Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка





Скачать 393.24 Kb.
НазваниеЛитвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка
страница1/2
Дата публикации16.09.2013
Размер393.24 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД.Ф.3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности 050708.65 Педагогика и методика начального образования, 050708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика



    1. Автор программы Литвин Виктория Богдановна, к.п.н., доцент кафедры литературы МГПУ.


1.3 Пояснительная записка:

Владение словом – основа профессиональной подготовки журналиста, поэтому изучение истории отечественной литературы составляет фундамент специального образования студента, избравшего данный вид деятельности. Чувствовать слово, понимать его внутреннее богатство, емко и образно выражать с помощью слова мысль – этому студент учится у великих мастеров русской литературы. Литература дает студенту множество примеров выражения ведущей авторской идеи через сюжетно-композиционную структуру произведения, через мотивированный подбор изобразительно-выразительных средств. Знакомство с художественной литературой позволяет студенту вырабатывать собственный стиль, составляющий творческую индивидуальность каждого, кто избрал слово своим оружием, а сочинительство – профессией.

Задачи курса:

  1. дать студентам представление о причинах рождения русской литературы и связи ее содержания с историческим развитием русского государства;

  2. познакомить со спецификой русской литературы, обусловленной стоявшими перед ней историческими целями и особенностями внутреннего развития страны;

  3. представить ведущие жанры русской литературы и их эволюцию на примере лучших произведений русской литературы;

Студенты должны знать:

  1. специфику и жанровый состав русской литературы;

  2. крупнейшие произведения 11- 20 вв.;

  3. принципы изображения мира и человека в произведениях русских авторов.

Студенты должны уметь:

  1. конкретными примерами из текстов раскрывать специфические черты русской литературы;

  2. применять получаемые в области теории литературы знания при анализе художественных, публицистических и других текстов русской литературы;

  3. связывать трактовку жизненных ситуаций, составляющих сюжет, со своеобразием мышления автора;


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:



п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-ёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050708 Педагогика и методика начального образования

3

4

6

7

96

64

48

32

28

18

20

14

-

-

48

32

-

экзамен

2.

050708 Педагогика и методика начального образования с доп. спец. социальная педагогика

3

5

6

78

52

42

28

24

16

18

12

-

-

36

24

-

экзамен


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени.

№ п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего аудит

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Древнерусская литература

16

10

6




16

16

10

6




12

2.

Русская литература 18 в.

18

12

6




18

12

6

6




12

3.

Литература первой трети 19 века.

14

8

6




14

144

8

6




12

4.

Литература второй половины 19 века.

18

10

8




18

14

8

6




12

5.

Литература 20 века.

14

6

8




14

14

8

6




12




Всего:

80

46

34




80

70

40

30




60


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

1. Древнерусская литература.

Литература Киевской Руси. Переводная литература; летописание; «Повесть временных лет»; публицистика; житийная литература; «Слово о полку Игореве».

Литература второй трети XIII-XIV веков. Воинские повести о татарском нашествии; «Задонщина»; житийная литература; «Моление Даниила Заточника».

Литература XV-XVI веков. Областное летописание; оригинальные произведения областной литературы («Хождение за три моря», «Повесть о Петре и Февронии»); публицистика XVI века и творчество Ивана Пересветова.

Литература XVII века. «Смутное время» в древнерусской литературе и творчество А. Палицына; героическая тема в литературе первой половины века; переводная литература и авантюрные сюжеты в древнерусской литературе («Повесть о Карпе Сутулове»); отражение конфликта поколений в литературе («Повесть о Горе-злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве»); русский Фауст («Повесть о Савве Грудцыне»); демократическая и смеховая литература; церковный раскол и творчество Аввакума; стихотворство и драматургия конца XVII века и творчество Симеона Полоцкого.

2. Литература XVIII века.

Литература Петровской поры. Барокко в литературе Петровского времени.

Классицизм – ведущее направление второй трети XYIII века. Социально – политические, философские, эстетические предпосылки становления направления. Рационализм, нормативность, иерархичность как основные признаки классицизма. Своеобразие классицизма в России. В.К. Тредиаковский. М.В. Ломоносов. А.П. Сумароков.

Демократизация литературы в 60-70-е годы XVIII века. Развитие журналистики.

Сентиментализм – направление конца XVIII века.

3. Литература первой трети XIX века

Общая характеристика литературы первой трети XIX века. Связь литературной жизни с событиями войны 1812 года, движения декабризма и его поражением в 1825 году. Периодизация. Литературные объединения начала века. Литературное творчество В.А. Жуковского.К.Ф. Рылеева.И.А. Крылова.

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.

Жизненный путь А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Трагедия «Борис Годунов». «Евгений Онегин». Цикл «Повестей Белкина». «Капитанская дочка».

Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта. Основные поэмы и драмы Лермонтова. Проза М.Ю.

