щедрина / Анализ художественного произведения в контексте творчества писателя / под ред. М.Л. Семеновой – с. 119 – 131(конспект). ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ Ф.И. ТЮТЧЕВА 1.Определите понятия: «чистая поэзия», «философская лирика». 2.Согласны ли Вы с утверждением Ю.М. Лотмана о том, что в наследии Тютчева можно увидеть наличие «прямо противоположных решений одних и тех же вопросов»? Свое мнение аргументируйте. 3.Изучив предложенную литературу, обозначьте основные проблемы, связанные с изучением творчества Тютчева. 4.Изучив предложенные литературоведческие работы, сделайте анализ одного из стихотворений Тютчева в письменном виде. Литература - Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Учебное пособие. – М., 1981. - Григорьева Л.Д. Слово в поэзии Тютчева. – М., 1980. - Динессман Т.Г. Летопись жизни и творчества Тютчева. – М, 1992. - Коровин В.И. Русская поэзия 19 века. – М., 1983. - Королева Н.В. Тютчев. / В сб.: Поэтический строй русской лирики. – Л.: Наука, 1979. – с. 147-160 (образец конкретного анализа стихотворения). - Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. С.соч. в 3-х тт. – Таллин, 1993 – Т.3 стр. 145-172. (конспект). - Маймин Е.Д. Русская философская поэзия. Поэты – любомудры. А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. – М., 1976. – с. 143-184. - Николаев А.Л. Судьба поэтического наследия Тютчева 1822-1836 гг. и текстологические проблемы его издания. // Русская литература - 1979 - № 1 – с. 128-143 (тезисы). - Озеров Л.А. Поэзия Тютчева. – М., 1975. - Орлов О.В. Поэзия Тютчева. – М., 1981. - Петров А. Личность и судьба Ф.Тютчева. – М., 1992.
Практическое занятие №14-15 |
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» Копылов А. В., к ф н., доцент кафедры английского языка и английской филологии мгпу | Пояснительная записка в настоящее время активная молодежная политика... Грашевская О. В., канд ист наук, доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодежью, Сапрыкин В. П. – к п н., доцент... | ||
Пояснительная записка: Курс «Теория и практика перевода» А. В. Копылов, к филос н., доцент кафедры английского языка и английской филологии ффиж мгпу | Мгпу учебно-методичекий комплекс дисциплины Рецензенты: Иванчук Н. В., к п н., доцент кафедры математики и мом мгпу, Беляев Владимир Яковлевич кандидат физ мат наук, доцент... | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Меньшакова Мария Юрьевна, к б н., доцент кафедры биологии и химии мгпу | Учебно-методический комплекс Антошина С. А., канд филол наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания мгпу | ||
Пояснительная записка: в современном динамично развивающемся глобализируемом... Паламарчук Максим Леонидович — аспирант мгпу; кандидат философских наук, доцент кафедры Кимктяиж мггу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета... | ||
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» Автор программы: Р. М. Гафаров, кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу | Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л «система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Доцент кафедры психологии развития и инноваций Института психологии социологии и социальных отношений гбоу впо мгпу, к психол н.,... | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 5 Полиграфический... ... | ||
Учебно-методический комплекс О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу | Учебно-методический комплекс Рецензенты: О. Н. Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (мгпу) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: Короткова Т. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Кимктяиж мгпу | Учебно-методический комплекс дисциплины А. В. Копылов, к ф н., доцент кафедры английского языка и английской филологии ффиж мгпу |