Творческий путь Н.В. Гоголя. Проблема творческого метода в циклах «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Комедия «Ревизор». Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. Поэма «Мертвые души».

  1. Литература второй половины XIX века.

Литература 1840-х годов. Общая характеристика

Социально-политическая обстановка эпохи. Идеалы культуры и просвещения с точки зрения официальной идеологии, смысл уваровской формулы “самодержавие - православие - народность”. Столичные кружки и салоны 1830-1840-х годов и их роль в духовном становлении русской интеллигенции.

Натуральная школа, круг идей и эстетика, европейские и русские истоки ее поэтики. Смысл формулы Белинского: “Гоголь - отец натуральной школы”. Сборник “Физиология Петербурга” и “Петербургский сборник” - манифесты нового литературного направления. Роль журнала “Современник” в отстаивании и пропаганде новой эстетики.

И.С. Тургенев. Жизненный путь, основные вехи. Культурно-идеологическая и политическая позиция Тургенева, Тургенев как западник-либерал, его отношение к консерваторам и революционерам-радикалам, отношение к реформе 1861 года. “Записки охотника”. История создания цикла, его идеологический пафос. Социальная, национальная и общекультурная, философская тематика. Любовная повесть Тургенева. Любовь как наслаждение, раскрепощающее личность, и иррациональная стихия, влекущая к гибели в повестях “Затишье”. “Переписка”, “Первая любовь”, “Вешние воды”. Роман “Дым”, его социально-политическая и философская проблематика. Исторические прототипы образов революционеров-эмигрантов. Потугин - новый тип героя-идеолога, его точка зрения на настоящее и будущее России и Европы. Идея трагического хода мировой истории, смысл названия романа.

Творчество И.А. Гончарова. Основные вехи биографии, первые литературные опыты. Роман “Обыкновенная история”. Конфликт “прекраснодушного” романтизма и трезвого практицизма в произведении. Романтические маски Александра Адуева (сентиментально-элегическая, байроническая и др.) в столкновении с “реальной действительностью”. Поэтика романа: ирония и юмор, роль пушкинских реминисценций, элементы гоголевской образности и стилистики. Белинский о романе Гончарова как живой классике “натуральной школ”.

Творчество Н.А. Некрасова. Основные вехи биографии. Первые поэтические опыты в романтическом духе (сборник “Мечты и звуки”). Разрыв с романтизмом и переход на позиции реалистической эстетики, редактирование сборника “Физиология Петербурга” и “Петербургского сборника”. Тематическая, персонажная и языковая прозаизация лирики, усиление в ней роли сюжетного начала. Тематическое многообразие лирики Некрасова. Некрасов-сатирик, объекты сатиры в стихотворениях “Современная ода”, “Нравственный человек” и др.

Своеобразие литературы 1850-1860-х годов. Общая характеристика. Изменение общественной и литературной атмосферы в России после европейской революционной волны 1848 года и начала “мрачного семилетия” николаевского царствования.

Доктрина “чистого искусства”, ее европейские и русские культурные истоки и художественное преломление в поэзии А.А. Фета, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Л.А. Мея, Н.Ф. Щербины. Вопрос о принадлежности к поэтам “чистого искусства” Ф.И. Тютчева, А.. Толстого.

Творчество А.А. Фета. Дуализм личности и судьбы - Фет как поэт и помещик-прагматик. Основные темы лирики поэта. Понятие суггестивной лирики. Импрессионистический характер поэзии Фета. Образы европейского искусства и античности в поэзии Фета. Антологическая лирика. Фет как поэт-новатор. Влияние философии А.Шопенгауэра на творчество и мировоззрение Фета. Критика о его поэзии.

Творчество Ф.И. Тютчева. Важнейшие моменты биографии и основные этапы творчества. Философский характер тютчевского романтизма, связь с “натурфилософией” Шеллинга. Тютчев-пантеист: концепция природы как живого организма. Любовная лирика Тютчева. Стихотворения «Денисьевского” цикла. Трагизм и психологизм тютчевской любовной лирики.

Творчество А.Н. Островского. Творчество Островского второй половины 1850-х годов. Кризис патриархальной идиллии “страны Замоскворечья”. Симпатия к либеральному критицизму. Обличительная направленность и элементы тенденциозной драмы в пьесах “Воспитанница”, “Доходное место”. Самодурство в понимании Островского и Добролюбова.

Драма “Гроза”. Психологический, социальный и исторический смысл конфликта Катерины с царством самодуров. Религиозные мотивы пьесы. Своеобразие жанра. Критика о пьесе Островского.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Цикл “Губернские очерки”, обличение типов и образа жизни помещиков и чиновников николаевской эпохи, прием “сгущения красок”, элементы гротескной образности, народная тема в цикле, славянофильский пафос и фольклорная стилистика в изображении народной Среды. “Сказки для детей изрядного возраста”. Сквозные темы и узловые проблемы сказочного цикла. Философский потенциал сказок и особенности их поэтики: аллегорическая и фантастическая образность, моралистичность, языковой комизм, традиция жанров басни, притчи и народной сказки.

  1. Литература XX века.

События первых лет революции в оценке А.Блока ("Интеллигенция и революция"), М.Горького ("Несвоевременные мысли"), В.Короленко (письма к А.Луначарскому), И.Бунина ("Окаянные дни"), В.Розанова ("Апокалипсис нашего времени"), а также В.Маяковского, И.Шмелева, З.Гиппиус и других.

Размежевание писателей в отношении к революции и советской власти. Эмиграция и депортация русской интеллигенции, в том числе литераторов - И.Бунина, Л.Андреева, А.Куприна, Д.Мережковского, В.Набокова, В.Ходасевича, И.Шмелева, Б.Зайцева и многих других. Отъезд в 1921 году за границу М.Горького.

Литературные группировки 20-х годов. Причины возникновения.

"Пролеткульт". Программа. Представители. Идеологическая платформа. Литературная политика Пролеткульта. Содержание и форма поэзии и прозы.

Активизация литературной жизни в начале двадцатых годов. Появление новых писательских имен, новых литературно-художественных журналов.

Возникновение и активное противостояние многочисленных литературных группировок. Споры о путях развития новой литературы, ее месте в общественной жизни, особенностях содержания и формы ее произведений. Проблемы традиций и новаторства в литературных дискуссиях двадцатых годов. Позиции и творчество так называемых попутчиков. Резолюция ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы".
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.



п/п

Наименование

раздела дисциплины. Тема

Формы самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля

1.

Древнерусская литература.

Литература Киевской Руси.
«Повесть временных лет».

«Слово о полку Игореве»
«Житие протокопа Аввакума»


Конспект статьи Д.С.Лихачёва «Великое наследие»

Конспект статьи Д.С.Лихачёва «Героический пролог русской литературы».Чтение текста.

Работа над статьёй в учебном пособии.


6

6

6

Проверка конспектов.

Проверка конспектов.

Беседа на практическом занятии

2.

Литература XVIII века.

Политическая трагедия Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский»Комедии А.П. Сумарокова «Рогоносец по воображению»

Подготовка читательского дневника

14

собеседование

3.

Литература первой трети XIX века.

Литература преддекабристской поры.

Подготовка к практическим занятиям. Проведение коллоквиума «Становление жанра исторического романа»

16

собеседование

4.

Литература второй половины XIX века.

Литература1840-х годов. Общая характеристика.

Столичные кружки

и салоны 1830-1840-х гг. и их роль

в жизни культурной элиты и духовном становлении русской интеллигенции. Кружок Н.В. Станкевича как исток формирования идеологии русского западничества, философский характер кружка. Русские гегельянцы.

Кружок славянофилов, их полемика с западниками и официальным правительственным курсом. Взгляды А.С. Хомякова, И.С. Аксакова. Журнал “Москвитянин”, его антизападническая направленность, роль в распространении славянофильской системы ценностей.
Литература 1850-1860-х

годов. Общая Расцвет романного

жанра. Русский антинигилистический роман (“Марево” Клюшникова, “Панургово стадо” В. Крестовского). Творчество разночинцев 1860-х годов и писателей демократического на-

правления, близких

“Современнику”.



Вопросы для самостоятельного изучения.

Рефераты.

Вопросы для самостоятельного изучения.

Рефераты.



10

8



Выполнение тестов, защита рефератов


Выполнение тестов, защита рефератов

5.

Литература XX века.

Современный литературный процесс

Чтение текстов. Ведение читательских дневников. Ведение рабочих записей учебной литературы

14

собеседование




ВСЕГО




80









п/п

Наименование

раздела дисциплины. Тема

Формы самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля

1.

Древнерусская литература.

Литература Киевской Руси.
«Повесть временных лет».

«Слово о полку Игореве»
«Житие протокопа Аввакума»


Конспект статьи Д.С.Лихачёва «Великое наследие»

Конспект статьи Д.С.Лихачёва «Героический пролог русской литературы».Чтение текста.

Работа над статьёй в учебном пособии.


4

4

4

Проверка конспектов.

Проверка конспектов.

Беседа на практическом занятии

2.

Литература XVIII века.

Политическая трагедия Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский»Комедии А.П. Сумарокова «Рогоносец по воображению»

Подготовка читательского дневника

12

собеседование

3.

Литература первой трети XIX века.

Литература преддекабристской поры.

Подготовка к практическим занятиям. Проведение коллоквиума «Становление жанра исторического романа»

12

собеседование

4.

Литература второй половины XIX века.

Литература1840-х годов. Общая характеристика.

Столичные кружки

и салоны 1830-1840-х гг. и их роль

в жизни культурной элиты и духовном становлении русской интеллигенции. Кружок Н.В. Станкевича как исток формирования идеологии русского западничества, философский характер кружка. Русские гегельянцы.

Кружок славянофилов, их полемика с западниками и официальным правительственным курсом. Взгляды А.С. Хомякова, И.С. Аксакова. Журнал “Москвитянин”, его антизападническая направленность, роль в распространении славянофильской системы ценностей.
Литература 1850-1860-х

годов. Общая Расцвет романного

жанра. Русский антинигилистический роман (“Марево” Клюшникова, “Панургово стадо” В. Крестовского). Творчество разночинцев 1860-х годов и писателей демократического на-

правления, близких

“Современнику”.



Вопросы для самостоятельного изучения.

Рефераты.

Вопросы для самостоятельного изучения.

Рефераты.



6

6



Выполнение тестов, защита рефератов


Выполнение тестов, защита рефератов

5.

Литература XX века.

Современный литературный процесс

Чтение текстов. Ведение читательских дневников. Ведение рабочих записей учебной литературы

12

собеседование




ВСЕГО




60







    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.


З А Н Я Т И Е № 1.

«Повесть временных лет» (2 ч.)


  1. Летописание на Руси. Причины возникновения летописания.

  2. Русская начальная летопись как первый опыт обобщения фактов истории.

  3. «Повесть временных лет». Гипотезы её создания. Авторство, источники.

  4. Композиция повести. Тема. Идея, образы. Стиль.

  5. Показать на примере 1-2 летописных записей художественное своеобразие.


План анализа записи.

  1. Место летописной записи в общей композиции «Повести временных лет».

  2. Сюжет записи и средства его создания.

  3. Идейный смысл записи. Связь с общей концепцией мира, истории «Повести временных лет».


Литература и задания.

  1. овесть временных лет. Изборник. – М., 1969 – с. 29-91.

  2. Уч. Гудзий Н.К. – с. 50-85.

  3. Лихачёв Д.С. Повесть временных лет / в кн. Великое наследие. – М., 1975 – с. 22-30, 84 – 106 (конспект).

  4. Наизусть: Завещание Ярослава (на древнерусском языке).

  5. Анализ записи ( по выбору).



З А Н Я Т И Е № 2.

«Слово о полку Игореве»


  1. История открытия и публикации «Слова о полку Игореве».

  2. Композиционная структура «Слова»: взаимосвязь частей «Слова», картины природы, образы, их создание.

  3. Жанровая природа «Слова».

  4. Поэтика «Слова о полку Игореве»: связь с устным народным творчеством и книжной литературой. Стиль и стих «Слова».

  5. Изучение «Слова». Основные труды – исследования.

  6. Споры вокруг «Слова». Истоки споров. Проблемы споров. Итоги дискуссий.

  7. Переводы «Слова». Сравнить переводы одного и того же эпизода разными поэтами.

  8. «Слово о полку Игореве» в разных видах искусства.

Литература и задания.

  1. Слово о полку Игореве. Изборник. – с. 197-213.

  2. Уч. Гудзий Н.К. – с. 128-133.

  3. Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы. – Л., 1967. – конспект гл. 12-14, 21-24, 32-44.

  4. Рыбаков Б. Автор «Слова о полку Игореве». – М., 1971. – с. 86-169, 202-289 (читать).

  5. Ж-л «Вопросы литературы» - 1967 - № 8 (ознакомиться с дискуссией о «Слове»).

  6. Ерёмин И.П. Жанровая природа «Слова» в кн. «Литература Древней Руси» - с. 144-163.

  7. Публикации 1985 года в ж-ле «Вопросы литературы» и «Литературное обозрение» - № 3-9.

  8. Наизусть: Вступление (на древнерусском языке), Плач Ярославны, Золотое слово Святослава (в любом переводе).

  9. Письменное сочинение.

Темы: 1. Прикасаясь к прошлому…

2. Автор «Слова» и его произведение.

3. Текст и краски художника.

Можно придумать тему самому.

  1. Просмотреть учебный фильм «Слово о полку Игореве».


З А Н Я Т И Е № 3.

Проблемы отцов и детей в бытовых повестях XVII века.


  1. Причины появления бытовых повестей 17 века.

  2. Основной конфликт бытовых повестей 17 века: социальный и философский характер конфликта, его решение в сюжетно-композиционной структуре повестей.

  3. Отношение авторов бытовых повестей к традиционному и новому в жизни. Образы «отцов» и «детей», отношение к ним авторов. Новые приёмы изображения человека в бытовых повестях.

  4. Связь бытовых повестей с демократической сатирой 17 века.


Литература и задания.

  1. Тексты: «Повесть о Горе – Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве».

  2. Лихачёв Д.С. Великое наследие. – М., 1975. – с. 312-332.

  3. Проанализировать и сравнить стиль, язык эпизодов (по одному) из разных повестей: «О Горе-Злочастии», «О Фроле Скобееве».


З А Н Я Т И Е № 4.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».


  1. Житие как жанр ДРЛ. Пути его развития. Виды житий.

  2. Отражение в «Житии протопопа Аввакума» эпохи раскола. Причины раскола.

  3. Композиция «Жития». Своеобразие каждой части.

  4. Особенности создания образа - персонажа в «Житии».

  5. Традиционное и новаторское в «Житии».


Сообщения.


  1. Жизнь Аввакума. Книга Ю. Нагибина «Неистовый протопоп». ЖЗЛ Д. Жукова и Л. Пушкарёва «Русские писатели 16 века».

  2. Контраст как приём создания образа – персонажа.

  3. Символика «Жития протопопа Аввакума».

Литература.

  1. Лихачёв Д.С. Великое наследие. – М., 1975. – гл. «Сочинение протопопа Аввакума», с. 5-51 (конспект по выбору, тезисы).

  2. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1975 – с. 292-298.


З А Н Я Т И Е № 5.

Специфика древнерусской литературы.

  1. Причины возникновения ДРЛ: общественные условия, культурно-исторические условия.

  2. Факт и его отражение в литературе. Анфиладный принцип ДРЛ.

  3. Время и пространство в ДРЛ.

  4. Христианские мотивы в ДРЛ как отражение идеологических, философских и нравственных взглядов древнего человека.

  5. Специфика жанров. Их природа. Развитие. Отношение литературных жанров между собой.

  6. Поэтика ДРЛ: литературный этикет, абстрагирование, орнаментальность, монументальность, символика.

  7. Творческий метод ДРЛ.

  8. Зачем нужно изучать ДРЛ?


Литература и задания.

  1. Изборник. Вступительная статья Лихачёва Д.С. (конспект).

  2. Просмотреть все конспекты литературоведческих работ, выбрать относящиеся к теме.

  3. Составить хронологическую таблицу 10-17 вв. и соотнести с произведениями ДРЛ.

  4. Просмотр уч. фильма «Памятники письменности».


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

«ПОВЕСТЬ О ВАСИЛИИ КОРИОТСКОМ» КАК ОБРАЗЕЦ ПРОЗЫ ПЕТРОВСКОЙ ПОРЫ.
Основные понятия: автор, авторская позиция, мотив, сюжет.
Цель анализа заключается в стремлении не только выявить своеобразие жанра «Гистории», возникшего на пересечении нескольких преемственных линий, но и доказать, что эклектичность формы преодолевается пафосом прославления петровских преобразований, который и придает «Гистории о Василии Кориотском» художественную выразительность.
Литература:

  1. Демин А.С. Русская литература второй половины 17 – начала 18 века. – М., 1977.

  2. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века.- М., 1999 – С. 42 – 48.

  3. История русской литературы в 4 томах. – Л., 1980. – Т. 1. – С. 431 – 433.

  4. Моисеева Г.Н. История изучения русских повестей первой трети XVIII века // Русские повести первой трети XVIII века. – Л.: Наука, 1965. – С. 5 – 18.

  5. Травников С.Н. Писатели петровского времени. – М., 1989.

  6. Богданова О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2003 (глава «Безавторские гистории первой трети XVIII в.: бытовая проза. «Повесть о российском матросе Василии Кориотском»).


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.

СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ОДЫ»
Основные понятия: Литературный жанр, литературный род, жанровая разновидность, метафора, гипербола, эпитет, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, сюжет, композиция художественного произведения.

Целью является стремление выявить специфические свойства жанра торжественной оды, занимавшего ключевые позиции в жанровой иерархии русского классицизма.

На обсуждение со студентами выносятся следующие проблемы:

1. Место оды в классицистической системе жанров. Переосмысление значимости жанра в русском классицизме. Своеобразие жанра торжественной оды (специфика предмета, композиции, языка, художественно – выразительных средств);

2. Структурообразующие признаки оды (одический восторг, одическое парение, лирический беспорядок) и их реализация в художественной практике Ломоносова, Сумарокова, Тредиаковского;

3. А.П. Сумароков об оде («Эпистола о стихотворстве»). Отношение поэта к одическому творчеству Ломоносова («Оды вздорные»). Какие погрешности против правил одописи усматривает Сумароков в ломоносовских одах?

4. Идейно – художественное своеобразие рассматриваемых од.

  1. Эволюция жанра торжественной оды. В.В. Маяковский «Ода революции».


Литература:

1. Москвичева Г.В. Русский классицизм. – М., 1986;

2. Алексеева Н.Ю. Русская ода: Развитие одической формы в XVII – XVIII веках. – СПб.: Наука, 2005. (Часть III. Классицистическая ода). – С. 173 – 261.

3. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2003. – С. 72 - 95 (глава «Жанровые разновидности оды в лирике М.В. Ломоносова»);

4. Западов А.В. В глубине строки. – М., 1972 (гл. «Умение читать оду»);

5. Гаспаров М.Л. Стиль Ломоносова и стиль Сумарокова – некоторые коррективы.// Новое литературное обозрение. – 2003. - № 59;

6. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 2002. – С. 241 – 242;

7. Купреянова Е.Н., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. – Л., 1976. – С. 128 – 136;

8. Кожевникова Н.А. «Оды торжественные» А.П. Сумарокова: язык и стиль // Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777): Жизнь и творчество: Сборник материалов. – М.: Пашков дом, 2002. – С. 98 – 133.

9. Державин Г.Р. Рассуждение о лирической поэзии или об оде// Державин Г.Р. Избранная проза. – М., 1984.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 8.

Г.Р. ДЕРЖАВИН. «ЕВГЕНИЮ. ЖИЗНЬ ЗВАНСКАЯ».
Основные понятия: идиллия, дружеское послание, элегия, хронотоп, композиционные приемы контраста, параллелизма, анафора, метафора, автобиографические мотивы, литературная традиция.

Цель анализа: показать, как Державин, соединяя возможности жанра дружеского послания, идиллии, элегии, оппонирует Жуковскому и насыщает текст целым комплексом философских идей, которые превращают стихотворение в развернутую метафору.

Проблемы, на которые необходимо обратить внимание при изучении державинского стихотворения:

  1. Развитие темы, разработка приемов изображения жизни частного человека в русской поэзии до Г.Р. Державина. Сравните державинские стихи, где разрабатывалась тема жизни частного человека («Приглашение к обеду», «Похвала сельской жизни», «Деревенская жизнь» и т.д.), с идиллией В.К. Тредиаковского «Строфы похвальные поселянскому житию». Синтез элегии и идиллии в произведениях Державина.

  2. Особенности композиции державинского послания. Философско-метафорический подтекст стихотворения. Движение во времени. Прочитайте державинское стихотворение «Четыре возраста». Как его содержание помогает понять идею «Евгению. Жизнь Званская». Какие композиционные части можно выделить?

  3. Особенности сюжета стихотворения. Проследите развитие настроения лирического героя Державина. Какое значение в эволюции умонастроений героя имеет движение в пространстве?

  4. Поэтическое возражение В.А. Жуковскому – автору элегии «Вечер». Обратите внимание на последнюю часть державинского послания. Как работают державинские традиции в произведении Жуковского? Что и почему перенимает Державин в образах Жуковского?

  5. Художественные открытия Державина и творчество А.С. Пушкина.


Литература:

  1. Западов А.В. Гаврила Романович Державин. – М. – Л., 1965. – С. 150 – 154.

  2. Серман И.З. Гаврила Романович Державин.- Л., 1967. – С. 99 – 103.

  3. Крон Анна-Лиза. «Евгению. Жизнь Званская» как метафизическое стихотворение.// Норвичские симпозиумы по русской литературе и культуре. – Т. IV. – Гавриил Державин. – Нортфилд, Вермонт: Русская школа Норвичского университета, 1995. – С. 268 – 282.

  4. Грот Я.К. Жизнь Державина. – М.: Алгоритм, 1997. – С. 642 – 649.

  5. Стенник Ю.В. Пушкин и русская литература 18 века. – СПб: Наука, 1995. – С. 209 – 224.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.

КОМЕДИЯ А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».


  1. Особенности жанра «Горя от ума»:

а) развитие А.С. Грибоедовым жанра высокой комедии. «Недоросль» Фонвизина и «Горе от ума» Грибоедова;

б) реалистическая основа жанра «Горе от ума».

ЗАДАНИЕ: проследить по тексту развитие личной и общественной драмы Чацкого.

в) И.А.Гончаров о художественной форме «Горя от ума».


  1. Композиция комедии «Горе от ума». Черты старой комедии в «Горе от ума».

ЗАДАНИЕ: а) проанализировать систему образов;

б) выявить идейно-художественную роль внесценических персонажей;

в) отметить и определить значение слов «под занавес».

  1. Термины: Композиция, жанр, комедия. (см. Краткая литературная энциклопедия. Тт. 2/3.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Белинский В. Г. «Горе от ума». Сочинение А.С. Грибоедова. – любое издание.

  2. Гончаров И.А. Мильон терзаний (критический этюд).- Любое издание.

  3. Алпатова Т. «Магия слова» в художественном мире «Горя от ума» А.С. Грибоедова// ЛВШ. – 2004. - № 8, 10.

  4. Штейн А.Л. Критический реализм и русская драма 20 века.- М., 1962.- С. 119-144.

  5. Нечкина М.В. А.С. Грибоедов и декабристы.- М., 1951. - Ч.2.

  6. Билинкис Я.С. На повороте истории, на повороте литературы (о комедии Грибоедова «Горе от ума») // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969.

  7. Билинкис Я.С. Непокорное искусство. – Л., 1991. – С. 167 – 206 (глава «Горе от ума» в пути русской литературы.

  8. Орлов В.Н. Грибоедов.- Л., 1967.

  9. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горе от ума».- М.,1971.

  10. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиция - Л.,1977.

  11. П. Вайль, А. Генис. Чужое горе. Грибоедов.// П. Вайль, А. Генис. Родная речь. – М., 1991. – С. 38 – 45.

  12. «Горе от ума» на русской и советской сцене. – М., 1987.

  13. Эйдельман Н.Я. Быть может за хребтом Кавказа. – М., 1990 (Ч. 1 «Грибоедов»).


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА.


    1. Человек и мир в философской лирике Пушкина. Стихотворение «Осень».

а) проследить по стихотворению «Осень» изображение картин национальной русской жизни;

б) сложное содержание образа лирического «Я» и его взаимоотношений с миром;

в) какие задачи выполняются в стихотворении «Осень» элегическими традициями (выявить их) и эпиграфом.

г) «Осень» как изображение творческого процесса.

    1. Tempora fugita Горация в контексте пушкинских размышлений о разрушительном беге времени. Стихотворение «…Вновь я посетил».

а) какие связи намечаются между человеком и миром в стихотворении «...Вновь я посетил»?

б) идейно-художественный смысл параллелизма человека и природы в стихотворении.

в) Основа философского оптимизма Пушкина. Сравнить содержание этого стихотворения с «Брожу ли я вдоль улиц шумных».

г) особенности формы стихотворения.
ЛИТЕРАТУРА:

1. Г.П. Макогоненко. Творчество А.С. Пушкина в 30-е годы. – Л., 1974.

2. Н.В. Измайлов. Очерки творчества Пушкина. – Л., 1976.

3.Ю.М. Лотман. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. – С. 511 – 516 (статья «Две «Осени»).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №11.

ИДЕЙНО – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ ФЕТА А.А.
1.Почему лирику Фета относят к «чистой поэзии»? Прокомментируйте такие понятия, как суггестивная поэзия, импрессионистичная лирика. Теоретические положения проиллюстрируйте текстами.

2.Почему лирику Фета сравнивают с пуантилизмом в живописи? Охарактеризуйте своеобразие эпитетов и метафор в лирике Фета. Чем можно объяснить «зыбкое переносное значение», когда ассоциация рождается только контекстом? («румяное сердце розы»).

3.Лирику Фета называют музыкальной. Назовите особенности строфики, ритма, рифмы стихотворений поэта.

4.Каково назначение чередования «коротких» и «длинных» строк в стихотворении «Бабочка» (1884 г.), «Сны и тени» (1859 г.)?

5. Охарактеризуйте дольниковый строй в стихотворениях «Свеча нагорела. Портреты в тени», «Измучен жизнью, коварством надежды».

6.Каково назначение сочетаний двусложного размера с трехсложным в стихотворении «Давно в любви отрады мало: Без отзыва вздохи, без радости слезы»? Каково назначение сочетания трехсложных размеров (анапеста и дактиля) в стихотворении «Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер»?

7. Каково назначение чередования рифмующихся строк с белыми в стихотворениях «Заиграли на рояле», «Как ясность безоблачной ночи…»?

8.Какова роль в создании мелодики стиха словесных повторов (повторов строф)? (см. стих. «Фантазия», «Я тебе ничего не скажу», «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…»).

9. Изучив работы Ю.М.Лотмана, Л.М.Лотмана, М.Л. Гаспарова, назовите возможные пути анализа поэтического текста, прокомментируйте их, пользуясь работами указанных литературоведов. Что предполагает имманентный анализ стихотворения?

10. Назовите 3 уровня анализа поэтического текста. Теоретические положения проиллюстрируйте примерами конкретного анализа.

11. Учитывая своеобразие анализа поэтического текста, предложите возможные прочтения стихотворения А.А. Фета (по выбору студента).

Литература:

- Фет А.А. Сочинения в 2-х томах. – М., 1982.

- Фет А.А. Стихотворения и поэмы. – Л., 1986.

- Асланова Г. «В плену легенд и фантазий» // Вопросы литературы – 1997 - сент. – окт. – с. 161-196.

- Баевский В.С. История русской поэзии 1730-1980. Гл. 7 «Фет. Некрасов». – М., 1996. – с. 161-168.

- Благой Д.Д. Грамматика поэмы (об одном стихотворении Фета) / Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. В 2-х т. Т. 2. – М., 1979 – с. 18-303.

- Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: Очерк жизни и творчества. – Л., 1990.

- Гаспаров М.Л. «Уснуло озеро» Фета и палиндромон Минаева. Поэтика пародии / Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – М., 1995.

- Гаспаров М.Л. А. Фет безглагольный / Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – М., 1995.

- Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною…» (Методика анализа стихотворного текста) // Русская речь – 1997 - № 1 – с. 9-21. Составить тезисы работы.

- Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

- Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972.

- Курляндская Г.Б. Философские мотивы в поздней лирике Фета. - Контекст. 1988.

- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М., 1972. – с. 11-18, 113-126.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12.

М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. СКАЗКИ
1.Когда и почему Салтыков – Щедрин обращается к жанру сказки? Продиктовано ли это обращение

- внутренней эволюцией его творчества?

- Временем?

- Творческим экспериментом автора?

2.Согласны ли Вы с утверждением С. Макашина: «Сказки» - «это как мазурки Шопена, в которых в миниатюре содержится все творчество композитора». Свое утверждение обоснуйте, используя тексты «Сказок», восстановив темы, образы, проблематику известных Вам произведений писателя.

3.Охарактеризуйте поэтику «Сказок».
Тексты: М.Е. Салтыков – Щедрин. «Сказки».
Литература:

- Бушмин А.С. Сказки Салтыкова – Щедрина. – Л., 1976 (конспект).

- Лебедев Ю.В.Русская литература второй половины 19 века. – М., 1990. – с. 258-276. Составить тезисы работы.

- Макашин С.А. Салтыков – Щедрин. Последние годы. 1875 – 1889. Биография. – М., 1989. – с. 343-367. Составить тезисы работы.

- Никифорова В.Ф. сказки в кругу сатирических произведений М.Е. Салтыкова – Щедрина / Анализ художественного произведения в контексте творчества писателя / под ред. М.Л. Семеновой – с. 119 – 131(конспект).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13.

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ Ф.И. ТЮТЧЕВА
1.Определите понятия: «чистая поэзия», «философская лирика».

2.Согласны ли Вы с утверждением Ю.М. Лотмана о том, что в наследии Тютчева можно увидеть наличие «прямо противоположных решений одних и тех же вопросов»? Свое мнение аргументируйте.

3.Изучив предложенную литературу, обозначьте основные проблемы, связанные с изучением творчества Тютчева.

4.Изучив предложенные литературоведческие работы, сделайте анализ одного из стихотворений Тютчева в письменном виде.

Литература

- Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Учебное пособие. – М., 1981.

- Григорьева Л.Д. Слово в поэзии Тютчева. – М., 1980.

- Динессман Т.Г. Летопись жизни и творчества Тютчева. – М, 1992.

- Коровин В.И. Русская поэзия 19 века. – М., 1983.

- Королева Н.В. Тютчев. / В сб.: Поэтический строй русской лирики. – Л.: Наука, 1979. – с. 147-160 (образец конкретного анализа стихотворения).

- Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. С.соч. в 3-х тт. – Таллин, 1993 – Т.3 стр. 145-172. (конспект).

- Маймин Е.Д. Русская философская поэзия. Поэты – любомудры. А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. – М., 1976. – с. 143-184.

- Николаев А.Л. Судьба поэтического наследия Тютчева 1822-1836 гг. и текстологические проблемы его издания. // Русская литература - 1979 - № 1 – с. 128-143 (тезисы).

- Озеров Л.А. Поэзия Тютчева. – М., 1975.

- Орлов О.В. Поэзия Тютчева. – М., 1981.

- Петров А. Личность и судьба Ф.Тютчева. – М., 1992.

    • Сухих И.Н. Анализ стихотворения Тютчева «От жизни той, что бушевала здесь…» // сб.: Анализ одного стихотворения. – Л., 1985. – с. 187-198.


Практическое занятие №14-15

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconПояснительная записка: Курс «Основы герменевтики»
Копылов А. В., к ф н., доцент кафедры английского языка и английской филологии мгпу
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconПояснительная записка в настоящее время активная молодежная политика...
Грашевская О. В., канд ист наук, доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодежью, Сапрыкин В. П. – к п н., доцент...
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconПояснительная записка: Курс «Теория и практика перевода»
А. В. Копылов, к филос н., доцент кафедры английского языка и английской филологии ффиж мгпу
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconМгпу учебно-методичекий комплекс дисциплины
Рецензенты: Иванчук Н. В., к п н., доцент кафедры математики и мом мгпу, Беляев Владимир Яковлевич кандидат физ мат наук, доцент...
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Меньшакова Мария Юрьевна, к б н., доцент кафедры биологии и химии мгпу
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс
Антошина С. А., канд филол наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания мгпу
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconПояснительная записка: в современном динамично развивающемся глобализируемом...
Паламарчук Максим Леонидович — аспирант мгпу; кандидат философских наук, доцент кафедры Кимктяиж мггу
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета...
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconПояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века»
Автор программы: Р. М. Гафаров, кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconЛитература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л
«система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений»
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доцент кафедры психологии развития и инноваций Института психологии социологии и социальных отношений гбоу впо мгпу, к психол н.,...
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 5 Полиграфический...
...
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс
О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс
Рецензенты: О. Н. Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (мгпу)
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: Короткова Т. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Кимктяиж мгпу
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс дисциплины
А. В. Копылов, к ф н., доцент кафедры английского языка и английской филологии ффиж мгпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск